БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321об-в.

Одной из новейших форм сращивания пром. и банковского капиталов выступают трастовые операции банков (по хранению и управлению имуществом клиента по доверенности), к-рые стали развиваться с 20-х гг. 20 в., но наибольшего развития достигли лишь после 2-й мировой войны. Напр., в 1967 активы траст-отделов банков США, состоявшие гл. обр. из контрольных пакетов акций корпораций, составили 253 млрд. долл.

Образование Ф. к. не означает, что все пром. монополии сращиваются со всеми банковскими монополиями. Определённые пром. концерны имеют наиболее тесные связи с отд. банковскими монополиями и поэтому Ф. к. представлен рядом групп, сросшихся между собой пром., банковских и пр. монополий. Выступая центрами Ф. к., финансовые группы представляют собой качественно новую ступень монополизации (после монополизации на уровне отрасли).

Важная черта совр. финанс. групп капиталистич. стран - перерастание нац. рамок. Развитие междунар. и банковских монополий ведёт к усилению связей между ними и возникновению междунар. финанс. групп. Междунар. концерны развиваются не только путём открытия филиалов, приобретения контрольных пакетов акций. С 60-х гг. наиболее характерными формами становятся слияния, кооперация и различного рода объединения монополий различных стран.

Развитие Ф. к. усиливает процессы социальной поляризации общества; углубляются противоречия между монополистич. буржуазией во главе с финансовой олигархией и трудящимися массами во главе с рабочим классом.

Лит.: Мотылев В. Е., Финансовый капитал и его организационные формы, М., 1959; Меньшиков С. М., Миллионеры и менеджеры, М., 1965; Беглов И., США: собственность и власть, М., 1971; Зорин В., Мистеры Миллиарды, 2 изд., М., 1972; Политическая экономия современного монополистического капитализма, М., 1975, т. 1, гл. 8, 9; Экономический рост в условиях монополистического капитализма: проблемы и противоречия, М., 1975, гл. 3. В. Н. Шенаев.

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, одна из важнейших форм государственного контроля; осуществляется в стоимостной форме. В капиталистич. странах Ф. к. носит ограниченный, бюрократич. характер, сводится гл. обр. к контролю за исполнением гос. бюджета и финанс. деятельностью министерств, ведомств, гос. предприятий и учреждений. При внешней видимости строгой законности Ф. к. выступает фактически как особая форма охраны интересов буржуазии.

В социалистич. странах Ф. к.- реализация гос-вом контрольной функции финансов в процессе произ-ва и распределения обществ. продукта и нац. дохода; направлен на улучшение количеств. и качеств. показателей деятельности предприятий, объединений, министерств и ведомств. Гл. назначение Ф. к.- проверка обоснованности формирования и эффективности использования централизованных и децентрализованных фондов ден. средств. Ф. к. призван способствовать выполнению нар.-хоз. и финанс. планов, обеспечению сохранности социалистич. собственности, рациональному и бережливому расходованию материальных, трудовых и финанс. ресурсов и природных богатств, сокращению непроизводит. расходов и потерь, пресечению бесхозяйственности и расточительства, выявлению резервов повышения эффективности обществ. произ-ва. Одна из важнейших задач Ф. к. - проверка точного соблюдения законодательства по финанс. вопросам, своевременности и полноты выполнения финанс. обязательств перед гос. бюджетом, банками, а также взаимных обязательств предприятий и орг-ций по расчётам и платежам.

Важнейшие черты Ф. к. при социализме: всеобъемлющий и всесторонний характер; реальность и действенность; массовость, основанная на широком вовлечении трудящихся в управление делами общества. Организация Ф. к. в СССР определяется гос. устройством страны. Различают общегос. Ф. к., осуществляемый органами гос. власти и управления (К-том нар. контроля, плановыми, статистич. и финанс. органами и кредитными учреждениями); внутриведомств. Ф. к., проводимый мин-вами, ведомствами, объединениями; внутрихоз. Ф. к., возложенный на главных и старших бухгалтеров и финанс. отделы предприятий и орг-ций; обществ. Ф. к. В системе Ф. к. особенно большая роль отведена Мин-ву финансов СССР, его респ. и местным органам и специализированному аппарату по контролю - контрольно-ревизионному управлению (КРУ) и контролёрам-ревизорам на местах. В совр. условиях полностью сохраняет значение указание В. И. Ленина о том, что "...Наркомфин, не будучи заинтересованным непосредственно, обязан установить действительный, реальный контроль и проверку" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 54, с. 151).

