БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ытных станций в различных климатич. поясах; св. 500 чел., в т. ч. 200 науч. работников), Фин. метеорологич. ин-т (1838; св. 220 науч. сотрудников); Н.-и. центр Мин-ва обороны; 10 гос. пром. лабораторий и НИИ работают на кооперативной основе, в т. ч. Центр. лаборатория целлюлозно-бум. пром-сти; св. 150 учёных и инженеров.

В НИИ и лабораториях (св. 50) вузов науч. работой заняты 3 тыс. специалистов высшей квалификации (св. 60% в сфере фундамент. исследований, 30% - прикладных и ок. 10% - техн. разработок), причём только 1/3 из них занята полную рабочую неделю (1973). Часть исследований проводится по заказам гос-ва и частного сектора.

Среди частных н.-и. центров имеются "независимые" акц. НИИ, а также НИИ и лаборатории крупных пром. и торг. предприятий, финансируемые частными и обществ. фондами. В нач. 70-х гг. св. 200 предприятий имели собств. н.-и. центры или лаборатории, в к-рых было занято ок. 6 тыс. науч. и инж.-техн. работников (68% в сфере техн. разработок, 30% - прикладных и 2% - фундамент.

исследований), в т. ч. 1200 с высшим образованием. К частным н.-и. учреждениям относятся также науч. об-ва (130 в 1975) и 3 академии: Фин. академия наук и лит-ры (1908), Фин. академия технич. наук (1957) и Швед. академия технич. наук в Ф. (1921). Осн. их функция - стимулирование прикладных исследований в интересах развития нац. экономики, а также популяризация совр. науки.

Система науч.-технич. информации слагается из ряда гос. и частных специализированных служб, деятельность к-рых координируется Фин. ассоциацией документации. В 1975 фин. учёными и инженерами запатентовано 293 науч. открытия и изобретения, подано 986 патентных заявок.

Финансирование НИОКР осуществляется гос-вом (св. 44% в 1971), частным сектором (55%), зарубежными и местными благотворит. фондами (менее 1%), Гос-во финансирует почти все фундамент. исследования, в т. ч. 92% расходов на НИОКР в вузах и большинство прикладных н.-и. программ общенац. значения; оно оказывает также значит. финанс. помощь мн. частным НИИ и науч. об-вам. Затраты гос-ва на НИОКР с 1967 по 1972 увеличились более чем в 2 раза, достигнув 241 млн. марок (в текущих ценах). В 1971 общие расходы на н.-и. деятельность составили 435,6 млн. марок, или 0,9% валового нац. продукта, из которых 193,3 млн. марок ассигнованы гос-вом (70% - естественные и технические науки, 11,7%-с. х-во и лесоводство, 10,8% -общественные науки, 7,3% - медицина, 0,2% - прочие науки). Ок. 1/5 расходов на НИОКР покрывается за счёт доходов от спортивных тотализаторов и ден. лотерей.

Ф.- член св. 50 междунар. науч. орг-ций, в т. ч. Всемирной федерации по документации, Международной ассоциации теоретической и прикладной лимнологии, Междунар. союза лесных исследовательских орг-ций, К-та по исследованию космич. пространства и др. Ф. поддерживает тесные науч. связи со мн. странами мира, в т. ч. с СССР на основе межправительств. соглашения о науч.-технич. сотрудничестве (1955). Фин. учёные и науч. орг-ций-активные участники ряда междунар. н.-и. программ: Года спокойного Солнца, Междунар. биологич. программы и др.

