БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321налов, 1973). Гл. водные магистрали - Сена (к-рая через Уазу и Сев. канал связана с Сев. р-ном, а через Марну и канал Марна - Рейн - с Лотарингией и Эльзасом) и канализованная р. Мозель (путь для экспорта ло-тарингской руды и металла и импорта угля и кокса); на эти пути приходится св. 4/з перевозок. Осуществляются работы по реконструкции системы каналов Рона - Рейн. Гл. речные порты: Париж, Страсбур, Руан, Лилль. После 2-й мировой войны 1939-45 начал быстро развиваться трубопроводный транспорт (протяжённость сети 5231 км, 1974), важнейшие трубопроводы: нефтепровод Марсель -Лион - Страсбур - Карлсруэ (ФРГ), продуктопровод Гавр - Париж, газопроводы, соединяющие месторождение Лак и месторождение в Нидерландах с Парижем, Лионом и др. городами.

Во внешних связях велика роль морского торгового флота (тоннаж 8,5 млн. брутто per. га в 1975, в т. ч. св. 1/4 тоннажа - танкеры) и авиатранспорта. Общий грузооборот мор. портов 306 млн. т в 1974. 2/3 объёма мор. перевозок приходится на 2 порта - Марсель и Гавр со спутниками (соответственно 109 млн. т и 84 млн. т), сооружены новые порты - Фос-сюр-Мер (р-н Марселя) и Антифер (у Гавра); другие крупные мор. порты: Дюнкерк, Нант, Бордо, Руан, Кале, Булонь. Гл. аэропорты в Париже (Орли, Бурже, Шарль де Голль) перевезли 17,3 млн. пассажиров.

Внешние экономические связи. Объём внешнеторг. оборота Ф. за годы после 2-й мировой войны существенно увеличился; по размерам экспорта и импорта Ф. среди капиталистич. стран уступает лишь США, ФРГ и Японии. В экспорте капиталистич. стран доля Ф. составила (1975) св. 6,9%, импорта-св. 6,7% (см. табл. 11).

Табл. 11. - Внешняя торговля, млрд. фр.



1972

1973

1974

1975

1976
Экспорт.

133,3

162,5

223,9

227,9

273,2
Импорт.

127,4

155,9

240,2

221,9

293,7
Сальдо

+5,9

+6,6

-16,3

+6,0

-20,5

На мировом рынке Ф. принадлежит видная роль экспортёра машин, оборудования и трансп. средств (автомобили, суда, самолёты) - ок. 30% стоимости экспорта в 1974 и св. 40% в 1975, продуктов с. х-ва (зерно, скот, молочные продукты, вина) - 19% (15% в 1975), а также чёрных металлов и алюминия, химикатов, изделий лёгкой пром-сти. Осн. статьи импорта: машины и оборудование, нефть, кам. уголь, цветные металлы, целлюлоза, хлопок, шерсть, древесина хвойных и тропич. пород.

Ок. '/з внешнеторг. оборота Ф. приходится на страны ЕЭС; гл. торг, партнёр Ф.- ФРГ. торговля с к-рой, как и с США, ведётся с большим пассивом. Растёт торговля Ф. с социалпстич. странами, в т. ч. с СССР (см. табл. 12).

Табл. 12. - Распределение внешней торговли, %

Страны и группы стран

Экспорт

Импорт
1974

1975

1974

1975
ЕЭС

52,5

48,4

47,6

49,1
в т. ч. ФРГ

17,0

16,3

19,2

18,8
Италия

11,6

9,5

7,5

8.8
Бельгия- Люксембург

11,3

10,0

10,1

9,5
Великобритания

6,5

6,4

4,4

4,8
Нидерланды

5,4

5,2

5,7

6,3
Страны зоны франка .

9,5

11,6

6,8

6,0
в т. ч. Алжир

2,8

3,6

6,9

1,4
США

4,9

3,9

7,7

7,6
Социалистические страны

4,8

6,5

3,2

3,8
в т. ч. СССР

1.4

2,2

1,1

1,4

В нач. 1970-х гг. франц. пр-во приняло меры по улучшению торг, и платёжного балансов страны (программа экономии топлива и сокращения импорта нефти; кредиты для расширения произ-ва экспортных товаров и т. д.). В результате внешнеторг. баланс Ф. в нек-рые годы сводился с активным сальдо, однако платёжный баланс обычно сводится с дефицитом вследствие значит, расходов на фрахт, иностр. патенты, транспорт, ден. переводы иностр. рабочих за границу. Платёжный баланс в млрд. фр.: -3,0 в 1973, -28,7 в 1974, -0,3 в 1975, - 27,5 в 1976.

