БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ИГОВОЕ ДЕРЕВО, субтропич. плодовое растение; то же, что инжир.

ФИГОН, дихлон, 2,3-дихлорнафто-хинон-1,4 (C10H4O2C2), фунгицид, химическое средство для борьбы с грибными болезнями растений. Применяется в виде водной суспензии 50%-ного смачивающегося порошка для борьбы с пирикуляриозом риса, дырчатой пятнистостью сливы, грибными болезнями овощных и декоративных культур (обработку прекращают за 20 сут до уборки урожая); доза препарата 2,5-5 кг/га. Против болезней овощных культур опудривают также семена (доза 5 г 50%-ного порошка Ф. на 1 кг семян). Ф. среднетоксичен для человека и животных, раздражает слизистые оболочки и кожу.

ФИГУРА (лат. figura - внешний вид, образ), 1) внешнее очертание, вид, форма предмета. 2) Очертание человеческого тела, телосложение. 3) Положение, позиция, принимаемая кем-либо при исполнении чего-нибудь в движении (в танце, фехтовании, катании на коньках и пр.); часть танца. 4) Скульптурное, живописное или графич. изображение человека, животного. 5) Словесный оборот, стилистич. приём, придающий речи особую выразительность (см. Фигуры стилистические). 6) В шахматах - общее название короля, ферзя, слона, коня, ладьи, именуемых так в отличие от пешек; в городках- определ. композиций из 5 городков; в игральных картах - название старших карт (туза, короля, дамы, валета).

ФИГУРА в геометрии, термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно Ф. называют такие множества, к-рые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий и поверхностей, в частности сами точки, линии и поверхности.

ФИГУРА ЗЕМЛИ, понятие или представление о форме Земли, как планете в целом, изменявшееся в ходе историч. развития знаний и определяемое по соглашению.
Ещё в древности было осознано, что Ф. 3. имеет вид шара. Это явилось первым приближением в представлении о Ф. 3. Задача изучения Ф. 3. сводилась к определению радиуса земного шара (Эратосфен, Бируни). И. Ньютон, исходя из открытого им закона всемирного тяготения, высказал предположение, что Ф. 3. вследствие её вращения около оси и взаимного притяжения составляющих её масс должна быть слабо сплюснута в направлении оси вращения и иметь вид сфероида, близкого к эллипсоиду вращения (см. Земной сфероид, Земной эллипсоид). Результаты градусных измерений в 1-й пол. 18 в. подтвердили обоснованность этого предположения, а также и закона всемирного тяготения. Предположение, что Ф. 3. имеет вид эллипсоида вращения, явилось вторым приближением в представлениях о ней. Задача изучения Ф. 3. в этом приближении сводилась к определению экваториального радиуса и сжатия Земли.

Работа А. Клеро по теории фигур равновесия вращающейся жидкой массы развивала исследования И. Ньютона и заложила основы теории Ф. 3. Развитие теории Ф. 3. в 19 в. Дж. Стоксом и др. учёными привело к введению понятия геоид, отождествление с которым Ф. 3. явилось следующим приближением в представлениях о ней. Ф. 3. в этом понимании имеет довольно сложный вид и зависит от внутреннего строения Земли.

Созданная М. С. Молоденским теория определения Ф. 3. в её современном понимании как фигуры реально существующей физич. поверхности Земли, образованной на морях и океанах невозмущённой поверхностью воды, а на материках и островах - рельефом, свободна от каких бы то ни было гипотез о внутреннем строении Земли. В качестве вспомогательной поверхности им введён квазигеоид, строгое математич. определение к-рого позволило изучать Ф. 3. без привлечения таких гипотез. Задача изучения Ф. 3. состоит в определении истинных координат точек земной поверхности, а также в изучении внешнего гравитационного поля Земли в системе координат, общей для всей Земли. Это составляет предмет и основную научную проблему геодезии, к-рая решается на основании астрономо-геодезич. и гравиметрич. измерений и наблюдений за движением искусств. спутников Земли. Практически фигуру геоида заменяют наиболее близкой к ней поверхностью земного эллипсоида. В СССР в геодезич. и картографии, работах принят Красовского эллипсоид. Лит.: Шимбирев Б. П., Теория фигуры Земли, М., 1975; Изотов А. А., Форма и размеры Земли по современным данным, М., 1950; Молоденский М. С., Еремеев В. Ф., Юркина М. И., Методы изучения внешнего гравитационного поля и фигуры Земли, М., 1960; Клеро А..Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики, пер. с франц., М. - Л., 1947; Пицетти П., Основы механической теории фигуры планет, пер. с итал., М. - Л., 1933.