В. В. Щербаков.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961; Современная философия и социология в странах Западной Европы и Америки, М., 1964; Мысливченко А. Г., Проблемы современной буржуазной философии в странах Северной Европы, в сб.: Скандинавский сборник, т. 12, Таллин, 1967; Rein Т., Filosofins studium vid Abo universitet, Helsingfors, 1908; Aa11 A., Filosofen i Norden, Kristiania, 1919; Les grands courants de la pensee mondiale contemporaine, v. 1, pt. 1, P., 1964, p. 515-34; Holm S.. Filosofen i Norden far 1900, Kbh., 1967; его же, Filosofen i Norden efter 1900, Kbh., 1967; Mycтелин О., Историография в Финляндии в 1809 - 1866 гг., в сб.: Скандинавский сборник, т. 3, Тал., 1958; Жербин А. С., Некоторые новые тенденции в современной финляндской буржуазной историографии, "Вопросы истории", 1966, № 8; Кан А. С., Историческая наука в современной Финляндии, "Новая и новейшая история", 1976, № 1; Vallinkoski J., Sсhauman H., Suomen historiallinen bibliografia 1544 - 1900, Hels., 1961; Lehtinen E., Suomen varhaishistorian ja ristiretkikauden kuvasta uskonpuhdistus - ja suurvalta - aikana, Jyviiskyla, 1968; Renvall P.. Finska nauka historyczna po drugiej wojnie swiatowej, "Zapiski historyczne", 1972, t. 37, zesz. 3; Высшее образование и научная деятельность в Финляндии, Хельсинки, 1973; Higher education and research in Finland, Hels., 1968.

XII. Печать, радиовещание, телевидение

В 1975 в Ф. издавались 94 ежедневные газ. общим тиражом ок. 2,5 млн. экз. и св. 2 тыс. периодич. изданий. Важнейшие газеты и журналы Ф. (тираж на 1975; большинство выходит в Хельсинки): "Хельсингин саномат" ("Helsmgin Sanomat") c 1889 (до 1904 под назв. "Пяйвялехти"), тираж 317 тыс. экз., в воскресные дни - 355 тыс. экз., издаётся акц. об-вом "Санома"; "Амулехти" ("Aamulehti")c 1881, тираж 124,7тыс.экз., орган Нац. коалиц. партии, изд. в Тампере; "Ууси Суоми" ("Uusi Suomi") c 1847, тираж 86,4 тыс. экз., фактич. орган Нац. коалиц. партии; "Суоменмаа" ("Suomen-maa") c 1909 (до сент. 1965 под назв. "Мааканса"), тираж 32,9 тыс. экз., ЦО Партии центра; "Демари Суомен сосиали-демокраатти" ("Demari Suomen Sosiali-demokraatti") c 1918, тираж 43 тыс. экз., ЦО С.-д. партии Ф.; "Хувудстадсбла-дет" ("Hufvudstadsbladet") с 1864, тираж 70 тыс. экз., изд. на швед. яз., с 1906 орган Швед. нар. партии; "Илта-саномат" ("Ilta-Sanomat") с 1932, тираж 88 тыс. экз., вечерняя газ.; "Кансан уутисет" ("Kansan Uutiset") c 1957, тираж 52,2 тыс. экз., ЦО Демократич. союза народа Ф. (ДСНФ) и Коммунистич. партии Ф. (КПФ); "Тиедонантая" ("Tiedonantaja") с 1969, орган парт. орг-ций КПФ. Крупный журн. "Суомен кувалехти" ("Suomen Kuvalehti") c 1919, тираж 75 тыс. экз. (выходите Хельсинки). Информац. агентство- Фин. телеграфное бюро (ФТБ)- акц. об-во фин. газет, осн. в 1887 (Хельсинки).

Радиовещание (с 1926) и телевизионное вещание (с 1956) осуществляются акц. об-вом "Илейсрадио", находящимся с 1934 под гос. контролем. Имеется также коммерч. телевидение "Майнос ТВ". Радиопередачи ведутся на фин., швед. и англ. яз. И. Н. Лобашова.