По времени проведения и характеру выполняемых задач Ф. к. подразделяется на предварительный и последующий. Предварительный контроль предшествует расходованию ден. средств и материальных ценностей, поступлению доходов; он призван предупредить возникновение незаконных и нецелесообразных расходов. Это - контроль в процессе составления, рассмотрения и утверждения смет, финанс. планов, бюджета и др. Последующий контроль осуществляется после расходования средств и получения доходов; с помощью этого вида контроля на основе проверки материалов учёта и отчётности выявляется полнота и своевременность поступления доходов, сохранность материальных ценностей и ден. средств, вскрываются факты нарушения финанс. дисциплины, принимаются меры к возмещению ущерба и устранению выявленных недостатков.

Осн. методами финанс. контроля являются: ревизии, счётная проверка бухгалтерских балансов и отчётов, анализ хозяйственной деятельности, встречные проверки, инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Лит.: Ленин В. И., Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти", Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36; Крамаровский Л. М., Ревизия и контроль, М., 1970; Вознесенский Э. А., Финансовый контроль в СССР, М., 1973. Р. Д. Винокур, Р. С. +Биктимирова.

"ФИНАНСОВЫЙ МАНИФЕСТ" 1905, обращение революц. политич. партий и массовых орг-ций (РСДРП, Петербургский Совет рабочих депутатов, Крестьянский союз, партия эсеров, Польская социалистическая партия) к населению России с призывом ускорить финансовый крах царизма. Опубликован 2 дек. 1905 в большевистской газете ч Новая жизнь", в меньшевистских, эсеровских и либерально-бурж. газетах. чФ. м." разъяснял, что к финансовому и военному банкротству Россию привело царское пр-во. Он призывал отказаться от уплаты податей и налогов, забирать свои вклады из Гос. банка и сберегательных касс, требуя при всех финанс. операциях, а также при получении заработной платы выдачи всей суммы золотом. Призывал все страны отказать царизму в новом займе, необходимом ему для подавления революции. Предупреждал, что народ не допустит уплаты долгов по этим займам. Царское пр-во конфисковало и закрыло газеты, опубликовавшие "Ф. м.", однако он оказал своё действие. В дек. 1905 выдачи в сберегательных кассах страны превысили поступления (было выдано вкладчикам 90 млн. руб.).

Лит.: Высший подъем революции 1905- 1907 гг., ч. 1, М., 1955, с. 25-26, 439, 644-45; История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 6, М., 1968, с. 189-90; История КПСС, т. 2, М., 1966, с. 126.

Г. М. Деренковский.

ФИНАНСЫ (франц. finances - денежные средства, от старофранц. finer - платить, оплачивать), совокупность экономич. отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов ден. средств; возникли в условиях регулярного то-варно-ден. обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах. Сущность Ф., сфера охватываемых ими товарно-ден. отношений, роль в процессе обществ. воспроиз-ва, закономер ности развития определяются экономич. строем общества и классовой природой гос-ва.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей гос-ва удовлетворялась путём установления различного рода натуральных повинностей и сборов. К. Маркс отмечал, что "... в Римской империи, в период наибольшего ее развития, основу составляли натуральные подати и повинности. Денежное хозяйство было там вполне развито, собственно, только в армии, оно никогда не охватывало весь процесс труда в целом" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 729). Гл. расходами рабо-владельч. и феод. гос-в были затраты: на ведение войн, содержание двора монарха; строительство обществ. сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов), гос. аппарат. Гл. доходами являлись: поступления от гос. имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отд. промыслы и торговлю определ. товарами); воен. добыча; дань с покорённых народов; натуральные и ден. сборы и повинности, пошлины, займы. ос. Ф. выступали орудием дополнит. эксплуатации рабов, крестьян, ремесленников. С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах ка-питалистич. способа произ-ва всё большее значение стали приобретать ден. доходы и расходы гос-ва; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития гос-ва не существовало разграничения между ресурсами гос-ва и ресурсами его главы; монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением гос. казны и полным отделением её от собственности монарха в 16 в. во Франции возникают понятия гос. Ф. (как совокупности доходов и расходов гос-ва), гос. бюджета, гос. кредита. Гос. Ф. послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

В условиях капитализма Ф. выражают экономич. отношения, возникающие в связи с образованием и использованием фондов ден. средств в процессе перераспределения нац. дохода. Сущность их определяется действием экономич. законов капитализма, природой и функциями капиталистич. гос-ва, к-рое использует Ф. как средство дополнит. эксплуатации трудящихся в интересах укрепления господства буржуазии и для осуществления гос-вом его функций. Финансовые системы капиталистич. гос-в включают в качестве гл. звеньев гос. бюджет, местные Ф., спец. правительств. фонды, Ф. гос. предприятий и корпораций.