А. А. Изотов, A.M. Микиша.

ФИГУРАЦИЯ (от лат. figuratio - придание формы, образное изображение) в музыке, усложнение муз. ткани мелодич. или ритмич. элементами. Гармонич. Ф.- движение одного из голосов, гл. образом баса, по звукам аккордов, образующее разложенную гармонию, гармонич. орнамент. Один из видов гармонич. Ф.- альбертиевы басы. Ритмич. Ф.- повторение того же звука, неск. звуков аккорда, целого аккорда. Мелодич. Ф.- введение между отрезками мелодии единых по ритмике, зачастую и по мелодич. рисунку оборотов, "фигур", близких к мелодич. украшениям. Мелодич. Ф. использовались с 16 в. гл. обр. при повторении мелодии на другой высоте или у др. инструмента, в вариациях на босса остинато, в классич. и романтич. музыке - в вариационных частях, а также в репризных разделах произв. К мелодич. Ф. могут быть отнесены и различного рода неаккордовые звуки - задержание, проходящий звук, вспомогательный звук, камбиата.

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ на коньках, вид конькобежного спорта, включающий соревнования женщин и мужчин в одиночном катании, смешанных пар в парном катании и в спортивных танцах. Совр. соревнования в одиночном катании состоят из, выполнения т. н. школы (3 обязательных рисунков-фигур на льду из 9 утверждённых офиц. междунар. правилами для крупнейших соревнований; всего в школе - 41 фигура), короткой произвольной программы с 7 обязат. элементами (комбинации прыжков, вращений, шагов; время исполнения до 2 мин) и собственно произвольной программы (выбор элементов свободный, 4 мин для женщин, 5 мин для мужчин). Парное катание состоит из короткой произвольной программы с 6 обязат. элементами, включая комбинации поддержек и совместных вращений (до 3 мин) и собственно произвольной (5 мин). Группа обязат. элементов для одиночного и парного катания (из трёх, утверждённых Комитетом по Ф. к. Междунар. союза конькобежцев - ИСУ) определяется жеребьёвкой на каждый новый сезон. Для всех видов произвольного катания выбор музыки свободный. Выполнение программы оценивается по 6-балльной системе; при определении мест участников соревнований учитываются сумма баллов и сумма мест, данных им арбитрами.

Ф. к. как вид спорта сформировалось в 60-е гг. 19 в. и в 1871 было признано на 1-м конгрессе конькобежцев. В это время Ф. к. дифференцировалось на школу (ныне обязат. фигуры), свободное (произвольное) катание и спец. фигуры (ныне рисунки-фигуры совр. школы). В 1891 в Гамбурге состоялся первый чемпионат Европы по Ф. к. среди мужчин (победил нем. фигурист О. Улиг), в 1896 в Петербурге - первый чемпионат мира (Г. Фухс, Германия). Петербургскому об-ву любителей бега на коньках в 1903 в честь 200-летия Петербурга было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место - швед У. Сальхов, 2-е - Н. А. Панин-Коломен-кин). В 1906 в Давосе организован первый чемпионат мира среди женщин, в 1908 в Петербурге - в парном катании; с 1930-чемпионаты Европы среди женщин и в парном катании, с нач. 50-х гг.- чемпионаты мира и Европы по спортивным танцам. С 1924 Ф. к. входит в программу Зимних олимпийских игр (в 1908 и 1920 соревнования проводились в рамках летней программы Олимпийских игр). До 1946 первенства в отд. видах Ф. к. разыгрывались раздельно, с 1947 - одновременно в одной стране. Ф. к. получило развитие вначале в скандинавских странах и Великобритании, затем в Австрии, США, Канаде, в социалистич. странах - СССР, ГДР, ЧССР, ПНР, ВНР.

