БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321-160 тыс. случаев опухолевых заболеваний. Значит, место в структуре заболеваемости занимают психич. болезни: кол-во больных, находящихся на стационарном лечении, ежегодно превышает 130 тыс. Кроме гриппа и острых респираторных заболеваний, из инфекц. болезней, подлежащих обязат. гос. регистрации, наиболее распространены корь, скарлатина и нек-рые другие детские инфекции, а также брюшной тиф, вирусный гепатит. Венерические заболевания представляют серьёзную социальную проблему и задачу здравоохранения.

Острой проблемой для Ф. является алкоголизм, смертность от к-рого (в т. ч. в связи с психозами алкогольного происхождения) за 20 лет (1950-70) возросла на 80% у мужчин и на 32% у женщин и достигла самого высокого в мире уровня - 12 на 100 тыс. жит. Высок показатель смертности от цирроза печени (34,2 на 100 тыс. жит. в 1972), что также связано с распространением алкоголизма. Он отягощает течение мн. заболеваний и является причиной 1/3 случаев трансп. травматизма, представляющего серьёзную проблему для страны. Число несчастных случаев на пром. произ-ве ежегодно превышало 2500 тыс., из них св. 1100 тыс. сопровождались потерей трудоспособности и св. 2,3 тыс. случаев привели к смертельному исходу.

Участие гос-ва в решении проблем здравоохранения осуществляется на основе нац. планов медико-социального строительства (6-й план - в 1971-75). Мин-во здравоохранения и социального обеспечения, в составе к-рого - ген. дирекция здравоохранения, осуществляет адм. и финанс. контроль за деятельностью больниц и решает проблему их строительства, ведает вопросами борьбы с психич. и нек-рыми др. заболеваниями, организации деятельности аптечной сети, контроля за качеством медикаментов и т. д. Задачи Высшего совета обществ, гигиены Ф. и Высшего мед. комитета здравоохранения - разработка гос. политики в области здравоохранения, определение потребности в различных видах леч.-профи-лактич. помощи. Местные адм. органы здравоохранения - региональные и департаментские дирекции медико-социальной деятельности (в штате к-рых врач -инспектор здравоохранения, технич. советник по вопросам строительства мед. учреждений и др. персонал) подчиняются непосредственно префектам.

В 1970 принят закон о реформе больничного дела: учреждена гос. больничная служба, в к-рую входят обществ., а также (на добровольных началах и при особых условиях) частные больницы. Осуществляется перестройка системы здравоохранения на основе принципа мед. районирования. К 1976 было 90 р-нов с населением от 250 до 750 тыс. чел., в каждом из к-рых предусматриваются полный объём мед. обслуживания, спец. органы здравоохранения, осуществляющие руководство деятельностью больничных учреждений, специализированных служб, врачей общей практики и т. д. Каждый р-н разделён на участки со своими органами здравоохранения. Р-ны объединены в 21 сан. регион; органы управления регионов подчиняются непосредственно Мин-ву здравоохранения и социального обеспечения и координируют деятельность службы здравоохранения в р-нах.

Франц. система социального обеспечения сложилась в 1945-46. Состоит из обеспечения по временной нетрудоспособности (болезнь, трудовое увечье, профзаболевание, инвалидность, материнство, потеря кормильца и т. п.), выплаты семейных пособий и обеспечения по старости. Фонд обеспечения по временной нетрудоспособности образуется за счёт взносов нанимателей и самих трудящихся (по нек-рым видам пособий их взносы в страховую кассу составляют 6,5% заработной платы; к 1976 системой социального страхования охвачено 98% трудоспособного населения). Пособие по врем, нетрудоспособности выплачивается (с 4-го дня заболевания) в размере 50% ежедневного заработка. Пособие по материнству выплачивается в течение 6 недель до родов и 8 недель после родов в размере 90% заработной платы (в случае болезни, связанной с беременностью и родами, этот срок увеличивается соответственно до 8 и 12 недель). Семейные пособия на содержание детей выплачиваются до достижения детьми 16-летнего возраста (учащимся - до 20). Размер пособий зависит от кол-ва детей: на 2 детей выплачивается 22% ставки, на 3 - 59% , на 4 - 96%, на 4 и каждого следующего ребёнка -33%. Полная пенсия по старости в размере 40% ср. заработной платы выплачивается лицам, достигшим 65 лет и имеющим страховой стаж 30 лет. Лица, достигшие 60 лет, могут получать пенсию по старости в уменьшенном размере -20% зарплаты. При наличии более высокого страхового стажа - 37,5 лет трудящиеся могут уйти на пенсию в 60 лет и получать 25% средней заработной платы (по достижении 65 лет им устанавливается пенсия в размере 50% заработка).

