БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321улкан Такана). Сложен преим. вулканич. породами. Часты землетрясения. На наветренных склонах -влажнотропические и смешанные леса, на подветренных -тропич. редколесья и сосновые леса.

СЬЕРРА-МОРЕНА (Sierra Morena), горы на Ю. Испании. Образуют юж. окраину плоскогорья Месета. Дл. ок. 400 км, вые. до 1299 м. Сложены гл. обр. кристаллич. породами. Платообразные водоразделы; юж. склоны резко обрываются к долине р. Гвадалквивир и глубоко расчленены её притоками. Вечнозелёные кустарники и широколиств. леса (дуб, бук, каштан). Месторождения медистых пиритов (Минас-де-Риотинто, Тарсис), свинцово-цинковых руд (Ла-Каролина, Линарес и др.).

СЬЕРРА-НЕВАДА (Sierra Nevada), горный хребет на Ю.-З. США, в зап. поясе Кордильер. Разделяет нагорье Большой Бассейн и Калифорнийскую долину. Длина 750 км. Вые. до 4418 м (г. Уитни). Сложен гранодиоритами. Сейсмичный р-н. У подножия - горячие источники, грязевые вулканы. Зап. склон пологий, с глубокими долинами, хорошо увлажнён, растительность - вечнозелёные кустарниковые дубы (до 1000 м), хвойные леса (до 3000 м), альп. луга (выше 3000 м). Вост. склон крутой, изрезан ущельями, относительно засушлив, растительность - горные сосновые леса и редколесья. На вершинах - вечные снега. С гор проведены водопроводы, снабжающие водой гг. Сан-Франциско и ЛосАнджелес. Нац. парки: Йосемитский национальный парк, Секвойя, КингсКаньон.

СЬЕРРА-НЕВАДА (Sierra Nevada), массив в Андалусских горах на Ю. Испании. Вые. до 3478 м (г. Муласен -высшая точка Пиренейского п-ова). Сложен доломитами, известняками, кристаллич. сланцами. Вершины неск. месяцев покрыты снегом, на г. Муласен-самый южный в Европе ледник. Месторождение жел. руд (Алькифе).

СЬЕРРА-НЕВАДА-ДЕ-САНТА-МАРТА (Sierra Nevada de Santa Marta), изолированный горный массив на С. Анд, самый высокий в Колумбии. Вые. 5780 м (r. Кристобаль-Колон). Сложен преим. кристаллич. и метаморфич. породами, склоны - осадочными. На вершинах -вечные снега, ледники. На сев. склонах -летнезелёные леса, на южных - ксерофитные редколесья и кустарники, в верх, поясе - парамос.

СЬЕРРАС-ДЕ-КОРДОВА (Sierras de Cordoba), горы в Аргентине, в составе Пампинских сьерр. Дл. ок. 500 км. Состоят из 3 меридиональных горных цепей вые. 1000-2200 м, разделённых продольными впадинами. Сложены в основном кристаллич. и метаморфич. породами. Добыча бериллия (Лас-Тапьяс) и вольфрама (Лос-Кондорес). Вые. до 2884 м (г. Чампаки). До вые. 1500-1700 м покрыты кустарниковыми зарослями и кактусами, выше - кустарниковая степь. В истоках pp. Рио-Примеро и Рио-Сегундо - ГЭС. Туризм и горноклиматич. курорты.

СЬЮАРД (Seward), полуостров на 3. Аляски, между заливами Нортон на Ю. и Коцебу на С. Вые. до 1437 м. Месторождения золота. На юж. берегу -порт Ном.

СЬЮАРД (Seward), город на юж. побережье Аляски (США), на п-ове Кенай. 1,6 тыс. жит. (1970). Торгово-трансп. узел. Мор. порт (грузооборот ок. 150 тыс. т в 1971), конечная станция ж. д. на Фэрбенкс, с к-рым соединён также автомоб. дорогой. Рыбная пром-сть (гл. обр. переработка лососей и крабов).

СЬЮДАД-БОЛИВАР (Ciudad Bolivar), город на С.-В. Венесуэлы, адм. центр шт. Боливар. 109,6 тыс. жиг. (1970). Порт на р. Ориноко по вывозу жел. руды (доступен для мор. судов). Узел автодорог. Важный торг, центр. Лесопиление, деревообр., пищ., кож.-обув, пром-сть. Бойни. К Ю. от С.-Б.- месторождение жел. руды Серро-Боливар. Осн. в 1764.

