БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ратуры, М., 1971; W е !•> lek R., Warren A., Theory of literature3 ed., N. Y., 1963. Г. H. Поспелов (С. в литературе)*

СЮЗАНЕ, вышитое декоративное панно, распространённое у народов Таджикистана и Узбекистана; см. Сузани.

СЮЗЕРЕН (франц. suzerain), в Зап. Европе в средние века крупный феодал -верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам (см. Вассалитет). Власть С. была основана на пожаловании им вассалу феода.

СЮЗЕРЕНИТЕТ, характерная для эпохи феодализма система личных отношений и отношений власти, выраженных в виде договоров между сюзеренами (сеньорами) и вассалами. В основе отношений С. лежала иерархич. структура феод, собственности, к-рая связывала в единое целое господств, класс и обеспечивала за крупными феодалами (королями, герцогами, графами и др.) верховенство в политич. (военных, судебных и т. п.) делах. С образованием централизованных гос-в полномочия власти постепенно концентрировались в руках короля, превращавшегося в суверенного монарха.

В форме С. строились и международноправовые отношения между сильными и более слабыми вассальными гос-вами. См. также Вассальное государство.

СЮИТА (франц. suite, букв.- ряд, последовательность), одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из неск. самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художеств, замыслом. В отличие от сонаты и симфонии, С. свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность их соотношения, а также более непосредственная связь с песней, танцем, применение картинной изобразительности. Прообразом С. явилось характерное уже для 16 в. сопоставление медленного (павана) и быстрого (гальярда) танцев. Классич. тип старинной танц. С. сложился в творчестве И. Я. Фробергера в сер. 17 в. Она состоит из 4 танцев - умеренно быстрой аллеманды, быстрой куранты, медленной сарабанды и стремительной жиги, помимо к-рых в С. 17-18 вв. включались менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, нетанц. пьесы - прелюдия, увертюра, ария, рондо и др., а также "дубли" (вариации на один из танцев). Все части писались, как правило, в одной тональности и предназначались для лютни, клавесина, оркестра и др. Термин "С." к таким соч. ранее всего стали применять франц. лютневые композиторы в кон. 17 в.; наряду с этим группы танцев в Англии назывались "lessons" (Г. Пёрселл), в Италии- "balletto" или (позднее) "sonata da camera" (А. Корелли), в Германии - "Partie" (И. Кунау) или "Partita" (И. С. Бах), во Франции - "ordre" (Ф. Куперен). Высокие образцы классич. С. создали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Во 2-й пол. 18 в., в эпоху венского классицизма, С. уступает ведущее положение сонате и симфонии, продолжая существовать в виде кассаций, серенад и дивертисментов (В. А. Моцарт). В 19-20 вв. создаются гл. обр. оркестровые С. нетанц. склада, иногда включающие отд. части в танц. ритмах (Ф. Лахнер, П. И. Чайковский). Нередко такие С. бывают программными ("Шехеразада" H. А. Римского-Корсакова). Часто они составляются из музыки к театр, постановкам, операм, балетам ("Пер Гюнт" Грига, балетные сюиты Чайковского, С. С. Прокофьева), фильмам. Пишутся и С., связанные с нар. танц. традициями (А. Дворжак, "Б. Барток). Особые разновидности - вокальная и хоровая С. Термин "С." обозначает также муз.хореографич. композицию из неск. танцев.

Лит.: Попова Т., Сюита, М., 1963; Nef К., Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921; Blume F., Studien zur Vorgeschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jahrhundert, Lpz., 1925. И. Э. Манукян.

СЮЙ БЭЙ-ХУН, Жю Пэон (19.6. 1895, уезд Исин, пров. Цзянсу,-26.9. 1953, Пекин), китайский живописец и график. Учился у своего отца Сюй Дачжана в Шанхае и в Париже (с 1919) у П. А. Ж. Даньян-Бувре. В 1934 посетил СССР. В 1949-53 директор центр. АХ в Пекине и председатель Всекит. ассоциации деятелей лит-ры и иск-ва. Работал в жанрах "цветы-птицы", "люди" (оба - бумага, тушь, водяные краски), в технике акварели; одним из первых в Китае начал писать маслом. С. Б.-x. выступил как один из создателей нового направления в кит. иск-ве 20 в., объединяющего нац. художеств, традиции с достижениями европ. реалистич. живописи. В произв. С. Б.-x. мягкая лепка формы сочетается с силой и чёткостью линий. Если работы С. Б.-x., посвящённые жизни природы ("Отдыхающая лошадь", 1930, бумага, тушь, Музей иск-ва народов Востока, Москва), проникнуты духом ясной поэзии, то его жанровые и историч. композиции ("С думой о поле брани", 1935, там же) нередко насыщены героич. пафосом. Острота психологич. и социальных характеристик свойственна портретам С. Б.-x. (серия портретов отличников труда и героев Нац.-освободит, армии, 1950, бумага, тушь).

