БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ной Звезды и медалями.

ФЕСКА (от назв. г. Фес в Марокко, где было широко распространено произ-во Ф.), шапочка из шерсти или фетра в виде усечённого конуса, обычно с кисточкой, чёрной или синей, часто перевитой серебром или золотом; муж. головной убор, распространённый в Марокко, Египте, Алжире, Турции и странах Зап. Азии. Ф. также - принадлежность нац. костюма в нек-рых р-нах Албании и Греции. Ф. носят под чалмой и как самостоят. головной убор. С 1826 по 1925 красная с чёрной кистью Ф. служила в Турции форменным головным убором чиновников и солдат.

ФЕССАЛИЙСКАЯ РАВНИНА, Фессалийская низменность, на Ю. Балканского п-ова, в Греции, между горами Пинд, Олимп, Оса, Отрис. Дл. ок. 80 км, шир. до 60 км. Выс. ок. 100 м (в центр. части - холмы и низкогорья, выс. до 500 м). Сложена преим. аллювиальными отложениями. Дренируется р. Пиньос. Большая часть Ф. р. возделана и густо населена. См. также ст. Фессалия.

ФЕССАЛИЯ (Thessalia), историческая область в ср. части Греции, у побережья Эгейского м. Включает номы Лариса, Кардица, Магнисия, Трикала. Пл. 13,9 тыс. км2. Нас. 659,9 тыс. чел. (1971). Терр. Ф. охватывает плодородную Фессалийскую равнину.

Ф.- с.-х. р-н, житница Греции. Значит. зерновое х-во (пшеница, ячмень, кукуруза, бобовые); возделывают табак, хлопчатник, плантации оливок, виноградарство и др. отрасли субтропич. плодоводства. Значит, поголовье кр. рог. скота, овец и коз. Рыболовство. Добыча медной руды. Текст., пищ., табачная, цем., металло- и деревообр. пром-сть, с.-х. машиностроение, судоремонт и мелкое судостроение. Гл. порт-Волос. Наиболее крупные города - Лариса и Трикала.

Плодородие земли Ф. в древности способствовало переходу населявших её племён уже в сер. 7-го тыс. до н. э. к производящему х-ву, как это показали архео-логич. раскопки поселений докерамич. неолита в Аргиссе, Суфли, Сескло и др. В 6-4-м тыс. в эпоху неолита жители Ф. (говорившие на пеласгском яз.) занимались земледелием, скотоводством, домашними ремёслами. В эпоху бронзы среди греч. населения Ф. получили преобладание ахейцы. С нач. 2-го тыс. в Ф. возникли раннеклассовые гос-ва. В 12 в. в Ф. поселились фессалы - одно из эпирских племён, подчинившие местное население. Завоеватели составили класс землевла-дельч. аристократии, господствовавшей над зависимыми земледельцами, называвшимися пенестами. В 5 в. в результате борьбы демоса с аристократией в отд. городах Ф. была установлена тирания. В 4 в. при тиране г. Фер Ясоне была объединена вся Ф. В период 352- 344 терр. Ф. была завоёвана Македонией, после битвы при Киноскефалах (197) вместе с др. терр. Греции попала под рим. влияние, с 148 до н. э. входила в состав рим. провинции Македония. С 395 по 1396 Ф.- в составе Византии, с 1396 по 1881 принадлежала Турции, с 1881 - в составе Греции.

Лит.: Шмидт Р. В., Из истории Фессалии, "Изв. Гос. Академии истории материальной культуры", 1934, в. 101; Титов В. С., Неолит Греции. Периодизация и хронология, М., 1969; Wасе A., Thompson M. S., Prehistoric Thessaly, Camb., 1912; Stah1in F., Das hellenische Thessalien, Stuttg., 1924; West1ake H. D., Thessaly in the Fourth Century В. С., L., 1935.

ФЕССАЛОНИКИ (Thessalonike), Феcсалоника, город в Греции; см. Салоники.