СЬЮДАД-ВИКТОРИЯ (Ciudad Victoria), город на В. Мексики, у подножия Вост. Сьерра-Мадре, на Панамериканском шоссе; адм. центр шт. Тамаулипас. 94,3 тыс. жит. (1970). Ж.-д. станция. Центр с.-х. р-на (сах. тростник, цитрусовые, хенекен). Сах. з-ды; обработка кож и хенекена. Ун-т (с 1955). С.-В. осн. в 1750.

СЬЮДАД-МАДЕРО (Ciudad Madero), город на В. Мексики, в шт. Тамаулипас, сев. пригород Тампико. 109,2 тыс. жит. (1973). Расположен в Мексиканском нефтегазоносном басе. Хим. и нефтеперерабат. пром-сть.

СЬЮДАД-ОБРЕГОН (Ciudad Obregon), город на С.-3. Мексики, в шт. Сонора, на р. Яки, на ж. д. и шоссе Мехико - Масатлан - Ногалес. 137,1 тыс. жит. (1973). Ж.-д. станция. Центр р-на орошаемого земледелия (хлопчатник, масличные, пшеница, овощи). Пищ., текст, (гл. обр. хл.-бум.), хим. пром-сть.

СЬЮДАД-ТРУХИЛЬО (Ciudad Trujillo), c 1936 до 1961 название г. СантоДоминго, столицы Доминиканской Республики.

СЬЮДАД-ХУАРЕС (Ciudad Juarez), город на С. Мексики, в шт. Чиуауа, у границы с США, на р. Рио-Браво-дель-Норте, напротив г. Эль-Пасо (США), с к-рым соединён мостом. 475 тыс. жит. (1973). Узел жел. и шосс. дорог, примыкающих к трансп. сети США. Пищ., текст., металлообр. пром-сть. Туризм (гл. обр. из США). Осн. в 1659.

СЬЮПИРИОР (Superior), город на С. США, в шт. Висконсин, юго-вост. пригород Дулута. 32 тыс. жит. (1970), вместе с г. Дулут и общей пригородной зоной 265 тыс. жит. Порт у зап. оконечности оз. Верхнее. Вывоз жел. руды, пшеницы. Деревообр., муком., судостроит. пром-сть.

СЭБИН, единица поглощения энергии диффузного звукового поля, равная поглощению поверхности в 1 квадратный фут, от к-рой падающая на неё энергия не отражается (коэфф. поглощения поверхности равен 1). Названа по имени амер. акустика У. Сэбина (W. Sabine; 1868-1919). Наглядное Представление о поверхности, совершенно не отражающей звук, даёт открытое окно, через к-рое, если пренебречь краевыми эффектами, звуковая энергия полностью уходит наружу. Поэтому С. иногда наз. единицей открытого окна. Поглощение в С. определяется суммированием произведений площадей (в квадратных футах) однородных участков поверхности на их коэфф. поглощения. С. принят в англ, и амер. работах по архитектурной акустике, в СССР принята единица, определяемая как поглощение поверхности открытого окна площадью 1 м2 (иногда её наз. метрич. С.).

Лит.: Д р е и з е н И. Г., Электроакустика и звуковое вещание, М., 1961. Т. А. Пустовалова.

СЭВУЛЕСКУ (Savulescu) Траян (2.2. 1889, Рымникул-Сэрат,-29.3.1963, Бухарест), румынский ботаник и фитопатолог; обществ, и гос. деятель, акад. (1938; чл.-корр. 1934), ген. секретарь (1939), президент (1948), почётный президент (1960) Румынской академии. Герой Содиалистич. Труда РНР. Чл. компартии Румынии с 1947. Окончил Бухарестский ун-т (1912). Проф. Высшей с.-х. школы в Бухаресте (1919), Бухарестского ун-та (1948), одновременно (1948) директор Ин-та агрономич. исследований. В 1946-48 зам. мин., затем мин. с. х-ва и зам. пред. Сов. Мин. Основатель рум. школы микологов и фитопатологов, организатор фитопатологич. службы в стране. Осн. труды по микофлоре Румынии и болезням культурных растений, а также систематике покрытосеменных (организатор и редактор многотомного издания "Флора Румынии", с 1952) и геоботанике. Иностр. чл. АН СССР (1958).

