БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 оказался в России затяжным вследствие ряда причин: неравномерности социально-экономич. развития разных р-нов огромной страны, частичного "рассасывания" социальных противоречий в ходе колонизации новых земель. В числе гл. факторов консервации Ф. были: сила феодально-абсолютистского гос-ва, прочность дворянского землевладения, слабость формировавшейся рус. буржуазии, к-рая была тесно связана с крепостнич. самодержавием и феод. строем в целом. Лишь во 2-й четверти 19 в. обозначился глубокий упадок по мещичьего х-ва. Рост нар. движений, распространение революц.-демократич. идеологии, поражение царизма в Крымской войне 1853-56 заставили господств. класс и пр-во пойти на отмену крепостного права в 1861 (см. Крестьянская реформа 1861).

Однако и после отмены крепостного права в России, вступившей на путь сравнительно быстрого развития капитализма, ещё более полувека сохранялись мощные пережитки Ф.- помещичье землевладение и самодержавие; в кон. 19 - нач. 20 вв. в стране всё ещё имелись полу-крепостнич. формы эксплуатации крестьянства. Вхождение в состав и присоединение к Российской империи в 19 в. Кавказа, Ср. Азии и др. территорий не только привело к проникновению туда бурж. отношений, но и сопровождалось сохранением отсталых феодальных. Врастание местных феод. институтов в систему гос. управления и х-ва империи, консервация реакционных элементов обществ. жизни и быта намеренно поддерживались царским пр-вом. Острота агр. вопроса явилась одной из предпосылок бурж.-демократич. Революции 1905-07 в России и Февральской буржуазно-демократической революции 1917. В ходе борьбы против остатков Ф. и капиталистич. эксплуатации сложился революц. союз рабочего класса и трудового крестьянства, приведший под руководством Комму-нистич. партии к победе Великой Октябрьской социалистической революции. Ленинский Декрет о земле, принятый 2-м съездом Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917, навсегда уничтожил помещичье землевладение и тем самым положил конец пережиткам Ф. в стране.

Лит.: Энгельс Ф., Об освобождении крестьян в России, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; ЛенинВ.И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Наши упразднители, там же, т. 20; его же, О государстве, там же, т. 39.

История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 1 - 6, М., 1966-68; Очерки истории СССР, [т. 1 - 8], М., 1953-58; История Азербайджана, т. 1, Баку, 1958; История армянского народа, ч. 1, Ер., 1951; История Белорусской ССР, 2 изд., т. 1, Минск, 1961; История Грузии, т. 1, Тб., 1962; История Казахской ССР, т. 1, А.-А., 1957; История Киргизской ССР, т. 1, Фр., 1968; История Латвийской ССР, т. 1, Рига, 1952; История Молдавской ССР, 2 изд., т. 1, Киш., 1965; История таджикского народа, т. 2 (кн. 1 - 2), М., 1964; Гафуров Б. Г., Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история, М., 1972; История Туркменской ССР, т. 1, Аш., 1957; История Узбекской ССР, т. 1, Таш., 1967; История Украинской ССР, т. 1, К., 1969; История Эстонской ССР, т. 1, Тал., 1961.

Ленинские идеи в изучении истории первобытного общества, рабовладения и феодализма. Сб. ст., М., 1970; Проблемы возникновения феодализма у народов СССР, М., 1969; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика), М., 1972; Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.). Сб. ст., М., 1964; Города феодальной Ро'ссии. Сб. ст., М., 1966. Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; его же, Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., 2 изд., кн. 1 - 2, М., 1952- 1954; Зимин А. А., Холопы на Руси, М., 1973; Рыбаков Б. А., Ремесло древней Руси, [М.], 1948; Тихомиров М. Н., Древняя Русь, М., 1975; Юшков С. В., Очерки по истории феодализма в Киевской Руси, М.- Л., 1939.

