БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

219703182355219854932120 в. привёл к усилению пристрастного интереса к вопросам художеств. формы, приобретавшего часто самодовлеющий характер. В изобразит, иск-ве Ф. 20 в. сосуществуют различные, часто диаметрально противоположные тенденции, с почти калейдоскопич. быстротой сменяются художеств. направления. В Париж приезжают мн. иностр. художники, творчество к-рых становится неотъемлемым от истории франц. иск-ва (П. Пикассо, мастера парижской школы и др.), а сам город остаётся одним из ведущих междунар. центров бурж. иск-ва и капиталистич. художеств, рынка. Ок. 1905 возникло направление фовизма во главе с А. Матиссом (А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, М. Вламинк, Р. Дюфи и др.), в 1907 - кубизм (П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис). После 1-й мировой войны 1914-18 распространился сюрреализм, а после 1945 - различные направления

Ж. Руо. "Наша Жанна (Жанна Д'Арк)". 1940-е гг. Частное собрание. Париж.

абстрактного искусства (А. Манесье, П. Сулаж, С. Поляков, Ж. Матьё и др.), "оп-аргяя" (В. Вазарелли), "поп-арта", кинетич. иск-ва (Н. Шёффер и др.). В 70-е гг. во франц. иск-ве наметился отход от абстракционизма и переход к различным видам фигуративного творчества (гиперреализму и др.). В целом во Ф. всегда сохранялись традиции гума-нистич. художеств, культуры (М. Утрил-ло и др.). Прогрессивные позиции франц. иск-ва укрепились благодаря участию мн. художников в Движении Сопротивления,

"Капелла чёток" в Вансе (Приморские Альпы). Витражи и майолика по эскизам А. Матисса. 1953.

П. П и к а с с о. Плакат, посвящённый Всемирному конгрессу сторонников мира в Париже. 1949.

в борьбе за мир и демократию. Страстный протест против войны и фашизма, обращение к темам борьбы народов за мир, к жизни трудового народа Ф. свойственны мн. произв. П. Пикассо, Ф. Леже. После 1945 возникло движение неореализма (Б. Таслицкий, А. Фужерон и др.). Больших успехов достигло искусство карикатуры (Ж. Эффель и др.). Настроения неудовлетворённости и разочарования выразились в аскетичной живописи мизерабилистов (от франц. miserable - бедный, презренный; Б. Бюф-фе и др.). Традиции гуманистич. иск-ва сильны в скульптуре Ф. (героико-дра-матич. образы А. Бурделя, гармонично-уравновешенные скульптуры А. Майоля, остропсихологич. портреты Ж. Бернара, Ш. Деспьо, М. Жимона, социально заострённые произв. Ж. Саландра, полные гуманистич. пафоса памятники Ф. Саль-мон). В 20 в. Ф. сохраняет своё значение как один из ведущих центров художественной промышленности (одежда, мебель, шпалеры, металл, стекло, керамика и т. д.).

Илл. см. также на вклейках - стр. 96-97 и табл. VI-IX (стр. 64-65).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 1 - 2 (кн. 1), 3-6 (кн. 1), М., 1960-65; Всеобщая история архитектуры, т. 4-5, 7, 10-11, М., 1966 - 73; Б е н у а Ф., Искусство Франции эпохи Революции и Первой империи (1791 -1814), М. - Л., 1940; [Прокофьев В.], Французская живопись в музеях СССР. [Альбом], М., 1962; Калитина Н. Н., Встречи с искусством Франции, Л. - М., 1963; е ё ж е, Французская пейзажная живопись. 1870 - 1970, Л., 1972; Лившиц Н. А., Французское искусство XV-XVIII веков. Очерки, Л., 1967; 3 о л о т о в Ю. К., Французский портрет XVIII века, М., 1968; Кожина Е., Романтическая битва. Очерки французской романтической живописи 1820 гг., Л., 1969; е ё ж е, Искусство Франции XVIII века, Л., 1971; Л я с к о в-с к а я О. А., Французская готика. [XII-XIV вв.], М., 1973; ПетрусевичН. Б., Искусство Франции XV-XVI веков, Л., 1973; Hautecoeur L., Histoire de Гаг-chitecture classique en France, v. 1 - 7, P., 1943-57; Evans J., Art in mediaeval France 987-1498, L. - N. Y. - Toronto, 1948; Nouvelle encyclopedic illustree de 1'art fran-cais, [v. 1 -6], P., [1947-54]; Blunt A., Art and architecture in France. 1500 to 1700, L. - Melb. - Bait., [1953]; F r a n с a s-t e! 1 P., Fr a n с a s t e 1 G., Т i s n ё P., Histoire de la peinture francaise, v. 1 - 2, P. -N. Y., [1955J; Basdevant D., L'archi-tecture francaise des origines a nos jours, P., 1971.