XIII. Литература

Развивается на фин. и швед. языках. Лит-ре предшествовал, а затем сопутствовал фольклор (в т. ч. руны), оказавший на неё большое влияние. Возникновение фин. письменности относится к 16 в. и связано с Реформацией, начавшейся в Ф. в 1521. Первые печатные книги издал М. Агрикола (ок. 1508 или 1510-57): "Азбука" (1542), фин. перевод Нового завета (1548), Псалтыри (1551). Вплоть до нач. 19 в. на фин. яз. печатались преим. церк. книги, предназначавшиеся для крестьян. Узкая сфера применения лит. фин. яз. надолго задержала его развитие. Рост нац. самосознания финнов (находившихся с кон. 13 в. до нач. 19 в. под швед. господством) заложил в 18 в. основы развившегося в 20-40-е гг. 19 в. движения за нац. возрождение - фенноманства, один из ранних представителей к-рого - Т. Юслениус (1676-1752). Предпринимались попытки создать грамматику фин. яз., словари, описать историю и обычаи финов. Во 2-й пол. 18 в. распространился просветит. рационализм; движение за нац. возрождение сблизилось с научно-кри-тич. мыслью, антифеод. по своей социальной направленности. При участии X. Г. Портана (1739-1804) в 1770 в г. Або возникло просветит. об-во "Аврора". В 1771 Портан стал издавать первую в Ф. газету (на швед, яз.); в 1775 вышла первая финноязычная газета. Пробудился интерес к нац. истории, мифологии и фольклору.

Лит-pa Ф. 19 в. тесно связана с усилившимся нац. движением, процессом формирования фин. нации. Подъёму нац. самосознания, стремлению преодолеть швед. культурную гегемонию способствовало отделение Ф. от Швеции и присоединение её в 1809 на правах автономии к России. Лит-ра 1-й пол. 19 в. развивалась в основном под знаком просветит. традиций. Я. Ютейни (1781-1855), К. А. Готлунд (1796-1875) и др. обращались непосредственно к народу, крестьянству. В лит-ре на швед. яз. возникло романтич. направление ("туркуский романтизм" 10-20-х гг., в отличие от "хельсинкского романтизма" 30- 40-х гг.); наиболее прогрессивное течение в нём представлено А. И. Арвидсоном (1791-1858), с лит.-обществ. деятельностью к-рого связано т. н. "первое национальное пробуждение" в Ф. В 1830 в Хельсинки возник лит.-филос. кружок "Субботняя беседа". Практич. шагом членов кружка было создание в 1831 "Финского литературного общества" (существующего поныне), содействовавшего собиранию фольклора, изданию лит. произведений, развитию периодики. Фольклорист Э. Лёнрот (1802-84) издал нар. эпос "Калевала" (1835, расширенная ред. 1849), имевший большое значение для развития фин. яз. На протяжении мн. десятилетий он питал творчество писателей сюжетами и образами. Выдающуюся роль в истории фин. культуры сыграли также поэт И. Л. Рунеберг (1804-77), философ, публицист и критик И. В. Снельман (1806-81).

В результате борьбы фин. прогрессивных сил в кон. 50-70-х гг. Ф. добилась социально-экономич. и культурных реформ. Была расширена сфера употребления фин. яз., возникли новые журналы и газеты. Основоположник новой фин. лит-ры, зачинатель нац. драматургии и романа - А. Киви (1834-72). В его комедиях "Сапожники из Нумми" (1864) и "Помолвка" (1866), романе "Семеро братьев" (1870) проявились реалистич. тенденции в изображении нар. жизни. Значит. событием стали также ист. романы Ц. Топелиуса (1818-98), поэзия и драматургия Ю. Векселля (1838-1907), писавших по-шведски. В кон. 70-х гг. выдвинулся К. Крамсу (1855-95), чья поэзия имеет социальную направленность (ист. баллады о мятежных героях дубинной войны).

В 80-90-е гг. реализм стал гл. направлением: Минна Кант (1844-97), Ю. Ахо (1861-1921), А. Ярнефельт (1861-1932), Ю. Эркко (1849-1906), К. Лейно (1866- 1919), Т. Паккала (1862-1925), писавший по-шведски К. А. Тавастшерна (1860-98) и др. Реалисты входили в группу "Молодая Финляндия" и основали ряд перио-дич. изданий, где отстаивали социально-критич. направление в иск-ве (статьи Ахо, К. Лейно и др.). Появились новые темы, впервые реалисты стали писать о гор. бедноте, о борьбе рабочих за свои права, об угнетённом положении трудящейся женщины, о зем. голоде и разорении мелких арендаторов. Пьесы Кант "Жена рабочего" (1885) и "Дети горькой судьбы" (1888) стали большими обществ.

