БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321и, затем захвачен белогвард. войсками ген. Деникина. Освобождён в янв. 1920 1-й Конной армией. В 1920-24 окр. город Донецкой обл. УССР, с 1924 - в Сев.-Кавказском, с 1934 - в Азово-Черноморском краях, с 1937 - в Ростовской обл. С 17 окт. 1941 по 30 авг. 1943 был оккупирован нем.-фаш. войсками.

Таганрог. Новые дома в Орджоникпдзевском районе.

Таганрог. Площадь А. П. Чехова.

Т.- важный индустриальный центр Юга СССР. Работает более 40 пром. предприятий, к-рые производят ок. '/в всей пром. продукции области. Металлургия. з-д (выпускает сталь, прокат, трубы для нефтяной и газовой пром-сти). На долю предприятий машиностроения и металлообработки (з-ды "Красный котельщик", комбайновый, судоремонтный, кузнечно-прессового оборудования, электротермич. оборудования и др.) приходится св. 60% общего объёма выпускаемой продукции. Пищ. (рыбная, мясная, кондитерская, муком.-крупяная), лёгкая (особенно кожевенно-обувная), стройматериалов пром-сть. Имеются радиотехнич. и пед. ин-ты, металлургич., механич., мор. приборостроения, маш.-строит. и строит. техникумы, мед. и муз. уч-ща. Драматич. театр. Краеведч. музей. Картинная галерея. Музей А. П. Чехова (родившегося в Т.) и его филиал - Домик Чехова. Лит.: Таганрог. Историко-краеведческий очерк, Ростов н/Д, 1971; Чеховские места в Таганроге. [Путеводитель], 2 изд., Ростов н/Д., 1959.

ТАГАНРОГСКИЙ ЗАЛИВ, самый крупный залив в сев.-вост. части Азовского м. Отделяется от моря косами Долгой и Белосарайской. Дл. ок. 140 км, шир. (у входа) 31 км. Ср. глубина ок. 5 м. Берега б. ч. возвышенные, местами обрывистые, много песчаных кос, отделяющих мелководные заливы. В Т. з. расположены Песчаные о-ва. В залив впадают реки: Дон, Кальмиус, Миус и Ея. Замерзает в декабре, вскрывается в марте. Крупные порты: Жданов, Таганрог.

ТАГАНЦЕВ Николай Степанович [19.2 (3.3).1843, Пенза, -1923], русский юрист, специалист в области криминологии, представитель классич. направления в науке уголовного права. С 1867 преподавал в Петерб. ун-те (по 1882) и в Уч-ще правоведения. С 1881 на гос. службе в Мин-ве юстиции, сенатор, а затем пред, уголовно-кассационного департамента. С 1906 чл. Гос. совета. В течение ряда лет был пред, уголовного отделения Петерб. юридич. об-ва, в 1915-17 почётный пред. Рус. группы криминалистов. Т. придерживался либеральных взглядов: выступал защитником одного из подсудимых на политич. "процессе 193-х" (1877-78), высказывался против смертной казни, уделял внимание борьбе с детской преступностью. Был одним из инициаторов и активных участников составления проекта Уголовного уложения 1903] участвовал в пересмотре уголовно-процессуального законодательства, в выработке фабричного законодательства и др. законодат. актов дореволюц. России.

Соч.: О повторении преступления, СПБ, 1867; О преступлениях против жизни по русскому праву, т. 1-2, СПБ, 1870-71; Курс русского уголовного права, кн. 1, в. 1 - 3, СПБ, 1874 - 80; Лекции по русскому уголовному праву, [2 изд.], часть общая, в. 1 -4, СПБ, 1S87-92, часть особенная, СПБ, 1894.

ТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура, распространённая в 7-3 вв. до н. э. в Минусинской котловине, р-не Красноярска и вост. части Кемеровской обл. Названа по о. Татарскому на Енисее (против Минусинска). Для Т. к. характерны скифского типа оружие, конский убор, бронз, котлы и зеркала, звериный стиль в иск-ве. Орудия и оружие (кинжалы, чеканы, наконечники стрел, удила, кожи, кельты) изготовлялись из бронзы. Р-н распространения Т. к.- один из крупнейших очагов бронзолитейного произ-ва Евразии. Местное произ-во железа началось лишь в 3 в. до н. э. Памятники Т. к.- земляные курганы с оградками из кам. плит, по углам оград - вертикально врытые камни. Известны также поселения, медные рудники и наскальные рисунки. Основой х-ва были мотыжное земледелие и скотоводство. Для обществ, строя носителей Т. к. было характерно формирование классовых отношений, о чём свидетельствуют огромные курганы -возможно погребения царей и знати, и коллективные могилы рядовых общинников. Физич. тип людей Т. к. европеоидный, близкий к типу людей афанасьевской культуры, андроновской культуры и скифов Причерноморья.

Татарская культура: 1 -2 -бронзовые ножи; 3 -бронзовый кинжал; 4 -бронзовый наконечник стрелы; 5-бронзовый чекан; 6- глиняный сосуд; 7 - бронзовый котёл; 8 -9 -бронзовые бляшки.

Лит.: Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, [2 изд.], М., 1951; Гришин Ю. С., Производство в тагарскую эпоху, М.- Л., 1960 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 90); Ч л е н о в а H. Л., Происхождение и ранняя история племен тагарской культуры, М.- Л., 1967. H. Л. Членова.

ТАТАРСКОЕ, грязевой курорт в Красноярском крае. Расположен в Минусинской котловине, на берегу оз. Татарское, в 15 км от Минусинска. Лето тёплое (ср. темп-pa июля 20 °С), зима холодная (ср. темп-pa января -20 °С); осадков 350 мм в год. Грязь масляниста, пластична, с сильным запахом сероводорода. Костнотуберкулёзный санаторий.

ТАГЕР Павел Григорьевич [18.9(1.10). 1903, Москва,- 30.6.1971, там же], советский изобретатель в области звукового кино, проф. (1937), засл. деятель науки и техники РСФСР (1947). Окончил МГУ (1926) и Моск. механич. ин-т им. М. В. Ломоносова (1929). В 1932-39 и 1947-69 работал во Всесоюзном н.-и. кинофотоинституте, в 1939-47 в Ин-те автоматики и телемеханики. В 1926-1929 создал оригинальную систему записи звука с использованием Керри ячейки (получившую назв. "тагефон"). По системе Т. был поставлен первый сов. звуковой художеств, фильм "Путёвка в жизнь" (1931). Руководил разработкой аппаратуры для записи телевиз. программ на киноплёнку (1957). Автор ряда работ в области видеомагнитной записи изображений (1957-60). Занимался также вопросами стереофонии. Гос. пр. СССР (1950). Награждён орденом Ленина и медалями.

Лит.: Голдовский Е. М., Очерк истории кинопроекционной техники, М., 1969.

ТАГЕТЕС, употребляемое в цветоводстве название видов растений рода бархатцы.

ТАГИЛ, река в Свердловской обл. РСФСР, прав, приток р. Тура (басе. Тобола - Оби). Дл. 414 км, пл. басе. 10 100 км2. Берёт начало на вост. склоне Ср. Урала; в верховьях порожиста, в низовьях извилиста. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Годовой размах колебаний уровня 3,3 м. Ср. расход воды 40 М31сек. Замерзает в начале ноября, вскрывается во 2-й пол. апреля. На реке - Верхнетагильское и Нижнетагильское водохранилища, гг. Верх. Тагил и Ниж. Тагил.

