БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321па "Посещение Марией Елизаветы" на зап. портале собора в Реймсе, 1230-70].

"Аллегория слуха". Центральная часть гобелена "Дама с единорогом". Нач. 16 в. Музей Клюни. Париж.

С кон. 13 в. в скульптуре появляются манерность и рафинированность, созвучные рыцарской культуре того времени (статуи зап. фасада собора в Страс-буре). В 14 в. скульптурные комплексы создавались реже, но в интерьерах появились алтари с живописью и раскрашенной деревянной скульптурой. Манерная стилизация и экзальтация образов тесно переплетались в позднеср.-век. франц. скульптуре с пристрастием к реалистич. деталям.

В готич. живописи гл. элементом цветового оформления интерьера стал витраж, первоначально интенсивный и звучный по колориту (витражи часовни Сент-Шапель в Париже; витражи собора в Шартре); со 2-й пол. 13 в. в нём преобладала более светлая красочная гамма. Вытесненная витражом фресковая живопись появлялась на стенах дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14-15 вв.). В готич. миниатюре усилилось стремление к досто-

Замок Шамбор (Орлеане). Начат в 1519. Фрагмент оформления крыши.

верному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей (псалтыри и часословы для домашнего употребления, рыцарские романы, басни и др.), обогатилась их тематика. Под влиянием нидерл. и итал. иск-ва появились станковые картины и портреты. Решит, переход к изображениям реальной среды произошёл в творчестве братьев Лимбургов (-"Богатейший часослов герцога Беррийского", ок. 1411-16, Музей Конде, Шантийи; илл. см. т. 14, табл. XXX, стр. 448-449). Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались изделия готич. декоративно-прикладного иск-ва: мелкая пластика, эмали, шпалеры, резная мебель.

Уже во 2-й пол. 15 в. в архитектуре начал формироваться жизнерадостный и изящный стиль франц. Возрождения, проявившийся в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных постройках королев, и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных гор. особняках. В них готически логичная конструкция, вертика-лизм и живописность композиции, живой силуэт сочетались с лёгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен [замки Амбуаз (1492-98), Гайон (1501-10), отель Буртерульд (1501- 37) и

Ж. Гужон (?), "Диана". Статуя для фонтана замка Ане (Орлеане). Мрамор. 1558-59.Лувр. Париж.

Бюро финансов в Руане (с 1569)]. Помимо приглашённых Франциском I во Ф. знаменитых итал. мастеров (в т. ч. Леонардо да Винчи), появились и многосторонне образованные франц. архитекторы -Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко нац. произв. архитектуры франц. Возрождения стали крыло Франциска I в замке в Блуа (илл. см. т. 5, табл. IX, стр. 448) и др. живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-29; Шенонсо, 1515-1522; Шамбор, илл. см. также т. 9, табл. XXXIX, стр. 416-417). Гор. дома и особняки получили изысканную отделку фасадов (Бернюи, Ракушки, соответственно в Тулузе и в Орлеане - оба 1-я пол. 16 в.); по изяществу и богатству декора им были близки ратуши. Роскошная отделка резным деревом, фресками, стуком характерна для парадных залов дворца Фонтенбло, где работали итал. мастера Рос-со Фьорентино и Приматиччо. Жемчужиной зрелого Возрождения во Ф. стало здание нового Лувра (арх. П. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже.

Во франц. изобразит, иск-ве 15 в. существовало неск. местных школ; наиболее значит, из школ была луарская, где в сер. 15 в. при королев, дворе сложилась светская в своей основе культура раннего франц. Возрождения (ведущий представитель - Ж. Фуке). Зачинателем Ренессанса в скульптуре стал М. Коломб. В сер. и 2-й пол. 15 в. ренессансные черты (светотень, объёмность фигур, элементы прямой перспективы) проникли и в гравюру на дереве.

Л. Л и м о з е н. "Коннетабль Анн де Монмо-ранси". Расписная эмаль. 1556. Лувр. Париж.

В нач. 16 в. центром художеств, жизни стал королев, двор. В результате походов в Италию во Ф. появились антич. статуи, произв. итал. Возрождения, прибыли итал. мастера. Придворная культура стимулировала и развитие маньеризма (1-я и 2-я школы Фонтенбло, 1530-1540-е гг.). Возросший интерес к человеческой личности с особой силой проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Этьенн и Пьер Дюмустье). В скульптуре гуманистич. идеал Возрождения выразился в просветлённых образах Ж. Гужона, тогда как в творчестве П. Бонтана и Л. Ришье преобладали готизирующие черты. Противоречия позднего франц. Возрождения, усиление драматич. начала проявились в скульптурных группах и портретных бюстах Ж. Пилона.