событиями и вызвали острую полемику. Наибольших успехов реализм достиг в прозе и драматургии: социально-психологич. роман ("Дочь пастора", 1885, и "Жена пастора", 1893, Ахо; "Отечество", 1893, Ярнефельта) и повести ("Бедные люди", 1886, "Подводный камень", 1887, Кант) и др.

В нач. 20 в. в фин. обществе произошли глубокие социальные сдвиги, что повлияло на формирование разных лит. направлений. Неоромантизм, возникший ещё в конце 19 в., представлен крупнейшим фин. лириком Э. Лейно (1878-1926), а также Ё. Линнанкоски (1869-1913), Ларин-Кюёсти (1873-1948), Л. Онерва (1882-1972), В. Килпи (1874-1939) и др. Прогрессивные тенденции в неоромантизме связаны с общедемократич. подъёмом в Ф. нач. 20 в., с революц. движением 1905-07. Для неоромантиков характерны преобладание лирики над эпич. жанрами, поворот от повседневности к исключительному и фантастическому, широкое использование фольклорно-мифологич. сюжетов, тяготение к монумент. символике образов. Пролетарская лпт-ра тесно связана с рабочим движением Ф. За сравнительно короткий срок произошло пробуждение фин. рабочих к политич. и культурной жизни. Развивается социа-листич. печать; возникли рабочие клубы, способствовавшие зарождению рабочего театра, традиции к-рого живы поныне. Среди поэтов выделяются К. Каатра (1882-1928), К. Ускела (1878-1922), К. Тантту (1886-1918), К. Ахмала (1889-1918). В ряды участников революц. событий 1917 в итоге сложного духовного развития пришёл прозаик Майю Лассила (1868-1918), автор юмористич. повестей "За спичками" (1910), "Сверхумный" (1915), "Воскресший из мёртвых" (1916) и комедий, в к-рых высмеивал мелкобурж. психологию.

В реалистич. направлении развивалось творчество Марии Йотуни (1880-1943), Э. Лехтонена (1881-1934), И. Кианто (1874-1970), хотя неверие в революц. преобразования и утрата ими ист. перспективы привели их к пессимизму. В атмосфере политич. реакции, наступившей в 1918 после победы в Ф. контрре-волюц. сил, социально-критич. направление ослабло. В творчестве Ф. Э. Силлания (1888-1964) социальную концепцию человека вытеснил биологизм, "природная первооснова", казавшаяся писателю единственно существенной и непреходящей. Однако в романе о событиях гражд. войны "Праведная бедность" (1919) он выразил сочувствие жертвам белого террора. В 20-е гг. возникла группа т. н. "пламеносцев", или "факельщиков", в настроениях к-рой отразились растерянность и смутные иллюзии нового поколения творч. интеллигенции после поражения революции. Левое крыло обратилось к обществ. проблемам: поэзия К. Вала (1901-44), повести "Заколдованный круг" (1931), "Хозяева и тени хозяев" (1935) и др. соч. П. Хаанпяя (1905-55). Против активизировавшихся в 30-е гг. фаш. элементов левые культурные силы объединились в группу "Кийла": Э. Диктуниус (1896-1961), А. Туртиай-нен (р. 1904), Элви Синерво (р. 1912) и др.

