БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321исков, стремлений, надежд и разочарований Ренессанса, его социального, духовного и художеств, опыта. Популяризатор Монтеня - моралист П. Шаррон (1541-1603). Скептицизм Монтеня подготовил нек-рые идейные течения 17 в.

В нач. 17 в. франц. лит-pa переживает сложный процесс развития и преобразования реалистич., классицистич. и барочных тенденций, наметившихся в 16 в. Нередко эти тенденции выступают в нерасчленённом виде (галантный роман "Астрея" О. д'Юрфе, 1567? - 1625). Воздействием эстетики барокко отмечено и раннее творчество Ш. Сореля (1602-1674), создателя бытового романа, впитавшего реалистич. опыт Рабле. Формирование классицистской поэзии связано с деятельностью Ф. Малерба (1555-1628), создателя образцов лирики "высокого стиля", и сатирика М. Ренье (1573-1613), наследника ренессансного свободомыслия и реализма. Развивая традиции Возрождения, Малерб стремился к выработке лит. нормы, осн. на хорошем вкусе, чувстве меры и т. д. В сер. 17 в. барочные тенденции стали ведущими. Они обнаруживаются в трагикомедиях А. Арди (ок. 1570-1632), в трагедиях А. де Монкретьена (1575-1621), в романах Г. де Ла Кальпренеда, М. де Скюдери, М. Гомбервиля, в поэзии В. Вуатюра (1598-1648), Ж. Гомбо (ок. 1570 - ок. 1666) (см. Прециозная литература). Соч. Тристана Л'Эрмита (1601-55) лишь отчасти затронуты модной прециозностью.

Реалистич. тенденции в лит-ре во многом основывались на реалистич. и эпикурейском учении П. Гассенди (1592-1655). С его философией связана деятельность т. н. либертинов ( т. е. "вольнодумцев") Т. де Вио (1590-1626), М. А. Сент-Амана (1594-1661) и С. Си-рано де Бержерака (1619-55), к к-рым примыкал и Ш. Сорель.

Углубляется разработка эстетики классицизма в теоретич. выступлениях Ж. Шаплена (1595-1674), К. Вожла (1585-1650), Г. де Бальзака (1597-1654), Ф. д'Обиньяка (1604-76), сформулировавших учение о "трёх единствах", о жанровой и стилевой структуре лит-ры. Формированию классицистич. доктрины способствовали рационалистич. философия Р. Декарта (1596-1650) и деятельность французской академии (осн. в 1635). Наиболее всевбъемлющим было воздействие классицизма на театр, прежде всего в области трагедии. Видным драматургом-классицистом был Ж. Ротру (1609-50), в раннем творчестве отдавший дань эстетике барокко. П. Корнель (1606-84), начав с галантных стихов и комедий, пришёл к "правильным" трагедиям классицизма. В его позднем творчестве заметно усиление лирич. начала, усложнение интриги, что уже противоречило канонам классицизма. Корнель стремился выразить самый острый конфликт своего времени - противопоставление личности обществу, частной жизни -общественной в условиях абсолютной монархии: трагедии "Сид" (1637), "Гораций" (1640), "Родогуна" (1644) и др.

Основоположник и самый выдающийся представитель классицистич. комедии - Мольер (1622-73). С позиций нар. здравого смысла он разоблачил и высмеял отрицат. стороны совр. ему общества. Гл. мишень его нападок - тщеславие и раболепие буржуа перед аристократией: "Мещанин во дворянстве" (1670). В комедиях "Тартюф" (1664), "Мизантроп" (1666), "Скупой" (1668) Мольер создал психологич. и социальные типы большой обобщающей силы. Пороки аристократии (распущенность, лицемерие, паразитизм) также нашли в нём острого критика ("Дон Жуан", 1665, и др.).

