БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321й ССР введено изучение вост. языков - араб., иран., кит., урду, хинди.

Содержание и методы преподавания литератур и языков в школах совершенствуются по мере развития совр. науки о языке, литературоведения и лит. критики. Филологич. ф-ты рус. (родного) яз. и лит-ры, иностр. яз. и др. оказывают в этом преподавателям и учителям постоянную помощь, организуя для них курсы повышения квалификации и участвуя в работе ин-тов усовершенствования учителей. Журналы "Филологические науки", "Вопросы литературы", "Вопросы языкознания" и др. (включая на языках народов СССР) освещают развитие со ответств. науч. проблем. Для учителей издаются спец. методич. журналы: "Литература в школе", "Русский язык в школе", "Русский язык в национальной школе", "Иностранные языки в школе" и ряд др., выходящих в союзных республиках (см. Педагогические журналы в СССР).

Филологич. и историко-филологич. ф-ты поддерживают связи с уч. и науч. учреждениями зарубежных стран, обмениваются преподавателями, студентами, участвуют в организации и работе междунар. съездов и симпозиумов лингвистов, литературоведов, этнографов и др. В Ин-те русского языка им. А. С. Пушкина (Москва) разрабатываются проблемы изучения рус. яз. как иностранного, обучаются зарубежные преподаватели и стажёры. Изд-во "Русский язык" выпускает для изучающих рус. яз. иностранцев уч. и другую лит-ру, а также науч.-методич. пособия для преподавателей рус. яз. как иностранного. СССР активно участвует в Междунар. ассоциации преподавателей рус. яз. и лит-ры (президент - акад. М. Б. Храпченко). В составе Ун-та дружбы народов им. Патриса Лумумбы имеется ист.-филологич. ф-т. В крупных вузах СССР организуются семинары для преподавателей рус. языка зарубежных стран. В связи с ростом авторитета СССР на междунар. арене интерес к изучению рус. яз. за рубежом постоянно возрастает, он изучается в ун-тах и др. высших уч. заведениях, вводится как уч. предмет в общеобразоват. школах.

Лит.: Скворцов Н., Об университетском учении вообще и историко-филологическом в частности, М., 1891; Ганелин Ш. И., Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в., Л,- М., 1950; Лихачев Д. С., Возникновение русской литературы, М.- Л., 1952; Ременников Б. М., Ушаков Г. И., Университетское образование в СССР, М., 1960; Зиновьев С. И., Ременников Б. М., Высшие учебные заведения СССР, [М.], 1962; История СССР с древней-ших времен до наших дней, т. 1, ред. С. А. Плетнева и Б. А. Рыбаков, М., 1966, с. 669- 681; Советское языкознание за 30 лет. [1917 - 1967, под ред. Ф. П. Филина], М., 1967; Николаев П. А., Возникновение марксистского литературоведения в России, [М.], 1970; Вопросы педагогики, филологии и методики преподавания языка, [сб. ст., науч. ред. В. Е. Шор], Л., 1972; Борщуков В., История литературы и современность. Методологические проблемы изучения истории русской советской литературы, М., 1972; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в.- 1-я пол. XIX в., отв. ред. М. Ф. Шабаева, М., 1973, гл. 1 - 5, 10, 12, 15, 21; Проблемы литературных взаимосвязей в преподавании русской литературы в национальной школе. [Сб. ст.], под ред. А. А. Волкова и И. X. Майоровой, М., 1976. В. В. Иванов.

ФИЛОЛОГИЯ (греч. philologia, букв.- любовь к слову), содружество гуманитарных дисциплин - лингвистич.,литературоведч., историч. и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистич. анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутр. аспектов и внешних связей -исходная реальность Ф. Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный "комментарий" (наиболее древняя форма и классич. прототип филологич. труда), Ф. под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного. Т. о., внутр. струк тура Ф. двуполярна. На одном полюсе - скромнейшая служба "при" тексте, не допускающая отхода от его конкретности; на другом - универсальность, пределы к-рой невозможно очертить заранее. В идеале филолог обязан знать в самом буквальном смысле слова всё - коль скоро всё в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста.