В. Д. Синкжов.

XV. Музыка

Истоки франц. нар. песни, составляющей основу муз. культуры страны, восходят к древнему фольклору кельтских, галльских и франкских племён, населявших терр. совр. Ф. Сохранившиеся изобразит, и лит. материалы свидетельствуют о важнейшей роли музыки и танца в обществ, жизни, семейном быту, религ. обрядах.

Для франц. нар. песни характерны изящество и гибкость мелодии, тесная связь слова и музыки, чёткость строения. Типичен ритм 6/в (в танц. песнях - 2A), преобладающие лады - мажор и натур, минор. Часто в припевах встречается повторение звукосочетаний, не имеющих смыслового значения. Среди жанров старинных нар. песен - комплекты (песни-жалобы), танц., застольные, пастушеские (пастурели), любовные, свадебные, песни профессий. Своеобразны песни разных провинций: на С. страны фольклор сохранил следы влияний культуры нор-манов и бретонцев, на Ю. - исп., баскской музыки. В песенном фольклоре отразились ист. события, воен. походы, крест, восстания против феодалов. К древнейшим образцам фольклора относятся "песни о деяниях" (chansons de geste) - своеобразные эпич. поэмы, связанные с религ. легендами и исполнявшиеся на многократно повторяющийся напев. Этот жанр, родившись в недрах католич. церкви, ведёт своё происхождение от распевного чтения "житий святых". Предполагают также, что стихи "Кантилена о св. Евлалии" и др. поэтич. произведения раннего средневековья, в частности знаменитая "Песнь о Роланде", распевались на определённые мелодии .

С нач. 4 в. христ. церковь всё чаще использовала в богослужении нар.-песенные напевы, приспосабливая их к лат. текстам. В 8 в. ранние галликанские формы христ. литургии вытесняются григорианским хоралом. Музыка была призвана усиливать мистич. воздействие лат. текстов. С течением времени, сохраняя мн. элементы григорианского кодекса, церк. музыка претерпевает значит, изменения (вводится франц. язык).

Наряду с культовой получила распространение светская музыка, звучавшая при дворе франкских королей, в замках феодалов. В 9 в. важную роль в формировании муз. культуры играли певч. школы при монастырях и замках (метризы), где обучали пению, игре на разных инструментах, вырабатывались правила композиции. Особое место в истории муз. культуры Ф. принадлежало аббатству св. Марциала Лиможского. К 10 в. сложились каноны католич. литургии (месса). Развивалось также нар. иск-во, носителями к-рого были менестрели и жонглёры. Они исполняли повествоват. баллады, нравоучит. и шуточные песни, сопровождаемые весёлой пляской под аккомпанемент продольных флейт, лютен, ударных.

В 11-13 вв. расцветает муз.-поэтич. иск-во странствующих певцов - трубадуров (Гильом IX - герцог Аквитанский, Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн, Дж. Рюдель, Г. Рикьер). Родившись в условиях феод, строя Прованса, эта муз.-поэтич. традиция распространилась на север Ф., где её носителями стали труверы. Трубадуры и труверы прославляли мужество и благородство воинов, а также любовь к "прекрасной даме". Их песни и поэмы, сохранявшиеся в устной традиции, стали достоянием бродячих менестрелей, оказав значит, влияние на франц. лирич. поэзию.

Развитие экономики и культуры городов (Тулуза, Монпелье, Лимож, Аррас и др.) способствовало выдвижению поэтов-певцов из гор. сословий, к-рые внесли свои особенности в тематику и жанры иск-ва трубадуров и труверов (Адам де ла Аль, автор множества мотетов и песен, а также знаменитой комедии "Игра о Ро-бене и Марион", ок. 1283).

Рост гор. культуры подготовил расцвет многоголосия, ранние образцы к-рого относятся к 9-14 вв. Уже в 9 в. церк. музыканты начали соединять в одноврем. звучании две мелодии (диафония, или параллельный органум). Высокие образцы многоголосия того времени представлены в творчестве монаха Перотина, одного из основателей первой школы (т. н. парижской) европ. хоровой полифонии.