Интерес к характеру, психологии человека и к сатирич. изображению нравов присущ прозаикам-моралистам Ф. де Ларошфуко (1613-80), Б. Паскалю (1623-62) и Ж. де Лабрюйеру (1645-96), романистке М. Лафайет (1634-93; "Принцесса Клевская", 1678), поэту Н. Буало (1636-1711) и баснописцу Ж. Лафонтену (1621-95), черпавшему сюжеты из нар. поэзии и из творений писателей Возрождения.

В сер. и 2-й пол. 17 в. классицизм остаётся ведущим направлением, проникнув в эпистолярную прозу (М. де Се-винье), мемуаристику (кардинал Рец, Ларошфуко), церк. красноречие (Ж. Б. Боссюэ). Но рядом существуют и бытовые романы П. Скаррона (1610-60), А. Фюретьера (1619-88), к-рые иногда связывают с тенденциями барокко. Во 2-й пол. 17 в. классицизм приобретает новые черты; он вновь смыкается с прециозностью (Ф. Кино), обнаруживает предпросветит. черты (роман "Приключения Телемака" Ф. Фенелона, 1651-1715; статьи Ш. Сент-Эвремона, ок. 1616-1703). Драматургия Ж. Расина (1639-99) воплотила трагич. неразрешимость конфликта человека и гос-ва, к-рое предстаёт у автора как начало деспотическое, близкое к вост. тирании ("Андромаха", 1668, "Британник", 1670). На первый план у Расина выдвигается психология героя, в к-рой обнаруживаются тёмные, иррациональные черты, игра необузданных страстей ("Федра", 1677).

Уже на исходе 17 в. во франц. культуре нарастают просветительские тенденции ("История оракулов" и др. соч. Б. Фон-тенеля), но эпигонский классицизм 1-й трети 18 в. (драматургия П. Ж. Кребийо-на-отща, 1674-1762) сдерживает развитие Просвещения. Возникает лит-pa рококо, пронизанная гедонизмом и скептицизмом, показным вольномыслием. В лирике рококо культивируются малые формы (эпиграмма); наиболее значит, поэты - Г. А. Шольё (1639-1720), Ш. О. Лафар (1644-1712), Ж. Б. Грессе (1709-77), К. Ж. Дора (1734-80). Соединить игривую лёгкость рококо с нормами классицизма стремился Ж. Б. Руссо (1670 или 1671-1741). В прозе (К. А. Вуазнон, С. Буфлер и др.) лит-pa рококо тяготела к короткой новелле и эротич. "сказочке". Приёмами рококо с его духом эпатажа широко пользовались просветители (Монтескье, Вольтер, Дидро).

В 1-й пол. 18 в. усиленно развиваются комедия и роман. Комедия следует традициям Мольера (Ш. Дюфрени, Ж. Ф. Реньяр и др.); у А. Р. Лесажа (1668-1747) усиливается социальная острота и бытовой реализм ("Тюркаре", 1709); П. К. Мариво (1688-1763) создал тип комедии, построенной на тонкой словесной игре, передающей прихотливую сложность характеров героев. У Ф. Н. Детуша (1680-1754) и П. К. Ни-веля де Лашоссе (1692-1754) этот жанр наполнился назидат. мотивами. В романе преобладают нравоописат. реалистич. тенденции. Своеобразный плутовской роман создал Лесаж ("История Жиль Блаза из Сантильяны", 1715-35). У Мариво ("Жизнь Марианны", 1731 - 41) и А. Ф. Прево (1697-1763) в "Манон Лес-ко" (1731) и др. романах глубоко разработана психология героев, а сатирически изображённым представителям общества противостоят "естественные" натуры. П. К. Кребийон-сын (1707-77), отдавший дань вкусам рококо ("Софа", 1742), в романе "Заблуждения сердца и ума" (1736) показал паразитизм и бездушие аристократии (как и Ш. П. Дюкло, 1704-72). Гротескно-сатирич. картину франц. жизни создал Ш. Л. Монтескье (1689-1755; "Персидские письма", 1721). В 1-й пол. 18 в. ведущую роль в лит-ре играет Вольтер (1694-1778) -крупнейший поэт-сатирик (эпиграммы, поэма "Орлеанская девственница", 1755), драматург, поставивший классицистич. нормы на службу просветит, идеалам ("Магомет", 1742, и др.), замечат. прозаик (повести "Задиг", 1748, "Кандид", 1759, и др.), философ, историк, публицист.