Служа самопознанию культуры, Ф. возникает на сравнительно зрелой стадии письм. цивилизаций, и наличие её показательно не только для их уровня, но и типа. Высокоразвитые древние культуры Ближнего Востока вовсе не знали Ф., зап.-европ. Средневековье отводило ей весьма скромное место, между тем на родине философии, в древних Индии и Греции, Ф. возникает и разрабатывается как определ. соответствие впервые оформившейся здесь гносеологич. рефлексии над мышлением - как рефлексия над словом и речью, как выход из не-посредств. отношения к ним. Несмотря на позднейшие конфликты между филос. волей к абстракции и конкретностью Ф. (напр., нападки филологов-гуманистов на ср.-век. схоластику или уничижит. отзыв Гегеля о Ф.), первонач. двуедин-ство философии и Ф. не было случайным, и высшие подъёмы Ф. обычно следовали за великими эпохами гносеологич. мысли (в эллинистич. мире - после Аристотеля, в Европе 17 в.- после Р. Декарта, в Германии 19 в.- после И. Канта).

Инд. Ф. дала великих грамматистов (Панины, прибл. 5-4 вв. до н. э.; Патанджали,2 в. до н. э.) и, позднее, теоретиков стиля; свою филологич. традицию имела культура Древнего Китая (Лю Се, 5-6 вв., и др.). Однако традиция ев-роп. Ф., не знакомой с достижениями индийцев вплоть до нового и новейшего времени, всецело восходит к греч. истокам, у её начала стоит школьное комментирование Гомера. В софистич. эпоху (2-я пол. 5-1-я пол. 4 вв. до н. э.) складывается социальный тип образованного "умника"-интеллектуала, а лит-pa достаточно обособляется от внелит. реальности, чтобы стать объектом теоретич. поэтики и Ф. Среди софистов наибольшие заслуги в подготовке филологич. методов принадлежат Протагору, Гор-гию, Продику; греч. теория лит-ры достигла полной зрелости в "Поэтике" Аристотеля. Эллинистич. Ф. (3-1 вв. до н. э.) отделяется от философии и переходит в руки специалистов - библиотекарей Александрии (см. Александрийский мусейон) и Пергама, к-рые занимались установлением корректных текстов и комментированием классич. авторов. Дионисий Фракийский (прибл. 170-90 до н. э.) окончательно оформил учение о частях речи, принятое и поныне. Раннехрист. учёные (Ориген, вслед за ним - создатель лат. перевода Библии Иероним) произвели грандиозную тек-стологич. работу над подлинником и греч. переводами Библии. Традиции греч. Ф. продолжаются в ср.-век. Византии, в целом сохраняя антич. облик (текстология и комментирование классиков); после падения империи (1453) ренессан-сная Италия получила наследие визант. Ф. из рук учёных-беженцев.

На Западе позднеср.-век. расцвет схоластики, интеллект. страсть к абстракт-но-формализов. системам не благоприятствовали собственно филологич. ин тересам. Гуманисты же Возрождения, в отличие от схоластов, стремились (начиная с Ф. Петрарки, трудившегося над текстами Цицерона и Вергилия) не просто овладеть мыслит. содержанием авторитетных антич. источников, но как бы переселиться в мир древних, заговорить на их языке (реконструировав его в борьбе с инерцией ср.-век. латыни). Филологич. критика религ.-культурного предания (Эразм Роттердамский) сыграла роль в подготовке Реформации.

После периода учёного профессионализма (прибл. сер. 16 - сер. 18 вв.) в Германии начинается новая эпоха Ф. в результате импульса, данного "неогуманизмом" И. И. Винкельмана. Как во времена Возрождения, но с несравненно большей науч. строгостью ставится вопрос о целостном образе антич. мира. Нем. филолог Ф. А. Вольф (1759-1824) вводит термин "Ф." как имя науки об античности с универсалистской историко-культур-ной программой. В 19 в. в итоге деятельности плеяды нем. филологов (Г. Узе-нер, Э. Роде, У. фон Виламовиц-Мёллендорф и др.) древняя история отделилась от Ф. в качестве самостоят. отрасли знания; тогда же под влиянием романтизма и др. идейных течений наряду с ч классической" возникла чновая филология": германистика (бр. Я. и В. Гримм), славяноведение (А. X. Востоков, В. Ганка), востоковедение.

Универсальность Ф., т. о., наиболее наглядно реализовалась между эпохой Возрождения и сер. 19 в. в традиц. фигуре филолога-классика (специалиста по антич. текстам), совмещавшего в себе лингвиста, критика, историка гражд. быта, нравов и культуры и знатока др. гуманитарных, а при случае даже ес-теств. наук - всего, что в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста. И всё же, несмотря на последующую неизбежную дифференциацию лингвистич., литературоведч., ист. и др. дисциплин, вышедших из лона некогда единой историко-филологич. науки, существенное единство Ф. как особого способа подходить к написанному слову и поныне сохраняет свою силу (хоть и в неявном виде). Иначе говоря, Ф. продолжает жить не как партикулярная "наука", по своему предмету отграниченная от истории, языкознания или литературоведения, а как науч. принцип, как самозаконная форма знания, к-рая определяется не столько границами предмета, сколько подходом к нему.