В период Раннего Возрождения (14 в.) церк. музыка освобождалась от жёсткой регламентации григорианского пения; гор. культура обогащалась новыми жанрами вокального многоголосия. Возникли и нашли широкий отклик в народе мистериальныс представления. Расцвету нар.-песенного иск-ва способствовали устраивавшиеся в монастырях, на гор. площадях, при дворах феодалов и королей церк. и светские празднества с шествиями, играми, плясками жонглёров. Гуманистич. муз. эстетика Раннего Возрождения наиболее ярко отразилась в творчестве мастера полифонии, комп. и поэта Гильома де Машо, комп., математика и муз. теоретика Филиппа де Вит-ри - видных представителей прогрессивного муз. движения аре нова (новое иск-во; названо по трактату "Ars nova" Филиппа де Витри). Это направление способствовало расцвету многоголосной вокальной музыки, оказав значит, влияние на церк. и светскую музыку в др. европ. странах. Дальнейшее развитие многоголосия связано с творчеством Г. Дю-фаи, Жоскена Депре, И. Окегема, а также мастера хор. полифонии К. Жанеке-на, создателя гугенотского хорала К. Гу-димеля, К. де Сермизи, к-рым принадлежат сохранившие своё художеств, значение хоровые сочинения (мотеты, мадригалы). Особое место занимает великий полифонист, представитель нидерландской школы О. Лассо, творчество к-рого -связующее звено между музыкой Ф., Италии и Фландрии.

В 1528 П. Аттеньян основал в Париже муз. изд-во, выпустившее серию сб-ков светских вокальных произведений (в т. ч. нар. песни различных провинций Ф.) и инструм. пьес (для лютни, клавесина, спинета, арфы, гитары, духовых) в основном танц. характера.

В 16-17 вв. усилились контакты между музыкантами Ф. и Италии, откуда, в частности, пришли новые веяния в области муз. театра. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини поставил в Лувре первый франц. балетный спектакль "Комедийный балет королевы" на музыку Ж. де Больё и Ж. Сальмона. Насаждению итал. муз. традиций способствовал кардинал Мазарини, к-рый привлёк в Париж композиторов и оперные труппы из Венеции и Болоньи, познакомившие франц. публику с новым для неё жанром оперы. Царствование Людовика XIV отмечено необычайной пышностью придворной жизни, стремлением парижского двора и феод, аристократии к роскоши и развлечениям. В Париже возникли разнообразные формы муз. театра, культивировавшего преим. мифологич. или аллегория, жанры в духе классицизма. Влияние итал. музыки проявилось в распространении гомофонной (см. Гомофония) вокальной музыки.

Одну из первых франц. опер создал комп. Р. Камбер, написавший в содружестве с поэтом П. Перреном оперу "Пастораль" (1659). В 1669 они получили патент на организацию постоянного оперного театра, к-рый открылся в 1671 (оперой "По-мона") под назв. "Королевская академия музыки" (см. Гранд-Опера"). В 1672 его возглавил Ж. Б. Люлли, создававший совм. с либреттистом Ф. Кино классич. тип французской придворной оперы-балета (помпезные спектакли, обычно на любовные сюжеты из античной мифологии). Среди лучших опер ("лирич. трагедий") Люлли -"Тесей" (1675), "Атис" (1676), "Армида" (1686); велико значение его вокально-декламац. стиля для франц. лирич. трагедии. Выработанный им тип увертюры, а также танц. эпизоды оказали влияние на развитие франц. инструм. музыки. Люлли руководил придв. группой "Музыка короля", объединявшей оркестр ("24 скрипки короля"), солистов, хоровую "капеллу" и др. коллективы. Наряду с Люлли для театра писали также М. А. Шарпантье (опера "Медея", 1693, и др.), А. Кампра (опера-балет "Галантная Европа", 1697; лирич. трагедия "Танкред", 1702) и др. У преемников Люлли придворная опера превращалась в дивертисмент. Одновременно развивались нац. школы инструм. музыки -органная (Ж. Титлуз), лютневая (Д. Го-тье), клавесинная (Ж. Шамбоньер), виоль-ная (гамбист М. Маре), скрипичная (М. Р. Делаланд).