В 1972 коечный фонд составил 531,7 тыс. коек (10,3 койки на 1 тыс. жит.), из к-рых 370,5 тыс. в обществ., а 161,2 тыс. в частном секторе (уд. вес коек в обществ, больницах за 1950-70 снизился с 78 до 65% ). Из общего коечного фонда 351,2 тыс. коек - в больницах общего профиля, 180,5 тыс. коек -в специализированных стационарах (пси-хиатрич., онкологич. и др.). Ощущается недостаток в больничных койках и ассигнованиях на стационарную помощь. Мн. больницы - в аварийном состоянии (38% больниц построено в 19 в., 22% -в 1900-45). По офиц. данным, св. 60 тыс. коек в обществ, больницах нуждается в модернизации.

В 1973 работали 70,7 тыс. врачей (1 врач на 735 жит.), в т. ч. 25,7 тыс. врачей-специалистов; 50,5 тыс. врачей занимались частной практикой. Было 23,1 тыс. зубных врачей и св. 180 тыс. лиц ср. мед. персонала. Во внебольнич-ном обслуживании населения осн. роль принадлежит частнопрактикующим врачам, заключающим соглашения со службами социального страхования, к-рые устанавливают тарифы оплаты мед. услуг. Получила развитие групповая практика работы врачей (в к-рой в 1974 участвовало св. 15 тыс. частнопрактикующих врачей) с использованием приобретённых на общие средства помещений, оборудования и т. п. Амбулаторно-поли-клинич. помощь оказывают также в по-ликлинич. отделениях (кабинетах) обществ, больниц, в 1,5 тыс. многопрофильных центров здоровья, находящихся в ведении муниципалитетов, в центрах материнства и детства, специализированных диспансерах (в 1972 было св. 2 тыс. психоневрологич., венерологич., противотуберкулёзных и др. диспансеров). Подготовку врачей осуществляют на 28 мед. ф-тах ун-тов (выпуск 1973 - св. 4 тыс. специалистов). Зубных врачей готовят в 14, фармацевтов в 24, акушерок в 30 уч. заведениях. Дипломированных медицинских сестёр выпускают 259 школ; св. 400 различных медицинских заведений проводят подготовку др. мед. персонала: сестёр по уходу на дому, лаборантов, массажистов, помощниц сестёр по уходу за детьми и др. Расходы на здравоохранение (1974) составили 4,7% гос. бюджета. Серьёзной проблемой для здравоохранения Ф. являются постоянный дефицит финанс. средств, резкий рост стоимости мед. помощи. В результате пр-во стремится фонды социального страхования, предназначенные для компенсации затрат на мед. услуги, использовать для финансирования больничного строительства и др. мероприятий, к-рые должны осуществляться за счёт гос. бюджета. Это приводит к серьёзным затруднениям в деятельности системы гос. страхования.

На территории Ф. расположены известные курорты: бальнеологические и грязевые - Виттелъ, Виши, Дакс, Плом-бьер, Экс-ле-Бен и другие, климатические - Антиб, Биарриц, Дьеп, Канн, Ментона, Ницца.

Координацией и организацией науч. мед. исследований занимаются гл. обр. Нац. ин-т здравоохранения и науч. исследований в области медицины Мин-ва здравоохранения и социального обеспечения (117 н.-и. центров в 1973) и Нац. центр науч. исследований Мин-ва образования. Значит, науч. работа проводится также на мед. ф-тах и в крупных больницах. В 1972 ассигнования на науч. исследования в области биологии и медицины составили 19% бюджета на науч. исследования. Сотрудничество между СССР и Ф. в области здравоохранения и мед. науки (на основе межправительств, соглашения 1969) к 1976 осуществлялось по 13 проблемам, с участием св. 100 ведущих науч. центров СССР и Ф.

О. А. Александров, Э. И. Доморацкая.