С 1751 начинает выходить "Энциклопедия", издававшаяся Д. Дидро (1713-1784), Ж. Л. Д'Аламбером и др. просветителями, отразившими радикальные настроения передовой части третьего сословия. Дидро создал жанр "мещанской драмы", где его последователями были М. Ж. Седен (1719-97), Л. С. Мерсье (1740-1814), ранний П. О. К. Бомарше (1732-99), выступал по вопросам эстетики. Его романы "Монахиня" (1760), "Жак-Фаталист" (1773), повесть-диалог "Племянник Рамо" (1762-79) - наиболее значит, произв. просветит, реалистич. прозы.

Отход от цросветительского рационализма, связанный с культом -природы, естественности, изображением "жизни сердца", обозначился в лит-ре сентиментализма. Романы "Новая Элоиза" (1761) и "Эмиль" (1762) и "Исповедь" (1766-1769) Ж. Ж. Руссо (1712-78) вывели на сцену новый тип третьесословного героя, углубили приёмы раскрытия его подвижного и противоречивого характера. Последователи Руссо - Мерсье, Н. Ретиф де Ла Бретонн (1734-1806), уделявшие внимание социально-бытовой стороне жизни, и Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер (1737-1814), склонный идиллически трактовать жизненные конфликты.

В предреволюц. годы во франц. лит-ре рядом с сентиментализмом возникает предромантизм (Ж. Казот, 1719-92); у Э. Парни (1753-1814) элегич. мотивы, предвещающие- романтизм, сочетаются с заострённой антирелигиозностью и с обращением к приёмам рококо. Измельчание феод, идеалов, обществ, и духовный крах дворянства раскрыли Ж. Б. Лу-ве де Кувре (1760-97) и особенно П. А. Ф. Шодерло де Лакло (1741-1803) в романе "Опасные связи" (1782) и Бомарше в комедии "Женитьба Фигаро" (1784), отмеченной революц. духом. Традиции классицизма продолжают тонкий лирик А. М. Шенье (1762-94) и .драматург М. Ж. Шенье (1764-1811), наполнивший свои трагедии гражд. пафосом.

Революц. классицизм - ведущий метод в период Великой франц. революции. Были созданы новые пьесы М. Ж. Шенье, Ф. Ф. Н. Фабра д'Эгланти-на (1750-94), оды и гимны П. Лебре-на (1729-1807), Т. Дезорга (1763-1808) и др. Получает распространение массовая революц. песня ("Марсельеза" К. Ж. Руже де Лиля, 1760-1836), публицистика (Робеспьер, Марат), очерк (Мерсье). Наследник просветительских идеалов - автор летучих песен-прокламаций, тираноборч. фарса "Страшный суд над королями" (1793) П. С. Марешаль (1750-1803), отразивший взгляды якобинцев.

С нач. 19 в. господствующим направлением во франц. лит-ре становится романтизм. Феод, реакцию на революц. события отразил консервативный романтизм, с позиций защиты христ. религии отрицавший "вольномыслие" просветителей: публицисты Ж. де Местр (1753-1821), Л. Бональд (1754-1840). Авторитет церкви утверждал в трактате "Гений христианства" (1802) Ф. Р. де Шатобриан (1768-1848); однако художеств, значение включённых в трактат повестей "Атала" (отд. изд. 1801 )и "Рене" (отд. изд. 1802) оказалось шире первонач. замысла: здесь впервые в европ. лит-ре прозвучала тема "лишнего человека". В полемику с идеологами Реставрации вступили писатели, признававшие исторически прогрессивную роль революции. Анна Луиза Жер-мена де Сталь (1766-1817) в кн. "О литературе" (1800) призывала к либерализации обществ, строя Ф. Её романы "Дельфина" (1802), "Коринна, или Италия" (1807) выдвинули поэтич. образ женщины, живущей в разладе с окружающей средой, стремящейся к духовному раскрепощению. Одинокий герой - в центре романов-"исповедей" Б. Кон-стана (1767-1830; "Адольф", опубл. 1815) и Э. П. Сенанкура (1770-1846; "Оберман", 1804). В жанре "разбойничьего романа" написан "Жан Сбогар" (1818) Ш. Нодье (1780-1844). В области поэзии - сб. "Поэтические раздумья" (1820) и др. А. де Ламартина (1790-1869) - франц. __ романтизм обогатил александрийский стих и рифму. От чувства трагич. разлада с действительностью к богоборч. настроениям эволюционирует творчество А. де Виньи (1797-1863).