Лит.: Omagiu lui Traian Savulescu..., Buc., 1959 (лит.); Yuga-Raica V., Т. Savulescu, Buc., 1972. Д. В.Лебедев.

СЭДА, Испанская конфедерация автономных правых (La Confederacidn Espanola de Derechas Autonomas), правокатолическая партия, созданная в Испании в окт. 1932 (учредит, съезд - февраль-март 1933). Пользовалась поддержкой части буржуазно-помещичьих кругов, а также крестьянства, входившего в Конфедерацию агр. католич. профсоюзов. СЭДА объединяла ок. 800 тыс. чел. На парл. выборах в нояб. 1933 вступила в избират. блок с крайне правыми партиями - "традиционалистами" и "Исп. возрождением". Во вторых кортесах республики (дек. 1933 - дек. 1935) СЭДА, имевшая крупнейшую парламентскую фракцию, блокировалась с радикалами. Выступила за отмену антиклерикального законодательства 1931-33, ревизию конституции 1931, за проведение агр. политики в духе"социального христианства". С окт. 1934 по дек. 1935 представители СЭДА входили в состав пр-ва, занимая там важные посты (с мая 1935 глава СЭДА X. М. Хиль Роблес был военным мин.). После победы Народного фронта на выборах в февр. 1936 СЭДА, составившая в новых кортесах вторую по силе парламентскую фракцию, активно выступала против политики демократич. пр-ва. Распалась с началом воен.-фаш. мятежа (июль 1936).

СЭЙ (Say) Жан Батист (1767-1832), французский экономист; см. Сей Ж. Б.

СЭЙЮКАЙ (полное название Р и к к э н сэйюкай - Конституционное об-во политич. друзей), японская политич. партия крупной буржуазии (гл. обр. связанной с концернами Мицуи и Ясуда) и крупных помещиков в 1900-40. Создана по инициативе X. Ито. В июле 1940 самораспустилась, её деятели активно включились в фашистскую "Новую политич. структуру".

СЭКИ Акико (8.9.1899, Токиб,-2.5.1973, там же), японская певица (сопрано), хоровой дирижёр и обществ, деятель. Окончив в 1921 Токийскую консерваторию, выступала как певица и участвовала в движении за культуру для народа. В 1948 организовала Центр, токийский хор -"Поющие голоса Японии", положивший начало массовому самодеят. хоровому антимилитаристскому движению в Японии (с нач. 50-х гг. в различных городах стали возникать многочисл. хоровые коллективы). Известна как популяризатор сов. песни в Японии. В 1964 С. с Центр, хором гастролировала в СССР. Была активным сторонником японо-сов. дружбы. Междунар. Ленинская пр. "За укрепление мира между народами" (1955). Лит.: Р ы ж к и н И., Поющие голоса Японии, "Музыкальная жизнь", 1964, № 14.

А. Сэки.

"СЭККИ" ("Красное знамя"), название газеты, центрального органа Коммунистич. партии Японии в 1928-35 и 1945; см. "Акахата."

СЭЛИНДЖЕР (Salinger) Джером Дейвид (р. 1.1.1919, Нью-Йорк), 'американский писатель. Участник 2-й мировой войны 1939-45. В ранних новеллах показал духовные травмы молодых американцев, столкнувшихся со своекорыстием и утилитаризмом (опубл. в сб. "Девять рассказов", 1959). Мировую известность принесла С. повесть "Над пропастью во ржи" (1951, рус. пер. 1960), в к-рой герой-подросток бежит из дома и неск. дней проводит во "взрослом" мире с его ложными ценностями. Убогому практицизму "средних американцев" юноша противопоставляет гуманность, мечтательность и восприимчивость к красоте. Этот тип героя занял важное место в зап. лит-ре о молодёжи 50-60-х гг. Сходные персонажи выведены в повестях о семействе Гласе-"Фрэнни и Зуи" (1961), "Выше стропила, плотники" (1963) и др. Для прозы С. характерны лирич. насыщенность, музыкальность и своеобразная философичность, обусловленная интересом С. к учению дзэн.