Ветеринарное дело. На терр. Ф. зарегистрировано (1976) неблагополучных пунктов: по сиб. язве 7, классич. чуме свиней 47, болезни Ньюкасла 4, бешенству 2866, бруцеллёзу кр. рог. скота 22 134, бруцеллёзу овец и коз 193, туберкулёзу кр. рог. скота 1, инфекц. анемии лошадей 4, миксоматозу 8/, пситтакозу 5, роже свиней 5, туляремии 21. Регистрируются также вирусная диарея, лептоспироз, оспа птиц, чума плотоядных, вирусный аборт овец, инфекц. агалактия овец и коз, заразный насмерк, микоплазмоз птиц, вирусный гепатит утят, болезнь Марека, кокцидиоз птиц и кроликов, лейкоз и др. Руководство вет. службой осуществляет Вет. управление, находящееся в ведении Мин-ва с. х-ва. Каждый департамент (область) имеет вет. отдел с нет. лабораторией. Бет. служба кантонов состоит из частнопрактикующих врачей, к-рые объединены в синдикаты. Во Ф. 5600 вет. врачей (1975). Гос. вет. службе подчинены ин-спекц. службы на границе, в крупных портах, на пром. предприятиях, перерабатывающих животноводч. продукцию, на рынках, сан. полиция. Подготовку вет. врачей (докторов вет. медицины) осуществляют в 3 старейших вет. ин-тах (Нац. вет. школах) в Лионе, Альфоре и Тулузе. Науч. работа по ветеринарии проводится в Нац. ин-те с.-х. исследований, н.-и. лабораториях высших уч. заведений, Ин-те Пастера, учреждениях Мин-ва образования и частных ин-тах. Центр, науч.-производств, лаборатория в Альфоре осуществляет контроль за биопрепаратами и проводит наиболее сложные диагностич. работы.

X. Просвещение

Первые школы на терр. совр. Ф. были основаны в период рим. господства в Галлии; обучение строилось в них по рим. образцу. В 6-7 вв. с распространением христианства возникли монастырские и церк. школы, а позднее - немногочисл. приходские училища. Дальнейшее развитие образования относится к эпохе т. н. Каролингского возрождения (8 - нач. 9 вв.). В 12 в. в городах появились не-церк. школы, содержавшиеся за счёт платы, взимаемой с учащихся. В нач. 13 в. в Париже был осн. 1-й франц. ун-т (см. Парижский университет), в 13-
14 вв. ун-ты возникли в Тулузе, Мон-пелье, Реймсе, Авиньоне, Орлеане и др. городах. Они были значит, центрами зап.-европ. науки и культуры, привлекали преподавателей и студентов из мн. стран. Созданные при ун-тах коллежи давали ср. образование. В 15 в. стали основываться не связанные с ун-тами коллежи, большинство к-рых оказалось в 16 в. под контролем иезуитов.

Великая франц. революция разрушила феод, систему образования, провозгласила право на общее для всех образование. Была создана сеть гос. нач. и ср. (т. н. центр.) школ, отделённых от церкви. Вместо закрытых в период революции ун-тов, являвшихся очагами религиозной схоластики, началось основание специализированных вузов (Высшая нормальная школа, Политехнич. школа и др.). Наполеон I частично восстановил позиции церкви в области просвещения. В период Реставрации (1814-15, 1815-1830) ещё больше усилилось влияние реакц. духовенства в системе образования. В дальнейшем общая численность уч-ся в стране увеличивалась.

Парижская Коммуна 1871 поставила одной из своих задач коренную, революц. перестройку школы, принимала меры по реализации принципа всеобщего обучения. Важным ист. этапом развития образования во Ф. были законы, принятые в кон. 19 - нач. 20 вв. и предусматривавшие создание гос. ср. жен. школ (1880), бесплатное обучение в нач. школах (1881), обязат. обучение детей обоего пола с 6 до 13 лет (1882), устранение религии из уч. планов гос. школ (1882) и др. В 1902 установлена новая структура ср. школы, формально уравнявшая классич. и реальное отделения в праве получения дальнейшего образования. В нач. 30-х гг. демократич. силы добились введения бесплатного обучения в государственных средних школах. Пр-во Нар. фронта продлило в 1936 срок обязательного обучения до 14 лет.

