БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321шихся в 20-30-х гг.,-Ж. Ибер, К. Дельвенкур, Ж. Миго, Ж. Ривье, Р. Лушёр, A. Core, Э. Бондевиль. В эти же годы возникла творч. группа "Молодая Франция" (1935, 1-й концерт и манифест -1936), ставившая своей задачей создание в противовес конструктивизму и академизму живой музыки, проникнутой гуманизмом. Среди её участников: О. Мессиан - крупный мастер, ярко проявивший себя в жанрах камерно-инструм. и вокальной музыки (зачастую его произв. связаны с религ.-мистич. тематикой), А. Жоливе, Даниель-Лесюр, И. Бодрие. Содружество это распалось во время 2-й мировой войны.

В годы фаш. оккупации Ф. муз. жизнь замерла. Передовые композиторы своим творчеством боролись с врагом (песни Сопротивления; "Четыре песни страдающей Франции" Орика, "Патриотическая кантата" Пуленка и др.). В то же время нек-рые представители франц. интеллигенции замыкались в крайнем индивидуализме, искали спасения в религии.

После окончания 2-й мировой войны музыкальная жизнь Ф. оживилась. Парижские театры возобновили постановки опер и балетов франц. авторов, в концертах зазвучали произв. отечеств, композиторов, находившиеся под запретом. Активизировалась деятельность комп. Мессиана, Пуленка, Мийо, Жоливе, Core, Орика, Даниель-Лесюра, Ж. Франсе, М. Ландовски (в 1966-возглавлял Муз. отдел Гос. секретариата по вопросам культуры), А. Дютийе и др.

В то же время с кон. 40-х гг. началось увлечение абстрактно-технологич. системами композиции [додекафония, сериа-лизм (см. Серийная музыка), алеаторика, электронная музыка, конкретная музыка]. Видный представитель авангарда - композитор и дирижёр П. Бу-лез, организатор и руководитель концертов новой музыки "Domaine musicale" (осн. в 1954, в 1967-73 их возглавлял композитор и дирижёр Ж. Ами). Вокруг этого центра муз. авангарда группировались представители новейших течений во франц. музыке - П. Мефано, К. Балиф, Ж. К. Элуа, Л. Феррари,

Таблица I
К ст. Франция. 1. Побережье Ла-Манша, скалы близ Эгрета. 2. Судоходный канал на севере Франции, близ Дюнкерка. 3. Бокаж на севере Франции. 4. Пастбище в Нормандии. 5. Арденны.

Таблица II
К ст. Франция. 1. Вершина Пюи-де-Дом в Центральном Французском массиве. 2. Гидроузел на реке Дордонь. 3. Долина реки Ло близ Эспальона. 4. Побережье Бискайского залива близ мыса Кубр. S. Рисовые поля в дельте Роны.

Таблица III
К ст. Франция. 1. В долине Шамони, у подножия Монблана. 2. Массив Монблан в Альпах. 3. Северный склон центральной части Пиренеев. 4. Средиземноморское побережье близ Ниццы. 5. Долина в Пиренеях к югу от города По.

Таблица IV
К ст. Франция. Париж. Вид столицы со стороны площади де Голля. На втором плане - Елисейские поля и примыкающие к ним районы.

Таблица V
К ст. Франция. 1. Дижон. Центральная часть города. 2. Авиньон. Старая часть города. На переднем плане - 6. Папский дворец. Вдали - река,Рона. 3. Тулуза. Вид части города. 4. Страсбур. Вид части города. Вдали - собор (11-16 вв.). 5. Марсель. Приморская часть города. 6. Курортный комплекс близ Ниццы.

Таблица VI
К ст. Франция. Архитектура 7 - 17 в в. 1. Собор в Везон-ла-Ромен (Прованс). Основное строительство - 7 в. 2. Церковь Нотр-Дам в Паре-ле-Моньяль (Бургундия). Основное строительство - 11 в. 3. Церковь Сен-Маклу в Руане. 1434-70. 4. Ратуша в Сен-Кантене (Пикардия). 1351-1509. 5. Замок в Азе-ле-Ридо (Турень). 1518-20. 6. Ф. Д е л о р м. Портал замка Ане (Орлеане). Начат в 1547. 7. Ф. М а н с а р. Крыло замка в Блуа (Орлеане). Перестройка - 1635-38. 8. Ж. А. Д ю с е р с о. Отель Сюлли в Париже. Ок. 1624.