Веселовский С. Б., Феодальное Ремлевладение в Северо-Восточной Руси, т. 1,

М.-Л., 1947; Корецкий В. И., Формирование крепостного права и первая Крестьянская война в России, М., 1975; Носов Н. Е., Становление сословно-представи-тельных учреждений в России, Л., 1969; Сахаров А. М., Образование и развитие Российского государства в XIV-XVII вв., М., 1969; Черепнин Л. В., Русские феодальные архивы XIV-XV вв., т. 1 - 2, М.- Л., 1948-51; его же, Образование Русского централизованного государства в XIV- XV вв., М., 1960.

Алефиренко П. К., Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 30-50-х годах XVIII в., [М.], 1958; Дружинин

Н. М., Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1 - 2, М. - Л., 1946-58; Ковальченко И. Д., Мило в А. В., Всероссийский аграрный рынок. XVIII - начало XX вв., М., 1974; Ковальченко И. Д., Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в., М., 1967; Маньков А. Г., Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в., М.-Л., 1962.

Крестьянские войны в России XVII- XVIII вв., М. -Л., 1966; Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв.: проблемы, поиски, решения, М., 1974; Рубинштейн Н. Л., Сельское хозяйство России во второй половине XVIIIB., М., 1957; Рындзюнский П. Г., Городское гражданство дореформенной России, М., 1958; Троицкий С. М., Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в., М., 1974; Тихонов Ю. А., Помещичьи крестьяне в России. Феодальная рента в XVII - начале XVIII в., М., 1974. А. М. Сахаров.

ФЕОДАЛЬНАЯ ВОЙНА В РОССИИ ВО 2-й ЧЕТВЕРТИ 15 в., между московским великим князем Василием И Васильевичем и звенигородско-галичскими удельными князьями - его дядей князем Юрием Дмитриевичем с сыновьями Василием Юрьевичем Косым и Дмитрием Шемякой. Осн. причины войны: усиление противоречий среди феодалов в связи с выбором путей и форм гос. централизации в обстановке тат. набегов, литов. экспансии и роста классовой борьбы крестьянства и горожан; политич. и эконо-мич. консолидации как великих (Московского, Тверского, Рязанского), так и удельных (Галичско-Звенигородского, Можайского и др.) княжеств. После смерти московского великого князя Василия 1 Дмитриевича в 1425 претендентами на великокняжеский стол выступили Василий II и князь Юрий. В 1425-31 борьба велась воен. и дипломатич. средствами. В ней участвовали Золотая Орда и Литва. Решит. столкновения произошли в 1433-34. Несмотря на воен. успехи, князь Юрий не добился поддержки б. ч. феодалов Моск. княжества и не закрепил за собой великокняжеский стол. На 2-м этапе война вышла за рамки Моск. княжества: воен. действия велись в центр. и сев. р-нах. Главного соперника Василия II после смерти князя Юрия в 1434 - Василия Косого, поддержал великий тверской кн. Борис Александрович. В 1436 Василий Косой потерпел поражение, попал в плен и был ослеплён. На 3-м этапе войны с 1441 противником Василия II был Дмитрий Шемяка. В союзе с удельным князем Иваном Андреевичем Можайским и опираясь на великого тверского князя, он захватил в февр. 1446 Москву, пленил Василия II и, ослепив его, сослал в Углич. В этот период произошёл резкий подъём классовой борьбы, выразившийся в ряде гор. восстаний, росте "великих разбоев" и массовом бегстве крестьян от феодалов. Шемяка не получил поддержки большинства феодалов, недовольных ослаблением центр. власти. Осенью 1446 он отпустил Василия II на удел в Вологду. Василий II

возобновил воен. действия, вступив в союз с великим тверским князем. В декабре 1446 Москва уже была под его властью. Борьба продолжалась в центральных, а затем - сев. р-нах до 1450, когда Шемяка в союзе с Новгородом потерпел поражение под Галичем. Война прекратилась в 1453 со смертью Шемяки. Окончание её привело к почти полной ликвидации уделов в Моск. княжестве и резко изменило в его пользу соотношение сил в Сев.-Вост. Руси, создав политич. предпосылки централизации государства.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв., М., 1960; его же, К вопросу о роли городов в процессе образования Русского централизованного государства, в кн.: Города феодальной России. Сб. ст. памяти Н. В. Устюгова, М., 1966.

В. Д. Назаров.

ФЕОДАЛЬНАЯ РЕНТА, см. Земельная рента.

ФЕОДАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, см. в статьях Собственность, Феодализм.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ, разновидность донаучного социализма, представители к-рого, критикуя капитализм, видели выход из его противоречий в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.

Впервые термин "Ф. с." был употреблён К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Манифесте Коммунистической партии ". Они относили к его представителям часть франц. легитимистов (Ж. Вильнёв-Бар-жемон, Ш. Монталамбер и др.) и -"Молодую Англию", в к-рую входили аристо-кратич. тори (Д. Маннерс, А. Эшли и др.), сплотившиеся в 1840-х гг. вокруг Б. Дизраэли. Историко-филос. концепция Ф. с. была разработана Т. Карлей-лем. Теоретич. источниками явились философия католицизма, схоластич. реализм, мистика Э. Сведенборга, реакц. романтизм 18 - нач. 19 вв. (Э. Бёрк, Р. Саути, С. Колридж, Л. Боналъд, Ж. Де Местр), традиционализм исторнч. школы права и др. учения, к-рые представители Ф. с. использовали преим. для провиденциалистско-телеологического (см. Провиденциализм) обоснования своих социально-политич. построений. Формирование Ф. с. произошло после Революции 1830 во Франции н парламентской реформы 1832 в Англии, когда возникла почва для иллюзии об общности интересов классов, противостоявших буржуазии справа и слева, своеобразием антикапиталистич. фронте феодалов и трудящихся.

Ф. с. представлял историч. процесс как осуществление замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача к-рых охранять проверенные веками устои общества, не допуская развития в нём "искусственных" элементов. С точки зрения Ф. с., установление политич. господства пром. буржуазии привело к распаду традиционных обществ. связей, к возникновению хаотич. массы преследующих эгоистич. цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит может быть достигнуто лишь совмещением пром. цивилизации с феодально-патриархальными принципами обществ. бытия, отвечающими извечной "человеческой природе": иерархия, развитие патерналистско-патриархальных связей, незыблемость традиций и ритуалов, святость политич. установлений и лиц, в к-рых они воплощены (монархи, герои, земельные магнаты и "капитаны промышленности", как назвал их Карлейль). Программа Ф. с., отразившая интересы и чаяния обуржуазившейся земельной аристократии, в действительности не затрагивала основ капитализма, затрудняя развитие активности нар. масс. К Ф. с. тяготели социальные слои, выбитые из привычной колеи наступлением пром. капитализма (гор. мещанство, чиновничье-бюрократич. элементы, часть интеллигенции).

К. Маркс и Ф. Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феод. социалистами антигуманистич. сторон ка-питалистич. цивилизации, в целом характеризовали Ф. с. как ведущее направление реакц. социализма 30-40-х гг. 19 в. В дальнейшем Ф. с., разновидностью к-рого является христианский социализм, получил распространение в Испании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Кан С. Б., История социалистических идей, 2 изд., М., 1967.

И. Н. Неманов.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ, см. Феодализм.

ФЕОДОР (Theodores) из Самоса, древнегреческий архитектор, скульптор, резчик гемм и мастер торевтики 6 в. до н. э. Работал в Самосе (ныне Ти-гани) на одноимённом острове.

ФЕОДОР I Ласкарис (Theodores Laskares) (ок. 1175 - нач. 1222, Ни-кея), основатель Никейской империи. Из знатного визант. рода, зять визант. имп. Алексея III. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 возглавил в М. Азии борьбу за объединение сил греков, в р-не Никеи образовал гос-во. Действовал сначала как наследник Алексея III (с титулом деспота), ок. 1206 провозгласил себя императором, в 1208 был официально коронован. В нач. 1211 разбил сельджуков. В 1214 заключил с Лат. империей Нимфейский договор, определивший границы между обоими гос-вами. В 1214 занял зап. владения Трапезунд-ской империи.