С кон. 50-х гг. власти Пятой республики проводят многочисл. реформы системы образования с целью привести её в соответствие с объективными требованиями науки, техники и произ-ва и в то же время закрепить систему классового отбора уч-ся, сохранить образоват. привилегии господств, классов и социальных групп. Прогрессивные силы во главе с ФКП выдвигают проекты коренного демократич. обновления системы просвещения (Ланжевена - Валлона план, 1947, "Предложения ФКП по демократической реформе образования", 1967-70) и ведут борьбу за их реализацию.

Совр. гос. система просвещения строго централизована. Структура и функции уч. заведений, уч. планы и программы определяются инструкциями Мин-ва образования. Терр. Ф. делится на 23 академии (уч. округа), в каждую из к-рых входит неск. департаментов. Во главе академии стоит ректор, в департаменте -высший чиновник ведомств просвещения - инспектор академии. Их функции - контроль за выполнением распоряжений центр, властей. Гос. школа отделена от церкви, но большинство частных школ находится под контролем католич. церкви; в нач. 70-х гг. частные школы охватывали 17 % уч-ся.

Дошкольное воспитание осуществляется в т. н. материнских школах и в классах для малышей при нач. школах. В 1974/75 уч. г. в дошкольных учреждениях воспитывалось 2,2 млн. детей (всего дошкольным воспитанием было охвачено 26% 2-летних, 77% 3-летних, свыше 90% 4-летних, почти 100% 5-летних детей).

Обязат. обучение (с 1967 его срок 10 лет) начинается с 6 лет. Первые 5 лет обучения составляет общий для всех детей элементарный цикл (в 1974/75 -4,2 млн. уч-ся). Далее идёт 4-летний 1-й цикл ср. образования (6-9-е годы обучения вт. н. оощеобразоват. коллежах и лицеях - 1-й этап школьной ориентации; в 1974/75 - св. 2,5 млн. уч-ся). Внутри него уже выделяются разные по содержанию обучения и социальным функциям уч. потоки, распределение уч-ся между к-рыми является формой социальной селекции и фактически предопределяет дальнейший путь получения образования.

2-й цикл ср. образования имеет 2 направления: краткое (неполное) и длительное (полное ср. образование). Краткое направление - проф. подготовка в 2-летних коллежах технич. образования (профтехшколах), выпускающих рабочих ср. квалификации. Программа их носит узкоутилитарный характер. Общеобразоват. занятия в них сведены к минимуму (6-10 часов в неделю), осн. упор делается на приобретение проф. знаний и навыков (в 1974/75 уч. г.- 540 тыс. уч-ся). Существуют и одногодичные проф. курсы, дающие будущим рабочим самую элементарную производств, подготовку. К длит. направлению относятся старшие классы общеобразоват. лицея (10-12-е годы обучения; в 1974/75 - 460 тыс. уч-ся). Лицеи, созданные в 1802, являются классич. образцом элитарной школы, предназначенной для детей привилегиров. слоев населения. Их структура строится на базе дифференцированного обучения, особенно ярко выраженного в выпускном классе, к-рый разделён на 5 секций, соответствующих профилям высших уч. заведений. Выпускники лицея, успешно сдавшие экзамены спец. гос. комиссии, получают степень бакалавра (св. 30% сдающих терпят неудачу). К длит, направлению 2-го цикла относятся также 3-4-летние ср. спец. уч. заведения (педагогическое, коммерческое и др. училища).

Высшее образование дают ун-ты и высшие школы. В ун-тах обучается ок. 90% всех студентов (см. Высшее образование). Бакалавры принимаются без экзаменов, число студентов на 1-м курсе не лимитируется, но впоследствии значит, часть студентов отсеивается. В 1968 во Ф. было 23 ун-та. Крупнейший из них - Парижский университет (Сорбонна). В 1969 начался процесс разукрупнения ун-тов, и к 1973/74 уч. г. насчитывалось ок. 70 ун-тов, где обучалось 742 тыс. студентов (на ф-тах права и политич. наук -118 тыс., экономич. наук - 53 тыс., филологии и гуманитарных наук - 237 тыс., естеств.-математич.- 118 тыс., мед. и фармацевтич.- 169 тыс.). Срок обучения на мед. ф-тах 6 лет, фармацевтич.- 5 лет, на остальных - 3-4 года. В сер. 60-х гг. при ун-тах были созданы 2-летние технологич. ин-ты, готовящие специалистов узкого профиля (в 1973/74-35 тыс. студентов).