Сов.-франц. торговля развивается на основе долгосрочных межправительств, соглашений об экономич., технич. и пром. сотрудничестве, широко используются сделки на компенсац. основе. В 1975 была принята Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между Сов. Союзом и Ф., подписаны соглашения о сотрудничестве в области энергетики, авиац. пром-сти и гражд. авиации, в области туризма. В 1977 была достигнута договорённость о разработке новой долгосрочной программы углубления сов.-

франц. сотрудничества в области экономики и пром-сти на период до 1990. Ф. ввозит из СССР гл. обр. жидкое топливо, лесоматериалы, хлопок, антрацит, металлоруды, подсолнечное масло и др. потребительские товары, станки, пром. оборудование, а экспортирует в СССР в основном комплексное пром. оборудование, станки и машины, прокат чёрных металлов, изделия лёгкой и пищ. пром-сти. В 1976 товарооборот между Ф. и СССР оценивался в 1,7 млрд. руб.

Ф. является одним из гл. р-нов меж-дунар. туризма. Ежегодно страну посещают 10-15 млн. туристов. Валютные поступления от иностр. туризма 3,2 млрд. долл. (1975).

Ден. единица - франк. По курсу Госбанка СССР, 100 фр. = 14 руб. 94 коп. (1977, сент.).

Экономические районы. Межрайонные диспропорции в экономич. развитии выдвигают гос. проблему более равномерного размещения произ-ва, в частности вопросы децентрализации (напр., ограничения роста Парижа и др.) и подъёма х-ва в "критических зонах", резко отстающих по уровню и темпам развития, с хронич. безработицей и оттоком населения. Для решения общегос. терр.-хоз. проблем страна была разделена (в 1956, Ген. комиссариатом по планированию при Сов. Мин. Ф.)на 22 плановых р-на (от 2 до 8 департаментов в каждом), а позже (в 1971-75) на базе этих р-нов были выделены генеральные зоны экономических исследований и планировки терр. или крупные зкономич. р-ны (см. табл. 13 на стр. 36).

Парижский р-н - ведущий р-н Ф. Он выделяется своей обрабат. пром-стыо и интенсивным с. х-вом, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Пром-сть Большого Парижа даёт св. 1/4 пром. продукции Ф. (по стоимости). Большое экономич. значение имеют долина ниж. Сены с гг. Руан и Гавр - главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после Парижа сгусток промышленности.

Северный р-н - старый индустр. р-н с разносторонней структурой, 1-й р-н по текст, пром-сти и текст, машиностроению, произ-ву оборудования для горной пром-сти, 2-й р-н по выплавке чугуна и стали и добыче угля (после Вост. р-на); нац. значение имеет произ-во локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда др. химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажное и кружевное произ-во. Гл. группа текст, предприятий находится в 3 слившихся городах -Лилле, Рубе и Туркуэне. Осн. часть шахт, электростанций, метал-лургич., химич. и машиностроит. з-дов размещена на терр. угольных басе, (центры - Валансьенн, Дуэ, Денен). Выросло значение Дюнкерка - порта и пром. центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие з-ды).

Восточный р-н - гл. металлур-гич. база Ф. (Лотарингия). Тяжёлая пром-сть выросла на основе использования местной жел. руды, угля, калийной и кам. соли. Металлургич. з-ды размещены в основном по берегам pp. Мозель, Орн, Фенч, Шьер (гг. Тионвиль, Лонгви, Айанж и др.). Вогезы и Эльзас - гл. р-ны хл.-бум. пром-сти Ф. (ок. 1/2 произ-ва). Вогезы - крупный поставщик древесины и бумаги. Крупнейший город р-на -

Страсбур - столица Эльзаса, порт и пром. центр на Рейне. В пром-сти Франш-Конте - автомобилестроение (з-ды "Пежо" в Сошо - Монбельяр), произ-во часов, изделий точной механики (Безан-сон). Др. крупные пром. центры - Нан-си, Мюлуз, Бельфор.