После окончания 2-й мировой войны 1939-45 в результате общей демократизации жизни в Ф. возникла благоприятная атмосфера для развития нац. культуры. Наряду с распространением, преим. в поэзии, модернистских течений в фин. прозе укрепился реализм, новый расцвет пережил социальный роман. Выделяется публицистика Хеллы Вуолийоки (1886- 1954) и О. Паволайнена (1903-64); широкий общественно-литературный резонанс получили романы В. Линны (р. 1920)"Неизвестный солдат" (1954) и "Здесь, под северной звездою" (1959-62). Антивоен. проблематика - в центре романов и документ. книг П. Ринтала (р. 1930), острая социальность присуща произв. А. Эйкия (1904-65), Айли Нурдгрен (р. 1908), М. Ларни (р. 1909), Хельви Хямяляйнен (р. 1907), В. Мери (р. 1928), К. Чилмана (р. 1930), Эвы Йоэнпелто (р. 1921).Значит. событием в реалистич. драматургии явились пьесы Вуолийоки, завершающие начатый ранее цикл пьес о женщинах Нискавуори. В 1972 на марксистской идейной основе возник "Союз работников культуры", в к-рый входят также писатели. Союз издаёт журн. "Култтуривихкот" (с 1973). Расширились междунар. связи фин. литераторов. Участились встречи сов. и фин. писателей, чаще переводятся произв. рус. и сов. лит-ры.

С 1897 в Ф. существует союз писателей. Изучение лит-ры и фольклора ведётся при ун-тах. В 1-й трети 20 в. мировую известность получила т. н. фин. (или историко-географическая) школа в фольклористике (основатели Ю. Крун, К. Крун). В литературоведении долго преобладал биографич. метод, в 1950-е гг. распространились течения "новой критики"; в 1970-е гг. развиваются социологич. и типологич. направления исследования.

Лит.: Финская драматургия XIX-XX вв., М.- Л., 1960; Поэзия Финляндии, пер. с фин. и швед., М., 1962; Финские повести XIX-XX вв., Л., 1970; Карху Э. Г., Финляндская литература и Россия (1800-1900), ч. 1 - 2, Тал.- М.- Л., 1962 -64; его же, Демократическая литература современной Финляндии, Петрозаводск, 1966; его же, Очерки финской литературы начала XX в., Л., 1972; Leino E., Suomalaisia kirjalli-joita, Hels., 1909; Ка11iо О. A., Uudempi suomalainen kirjallisuus, nide 1-2, Porvoo, 1928 - 29; Tarkiainen V., Suomalai-sen kirjallisuuden historia, Hels., 1934; Коskimies R., Elava kansalliskirjallisuus, nide 1 - 3, Hels., 1944 - 49; Pa1mgren R., Suuri linja, Hels., 1948; его же, Tyolais-kirjallisuus, Porvoo-Hels., 1965; его же, Joukkosydan, nide 1-2, Porvoo-Hels., 1966; Holmqvist В., Modern finlandssvensk litteratur, Stockh., 1951; Suoraen kirjallisuus, nide 1-8, Hels., 1963-70; Suomen sana, nide 1 - 24, Porvoo, 1963 - 75; Suomen kirjallisuuden antologia, nide 1 - 8, Hels., 1963-75; Laitinen K., Suomen kirjallisuus 1917- 1967, Hels., 1967; Suomen ruotsalaisen lyrii-kan antologia, Porvoo, 1968. Э. Г. Kapxy.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На поселениях мезолитич. культур ас-кола и суомусъярви (8-е тыс. до н. э.) найдены остатки жилищ, овальных в плане, с прямоугольными сенями. От эпохи неолита (3-е тыс. до н. э.) сохранились образцы т. н. ямочно-гребенчатой и шнуровой керамики, наскальные росписи, сверлёные сланцевые молоты, украшенные медвежьими, реже лосиными, головами, резные зооморфные навершия рукояток кам. ножей, костяные инструменты, антропоморфные идолы. Во 2-й пол. 1-го тыс. н. э. в орнаменте распространился звериный стиль, близкий иск-ву германцев.