Однако конститутивные принципы Ф. вступают в весьма сложные отношения с нек-рыми жизненными и умств. тенденциями новейшего времени. Во-первых, моральной основой филологич. труда всегда была вера в безусловную значимость традиции, запечатлевшейся в определ. группе текстов: в этих текстах искали источник высшей духовной ориентации, служению при них не жаль было отдать целую жизнь. Для религ. веры христ. учёных эту роль играли тексты Библии обоих Заветов, для мирской веры гуманистов Возрождения и чнеогуманистов" винкельмановско-гётевской эпохи - тексты классич. античности. Между тем совр. человек уже не может с прежней безусловностью и наивностью применить к своему бытию меру, заданную какими бы то ни было чтимыми древними текстами. И сама Ф., став в ходе науч. прогресса более экстенсивной и демокра тичной, должна была отказаться от выделения особо привилегиров. текстов: теперь вместо двух (классической Ф. и библейской philologia sacra, "священной" Ф.) существует столько разновидностей Ф., сколько языково-письм. регионов мира. Такое расширение сферы ч интересного", "важного" и "ценного" покупается утратой интимности в отношении к предмету. Конечно, есть случаи, когда отношение к тексту сохраняет прежние черты: творения Данте - для итальянцев, И. В. Гёте - для немцев, А. С. Пушкина - для русских - эго тексты, сохраняющие значимость универсального жизненного символа. Тем не менее Ф. как содержательная целостность претерпевает несомненный кризис.

Во-вторых, в наше время новые и заманчивые возможности, в т. ч. и для гуманитарных наук, связаны с исследованиями на уровне "макроструктур" и "микроструктур": на одном полюсе - глобальные обобщения, на другом - выделение минимальных единиц значений и смысла. Но традиц. архитектоника Ф., ориентированная на реальность целостного текста и тем самым как бы на человеческую мерку (как антич. архитектура была ориентирована на пропорции человеческого тела), сопротивляется таким тенденциям, сколь бы плодотворными они ни обещали быть (см. ст. Текст в языкознании).

В-третьих, для современности характерны устремления к формализации гуманитарного знания по образу и подобию математического и надежды на то, что т. о. не останется места для произвола и субъективности в анализе. Но в традиц. структуре Ф., при всей строгости её приёмов и трезвости её рабочей атмосферы, присутствует нечто, упорно противящееся подобным попыткам. Речь идёт о формах и средствах знания, достаточно инородных по отношению к т. н. научности - даже не об интуиции, а о "житейской мудрости", здравом смысле, знании людей, без чего невозможно то иск-во понимать сказанное и написанное, каковым является Ф. Математически точные методы возможны лишь в периферийных областях Ф. и не затрагивают её сущности; Ф. едва ли станет когда-нибудь "точной" наукой. Филолог, разумеется, не имеет права на культивирование субъективности; но он не. может и оградить себя заранее от риска субъективности надёжной стеной точных методов. Строгость и особая "точность" Ф. состоят в постоянном нравственно-интеллектуальном усилии, преодолевающем произвол и высвобождающем возможности человеческого понимания. Как служба понимания Ф. помогает выполнению одной из главных человеч. задач - понять другого человека (и др. культуру, др. эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собств. эмоций.

Лит.: Мандес М. И., О задачах филологии, "Филологическое обозрение", 1897, т. 12; Потебня А. А., Эстетика и поэтика, М., 1976; Зелинский Ф. Ф., Древний мир и мы, 3 изд., СПБ, 1911; его же, Филология, в кн.: Энциклопедический словарь, издание Брокгауза и Эфрона, полутом 70, СПБ, 1902; Шпет Г. Г., Внутренняя форма слова, М., 1927; Тройский И. М., Филология классичгская, в кн.: Большая Советская энциклопедия, т. 57, М., 1936; Радциг С. И.. Ввзд -ние в классическую филологию, М.. 1965; Воесkh A., Encyklopadie und

Methodologie der philologischen Wissenschaften, 2 Aufl., Lpz., 1886; Kroll W., Ge-schichte der klassischen Philologie, 2 Aufl., В.- Lpz., 1919; Kent R. G., Language and philology, L., 1924; Кауser W., Das sprachliche Kunstwerk. Eine Einftihrung in die Literaturwissenschaft, 7 Aufl., Bern-[u. a.], 1961. С. С. Аверинцев.