В 17 в. (особенно во 2-й половине века) с укреплением абсолютизма перед иск-вом была поставлена задача возвеличивания личности и власти монарха. Усилилась гос. регламентация художеств, жизни. Были созданы Королев, академии живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671) и выработан т. н. большой стиль абс. монархии, сочетавший строгую рацион, логику, композиц. сдержанность и уравновешенность классицизма с пространств, размахом.

Эти черты особенно ярко проявились в стр-ве импозантных гор. и загородных ансамблей, резиденций короля и знати, особняков буржуазии. Париж украсился геометрически правильными, едиными по стилю площадями: Дофина (1607), Вогезов (илл. см. т. 7, стр. 210; т. 19, стр 203), Побед (1685-86), Вандомской (илл. см. т. 7, табл. XIII, стр. 208-209; 2 последние - арх. Ж. Ардуэн-Мансар); в застройке Вандомской площади был выработан тип домового фасада с аркадами 2-3-го этажей и завершением здания мансардой под высокой крышей. Были построены строго регулярные по композиции дворцы (Пале-Руаяль, 1629-36, арх. Ж. Лемерсье; строго классицистич. вост. фасад Лувра работы К. Перро, илл. см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256-257), обществ, сооружения [Дом инвалидов (1671-76, арх. Л. Брюан) с Собором инвалидов (арх. Ж. Ардуэн-Мансар, илл. см. т. 19, стр. 204), здание Сорбонны с церковью (1629-54, арх. Ж. Лемерсье)], величеств, триумф, арки (ворота Сен-Дени, илл. см. т. 3, стр. 428), мосты и т. д. Изменили свой облик и загородные замки, превратившиеся в комплексы дворцовых и служебных зданий с регулярными "французскими" парками [Во-ле-Виконт (арх. Л. Лево, илл. см. т. 14, стр. 241) и особенно Версаль, арх. Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, планировка парка - А. Ленотр]. Гор. дворцы и особняки обрели компактность форм и сдержанность пластич. декора [дворцы Люксембург в Париже (1615-20, арх. С. де Брос), Мезон-Лаффит близ Парижа (арх. Ф. Мансар, илл. см. т. 15, стр. 336)].

1-го этажа, большим ордером пилястр

Главой офиц. живописи стал С. Вуэ, эклектически сочетавший элементы рим. барокко, академизма балансной школы и маньеризма школы Фонтенбло. В 1-й трети 17 в. в борьбе с офиц. иск-вом сложилось направление т. н. живописцев реальности, стремившихся к изображению и поэтизации повседневного бытия человека (плебейские жанры Ва-лантена, духовно чистые, сдержанные, подчёркнуто простонар. образы Ж. де Латура, проникнутые высоким представлением о достоинстве простого человека картины Л. Ленена). Проницательность характеристик присуща мн. портретам Ф. Шампеня. Острота социальных наблюдений, смешанная с элементами фантастич. гротеска, свойственна офортам Ж. Калло.

Ведущее положение в живописи 2-й трети 17 в. занял классицизм. Несовершенству действительности он противопоставил культ разума, претворённый в законч. эстетич. систему. Чёткие по композиции, строгие по рисунку, ясные по пластич. формам картины главы франц. классицизма Н. Пуссена проникнуты идеалом свободного, живущего в счастливом единении с управляемой разумными законами природой человека. Глубоким лиризмом отличаются идеальные образы природы в идиллич. пейзажах Лоррена. С сер. 17 в. подлинным диктатором художеств, жизни Ф. и законодателем ч большого стиля" стал Ш. Лебрен, руководивший грандиозными работами по украшению дворцов Парижа и Версаля. Во 2-й пол. 17 в. (отчасти под влиянием Шампеня) сложился новый тип репрезентативного портрета, в к-ром модель окружалась ореолом пышности и блеска (Г. Риго, Н. Ларжильер). Высокого совершенства достигла портретная и репро-дукц. гравюра (Р. Нантейль, Ж. Одран, Ж. Эделинк). В границах "большого стиля" развивалась и скульптура (в осн. декоративная и портретная), где господствовали классицистич. тенденции (Ф. Жирардон, А. Куазевокс); драматич. патетикой проникнуты грубовато жизненные скульптуры П. Пюже. Богатством и парадностью были отмечены также и изделия декоративно-прикладного искусства (инкрустированная мебель А. Ш. Буля, шпалеры, ювелирные изделия).