ФЕССЕНДЕН (Fessenden) Реджиналд (6.10.1866, Ист-Болтон, пров. Квебек, Канада,- 22.7.1932, Гамильтон, Бермудские о-ва), американский учёный в области электротехники и радиотехники. Спец. образования не получил. В 1895 начал заниматься изучением электромагнитных волн, в 1899 демонстрировал применение беспроволочного телеграфа (радио) в метеослужбе. В 1900 разработал пром. образцы ВЧ генераторов индукторного типа (на 60 кгц); в 1901, построив (совместно с амер. учёным Э. Ф. Алек-сандерсоном) ВЧ дуговой генератор, осуществил передачу человеческой речи по радио; в 1902 изобрёл электролитич. детектор; в 1905 предложил схему гетеродинного приёма. Ф. получил более 300 патентов, гл. обр. на изобретения в области радиотехники. Ряд их относится к проблемам мор. навигации и сигнализации (звуковой глубинный эхолот, различные радиопеленгаторы, электро-акустич. устройства и др.).

ФЕССКИЙ ДОГОВОР 1912, об установлении франц. протектората над Марокко. Заключён 30 марта в г. Фес марокканским султаном Абд аль-Хафизом и представителем франц. пр-ва Реньо. Согласно договору, терр. Марокко подлежала оккупации франц. войсками. При султане, сохранявшем формально положение главы гос-ва, назначался франц. генеральный резидент, к-рый сосредоточивал в своих руках всю власть в Марокко. Внеш. политика Марокко переходила под контроль Франции. Франция по Ф. д. обязалась вступить в переговоры с пр-вом Испании по поводу интересов этой страны в Марокко (27 нояб. 1912 был подписан франко-исп. договор, по к-рому небольшая часть Марокко переходила под власть Испании). Договор предусматривал сохранение особого режима для Танжера. В результате освободит. борьбы марокканского народа, приведшей к подписанию франко-марокканской декларации о независимости Марокко 2 марта 1956, Ф. д. был аннулирован.

Публ.: Riviere L.. ed. Traites, codes et lois du Maroc, t. 1, P., [ 1924], p. 121.

ФЕСТ (греч. Phaistos), древний город на юге о. Крит, крупный центр эгейской культуры. Раскопан в 1900-66 итал. археологами. В эпоху неолита и ранней бронзы Ф.- небольшое поселение. Ок. 2200 до н. э. в Ф. возведён монументальный царский дворец. Имея много общего с дворцом Кноса, ансамбль Ф. примечателен тремя мощёными дворами, святилищами и т. н. театральной площадкой со ступенями-скамьями для 500 зрителей. После землетрясения в сер. 18 в. дон. э. дворец в Ф. был перестроен и расширен. Этот поздний дворец отличается высоким уровнем строительного мастерства: стены многочисл. помещений и длинных коридоров сложены из тёсаных плит, применена фресковая роспись; устроен разветвлённый водопровод и много кладовых. Примечателен двор типа перистиля. Вокруг дворцового холма располагался город. Ок. 1470 до н.э. Ф. был разрушен землетрясением, после к-рого здесь находилось небольшое поселение.

Лит.: Пендлберн Д ж., Археология Крита, пер. с англ., М., 1950; Реrnier L., II palazzo minoicp di Festos, v. 1 - 2, Roma, 1935 - 51; Levi D., La conclusione degli scayi a Festos, "Annuario della Scuola archep-logica di Atene e delle missioni italiane in Orientes., 1965-66, v. 43-44, nuova ser., v. 27 - 28, p. 313-99. Т. В.Блаватская.

ФЕСТИВАЛЬ (франц. festival - празднество, от лат. festivus - весёлый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Первоначально возникли муз. Ф. (Великобритания, нач. 18 в.); в 20 в. получили распространение междунар. Ф. Большое значение в борьбе за мир имеют Всемирные фестивали молодёжи и студентов. См. Музыкальный фестиваль, Театральный фестиваль, Кинофестиваль.

ФЕСТУКА, род растений сем. злаков; то же, что овсяница.