Таблица VII
К ст. Франция. Архитектура 17 - 2 0 в в. 1. К. П е рр о. Обсерватория. 1667-72. 2. Ж. Ж. С у ф л о. Пантеон (б. церковь Сент-Женевьев). 1758-90. Интерьер. 3. Ж. А. Г а б р и е л ь. Отель Бирон. 1728-30. 4. Ш. Г а р н ь е. Театр «Гранд-Опера к 1861-75. 5. А. Л а б р у с т. Библиотека Сент-Женевьев. 1843-50. в. Г. Жилле. Церковь Нотр-Дам в Руайане. 1954-59. 7. Э. Б о д у э н, М. Л о д с. Школа в Сюрене (Иль-де-Франс). 1935. 8. Р. А н ж е р, П. П у ч-ч и н е л л и. Башенный дом в жилом комплексе Иль-Верт в Гренобле. 1960-е гг. (1-5 - Париж.)

Таблица VIII
К ст. Франция. Изобразительное искусство 1в. до н. э.- 1 7 в. 1. «Трофей с пленниками». Деталь триумфальной арки в Карпантра (Прованс). 1 в. до н. э.- 1 в. 2. «Флот Вильгельма Завоевателя, переплывающий Ла-Манш». Деталь «Ковра из Байё». Ок. 1080. Музей королевы Матильды. Байё. 3. Деталь тимпана западного портала церкви Ла-Мадлен в Везде (Бургундия). Ок. ИЗО-38. 4. «Иов и его друзья». Рельеф собора Парижской богоматери. 1220-е -1230-е гг. 5. Э. Шаронтон. «Коронование богоматери». 1453-54. Госпиталь. Вильнёв-лез-Авиньон. 6. Ф. К л у э. «Диана Пуатье». Ок. 1571. Национальная галерея искусства. Вашингтон. 7. Ф. Жирардон. «Аполлон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале). Мрамор. 1662-72. 8. Н. Пуссен. «Аркадские пастухи» (2-й вариант). Ок. 1650. Лувр. Париж. (1, 3, 4 -камень.)

Таблица IX
К ст. Франция. Изобразительное искусство 18 - 20 в в. 1. А. Ватто. «Актёры итальянской комедии». 1720. Национальная галерея искусства. Вашингтон. 2. О. Ф р а г о н а р. «Музыка». 2-я пол. 18 в. 3. Ж. Л. Д а в и д. «Ликторы приносят Бруту тело его сына». 1789. Фрагмент. 4. Ж. Б. С. Ш а р д е н. «Кухарка». 1738. Галерея Лихтенштейн. Вена. 5. Г. К у р б е. «Молодые дамы у Сены». 1856. Музей Пти Пале. Париж. 6. О. Домье. «Любитель эстампов». 1857-60. Музей изящных искусств города Парижа. 7. П. Гоген. «Белая лошадь». 1897.8. Ж. Брак. «Дуэт». 1937. Музей современного искусства. Париж. 9. А. Б у р д е л ь. «Сафо». Гипс. 1924-25. Музей Бурделя. Париж. (2, 3, 7-Лувр, Париж.)

Таблица X
К ст. Франция. 1. Сцена из Валансьеннской мистерии. 2. Актёры театра «Бургундский отель». 3. Ф. Ж. Тальма в роли Прокула. «Брут» Вольтера. 4. С. Бернар в роли Теодоры. «Теодора» В. Сарду. 5-11. Сцены из спектаклей: 5. «Земля» по Э. Золя. Театр Антуана. 1902. 6. «Мещанин во дворянстве» Мольера. Театр «Комеди Франсез». 1954 (гастроли в СССР). 7. «Ночи гнева» А. Салакру. Театр М. Рено и Ж. Л. Барро. 1946. 8. «Сид» П. Корнеля. 1951. 9. «Делец» О. Бальзака. 1957 (оба - Национальный народный театр). 10. «Три мушкетёра» по А. Дюма. «Театр де ла Сите». 1958. 11. «Фракасс» («Капитан Фракасс») по Т. Готье. Театр «Компани дю котурн». 1974 (гастроли в СССР).

