БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321на), политетрафторэтилена (тефлона) и др. Тефлоновые стержни более надёжны в эксплуатации, чем лавсановые, их кончик мало деформируется при письме. Существуют Ф. с фарфоровыми и фетровыми стержнями. Толщина пишущего стержня обычно от долей мм до неск. мм. Питатель Ф. заправляют чернилами преим. один раз, при изготовлении; выпускают также Ф. многоразового пользования, с дозаправкой чернилами по мере их расходования, а также Ф. со сменными пишущими узлами (питатель - стержень), к-рые заменяют на новые, если запас чернил в осн. питателях израсходован.

А. П. Цветков.

ФЛОР Луций (или Юлий) Анней [Lucius (Julius) Annaeus Florus], древнеримский историк 2 в., автор "Эпитом", или "Двух книг извлечений из Тита Ливия о всех войнах за 700 лет" (рус. пер., 1792), в к-рых излагается история рим. завоеваний: в 1-й книге (из 45 глав) - с древнейших времён до 2 в. до н. э. включительно, во 2-й книге (из 33 глав) - история гражд. войн со времени Гракхов до нач. 2 в. н. э. Соч. Ф. содержит фактич. ошибки, носит риторич. характер и отличается тенденцией восхваления Рима; является компиляцией из соч. Ливия и др. историков.

И з д.: Juli Flori epitomae de T. Livio bellorum omnium annorum DCC libri II, recensuit et emendavit Otto Jahn, Lipsiae, 1852.

ФЛОР (англ. floor, букв.- пол), поперечная днищевая балка между бортами судна, один из элементов днищевого набора корпуса судна. К концам Ф. (скуловым кницам) обычно крепятся шпангоуты. Ф. соединяются с вертикальным килем и днищевыми стрингерами; при продольной системе днищевого набора Ф. служат опорой продольных балок днища и второго дна (на судах с двойным дном). Ф стального судна выполняют в виде подкреплённых рёбрами жёсткости листов с вырезами или без них.

ФЛОРА, в древнеримской мифологии богиня цветов, юности и весеннего цветения. В честь Ф. праздновались флора-лии, во время к-рых происходили игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Образ Ф. в виде юной девушки с цветами - частый сюжет в изобразит. искусстве (Тициан, Н. Пуссен, Рембрандт и др.).

ФЛОРА (новолат. flora, от лат. Flora - богиня цветов и весны), исторически сложившаяся совокупность видов растений, приуроченная к определ. географич. пространству, связанная с его совр. природными условиями, геологич. прошлым и находящаяся в б. или м. устойчивых отношениях с Ф. других, в частности смежных, частей земной поверхности. Понятие "Ф." охватывает все растения определённой территории, но на практике оно часто распространяется только на семенные и папоротникообразные растения изучаемой области; совокупности видов низших и др. высших растений обычно определяются соответств. эпитетами (напр., "Ф. споровых растений","Ф. водорослей", или "альгофлора", "Ф. мхов", или "бриофлора", и т. д.). Заносные, натурализовавшиеся растения (в частности, сорняки) рассматриваются в составе Ф. как её естеств. звено.

Объём материала, охватываемого при изучении Ф., до нек-рой степени произвольный, т. к. зависит от избранного для изучения пространства. Так, объектом изучения и описания может быть Ф. гос-ва (напр., Ф. СССР) или отд. части его (напр., Ф. Ленингр. обл.), территории, самобытной в естеств.-историч. отношении (напр., Ф. Кавказа, Ф. Средней России), ботанико-географич. области (напр., Ф. Маньчжурии, Ф. Арктики), части суши, б. или м. отграниченной естеств. рубежами (Ф. о-ва Исландия, Ф. п-ова Камчатка и т. п.).

Основой познания каждой Ф. служит выявление её видового и родового состава - т. н. инвентаризация Ф., опираясь на результаты к-рой, проводят анализ Ф. Все виды её подразделяются по определ. признакам на элементы Ф. В частности, географич. элементы объединяют виды, сходные по своему географич. распространению, генетич. элементы - близкие по географич. происхождению и истории расселения. В ходе ботанико-географич. (географич. и генетич.) анализа устанавливаются связи изучаемой Ф. с др. Ф. Эколого-фитоценологич. анализ разграничивает элементы Ф. по их связи с экологич. условиями среды, с различными типами растительности. Возрастной анализ Ф. позволяет разграничить её прогрессивные (молодые по времени становления, по времени расселения), консервативные и реликтовые элементы. Последние (реликты) рассматриваются как пережитки прошлых состояний растит. покрова. При наличии палеоботанич. данных устанавливается возраст отд. элементов Ф. и время вхождения их в состав изучаемой Ф.