Лионский р-н - пром. р-н, занимает 3-е место во Ф. после Парижского и Западного р-нов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объёму пром. произ-ва. Осн. отрасли пром-сти: гидроэнергетика, металлургия (качеств, и спец. стали, алюминий - 1-е место во Ф.), машиностроение, химия (особенно пром-сть органич. синтеза в окрестностях Лиона, резиновые заводы Клермон-Феррана), текст. ('/2 нац. произ-ва тканей из хим. волокна), пищ., кож.-обув., произ-во спортивного инвентаря. Курорты на базе минер, источников (Виши, Эвиан и др.); в Альпах - альпинизм и туризм, базы зимнего спорта. Гл. города - Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран.

Западный р-н - пром.-аграрный, с развитым животноводством. В долинах pp. Луара и Шаранта много садов и виноградников (произ-во коньяков в р-не г. Коньяк). Добыча жел. и урановой руд. Рыболовство и переработка рыбы, устричный промысел. Промышленный потенциал р-на с кон. 50-х гг. заметно вырос в результате гос.-монопо-листич. политики децентрализации и подъёма агр. р-нов. Самый крупный город, пром. узел и центр тяготения для б. ч. р-на - Нант.

Юго-Западный р-н - пром.-агр. р-н, занимает гл. обр. Аквитанскую низм. с примыкающими к ней склонами Пиренеев и юго-зап. частью Центр, массива. Р-н имеет значит, сырьевые ресурсы; занимает 1-е место во Ф. по добыче газа (Лак) и нефти (Парантис), лесозаготовкам (в Ландах). Развита авиаракетная пром-сть (Тулуза, Бордо), отд. предприятия алюминиевой, хим. и пищ. пром-сти. В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоёмкие отрасли метал-лургич. и хим. пром-сти. В ряде департаментов осн. часть жителей занята в с. х-ве. Виноградарство. Бордо и Тулуза - пром. и торг.-трансп. центры р-на.

Средиземноморский р-н-пром.-аграрный и курортный р-н. С нач. 60-х гг. население быстро растёт. Интенсивное высокотоварное с. х-во, специализированное на произ-ве винограда, овощей и фруктов, в горах - на овцеводстве. Развита пищ. пром-сть. Выдающееся значение в экономике р-на имеют курорты (Франц. Ривьера с центрами в Ницце и Канне, новые курорты на берегах Лангедока) и портово-пром. комплекс Марселя (города-спутники, порты -Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и др.) с неф-теперераб., нефтехим., металлургич. (Фос), судоремонтной, авиац., пищ. пром-стью.

Лит.: Франция, [М., 1973]; Кузнецов В. И., Франция: экономика государственно-* монополистического капитализма, М., 1968; Черников Г. П., Финансовая олигархия Франции, М., 1966; М а р к о в А. П., Павлова М. А., Сельское хозяйство Франции, [М., 1968]; Витвер И. А., Слука А. Е., Черников Г. П., Современная Франция, М., 196.9; Пав лова М. А., Региональная политика Франции, М., 1974; Государственно-монополистический ка---питализм, пер. с франц., т. 1 - 2, М., 1973; George P., La France, 3 ed., P., 1972; An-nuaire statistique de la France, v. 80, P., 1975. A. E. Слука.