ТАГИЛЬСКАЯ ПОРОДА крупного рогатого скота, порода молочного направления продуктивности. Выведена в 18-19 вв. в р-нах, прилегающих к Ниж. Тагилу (на Урале), скрещиванием местного скота с холмогорской и голландской породами. Масть преобладает чернопёстрая и чёрная, встречается красная, бурая, серая. Быки весят 700-900 кг, коровы 400-500 кг. Удои коров 3500-3800 кг молока за лактацию, в лучших х-вах 5000 кг и более. Жирность молока 4,0-4,2%. Животные приспособлены к суровым климатич. условиям. Р-ны разведения породы - Свердловская, Челябинская, Тюменская обл. и Удмуртская АССР.

Лит.: К р е м е р Л. А., Тагильский скот, М., 1949; Скотоводство, под ред. Е. А. Арзуманяна, М., 1970.

ТАГИНА, Т а д и н а, совр. Г у а л ь д о-Т а д и н о (Taginae, Tadinae, Gualdo Tadino), населённый пункт в Центр. Апеннинах (пров. Перуджа, Италия), в р-не к-poro в 552 20-тысячная визант. армия Нарсеса разгромила войска (св. 20 тыс.) остготского короля Тотилы (был смертельно ранен в бою).

ТАГИРОВ Афзал Мухитдинович [25.10 (6.11). 1890-1938], башкирский советский писатель, гос. и обществ, деятель. Чл. КПСС с 1913. Род. в дер. Абдрахманово, ныне Тат. АССР. Участник 1-й мировой войны 1914-18 и Гражд. войны 1918-20. В 1927 окончил курсы при Комакадемии в Москве. Пред. ЦИК Башк. АССР (1931-37), чл. Президиума ЦИК СССР (1932-37). Лит. деятельность начал в 1907. Повесть "Босяки" (1915-16), написанная под влиянием М. Горького, поев, жизни сезонных рабочих. В драмах "Алатау" (1921-22, пост. 1932-36), "В переходный период" (1923), повестях "Первые дни" (1927, опубл. 1929), "Протоки могучей реки" (1928) отражены революц. события в Поволжье и Ср. Азии, в повестях "Фабрика зерна" (1929, рус. пер. 1930), "Комсомол" (1928, опубл. 1929, рус. пер. 1931) - коллективизация, в повести "Кровь машин" (1932-33, рус. пер. 1935) - открытие башк. нефти. Т.- один из зачинателей жанра романа в башк. лит-ре. Трилогия "Солдаты" (ч. 1-2, 1932-33, рус. пер. 1933), "Красногвардейцы" (1934-35, рус. пер. 1935) и "Красноармейцы" (1937, рус. пер. 1961) показывает приход нар. масс к революции и борьбу за упрочение Советской власти. Произведения Т. переведены на многие языки народов СССР.

Соч.: Ьайланма эсэрзэр, т. 1 - 3, Эфе, 1958 - 59; в рус. пер.- Красногвардейцы. Красноармейцы, Уфа, 1968.

Лит.: Бараг Л. и Гредель В., Афзал Тагиров, в кн.: История башкирской советской литературы, ч. 1, Уфа, 1963. С. Г. Сафуанов.

ТАГИСКЕН, могильник на одноим. плато близ древнего русла Сырдарьи - Инкардарьи, в Кзыл-Ординской обл. Казах. ССР. Открыт (1959) и раскапывался (1960-63) Хорезмской экспедицией АН СССР. Имеет 2 комплекса. Северный Т.- некрополь плем. вождей 9-8 вв. до н. э. с погребениями в мавзолеях из сырцового кирпича, к к-рым пристроены погребальные сооружения родственников и приближённых вождя. Погребальный инвентарь: золотые и бронз, серьги, бусы из сердолика, бронз, наконечники стрел, глиняная посуда - лепная и сделанная на гончарном круге (лощёная, с резным геом. орнаментом). В материальной культуре прослеживаются традиции местных культур поздней бронзы и связи с более высокой культурой юга Ср. Азии. Южный Т.- курганный могильник сакских племён 7 -5 вв. до н. э. с наземными погребальными постройками и погребениями в ямах (трупоположения и трупосожжения). В могилах найдены наборы конской сбруи, бронз. наконечники стрел и зеркала, кам. жертвенники, длинные мечи в деревянных ножнах, глиняная лепная посуда и т. д. Золотые бляшки и обкладки, а также бронз, предметы конского убора выполнены в скифском зверином стиле. В материальной культуре отмечаются связи с савроматами юж. Приуралья, саками степей Казахстана, культурами скифского типа Юж. Сибири.