Илл. см. на вклейке к стр. 81.

Лит.: Л. евина Л. М., Сюй Бэй-хун, М., 1957; Ци Бай-ши и Сюй Бэй-хун. [Предисл. Т. Нориной], М., 1959.

СЮЙ ДИ-ШАНЬ (наст, имя - С ю и Цзань-кунь, др. имя - Д и ш а н ь; псевд.- Ло Хуа-шэн) (1893, уезд Лунси, пров. Фуцзянь,-1941, Сянган), китайский писатель и учёный. Окончил Пекинский ун-т (1922), учился в Колумбийском ун-те (1922-27), в Лондоне и в Индии. Один из основателей Об-ва изучения лит-ры (см. Китай, раздел Литература). Аллегорич. рассказы С. Д.-ш. объединены в сб-ки нач. 20-х гг. "Чудесный дождь в пустынных горах" (1922) и "Трудолюбивый паук" (1925). Рассказы "Предназначенные судьбой", "Жена лавочника", "Старый тополь расцвёл вновь" окрашены в романтич. и порой религ. тона. Реализм, заметный ещё в раннем творчестве С. Д.-ш., укрепился в его рассказах 30-х гг.: "Чунь-тао" (1934), "Жабры железной рыбы" и др. В повести "Господин Дун-е" (1932) показан сложный путь либеральной интеллигенции в революцию. С. Д.-ш. известен как исследователь буддизма и даосизма. Автор книг "История даосизма" (т. 1, 1934), "История индийской литературы".

Соч. в рус. пер.: Чудесный светильник, предисл. Д. Воскресенского, М., 1961.

СЮЙЧАН, город в Китае, в пров. Хэнань. Св. 100 тыс. жит. (1971). Ж.-д. станция. Важный центр таб. пром-сти.

СЮЙЧЖОУ, второе название г. Ибинь в Китае.

СЮЙЧЖОУ, город на В. Китая, в пров. Цзянсу. Ок. 700 тыс. жит. (1970). Важный ж.-д. узел у пересечения ТяньцзиньПукоуской и Лунхайской жел. дорог.

Металлургия на базе местных жел. руд (месторождение Лигоцзэ) и кам. угля (копи Цзяван); произ-во горного оборудования. Хл.-бум. и пищ. пром-сть; ремёсла.

СЮЛЛИ (Sully) Максимильен де Б е т ю н (Bethune), барон Р о н и (Rosny) (13.12.1560, Рони-сюр-Сен,- 22.12.1641, Вильбон), французский гос. деятель, герцог (с 1606). Гугенот, один из ближайших советников Генриха Наваррского (Генриха IV) во время Религиозных войн. В правление Генриха IV занимал ряд важных гос. постов, стал сюринтендантом (министром) финансов. Укрепил финанс. положение гос-ва, ликвидировал значит, часть гос. долга. Реорганизовал систему откупов, уменьшил талью, увеличил косвенные налоги, провёл монетную реформу. После гибели Генриха IV лишился всех постов. В 1610-х гг. участвовал в выступлениях феод, знати против королев, власти. С.- автор мемуаров, в к-рых прославлял Генриха IV и самого себя.

Соч.: Memo-res..., P., 1942.

Лит.: Люблинская А. Д., Франция в начале XVII в., Л., 1959; её же, Французский абсолютизм в первой трети XVII в., М.- Л., 1965; Permezel J.,La politique financiere de Sully..., Lyon, 1935; В u i s s er e t D., Sully and the growth of centralized government in France 1598-1610, L., 1968.