Таблица XI
К ст. Франция. 1-2. Сцены из спектаклей театра «Гранд-Опера»: 1. Опера «Кармен> Ж. Визе. 1959. 2. Балет «Собор Парижской богоматери» М. Жарра. 1965. 3-11. Кадры из фильмов: 3. «Политый поливальщик». Реж. братья Люмьер. 1895. 4. «Великая иллюзия». Реж. Ж. Ренуар. 1937. 5. «Дети райка». Реж. М. Карне. 1945. 8. «Фанфан-Тюльпан». Реж. Кристиан-Жак. 1952. 7. «400 ударов». Реж. Ф. Трюффо. 1959. 8. «На окраине Парижа». Реж. Р. Клер. 1957. 9. «Приговорённый к смерти бежал». Реж. Р. Брессон. 1956. 10. «Большая прогулка». Реж. Ж. Ури. 1968. 11. «Похищение». Реж. И. Буассе. 1973.

Таблица XII
К ст. Фрунзе. 1. Здание горисполкома. 1956. Архитектор П. П. Иванов. 2. Памятник В. И. Ленину. Бронза, гранит. 1948. Скульптор Г. В. Нерода, архитектор В. В. Всрюжский. 3. Дом правительства Киргизской ССР. 1954. Архитекторы Г. Назарьян, Р. Семерджиев. 4. Здание Политехникума. 1954. Архитектор Е. Г. Писарской. 5. Гостиница «Кыргызстан». 1971. Архитектор Е. Г. Писарской, инженеры Г. В. Савватеев, Ю. Ю. Сирмбард. 6. Здание Верховного суда Киргизской ССР. 1974. Архитектор В. В. Курбатов. 7. Один из новых микрорайонов Фрунзе. 1965-70. 8. Здание Киргизского академического драматического театра. 1970. Архитекторы ф. М. Евсеев, М. Г. Евсеева, инженеры В. В. Жаркова, А. А. Антонова. 9. Здание Музея изобразительных искусств. 1976. Архитекторы III. Джекшенбаев, В. И. Назаров, Д. Шрыскульев.

Таблица XIII
К ст. Хакасская автономная область. 1. Река Енисей. 2. Оросительная система в Усть-Абаканском районе. 3. Черногорск. Ткацкий цех камвольно-суконного комбината. 4. Усть-Аоакан. Гидролизно-дрожжевой завод. S. Отара овец совхоза им. М. И. Калинина Аскизского района. 6. Абакан. Проспект Ленина.

Таблица XIV
К ст. Хабаровский край. 1. Баджальский хребет. 2. Озеро Амут. 3. Река Амур. 4. Морской порт Ваыино. 5. Николаевск-на-Амуре. Морской порт.

Таблица XV
К ст. Хабаровский край. 1. Амурский целлюлозно-картонный комбинат. 2. Комсомольск-на-Амуре. Площадь В. И. Ленина. 3. Комбинат «Приморзолото». Добыча золота из россыпей. 4. Советская Гавань. Судоремонтный завод. 5. Амурск. Общий вид города. 6. Хабаровск. Комсомольская площадь.

Таблица XVI
К ст. Хале Ф. 1. "Семейный портрет (И. Масса и его жена Б. ван дер Лан)". Ок. 1622. Государственный музей. Амстердам. 2. "Малле Баббе". Ок. 1630. Картинная галерея. Берлин-Далем. 3. "Цыганка". Ок. 1630. Лувр. Париж. 4. "Поющие мальчики". Ок. 1627. Картинная галерея. Кассель. 5. "Регенты госпиталя св. Елизаветы". 1641. 6. "Улыбающийся кавалер". 1624. Собрание Уоллес. Лондон. 7. "В. ван Хёйтхёйсен". Ок. 1637-39. Музей изящных искусств. Брюссель. 8. "Регентши приюта для престарелых". 1664. (5, 8 - Музей Ф. Халса. Харлем.)
Ф. Мирольо, М. Констан, Б. Жолас и др. Многие из них, освоив систему сериального письма, разработанную Булезом, перешли к использованию принципа алеаторики, построенной на "недетерминированности" муз. формы, зависящей от элементов случайности. Ведутся поиски в сфере электронной (Ф. Байль, Б. Пар-межиани, Ф. Б. Маш), конкретной (П. Шеффер, П. Анри и др.), "стохастической" (т. е. основанной на математич. вычислениях, теории вероятности и действиях электронно-вычислит. машин; её создатель комп. и архитектор греч. происхождения Я. Ксенакис) музыки.