VIII. Вооружённые силы

Вооруж. силы состоят из сухопутный войск, ВВС, ВМС и воен. жандармерии. Верх, главнокомандующий - президент; непосредств. руководство осуществляет Мин. обороны через штаб вооруж. сил, штабы и инспекции видов вооруж. сил. Комплектуются войска и флот на основе закона о национальной повинности и по найму. На воен. службу призываются лица муж. пола, достигшие 18-летнего возраста. Срок действит. воен. службы для всех категорий 12 лес. Общая численность вооруж. сил (к нач. 1977) ок. 580 тыс. чел. Сухопутные войска (ок. 332 тыс. чел.) насчитывают: 5 механизированных, 3 пех. дивизии, 1 возд.-десантную и 1 альпийскую дивизии. В их составе имеются 4 полка управляемых реактивных снарядов ч Плутон", 3 полка ЗУРС (зенитных управляемых реактивных снарядов) <Хок", неск. мотопех. и бронекавалерийских полков, св. 500 вертолётов и лёгких самолётов армейской авиации, различные части боевого и тылового обеспечения. По окончании реорганизации (начата в 1976) сухопутные войска будут иметь в своём составе 8 бронетанк., 6 пех., 1 альпийскую и 1 воздушно десантную дивизии и ряд отдельных мотопехотных, бронекавалерийских полков. ВВС (ок. 102 тыс. чел., св. 720 самолётов и вертолётов) состоят из 4 командований: стратегического, тактического, ПВО и транспортного. В составе стра-тегич. авиац. командования имеется стра-тегич. авиация (3 эскадрильи ср. бомбардировщиков, 36 самолётов, и 3 эскадрильи самолётов-заправщиков, 11 самолётов) и баллистич. ракеты ср. дальности (2 эскадрильи по 9 пусковых установок шахтного типа). Тактич. авиация имеет св. 280 самолётов различных типов, в т. ч. 60 истребителей-бомбардировщиков, командование ПВО - ок. 130 истребителей-перехватчиков, транспортное командование - ок. 270 самолётов и вертолётов. ВМС (ок. 70 тыс. чел.) включают флот, авиацию ВМС и мор. пехоту. Флот имеет св. 200 боевых кораблей и катеров и ок. 100 вспомогат. судов. Осн. корабли флота: 4 атомные ракетные подводные лодки, 2 многоцелевых авианосца (до 40 самолётов и вертолётов на каждом), 1 вертолётоносец, 1 крейсер УРО (с управляемым ракетным оружием), 9 эскадренных миноносцев УРО, 2 фрегата УРО, ок. 45 эскортных кораблей, 57 тральщиков, 19 дизельных подводных лодок, ок. 20 десантных кораблей и др. Авиация ВМС насчитывает ок. 300 самолётов и вертолётов (в т. ч. св. 150 боевых). В составе мор. пехоты 1 батальон (ок. 500 чел.). Воен. жандармерия имеет св. 77 тыс. чел. Ф.- член Североатлантич. союза, но с 1966 не участвует в его воен. организации.

IX. Медико-географическая характеристика

Медико-санитарное состояние здравоохранение и социальное обеспечение.

В 1974 на 1 тыс. жив. рождаемость составляла 15,2 смертность 10,4; детская смертность - 14,0 на 1 тыс. живорожденных в--l950 соответственно 20,7; 12,8; 52,0). Средняя продолжительность жизни в 1972 достигла 69 лет у мужчин и 76 лет у женщин (63,6 года у мужчин и 69,3 у женщин в 1950-51). В структуре заболеваемости преобладает неинфекц. патология.

Крупные экономия, районы и плановые экономия, районы (с указанием гл. центра)

Департаменты, входящие в состав плановых экономич. районов

Площадь

Население (на 20 февраля 1975, перепись)

Доля районов в пром-сти Франции, в % по числу занятых, 1971

Стоимость продукции с. х-ва (1972), %



тыс. км2

% ко всей
площади
страны

тыс. чел

% ко всему населению страны

Промышленность в целом

Металлургия и добыча жел. руды.

Машиностроение металлообработка

Химич. пром-сть

Текстильная и швейная пром-сть



Парижский, вт. ч.



157,6

28,9

19496

37,2

42,4

19,4

52,4

55,4

29,7

33,6



Иль-де-Франс (lie de France), Париж

Париж, О-де-Сен, Сен-Сен-Дени, Валь-де-Марн , Валь-д'Уаз, Эссонн, Иве-лин, Сена и Марна