СЮЛЛИ-ПРЮДОМ (Sully-Prudhomme) (псевд.; наст, имя Рене Франсуа Арман Прюдом) (16.3.1839, Париж,-6.9.1907, Шатне-Малабри, деп. О-деСен), французский поэт. Чл. Франц. академии (1881). Изучал точные науки и право в Парижском ун-те. Первый сб. "Стансы и стихотворения" (1865) принёс ему известность. С.-П. вошёл в группу парнасцев (см. "Парнас"), испытал влияние А. де Виньи и в нек-рых отношениях ' предвосхитил символистов. Склонность к изображению внутр. мира человека, анализ интимных переживаний нашли выражение в стихах 1865-67 и в сб. "Напрасная нежность" (1875). Сделав превосходный перевод первой книги поэмы Лукреция "О природе вещей" (1869), С.-П. попытался продолжить его традиции и создал крупные поэмы "Справедливость" (1878) и "Счастье" (1888), отразив в них свои морально-филос. и науч. концепции .

В духе позитивистской философии трактаты С.-П.: "Предисловие" (1869) к переводу из Лукреция, "Психология свободного выбора" (1906) и др.; очерк "Истинная религия Паскаля" (1905), неск. социологич. и искусствоведч. работ, в т. ч. "Поэтическое завещание" (1901). Нобелевская пр. (1901).

Соч.: CEuvres, v. 1 - 7, P., 1886-1908; в рус. пер. - Избр. стихотворения. Сост. П. H. Петровский, М., 1924.

Лит.: Л е м е т р, Современные писатели, СПБ, 1891; Е s t е v е Е., Sully-Prudhomme..., Р., 1925; Dansel М., Sully-Prudhomme, в его кн.: Les "Nobel" francais de litterature, P., [1967]. H. H. Полянский.

СЮНИКСКОЕ ЦАРСТВО, С ю н и йское царство, феод, гос-во в Армении 2-й пол. 10-12 вв. Находилось в области Сюник (терр. совр. Зангезура -юго-вост. часть Армении). Основателем С. ц. был великий князь Сюника Смбат, провозглашённый царём в 970. Цари Сюника признавали верх, власть арм. Багратидов и сотрудничали с ними. Столицей С. ц. вскоре стал г. Капан, а духовным центром - Татевский монастырь. Наивысшего расцвета С. ц. достигло в 1-й пол. Ив. при Васаке I и Смбате П, В горной стране Сюник насчитывалось 43 крепости, 48 монастырей и более 1000 сёл. Осн. занятиями населения были земледелие и скотоводство. В 1170 С. ц. завоёвано сельджуками. При монг. владычестве Сюник приобрёл в 1251 статут особой воен.-адм. единицы-тумэна и право на "инджу", т. е. непосредственное подчинение великому хану. Лит.: История армянского народа, ч. 1, Ер;, 1951.

СЮННУ, употребляемое в рус. лит-ре китайское назв. народности хунну.

СЮНЬ, река в Башк. АССР и Тат. АССР, лев. приток р. Белой (басе. Волги). Дл. 209 км, пл. басе. 4500 км2. Берёт начало на Бугульминско-Белебеевской возв. Питание преим. снеговое. Половодье с сер. апреля до сер. мая. Ср. расход воды 14,8 м3/сек.

СЮНЬ-ЦЗЫ (ок. 313 - ок. 238 до н. э.), древнекитайский мыслитель, взгляды к-рого изложены в написанном им трактате "Сюнь-цзы". Для С.-Ц. характерны наивно-материалистические и атеистические представления о сущности мира и происхождении "вещей". Социально-политич. воззрения С.-Ц., сочетавшие учение Конфуция об "идеальном" правителе с концепцией легистов (см. Фацзя), основывались на учении о "злой природе" человека. С.-Ц. указывал на необходимость власти "просвещённого" правителя, строгой иерархич. социальной градации и регламентации всей обществ, жизни на основе конфуцианских принципов "ли" ("ритуала") и "и" ("чувства долга"), дополненных легистекой системой наказаний и- поощрений. Социально-политич. учение С.-Ц. заложило теоретич. фундамент офиц. идеологии императорского Китая.

Лит.: Феоктистов В. Ф., Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. Исследование и перевод, М., 1976. В. Ф. Феоктистов.

СЮПЕРВЬЕЛЬ (Supervielle) Жюль (16.1. 1884, Монтевидео, Уругвай, -17.5.1960, Париж), французский писатель. Детство провёл в Юж. Америке. Получил образование в Сорбонне. Печатался с 1900. После сб-ков "Печальные юморески" (1919) и "Дебаркадеры" (1922) создал кн. "Тяготение" (1925), высоко оценённую Р. М. Рильке. Затем последовали сб-ки "Олорон-Сент-Мари" (1927), "Невинный каторжник" (1930), "Неведомые друзья" (1934), "Сказание о мире" (1938).