Ж. д е Л а т у р. "Гадалка". 1620-е гг. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Вид на Версальский дворец (1661 -1689, архитекторы Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар и др.) от бассейна Аполлона (планировка парка - 1660-е гг., А. Ленотр).

А. К у а-з е в о к с. "Переход Людовика XIV через Рейн". Рельеф в Зале войны Версальского дворца.
Гипс. 1680-е гг.

В 1-й пол. 18 в. наметился распад "большого стиля". Важную роль приобрело стр-во и оформление лёгких и изысканных дворянских и бурж. особняков, сохранивших нек-рую строгость наружного облика, но имеющих декоративно оформленные изысканные интерьеры в стиле рококо, внутр. планировку, учитывающую требования комфорта и интимности (отель Субиз в Париже, арх. Г. Ж. Боф-ран, илл. см. т. 22, табл. XII, стр. 128-129). В градостроит. практике 1-й пол. и сер. 18 в. развивались намеченные, в частности, в ансамбле Версаля принципы парадной планировки, прокладки лучевых улиц, создания анфилад площадей (регулярная сеть улиц и площадей в Бордо, особенно пл. Биржи, с 1728, арх. Ж. Габриель Старший; ансамбль из 3 площадей в Нанси, 1752-1761, арх.

Э. Эре д е Корн н. Королевская площадь в Нанси. 1752 - 61.

Эре де Корни; пл. Людовика XV, ныне пл. Согласия в Париже, арх. Ж. А. Габриель, илл. см. т. 19, табл. X, стр. 208-209).

Во 2-й пол. 18 в. в связи с углублением кризиса абсолютизма сложилось направление просветительского классицизма, требовавшего от построек трезвой архит. логики, простоты и естественности художеств, образа. В духе классицизма строились особняки с небольшими уютными комнатами, церкви (Сент-Женевьев, ныне Пантеон в Париже, арх. Ж. Ж. Суфло, илл. см. т. 19, табл. XI, стр. 208-209), дворцы (Малый Трианон в Версале, арх. Ж. А. Габриель, илл. см. т. 12, табл. XXVI, стр. 336-337), а также театры (Большой театр в Бордо, арх. В. Луи, илл. см. т. 3, стр. 564), обществ, здания (Военная школа в Париже, 1751-75, арх. Ж. А. Габриель), различные утилитарные сооружения.

В изобразит, искусстве характерные тенденции иск-ва 18 в. определились в произв. А. Ватто, открывшего особую сферу тончайших эмоцион. оттенков, созвучных тонкой лирике пейзажа, прихотливости и музыкальности композиционных ритмов и колорита. Декоративная изысканность его произведений отчасти послужила основой для рококо (как стилевого направления), сложившегося в 1720-30-е гг. в прямой зависимости от принципов архит. декора. В орнаментально-декоративных панно, коврах, десюдепортах с мифологич. сценами, аллегориями, галантными празднествами (Ф. Буше, К. Ванлоо, Н. Ланкре) преобладают кокетливые жеманные формы, нежнейшие цветовые сочетания, откровенный гедонизм, часто с эротич. оттенком, но нередко и полный тонкого поэтич. чувства. В скульптуре 1-й пол. 18 в. наряду с традициями монументальной дворцовой школы Версаля (Г. Кусту, Э. Бушардон) также расцвела рокайль-ная декоративная пластика (Ж. Б. Ле-муан и др.). Демократич. взгляды воплотились в лирически эмоцион. и ясных по образному строю произв. "живописца третьего сословия" Ж. Б. Шар-дена, аналитически точных портретах М. К. Латура, эмоционально привлекут, образах Ж. Б. Перронно, одухотворённых натурных зарисовках сцен парижской жизни Г. де Сент-Обена. В сер. 18 в. выдвинутое просветителями требование

" Золотой кабинет " Марии-Антуанетты в "Малых апартаментах" Версальского дворца. 1783.

К л о д и о н. "Сатир и вакханка". Терракота. 1770. Лувр. Париж.

