БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321сударственный). Гос. бюджету принадлежит координирующая роль в единой системе сов. Ф. По мере развития социалистич. экономики, усиления её планомерности и возрастания хозяйственно-организаторской и культурно-вос-питат. деятельности гос-ва гос. бюджет всё более становится бюджетом всего нар. хозяйства, усиливается его роль в расширенном социалистич. воспроиз-ве. Посредством гос. бюджета распределяется и перераспределяется более 50% нац. дохода и примерно 2/3 всех финанс. ресурсов страны.

Концентрация в гос. бюджете огромных финанс. ресурсов, их планомерное централизованное распределение создают прочную финанс. базу для обеспечения высоких темпов развития обществ. произ-ва, науки и техники, подъёма жизненного уровня народа, укрепления эко-номич. и оборонной мощи страны. Вместе с тем централизация в гос. бюджете значит. части чистого дохода способствует выявлению и эффективному использованию внутрихоз. резервов, укреплению хоз. расчёта и режима экономии. Посредством гос. бюджета обеспечиваются распределение и перераспределение средств между производств. и непроизводств. сферами, между отраслями нар. х-ва, между республиками и эко-номич. р-нами страны. Это даёт возможность концентрировать средства на наиболее важных направлениях обществ. про-из-ва и решать др. общегос. задачи. Ведущее место гос. бюджета в системе сов. Ф. определяется не только его высокой долей в объёме распределяемых ресурсов, но и его регулирующим воздействием на формирование и использование ден. средств во всех звеньях финанс. системы. Гос. бюджет выступает как действенное орудие контроля за хозяйственно-финанс. деятельностью предприятий, объединений и отраслей х-ва в процессе финансового планирования, аккумуляции ден. средств и бюджетного финансирования. Отличит. черта сов. гос. бюджета состоит в том, что его ресурсы формируются преимущественно за счёт доходов и накоплений социалистич. х-ва, достигающих более 9/10 общего объёма бюджета. Налоги с населения составляют менее 9% доходов бюджета. В 9-й пятилетке (1971-75) доходы гос. бюджета составили 950,6 млрд. руб., из них 865 млрд. руб. (91%) поступило от социалистич. х-ва. Решающая часть ассигнований гос. бюджета (в 1975 примерно 85% ) направляется на финансирование нар. х-ва и социально-культурных мероприятий, что характеризует их производительный характер. В 9-й пятилетке расходы гос. бюджета составили 933,2 млрд. руб., в т. ч. ассигнования на нар. х-во - 467,1 млрд. руб., на науку и социально-культурные мероприятия - 338,6 млрд. руб., оборону - 88,7 млрд. руб., управление - 9,4 млрд. руб. Гос. бюджет СССР представляет собой единую бюджетную систему, объединяющую ок. 50 тыс. различных видов бюджетов. В Гос. бюджет СССР включается также бюджет гос. социального страхования, к-рый составляется и исполняется органами ВЦСПС. Составление, утверждение и исполнение Гос. бюджета СССР и разграничение его доходов и расходов между звеньями бюджетной системы проводятся на основе принципов демократич. централизма, единства бюджетной системы и финанс. политики Сов. гос-ва.

Гос. имущественное и личное страхование осуществляется на началах гос. монополии страхового дела путём образования страхового фонда для восполнения ущерба, причинённого кооперативно-колхозному произ-ву и личной собственности граждан в результате стихийных бедствий или несчастных случаев. Страховой фонд Госстраха образуется за счёт страховых взносов кооперативно-колхозных предприятий, общественных организаций и населения и представляет собой составную часть нар.-хоз. резервов, предназначенных обеспечивать непрерывность социалистич. произ-ва (см. Страхование, Социальное страхование).

Гос. кредит используется гос-вом для мобилизации временно свободных ден. средств предприятий и сбережений населения страны на расширение социалистич. произ-ва (см. Государственный кредит, Сберегательные кассы).