Одна из важнейших черт каждой Ф.- её систематич. структура, т. е. объединение в составе Ф. представителей различных систематич. групп, при определ. количеств. соотношениях между ними, характерных для разных ботанико-географич. областей. Изменение этих соотношений в пространстве - один из важнейших моментов сравнит. характеристики Ф. Богатство Ф. в первом приближении определяется по данным её инвентаризации. Однако зависимость числа видов и родов Ф. от размеров занимаемой каждой Ф. терр. затрудняет сравнит. оценку богатства Ф. Приходится создавать приёмы сравнит. изучения Ф., обеспечивающие сравнимость сопоставляемых данных - примерную равноценность количеств. показателей, характеризующих разные Ф. Лучшие возможности для сравнит. определения богатства Ф. даёт метод изучения конкретных флор. Итоги инвентаризации флор и результаты их анализа (в особенности географич. и генетич.), при их широкой сравнит. интерпретации, служат основой флористического районирования земного шара.

"Ф." - традиц. заглавие сводных трудов, освещающих систематич. состав растит. мира той или иной терр. В них приводятся подробные описания видов растений, таблицы для их определения (т. н. ключи), данные об условиях их произрастания, географич. распространения (как на территории, охватываемой "Ф.", так и в целом на Земле), сведения о хозяйственно важных свойствах растений и их использовании и т. п. Широта охвата "Ф" растит. мира (большее или меньшее пространство) определяется при организации соответств. работ. Мн. "Ф." подводят итоги знаниям о систематич. составе растит. мира тех или иных территорий и служат важнейшей опорой для дальнейшего их ботанич. изучения.

Лит.: Гроссгейм А. А., Анализ флоры Кавказа, Баку, 1936; Толмачев А. И., О количественной характеристике флор и флористических областей, М.- Л., 1941; его же, Введение в географию растений, Л., 1974; Вульф Е. В., Историческая география растений. История флор земного шара, М.- Л., 1944; Алехин В. В., Кудряшов Л. В.,

Говорухин В. С., География растений с основами ботаники, 2 изд., М., 1961. А. И. Толмачёв.

ФЛОРАКИС (Phlorakes) Харилаос (р. 20.7.1914, Палеозуглони, Фессалия), деятель рабочего движения Греции. Чл. компартии Греции (КПГ) с 1941. В 1943- 1944 в рядах Греч. нар.-освободит. армии сражался против нем.-фаш. оккупантов. В годы гражд. войны в Греции (1946-49) занимал ряд командных должностей в Демократич. армии Греции, был командиром 1-й дивизии. С 1949 кандидат в чл. ЦК, с 1950 чл. ЦК КПГ. В 1954 арестован и приговорён к пожизненному заключению, в 1966 под давлением нар. движения освобождён. После гос. воен. переворота в апр. 1967 был вновь арестован (находился в заключении до апр. 1972). С июня 1972 чл. Политбюро ЦК КПГ, с дек. 1972 1-й секретарь ЦК КПГ. Награждён орденом Дружбы народов (1974).

ФЛОРЕАЛЬ (франц. floreal, от лат. floreus - изобилующий цветами), восьмой месяц франц. респ. календаря, действовавшего в 1793-1805. Соответствовал периоду 20/21 апр.- 19/20 мая.

ФЛОРЕНСИЯ (Florencia), город на Ю. Колумбии, центр интенденсии Какета. 42 тыс. жит. (1972). Торг. центр с.-х. (какао, рис, пастбищное животноводство) и лесного (в осн. сбор каучука) района.

ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович [9(21).1.1882, г. Евлах, ныне Азерб. ССР, - 15.12.1943], русский учёный, религ. философ. Окончил физ.-мат. отд. Моск. ун-та (1904) и Московскую духовную академию (1908), где был проф. (1912-17); в 1911 принял священство. В соч. чСтолп и утверждение истины" (1914) религ.-филосовская проблематика, в центре к-рой - идущие от Вл. Соловьёва концепция всеединства и учение о Софии, сочетается с экскурсами в самые различные области знания. В дальнейшем стремился к созданию " конкретной метафизики", задачу её видел в выявлении и изучении неких первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из к-рых, по Ф., слагаются различные сферы реальности и в соответствии с к-рыми организуются области культуры; поиски Ф. близки ряду концепций нач. 20 в., также основывавшихся на понятии символа (Э. Кассирер, К. Г. Юнг, Вяч. Иванов, ранние работы А. Ф. Лосева). Реализацией этой задачи считал не построение отвлечённой филос. системы, а проводимые по единой методологии исследования конкретного материала различных наук и искусств. Сам Ф. осуществлял подобные исследования в целом ряде дисциплин - лингвистике, теории пространств. искусств, математике, эксперимент. и теоретич. физике, к-рая стала гл. направлением его занятий в период после Окт. революции (чДиэлектрики и их техническое применение", 1924, и др.); предвосхитил мн. идеи семиотики. В связи с планом ГОЭЛРО в 1920 был привлечён к науч.-исследоват. работе в системах Главэлектро ВСНХ. В 1927-33 ред. Технич. энциклопедии. С о ч.: Смысл идеализма, Сергиев Посад, 1914; Не восхищение непщева, Сергиев Посад, 1915; Около Хомякова. Сергиев Посад, 1916; Первые шаги философии, Сергиев Посад, 1917; Мнимости в геометрии, М., 1922; Обратная перспектива, "Уч. записки Тартуского ун-та", 1967, в. 198; Строение слова, в сб.: Контекст, М., 1973.

С. С. Харужий.

ФЛОРЕНСОВ Николай Александрович [р. 15(28). 1.1909, Киев], советский геолог, чл.-корр. АН СССР (1960). Окончил Иркутский ун-т (1936). Осн. труды по геологии, геоморфологии, сейсмологии и полезным ископаемым Вост. Сибири. Ф. первым обосновал геол. запасы углей Гу-синоозёрского угленосного месторождения в Забайкалье, определил перспективы Ботогольского месторождения графита (Вост. Саян). Внёс вклад в развитие неотектоники (обосновал рифтовую природу системы впадин байкальского типа на Ю. Вост. Сибири и в Сев. Монголии, предложил палеосейсмогеологич. подход к оценке совр. уровня сейсмич. активности, разработал новые понятия в геоморфологии (структура, формация, возраст рельефа и т. д.). Награждён 3 орденами и медалями.

Соч.: Мезозойские и кайнозойские впадины Прибайкалья, М. -Л., 1960 (Тр. Вост.-Сиб. филиала АН СССР. Сер. геологическая, в. 19); О некоторых общих понятиях в геоморфологии, "Геология и геофизика", 1964, № 10; О неотектонике и сейсмичности Мон-голо-Байкальской горной области, "Геология и геофизика", 1960, № 1.

Лит.: Логачев Н. А., Н. А. Флоренсов (к 60-летию со дня рождения), "Изв. Забайкальского филиала географич. об-ва СССР", 1969, т. 5, в. 1.

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР, Ферраро-флорентийский собор 1438-45, Вселенский собор католич. церкви, созванный папой Евгением IV в противовес Базелъскому собору (иногда в лит-ре рассматривается как продолжение Базельского собора). Проходил в 1438-39 в Ферраре, в 1439-42 во Флоренции, в 1443-45 в Риме. Большинство участников Базельского собора отказалось участвовать в Ф. с., не приехали и приглашённые на него зап.-европ. государи. Приняла участие мно-гочисл. делегация вост. (православной) христ. церкви (визант. император Иоанн VIII Палеолог, патриарх Константинополя Иосиф II, рус. митрополит Исидор и др.). Гл. целью Ф. с. было преодоление догматич. разногласий между зап. (католич.) и вост. церквами и заключение унии между ними. Папа рассчитывал с помощью унии расширить влияние католич. церкви в Вост. Европе. На соборе разгорелись догматич. споры о filioque (см. в ст. Католицизм), таинствах, чистилище, верх. власти папы. Усиление тур. опасности, давление папы вынудили византийцев, надеявшихся получить помощь зап.-европ. гос-в против тур. натиска, заключить Флорентийскую унию (июль 1439) на условиях признания верховенства папы, принятия католич. догматов при сохранении лишь обрядов вост. христ. церкви (уния не вошла в силу ни в Византии, ни в Рус. гос-ве).

ФЛОРЕНТИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, один из старейших ун-тов Италии и Европы. Создан в 1321 на средства Флорентийской республики, на основе школы, открытой в 825 и упоминавшейся уже в 1203 под назв. "университет". Принятый в 1387 устав стал образцом для др. ун-тов Италии. Расцвет ун-та приходится на 1-ю пол. 15 в., наибольшее развитие получили кафедры мед. и юридич. наук. В 1472 ун-т переведён в Пизу, во Флоренции остались кафедры филологии, философии, теологии; в дальнейшем здесь созданы кафедры математики, астрономии, физики, зоологии, ботаники, минералогии. В Ф. у. преподавали известные итал. учёные Бальд, Никколи, А. Полициано, Л. Пачоли, А. Чезальпино, Э. Торричел-ли, Ф. Реди, титул "первого математика" ун-та имел Г. Галилей. Деятельность университетских кафедр была централизована правительств. декретом (1859), по к-рому Ф. у. преобразован в Ин-т высших практич. исследований и усовершенствования; с 1924 - снова Ф. у. В составе Ф. у. (1975): ф-ты - юридич., политич. наук, экономики и коммерции, лит-ры и философии, пед., мед., хи-рургич., естеств. наук, архит., с. х-ва и лесоводства, технич. наук; б-ка, к-рая объединяет Центр. нац. б-ку (осн. 1747, св. 4 млн. тт.) и б-ку Маручелли (осн. 1752, ок. 0,5 млн. тт. рукописей, инкунабул и старейших изданий);

ФЛОРЕНТИНСКАЯ ШКОЛА, одна из основных художеств, школ Италии. Интенсивно развивалась с 13 по 16 вв., пройдя путь от Раннего Возрождения к кризису ренессансной культуры. Фактич. родоначальником Ф. ш. в живописи был Джотто, творчество к-рого выдвинуло Флоренцию в авангард иск-ва Проторенессанса. Творчество последователей Джотто (Тад-део Гадди, Мазо ди Банко и др.) развивалось в русле поставленных им проблем. Однако к сер. 14 в. во Ф. ш. были утрачены лаконизм и ясность образов (А. Буонаюти), усилились тенденции к линеарности и плоскостности (Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья). К последней трети 14 в. в Ф. ш. победило направление интернац. готики (Аньоло Гадди, Лоренцо Монако). Гуманистич. мировосприятие стало идейной основой иск-ва Ф. ш. Раннего Возрождения. Ведущую роль всложении раннеренессансногоиск-ва Италии сыграли такие представители Ф. ш., как архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо (а также архитектор Л. Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бар-толоммео, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно). Живопись Ф. ш. кватроченто отличалась последовательностью реалистич. исканий, страстной увлечённостью теорией и практикой перспективы и др. проблемами взаимосвязи иск-ва и эмпирич. науки (Вер-роккьо, А. дель Кастаньо, Поллайоло, П. Уччелло); вместе с тем во флорентийской живописи 15 в. проявились реминисценции позднеготич. декоративизма (Б. Гоццоли), черты мистич. созерцательности (фра Анжелико) и лирич. камер-ности образов (фра Филиппо Липпи). В кон. 15 в. во Ф. ш. сохранялись демократич. традиции (Д. Гирландайо), но преобладающими стали аристократич. тенденции иск-ва, сложившегося при дворе Лоренцо Медичи (Боттичелли, Фил-липпино Липпи, Пьеро ди Козимо). Творчество Леонардо да Винчи и Мике-ланджело, выйдя за пределы локальных границ Ф. ш., ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения. Стилистич. целостность иск-ва Ф. ш. этого периода (скульптор А. Сан-совино, живописцы фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто) нарушилась, когда Ф. ш. стала одним из центров распространения маньеризма (архитектор и живописец Дж. Вазари, живописцы Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентино и др.). В 17 в. иск-во Ф. ш., переживавшее период упадка, было представлено лишь немногими примечательными именами (живописцы К. Дольчи, Ф. Фурини).

Илл. см. на вклейках - к стр. 256-257 и табл. XXV (стр. 528-529).

Лит.: Штегман К., Геймюллер Г., Архитектура Ренессанса в Тоскане, [пер. с нем.], в. 1-3, М., 1936-41; Бернсон Б., Живописцы итальянского Возрождения, пер. с англ., М., 1965; AntaI F., Florentine painting and its social background, L., [1948];

Freedberg S. J., Painting of the High Renaissance in Rome and Florence, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1961; Boskovits M., La pittura fiorentina alla vigilia del rinascimento, 1370-1400, Firenze, 1975. См. также лит. при статьях Италия. Возрождение, Проторенессанс. В. Д. Дажина.