Среди крупнейших франц. исполнителей 20 в.: дирижёры - К. Шевильяр, П. Монтё, И. Маркевич, А. Клюитенс, Ш. Мюнш, Л. Форестье, П. Паре, Ш. Брюк, С. Бодо, Ж. Мартинон, П. Бу-лез; пианисты - Л. 'Дьемер, И. Нат, А. Корто, М. Лонг, Р. Казадезюс, С. Франсуа, Ж. Б. Помье, М. Брюшоль-ери, М. Ааз; скрипачи - Ж. Тибо, 3. Франческатти, Ж. Неве; виолончелисты - П. Фурнье, П. Тортелье; органисты - Ш. Турнемир, Ш. Видор, М. Дюпре, М. Дюруфле; певцы - Д. Дюваль, Ж. Креспен, Ж. Жироду; шансонье - А. Брюан, М. Шевалье, Мистан-гет, Э. Пиаф, С. Реджани, Ж. Беко, Ш. Трене, Ж. Брассенс, М. Матьё и др. Среди музыковедов - Л. де Ла Лоранси, Р. Дюмениль, Э. Вийермоз, А. Голеа, П. Ландорми, Н. Дюфурк, Ф. Лесюр, Ж. Шайе, В. Фёдоров, Б. Гавоти, Р. Гофман.

Интенсивна муз. жизнь больших городов Ф., в них создаются муз.-театр, очаги. Важную роль играют муз. фестивали в Париже, Авиньоне, Экс-ан-Про-вансе, Страсбуре, Безансоне, Бордо, Туре, Руане, Ла-Рошели. Париж -крупнейший муз. центр мира. Здесь работают театры "Гранд-Опера" ("Опера комик" закрыт в 1972, с 1973 функционирует как студия, где молодые исполнители ставят эксперимент, спектакли), "Театр Наций" (создан в 1954, спектакли проходят в разных помещениях, в т. ч. в "Театре Елисейских полей"; выступают оперные, балетные, драматич., этногра-фич. коллективы мн. стран); 5 симф. оркестров, в т. ч. Парижский оркестр (осн. в 1967). Концерты проходят в залах "Гаво", "Плейель", "Олимпия". В 1975 открыт Дворец конгрессов, где устраиваются симф. и хоровые концерты. В Париже сосредоточены важнейшие муз. уч. заведения -консерватория, "Схолаканто-рум" (осн. в 1894), "Эколь нормаль де мю-зик" (осн. в 1919); граммофонные фирмы, муз. об-ва, Нац. муз. комитет Франции; Междунар. муз. совет при ЮНЕСКО. Во Ф. проводятся Междунар. конкурсы: имени М. Лонг - Ж. Тибо (с 1943 нац., с 1946-междунар.; скрипачи и пианисты); вокалистов в Тулузе (с 1954); молодых дирижёров в Безансоне (с 1951); гитаристов франц. радио и телевидения (с 1959 нац., с 1961 междунар.). Издаются муз. журналы, в т. ч. "La Revue musicale" (с 1827), "Revue de musicologie" (1917), "Journal musical francais" (1951-73), "Le Courrier musical de France" (c 1963), "Diapason" (Boulogne, с 1956), "Musique en jeu" (c 1970).