Финансы зарубежных социалистич. стран, как и Ф. СССР, характеризуются единством финанс. системы и ведущей ролью в ней гос. бюджета. Вместе с тем в этих странах имеются нек-рые особенности организации Ф. предприятий и отраслей нар. хозяйства и методов мобилизации доходов социалистич. предприятий в бюджет. В ряде стран мобилизация части прибыли социалистич. предприятий в бюджет осуществляется на основе твёрдых норм - фиксированной доли по отраслям х-ва (ЧССР) или путём отчислений налогового типа с применением прогрессивной шкалы ставок (Венгрия, Польша). В целях экономич. регулирования средств на оплату труда введён налог на зарплату, уплачиваемый предприятиями из прибыли (ЧССР и Польша) или в форме начислений на себестоимость (Венгрия). Имеются различия в методах формирования и использования хозрасчётных фондов. В большинстве стран фонд развития произ-ва предприятия (объединения) предназначается не только для финансирования капитальных вложений, но и для формирования оборотных средств. В Польше, Болгарии широко используется банковский кредит на капитальные вложения, а в др. социалистич. странах гл. источниками финансового обеспечения расширенного вос-произ-ва осн. фондов выступают собственные средства предприятий и хоз. орг-ций и ассигнования из гос. бюджета. В. Ф. Гарбузов.

Лит.: Маркс К., Парламент.- Голосование 26 ноября.- Бюджет Дизраэли, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8; его же, Новая финансовая махинация, или Гладстон и пенсы, там же, т, 9; его же, Фунты, шиллинги, пенсы, или классовый бюджет и кому он идет на пользу, там же; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; его же. Капитал, т. 1, гл. 24, § 6, там же, т. 23; Ленин В. И., По поводу государственной росписи, Поли. собр. соч., 5 изд., т. б; его ж е, Капитализм и налоги, там же, т. 23; его же, Доклад на I Всероссийском съезде представителей финансовых отделов Советов 18 мая 1918 г., там же, т. 36; его же, Очередные задачи Советской власти, там же; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971;

Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976] Солюс Г. П., Налоги в системе государственно-монополцстнческого капитализма, М., 1964; его же, Государственные финансы в современном капиталистическом воспроизводстве, М., 1974; Бурлаков М. И., Военное потребление и капиталистическое воспроизводство, М., 1969; Валютно-финансовые отношения развивающихся стран, M., 1971; Павлова Л. П., Местные бюджеты капиталистических государств, М., 1972; Осипов Ю. М., "Третий мир": инфляция и экономический рост. Критический анализ, М., 1975; Можайсков О. В., Финансы и кредит в системе государственно-монополистического регулирования, М., 1973; Финансы капиталистических государств, 2 изд., М., 1975; Дьяченко В. П., Общее учение о советских финансах, М., 1946; Александров А. М., Вознесенский Э. А., Финансы социализма, М., 1965; 50 лет советских финансов, М., 1967; 3верев А. Г., Национальный доход и финансы СССР, 2 изд., М., 1970; Финансы и кредит СССР, М., 1972; Дробозина Л. А., Можайсков О. В., Финансовая н денежно-кредитная система Англии, М., 1976.

"ФИНАНСЫ", издательство системы Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Осн. в 1924 в составе Наркомфина СССР под назв. Финансовое изд-во, в 1928 преобразовано в Гос. финансовое изд-во (Госфиниздат), с 1964- "Ф.". Выпускает научную, учебную, справочную лит-ру и практич. пособия по финансам, кредиту, ден. обращению, расчётам в нар. хозяйстве, бухгалтерскому учёту и анализу хоз. деятельности пром. и строит. предприятий, а также бюджетных учреждений, рекламные материалы для сберегат. касс и системы гос. страхования, заказные издания и бланки для финансовых органов. Издаёт журналы: "Финансы СССР", "Деньги и кредит", "Бухгалтерский учёт". Ежегодно выпускается ок. 500 названий объёмом 140 млн. печатных листов-оттисков, в т. ч. книг ок. 100 названий, тиражом св. 2,4 млн. экз. Награждено орденом "Знак Почёта" (1974).

ФИНАНСЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ) И ОТРАСЛЕЙ народного хозяйства СССР, составная часть и исходное звено единой системы сов. финансов. Сфера Ф. включает отношения предприятий (объединений) с занятыми в них работниками, с вышестоящими организациями, с др. предприятиями и с финансово-кредитной системой. Финанс. ресурсы предприятий (объединений) и отраслей х-ва - осн. постоянно возрастающий источник финанс. обеспечения их плановых затрат и формирования доходов гос. бюджета (см. Бюджет государственный).

В СССР различают финансы гос. предприятий (объединений) и финансы кооперативно-колхозных предприятий и орг-ций. На гос. предприятиях образуются фонды заработной платы, осн. и оборотных средств, фонды экономического стимулирования, фонд освоения новой техники и др.; в колхозах - фонды оплаты по труду, неделимые фонды колхозов и др. По отраслевому признаку выделяют финансы промышленности, с. х-ва, капитального стр-ва, транспорта и связи, торговли, жилищ-но-коммунального х-ва. Финансы социалистич. предприятий (объединений) - основа финансов отраслей нар. х-ва. Устойчивость финансового положения предприятий (объединений)- условие прочности финансов отраслей, поскольку преобладающая часть ден. ресурсов отрасли находится в обороте предприятий (объединений).

Организация Ф. подчинена общим принципам планового руководства социа-листич. экономикой и осуществляется на основе хозяйственного расчёта; она призвана всемерно содействовать повышению эффективности обществ. произ-ва, укреплению режима экономии в нар. х-ве. Финанс. ресурсы планируются, исходя из заданий гос. нар.-хоз. плана, что способствует балансовой увязке его отд. элементов, выявлению внутрихоз. резервов. Соблюдение хоз. расчёта в организации Ф. предполагает полное возмещение расходов предприятий (объединений) и орг-ций по произ-ву и реализации продукции за счёт своих доходов и получение ими прибыли, используемой для дальнейшего расширения произ-ва, образования поощрительных фондов и выполнения обязательств по платежам в бюджет. Предприятия располагают собств. оборотными средствами, образуют финанс. резервы для обеспечения непрерывности кругооборота средств и устранения временных финанс. затруднений, возникающих в процессе хоз. деятельности, в т. ч. и с помощью кредита банка (см. Оборот основных и оборотных фондов). В мин-вах и пром. объединениях создаются: резерв по оказанию финанс. помощи за счёт отчислений от прибыли, резерв амор-тизац. отчислений (в размере до 10% от общей суммы, предназначенной на финансирование капитального ремонта), резервные и централизов. фонды экономич. стимулирования, освоения новой техники, премирования за создание и внедрение новой техники и др. фонды.

Финансы промышленности занимают ведущее место в финансах отраслей нар. х-ва. На долю пром-сти приходится св. 63% произведённого обществ. продукта, более 50% нац. дохода, ок. 64% прибыли нар. х-ва. Важнейшие задачи финанс. служб пром. предприятий (объединений), мин-в: обеспечение финанс. ресурсами заданий по произ-ву продукции, капитальным вложениям, внедрению новой техники и др. плановых затрат; изыскание резервов снижения издержек произ-ва, увеличения прибыли и повышения рентабельности; выполнение финанс. обязательств перед гос. бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими орг-циями; содействие наиболее эффективному использованию производств. фондов и капитальных вложений и т. д.