ФЛОРЕНЦИЯ (Firenze), город в Центр. Италии, один из важнейших экономич. и культурных центров страны. Адм. центр пров. Флоренция и области Тоскана. Расположен на р. Арно, в центре межгорной котловины. 464,9 тыс. жит. (1975). Крупный трансп. узел. Приборо-и станкостроение, электротехника и электроника, произ-во химич. и др. пром. оборудования, дизельных двигателей, фотоаппаратуры, астрономич. приборов и пр.; химич., нефтеперераб., текст., швейная, кож., деревоо,р., меб., стекольная, пищ., табачная, полиграфич. пром-сть. Ювелирное произ-во и др. художеств, ремёсла. Ун-т (с14в.), науч.-исследоват. ин-ты, библиотеки, консерватория, Академия художеств. Тосканская академия наук и литературы. Один из гл. центров туризма в Италии.

Ф. осн. в 1 в. до н. э. римлянами на месте этрусского поселения. В 10-11 вв. входила в состав Тосканского маркграфства. Расположенная на стыке торг. путей, с 11 в. Ф. превратилась в важный центр банковского дела, торговли и ремесла (гл. обр. сукноделия). В 1115 Ф. стала независимой коммуной. В сер. 13 в. пополаны одержали верх над феод. знатью. В 1293 была принята впервые в Европе антидворянская конституция "Установления справедливости", лишившая феодалов политич. прав. В 1252 Ф. начала чеканить золотой флорин, ставший общеевроп. валютой. В 14 в. во Ф. впервые в мире появились раннекапита-листич. отношения, зародилась мануфактура, прежде всего в мастерских текстильных цехов Лана и Сета, где использовался гл. обр. труд наёмных рабочих. Новые формы эксплуатации вызвали в 1345 первую в истории забастовку (под рук. чесальщика шерсти Чуто Брандини), в 1378 - восстание чомпи, образовавших своё пр-во. Подавление нар. движений привело к установлению олигархич. правления рода Алъбицци (1382-1434), а в 1434 к синьории (тирании) рода Медичи. В 14-16 вв. Ф. - ведущий центр итал. Возрождения, крупнейшими деятелями к-рого были жившие во Ф. Данте, Петрарка, Боккаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли, Гвиччардини. С кон. 15 в. Ф. начала испытывать экономич. трудности из-за сокращения сбыта флорентийских сукон (в частности, в связи с развитием англ. сукнодельч. пром-сти), установления новых торг. путей после открытия Америки, из-за чужеземных нашествий на Италию. В 1494 нар. восстание во Ф. завершилось изгнанием рода Медичи и установлением респ. режима под рук. Дж. Савонаролы. В 1512 Медичи при поддержке чужеземных войск восстановили свою власть и удерживали её до 1737 (с перерывом в 1527-30). В 1532 Флорентийское гос-во, охватывавшее значит. терр. с гг. Пиза, Ливорно и др., стало герцогством, а с 1569 - Великим герцогством Тосканским со столицей во Ф. В 1801-07 Ф.- столица королевства Этрурия, зависимого от наполеоновской Франции. В 1848-49 Ф. - один из крупнейших центров бурж. революции. В 1860 Ф. вошла в состав Сардинского (с 1861 Итальянского) королевства; в 1865 - янв. 1871 столица объединённого Итал. королевства. В 1943 была захвачена нем.-фаш. войсками; стала одним из значит. центров итал. Движения Сопротивления. Освобождена в авг. 1944 в результате действий партизан и соединений англо-амер. армии.