Тагискен. Погребальное сооружение 9-8 вв. до н. э.

Лит.:Толстов С. П., И тин а М. А., Саки низовьев Сыр-Дарьи (по материалам Тагискена), "Советская археология", 1966, № 2; Вишневская О. А., И т ин а М. А., Ранние саки Приаралья, в сб.; Проблемы скифской археологии, М., 1971; Вишневская О. А., Культура сакских племен низовьев Сырдарьи в VII-V вв. до н. э., М., 1973. М. А. Итина.

ТАГОР, индийские живописцы и графики, ведущие деятели "Бенгальского Возрождения" (см. Индия, раздел Архитектура и изобразительное искусство), племянники Р. Тагора. Абаниндранатх Т. (7.8.1871, Калькутта,-5.12. 1951, там же), испытал влияние иран. и инд. миниатюры, а также япон. живописи; его историч., жанровые и мифологич. композиции (преим. акварели и гуаши) отличаются изысканной декоративностью колорита. Гаганендранатх Т. (1867, Калькутта,-1938), первоначально последователь своего брата Абаниндранатха, в зрелый период испытал воздействия импрессионизма и кубизма.

Г. Тагор. "Женщины в доме". Частное собрание. Индия.

Лит.: Chandra R. G., Abanindranath Tagore, Calcutta, [1951]; Gaganendranath Tagore, Calcutta, 1957.

ТАГОР Дебендранатх (15.5.1817, Калькутта,-19.1.1905, там же), деятель раннего, добурж. этапа национального движения в Индии, просветитель. Сын крупного помещика Дварканатха Т., сподвижника Раммохан Рая. С 40-х гг. был одним из руководителей религ.-реформаторского просветит, об-ва Брахмо самадж. Т. ратовал за возвращение к своеобразно толковавшимся им религ.-филос. и этич. принципам Вед и очищение индуизма от более поздних искажений. В реформации индуизма и распространении образования Т. видел путь духовного возрождения Индии.

ТАГОР Рабиндранат (Т x а к у р Робиндронатх) (7.5.1861, Калькутта,-7.8.1941, там же), индийский писатель и обществ, деятель. Писал на бенг. яз. Род. в семье Дебендранатха Тагора. Учился в Калькутте, затем в Лондонском ун-те. Печатался с 1875. В 1878-80 занимался в Англии лит-рой и музыкой. Его муз. драма "Гений Вальмики" (1881) сочетает инд. нац. мелодии с ирл. нар. напевами. Поэтич. сб. Т. "Вечерние песни" (1882) пронизан пантеистич. мотивами; сб-ки "Утренние песни" (1883), "Картины и песни" (1884), "Диезы и бемоли" (1886), драма "Возмездие природы" (1884) полны жизнеутверждающих настроений. В историч. романах "Берег Бибхи" (1883) и "Раджа-мудрец" (1885) он осудил тиранию. В 1884-1911 Т.секретарь религ.-реформаторского просветит, об-ва Брахмо самадж.

Р. Тагор.

Р. Тагор.

"Лунный серп" (Москва, 1914). Илл. А. Тагора.

В 90-е гг. им созданы лучшие рассказы, поэтические циклы "Маноши" (1890), "Золотая ладья" (1893), "Сбор урожая" (1896), "Крупинки" (1899), цикл филос. драм, открывающийся пьесой " Раджа и рани" (1889). Редактировал лит.-обществ, журн. "Шадхода", где напечатал большинство своих художеств, произв., общественно-политнч. и лит. статей. Взяв на себя управление поместьем Шилайдехо в 1891, Т. познакомился с жизнью трудящихся, к-рые стали героями его сочинений. В рассказе "Свет и тени" (1894) Т. дал обобщённую картину колон, действительности, произвола властей, забитости крестьян, создал образ борца с несправедливостью. В его поэзии прослеживается эволюция идейно-эстетич. воззрений, в итоге к-рой он сформулировал гуманистич. концепцию "джибандебота" ("божество жизни"), восходящую к Упанишадам и идеалам ср.-век. поэтов-вишнуитов (см. Вишнуизм).