"ФИЛОМАТЫ" (от греч. philomathes - стремящийся к знанию), тайная орг-ция студентов Виленского ун-та в 1817-23. Её основателями были А. Мицкевич, Т. Зан, Ю. Ежовский, Ф. Малевский, Я. Чечот, О. Петрашкевич. Первоначальной целью "Ф." было самообразование, но вскоре главной их задачей стала подготовка себя к обществ. деятельности. Под сильным влиянием И. Лелевеля идеология "Ф." развивалась в русле дворянской революционности. Идеи просветительства тесно переплетались с нац.-освободит. стремлениями. Орг-ция "Ф."" не была многочисленной, но её влияние на развитие польск. освободит. движения было велико, особенно благодаря поэзии А. Мицкевича. Для пропаганды своих идей "Ф." основывали дочерние opr-ции, наиболее значительной и известной среди к-рых были "филаре-ты". "Ф." установили контакты с рус. дворянскими революционерами. В 1823 виднейшие "Ф." были арестованы и в 1824высланы вглубь России.И.С.Миллер.

ФИЛОМАФИТСКИЙ Алексей Матвеевич [17(29).3.1807,с. Малахове Романовского уезда, ныне Ярославская обл., - 22.1(3.2). 1849, Москва], русский физи олог. В 1828 окончил мед. ф-т Харьковского ун-та, в 1833 - Дерптский "профессорский институт". В 1833-35 совершенствовался по физиологии в Германии, в лаборатории И. Мюллера. С 1835 проф. физиологии и общей патологии, с 1847 - физиологии и сравнит. анатомии мед. ф-та Моск. ун-та. Автор первого рус. учебника физиоло гии, написанного с позиций материализма. Один из основоположников экспериментальной патологии. Выдвинул оригинальную гипотезу о циклич. характере нервной деятельности; впервые в России применил микроскоп для исследования элементов крови. Занимался экспериментальной разработкой проблемы переливания крови, действия на организм серного эфира. Совм. с Н. И. Пиро-говым разработал (1847) метод внутривенного наркоза. Активно выступал против идеалистич. концепций в медицине.

Соч.: Физиология, изданная для руководства своих слушателей, [ч. 1] -3, М., 1836-40; Трактат о переливании крови, (как единственном средстве во многих случаях спасти угасающую жизнь), М., 1848; Физиологический взгляд на. употребление эфиров, хлороформа и бензина как веществ, притупляющих нервную деятельность, "Военно-медицинский журнал", 1849, ч. 53, № 1.

Лит.: Коштоянц X. С., А. М. Филомафитский, в кн.: Люди русской науки, М., 1963; Мерабишвили В. М., Этлин С. Н., Новые сведения об основоположнике отечественной физиологии А. М. Филомафитском, "Советское здравоохранение", 1973, № 9. Ю. А. Шилинис.

ФИЛОН Александрийский (Philon Alexandreus) (21 или 28 до н. э., Александрия,- 41 или 49 н. э., там же), иудейеко-эллинистич. философ. В основе философии Ф. лежат два принципа - абс. трансцендентность бога и стоическо-платонич. учение об идеях. Божество Ф.- выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о к-ром человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В связи со стоическо-платонич. концепцией эманации Ф. учил о логосе как самом высоком и совершенном творении бога, благодаря к-рому бог творит сначала существа, более близкие к себе -ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. выдвинул теорию экстатич. восхождения к богу. Идеи Ф. в ряде моментов отличались от христианских, но в целом были близки им и обеспечили Ф. популярность в патристике.

Соч.: Opera quae supersunt, ed. J. Cohn et P. Wendland, Bd 1 -7, В., 1962-63; в рус. пер.- О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. Т., Терапевты и соч. Филона Иудея "О жизни созерцательной", К., 1909.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 307-08; Трубецкой С. Н., Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77-165; Иваницкий Ф. В., Филон Александрийский, Жизнь и обзор литературной деятельности, К., 1911; История философии, т. 1, М., 1940; Wо1fsоn

Н. A., Philo, 2 ed., v. 1 - 2, Camb. (Mass.), 1948; Вrёhier E., Les idees philosophiques et religieuses de Philon d'Alеxandrie, 3 ed., P., 1950; Heinemann J., Philons griechische und judische Bildung, Hildesheim, 1962. А. Ф. Лосев.