Др.-рим. эпоха отразилась в прямоугольной планировке центра Ф. От ср.-век. периода сохранились остатки укреплений. Большинство зданий Ф., создавших ей cлавy города-музея (они сосредоточены в правобережной части города), было построено в период Проторенессанса и эпоху Возрождения. На Пьяцца дель Дуомо находятся баптистерий Сан-Джованни [освящён в 1059, достройки 13 в.; бронзовые двери: южная - Андреа Пизано (илл. см. т. 19, табл. XXVIII, стр. 512-513), северная и восточная ("Райские") - Лоренцо Гиберти (илл. см. т. 6, табл. XVIII, стр. 512-513)], собор Санта-Мария дель Фьоре (с 1296, арх. Арнольфо ди Камбио; купол - илл. см. т. 4, табл. IV, стр. 48-49; т. 14, стр. 17; достройки 13 и 19 вв.; кампанила - 1334 - ок. 1359, арх. Джотто и др.), на Пьяцца делла Синьория (илл. см. т. 7, стр. 210) - Палаццо делла Синьория [или Веккьо; с 1298, арх. Арнольфо ди Камбио(?), достройки 15-16 вв., арх. Дж. Вазари и др.; ныне музей], Лоджия деи Ланци (ок. 1376-80, арх. Бенчи ди Чоне, С. Таленти) со скульптурой Джамболоньи, Б. Челлини и др.; и др. постройки (на самой Пьяцца делла Синьория - произв. Джамболоньи, Донателло и др., копия "Давида" Микеланджело). Среди др. при-мечат. зданий -церкви: Сан-Миньято аль Монте (илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48- 49), Санта-Мария дель Кармине [1258, в капелле Бранкаччи - фрески Мазаччо (между 1425 и 1428) и др. мастеров], Санта-Тринита (1258-80, достройки 14 и 16 вв.), Санта-Мария Новелла (ок. 1278 - ок. 1360; фасад - илл. см. т. 1, табл. XL, стр. 369; фрески Мазаччо, Д. Гирландайо, Филиппино Липпи, П. Уч-челло), Санта-Кроче [с кон. 13 в.; в интерьере - произв. Донателло, Бенедет-то да Майяно и др.; гробница Микеланджело (мрамор, 1570, Дж. Вазари)] с капеллой Пацци (илл. см. т. 2, стр. 298; т. 4, табл. IV, стр. 48-49; т. 11, табл. III, стр. 48-49; ныне музей), Орсанмикеле (с 1290, арх. Арнольфо ди Камбио и др.; в нишах фасада - скульптура Л. Гиберти, Донателло, А. дель Вероккьо и др.), Сан-Лоренцо [илл. см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256-257; т. 4, табл. IV, стр. 48-49; новая сакристия (капелла Медичи, илл. см. т. 11, стр. 35); б-ка

Лауренциана, илл. см. т. 16, табл. XI, стр. 96-97], Санто-Спирито (илл. см. т. 4, табл. IV, стр. 48-49; т. 11, табл. III, стр. 48-49); палаццо: Питти (ныне галерея Палатина), Медичи-Риккарди (илл. см. т. 2, табл. XXVIII, стр. 256- 257; т. 5, табл. IX, стр. 448; ныне музей), Ручеллаи (илл. см. т. 1, табл. XL, стр. 369), Строцци (илл. см. т. 11, табл. III, стр. 48-49, а также стр. 34), Пандоль-фини (илл. см. т. 21, стр. 506), Уффици (ныне галерея Уффици); Воспитат. дом (илл. см. т. 4, табл. IV, стр. 48-49, ныне музей). Среди сооружений 20 в.- центр. вокзал (1930-36, арх. Дж. Ми-келуччи и др.), стадион (илл. см. т. 17, стр. 504). Близ Ф.- ренессансные виллы [Медичи в Кареджи (илл. см. т. 16, стр. 216) и др.].

Музей собора, Нац. музей (Барджелло; флорентийская скульптура и декоративно-прикладное иск-во 14-17 вв.), Галерея АХ (иск-во флорентийской школы), Музей Хорна (иск-во 14-16 вв.), Каса Буонарроти (произв. Микеланджело), Археол. музей (егип., этрусские и др.-рим. памятники) и мн. др. музеи. Илл. см. на вклейке, табл. XXVI (стр. 528-529), а также т. 5, стр. 276. Лит.: Рутенбург В. И., Очерк из истории раннего капитализма в Италии. Флорентийские компании XIV века, М. - Л., 1951; его же, Нар. движения в городах Италии. XIV - нач. XV в., М. -Л., 1958; его же, Италия и Европа накануне нового времени, Л., 1974; Ролова А. Д., Экономический строй Флоренции во 2-й пол. XV и в XVI в., в сб.: Средние века, в. 8, М., 1956; её же, Структура промышленности Флоренции во 2-й пол. XVI - нач. XVII в., в сб.: Уч. зап. Латв. гос. ун-та, т. 61, 1965; Davidsоhn R., Geschichte von Florenz, Bd 1 - 4, В., 1896-1927; Panel la A., Storia di Firenze, [Firenze], 1949; Sсhevi1 I F., Ни story of Florence from the founding of the city through the Renaissance, N. Y., [1961]; Va1оri A., Firenze, Novara, 1953; Paatz W. und E., Die Kirchen von Florenz, Bd 1-6, Fr./M., 1952-55; Puссi E., Tutta Firenze. Nella storia - nella pittura - nella scultura..., Firenze, [1955]; Hur1imann M., Florenz, Z., 1960; Fane11i G., Firenze: architettura e