В кон. 19 - нач. 20 вв. в стихах Т. филос. раздумья сменились воспеванием природы, любовной лирикой, гражд. мотивами. Поэт призывал бенгальцев сплотиться в борьбе с тиранией. Сб. стихов "Мгновение" (1900) проникнут духом бунтарства против мещанской ограниченности и филистерства, в сб. "Дары" (1901) переплетаются гражд. и религ.-филос. мотивы. В социально-бытовых романах Т. "Песчинка" (1902) и "Крушение" (1905), в повести "Разрушенное гнездо" (1903) с психолошч. убедительностью показан конфликт между феод, семейной моралью и демократич. веяниями.

Книги стихов "Памяти" (1903), "Дитя" (1903), "Паром" (1906) пронизаны скорбью, вызванной смертью жены, отца, сына. Во время подъёма нац.-освободит, движения, усилившегося после раздела Бенгалии в 1905, Т. стал одним из его руководителей, писал патриотич. песни, а также издавал обществ.-полнтич. журн. "Бхандар". Когда движение вышло за рамки ненасильств. борьбы, Т. отошёл от него и обратился к просветит, деятельности. В романе "Гора" (1907-10), гл. герой к-рого - борец за прогресс и свободу , Т, призывал к единству всех индийцев независимо от их религ. и кастовой принадлежности в борьбе за освобождение. Поиски форм такой борьбы отразились в драме "Возмездие" (1909), где предвосхищены идеи движения несотрудничества с колон, властями; сатирич. пьеса "Крепость консерватизма" (1911) бичевала конформизм общества, пропитанного индуистскими традициями.

В 1912-13 Т. посетил Великобританию и США, выступал с лекциями об инд. философии и культуре. За книгу стихов "Жертвенные песни" (или "Гитанджали", пер. на англ. яз. самого Т. 1912, рус. пер. 1914) Т. присуждена Нобелевская пр. (1913). Его имя стало известным всему миру. В стихотв. цикле "Полёт журавлей" (1914-16) отразилась тревога за судьбу человечества, навеянная поездкой на Запад и 1-й мировой войной 1914-18. В романе "Дом и мир" (1915-16) показаны расхождения между либеральным крылом руководства нар.-освободит, движения и крестьянством, попытки использования движения для разжигания шовинизма и религ.-общинного фанатизма.

Р. Тагор. "Птица". Акварель. Галерея живописи. Тируванантапурам (Тривандрам).

Р. Тагор и А. Эйнштейн. 1930.

Р. Тагор. "Бенгалия" (Москйа, 1927). Обложка П. Алякринского.

В 20-х гг. Т. совершил поездки в Европу, Азию и Америку. Итоги 1-й мировой войны, собственные впечатления от послевоен. Европы и раздумья над судьбами народов отразились в публицистич. произв. поэта. Так, кн. "Национализм" (рус. пер. 1922) предупреждает о милитаристской сущности шовинизма на Западе и Востоке. Полны раздумий над социальными проблемами лирич. сб. "Восточный напев" (1925), аллегорич. драмы "Освобождённый поток" (1922) и "Красные олеандры" (1924). В 1930 Т. посетил СССР. В "Письмах о России" (1931) он высоко оценил достижения СССР в области просвещения, миролюбивую политику Сов. гос-ва.