2-й этап франц. романтизма связан с предреволюц. и революц. движением 30-40-х гг. и ярко проявился в творчестве В. Гюго (1802-85). Его эпич. цикл "Легенда веков" (1859-83) и стихи о Парижской Коммуне 1871 ("Грозный год", 1872) завершили реформу франц. поэзии, начатую романтиками. Стихия непо-средств. чувства, жизнерадостность, ирония, грусть - осн. мотивы лирики А. де Мюссе (1810-57). Влиятельным защитником романтизма в 20-30-х гг. был лит. критик Ш. О. Сент-Бёв (1804-69). Торжество прогрессивных тенденций романтизма 30-х гг. чрезвычайно полно выявилось в связи с театр, иск-вом в острой полемике между романтиками и неоклассицистами. Накануне Июльской революции 1830 эта полемика приобретала по-литич. характер. Её кульминацией явилось предисловие Гюго к его драме "Кромвель" (1827) - декларация эстетич. принципов прогрес. романтизма. Гюго ("Собор Парижской богоматери", 1831; "Отверженные", 1862; "Девяносто третий год", 1874), Виньи ("Сеи-Мар", 1826), Мюссе ("Исповедь сына века", 1836), Жорж Санд (1804-76), А. Дюма-отец (1802-70) превратили роман в "синтетический" жанр, сочетающий лирич., эпич. и драматич. начала. Ведущая тема творчества Санд - борьба женщины за человеческие права ("Индиана", 1832; "Консуэло", 1842-43, и ДР.). Социальные проблемы ставил Э. Сю (1804-57) в романах-фельетонах "Парижские тайны" (1842-43) и др. В стилистически изощрённой поэзии и прозе Т. Готье (1811-72) и Ж. де Нерваля (1808-55) намечается переход к "чистой" поэтич. форме (у Готье), к символич. многозначности образов (у Нерваля).

Революц. подъём 30-40-х гг., способствовавший интенсивному развитию прогрес. романтизма, создал предпосылки и для реалистич. осмысления совр. обществ, отношений. Франц. критич. реализм с начала своего возникновения сочетал остроту постановки коренных социальных проблем, широту ист. охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений. Черты реализма обнаруживаются в памфлетах П. Л. Курье (1772-1825), в сатирич. стихах и песнях П. Ж. Беранже (1780-1857), Э. Моро (1810-38), О. Барбье (1805-82). Высшее воплощение он получил в романах Стендаля (1783-1842) и О. де Бальзака (1799-1850).

Стендаль и Бальзак сыграли ведущую роль в развитии зап.-европ. критич. реализма 19 в. Они обогатили мировую лит-ру, разработав свои методы реалистич. типизации. В романе "Красное и чёрное" (1831) Стендаль утвердил основы психологич. направления в реализме. Он дал герою романа многогранную аналитич. характеристику. Гибель Жюльена Сореля предстаёт как следствие того, что бурж. обществу он пытался противостоять в одиночку. Эту же тему Стендаль варьирует в романах "Люсьен Левен" (1834-36, впервые под назв. "Зелёный стрелок", изд. 1855, полностью 1929) и "Пармская обитель" (1839). Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, художеств, исследование франц. общества в период Реставрации и Июльской монархии дал Бальзак в цикле романов и повестей "Человеческая комедия" (1829-1848). Писатель сосредоточил внимание на темах распада семьи ("Отец Горио", 1834-35), власти золота ("Гобсек", 1830) и нравств. гибели личности ("Шагреневая кожа", 1830-31). Источники драматизма "Человеческой комедии" - в напряжённом характере эпохи и человеческого существования. Мастером новеллы был П. Мериме (1803-70), подходивший к задаче воссоздания "местного колорита" реалистически, как историк и этнограф ("Матео Фальконе", 1829; "Кармен", 1845).