ФЕТ, Шеншин, Афанасий Афанасьевич [23.11(5.12). 1820, с. Новосёлки, ныне Мценского р-на Орловской обл.,- 21.11(3.12).1892, Москва], русский поэт. Сын помещика А. Н. Шеншина и Каролины Фет; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридич. незаконность этой записи, что лишило Ф. всех дворянских привилегий. В 1844 он окончил словесное отделение филос. ф-та Моск. ун-та и с целью получить дворянское звание поступил на воен. службу (1845). Первый сб. стихов - "Лирический пантеон" (1840). К нач. 60-х гг., периоду резкого размежевания обществ. сил, связанного с революц. ситуацией, относятся публицистич. выступления Ф. в защиту прав помещиков, носящие подчёркнуто ретроградный характер. Незадолго до этого Ф. вышел в отставку и занялся хозяйством в своём поместье; мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив 4 сб-ка стихов под общим назв. "Вечерние огни" (1883-91). Ф.- принципиальный сторонник доктрины "чистого искусства", избегавший в своей поэтич. практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В то же время его поэзия - в более широком смысле - Имеет твёрдую жизненную почву. Поэту, движимому стихийным стремлением воплотить в стихах само "вещество существованья", удалось мастерски передать материальную реальность мира, данную человеку в его непосредств. восприятии. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу ("Весна и ночь покрыли дол", 1856?), поэт как бы растворяет своё "я" в стихии орга-нич. жизни ("Какое счастие: и ночь, и мы одни!", 1854). Необыкновенно острые лирич. эмоции вызывает в Ф. природа - "весны таинственная сила" ("Ещё майская ночь", 1857), "чудные картины" зимы ("Какая грусть! Конец аллеи", 1862), вечера и ночи ("Шёпот, робкое дыханье", 1850, "На стоге сена ночью южной", 1857). "Пейзаж души" дан у Ф. в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрит. ощущениями. Особенно ярко вкус к живописным, пластич. картинам проявился у Ф. в антологич. стихах ("Вакханка", 1843, "Диана", 1847). Своеобразие психологизма Ф. в том, что он с несвойственной дотоле рус. поэзии конкретностью воссоздал в лирике мимолётные душевные настроения и состояния - эту текучую "материю" всякой человеческой жизни. Поэзия Ф. музыкальна, мелодична. Поэт предпочитает подчас иметь дело не со смыслом, а со звуком - особо податливым материалом для выражения сиюминутного настроения.

Ф. известен как переводчик Горация, Овидия, И. В. Гёте и др. древних и новых поэтов. Впервые перевёл на рус. яз. трактат А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1881). Автор мемуаров "Мои воспоминания" (ч.1-2, 1890), "Ранние годы моей жизни" (опубл. 1893). Мн. стихи Ф. положены на музыку.

Соч.: Полн. собр. стихотворений. [Вступ. ст. Б. Я. Бухштаба], 2 изд., Л., 1959; Вечерние огни. [Послесл. Д. Благого], М., 1971 (имеется библ. муз. произв. на стихи, вошедшие в это издание).

Лит.: Эйхенбаум Б. М., Фет, в его кн.: О поэзии, Л., 1969; Озеров Л., А. А. Фет. О мастерстве поэта, М., 1970; Бухштаб Б. Я., А. А. Фет. Очерк жизни и творчества, Л., 1974; Благой Д., Мир как красота. О "Вечерних огнях" А. Фета, М., 1975; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. - Л., 1962. В. И. Масловский.

ФЕТАЛИЗАЦИЯ (от лат. fetus, foetus - отпрыск, зародыш), направление эволюции, связанное с выпадением в индивидуальном развитии потомков поздних стадий, свойственных предкам, и всё более полным проявлением во взрослом состоянии особенностей, характерных для зародышей или личинок предков. Далеко зашедшая Ф. может привести к неотении.

ФЕТВА (араб.- мнение, решение), в мусульм. странах юридич. заключение (обычно в форме вопроса и ответа) высшего религ. авторитета (муфтия, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. В ср. века и новое время получение Ф. было обязательным по каждому важному вопросу (в т. ч. объявление войны, заключение мира и т. п.).

ФЕТИДА, в др.-греч. мифологии морская богиня, одна из нереид, мать Ахилла.

ФЕТИДА, спутник планеты Сатурн; то же, что Тефия.