Творчество периода 2-й мировой войны 1939-45 - "Стихотворения о несчастной Франции" (1941, 1942), сб. "1939-1945. Стихотворения" (1946),- несмотря на пронизывающее его горечь и боль в конечном счёте оптимистично. В послевоен. годы С. опубл. сб-ки: "Забывчивая память" (1949), "Рождения" (1951), "Лестница" (1956), "Трагическое тело" (1959).

В ранних сб-ках С. большое место занимали: тема природы, романтика странствий, образы, почерпнутые из древних культур Юж. Америки. Для зрелого творчества поэта характерны настроения меланхолии, тревоги, интерес к теме смерти, стремление опереться на образы мифов и религию католицизма. Опубл. романы "Человек из пампасов" (1923), "Похититель детей" (1926) и его продолжение "Оставшийся в живых" (1928), "Молодой человек в воскресенье..." (1955); сб-ки рассказов "Дитя открытого моря" (1931 и 1946), "Ноев ковчег" (1938), в к-рых развивал те же темы, что и в своей поэзии; комедии "Лесная красавица" (1932), "Боливар" (1936), "Робинзон" (1949), "Шехерезада" (1949) и др.

Соч. в рус. пер., в кн.: Я пишу твое имя, Свобода... [М., 1968].

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Roy С., J. Supervielle, [P., 1967] (лит.); Blair D. S., J. Supervielle. A modern fabulist, Oxf,, 1960; EtiembleR., Supervielle, P., 1960; V i v i e r R., Lire Supervielle, P., [1972]. Н.Н.Полянский.

СЮПХАН (Suphan), Сюпхандаг, потухший вулкан в Турции, на Армянском нагорье, близ сев. побережья оз. Ван. Вые. 4434 м (над оз. Ван - ок. 2700 м). Массивный купол, сложенный андезитовыми лавами, в кратере -фирновые снега и ледники. На склонах - горные степи.

СЮРЕ-КАНАЛЬ (Suret-Canale) Жан (р. 27.4.1921, Париж), французский учёный, обществ, деятель. Чл. Франц. коммунистич. партии (ФКП) с 1939. Окончил Тулузский ун-т (1942). В 1945-46 ассистент в ун-те г. Ренн, в 1946-49 преподавал в лицеях Дакара (Сенегал). За участие в профсоюзном движении был выслан (1949) колон, властями во Францию, где работал преподавателем. С 1959 до 1962 директор Нац. ин-та исследований и документации в Конакри (Гвинейская Республика). С кон. 1963 преподаватель лицея (Франция), затем зам. директора Центра марксистских исследований ЦК ФКП. С янв. 1967 чл. ЦК ФКП. Осн. труды по истории, экономич. географии и географии Африки, по экономич. географии Франции и общим социологич. проблемам. За труд "Африка Западная и Центральная" (рус. пер. 1961) учёным советом Ин-та Африки АН СССР С.-К. присвоена (1963) степень доктора ист. наук.

Соч.: Afrique noire, occidentale et centrale, t. 1, [3 ed.], P., 1968, t. 2-3, P., 1964-72; в рус. пер.- Гвинейская Республика, М., 1973.

СЮРЕН (Suresnes), город во Франции, в деп. О-де-Сен, на лев. берегу р. Сена, зап. пригород Парижа. 41 тыс. жит. (1968). Крупное авто- и авиастроение, хим., парфюмерная пром-сть.

СЮРЕНЬСКИЕ СТОЯНКИ, две пещеры (Сюрень I и II) кам. века, расположенные в Крыму, близ с. Танковое (б. Сюрень), в 13 км к Ю.-З. от Бахчисарая. С. I (раскопки Г. А. Бонч-Осмоловского, 1926 и 1929) имеет 3 позднепалеолитич. культурных слоя; обнаружены кремнёвые скребки, резцы, острия, орудия мустьерских типов, кости пещерного медведя, гигантского благородного и сев. оленей, сайги, птиц и рыб, зуб человека. С. II (раскопки Бонч-Осмоловского, 1924 и 1926, Е. А. Векиловой, 1954-55) содержит культурный слой, относящийся к самому концу позднего палеолита н началу мезолита; найдены кремнёвые орудия геометрич. форм (сегменты, трапеции), наконечники стрел, скребки, резцы. Лит.: Береговая H. А., Палеолитические местонахождения СССР, М.- Л., 1960 (Материалы и исследования по археологии СССР, МЬ 81).