В 12-13 вв. складываются традиции кам. архитектуры (швед. опорные пункты-замки Олавинлинна у г. Савонлинна и в Турку). Кам. храмы близки романским церквам Швеции (собор в Турку, 13-15 вв.). Для 14 в. типичны небольшие сел. кам. церкви-прямоугольные в плане, с высокой двухскатной кровлей, низкими пристройками-ризницей с сев. стороны и притвором с южной. Стены возводились из неотёсанного камня, своды из кирпича (церкви в Лохье, 14-16 вв., Хаттуле, 14 в.). Деревянное зодчество, тесно связанное с традициями нар. строит. мастерства, сохраняло сравнит. независимость (церкви в Торнио, 17 в., и Кеуру, 18 в.). Для позднеготич. монумент. живописи 14-15 вв. характерны привязанность к нар. орнаменту, наивный бытовизм деталей, яркий локальный цвет (росписи церквей в Хаттуле, Тайвассало, Перниё). В монумент. живописи 17-18 вв. заметно усилились барочные тенденции (росписи церкви в Палтамо, 1780, худ. М. То-пелиус). Напряжённой динамикой, экспрессией отмечены произв. деревянной скульптуры 15-17 вв. (распятия, многостворчатые алтари).

Процесс осознания нац. самостоятельности, затронув все области фин. культуры, стал основой для формирования нац. художеств. школы 19 в. В архитектуре и живописи возрождались традиции нар. ремесла, деревянной резьбы, ср.-век. монументальной живописи и зодчества, характерным стало обращение к темам нац. истории и фольклора.

Развитие архитектуры кон. 18 - нач. 19 вв. отмечено влиянием рус. и швед. классицизма (застройка Сенатской пл. в Хельсинки, 1820-30 е гг., арх. К. Энгель). На фоне господствующей в сер. 19 в. эклектики (здание "Атенеума" в Хельсинки, 1887, арх. К. Хейер) в архитектуре утверждается течение "нац. романтизма". Его инициаторы Г. Гезелли-ус, А. Линдгрен, Э. Сааринен и Л. Сонк стремились к выработке специ-фич. черт нац. архитектуры, сознательно заимствуя декоративные элементы из фин. ср.-век. деревянного и кам. зодчества. Логическим завершением стиля "нац. романтизма" в архитектуре стало здание вокзала в Хельсинки (1904-14, арх. Э. Сааринен). На рубеже 19-20 вв. развился стиль "модерн" (здание отеля в Иматре, 1903, арх. Г. Нюстрём, жилые дома в р-не Эйра в Хельсинки, нач. 20 в.). Схема "Большого Гельсингфорса", разработанная Э. Саарине-ном в 1915-18, развивала идеи децентрализованной структуры современного города, получившие развитие в архитектуре 20 в. Неоклассицизм 1920-х гг. (здание Нац. парламента в Хельсинки, 1927-31, арх. Й. Сирен) сменил функционализм, программным произведением которого стал санаторий в Паймио близ Турку (1929-33, арх. А. Аалто). В русле функционализма работали Э. Брюгман (церковь на кладбище в Турку, 1938-40), А. Блумстедт, Э. Хут-тунен. После 2-й мировой войны 1939- 1945 осн. внимание уделялось проблемам массового жилищного и обществ. стр-ва. Простота и строгость архит. форм, противопоставленные живописности ландшафта (города-спутники Тапиола и Ота-ниеми близ Хельсинки), использование совр. строит. конструкций характерны для творчества мн. фин. архитекторов 1960-х гг. (А. Аалто, Р. Пиетиля, В. Ре-велль, К. и X. Сирен, А. Эрви). Под влиянием идей структурализма появляются жилые комплексы с компактной застройкой асимметричных, геометрически чётких групп домов (р-ны Кортепохья в Ювяскюле, 1968-69, арх. Б. Лунд-стен, р-н Хакунила в Хельсинки, 1970, арх. Б. Лундстен и Б. Кругиус). Высоким мастерством отмечены обществ. здания: адм. центр посёлка Сейнятсало (1951-53), Дом культуры рабочих (1955- 1958), зал конгрессов "Финляндия" (1971) - все А. Аалто, в Хельсинки; они сочетают яркую необычность композиции с рациональной логикой.