ФЕТИС (Fetis) Франсуа Жозеф (25.3. 1784, Монс,- 26.3.1871, Брюссель), бельгийский музыковед и композитор. Учился у Л. Керубини и А. Ф. Буальдьё в Парижской консерватории. В 1827-1835 издавал в Париже основанную им газ. "Ревю мюзикаль". С 1833 директор консерватории и капельмейстер королевской капеллы в Брюсселе. Ф.- автор капитальных трудов по истории и теории музыки и муз. лексикографии, глава бельг. и франц. школ музыковедения. Выделяются его биографич. музыкальный словарь (т. 1-8, 1837-44) и "Всеобщая история музыки" (т. 1-5, 1869-76), представляющие источниковедч. ценность, несмотря на консерватизм нек-рых его позиций. Ф.- автор опер, симфоний, квартетов и др. муз. соч.

Лит.: Wangermее R., F. J. Fetis. Musicologue et compositeur, Brux., 1951.

И. М. Ямполъский.

ФЕТИШ (франц. fetiche, от португ. feitico - колдовство, амулет), 1) неодушевлённый предмет, наделённый в представлениях верующих сверхъестеств. свойствами и служащий поэтому объектом религиозного культа (см. Фетишизм). 2) В переносном смысле - предмет слепого поклонения.

ФЕТИШИЗМ, 1) религ. поклонение материальным предметам - фетишам, к-рым приписываются сверхъестественные свойства. С почитанием фетишей (столбов, камней и др.) у народов Зап. Африки впервые познакомились португ. моряки в 15 в.; термин "фетиш" введён голл. путешественником В. Босманом в нач. 18 в. Франц. учёный Ш. де Брос в соч. "О культе богов фетишей" (1760, рус. пер. "О фетишизме", 1973) исследовал Ф. в религиях др. египтян, греков, римлян. Франц. просветители рассматривали Ф. как архаич. форму религии, непосредственно связанную с невежеством (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 220-21). Для Г. Гегеля Ф.- форма первоначальной, непосредств. религии - колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства - фетиша, достигая того, что ему нужно (см. "Философия религии", т. 1, М., 1975, с. 448). Ф. свидетельствует, по Гегелю, о переходе от непосредственно-вожделеющего к опосредованно-трудовому отношению к миру, от почитания непосредств. предметов природы к наделению их духовным смыслом.

Характеристика Ф. в этнографии многозначна: Дж. Леббок основывал Ф. на первобытном веровании в возможность принудить божество исполнить желание человека; Э. Б. Тайлор, Г. Спенсер и др. считали Ф. формой анимизма (фетиши - вместилища духа). Место Ф. в верованиях разных народов различно: у австралийцев фетиши - чуринги - символы и заменители тотемов; у сев.-амер. индейцев - воплощение родовых покровителей; у народов Зап. Африки - личные покровители. Формы фетишей разнообразны: камни, куски дерева, части тела животного, изображения (идолы). Выбор фетиша мог быть случайным или определялся жрецом, колдуном. Известны случаи фамильярного отношения к фетишу: его кормили, ласкали за оказанную услугу, за нерадение били, даже выбрасывали и заменяли. В "мировых" религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных "ступ" (буддизм), святых мест и "чёрного камня" у мусульман.

Характерный для товарно-капиталистич. общества процесс наделения продуктов труда сверхъестеств. свойствами (самовозрастания стоимости и пр.), обусловленный овеществлением социальных отношений и персонификацией вещей. Структура фетишистского сознания и механизм процесса фетишизации были раскрыты К. Марксом при исследовании товарного фетишизма.

Ф.- это отождествление общественных и культурных функций предмета с естеств. свойствами или вещи, или продукта человеческой деятельности, или природными особенностями индивида. Различные формы Ф. определяются именно тем, происходит ли отождествление социокультурных характеристик с натурали-стич. бытием вещей, физически-телесным субстратом продукта человеческой деятельности или естеств. особенностями индивидов.

К. Маркс вначале анализировал Ф. как одну из ранних форм религии, "религии чувственных вожделений" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 98, 410), для к-рой характерна за-кабалённость предметами, превращение представлений человека в свойства самой вещи. В последующем, по мере развития его социально-экономич. теории, К. Маркс рассматривает Ф. как структурный элемент обществ. сознания анта-гонистич. формации.