Лит.: Обри П., Трубадуры и труверы, пер. с франц., М., 1932; Комбарьё Ж., Французская музыка , XVI века, пер. с франц., М., 1932; Тьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. с франц., М., 1933; его же, История народной песни во Франции, пер. с франц., М., 1975; Радиге А., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; П р ю н ь е р А., Новая история музыки, [пер. с франц.], т. 1, М., 1937; Р о л л а н Р., Музыканты прошлых дней, пер. с франц., М., 1938; Французская музыка второй половины XIX века. Сб., сост. и ред. М. С. Друскин, М., 1938; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1 - 2, М.- Л., 1941-59; Шнеерсон Г., Музыка Франции, М., 1958; его же, Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970; Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "шести", пер. с франц., Л., 1964; Ж у р д а н-М о р а н ж Э., Мои друзья музыканты, пер. с франц., М., 1966; Друскин М. С., О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Э р и с м а н Ги, Французская песня, пер. с франц., М., 1974; Koechlin Ch., La musique et le peuple, P., 1936; С о r t о t A., La musique francaise de piano, v. 1 - 3, P., 1944; LandormyP., La musique francaise apres Debussy, P., [1943]; Chailley J., L'ecole musicale de Saint Martial de Limoges jusqu'a la fin du XI siecle, P., 1960; R о у J., Musique francaise, P., 1962; Dufourcq N., La musique francaise, P., 1970. Г. М. Шнеерсон.

XVI. Балет

Формирование сценич. танца началось в 13-14 вв. В 16 в. появились балетные спектакли ("Комедийный балет Королевы" балетм. Б. Бальтазарини, 1581) в виде пьес с пением и диалогами, где танец был составной частью представления. В 17 в. начал развиваться придворный балет, где роль танца постепенно возрастала, хотя он ещё не отделился от слова. В 1661 была создана Академия танца, занимавшаяся его регламентацией. С 1669 начинается история парижской Оперы (см. "Гранд-Опера"), где ставились балеты, вошедшие в историю франц. хо-реографич. иск-ва. Во 2-й пол. 18 в. балет выделился в самостоят, вид театр, представления. На смену придворному зрелищу с феерич. эффектами и дивертисментами пришёл драматич. балет, где в танце раскрывались переживания героев. Такими были постановки крупнейшего франц. теоретика танца и балетмейстера Ж. Ж. Новера (трагедийный балет "Медея и Язон" Ж. Ж. Родольфа, 1776, и др.). Последователь Новера балетм. Ж. Доберваль поставил "Тщетную предосторожность" (музыка сборная, 1789). Известные танцовщики 1-й пол. 18 в.-М. Камарго, М. Салле, 2-й пол. 18 в.-О. и Г. Вестрис, П. Гардель.