Фин. изобразит. иск-во 19 в. находилось в тесном контакте с крупнейшими европ. школами (в Дюссельдорфе, Париже, Петербурге). Предтечами нац. живописной школы были жанрист А. Лау-реус, портретист Г. Финберг, Р. Эк-ман, названный "отцом фин. иск-вах При активном участии Р. Экмана было образовано "Фин. художественное общество" (1846). Пути для создания нац. пейзажа проложил В. Холмберг, поиски к-рого развиты и завершены Я. Мунстерхьельмом, Б. Линдхолмом и В. Вес-терхолмом. Морализирующие, сентимент. полотна А. фон Беккера и К. Ян-сона не выходят за рамки позднего академизма. Братья фон Райт пишут наивные романтич. пейзажи с идиллич. сел. видами. В 1880-1900 выдвинулась плеяда художников, в творчестве к-рых воплотились народно-демократич. тенденции фин. культуры. Подчёркнуто нац. колорит сцен из нар. жизни, смыкающихся по своей демократич. направленности с критическим реализмом, близким движению передвижничества в России, стремление к монументально-эпич. решению нар. темы присущи произв. А. Эдельфельта, Э. Ярнефельта и П. Халонена. Крупным художником поры расцвета нац. школы был А. Галлен-Каллела. Решая проблемы демократич. иск-ва, он возвратился к истокам нац. реализма, обратившись к темам нац. эпоса и фольклора. Фин. скульптура кон. 19 - нач. 20 вв. представлена работами швед, скульптора К. Шёстранда, долго жившего в Ф., клас-сицистич. портретами и аллегорич. пластикой В. Рунеберга, камерными терракотовыми статуэтками И. Таканена, пам. работы Э. Викстрёма. Черты условной стилизации свойственны произв. В. Валгрена. Подражание ср.-век. деревянной скульптуре характерно для Э. Халонена и X. Аутере. Значит. роль в развитии нац. скульптуры принадлежит Ф. Нюлунду, инициатору создания "Союза скульпторов Ф." (1910). Гуманистич. устремлённость, мощь пластич. формы свойственны творчеству .В. Аалтонена. Для совр. фин. скульптуры характерно усиление монументально-декоративных тенденций, стремление к созданию целостных парковых и гор. ансамблей (Р. Утриайнен, Л. Пуллинен, Э. Хилту-нен, фонтаны А. Тукиайнена).

Фин. живопись 20 в. складывается в процессе взаимодействия нац. традиций и осн. интернац. течений и стилевых направлений, начиная с неоимпрессионизма (группа "Септем", осн. в 1912, во главе с М. Энкелем) и экспрессионизма (группа "Ноябрь", осн. в 1916, во главе с Т. Саллиненом) и кончая сюрреализмом (Э. Тирронен), абстрактным искусством (группа "Призма", осн. в 1956) и его новейшими разновидностями (В. Карлстедт, М. Фавен, А. Лукандер, Ю. Линнова-ра). Несмотря на обилие формалистич. группировок и направлений, реалистич. иск-во Ф. сохраняет прочные позиции, продолжая и развивая художеств. традиции нац. школы (сцены из нар. жизни М. Коллина, лаконичные пейзажи Р. Эк-слунда, А. Канервы, С. Грёнвалла). Прогрессивные фин. графики (А. Ахо, В. Аскола, И. Коллиандер, И. Пиетиля, Т. Тапиовара) обращаются к темам нар. быта, труда, гор. и сел. мотивам. Монументально-декоративное иск-во, сохраняя свою социальную содержательность, является ярким примером синтеза совр. архит. форм и лаконич. языка монумент. живописи (росписи Л. Сегестроле, Э. Копонена, У. Пусси).

Традиц. черты нар. крест. зодчества сохранялись вплоть до нач. 20 в. Постройки крест. усадьбы свободно группировались вокруг открытого двора. Интересны и разнообразны по формам клети (aitta) и швед. происхождения клети-лухти (luhti). Фин. мастерицы славились декоративным ткачеством. Крест. дом украш