СЮРИH, сезон дождей в Японии в сентябре и нач. октября. Обусловлен смещением зоны полярного фронта с С. на Ю. От сезона бай-у С. отделён сухим и жарким летним сезоном.

СЮРРЕАЛИЗМ (франц. surrealisme, букв. - сверхреализм), авангардистское направление в художеств, культуре 20 в.; первоначально возникло во Франции.

Теоретически и организационно сложилось к сер. 20-х гг.: "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924), журн. "La Revolution surrealiste" ("Сюрреалистическая революция", 1924-29), первая выставка С. в Париже (1925). Среди основателей С. были писатели Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т: Тцара. художники М. Эрнст, Мэн Рей, X. Арп, П. Руа, А. Массой, X. Миро, М. Дюшан, Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит, кинематографисты Л. Бюнюэль и Ж. Дюлак. Некоторое время близки к С. в живописи были П. Пикассо и П. Клее, в области кино - Р. Клер, Ж. Садуль, Ж. Кокто (последний - ив поэзии, и в живописи).

Ведя родословную от маркиза де Сада, Ж. Нерваля и далее, через А. Рембо, Лотреамона, к А. Жарри и Г. Аполлинеру (к-рый выдвинул термин "С. "), С.был отчасти подготовлен дадаизмом (в изобразит, иск-ве также "метафизической живописью^ Дж. Де Кирико). Продолжение традиций романтико-анархич. бунтарства против выхолощенных духовных ценностей бурж. цивилизации с пронизывающим их плоским рассудочным здравомыслием дополнялось в С. претензией в корне изменить привычный уклад мыслительной деятельности и даже обществ, жизни, освободив от власти интеллекта подспудные устремления, залегающие в подсознании человека. Перетолкованные в таком ключе интуитивизм и особенно фрейдизм служили филос. опорой для попыток изгнать разум из художеств, мышления, утвердить в творчестве хаотич. произвол подсознат. "озарений", что сделало С. одним из крайних воплощений иррационалистич. кризиса в зап. культуре. Призывая окунуться в стихию младенческого бездумья, бреда, грёз по наитию, будто бы открывающих личности непосредственный доступ к оккультным тайнам Вселенной, С. выдвигал как образец для работы художника сновидчество медиума с последующим безотчётным закреплением на бумаге (полотне, театр, подмостках, киноленте) вереницы образов, навеянных толчками из душевного "подполья", сколь бы случайно, ошарашивающе-загадочно они ни сочетались друг с другом. Поэтому С. в лит-ре провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, "автоматическое письмо" - скоростную запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой "зрелищности" каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички. В сюрреалистич. театре (где теоретиком был А. Арто) и кинематографе (в основном связанном с группой "Авангард*) "истинная реальность" также утверждалась в безудержной фантастике алогично чередующихся фрагментов, в подчёркнутой вещественной конкретности отдельных сцен и кадров, ошеломляюще странно состыкованных между собой - в овеществлении метафор, призванных освободить зрителя от подавленных в нём эротических, садистических и невротических комплексов.

В изобразит, иск-ве осн. тенденции С. были представлены имитацией художеств, приёмов первобытного иск-ва, творчества детей и душевнобольных, вычленением конкретных объектов из естеств. для них среды, их "эстетизацией" путём отстранения от реальной функции или парадоксального сочетания с иными объектами (техника коллажа и т. п.), наконец, натуралистически-осязаемым воспроизведением фантастич. видений, либо отдалённо и смутно ассоциирующихся с предметным миром, либо в патологически отталкивающей форме сплетающих абсолютно реальные, но органически несовместимые элементы природы.

Сначала в достаточно разнородный кружок сюрреалистов входил (или примыкал к нему) ряд крупных мастеров (Арагон, Элюар, Деснос, Ж. Превер, Пикассо и др.), увлечённых мятежным пылом С., накалом трагич. неприятия окружающего миропорядка, обещаниями исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе, решительностью предлагавшихся способов расковать вдохновение, открыть "чудесное" в ' примелькавшейся повседневности. Но быстро обнаружившаяся в С. подмена действенной переделки обществ. уклада его преодолением в мифотворч. вымыслах, а также "отмена" в эстетике С. смысловой внятности и целостности художеств, произв. привели к тому, что история С. вскоре обернулась историей разрыва с ним большинства подлинных и революционно настроенных художников. 30-е гг.- время распада лит. ядра С.; к кон. 30-х гг. верность С. сохраняли преим. доктринёры во главе с откровенно повернувшим к мистике Бретоном, а его ряды пополнялись эпигонами, всячески культивировавшими эксцентричность "шоковых" способов воздействия на читателя. Вместе с тем именно в 30-е гг. С. получил широкое распространение; проходят многочисл. выставки (нередко под знаком "параноических мистификаций", как называл свои картины Дали); в орбиту С. втягиваются новые силы (в живописи - бельгиец П. Дельво, чилиец Р. Матта Эчауррен, швейцарец К. Зелигман и др.).