В 30-х гг. 19 в. во Ф. утвердился ро-мантич. балет. Спектакли Ф. Тальони ("Сильфида" Ж. Шнейцгоффера, 1832; "Дева Дуная" А. Адана, 1836), в к-рых выступала М. Тальони, отражали противоречие между мечтой и действительностью. Образы неземных существ, олицетворяющих недосягаемый идеал, потребовали новой танц. техники, в частности танца на пальцах. В балетах Ж. Перро действительность поэтизировалась, романтизировалась; здесь возникали образы, родственные поэзии Дж. Байрона, произв. В. Гюго ("Корсар" Адана, "Эсмеральда" Ч. Пуньи). Один из самых значит, балетов эпохи романтизма -"Жизель" Адана (балетм. Перро и Ж. Коралли, 1841). В 60-х-нач. 70-х гг. значит, постановки осуществили балетм. А. Сен-Леон ("Коппелия" Л. Делиба, 1870), затем Л. Мерант. Со 2-й пол. 19 в. с упадком романтизма балет деградировал и в нач. 20 в. интерес к нему иссяк. Возрождение балета началось в 1910-х гг., после первых Русских сезонов в Париже, когда были показаны балеты М. М. Фокина в исполнении А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского. В труппе Русский балет С. П. Дягилева, работавшей во Ф. до 1929, были пост, балеты франц. комп. М. Равеля, Д. Мийо, Ф. Пуленка, Э. Са-ти, A. Core и др. Декорации П. Пикассо, А. Матисса, А. Дерена, Ф. Леже и др. определяли характер спектакля (балеты в стиле кубизма, сюрреализма и др.). Балетм. Л. Ф. Мясин, Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин часто ставили балеты во Ф. Рус. артисты О. И. Преображенская, Л. Н. Егорова и др. открыли в Париже балетные школы. В 30-х гг. значит, была деятельность труппы "Балле рюс де Монте-Карло" и др. трупп, возникавших на её основе. В 1929-нач. 60-х гг:. с перерывами балет Оперы возглавлял С. Лифарь. Он работал здесь и как ведущий танцовщик (до 1956). Лифарь создал обширный репертуар преим. из своих постановок ("Сюита в белом" на муз. Э. Лало, 1943; "Федра" Ж. Орика, 1950; "Наутеос" Ж. Леле, 1954, и др.), в к-рых выступали Л. Дарсонваль, С. Перетти, затем И. Шовире, Н. Вырубова, Л. Дей-де, М. Рено, Ю. Алгаров. Во 2-й пол. 40-х гг. молодые артисты, искавшие новых путей в иск-ве, сближения его с современностью, создали собственные коллективы с новым репертуаром. Балетм. Р. Пти работал в труппе "Балет Елисейских полей" (с 1945), затем "Балет Парижа", где поставил "Кармен" на муз. Визе (1949), "Волк" А. Дютийё (1953). В балетах Пти выступала танцовщица Р. Жанмер. Собств. труппами руководили Ж. Шарра, Ж. Ба-биле. В сер. 50-х гг. началась балетмейстерская деятельность М. Бежара, труппа к-рого "Балет 20 века" с 1960 базируется в Брюсселе при "Театре де ла Монне>. Бежар продолжает работать и во Ф., он создал новый вид монумент, хорео-графич. представления, предназначенного для исполнения на больших сценич. площадках, аренах ("IX симфония Л. Бетховена", 1964; "Ромеои Джульетта" на музыку Г. Берлиоза, 1966; "Нижин-ский, клоун божий" П. Анри и др., 1971). В 60-70-е гг. в репертуаре Оперы были балеты Пти, Бежара, Баланчина, Дж. Роб-бинса и др. К сер. 70-х гг. наметились 2 тенденции: восстановление в канонич. редакциях старинных балетов ("Сильфида", "Коппелия") и предоставление широкой возможности для экспериментов молодым франц. и иностр. балетмейстерам (Г. Тетли, Дж. Батлеру, представителю амер. "авангарда" М. Кан-нингему). Отойдя от академизма "Гранд-Опера", балетная труппа старается не отстать от общей тенденции франц. балета, в к-ром прочно утверждается интерес к новейшим театр, формам. Среди трупп кон. 60-х - нач. 70-х гг.: Совр. балетный театр (балетм. Ф. Адре; в 1968-71 в Амьене, с 1971 в Анже), Франц. театр танца Ж. Лаззини (работал в 1969-71), Балет Феликса Бласка (с 1969), Нац. балет муз. молодёжи (балетм. П. Лакот, 1962), "Театр молчания" (с 1972) и др. Труппы имеются при оперных театрах Лиона (балетм. В. Биаджи), Бордо (балетм. В. Скуратов^ Мюлуза (балетм. Ж. Бабиле) и др. "Балет Марселя" возглавляет с 1972 Пти. В 60-70-х гг. известность получили танцовщицы -К. Мот, К. Бесси, Ж. Амьель, Ж. Рейе, К. Власси, Н. Тибон, Н. Понтуа, В. Пьол-ле, Г. Тесмар; танцовщики - А. Ла--бис, С. Атанасов, Ж. П. Бонфу, М. Де-нар, Ж. П. Франкетти, Ж. Пилетта, П. Бар.

Проводятся балетные фестивали: Меж-дунар. балетный фестиваль в Париже (ежегодно с 1963), Театр, фестиваль в Авиньоне и др.

Среди исследователей балета 30-70-х гг. П. Тюгаль, Ф. Рейна, Л. Вайя, Б. Кохно, М. Ф. Кристу, А. Ливио, И. Лидова и др. В 50-е гг. изд. журн. "Dance et rythmes", "Toute la dance et la musique", в 60-70-е гг. - "Cabiers de la danse", "Art et danse", "Les saisons de la danse".

Лит.: Иофьев М., Профили искусства..., М., 1965, с. 179-200; G u e s t I., The ballet of the Second Empire, L., [1953]; V a i 1 1 a t L., Ballets de L'Opera de Paris, [P.], 1947; К о с h n о В., Le ballet. [Le ballet en France du quinzieme siecle a nos jours], [P., 1954]; Christout M. F., Le ballet de cour de Louis XIV, P., 1967; Guest I., Le ballet de 1'Opera de Paris, P., 1976. E, Я. Суриц.