Для гос. Ф. капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики (образование постоянных армий, совершенствование военной техники). К кон. 19 в. почти во всех капиталистич. странах затраты гос-ва на военные цели и погашение государственного долга, связанного с милитаризацией, составляли св. 2/3 гос. расходов. Крупные средства направлялись также на содержание гос. аппарата - парламента, мин-в, ведомств, прокуратуры, полиции, тюрем и т. д. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Осн. источник доходов капиталистич. гос-в - налоги всей тяжестью ложились на трудящихся.

В период гос.-монополистич. капитализма гос. Ф. активно используются империалистич. гос-вами в целях гос.-монополистич. регулирования экономики, обогащения монополий, подавления рабочего и нац.-освободит. движения, сохранения капиталистич. строя, развязывания агрессивных войн. Через механизм Ф. гос-во воздействует на произ-во и структуру нац. дохода, темпы его роста. Важнейшая функция гос. Ф.- перераспределение нац. дохода в пользу монополий. Если в нач. 20 в. в промышленно развитых капиталистич. странах через гос. Ф. перераспределялось 9-18% нац. дохода, то в 60-70-х гг.-от 45 до 60%. Крупные средства из гос. бюджета достаются ведущим монополиям в форме оплаты гос-вом военных заказов по резко завышенным ценам, выплаты процентов по гос. займам, крупных субсидий, экспортных премий. Для всех империалистич. гос-в характерна милитаризация их бюджетов. Только за 1966-75 прямые гос. военные расходы возросли в США с 56,8 млрд. долл. до 94,8 млрд. долл. (в 1976-112 млрд.), в Великобритании - с 2,1 млрд. ф. ст. до 4,5 млрд. ф. ст. (в 1976-5,6 млрд. ф. ст.), в ФРГ - с 19,4 млрд. марок до 31,8 млрд. марок. Гос.-монополистич. регулирование экономики в сфере гос. Ф. проявляется в увеличении гос. средств, направляемых на капитальные вложения, индустриализацию с. х-ва, финансирование гос. и смешанных гос.-частных предприятий, инфраструктуры, научно-технического прогресса .

В связи с крахом колон. системы империализма увеличиваются расходы им-периалистич. гос-в на оказание "помощи" развивающимся странам Азии, Африки и Лат. Америки. Неоколонналистская сущность этой "помощи" состоит в том, что империалистич. гос-ва пытаются удержать экономически слаборазвитые страны в орбите своего влияния; сохранить их в качестве источников дешёвого сырья и рабочей силы, сферы выгодного приложения капиталов. Усиление гос.-монополистич. тенденций вызывает всё больший рост расходов на содержание гос. аппарата - полиции, суда, прокуратуры, высших гос. органов, адм. аппарата власти и управления на местах.

После 2-й мировой войны 1939-45 во всех империалистич. странах возросли и затраты на социальные нужды. Это связано, с одной стороны, с усилением борьбы трудящихся за улучшение условий их жизни (в особенности под влиянием успехов в повышении уровня жизни в социалистич. странах), а с другой - с тем, что научно-технич. революция требует оснащения предприятий сложным оборудованием, использовать к-рое могут технически грамотные работники, а это в свою очередь вызывает рост затрат на подготовку кадров. Монополии перекладывают на гос. бюджет значит. часть своих расходов по воспроиз-ву рабочей силы.

Огромный рост гос. расходов вызывает постоянное увеличение прямых и косвенных налогов. Но несмотря на повышение налогов. гос. бюджеты большинства империалистич. стран сводятся с хронич. дефицитом, что вызывает рост гос. задолженности. Гос. долг США с 1913 по 1975 увеличился с 1,2 млрд. долл. до 577 млрд. долл. (или более чем в 440 раз), в Великобритании за эти же годы - с 0,7 млрд. ф. ст. до 46 млрд. ф. ст. (или более чем в 65 раз). Рост гос. долга влечёт за собой новое увеличение налогов и усиление инфляции.

В местных Ф. гл. место занимают местные бюджеты, к-рые не входят в гос. бюджет. На это звено финансовой системы переложена значит. часть расходов на инфраструктуру, а также на воспроиз-во рабочей силы. В 60-70-е гг. расходы местных бюджетов быстро росли, что вызвано стремлением монополий шире использовать в своих интересах местные Ф. Рост расходов местных бюджетов при ограниченной собственной доходной базе усиливает их зависимость от центр. пр-ва. В ряде стран (Великобритании, Японии) за счёт субсидий центр. бюджета формируется более 50% ресурсов местных бюджетов.