Ж. Б. Перрон-н о. "А. ван Робе". Пастель. 1767. Лувр. Париж.

обществ, активности иск-ва как средства воспитания нравов привело не только к коренному видоизменению классицистич. идеалов, но и к появлению сентименталь-но-нравоучит. направления в иск-ве (Ж. Б. Грёз). Возросший интерес к природе стимулировал развитие пейзажной живописи (Ж. Берне, Л. Г. Моро Старший, Ю. Робер, отчасти О. Фрагонар, жанровые сцены и портреты к-poro окрашены неподдельным чувством поэтически взволнованного восприятия действительности).

Гл. линия художеств, развития 2-й пол. 18 в. была обусловлена распространением идей классицизма, произведения к-рого, вначале камерно-лирич. характера (Ж. М. Вьен в живописи, отчасти Ж. Б. Пигаль и Э. М. Фальконе в скульптуре) в годы обострения социальных противоречий воплотили жажду "энергического действия", охватившего франц. нацию накануне революции. В скульптуре этот поворот отмечен мужественно суровыми, глубоко психологичными образами Ж. А. Гудона, в живописи гражд. пафос классицизма обрёл подлинно ре-волюц. звучание в полотнах Ж. Л. Давида. В изделиях декоративно-прикладного иск-ва прихотливо-изысканные формы рококо в сер. 18 в. сменились более строгими и сдержанными (отделка интерьеров и мебели, ювелирные изделия, керамика). В период Великой франц. революции широко распространились по-литич. лубок и карикатура, агитационный фарфор, художеств.-архит. оформление массовых революц. праздников.

Уже в кон. 18 в. были предприняты утопич. попытки создать новую архитектуру (фантастич. проекты Э. Л. Булле, К. Н. Леду, Ж. Ж. Лекё), обострённо выявившие тенденции, заложенные в классицизме 2-й пол. 18 в. (стремление к геометризации и функциональности форм, сознат. нарушение классич. пропорций). Обществ, сооружения наполеоновской империи носили парадный, триумфальный характер, присущий стилю ампир [церковь Ла Мадлен, 1806-42, арх. П. Виньон; триумфальная арка на пл. де Голля (б. пл. Звезды; илл. см. т. 1, табл. XLVI, стр. 528-529), Вандомская колонна (1806-10, арх. Ж. Б. Лепер, Ж. Гондуэн), все - в Париже]. Вместе с тем существ, роль стали приобретать строго функциональные постройки утилитарного назначения.

В сер. 19 в. крупные градостроит. работы проводились в Париже (преим. под руководством префекта деп. Сены Ж. Э. Османа), в кон. 19 - нач. 20 вв. частичной реконструкции подверглись Амьен, Нант, Орлеан, Тулуза и др. города. Во 2-й пол. 19 в. стр-во велось в духе эклектизма (театр чГранд-Опера", илл. см. т. 6, стр. 130, базилика Сакре-Кёр, с 1875, арх. П. Абади; оба в Париже). Однако в рамках эклектизма возникло и новое рационалистич. понимание архит. конструкций (Э. Виолле-ле-Дюк, А. Лаб-руст). Появились новые типы обществ, и технич. сооружений - крытые рынки, универсальные магазины, пассажи, вокзалы, б-ки, элеваторы, депо и др. [б-ка Сент-Женевьев (1843-50) и Нац. б-ка (1861-69) в Париже (обе арх. А. Лабруст), Эйфелева башня (там же, илл. см. т. 3, стр. 68)]. На рубеже 19-20 вв. возводились многочисл. сооружения в стиле "модерн" [станции парижского метро, ок. 1900, арх. Э. Гимар (илл. см. т. 16, табл. XII, стр. 96-97), отель "Кастель Беранже" в Париже, 1897-98, его же]. С 1860-х гг. стал применяться железобетон.

В изобразит, иск-ве к нач. 19 в. классицизм, утративший былой революц. пафос, выродился в велеречивый холодный академизм (поздние полотна Давида, произв. П. Н. Герена и Ф. Жерара). Па-тетич. героика ранних работ А. Гро сменилась ложным пафосом, идеализацией

К. Н. Л е д у. Дом директора источников в Шо (Франш-Конте). 1775 - 79.