С нач. 18 в. большого размаха достигло иск-во клавесинистов, прежде всего Ф. Куперена, утвердившего утончённый и выразит, стиль клавесинной музыки, а также Ж. Ф. Дандриё, Ж. Ф. Рамо. В сер. 18 в. появилась также симфония (Ф. Ж. Госсек). Однако ведущим жанром франц. музыки на протяжении 18 в. оставалась опера. Яркие образцы были созданы Рамо (лирич. трагедии "Ипполит и Арисия", 1733; "Кастор и Поллукс", 1737; "Дардан", 1739; опера-балет "Галантная Индия", 1735, и др.). Крупнейший композитор, а также учёный 18 в. (разработал теоретич. основы гармонии), он решительно обновил муз.-выразит. средства, но в силу исторически сложившихся условий не мог коренным образом реформировать устаревшую лирич. трагедию. В это же время стал формироваться новый жанр - комич. опера. Её укреплению способствовала острая полемика между сторонниками (бурж.-демократич. круги) и противниками (представители аристократии) итал. оперы-буфф, т. н. "война буффонов" (возникла в связи с приездом в Париж в 1752 итал. оперной труппы, поставившей ряд опер-буфф, в т. ч. "Служанку-госпожу" Перголези). На стороне этого прогрессивного направления выступали энциклопедисты (их деятельность сыграла большую роль в формировании новой оперной эстетики и муз.-теоретич. обобщений)- Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбер и, прежде всего, Ж. Ж. Руссо, создавший первую франц. комич. оперу -"Деревенский колдун" (1752). Комич. опера становится ведущим жанром. Среди её авторов -Э. Дуни, Ф. Филидор, а также композиторы, углубившие проблематику этого жанра, - П. А. Монсиньи ("Дезертир", 1769), А. Э. М. Гретри ("Люсиль",

1769). Комич. оперы ставились в театре "Опера комик" (осн. в 1715 как т-р на Сен-Жерменской ярмарке, своё назв. получил в 1801).

Идеи энциклопедистов сыграли также существ, роль в подготовке реформы К. В. Глюка, к-рая привела к созданию нового оперного стиля, воплотившего эстетич. идеалы третьего сословия накануне Великой франц. революции. Постановка в Париже опер Глюка "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779) обострила борьбу направлений. Приверженцы старой франц. оперы, а также сторонники итал. оперы, выступившие против Глюка, противопоставили ему традиц. творчество Н. Пиччинни. Борьба "глюкистов" и "пиччиннистов" (победителем вышел Глюк) отразила глубокие идеологич. сдвиги, происходившие во Ф. во 2-й пол. 18 в.

Великая франц. революция внесла новую струю в муз. жизнь. Выдвинулись талантливые композиторы - Э. Мегюль, Госсек, Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр. Новая социальная функция музыки, рождённая революц. обстановкой, вызвала к жизни массовые жанры, в т. ч. марши и песни ("Походная песня" Ме-гюля, "Песня 14 июля" Госсека), композиции для неск. хоров и оркестров (Лесюэр, Мегюль). Создавались патриотич. песни. В 1792 К. Ж. Руже де Лилем была написана "Марсельеза", ставшая впоследствии гос. гимном Ф. Под воздействием революц. идеологии возникают новые жанры - агитац. спектакли с использованием больших хоровых масс ("Республиканская избранница, или Праздник Разума" Гретри, 1794; "Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре" Госсека, 1793), а также "опера спасения", окрашенная романтикой революц. борьбы против тирании ("Лодоиска", 1791, и "Водовоз", 1800, Керубини; "Пещера" Лесюэра, 1793). Революц. преобразования коснулись и системы муз. образования. Были упразднены церк. школы (метризы), в 1793 в Париже на основе слившихся муз. школы Нац. гвардии и Королев, школы пения и декламации создан Нац. муз. ин-т (с 1795-консерватория музыки и декламации). Париж стал важнейшим центром муз. образования.

Период наполеоновской империи и реставрации характеризуется относительным упадком муз. иск-ва. Из композиторов выделяется лишь итальянец Г. Спонтини. Его монумент., парадные оперы, написанные для Парижа (лучшая -"Весталка", 1805), отразили требования и вкусы времени (в иск-ве господствовал пышный стиль ампир).