Наиболее крупными спец. правительств. фондами являются фонды социального страхования, создаваемые за счёт взносов трудящихся, предпринимателей и средств гос-ва. По отношению к заработной плате взносы трудящихся в эти фонды составляли (1974) в США 5,85%, во Франции -6%, в ФРГ - 15% ив Японии -8,0%.

Расширение гос. сектора в экономике привело к созданию гос. корпораций - крупных гос. производств. объединений, охватывающих все или значительную часть предприятий отрасли. К ним, в частности, относятся национализированные отрасли промышленности в Великобритании: угольная, электроэнергетич., газовая, сталелитейная, ж.-д. транспорт (всего 17 корпораций). Гос. объединения функционируют также в США, Франции, Австрии, Японии и мн. др. капиталистич. странах. Эти объединения находятся на самостоятельном балансе, осуществляют регламентированную законом овязь с гос. и местными бюджетами. Отличительные черты Ф. гос. корпораций: низкая рентабельность, высокая доля в источниках финансирования капитальных затрат привлечённых средств, небольшие размеры резервных фондов, крупная задолженность перед госбюджетом. Так, в 1974/75 финансовом году 4 крупнейшие гос. корпорации Великобритании (электроэнергетическая, газовая, ж.-д. транспорт, почтовое ведомство) имели совокупный убыток, выразившийся в 749 млн. ф. ст., в то время как общая прибыль двух др. объединений (угольной и сталелитейной пром-сти) составила только 123 млн. ф. ст. Капитальные вложения всех гос. объединений страны в 1975//6 определились в 3939 млн. ф. ст. Из них 1052 млн. ф. ст., или 27%, было профинансировано за счёт собственных средств (амортизация, прибыль) и 2887 млн. ф. ст., или 73%, за счёт привлечённых средств (правительственных кредитов, субсидий, иностр. займов). Использование для финансирования инвестиций крупных кредитов вызывает рост задолженности гос. объединений. Если ко времени национализации (1946) задолженность национализированных отраслей Великобритании составляла 2,1 млрд. ф. ст., то в 1975 она достигла 16,4 млрд. ф. ст.

Ф. развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки служат важным орудием преодоления их экономич. отсталости и развития независимой нац. экономики. В странах, где проводятся прогрессивные социально-экономич. преобразования (Алжир, Бирма, Сомали, Гвинейская Республика, Танзания и др.), Ф. активно используются гос-вом для преодоления тяжёлого наследия колониализма, перестройки структуры экономики, развития гос. сектора, ограничения сферы деятельности иностр. капитала, повышения жизненного уровня народа. В странах, идущих по капиталистическому пути развития, Ф. служат прежде всего интересам укрепления позиций нац. буржуазии.

В большинстве стран, где гос. сектор не получил сколько-нибудь значит. развития или используется для перераспределения средств в интересах буржуазии, основу гос. доходов составляют налоги, гл. обр. косвенные (в осн. таможенные пошлины и акцизы), на к-рые приходится 70-95% доходов гос-ва.

Национализация в ряде стран кредитных учреждений и страховых компаний, а также создание нац. банков развития содействуют мобилизации внутр. накоплений. Однако всё возрастающая потребность в ресурсах вынуждает развивающиеся страны постоянно прибегать к внутренним и внешним займам. Развитые капиталистич. страны предоставляют кредиты преимущественно на развитие инфраструктуры, произ-во экспортных культур (кофе, какао-бобы, арахис, хлопок и др.). Внешняя задолженность 86 развивающихся стран по гос. и гарантированным гос-вом кредитам (включая не выплаченные кредиторами суммы) в 1974 достигала 140-160 млрд. долл. (против 74 млрд. долл. в 1970). У большинства стран, по данным Международного банка реконструкции и развития (МБРР), ежегодные платежи в счёт погашения кредитов превышают 20% , а иногда даже 30% и более экспортной выручки.

Большое значение для укрепления Ф. развивающихся стран имеет расширение их взаимного сотрудничества и прежде всего сотрудничества с нефтедобывающими странами. Страны - члены организации экспортёров нефти (ОПЕК) часть своих "нефтедолларов" направляют на оказание помощи др. развивающимся странам (в первую очередь арабским и африканским странам). С этой целью в странах ОПЕК создан ряд спец. фондов; с 1974 функционирует Арабский банк для экономич. развития Африки.