С кон. 20-х гг. политич. взгляды Т. становятся более радикальными. Откликаясь на подъём нац.-освободит, движения 1929-34, он в романе "Четыре части" (1934) вновь обратился к вопросу о правомерности насилия как средства социальной борьбы. Проза этих лет включает психологич. повести "Две сестры" (1933), "Цветник" (1934), рассказы. Поэтич. сб-ки "Мохуа" (1929), "Голос леса" (1931), "Завершение" (1932), "Снова" (1932), "Пёстрое" (1933), "Последняя октава" (1935) имеют несколько созерцат. характер. Опубл. поэтич. сб-ки "Листья" (1936), "У края" (1938), "Вечерний светильник" (1938), "Рождённый вновь" (1940), "Во время болезни" (1940), "Выздоровление" (1941), "В день рождения" (1941), "Последние стихи" (1941). В "Рассказе мусульманки" (1941) он вновь предупреждал об опасности религ.-общинного фанатизма. Творчество Т. сыграло решающую роль в становлении совр. бенгальского лит. языка, в формировании критич. реализма. Он обогатил поэзию новыми формами и стихотворными размерами, заложил основы жанра рассказа и развил жанр социально-психологич. романа, положил начало политич. лирике. Эстетич. идеалы Т. нашли своеобразное отражение и в изобразит, иск-ве, к к-рому писатель обращался с 1928 (пользуясь преим. техникой акварели и рисунка пером). Живописные и графич. произв. Т., исполненные в свободной манере и созерцательно-философские (нередко возвышенно-трагич.) по настроению, оказали влияние на развитие инд. иск-ва 20 в. Велико воздействие его творчества на все лит-ры Индии. Стих. Т. "Душа народа" (1911) стало нац. гимном Индии. Значит, внимание Т. уделял вопросам теории и практики нар. просвещения. Ещё в 1901 он открыл в Шантиникетоне школу, где сам преподавал, а в нач. 20-х гг.- ун-т Вишватхарати, к-рый по его замыслу должен был стать центром изучения инд. культуры. Автор популярных лирич. песен на собств. тексты и балетов .

Сочинения Т., переведённые на рус. яз., вызвали отклик в России ещё в предреволюц. годы. Большинство критиков толковало его творчество в духе модных воззрений теософов и поэтов-символистов; отмечались также жизнелюбие и нац. характер его произв. После Окт. революции 1917 интерес к Т. возрос. А. В. Луначарский писал: "...Произведения Тагора, несмотря на присущий им пантеистический мистицизм, так полны красками, тончайшими духовными переживаниями и поистине великодушными идеями, что составляют сейчас одно из сокровищ общечеловеческой культуры" ("Красная Нива", 1923, № 1, с. 30). В 1961 во всём мире отмечалось столетие со дня рождения писателя.

Соч.: Робиндророчанаболи, т. 1-27, Калькутта, 1939-65; в рус. пер.- Соч., кн. 1 - 7, 10, М., 1914-15; Соч. Вступ. ст. А. П. Гнатюка-Данильчука, т. 1 - 12, М., 1961 - 65; Личное, П., 1922; Искры. Поэтические афоризмы и миниатюры, [М., 1970];