Предприятия (объединения), мин-ва имеют широкие и тесные финанс. связи с Гос. бюджетом СССР, Госбанком и Стройбанком СССР. Первые выражаются в форме платежей в бюджет и ассигнований из бюджета; вторые возникают в процессе поступления в банк выручки за реализованную продукцию или оказанные услуги, выдачи банком наличных денег для выплаты заработной платы рабочим и служащим, краткосрочных и долгосрочных кредитов, перераспределения оборотных средств, проведения ден. расчётов и т. д.; третьи осуществляются при перечислении предприятиями амортизационных отчислений, отчислений от прибыли и др. средств и при финансировании и долгосрочном кредитовании банком капитального стр-ва.

Размеры ден. доходов и поступлений определяются в финанс. плане предприятия (объединения), мин-ва путём составления расчётов по прибыли, по определению потребности в собств. оборотных средствах, источников финансирования капитальных работ и капитального ремонта и т. д. Прибыль используется в трёх осн. направлениях: часть передаётся гос-ву в виде платы за осн. производств. фонды и нормируемые оборотные средства, а также фиксиров. платежей и взносов свободного остатка прибыли; кроме прибыли, мн. предприятия уплачивают в бюджет также налог с оборота, часть остаётся в распоряжении предприятий (объединений) и расходуется на собств. нужды; часть перечисляется вышестоящим орг-циям для последующего перераспределения. Источниками финансирования капитальных работ и капитального ремонта являются амортизационные отчисления, направляемые на полное восстановление осн. фондов (за вычетом отчислений в фонд развития производства), отчисления от прибыли, внутрихоз. источники в самом стр-ве, осуществляемом хоз. способом, долгосрочный кредит и ассигнования из бюджета. Общий объём капитальных вложений в пром-сть за 1971-75 составил 176,5 млрд. руб. (против 125,9 млрд. руб. в 1966-70).

Размеры ден. расходов и отчислений в финанс. плане определяются как сумма капитальных вложений, затрат на капитальный ремонт, прироста норматива оборотных средств, отчислений в фонды экономического стимулирования. Капитальные вложения планируются в сметных ценах, введённых с 1 июля 1967, прирост норматива оборотных средств - в виде разницы между нормативами на конец и начало планируемого года, затраты на капитальный ремонт - обычно в сумме амортизационных отчислений предприятия (объединения), предназначенных на эти цели.

Финансы сельского хозяйства. В организации финансов с.-х. предприятий (совхозов, колхозов, межколхозных организаций и предприятий "Сельхозтехники") имеются особенности, обусловленные зависимостью с.-х. произ-ва от природных и климатич. условий, использованием значит. части произведённой продукции внутри х-ва, формами собственности, характером и видами хоз. деятельности.

Расходы на развитие с. х-ва производятся за счёт собств. средств совхозов, колхозов, орг-ций "Сельхозтехники", ассигнований из гос. бюджета и банковского кредита. За годы 9-й пятилетки (1971-75) капитальные вложения в с. х-во составили 131 млрд. руб., в т. ч. за счёт собств. средств с.-х. предприятий ок. 50%. В 1977 объём гос. капитальных вложений в с. х-во намечен в 21,9 млрд. руб. Кроме того, колхозы произведут капитальные вложения за счёт собств. средств и кредитов банка в сумме 10,5 млрд. руб. Объём капиталовложений в с. х-во в годы 10-й пятилетки (1976-80) предусматривается в сумме 170 млрд. руб., в т. ч. на мелиорацию земель 40 млрд. руб.

Совхозы получают ден. доходы в основном от реализации продукции по закупочным ценам (с надбавкой), установленным для колхозов. Прибыль определяется как разница между выручкой за продукцию и её себестоимостью плюс расходы, связанные с реализацией. Почти вся прибыль остаётся в распоряжении х-в и используется на развитие произ-ва, образование фондов экономич. стимулирования, формирование осн. стада, централизованные капитальные вложения и т. д.