ФИЛОНЕНКО-БОРОДИЧ Михаил Митрофанович [23.5(4.6).1885, г. Глу-хов, ныне Сумской обл.,- 30.5.1962, Москва], советский учёный в области механики, ген.-майор инж.-технич. службы, засл. деят. науки и техники РСФСР (1940). В 1909 окончил Киевский ун-т, в 1914 Моск. ин-т инж. путей сообщения. С 1919 проф. Моск. политехнич. ин-та и Моск. ин-та инж. ж.-д. транспорта. С 1930 проф. МГУ, с 1932 Воен.-инж. академии. Осн. труды по теории упругости, строит. механике и сопротивлению материалов, а также по прикладным вопросам математич. статистики. Автор учебников для вузов по сопротивлению материалов и теории упругости. Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Лит.: Кишкин Б. П., Нетребко В. П., М. М. Филоненко-Бородич, М., 1974.

ФИЛОПЕМЕН (Philopoimen) (253-183 до н. э.), полководец, гиппарх (начальник конницы) в 209-208, стратег с 207 (в разное время 8 раз) Ахейского союза (Др. Греция). Проведя ряд воен. реформ, Ф. одержал крупные победы над Спартой: в 206 при Мантинее, в 204-203 освободил Мессену от спартанского тирана Набиса, в 193 подчинил союзу почти весь Пелопоннес и в 192 включил в его состав Спарту. Ф. упорно противостоял Риму, борясь за независимость Греции, за что был прозван "последним эллином".

Лит.: Errington R. M., Philopoe-men, Oxf., 1969.

ФИЛОСОФИИ ИНСТИТУТ Академии наук СССР, центральное н.-и. учреждение СССР в области философии. Организован в Москве в 1929 в результате преобразования филос. секции Комакадемии. С 1936 - в системе АН СССР. Осн. направления работы ин-та: исследование материалистич. диа лектики как теории и общей методологии, ленинской теории отражения, проблем теории познания, филос. вопросов совр. естествознания, перспектив его развития, роли интегративных направлений - теории систем, кибернетики, теории информации, анализ взаимодействия наук; теоретич. осмысление диалектики обществ. развития, мирового революц. процесса, обществ. прогресса; разработка теории общественно-экономич. формаций, философско-социологич. анализ зрелого социалистич. общества и его дальнейшего развития по пути к коммунизму, раскрытие диалектики национального и интернационального; исследование принципов и закономерностей формирования и воспитания нового человека, социалистич. образа жизни; разработка категорий эстетики, теории социалистич. реализма, проблем эстетич. воспитания трудящихся; разработка теории истори-ко-филос. процесса, проведение исследований по истории домарксистской и марксистско-ленинской философии; критика совр. бурж. философии, ревизионизма и реформизма, разоблачение антикоммунизма и антисоветизма. На ин-т возложена задача координации исследований по философии в стране. Ин-т имеет аспирантуру. Издаёт журн. "Вопросы философии".

ФИЛОСОФИЯ (греч. philospphia, букв.- любовь к мудрости, от phileo - люблю и sophia - мудрость), форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Ф. направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политич., нравств. и эстетич. отношение человека к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политич. и идеологич. борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на обществ. бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Ф. как теоретич. форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологич. и религ. форм мировоззрения, к-рые основываются на вере и отражают действительность в фантастич. форме. Ф. марксизма выступила в качестве науч.-теоретич. системы, выражающей мировоззрение рабочего класса. Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения Ф., науки и обществ. практики и впервые в истории познания сделал Ф. непосредств. и последовательно науч. орудием социального прогресса. Эта практически-рево-люц. направленность составляет важнейшую особенность марксистской Ф. и её осн. разделов - диалектического материализма и исторического материализма. По своим функциям марксистская Ф. есть последовательно науч. филос. мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира и революц. действия. Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоз-зренч. ориентации человека, теоретич. основы практич. борьбы прогрессивных обществ. сил и общеметодологич. принципы исследования в области всех частных наук.

А. М. Филомафитский.

Предмет и структура философии.

Предмет Ф. исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т. ч. с развитием науки и самого филос. знания. Ф. зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классич. формы достигла в Др. Греции. По свидетельству антич. авторов, слово "Ф." встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки термин "Ф." впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф. исторически совпадает с возникновением зачатков науч. знания, с появлением обществ. потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования Ф. появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы антич. мира стремились гл. обр. открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой историч. формой филос. мышления.

По мере накопления частных науч. знаний, выработки спец. приёмов исследования начался процесс дифференциации нерасчленённого знания, выделение математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, к-рыми занималась Ф., происходило развитие, углубление, обогащение собственно филос. представлений, возникали различные филос. теории и течения. Сформировались такие филос. дисциплины, как онтология - учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология - теория познания, логика - наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Воз