Лит.: Рабиндранат Тагор. К столетию со дня рождения, М., 1961; Р. Тагор - друг Советского Союза. Сб. документов и материалов, М., 1961; Гнатюк-Данильчук А. П., Рабиндранат Тагор. Критикобиографический очерк, М., 1961; Б р о с ал и н а Е., О гуманизме драматургии Р. Тагора, "Ученые записки ЛГУ. Серия востоковедческих наук", 1962, № 306; Рабиндранат Тагор. Биобиблиографический указатель, сост. Л. А. Стрижевская, М., 1961; Мукхопаддхай Пробхаткумар, Робиндроджибони, т. 1 - 4, Калькутта, 1946-57; Бошу Буддходеб, Робиндронатх котхашахитто, Калькутта, 1955; Б и ш и П р омотхонатх, Робиндрокаббо пробахо. т. 1 - 2, Калькутта, 1957-58; Sen S., The political thought of Tagore, Calc., 1947; Thompson E., Rabindranath Tagore. Poet and dramatist, L., 1948; Mahalonob i s P. C., R. Tagore, "The Visva Bharati Quarterly", 1949, Aug. - Oct.; R a b i пdranathTagore, On the edges of time, Delhi, 1958; Radhakrishnan S., The philosophy of R. Tagore, Baroda, 1961; Z b avitel D., Rabindranath Thakur, Praha, 1961; К r i p a 1 a п i К., R. Tagore, L.,1962; Asian О., Rabindranath Tagore, P., 1969. А. П. Гнатюк-Данилъчук.
ТАГУАН (Petaurista), род грызунов сем. летяг. Дл. тела до 60 см, хвост чаще неск. длиннее. Окраска верха от палево-серой до чёрной, брюшная сторона сероватая, на морде иногда белые участки. 4 (или 5) видов, населяют тропические, чаще горные, леса Юго-Вост. Азии, Тайваня, ШриЛанки и мн. островов Малайского архипелага. Ведут ночной образ жизни. Способны к планирующему полёту на расстояние до 60 м, а при использовании восходящих токов воздуха,по некоторым данным, даже до неск. км. В помёте 1, редко 2 детёныша. Мясо съедобно. Иногда Т. наз. гигантского летучего кускуса из сем. лазающих сумчатых.

Тагуан Petaurista petaurista.

ТАГУЛ (в верховье - Малый Т аг у л), река в Иркутской обл. РСФСР, лев. приток р. Бирюса (басе. Енисея). Дл. 300 км, пл. басе. 7990 км2. Берёт начало на сев. склоне Вост. Саяна, течёт в узкой долине; в верховье образует водопад, в ниж. течении - пороги. Питание преим. дождевое. Половодье с мая по сентябрь. Ср. расход воды в 12 км от устья 104м3/сек. Ледоход в октябре, ледостав с ноября; вскрывается в мае. Сплавная.

ТАДЕМАИТ, плато в сев.-зап. части пустыни Сахары, в Алжире; разделяет пески Б. Вост. Эрга и Б. Зап. Эрга. Вые. до 845 м. Сложено известняками. Поверхность Т., сильно расчленённая глубокими долинами уэдов, представляет собой бесплодную щебнистую пустыню. Склоны плато крутые на Ю., ступенчатые на С.-З.

ТАДЖИКИ (самоназвание - т о дж и к), нация, осн. население Тадж. ССР. В СССР общая числ. Т. 2136 тыс. чел. (1970, перепись); из них в Тадж. ССР 1630 тыс. чел., Узб. ССР 449 тыс. чел., Кирг. ССР 22 тыс. чел. Значит, число Т. живёт за рубежом, преим. в северном Афганистане. Подавляющее большинство Т. говорит на таджикском языке, относящемся к зап.-иран. группе индоевропейских языков; припамирские народности и ягнобцы говорят на особых языках и диалектах, входящих в вост.иран. группу той же языковой семьи. Верующие Т.- мусульмане (в основном сунниты, часть - шииты, припамирские Т.- исмаилиты).

Сложению тадж. народа предшествовали длительные этногенетич. процессы, восходящие ещё к 2-му тыс. до н. э. В кон. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э. из евразийских степей приходят и расселяются в Ср. Азии ираноязычные племена. Они смешиваются с местными племенами эпохи поздней бронзы; осн. население Ср. Азии становится ираноязычным. Территорией сложения Т. были Древняя Бактрия (басе. Амударьи), Согд (басе. Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина и области к Ю. от совр. Ср. Азии. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) -земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на сев. и вост. окраинах Ср. Азии. Потомками согдийцев (по лингвистич. данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских Т. Во 2 в. дон. э. в Бактрию проникают юэчжи, или тохары, в состав к-рых входили и сакские племена. Одна из ветвей сако-тохаров -кушаны создали могуществ. гос-во (см. Куишнское царство). Ослабление его в 4-5 вв. н. э. привело к вторжению в Ср. Азию новых степных племён - эфталитов, к-рые создали обширное гос-во. С об