Колхозам ден. доходы поступают от продажи с.-х. продукции гос-ву (гос. закупки), орг-циям и предприятиям, на колхозном рынке, колхозникам. Выручка от реализации продукции гос-ву определяется, исходя из объёма закупок и действующих закупочных цен; от колхозной торговли - по ценам рынка и по ценам, принятым в колхозе. Чистый доход колхозов рассчитывается путём исключения из валового дохода затрат на оплату труда и отчислений в централизов. фонд социального обеспечения и социального страхования колхозников. Чистый доход используется на уплату подоходного налога, пополнение неделимого фонда, на образование и пополнение культурно-бытового фонда, фонда социального обеспечения, материальной помощи колхозникам, материального поощрения колхозников и специалистов.

Предприятия "Сельхозтехники" имеют ден. доходы от производств. и торгово-снабженч. деятельности. Ден. поступления и финанс. результаты от производств. деятельности определяются так же, как для пром. предприятий. Валовые доходы от торгово-снабженч. деятельности рассчитываются как сумма торг. скидок и наценок, размер к-рых устанавливается Гос. комитетом цен Сов. Мин. СССР по согласованию с Всесоюзным объединением "Союз-сельхозтехника" и Сов. Мин. союзных республик; прибыль исчисляется как разница между доходом и издержками обращения.

Финансы капитального строительства характеризуют экономич. отношения, связанные с процессом образования и использования фондов ден. ресурсов для расширенного социалистич. воспроиз-ва.

Воспроиз-во осн. фондов осуществляется путём централизов. и нецентрализов. капитальных вложений. Централизов. вложения финансируются за счёт собств. средств предприятий (амортизац. отчислений и прибыли), бюджетных ассигнований, а также внутр. ресурсов стр-ва, долгосрочных кредитов банков и др. средств. Использование тех или иных источников и их соотношение в общей сумме финансирования зависит от объектов стр-ва, сроков окупаемости затрат и от того, осуществляется ли новое стр-во или расширяются и реконструируются действующие предприятия (объединения). Нецентрализов. вложения (предусматриваемые в гос. плане) финансируются за счёт спец. средств. К ним относятся фонды развития произ-ва, социально-культурных мероприятий и жилищного стр-ва, развития местной пром-сти, а также долгосрочные кредиты банков и др. За счёт фонда развития произ-ва финансируется св. 50% всех нецентрализов. капитальных затрат.

Финансирование и долгосрочное кредитование капитальных вложений в нар. х-ве регламентированы Правилами финансирования строительства, утверждёнными Сов. Мин. СССР 8 окт. 1965. Финансирование и кредитование капитальных вложений осуществляются в основном в безвозвратном порядке, по целевому назначению, непрерывно на протяжении всего стр-ва, в меру фактич. выполнения плана, но в пределах сумм, предусмотренных по утверждённой смете. Порядок финансирования и кредитования стр-ва в основном зависит от объёма, сроков, характера и способа выполнения строительно-монтажных работ. При подрядном способе стр-ва предприятию-заказчику открывается счёт по финансированию в учреждении Стройбанка СССР. На этом счёте отражаются поступления средств, предназначенных для финансирования стр-ва и оплаты расходов проектных и подрядных организаций за выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ и поставляемое оборудование, С расчётного счёта подрядной организации, на к-рый поступают средства заказчика за выполненные строительно-монтажные работы, выделяются средства на заработную плату, оплачиваются счета за строит. материалы, конструкции, детали и покрываются др. расходы. Финансирование строек, выполняемых хоз. способом, со сметной стоимостью строительно-монтажных работ не более 100 тыс. руб. производится по элементам затрат, а св. 100 тыс. руб.- в меру выполнения объёма работ. За годы 9-й пятилетки капитальные вложения, направленные на создание новых, реконструкцию и совершенствование действующих осн. фондов, составили св. 500 млрд. руб. Общий объём капитальных вложений в 10-й пятилетке запланировано увеличить на 24-26%. Средства, выделяемые на капитальное стр-во, направляются прежде всего на объекты и стройки, обеспечивающие ускорение научно-тех-нич. прогресса, и на технич. перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.