Наполеона I. Живописный язык и приёмы позднего классицизма вступали в противоречие с романтич. темами у А. Л. Жироде-Триозона, отчасти П. Прю-дона. Ж. О. Д. Энгр в композициях на антич. темы упорно продолжал классицистич. традицию, стремясь к созданию отвлечённого гармонич. идеала (вместе с тем в его портретах блистат. артистизм и отточенность линий сочетаются с исключит, остротой наблюдений).

В период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с классицизмом сложилась романтич. школа (картины Т. Жерико, Э. Делакруа). В скульптуре принципы романтизма наиболее ярко были выражены в "Марсельезе" Ф. Рюда (илл. см. т. 22, табл. XV, стр. 128-129), портретах П. Ж. Давида д'Анже, анима-листич. произв. А. Л. Бари.

К кон. 1830-х гг. произошло дальнейшее размежевание художеств, направлений. Развилось ложноклассическое салонное иск-во (Т. Кутюр и др.). Поверхностно-романтич. эффекты преобладали в полотнах О. Берне, мелодраматич. ист. картинах П. Делароша и Э. Месонье. Этому направлению противостояли поздние романтики, стремившиеся к реалистич. изображению социальной и естеств. среды, что привело к развитию бытового жанра, портрета и особенно пейзажа, утверждавшего эстетич. ценность неприхотливых мотивов родной природы (пейзажисты Ж. Мишель, П. Юэ) и достигшего расцвета в творчестве мастеров барбизонской школы (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н. Диаз, Ш. Ф. Добиньи, К. Труайон), а также в тонких, одухотворённых произв. К. Коро. Острая социальная и политич. направленность была свойственна произв. О. Домье, отчасти графич. работам П. Гаварни.

Э. Делакруа. "Резня на Хиосе". 1823-24. Лувр. Париж.

Революция 1848 оказала мощное демократизирующее воздействие на всю духовную культуру Ф., явилась творч. стимулом для крупнейших представителей критич. реализма. Симпатии к тяжёлому повседневному бытию людей труда, простота и поэзия правды определили сущность творчества Г. Курбе и Ж. Ф. Милле.

Ж. Ф. Милле. "Женщина, вяжущая при свете свечи". 1872. Собрание Фрик. Нью-Йорк.

После бонапартистского переворота 1851, в условиях наступления сил реакции демократии, иск-во во многом потеряло свою боевую социальную ангажированность. В 1860-е гг. в центре художеств, жизни страны оказались реалистич. искания Э. Мане, воплотившего красоту будничного течения жизни человека - своего современника, и окружающей его среды. Эти черты сблизили творчество Мане с импрессионизмом - направлением, сложившимся в кон. 1860 - нач. 1870-х гг. (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). Ощущение органич. единства человека и среды воплощено в творчестве О. Ренуара (создававшего мажорные, просветлённо-жизнеутверждающие произв.) и Э. Дега (работы к-рого подчас проникнуты горькой иронией). В скульптуре 1850-1860-х гг. выделяются декоративные, ясные и жизнерадостные произв. Ж. Б. Кар-по, энергичные, строгие образы людей труда, созданные Ж. Далу, экспрессивно-гротескная пластика Домье. Самой яркой фигурой во франц. скульптуре поел, четверти 19 в. стал О. Роден, противопоставивший холодной абстрактности академизма героику, драматизм, напряжённый психологизм образов. К сер. 1880-х гг. в творчестве ряда мастеров наблюдалось стремление видоизменить принципы импрессионизма или преодолеть его огранич. стороны. Осн. направления живописи кон. 19 - нач. 20 вв. получили условное собират. обозначение постимпрессионизма. Представители неоимпрессионизма (Ж, Сера, П. Синьяк) пытались приложить к иск-ву совр. открытия в области оптики (см. также Ди-визионизм, Пуантилизм). Отчасти одновременно с импрессионизмом развивались различные варианты символизма (П. Пю-ви деШаванн, Г. Моро, О. Редон, М. Де-ни), повлиявшие на сложение стиля "модерн" (группа "Наби" в изобразит, иск-ве; Э. Галле и Р. Лалик в декоративноприкладном творчестве), где поэтика символизма сочеталась с подчёркнутой декоративностью форм. Творчество художников реалистич. направления в основном было лишено социально-критич. оттенка (Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лер-мит, Ж. Ф. Раффаэлли), присущего лишь мастерам политич. графики (Т. Стейнлен) и карикатуры (Ж. Л. Фо-рен). В творчестве крупнейших мастеров постимпрессионизма отразились мучит., противоречивые поиски устойчивых идей-но-нравств. ценностей, стремление найти новые выразительные средства. Таковы страстные, проникнутые горячей любовью к человеку труда полотна В. ван Го-га, внутренне сосредоточенные, монументальные картины П. Сезанна, плоскостно-декоративные символические таитянские идиллии П. Гогена, острые, язвительные сцены парижского быта А. Ту-луз-Лотрека.