Финанс. помощь социалистич. стран содействует развитию нац. экономики и укреплению подлинной экономич. независимости развивающихся стран. Долговременные кредиты стран - членов СЭВ предоставляются на финансирование крупных хоз. объектов. Ведущая роль в оказании финансово-кредитной помощи развивающимся странам принадлежит СССР. За счёт кредитов, предоставленных СССР, в 47 развивающихся странах (на кон. 1974) сооружаются и реконструируются 870 предприятий, из к-рых 450 введены в строй. Финансово-кредитное сотрудничество стран - членов СЭВ с развивающимися странами расширяется также на многосторонней основе через Международный инвестиционный банк (МИБ).

Б. Г. Болдырев, Л. А. Дробозина.

При социализме Ф. являются экономич. категорией, выражающей производственные отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием фондов ден. средств в процессе расширенного социалистнч. воспроиз-ва. Их сущность определяется социалистич. системой х-ва, базирующейся на обществ. собственности на средства произ-ва, природой и функциями социалистич. гос-ва.

Ф. обеспечивают планомерный и бесперебойный кругооборот и оборот средств в каждой хоз. единице и в нар. х-ве в целом, играют важную роль в установлении плановых пропорций развития нар. х-ва, в достижении сбалансированности натуральных и стоимостных элементов воспроиз-ва, в повышении эффективности всей экономики. Социалистич. Ф. присущи плановость, прочность и устойчивость, непосредственная связь с материальным произ-вом и обращением товаров; они активно используются гос-вом для решения многогранных экономич., политич. и социальных задач.

Осн. функции социалистич. Ф.: распределение обществ. продукта и нац. дохода в интересах планомерного развития обществ. произ-ва и подъёма жизненного уровня народа, осуществление финансового контроля и стимулирование эффективного использования материальных, трудовых и финанс. ресурсов общества. Вместе с тем Ф. служат важным инструментом развития социалистич. экономич. интеграции, укрепления дружественных связей с развивающимися гос-вами, расширения взаимовыгодных экономич., научно-технич., культурных связей с капиталистич. странами.

Финансы СССР. На всех этапах социалистич. и коммунистич. строительства в СССР Ф. играют активную роль в развитии производит. сил, в осуществлении социалистич. преобразований и совершенствовании производств. отношений. Формирование социалистич. собственности, индустриализация страны, коллективизация с. х-ва, осуществление культурной революции, бесперебойное удовлетворение потребностей фронта и тыла в годы Великой Отечеств. войны 1941-45, послевоенное восстановление и динамичное развитие нар. х-ва, неуклонный рост нар. благосостояния, строительство материально-технич. базы коммунизма - все эти процессы происходили и совершаются под непосредственным воздействием Ф. В условиях развитого социализма возрастает значение Ф. и единой финансовой политики в формировании рациональной структуры обществ. произ-ва и повышении его эффективности в интересах ускорения темпов коммунистич. строительства и роста нар. благосостояния.

Сов. Ф. включают: Ф. социалистич. предприятий (объединений), отраслей х-ва и общегосударственные. Ф. предприятий (объединений) и отраслей х-ва - исходное звено всей финанс. системы, т. к. они функционируют непосредственно в сфере материального произ-ва, где создаются совокупный обществ. продукт и нац. доход - источники финанс. ресурсов. Ф. предприятий связаны с их деятельностью на основе хозяйственного расчёта, предусматривающего необходимость возмещения затрат по произ-ву и реализации продукции из выручки и получения прибыли в размерах, обеспечивающих потребность в средствах для развития произ-ва (фонд развития производства), образования фондов экономического стимулирования и выполнения обязательств перед гос-вом. Прибыль гос. предприятий и организаций увеличилась с 27,7 млрд. руб. в 1960 до 87 млрд. руб. в 1970 и 109,8 млрд. руб. (по плану) в 1976. При этом прибыль, оставляемая в распоряжении предприятий на капитальные вложения, прирост оборотных средств, экономич. стимулирование и др. затраты, в 1976 составила св. 41% всей прибыли. В Гос. бюджет СССР предприятия и хоз. организации вносят: из прибыли - плату за производств. фонды, фиксированные платежи, взносы свободного остатка прибыли; отчисления от прибыли, налог с оборота [см. Финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей].

Общегосударственные Ф. включают: гос. бюджет, гос. социальное страхование, гос. имущественное и личное страхование, гос. кредит. Центр. место в об-щегос. Ф. занимает Гос. бюджет СССР - осн. финанс. план гос-ва, по своему материальному содержанию - осн. эко-номич. форма образования централизованного фонда ден. средств (см. Бюджет го