Осн. часть финанс. ресурсов, вкладываемых в капитальное стр-во, сосредоточена в пром-сти. Почти 2/3 гос. капитальных вложений в пром-сти направляется на технич. перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий.

Финансы транспорта и связи. Финансы транспорта включают в себя финансы ж.-д., автомоб., речного, мор., возд. и трубопроводного транспорта. На организации финансов всех видов транспорта отражается специфика производств. процесса и экономики трансп. предприятий и орг-ций. Это проявляется при планировании доходов и расходов, распределении прибыли, в организации, структуре и нормировании оборотных средств, определении порядка и источников финансирования капитального стр-ва и капитального ремонта, в структуре баланса доходов и расходов, во взаимоотношениях трансп. предприятий с вышестоящими орг-циями и гос. бюджетом.

Доходы трансп. орг-ций представляют собой выручку от перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, выполнения по-грузочно-разгрузочных и ремонтно-стро-ит. работ, трансп.-экспедиц. операций и производств. услуг и оказания услуг гражданам, пользующимся транспортом. Величина доходов зависит в основном от объёма перевозок и действующих грузовых и пассажирских тарифов; преобладающую часть доходов на ж.-д. транспорте составляет выручка от перевозки грузов, в гражданской авиации - от перевозки пассажиров.

В эксплуатац. расходы трансп. предприятий включаются затраты на оплату труда, материальные затраты и амортизационные отчисления. В структуре расходов значительно выше, чем в пром-сти, доля заработной платы и амортизационных отчислений. Так, напр., в сер. 70-х гг. на ж.-д. транспорте уд. вес заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов составлял ок. 40% (в пром-сти 14,8%), амортизационных отчислений - 30% (в пром-сти 5,7%).

Финанс. результатом хоз. деятельности трансп. предприятий выступает прибыль, к-рая распределяется (1974) таким образом (в % ): платежи в бюджет - 66, в т. ч. плата за фонды 35, в распоряжении предприятий оставлено 34, в т. ч. отчислено в фонды экономич. стимулирования 12, на капитальные вложения - 15. Финанс. взаимоотношения трансп. предприятий с мин-вами осуществляются, как правило, на основе централизации всех ден. ресурсов, включая часть амортизационного фонда для финансирования капитальных вложений и капитального ремонта.

Организация Ф. предприятий связи обусловлена спецификой их деятельности. В зависимости от методов формирования доходов и покрытия затрат эксплуатац. предприятия связи подразделяются на две группы. К первой относятся предприятия с законченным циклом произ-ва (гор. телефонные и радиотрансляц. сети, телевиз. центры); все доходы за оказываемые услуги используются для покрытия эксплуатац. затрат. Ко второй - предприятия с незаконченным циклом произ-ва (почтамты, междугор. телефонные станции, телеграфные объединённые гор. предприятия и узлы связи и др.); они представляют собой промежуточные звенья и выполняют только часть работы, в то время как получают от клиентов полную сумму тарифных доходов. Поэтому к собственным относится только часть тарифных доходов, соответствующая объёму работ, выполненных этими предприятиями. Разница между тарифными и собственными доходами перераспределяется мин-вами связи между др. предприятиями, оказывающими услуги по организации связи.

Финансы торговли. В финансах торг. предприятий гл. место занимают оборотные средства, к-рые вкладываются в основном в товарные запасы. На 1 янв. 1975 доля последних в общей сумме оборотных средств гос. торг. предприятий составляла 86,1%. В источниках формирования оборотных средств ведущее место занимают кредиты банка (на 1 янв. 1975 - 60,5%). Оборачиваемость оборотных средств торг. предприятий зависит не только от наличия товаров, их ассортимента и качества, но и от платёжеспособного спроса населения.

Торг. предприятия в результате реализации товаров получают торг. выручку, к-рая является источником их валового дохода. Величина последнего определяе