Большинство студентов вузов принадлежит к семьям буржуазии, интеллигенции и т. н. средних слоев; дети рабочих и крестьян составляют ок. 20% всех студентов .

Кроме ун-тов, существуют специализированные высшие школы (инж., агроно-мич., коммерч. и др.), приём в к-рые проводится на основе конкурсных экзаменов по профилирующим дисциплинам. Среди высших школ Ф. наиболее известными и привилегированными являются т. н. Большие школы (напр., Высшая нормальная школа, Высшая практическая школа, Нац. школа администрации, Высшая горная школа, Нац. политехнич. ин-т, Нац. школа совр. восточных языков, Высшая нац. школа технич. образования и др.). По академич. уровню и социальному престижу они стоят выше ун-тов, открывая прямой путь в правящую экономич., финанс. или политич. элиту общества. В этих школах учатся дети имущих классов; дети рабочих составляют примерно 4,7% общего числа студентов. Для поступления в них необходимо после лицея окончить 2-летние "классы по подготовке в Большие школы" (в 1973/74 уч. г.- 25 тыс. уч-ся).

Особое место в системе просвещения страны занимает Коллеж де Франс.

Крупнейшие б-ки находятся в Париже: Национальная библиотека (7 млн. тт., в 1976), б-ка Ин-та Франции (св. 1,5 млн. тт.), 6-ка Сорбонны (св. 1,8 млн. тт.), б-ка Сент-Женевьев (1,5 млн. тт.), б-ка Арсенала (1,5 млн. тт.) и др. (см. в ст. Париж); из б-к др. городов крупнейшая - Нац. и университетская б-ка Страс-бура (св. 3 млн. тт.).

Главные музеи расположены в Париже (см. в ст. Париж). Б. Л. Вулъфсон.

XI. Наука н научные учреждения

1. ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Естествознание и техника до 17 в. Вср. века центром изучения античного науч. наследия, араб, и инд. источников была "академия" при дворе Карла Великого (см. "Каролингское возрождением). В 10-12 вв. получили развитие горное дело (соляные разработки в Эльзасе и др.), стр-во (см., в частности, в ст. Готика), мн. ремёсла (изготовление цветного стекла, в т. ч. для витражей, эмалей, произ-во бумаги и др.). Центрами целенаправл. сбора науч. сведений были монастыри, а с развитием городов -гор. ремесленные коллегии.

С кон. 12 - нач. 13 вв. дальнейшее развитие науч. знаний было связано с деятельностью ун-тов, первые из к-рых были основаны в Париже (1215) и Тулузе (1229). Начались систематич. астро-номич. наблюдения. Г. Сен-Клу отметил соединение Юпитера и Сатурна (1284). В 14 в. в Парижском ун-те Ж. Буридан доказывал опытами суточное вращение Земли. Н. Орем ввёл в математич. исследованиях дробные показатели степеней. Его "Трактат о сфере" (1350) стал одним из первых произв. естеств.-науч. лит-ры на франц. яз. Расширению гео-графич. представлений способствовали отчёты миссий в Монголию (в т. ч. возглавлявшейся В. Рубруком, 1253-55). Европ. известность получила франц. медицина (мед. школа в Монпелье, осн. в 13 в.; труды хирургов Б. Лангобурго, А. де Мондевиля и др.).

В 14-15 вв. появились новые ун-ты: в Гренобле (1339), Марселе (1409), Доле (1422, в 1691 переведён в Безансон), Пуатье (1432), Кане (1432) и др. В 1530 организована Королев, коллегия (позже Коллеж де Франс).

С 1470 во Ф. распространилось книгопечатание. В 15 - нач. 16 вв. были внедрены разнообразные технич. нововведения в горном деле (размельчение руды с помощью водяных колёс, водоподъёмные машины и насосы и т. п.), металлургии (доменные печи), ткачестве (сукновальные машины) и др.