С нач. 40-х гг. центр С. переместился в США (куда эмигрировали Бретон, Дюшан, Дали, Танги и др.); "новая волна" С. на амер. почве сказалась в основном в изобразит, иск-ве - в произв., отмеченных извращённой фантастикой, навязчивой патологией образов, спекулятивным позёрством (нередко политической и религ, окраски) и претенциозным мистицизмом.

Попытки возродить С. во Франции после 1945 оказались безуспешными, хотя приёмы, выработанные им в пору расцвета, оставили известный след в словесности и вошли, помимо живописи, театра и кино, в обиход прикладного искусства.

С. своеобразно проявился также в художеств, культуре Бельгии, Чехословакии, Югославии, Мексики, Японии и др. стран.

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Куликова И. С., Сюрреализм в искусстве, М., 1970; Андреев Л. Г., Сюрреализм, М., 1972; Кантер е в а Т., Дадаизм и сюрреализм, в кн.: Модернизм, М., 1973; Nadeau М., Histoire du surrealisme, P., 1945; Carrouges М., A. Breton et les donnees fpndamentales du surrealisme, P., 1967; В r ё c h о п R., Le surrealisme, P., 1971; A u d о i п Ph., Les surrealistes, P., 1973.

Э. Галин (С. в литературе), В. А. Марков.

СЮТИСТЕ Юхан (до 1936 - Йоханнес Ш ю т ц) [16(28).12.1899, Тяхтвере, ныне Тартуского р-на,-10.2.1945, Таллин], эстонский советский поэт. В 1923-31 учился в Тартуском ун-те. Печатался с 1921. В сборниках стихов "Смятение" (1928), "От Пейпси до моря" (1930), "Долой успокоенность!" (1932), "Два лагеря" (1933) создал рёалистич. картины жизни и борьбы эст. трудящихся, критиковал бурж. строй. Высокого мастерства С. достиг в неоконченном цикле поэм "Море и лес" (1937-38), "В огне и пепле" (1938), "Запад и восток" (1939), "Хлеба и воды" (1940) и "Тарту и Таллин" (1941), в к-рых он размышляет о жизни Эстонии. Поэма "Земля поворачивается на восток" (1940) поев, восстановлению Сов. власти в Эстонии в 1940. В 1941 участвовал в обороне Таллина. Был арестован оккупантами, из фаш. тюрьмы вышел с подорванным здоровьем. Сб. "Душные дни" (1945)- книга раздумий о пережитом. Автор исторической пьесы "Псы-крестоносцы" (опубл. в 1946) и антифашистских пьес "Лавина движется" и "Лавина рушится" (обе опубл. в 1956).

Соч.: Teosed, kd. 1-2, Tallinn,1955-56; Luuletusi, Tallinn, 1972; в рус. пер.- Стихотворения и поэмы. [Предисл. Вс. Азарова], М., 1958.

Лит.: Очерк истории эстонской советской литературы, М., 1971; Миги К., Juhan Sutiste, Tallinn, 1971.

СЯ, протокитайское племя, возглавившее в кон. 3 - нач. 2-го тыс. до н. э. союз племён в р-не среднего течения р. Хуанхэ. Наиболее полные и систематич. сведения об эпохе С. имеются в "Историче,ских записках" Сыма Цяня. В этнич. отношении племя С. стало одним из компонентов, вошедших в состав др.-кит. народности, а термин "С." - самоназванием древних китайцев.

СЯ ЗАПАДНОЕ, С и - С я, гос-во, созданное в кон. 10 в. тибето-бирманскими племенами минья (тангуты) на терр. совр. кит. пров. Ганьсу и зап. части пров. Шэньси. В 982 минья начали успешную борьбу с кит. империей Сун за независимость, к-рую сунский двор фактически признал в 1006. При правителе С. 3. Юань-хао (1032-48) было введено в употреб