XVII. Театр

Истоки франц. театра в иск-ве средне-век, бродячих актёров и музыкантов -жонглёров, вагантов. Ещё в 9-10 вв. зародилась литургическая драма, осн. на инсценировках отд. эпизодов Евангелия. Она игралась в церкви, позже на паперти. Кроме духовенства и прихожан, нередко в представлениях участвовали и жонглёры, вносившие в них вольный дух карнавала, нар. гулянья. Реалистич. нар. начало площадных зрелищ развивалось в миракле и мистерии. Возникшая из ли-тургич. драмы, мистерия стала наиболее значит, и массовым видом ср.-век. театра. Одной из самых грандиозных и популярных была "Мистерия страстей господних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.). Существовали мистерии и светского содержания. Исполнители мистерий - горожане-любители, члены городских цехов - объединялись в "Братства". Наиболее значит, из них - "Братство страстей господних" (существовало с 70-х гг. 14 в. до 1676), получив в 1402 монополию на представления в Париже, выступало в закрытых помещениях, а с 1548 в "Бургундском отеле". В его репертуар входили мистерии, фарсы, моралите, соти. Однако в том же 1548 представления мистерий, в к-рые всё больше проникали реалистич., комедийные элементы, были под воздействием церкви запрещены. С 1578 "Братство" сдавало помещение другим театр, объединениям: союзу судейских клерков •"Базоши" (давало, несмотря на преследования, пародийные представления, высмеивавшие судейское сословие и церковную иерархию), "Братству беззаботных ребят" (среди его участников поэт П. Гренгор, актёр-импровизатор Понта-ле) и др. С 1599 в "Бургундском отеле" работала провинц. труппа В. Леконта -первый постоянный проф. актёрский коллектив, ставивший трагедии, трагикомедии и пасторали А. Арди, а в 30-е гг. 17 в. пьесы Ж. Ротру, М. Скюдери и др. Для народа показывались фарсы с участием ярмарочных комедиантов-импровизаторов - Готье-Гаргиля, Гро-Гильома и Тюрлюпена.

Новый этап в истории франц. театра начался с утверждением абс. монархии (17 в.), торжеством идеи государственности. В этот период возникла нормативная эстетика, осн. на греко-рим. образцах. В иск-ве утвердился классицизм, крупнейшими представителями к-рого были трагедийные драматурги П. Кор-нель и Ж. Расин, комедиограф Мольер. В 1634 открылся театр "Маре" (рук. актёр Г. Мондори), ставивший гл. обр.
трагедии Корнеля. Позднее в "Бургундском отеле" были осуществлены постановки пьес Расина, в к-рых раскрылось дарование актрисы М. Шанмеле. Клас-сицистская школа определила стиль актёрского иск-ва Ф. в 17-18 вв. и оказала влияние на развитие театра других европ. стран. Критерием прекрасного стала "облагороженная природа"; герои трагедий наделялись изящными манерами светских людей, но при этом игра актёров отличалась монументальностью, подчёркнутой патетикой. Достижением этой школы были поэтичность, страстность, клас-сич. выразительность игры. Классицист -ская школа вызвала появление актёрских амплуа, создала возможность для композиционно целостного построения зрелища. В то же время ограниченность классицизма сказалась в идеализации героя, в пренебрежении его ист. и нац. характеристикой. Актёры часто впадали в ходульность, прибегали к преувеличенному пафосу. Реалистич. черты классици-стской манеры исполнения наиболее отчётливо проявились в комедии, сохранившей элементы нар. иск-ва. Мольер (как комедиограф и актёр) стремился изображать реальные характеры, подчёркивая типич. черты современников. Став во главе парижского театра ("Пале-Руаяль"), он создал новый тип труппы - товарищество единомышленников, утверждавших принципы реалистич. истолкования роли, собств. стиль игры. В организованном после смерти Мольера театре "Комеди Франсез" (1680) его сценич. принципы развивали актёр М. Барон и трагедийная актриса А. Лекуврёр.

Деятели франц. Просвещения, видя в театре важнейшее средство воспитания народа (теоретич. работы Д. Дидро и др.), с нач. 18 в. вели упорную борьбу за утверждение на сцене гл. нац. театра страны - "Комеди Франсез" просветительской драматургии. Центр, место в репертуаре заняли трагедии Вольтера и его последователей. Идеалы и чаяни