Для К. Маркса Ф.- это не только общий и постоянный элемент религии, но и целого ряда форм сознания, далёких от религии в собственном смысле слова. В религиозном мире"... продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. То же самое происходит в мире товаров с продуктами человеческих рук. Это я называю фетишизмом ..." (там же, т. 23, с. 82). Наделение предметов магич. свойствами, их сакрализация, освящение присущи не только религ. сознанию, но и различным формам "светского" сознания (алхимия, бурж. политэкономия, особенно в её вульгарной форме, и др.). В теории фетишизма К. Марксом была не только вскрыта структура и формы фетишистского сознания, но и показана социально-экономич. обусловленность Ф. бурж. производств. отношениями. К. Маркс связывает Ф. со сращением культурно-социальных функций вещи с её материальным субстратом. При этом объект Ф. становится неким магич. средством, призванным обеспечить достижение желаемого результата, т. е. продукт деятельности становится "чувственно-сверхчувственной вещью".

В совр. марксистской лит-ре подчёркивается методологич. значение теории Ф. для изучения Ф. как этапа в развитии религии (Г. П. Францов, Б. И. Шаревская, А. Ф. Анисимов), существующего не только в автохтонных культах (напр., Африки), но и в качестве пережитка в христианстве, для выявления Ф. как наиболее общего и постоянного элемента религии вообще (С. А. Токарев). Не только марксистские историки религии и этнографы, но и социологи обращаются к теории Ф., развитой К. Марксом, при анализе деформирующего влияния Ф. на принципы науч. знания (смешение сущности и видимости, утилитаристское понимание идеала научности и т. п.), критики различных форм "массовой культуры" и потребительского сознания, осмысления тенденций социально-психологич. процессов в бурж. обществе.

А. П. Огурцов.

3) Ф. в медицине, половое извращение, при к-ром сексуальное влечение направлено на разл. предметы (напр., обувь, чулки, бельё), принадлежащие любимому человеку.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сборник], М., 1971. с. 458 - 70; Маркс К., Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 1 - 2; Маркс К., Критика политической экономии, там же, т. 46, ч. 1 - 2; Xарузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: фетишизм, "Этнографическое обозрение", 1908, № 1 - 2; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М. - Л., 1929; Марк А., Критика фетишизму в творчостi Маркса, Харь-кiв, 1931; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М. - Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; А1thussеr L., Rаnciere J.,

Macherey P., Lire le capital, t. 1, P., 1965.

ФЕТИШИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ, см. в ст. Юридическое мировоззрение.

ФЕТР (от франц. feutre - войлок), материал, получаемый валянием пуха (тонкого волоса) гл. обр. зайцев, кроликов и коз, отходов меха, тонкой и полугрубой шерсти (иногда с примесью хим. волокон). В зависимости от внешней отделки различают Ф. гладкий и ворсовой. Ворсовой, в свою очередь, делится на: "под замшу" (дл. ворса менее 0,5 мм), корот-коворсовой (дл. от 0,5 до 1,5 мм), велюр (густой стоячий ворс дл. 1,5-2,5 мм) и длинноворсовой (неподстриженный ворс дл. от 3 до 8-12 мм). Ф. вырабатывается в виде колпаков для шляп, беретов, т. н. чулок для изготовления тонких (фетровых) валенок, а также в виде листов, из к-рых выкраивают детали обуви, технич. изделия (фильтры, прокладки и т. п.).

ФЕТТИ, Фети (Fetti, Feti) Доменико [ок. 1588, Рим (?),- 16.4.1623,Венеция], итальянский живописец. Учился в Риме у Л. Чиголи; с 1613 работал в Мантуе, с 1622- в Венеции. Испытал влияние Караваджо, А. Эльсхеймера, мастеров венецианской школы 16 в. Писал гл. обр. картины на библейские и мифологич. сюжеты ("Исцеление Товита", нач. 1620-х гг., Эрмитаж, Ленинград), а также портреты. Особенно характерны для Ф. небольшие картины на темы евангельских притч [Дрезденская картинная гал., Гал. Палатина (Палаццо Пит-ти), Флоренция, и др.]. Религиозные сюжеты Ф. трактовал как жанровые сцены, изображая их в пейзаже, эмоционально созвучном переживаниям героев. Произв. Ф. отличаются чёткостью композиции, психологич. выразительностью колорита, выдержанного в чистой гамме светлых и холодных тонов, широкой свободной манерой письма.

Илл. см. на вклейке к стр. 305.