Соч.: Nine stories, N. Y., 1963; в рус. пер.- Над пропастью во ржи. Выше стропила, плотники..., [2 изд., М.], 1967.

Лит.: Орлова Р., Потомки Гекльберри Финна, М., 1964; Salinger. A critical and personal portrait, N. Y., 1962; French W., J. D. Salinger, N. Y., 1963. А. М. Зверев.

СЭМЮЭЛСОН (Samuelson) Пол Антони (p. 15.5.1915, Гэри, шт. Индиана), американский экономист. Образование получил в Гайдпаркской высшей школе в Чикаго, Чикагском и Гарвардском университетах. С 1940 преподаёт в Массачусетсском технологич. ин-те, с 1966 проф. экономики этого ин-та. С 1941 совмещал преподавательскую деятельность с работой консультанта и советника различных гос. учреждений (в 1961-68 советник Белого дома по вопросам экономики). Чл. Амер. академии иск-в и наук, Амер. экономич. ассоциации, Междунар. экономич. ассоциации, Амер. эконометрич. об-ва. Автор наиболее распространённого в капиталистич. мире учебника политич. экономии - "Экономика. Вводный курс" (1951, рус. пер. 1964). Теоретич. взгляды С. эклектичны. Он пытается объединить различные школы и направления вульгарной политич. экономии на основе т. н. неоклассического синтеза, сущность к-рого заключается в своеобразном сочетании совр. бурж.-апологетич. теории распределения дохода с вульгарными, а по терминологии С., с "классическими" принципами, характерными для субъективной школы политэкономии. С. выступает за широкое применение математич. методов в экономич. теоретич. исследованиях. Являясь сторонником смешанной экономики теории, выступает за активную роль бурж. гос-ва в экономич. жизни. Обосновывая необходимость более глубокого гос. вмешательства в экономику, С. приводит доводы, к-рые, вопреки его желанию, по существу являются признанием неразрешимости противоречий капиталистич. системы. Нобелевская пр. по экономике (1970).

Соч.: Foundations of economic analysis, N. Y., 1947; Linear programming and economic analysis, N. Y., 1958 (соавтор); Problems of the American economy, [L.], 1962; Stability and Growth in the American economy, Stockh., 1963; The collected scientific papers, v. 1 - 3, L., 1966-72. Г. Г. Абрамишвили.

СЭНДБЕРГ (Sandburg) Карл (6.1.1878, Гейлсберг, шт. Иллинойс,- 22. 7. 1967, Флет-Рок, шт. Сев. Каролина), американский поэт. Дебютировал в 1916 "Стихами о Чикаго". Острой социальной проблематикой отмечены сб-ки "Молотильщики" (1918), "Дым и сталь" (1920) и др. Для поэтики С. характерны урбанистич. образность, "газетность" языка, высокое мастерство свободного стиха, близкого к песенному фольклору ("Американский песенник", 1927). В традициях У. Уитмена написана поэма "Народ - да!" (1936), выразившая радикальные настроения С. в "красные" 30-е гг. Позднее в его творчестве стала преобладать философская лирика ("Мёд и соль", 1963). Широко известны историч. роман С. "Скала воспоминаний" (1948) и биография А. Линкольна (т. 1-6, 1926-39, рус. пер. 1961). В 1959 посетил СССР.

К. Сэндберг.

С о ч.: Complete poems, N. Y., 1970; The letters, N. Y., 1968; в рус. пер.- Стихи разных лет, М., 1959; Избр. лирика, М., 1975.

Лит.: К а ш к и н И. А., Для читателя-современника, М., 1968; С а 1 1 а h а п N.. Carl Sandburg, Lincoln of our literature. A biography, N. Y., 1970. А. М. Зверев.

СЭНДВИЧЕВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ, см. Ценовые соединения.

СЭР (англ, sir), в Великобритании титул, предшествующий имени рыцарей и баронетов; почтительное обращение к мужчине (обычно к старшему по положению или возрасту), принятое в странах англ. языка.

СЭРАТА-МОНТЕОРУ (Sarata -Monteoru), село в Румынии (у. Бузэу), близ к-рого открыт комплекс разновременных археол. памятников. См. в ст. Монтеору.