С наступлением обществ, подъёма, приведшего к Июльской революции 1830, наблюдалось оживление и в муз. иск-ве. Комич. опера обогатилась романтич. фантастикой ("Белая дама" А. Буальдьё, 1825). Дальнейшая романтизация этого жанра усилила в нём лирич. начало, в операх шире использовались нар. мелодии: таковы нек-рые оперы Ф. Обера ("Фра-Дьяволо", 1830;"Бронзовьш конь", 1835), Ф. Герольда, Ф. Галеви, А. Адана, к-рый также утвердил романтич. направление во франц. балетной музыке ("Жизель", 1841; "Корсар", 1856). В эти же годы складывается жанр большой оперы с характерными для него приподнятостью чувств, внеш. декоративностью, обилием эффектов ["Немая из Портичи" ("Фенелла") Обера, 1828; поставленная в Париже опера "Вильгельм Телль" Россини, 1829]. Крупнейший представитель этого жанра -Дж. Мейербер ("Роберт-Дьявол", 1831; "Гугеноты", 1835; "Пророк", 1849; "Африканка", 1865).

Париж 30-40-х гг. 19 в.-один из центров мировой муз. культуры, привлекавший музыкантов др. стран. Здесь созрел пианизм романтиков Ф. Листа и Ф. Шопена, расцвело иск-во певиц П. Виардо-Гарсиа и М. Малибран, выступали мн. выдающиеся исполнители. С нач. 19 в. известность приобрели франц. скрипичная (Дж. Б. Виотти, П. Байо, П. Роде, Р. Крейцер), вокальная (певицы Л. Даморо-Чинти, Д. Арто, С. Галли-Марье; певцы А. Нурри, Ж. Л. Дюпре, Ж. Л. Лассаль, В. Морель) и др. школы. Активизировалась концертная жизнь, проводились концерты Об-ва Парижской консерватории (с 1828), организовывались любит, хоровые об-ва-"Орфеон" (1835).

Ярким выражением франц. муз. романтизма 1-й пол. 19 в. явилось творчество крупнейшего композитора, дирижёра и критика Г. Берлиоза, творца романтич. программного симфонизма ("Фантастическая симфония"-, 1830). Создатель монумент, полотен, возродивших традиции массового иск-ва Великой франц. революции ("Реквием", 1837; "Траурно-триумфальная симфония", 1840), а также драматич. легенды "Осуждение Фауста" (1846), оперы "Троянцы" (1855-59) и др., он был новатором в области формы, инструментовки, реформатором симф. оркестра.

В сер. 19 в. наблюдается постепенное нивелирование жанров комич. и большой оперы. Традиции комич. оперы продолжила оперетта - типичное порождение Второй империи (период увлечения кафе-концертами, театр, ревю, иск-вом шансонье, канканом). В то же время франц. оперетту отличали ярко выраженная сатирич. направленность и злободневность. Среди создателей этого жанра - композитор, основатель театра "Буфф-Паризьен" (1855) Ж. Оффенбах ("Орфей в аду", 1858; "Прекрасная Елена", 1864), III. Ле-кок ("Дочь мадам Анго", 1872; "Жироф-ле-Жирофля", 1874), Р. Планкет ("Корне-вильские колокола", 1877), Ф. Эрве ("Маленький Фауст", 1869; "Мадемуазель Нитуш", 1883).

Во франц. опере 2-й пол. 19 в. усилились реалистич. тенденции, сформировался жанр лирической оперы, получивший наиболее совершенное воплощение в творчестве Ш. Гуно ("Фауст", 1859; "Ромео и Джульетта", 1867). Лирич. оперы ставились в "Театр лирик" (открыт в 1851, Париж). В этом жанре работали А. Тома ("Миньон", 1866;"Гамлет", 1868), Ж. Массне ("Манон", 1884; "Вертер", 1886), К. Сен-Сане ("Самсон и Далила", 1877), Л. Делиб ("Лакме", 1883), явившийся новатором в области балета (симфони-зация балетной музыки -"Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами", 1870; "Сильвия, или Нимфа Дианы", 1876). Вершина оперного реализма во франц. музыке - творчество Ж. Визе. Глубина в обрисовке жизненных конфликтов, создание сильных характеров, своеобразие муз. языка, яркость нац. колорита отличают его оперу "Кармен" (1874), а также музыку к драме Доде "Арлезиан-ка" (1872).