Лит.: Askew P., The parable paintings of Domenico Fetti, "The Art Bulletin", 1961, v.43, № 1, p. 21 - 45.

ФЕТХ-АЛИ-ШАХ, Фатх- Али -шах (наст. имя - Баба- хан) (1766, по др. данным, 1771-24.10.1834, похоронен в г. Кум), шах Ирана с 1797 из династии Каджаров. Во время правления Ф.-А.-ш. Иран, ослабленный феод. междоусобицами, стал объектом колон. экспансии европ. капиталистич. держав и царской России. Ф.-А.-ш. заключил неравноправные договоры с Францией (1807), Великобританией (1801, 1809, 1814), Россией (1813, 1828).

ФЕТХИЕ (Fethiye), город на Ю. Турции, в иле Мугла. Порт на берегу зал. Фет-хие Средиземного моря. 11 тыс. жит. (1970). Лов рыбы и мор. губки. В р-не Ф.- добыча хромовых и марганцевых руд.

ФЕТЫ (греч. thetes), в древних Афинах по реформе Солона четвёртая (после пентакосиомедимнов, всадников, зев-гитов), низшая цензовая группа гражд. населения. В неё входили граждане с годовым доходом с земли меньше 200 медимнов (1 медимн = от 41 до 52 л зерна): мелкие землевладельцы, арендаторы, батраки, подёнщики, городская беднота. От налогов Ф. были освобождены. В армии служили легковооружёнными воинами, матросами, гребцами, несли нестроевую службу. Обладали правом участия в нар. собрании и суде присяжных. Политич. и воен. роль Ф. особенно возросла при Фемистокле, Перик-ле и Клеоне в связи с дальнейшей демократизацией афинского гос. строя и усилением роли флота. К 4 в. до н. э. Ф. фактически получили доступ к гос. должностям. Термин "Ф." ранее, в гомеровскую эпоху (11-9 вв. до н. э.), обозначал обедневшую часть граждан, потерявшую связь с родом и общиной.

ФЕФЕР Ицик (Исаак Соломонович) [10(23).9.1900- 1952], еврейский советский поэт. Род. в м. Шпола, ныне Черкасской обл. Чл. КПСС с 1919. В том же году добровольно ушёл в Красную Армию. Участник Великой Отечеств. войны 1941-45. Печатался с 1919. В сб-ках лирич. стихов "Щепки" (1922), "О себе и о таких, как я" (1924), в поэмах "Иосл Шиндер", "Ребята" (обе - 1925), "Смерть Ильи" (1928) гл. тема - гражд. война. Темы строительства социализма воплощены в поэмах "Камень к камню" (1925), "Пласты" (1932), "Большие границы" (1939). Автор пьес "Трубочист" (1926), "Солнце не заходит" (1947).

Соч.: Лидер, баладес, поэмес. [Предисл. Г. Ременика], М., 1967; в рус. пер. - Стихи и поэмы, М., 1958; Стихи, М., 1969.

Лит.: Добрушин И., Фефер дер дих-тер, в кн.: Ин ибербой, М., 1932; Ременик Г., Дер дихтер фун зиг, "Советиш геймланд", 1975, № 9.

ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор (19.4.1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,- 18.11.1887, Лейпциг), немецкий физик, психолог, философ-идеалист, писатель-сатирик (выступал под именем доктора Мизеса). Один из основоположников эксперимент. психологии и эстетики (т. н. эстетики "снизу", идущей от опыта и индукции, а не от филос. построений). Проф. физики Лейпцигского ун-та (1834-40); из-за болезни и частичной слепоты оставил занятия физикой и обратился к философии. Разделяя во многом учение Ф. В. Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена, материя - оборотная сторона психического). Развил идеи психофизики как особой науки, изучающей соотношения психич. и физич. явлений (связь между ними Ф. мыслил как психофизический параллелизм), применял матем. язык для описания экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вызывающими их раздражителями (см. Вебера - Фехнера закон).

Соч.: Elemente der Psychophysik, Lpz., 1860; Zend-Avesta oder uber die Dinge des Himmels und des Jenseits, 5 Aufl., Bd 1 - 2, Lpz., 1922; Vorschule der Asthetik, 3 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1925. Лит.: Ярошевский