СЭРИДЗАВА Кодзиро (р. 4.5.1897, г. Нумадзу), японский писатель. Окончил экономич. ф-т Токийского ун-та (1922), затем продолжил учёбу в Сорбонне. Литературную известность принёс С. полуавтобиографич. рассказ "Буржуа" (1930). Одна из центр, тем произв. С.- тема интеллигенции, колеблющейся в выборе пути: рассказ "Перед мостом" (1931), повесть "Обгоняя время" (1931). Размышления о любви и бытии легли в основу романа "Смерть в Париже" (1942). Жизнь писателя во Франции отразилась в повести "Любовь, разум, печаль" (1961). В эпич. романе "Судьба человека" (1962-1973) С. показывает жизненный путь старшего поколения от революции Мэйдзи исин до наших дней.

Соч.: Сэридзава Кодзиро дзисэн сакухин сю, т. 1 - 6, Токио, 1957.

СЭСЭН, поэт-импровизатор и певец у башкир. Иск-во С. уходит корнями в далёкое прошлое. До возникновения письменности творчество С. играло большую обществ, роль. Выступая на обществ, сборищах, С. восхваляли героев, обличали социальные пороки. После Окт. революции 1917 творчество С. всё больше сближалось с письм. поэзией. Произв. С. стали записывать, издавать, изучать. В 1943 было установлено звание нар. сэсэна Башк. АССР, оно было присвоено М. Бурангулову, Ф. Давлетшину, С. Исмагилову.

Лит.: К и р е е в А., Башкирский народный героический эпос, Уфа, 1970, Бапгкорт сэсандэре, вфе, 1953. С. Г. Сафуанов.

СЮ (Sue) Эжен (прозвище; наст, имя Мари Ж о з е ф) [26.1 (или. 10.12). 1804, Париж,-3.8.1857, Аннеси, деп. Верх. Савойя], французский писатель. В 1823-1829 воен. хирург. Первые лит. опыты -очерки, памфлеты ("Письма человекамухи господину префекту полиции", 1826), водевили. В 1830 опубл. "сатанинский" рассказ "Кернок-пират". Особым успехом пользовались авантюрно-мелодраматич. романы-фельетоны С., рисующие "дно" Парижа, лицемерие "света", неправдоподобных героев ("Парижские тайны", т. 1-10, 1842-43; "Вечный жид", т. 1-10, 1844-45, см. Агасфер}. Ограниченность разоблачений С., неверие в нар. силы и надежды на филантропию буржуазии снижали значение его социальной критики. В 1850 С.- деп. Законодат. собрания. В янв. 1852 эмигрировал в Савойю; пр-во преследовало его за роман "Тайны народа" (1849-57) и антиклерикальные памфлеты. К. Маркс называл С. "сентиментально-мещанским социал-фантазером" (М арке К. и Э нге л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 100-01).

С о ч.: CEuvres illustrees, [v. 1-23], P., 1850-55; в рус. пер.- Агасфер, т. 1-4, [М.- Л.], 1933-36.

Лит.: Белинский В. Г., Поли. собр. соч., т. 8, 10, М., 1955-56; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; История французской литературы, т. 2, М., 1956; В or у J.-L., Eugene Sue..., [P., 1973]. М. А. Голъдман.

СЮАНЬХУА, город в Сев. Китае, в пров. Хэбэй. Ок. 200 тыс. жит. (1970). Станция ж. д. Пекин - Баотоу. Чугунолитейный и трубопрокатный з-ды, бум., пищ. пром-сть. В р-не С.- Лунъянские рудники (жел. руда).

СЮАНЬ-ЦЗАН (ок. 600-664), китайский путешественник, буддийский монах. В 629-645 совершил путешествие в Ср. и Центр. Азию и Индию.В его соч. "Да Тан си юй цзи" ("Записки о странах Запада"), законченном в 648, содержатся многочисл. сведения по географии, этнографии, истории посещённых р-нов, в т. ч. Тянь-Шаня и Памира.

СЮДОВ (Sydow) Макс фон (наст, имя -Карл А д о л ь ф) (р. 10.4.1929, Лунд), шведский актёр. В 1951 окончил школу при Королев, драм, театре в Стокгольме.