В 80-е гг. 19 в. Ф. с восторгом встретила Р. Вагнера. Однако в 90-х гг. наступила реакция на засилье вагнеровских идей в музыке. Композиторы и демократич. публика стремились к нац. определённости иск-ва, к произв. из жизни простых людей. Успех сопутствовал операм А. Брюно на сюжеты Э. Золя ("Осада мельницы", 1893; "Мессидор", 1897), Г. Шарпантье ("Луиза", 1900), представлявшим натуралистич. направление во франц. музыке (возникло под влиянием веризма). За обновление и утверждение нац. традиций выступило Нац. муз. об-во (осн. в 1871), объединившее музыкантов различных творч. направлений. Большой вклад в развитие симф., камерной инструм., вокальной музыки внесли руководители об-ва: Сен-Сане -мастер инструм. музыки, С. Франк - композитор, органист, представитель классико-романтич. направления, а также Г. Форе, Э. Шабрие, Э. Шоссон, В. д'Энди, Э. Дало и др. В эти годы наступает оживление концертной жизни. Возникли первоклассные симф. оркестры, созданные дирижёрами Ж. Падлу (в 1861 осн. "Нар. концерты классич. музыки", с 1920-"Ассоциация концертов Падлу"), Э. Колонном (в 1873 - "Нац. концерты", с 1874- "Концерты Шатле", позже-"Концерты Колонна"), Ш. Ламурё (в 1873-"Об-во священной гармонии", с 1881-"Об-во новых концертов", с 1897-"Концерты Ламурё"). Во 2-й пол. 19 в. началась деятельность писателей, муз. критиков А. Лавиньяка, Ж. Комбарьё, Ж. Тьерсо, А. Прюньера, Р. Роллана и др.

Ф.-родина "Интернационала", прозвучавшего впервые в 1888 на рабочем празднике в Лилле (слова поэта-коммунара Э. Потье, музыка рабочего-музыканта П. Дегейтера). Во Ф. расцвёл жанр шансом, нередко носивший остросоциальный, критич. характер. Шансонье пользовались популярностью; одного из них - Г. Монтегюса неоднократно слушал и высоко ценил В. И. Ленин.

На рубеже 20 в. во франц. музыке зарождается импрессионизм. Основоположником и ярчайшим представителем этого нового течения был К. Дебюсси, новаторское творчество к-рого (оркестровые произв. "Ноктюрны", 1897-99; "Прелюдия к „Послеполудню фавна"", 1892-94; "Море", 1903-05; опера "Пеллеас и Ме-лизанда", 1902, и др.) оказало большое воздействие на развитие музыки 20 в. Импрессионистские тенденции нашли отражение и в творчестве крупнейшего мастера франц. музыкального иск-ва М. Равеля ("Болеро" для оркестра, 1928; балет "Дафнис и Хлоя", 1911; оперы "Испанский час", 1907; "Дитя и волшебство", 1925), сыгравшего особую роль в обновлении тембровой и гармонич. палитры симф. и фп. музыки. С импрессионизмом в известной мере связано творчество П. Дюка (опера "Ариана и Синяя борода", 1907; симф. скерцо "Ученик чародея", 1897), А. Русселя (симф., ка-мерно-инструм. произв., опера-балет "Падмавати", 1918).

После 1-й мировой войны 1914-18 в муз. иск-ве Ф. утверждаются тенденции неоклассицизма, экспрессионизма, конструктивизма и др. Провозвестник конструктивизма комп. Э. Сати совм. с драматургом и живописцем Ж. Кокто возглавил движение молодых композиторов против импрессионистской утончённости, за "иск-во повседневности". Среди их последователей были композиторы А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Ж. Орик, Л. Дюрей, Ж. Тайфер, образовавшие творч. объединение "Шестёрка". Немалое влияние на них оказала музыка И. Ф. Стравинского, а также новые тембры и ритмы впервые появившегося в Европе амер. джаза. Несмотря на увлечение урбанизмом и конструктивизмом ("Пасифик 231" для оркестра Онеггера, 1923; вокальный цикл "Сельскохозяйственные машины" Мийо, 1919, и др.), каждый из участников "Шестёрки" сохранял творч. индивидуальность, зачастую их поиски шли в диаметрально противоположных направлениях.

В 30-х гг. композиторы "Шестёрки" примкнули к движению антифаш. Нар. фронта, активно участвовали в работе Нар. муз. федерации (создана в 1935)-прогрессивной демократич. орг-ции, руководившей рабочими хорами, пропагандировавшей нар. франц. музыку и массовые политич. песни. Во главе её стояли Руссель, Ш. Кеклен (впоследствии один из основателей об-ва "Ф.- СССР"), Л. Дюрей, Мийо, Орик, Онеггер, Прюньер, писатели Л. Арагон, Ж. Р. Блок, Л. Муссинак и др. В музыке возрождались традиции времён Великой франц. революции. В оперы включались массовые революц. франц. песни ("Марсельеза" и др.), устраивались грандиозные представления на открытом воздухе (мистерия "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, пост. 1938). Среди композиторов, выдвинув