Кон. 40 - нач. 50-х гг. отмечены углублением идейно-эстегич. противоречий. Представители реалистич. песенной поэзии П. Лашамбоди (1806-72), П. Дюпон (ШТ-70), Л. Менар (1822-1901) выступили в защиту жертв Июньского восстания 1848. Вершина гражд. поэзии, связанной с Революцией 1848, - стихи Гюго в сб. "Возмездие" (1853). Идейными противниками республиканцев становятся после гос. переворота 1851 писатели-бонапартисты О. Фёйе (1821-90), М. Дю Кан (1822-94), Э. Абу (1828-85) и др. Бурж.-апологетич. лит-pa в период Второй империи противопоставляет принципам реалистического искусства "школу здравого смысла"; к ней принадлежали драматурги Ф. Понсар (1814-67), Э. Ожье (1820-89)и А. Дюма-сын (1824-1895). Попытку теоретически осмыслить Опыт Бальзака (и в области живописи - Г. Курбе) предпринимают Шан-флёри (1821-89; сб. статей "Реализм", 1857) и Л. Э. Дюранти (1833-80; курн. "Реализм", изд. им в 1856-1857). Однако в своих художеств, про-взв. они, как и А. Мюрже (1822-61), обращались преим. к бытописательству. Это характерно и для романов бр. Гонкуров (Жюль, 1830-70; Эдмон, 1822-1896), с творчеством к-рых связано зарождение натурализма во франц. лит-ре ("Жермини Ласерте", 1865; "Девка Эли-ва", 1877, и др.). Г. Флобер (1821-80) в романах "Госпожа Бовари" (1857), "Воспитание чувств" (1869), "Бувар и Пекю-ше" (1861) обличал бурж. мораль, нравы, вауку, политич. жизнь. В центре внимания писателя - проблема ограниченности человеческих возможностей, тщетные поиски глубокого чувства, полноты жизни в бурж. обществе. Издававшие лирич. сб-ки "Современный Парнас" (1866-76) Ш. Леконт де Лиль (1818-94), Т. де Банвиль (1823-91), Сюлли-Прюдом (1839-1907), Ф. Коппе (1842-1908) и др. (см. "Парнас") неприятие бурж. мира выражали выключением его из своей эстетич. сферы, обращаясь к сюжетам др.-греч. и инд. мифов, сканд. саг (Леконт де Лиль), используя мотивы вост. поэзии (Л. Буйе, 1822-69), итал. Возрождения (Ж. М. Эредиа, 1842-1905). В творчестве Ш. Бодлера (1821-67), напротив, конфликт художника с бурж. действительностью принимает бескомпромиссную форму: поэт с горечью пишет о судьбе иск-ва и художника в совр. мире, обнажая язвы общества, создавая гротескные образы торжествующих буржуа (сб. стихов "Цветы зла", 1857).

В условиях технич. и науч. прогресса 60-70-х гг. развивается приклю-ченч., научно-фантастич. лит-pa - романы Ж. Верна (1828-1905). Возрастает интерес и к гуманитарной культуре (история иск-в, религий и др.): "История происхождения христианства" (т. 1-8, 1863-83; Ж. Э. Ренан, 1823-92).