Работал в театрах провинции и Стокгольма. С 1949 снимается в кино. В первых же ролях: Нильс ("Просто мать", 1949) и Пьянчужка-возница ("Фрекен Юлия", 1951) раскрылось присущее С. мастерство перевоплощения. Лучшие работы С.-в фильмах реж. И. Бергмана: рыцарь Антониус Блок ("Седьмая печать", 1956), иллюзионист Фоглер ("Лицо", 1958), рыцарь Торе ("Источник", 1959), врач Мартин ("Как в зеркале", 1961), рыбак Юнас Персон ("Причащение", 1962), художник Иохан ("Час волка", 1967), Музыкант ("Стыд", 1968) и др. Герои С., мучительно ищущие смысл существования, в напряжённых драматич. конфликтах остаются верны высоким нравств. принципам. В 70-е гг. выступил в швед, фильме "Эмигранты" и американском- "Изгоняющий дьявола".

Лит.: Сосновский И., Макс фон Сюдов, в сб.: Актеры зарубежного кино, в. 7, М., 1972. H. П. Абрамов.

СЮЖЕТ (от франц. sujet - предмет), 1) в литературе - развитие действия, ход событий в повествовательных и драматич. произведениях, а иногда и в лирических. К лит-ре слово "С." впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и H. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (напр., Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Но Аристотель в "Поэтике" применял для обозначения подобных происшествий др.-греч. слово "миф"(mythos) в смысле"предание", к-рое в рус. литературоведении переводится обычно неверно лат. словом "фабула". Лат. слово "фабула" (от одного корня с глаголом fabulari - рассказывать, повествовать) употреблялось рим. писателями как обозначение всяких рассказов, в т. ч. мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше, чем франц. термин "С.". В нем. классич. эстетике (Шеллинг, Гегель) события, изображённые в произв., назывались "действованием" (Handlung). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.

В совр. сов. литературно-критич. и школьной практике термины "С." и "фабула" осознаются или как синонимы, или же С. называется весь ход событий, а фабулой - осн. художеств, конфликт, к-рый в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. В 1920-х гг. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком; придавая большое значение тому, как "сделано" произв., они стали называть С. вторую сторону, а первую - фабулой. Эта традиция продолжает сохраняться (см. "Теория литературы..." в трёх тт., т. 2, М., 1964). Другая традиция идёт от рус. критиков-демократов сер. 19 в., а также от А. H. Веселовского и М. Горького; все они С. называли развитие действия (Белинский В. Г.: "Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому... важно содержание, а не „сюжет""-Поли. собр. соч., т. 6, 1955, с. 219; Горький М.: "...Сюжет... связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей..."- Собр. соч., т. 27, 1953, с. 215). Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова,- "предмет", т. е. то, о ч ё м повествуется, фабула, с той же точки зрения-само повествование о С.). Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретич. новаторство "формальной школы" и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценич. действия, употреблять термин "фабула" для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Композиция).

С. произведения - одно из важнейших средств воплощения содержания -обобщающей "мысли" писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С. во всём его неповторимом своеобразии - это осн. сторона формы (и тем самым стиля) произв. в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру С., его конфликты и развивающее их соотношение повествоват. и диалогич. эпизодов необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетич. значении. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее - конфликтных "схем" (А любит Б, но Б любит В, и т. п.), к-рые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художеств, воплощение.

На ранних этапах ист. развития эпоса его С. строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европ. эпосе возникают концентрические С., осн. на едином конфликте. В концентрич. С. эпоса и драматургии конфликт проходит через всё произв. и отличается определённостью своей завязки, кульминации и развязки.

Только на основе анализа С. можно функционально анализировать фабулу произв. во всём сложном соотношении её собственных сторон (см. Фабула).

2) В изобразительных искусствах - определённое событие, ситуация, изображённые в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы, С. представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Особая сложность С. характерна для произв. бытового и историч. жанров.

Лит.: Аристотель. Об искусстве поэзии, М., 1957; Л ее синг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968; Б ел и н с к и и В. Г., Поли. собр. соч., т. 5, М., 1954,0.219; Веселовский А. H., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Шкловский В. Б., О теории прозы, М.- Л., 1925; Медведев П. H., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928; Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; К о ж инов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы ..., т. 2, М., 1964; Вопросы кинодраматургии, в. 5 - Сюжет в кино, М., 1965; Поспелов Г. H., Проблемы литературного стиля, М., 1970; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Т и м о ф е е в Л. И., Oci новы теории лите