За период 1891 - 1977 разыграно 204 медали чемпионов мира, в т. ч. 67 среди мужчин, 57 среди женщин, 55 в парном катании, 25 в спортивных танцах; 174 золотые медали европ. первенств - соответственно: 68, 41, 41, 24. Наибольших успехов в междунар. соревнованиях добились Г. Графстрём (олимпийский чемпион 1920, 1924, 1928, Швеция), У. Сальхов (10 раз чемпион мира, 9 - Европы, в 1901-11, Швеция), Соня Хени (10 - мира, 6 - Европы, 3 - Олимпийских игр, в 1927-36, Норвегия), И. К. Роднина (9 - мира и Европы, 2 - Олимпийских игр, в 1969-72 в паре с А. Н. Улановым, в 1973-77 с А. Г. Зайцевым, СССР), Л. Е. Белоусова и О. А. Протопопов (4 - мира и Европы, 2 - Олимпийских игр, в 1964-68, СССР), в спортивных танцах Л. А. Па-хомова и А. Г. Горшков (6 - мира и Европы, 1 - Олимпийских игр, в 1970-76, СССР).

Среди чемпионов и призёров чемпионатов мира, Европы и Олимпийских игр: женщины - К. Хейс, П. Флеминг, Д. Линн, Д. Хэмилл (США), Г. Зайферт и К. Эррат (ГДР), Ш. Дейкстра (Нидерланды); мужчины - Р. Баттон, Д. и А. Дженкинсы, Т. Вуд (США), Д. Джексон (Канада), Э. Данцер и В. Шварц (Австрия), О. Непела (ЧССР), Дж. Карри (Великобритания), Я. Хофман (ГДР), С. Н. Волков, В. Н. Ковалёв, С. А. Четверу-хин (СССР); спорт. пары - Б. Вагнер и Р. Поул (Канада), М. Килиус и Г. Бой-млер (ФРГ), Р. Кермер и Р. Эстеррайх (ГДР), Н. А. и С. А. Жук, Т. А. Жук и А. Ю. Горелик, Л. С. Смирнова и А. А. Сурайкин (СССР); спортивные танцы - Е. Романова и П. Роман (ЧССР), Д. Вествуд и Л. Демми, Д. Денни и К.Джонс, Д. Таулер и Б. Форд (Великобритания), И. В. Моисеева и А. О. Ми-ненков, Н. В. Линичук и Г. М. Карпоно-сов (СССР) и др.

Сов. фигуристы завоевали на Олимпийских играх 5 золотых и 5 серебряных медалей, на чемпионатах мира -20 золотых, 17 серебряных и 9 бронзовых, на чемпионатах Европы - соответственно: 18, 18 и 13. 17 сов. фигуристам присвоено звание засл. мастера спорта, 32 - мастера спорта СССР междунар. класса. Лучшие школы Ф. к. в Москве и Ленинграде, где работают засл. тренеры СССР Т. А. Толмачёва, С. А. Жук, Е. А. Чайковская, В. Н. Кудрявцев, Т. А. Тарасова, И. Б. Москвин, засл. тренеры РСФСР Т. Н. Москвина, А. Н. Мишин и др.



Лит.: Панин Н. А., Искусство фигуриста, М., 1956; Рыжкин В. И., Ледовая сюита, М., 1975; Фигурное катание на коньках, под ред. А. Б. Гандельсмана, М., 1975.

В. М. Рыжкин.




2725.htm
ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ (греч. schema, лат. figura - очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксич. организации речи, применяемых преим. в пределах фразы и реализующих экспрессивные (гл. обр. эмоционально-императивные) качества высказывания. Ф. с. используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-пуб-лицистич. стилях), так и художественной (особенно в поэзии).

Изучение Ф. с. имеет длительную историю (первые суждения относятся к эпохе античности). До недавнего времени Ф. с. рассматривались преим. в учебно-дидак-тич. плане; в практич. пособиях по риторике, стилистике и поэтике демонстрировались образцы фигурированной речи, взятые, как правило, из произв. далёкого прошлого; приводились разнообразные классификации Ф. с. (их насчитывали от 20 до 70); соответств. наставления исходили из предположения о том, что Ф. с. не более чем искусственные и внешние приёмы "украшения" речи, осваиваемые посредством подражания. С совр. точки зрения, Ф. с.- обычные, "естественные" способы использования выразит. возможностей языка, применяемые говорящим (пишущим) при осуществлении конкретных актов речи и являющиеся одним из важнейших компонентов индивидуального стиля.