Патриотич. нар. движение во время франко-прусской войны 1870-71 и Парижская Коммуна 1871 открыли новую эпоху в развитии лит-ры. Мн. писатели связали свою жизнь и творчество с идеалами и революц. борьбой пролетариата. Э. Потье (1816-87), "...один из самых великих пропагандистов посредством п е сн и" (Л ен и н В. И., Соч., 5 изд., т. 22, с. 274), создал в июне 1871 -"Интернационал" (опубл. 1887); величие Парижской Коммуны и её уроки осмыслены им в поэме "Парижская Коммуна" (1876). Героизм коммунаров запечатлен в лирике Луизы Мишель (1830-1905), в песнях Ж. Б. Клемана (1836-1903), в поэзии Э. Вермерша (1845-78), Э. Шатлена (1829-1902), К. Гюга (1851-1907). Коммуне поев. "Военный гимн Парижа" и др. стихи А. Рембо (1854-91). Чл. Парижской Коммуны, ред. газ. "Кри дю пёпль" ("Le cri du peuple") Ж. Вал-лес (1832-85) воссоздал в реалистич. трилогии "Жак Вентра" (1879-86) историю жизни и революц. борьбы молодого человека 19 в. Л. Кладель (1835-92) в традициях революц.-романтич. патетики повествует о героич. днях в романе "INRI" (1872-87, опубл. 1931; в рус. пер. -"Жак Ратае", 1933). Парижская Коммуна и развивающееся в 80-90-е гг. социа-листич. рабочее движение, предельно обнажив классовый антагонизм бурж. общества, воздействовали на творчество крупнейших мастеров критич. реализма.

Э. Золя (1840-1902) в цикле "Ругон-Маккары" (1871-93) дал социально-пси-хологич. исследование общества в эпоху перерастания капитализма в империализм ("Жерминаль", 1885). В противоборстве с натуралистич. тенденциями (в 80-е гг. Золя - признанный теоретик натурализма) писатель реалистически запечатлел сложное взаимодействие между типич. характерами эпохи ("Деньги", 1891; "Разгром", 1892), увидел в поднимающемся социализме зародыш социального закона будущего (роман "Труд", 1901). Творчество Ги де Мопассана (1850-93) пронизано резким неприятием бурж. пошлости (роман "Жизнь", 1883), политиканства Третьей республики (роман "Милый друг", 1885), предпринимательского ажиотажа (роман "Монт-Ориоль", 1886) и колон, авантюр. Новеллы Мопассана рисуют широкую панораму быта и нравов Франции поел. четв. 19 в. Разнообразие средств реалистич. типизации и изобразительности присуще А. Доде (1840-97; трилогия "Необычайные приключения Тартарена из Тараскона", 1872-90).

В поэзии кон. 19 в. наиболее влият. направлением был символизм - С. Малларме (1842-98; эклога "Послеполуденный сон фавна", ок. 1865, опубл. 1876), П. Верлен (1844-96), Рембо (стих. "Пьяный корабль", сонет "Гласные"), П. Фор (1872-1960). В русле натурализма развивалось творчество П. Алексиса (1847-1901), О. Мирбо (1850-1917).

В ранних повестях и романах Ж. Ш. Гюисманса (1848-1907) содержались реалистич. сцены из нар. жизни (роман "Марта", 1876); впоследствии писатель испытал воздействие декаданса (роман "Наоборот", 1884). П. Бурже (1852-1935), продолживший в романе "Ученик" (1889) тему судьбы молодого человека 19 в., в 90-е гг. смыкается с реакц., шо-винистич. лит-рой; её ведущая фигура-М. Баррес (1862-1923; трилогия "Роман национальной энергии", 1897-1902).

Реалистич. лит-pa на рубеже 19-20 вв. развивалась в борьбе с лит-рой империа-листич. реакции (Ш. Моррас, 1868-1952; П. Адан, 1862-1920) и одним из самых характерных её проявлений - колон, романом П. Лоти (1850-1923), К. Фаррера (1876-1957), в полемике с декадентскими (М. Швоб, 1867-1905; А. Жид, 1869-1951) и авангардистским (А. Жарри, 1873-1907) течениями. Художеств, прогресс франц. лит-ры этого периода определяло творчество классиков реалистич. искусства, воспринявших социалистич. идеи, - А. Франса (1844-1924), Р. Рол-лана (1866-1944), Ж. Ренара (1864-1910), Ш. Л. Филиппа (1874-1909).