12,1

2,2

9863

18,8

22,4

4,1

32,7

34,1

10,2

3,4



Шампань - Арденны (Cham-pagne - Ardennes), Ша-лонсюр-Марн

Арденны, Об, Марна, Верхняя Марна

25,6

4,7

1342

2,6

2,9

2,4

3,1

1,4

5,1

5,1



Пикардия (Picardie), Амьен

Эна, Уаза, Сомма

19,4

3,6

1677

3,2

4,1

2,1

3,8

5,6

4,8

5,4



Верхняя Нормандия (На-ute-Ncrmandie), Руан

Приморская Сена, Эр

12,2

2,2

1595

3,0

3,8

0,3

3,9

4,7

3,2

2,9



Це::тр (Centre), Орлеан

Луаре, Луар и Шер, Эндр, Эндр и Луара, Шер, Эр и Луар

39,1

7,2

2147

4,1

4,2



3,9

6,0

2,9

7,7



Нижняя Нормандия (Basse-Normandie), Кан

Кальвадос, Манш, Орн

17,6

3,2

1304

2,5

2,0

3,2

2,2

0,8

1,2

4,4



Бургундия (Bourgogne), Дижон

Кот-д'Ор, Йонна, Ньевр, Сона и Луара

31,6

5,8

1568

3,0

3,0

7,3

2,8

2,8

2,3

4,7



Северный, Лилль

Нор, Па-де-Кале

12,4

2,3

3918

7,5

9,3

16,9

6,4

5,2

22,4

5,0



Восточный



48,0

8,8

4905

9,3

12,4

45,9

11,0

5,9

13,8

6,0



Лотарингия (Lorraine), На ней

Вогезы, Мёз, Мёрт и Мозель, Мозель

23,5

4,3

2331

4,4

5,7

45,5

2,7

3,2

6,5

2,7



Эльзас (Alsace), Страсбур

Верхний Рейн, Нижний Рейн

8,3

1,5

1515

2,9

3,7

0,4

3,3

1,6

5,2

1,5



Франш-Конте (Franche-Comte), Безансон

Бельфор, Ду, Верхняя Сона, Юра

16,2

3,0

1059

2,0

3,0

0,0

5,0

1,1

2,1

1,8



Лионский



69,7

12,8

6113

11,6

13,7

10,2

13,9

19,7

17,4

9,4



Рона - Альпы (RhSije - Alpes), Лион

Ардеш, Верхняя Савойя, Дром, Эн, Изер, Луара, Рона, Савойя

43,7

8,0

4782

9,1

11,3

8,8

12,2

10,2

16,1

6,1



Овернь (Auvergne), Клер-мон-Ферран

Алье, Верхняя Луара, Канталь, Пюи-де-Дом

26,0

4,8

1331

2,5

2,4

1,4

1,7

9,5

1,3

3,3



Западный



85,1

15,7

6890

13,1

9,5

1,7

8,0

3,6

6,8

23,7



Земли по Луаре (Pays de la Loire), Нант

Вандея, Атлантическая Луара, Майенн, Мен и Луара, Сарта

32,1

5,9

2765

5,3

4,7

1,6

4,6

2,3

3,9

8,1



Бретань (Bretagne), Ренн

Кот-дю-Нор, Иль и Виден, Морбиан, Финистер

27,2

5,1

2598

4,9

2,7

0,1

2,0

0,6

1,5

9,9



Пуату- Шаранта (Poitou - Charente), Пуатье

Вьенна, Дё-Севр, Шаранта, Приморская Шаранта

25,8

4,7

1727

2,9

2,1

~

1,4

0,7

1,4

5,7



Dro-Западный



103,7

12,0

5545

10,5

7,3

2,9

4,7

5,0

6,8

14,1



Аквитания (Aquitaine), Бордо

Дордонь, Жиронда, Ланды, Л о и Гаронна, Атлан-тич. Пиренеи

41,4

7,6

2546

4,8

3,4

0,3

1,9

2,6

1,8

6,8



Юг- Пиренеи (Midi- Pyrenees), Тулуза

Аверон, Арьеж, Верхняя Гаронна, Жер, Ло, Верхние Пиренеи, Тарн, Тарн и Гаронна

45,4

8,3

2260

4,3

2,9

2,4

2,0

2,1

3,9

5,6



Лимузен (Limousin), Ли-мож

Верхняя Вьенна, Коррез, Крез

16,9

3,1

739

1,4

1,0

0,2

0,8

0,3

1,1

1,7



Средиземноморский



67,5

12,4

5674

10,8

5,4

2,9

3,6

5,2

3,1

8,2



Лангедок - Руссильон Jyanguedoc - Roussillon)

Гар, Лозер, Од, Вост. Пиренеи, Эро

27,4

5,0

1789

3,4

1,5

1,5

0,6

0,9

1,6

3,9



Прованс-Лазурный берег (Provence - Cote d'Azur), Марсель

Альпы Верхнего Прованса, Приморские Альпы, Верхние Альпы, Буш-дю-Рон, Вар, Воклюз

31,4

5,8

3665

7,0

4,0



Корсика (Corse), Аяччо

Верлпяя Корсика, Южная Корсика

8.7

1,6

220

0,4

3,9

1,4

3,0

4,3

1,5

0,3




Табл. 1 3.-Основные данные по крупным экономическим и плановым районам

Осн. причины смерти: болезни сердечно-сосудистой системы (37,5% в структуре смертности в 1972), зло-качеств, новообразования (20,3%), травматизм и др. несчастные случаи (9,2% ). На долю инфекционных и паразитарных болезней в структуре смертности приходится 1,4%.

Гос. регистрации неинфекц. болезней нет. По оценочным данным, ежегодно регистрируется ок. 250 тыс. случаев инфаркта миокарда; св. 5 млн. чел. страдает коронарной болезнью и 6-7 млн. чел.- гипертонич. болезнью. Ежегодно регистрируется 150