В 16 в. были совершены плавания к берегам Бразилии (П. Гонневиль, нач. 16 в.; Н. Вилыаньон, 1555) и Сев. Америки (Дж. Веррацано, 1524; Ж. Картье, 1534-43). В математике Н. Шюке ввёл отрицательные и нулевые показатели степеней. В 1569 П. Раме издал обобщаю-щий"Курсматематики"(т. 1-31). Ф. Виет систематически разработал материал алгебры, открыл (1591) зависимости между корнями и коэффициентами уравнений, ввёл буквенные обозначения для известных величин в уравнениях. Ф. Делорм получил известность как архитектор и теоретик в области строит, конструкций. Различные вопросы естествознания (миграция и круговорот воды на Земле, проблемы агрономии и др.) изложены в трудах Б. Па-лисси. Он предложил способ изготовления керамич. изделий, покрытых цветными глазурями. Для развития ботанич. знаний важную роль сыграли труды Ж. Рюэ-ля (1536), К. Клузиуса и др. П. Белой написал один из первых трудов по сравнит, анатомии (1555). В медицине особое значение имела деятельность А. Паре, способствовавшая становлению хирургии как науч. дисциплины. В 1528 Ж. Фер-нель впервые провёл геодезическое измерение дуги меридиана от Парижа до Амьена.

Естественные и технические науки с 17 до кон. 18 вв. С нач. 17 в. науч. деятельность в стране приобрела более стабильный характер. Огромное влияние на франц. и европ. науку в 17 в. оказала многосторонняя деятельность Р. Декарта, П. Гассенди, Б. Паскаля. Введение Декартом понятия переменной величины Ф. Энгельс оценивал как поворотный пункт в математике (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 573). В 1637 Декарт опубликовал свою "Геометрию" с изложением основ координатного метода. В трудах Паскаля и П. Ферма были заложены основы теории вероятностей. Исследования Ферма в значит, степени определили дальнейшее развитие теории чисел. В работах Ферма и Паскаля по определению площадей были созданы (в геометрич. форме) начала дифференциального и интегрального исчисления. Ж. Дезарг и Паскаль разработали начала проективной и начертат. геометрии. Паскаль построил (1642) первую суммирующую машину.

В физике важное значение имели сформулированные Декартом закон сохранения количества движения и понятие импульса силы, многие его исследования по оптике и др., Паскаль экспериментально доказал существование атм. давления (1648), открыл законы гидростатики. Ферма установил (ок. 1660) осн. принцип геометрич. оптики. Гассенди пропагандировал атомистич. воззрения, вёл астрономич. наблюдения, одним из первых исследовал нек-рые вопросы истории науки. В 30-х гг. 17 в. М. Мерсенн и Гассенди провели первые эксперименты по измерению скорости звука в воздухе. Мерсенн одним из первых начал популяризовать во Ф. идеи Г. Галилея, вёл исследования по акустике. В физиологии Декарт ввёл представление о рефлексах и предпринял попытку описания рефлекторных реакций. С. Вобан положил начало научному и систематизированному изложению фортификации. В 17 в. продолжались геогр. экспедиции. В 1609 С. Шамплен открыл в Сев. Америке Сев. Аппалачи, а в 1615-1648 он, Э. Брюле и др. открыли и обследовали Великие озёра. Под рук. Ж. Тавернье были совершены экспедиции по странам Бл. Востока и Индии (1636-1663). Ж. Тевено (в 1656-66), Ф. Бернье (в 1656-69), Ж. Шарден (в 1665-80) путешествовали по Зап. Азии и Индии; А. Орвиль в 1661-64 - в Гималаи.

В сер. 17 в. Париж стал европ. центром науч. связей. Благодаря деятельности Мерсенна была налажена система постоянной взаимной науч. информации посредством переписки. В 1665 появился первый науч. журнал. Из небольшого кружка математиков и астрономов, при поддержке Ж. Б. Кольбера, под эгидой королевской власти была создана Парижская академия наук (1666), призванная содействовать научным исследованиям и практическому использованию научных открытий, техническому прогрессу, совершенствованию ремёсел. Её первым президентом стал приглашённый из Нидерландов X. Гюйгенс.

Организац. деятельность Парижской АН способствовала многим успехам науки. В Париже Гюйгенс написал ряд важных работ, в т. ч. "мемуар", в к-ром изложил волновую теорию света; построил "планетную машину" - проо