В тетралогии "Современная история" (1897-1901) Франс открыто выражал сочувствие рабочему классу. Бурж. цивилизацию обличал в фантастич., са-тирич. и гротескных романах "На белом камне" (1904), "Остров пингвинов" (1908), "Восстание ангелов" (1914). Лит. и обществ, деятельность сочетал Ренар, сотрудничавший в газ. "Юманите" ("L'Humanite") со дня её основания. Его желчная ирония направлена против праздных, озлобленных буржуа (повесть "Рыжик", 1894). Филипп противопоставил паразитич. существованию парижского "дна" (роман "Бюбю с Монпарна-са", 1901, и др.) жизненную мудрость бедняков (роман "Папаша Пердри", 1902). Жизнь народа реалистически воссоздал Э. Ле Руа (1836-1907) в эпопее "Жаку Крокан" (1899), а взаимоотношения человека с природой - Л. Пенго (1882-1915), Габриель Сидони Колетт (1873-1954). Героич. мотивы звучали в творчестве неоромантика Э. Ростана (1868-1918; комедия "Сирано де Берже-рак", 1898). Социалистич. идеи вооружили Роллана философией, к-рая сопрягает устремления личности с ходом истории. Его драматургич. цикл "Драмы Революции"-реалистич. классика, определившая гражданств, пафос франц. демо-кратич. драматургии. История жизненных и идейных исканий творч. личности-содержание романа "Жан-Кристоф" (1904-1912). Роман "Кола Брюньон" (1918) возродил ренессансную традицию Рабле.

В полемике с символистской отстранённостью от реальности в 1906 возник унанимизм с его иллюзорной верой в гармонию между классами: Ж. Дюамель (1884-1966), Ш. Вильдрак (1882-1971) и Ж. Ромен (1885-1972). Романтич. традиция ощутима в лирич. "романе воспитания" Ален-Фурнье (1886-1914) "Большой Мольн" (1913). Сложным переплетением модернистских и реалистич. тенденций отмечено творчество М. Пруста (1871 -1922), чей роман "В поисках утраченного времени" (публ. завершена в 1927) - одно из первых соч. "потока сознания". Живое чувство истории побуждало писателя-католика П. Клоделя (1868-1955) выходить за пределы символизма (А. де Ренье, 1864-1936) и неоклассицизма (Ж. Мореас, 1856-1910) к социально значимым проблемам - дра-матич. трилогия "Заложник" (1911), "Чёрствый хлеб" (1918), "Униженный отец" (1920). Мистич. туманности и велеречивости символистов поэты-"фанта-зисты" Т. Дерем (1889-1941), П. Ж. Туле (1867-1920), Ф. Карко (1886-1958) противопоставили искренность чувства и ясность поэтич. языка. Дань модернистским исканиям "конца века" отдал Г. Аполлинер (1880-1918), прокладывавший собств. путь к "новому реализму" в поэзии (кн. "Алкоголь", 1913) и прозе (цикл новелл "Ересиарх и К°", 1910), автор лиро-эпич. хроники о войне "Кал-лиграммы" (1918).

1-я мировая война 1914-18 и Великая Окт. социалистич. революция в России обозначили новый этап в развитии франц. лит-ры. Романы "Огонь" (1916) и "Ясность" (1919) А. Барбюса (1873-1935)-родоначальника социалистического реализма во франц. лит-ре- отразили рост революц. сознания франц. народа. Бар-бюс в 1919 создал междунар. орг-цню писателей "Кляргае" для защит.ы Сов. России, борьбы за мир. Против реакции направлены его "Правдивые повести" (1928), работы о лит-ре ("Золя", 1932) и публицистика П. Вайян-Кутюрье (1892-1937), к-рый в 1921 встречался с В. И. Лениным и в очерковых репортажах рассказал об СССР. Роллан от позиции <