К. Писсарро. "Въезд в деревню Вуазен". 1872. Лувр. Париж.

П. Сезанн. "Гора Сент-Виктуар". 1894-1900. Эрмитаж. Ленинград.

В нач. 20 в. арх. Т. Гарнье были сформулированы мн. идеи, ведущие к упорядочению гор. стр-ва. В работах О. Перре были эстетически осмыслены нек-рые пластич. и пространств, возможности железобетонного каркаса (жилой дом на ул. Франклина, 1903, и театр на Елисейских полях, 1911-13, -оба в Париже). В 20-30-е гг. сформировались гл. черты новой архитектуры -функцией, и конструктивная обусловленность форм, широкое применение бетона, стекла, стали, принципы, к-рые Ле Корбюзье стремился сделать (по его словам) "пятью отправными точками современной архитектуры" (вилла Савой в Пуасси близ Парижа, 1929-31, арх. Ле Корбюзье; школьный комплекс им. К. Маркса в Вильжюифе близ Парижа, арх. А. Люрса, илл. см. т. 15, стр. 122; и др. здания). Всё же новаторские сооружения этого времени оставались единичными на фоне неотрадиционали-стских построек (дворец Шайо в Париже, 1936, арх. Л. Азем, и др.), к-рые перестали возводиться лишь после 2-й мировой войны 1939-45, когда важнейшей задачей стало восстановление разрушенных городов (реконструкция пример, р-на Гавра по проекту О. Перре; илл. см. т. 5, стр. 621). В сер. 50-х гг. развернулось массовое жилищное стр-во по принципу создания массивов, свободно скомпонованных из 4-5-этажных и башенных домов в городах (Мурене в деп. Атлантические Пиренеи, 1958-60, арх. Р. Кулон и др.), пром. посёлках (Вер близ Сент-Эть-енна, с 1953, арх. А. Сив, М. Ру) и в основном на периферии крупнейших

Л е Кор б ю з ь е. Дом Жауль в Нёйи (Иль-де-Франс).1954-56.

центров. Попытки смягчить регулярность при помощи криволинейных форм (жилые комплексы: "Л'Абрёвуар", илл. см. т. 19, табл. X, стр. 208-209; "Ле Кур-тильер", 1959-61, - оба под Парижем, арх. Э. Айо), включением в жилой комплекс необычно скомпонованных обществ, учреждений (детсад в "Ле Куртильер", арх. Э. Айо), острых силуэтных композиций имели лишь частичный успех. В 1960 - 70-х гг. особенно широко развернулось стр-во в пригородах Парижа и в самом Париже. Значит, влияние на творчество архитекторов разных стран оказали обществ, и культовые здания, построенные Ле Корбюзье в 60-е гг. (капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане, илл. см. т. 14, табл. XV, стр. 192-193; цикл работ в Индии, 1950-1957, и др.), в к-рых внутр. пространство подчинено сложной гармонии иррацион. отношений. В разнообразной по типу в облику архитектуре обществ, зданий используются лёгкие алюминиевые и стальные конструкции, навесные панели, своды и оболочки двоякой кривизны. Смелостью инженерно-конструктивных решений выделяются зал Нац. центра пром-сти и техники в Париже (арх. Р. Камело, Ж. де Майи, Б. Зерфюсс, инж. Н. Эск-виллан), здание ЮНЕСКО в Париже (илл. см. т. 19, табл. XI, стр. 208-209), все - 1950-е гг.; дом Радио (илл. см. т. 19, табл. X, стр. 208-209). Значительная выразительность присуща многим мемориальным сооружениям (мемориал погибших в фаш. концлагерях на о. Сите, в Париже, илл. см. т. 16, табл. VII, стр. 64-65).

Э. А и о. Жилой комплекс "Ла Гранд Борн" в Гриньи (Лионне). 1960-е гг.

В изобразит, иск-ве наметившийся в кон. 19 в. отход от социальной тематики, от решения кардинальных проблем эпохи в нач.