Ф. с. можно подразделить на три типа, каждый из к-рых существует в двух противоположных вариантах.

I. Ф. с. протяжённости делятся на: 1) Ф. с. убавления - эллипс - результат выбора конструкции с меньшим количеством составных частей; могут отсутствовать начало, середина, конец фразы. "Ворон ворону [говорит] в ответ" (А. С. Пушкин). 2) Ф. с. добавления - результат выбора конструкции, в к-рой неоднократно используется одно и то же слово в одной и той же форме. Сюда относится прежде всего точный повтор ("Еду, еду - следу нету" - загадка). Может повторяться начало фразы - анафора или конец - эпифора; повтор может состоять также из конца предыдущей и начала последующей фразы - стык ("О, весна без конца и без краю - Без конца и без краю мечта!" - А. А. Блок). В большинстве случаев повторы неточные: повтор слова в одном и том же значении, но в разных падежах - многопа-дежность, или полиптотон ("Человек человеку - друг, товарищ и брат"); повторение одного и того же слова в разных значениях -"обыгрывание" многозначности, или дистинкция ("У кого нет в жизни ничего милее жизни, тот не в силах вести достойный образ жизни" - сентенция); определение дублирует определяемое - тавтология ("тёмный мрак"); перечисление близких по значению элементов - ампфликация ("Во саду ли, в огороде..." - нар. песня); вслед за к.-л. словом следует другое, противоположное по значению - антитеза ("Я- царь, я - раб, я - червь, я - бог" - Г. Р. Державин).

II. Ф. с. связности делятся на: 1) Ф.с. разъединения - результат выбора конструкции со слабой связью составных частей. Сюда относятся: дистант-ное употребление слов, непосредственно связанных по значению ("Где взгляд людей обрывается куцый...",- В. В. Маяковский); парцелляция (реализация единой синтаксич. конструкции более чем одной фразой: "Я жаловаться буду. Губернатору." - М. Горький); аттракция (устранение согласования: "Началась у них драка-бой великая" - фольклор); вводные элементы ("И тут появляется - кто бы вы думали? - она..."); перестановка частей высказывания ("Умрём и бросимся в бой" - Вергилий) и др. 2) Ф. с. объединения - результат выбора конструкции с тесной связью составных частей: градация, синтаксический параллелизм, отнесение слова одновременно к двум членам предложения ("И горный зверь, и птица... Глаголу вод его внимали" - М. Ю. Лермонтов), повторение союзов и др.

III. Ф. с. значимости делятся на: 1) Ф. с. уравнивания - результат выбора конструкции с относительно равноценными составными частями: прямой порядок слов; контактное употребление слов, непосредственно связанных по значению; равномерность распространения второстепенных членов; приблизительно одинаковая длина фраз и абзацев. 2) Ф. с. выделения - результат выбора конструкции с неравноценными составными частями: инверсия (слово занимает не вполне обычную и потому "сильную" для него позицию - либо в начале, либо в конце фразы: "И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил" - Пушкин), градация (особенно нарастающая; начала строф стихотв.

Ф. И. Тютчева: "Восток белел... Восток алел... Восток пылал..."). Существуют Ф. с., усиливающие и выделяющие фразу в целом на фоне её окружающих: риторич. обращение (т. е. к неодушевлённому предмету: "А ты, вино, осенней стужи друг..." - Пушкин), риторич. вопрос ("Знаете ли вы украинскую ночь?" - Н. В. Гоголь), риторич. восклицание ("Какой простор!"); значимость фразы резко повышается также в результате отождествления её с абзацем ("Море - смеялось" - Горький). Названные простые Ф. с. способны синтезироваться в целостном тексте, образуя сложные фигуры.

Использование в речи Ф. с. (как и тропов) - частный аспект проблемы мастерства писателя. Простое наличие или отсутствие Ф. с. вовсе не определяет сти-листич. достоинств текста. Углублённое изучение Ф. с. предполагает объединение усилий различных специалистов: в первую очередь лингвистов. литературоведов, психологов.

Лит.: Античные теории языка и стиля, М. - Л., 1936; Бэн А., Стилистика и теория устной и письменной речи, пер. с англ., М., 1886; Балли Ш., Французская стилистика, пер. с франц., М., 1961; Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, 2 изд., т. 1, Хар., 1911; Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Рыбникова М. А., Введение в стилистику, М., 1937; Квятковский А., Поэтический словарь, М., 1966; Корольков В. И., К теории фигур, в кн.: Сборник научных трудов Моск. гос. пед. ин-та иностранных языков им. М. Тореза, в. 78, М., 1974; Staigеr Е., Die Kunst der Interpretation, Z., 1957; его же, Grundbegriffe der Poetik, 8 Aufl., Z. - Freiburg i Br., 1968; Lausberg H., Handbuch der literarischen Rhetorik. Eine Grundlegung der Literaturwis-senschaft, [Bd 1 - 2], Munch., 1960; Тоdorоv Т., Tropes et figures, в сб.: То honor R. Jakobson. Essays on the occasion of his seventieth birthday, v. 3, The Hague -P., 1967. В. И. Корольков.

ФИГУРЫ ТРАВЛЕНИЯ, правильно огранённые углубления (реже холмики), образующиеся на поверхности кристаллов в процессе травления. Ф. т. закономерно ориентированы относительно кристаллографич. направлений; они отображают симметрию граней и дефекты структуры кристалла.

ФИГУРЫ УДАРА, фигуры, образованные трещинами, возникающими на гранях кристалла при резком ударе по ним притупленным остриём стального керна. Форма Ф. у. отображает симметрию кристалла и анизотропию прочности на разрыв.

ФИДЕ (Federation Internationale des Echecs - FIDE), междунар. шахматная федерация. Осн. в 1924 в Париже, штаб-квартира (1976) в Амстердаме. В 1976 объединяла св. 100 нац. федераций. Сов. шахматная орг-ция вступила в ФИДЕ в 1947. См. также Шахматы.

ФИДЕИЗМ (франц. fideismc, от лат-fides - вера), утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на откровение. Ограничивая сферу действия науки, Ф. отрицает мировоззренческое значение науч. познания, отводя решающую роль в понимании мира религ. вере. Ф. присущ мн. направлениям идеали-стич. философии; по характеристике В. И. Ленина, идеализм - это только "... утонченная, рафинированная форма фидеизма..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 380). См. Религия, Теология.

ФИДЕИКОМИСС (лат. fideicommissum, от rides - вера, доверие, добросовестность и committo - поручаю), в римском праве до 529 поручение наследодателя наследнику передать третьему лицу к.-л. имущество, к-рое также наз. Ф. Первоначально Ф. не носили формального характера, но со времён имп. Августа получили юридич. силу: лицо, в пользу к-рого был сделан Ф., имело право требовать имущество в суд. порядке. Ф. имел преимущества перед завещательным отказом (легатом): он мог быть возложен и на наследника по закону, мог быть установлен в любой форме, ранее или позднее завещания, в качестве приложения к нему, в виде письма и т. д. После 529 сохранились только т. н. универсальные Ф., согласно к-рым наследник должен был передать третьему лицу всё наследственное имущество.

ФИДЕЛЬ (нем. Fiedel, от лат. fides - струна), струнный смычковый муз. инструмент. Был распространён в 8 - сер. 14 вв. в Зап. Европе среди бродячих музыкантов. В странах герм. яз. термин "Ф." в основном соответствует романским назв. виела, виола. Был лопатообразной, грушевидной и гитарообразной формы (последняя - классич. тип). Имел корпус с плоскими деками, прямыми плечами, 2 резонаторными отверстиями в форме скобок, гриф без ладов и плоскую головку с перпендикулярно расположенными колками (см. Струнные смычковые музыкальные инструменты). Количество струн 1-5; строй -квартово-квинтовый.

Лит.: Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959, с. 37- 55.

ФИДЕР (англ, feeder, от feed - питать), 1)в радиотехнике и технике СВЧ линия передачи, передающая линия, электрическое устройство, по к-рому осуществляется направленное распространение (канализация) электромагнитных колебаний (волн) от источника к потребителю в системах их передачи и распределения. Термином "Ф." пользуются преим. в технике радиопередачи и радиоприёма (см., напр., Антенна, Приёмо-передающая радиостанция), а также в проводном вещании. Ф. подразделяют на открытые и закрытые. К открытым Ф. относятся: 1-, 2-и многопроводные линии, выполняемые соответственно в виде металлич. провода (металлич. ленты) либо системы проводов (разновидность 2-проводной линии - несимметричная полосковая линия); ди-электрич. радиоволноводы; линзовые и зеркальные квазиоптические линии (см. Квазиоптика). Закрытые Ф.- 1-и многопроводные экранированные линии (напр., радиочастотный кабель, симметричная полосковая линия) и металлич. радиоволноводы. Осн. достоинство закрытого Ф. по сравнению с открытым - независимость поля канализируемой волны от внеш. воздействий (в частности, атмосферных). Выбор конструкции Ф. определяется рабочей частотой источника. Так, в диапазоне частот от 3 кгц до 3 Мгц в качестве Ф. обычно используют проводные линии (экранированные и неэкранированные), от 3 Мгц до 3 Ггц - коаксиальные кабели, от 3 Ггц до 300 Ггц - металлич. и диэлектрич. радиоволноводы, св. 300 Ггц - квазиоптич. линии. 2) В электроэнергетике выходящий из употребления термин, обозначающий распределительную кабельную или возд. линию электропередачи (обычно на 6-10 кв).

Лит.: Ефимов И. Е., Радиочастотные линии передачи, М., 1964; Жук М. С., Молочков Ю. 13., Проектирование линзовых сканирующих широкодиапазонных антенн и фидерных устройств, М., 1973. Р. И. Перец.

ФИДЖИ (Fiji), государство в Океании, на о-вах Фиджи, в юго-зап. части Тихого ок. Входит в Содружество (брит.). Пл. 18,3 тыс. км2. Нас. 580 тыс. чел. (1975). Столица - г. Сува. В адм. отношении делится на 4 округа. В состав Ф. входит также о. Ротума (в 380 км от о-вов Фиджи).

Государственный строй. Ф.-конституционная монархия. Действующая конституция принята в 1970. Главой гос-ва является англ. король (королева), функции к-рого выполняет назначаемый им генерал -губернатор.

Высший орган законодат. власти - парламент, включает англ. короля (королеву) и две палаты. Нижняя - палата представителей (52 члена), избираемая на 5 лет, включает 22 фиджийца, 22 индийца, 8 представителей от европейцев и кит. общины (часть из них избирается по общинным, часть - по нац. спискам). Верхняя палата - сенат - состоит из 22 членов, назначаемых на 6 лет (каждые 3 года сенат наполовину обновляется). Избират. право предоставляется всем гражданам, достигшим 21 года. Исполнит. власть осуществляется пр-вом - кабинетом министров во главе с премьер-министром, назначаемым генерал-губернатором. В провинциях функционирует т. н. фиджийская администрация - выборные Советы провинций и Большой совет вождей, где председательствует министр по делам Ф. и сел. развития Ф. Имеется консультац. орган - Совет вождей в составе 22 фиджийцев - депутатов ниж. палаты, 30 представителей, избранных Советами провинций, и 15 чел., назначенных министром по делам Ф. Возглавляемая Верх. судом суд. система включает апелляц. суд и низшие суды.

Гос. флаг см. в таблице к статье Флаг государственный.

Природа. Архипелаг Фиджи состоит из более чем 300 о-вов, образующих вост. окраину Меланезии. Наиболее крупные о-ва - Вити-Леву, Вануа-Леву. Берега почти всех о-вов окаймлены коралловыми рифами и сильно изрезаны. Основания о-вов сложены гранитами, гнейсами и др. древними кри-сталлич. породами, местами перекрытыми третичными песчаниками и мощной толщей изверженных пород - базальтов и андезитов. В рельефе крупных о-вов преобладают плато, пересечённые горными хребтами выс. св. 1000 м (1322 м на о. Вити-Леву). На побережье - узкие аккумулятивные равнины. Наиболее крупные pp. - Рева (судоходна на 100 км), Ваинимбука, Мба, Синга-тока находятся на о. Вити-Леву. Климат тропич. океанич., влажный, с незначит. колебаниями темп-ры по временам года (в среднем ок. 3°С). Направления ветров и рельеф о-вов определяют существенные различия в распределении осадков (от 1500 до