ФЕОДОР II Ласкарис (1221, Никея,- авг. 1258, там же), император Никейской империи с 1254. Опирался на служилую знать, вступил в конфликт с землевладельческой аристократией. На В. стремился заручиться поддержкой монголов против сельджуков. На Балканах отстаивал завоевания своего отца Иоанна III. В 1256 заключил выгодный для Никеи договор с болг. царём Михаилом I Асенем. Попытка Ф. II установить свою власть над Драчем и рядом др. крепостей привела к обострению отношений с Эпиром. Отказался от согласованного при Иоанне III проекта унии с папством. Писатель и философ, Ф. II покровительствовал развитию наук и искусств в Никее.

Лит.: История Византии, т. 3, М., 1967, гл. 3-4; Pappadopulos J. В., Theodore II Laskaris, P., 1908.

ФЕОДОР ВАЛСАМОН (Theodores Balsamon) (ум. после 1195, Константинополь?), византийский правовед, патриарх Антиохии (избран между 1185 и 1191). Автор толкований к Номоканону в 14 титулах, имевших целью примирить противоречия между церк. правом и Ва-силиками, а также между отд. церк. канонами (правилами). Толкования включают ряд важных не дошедших до нас документов. Ф. В. принадлежат и другие юрид. сочинения, письма, эпиграммы. Ф. В.- идеолог сильной императорской власти, защитник особых привилегий константинопольского патриарха, сторонник подчинения монашества епископату.

Лит.: Нарбеков В., Номоканон константинопольского патриарха Фотия с толкованием Вальсамона, т. 1 - 2, Казань, 1899; Stevens G. P., De Theodore Balsamone, Roma, 1969.

ФЕОДОР МЕТОХИТ (Theodores Metochites) (1270-13.3.1332, Константинополь), византийский писатель и гос. деятель, ближайший советник имп. Андроника II. С вступлением на престол Андроника III в 1328 подвергся опале. Автор многочисл. сочинений, в т. ч. "Заметок" (120 этюдов на темы морали, политики, эстетики, истории и др.-греч. лит-ры), описания посольства в Сербию, астрономич. трактата. Соч. (частично ещё не изданные) Ф. М. (знатока антич. авторов, комментатора Аристотеля) способствовали более глубокому пониманию античности и подготовке Возрождения. Ф. М. покровительствовал монастырю Хора, в церкви к-рого (совр. Кахрие-Джами в Стамбуле) в нач. 14 в. по его заказу были созданы мозаики и фрески - знаменитый памятник т. н. палео-логовского ренессанса. В этом монастыре Ф. М. провёл последние годы жизни. Лит.: Весk H. G., Theodores Metochites, Munch., 1952; Sevcenko I., Theodore Metochites, the Chora, and the intellectual trends of his time, в кн.: The Kariye Djami, v. 4, Prin-ceton, 1975, p. 19 - 91.

ФЕОДОР ПРОДРОМ (Theodores Prodromes) (ок. 1100- ок. 1170; по др. данным, ум. ок. 1158), византийский придворный поэт и прозаик. Автор любовного романа в стихах "Роданфа и Досикл", пародийной драмы "Война кошек и мышей", эпиграмм, писем, филос. и богословских соч. Панегирист знати, Ф. П., однако, сочувственно изображал "маленьких людей", страдающих в неустроенном мире. Пытался ввести в визант. лит-ру разговорный нар. язык. Творчеству Ф. П. свойственны лиричность и юмор. Атрибуция ряда сочинений спорна.

Лит.: Horandner W., Theodores Prodromes, Historische Gedichte, W., 1974; Каждан А. П., Два новых византийских памятника XII столетия, в сб.: Византийский временник, т. 24, М., 1964.

ФЕОДОР СТУДИТ (Theodoros Studi-tes) (759-11.11.826, Принцевы о-ва), византийский церк. деятель и писатель. С 798 настоятель Студийского монастыря в Константинополе. Отстаивал независимость монашества от императорской власти, выступал с 815 против иконоборчества. Был трижды сослан. В катехизисах, проповедях и стихотворениях пропагандировал общежительный монастырь (киновия), осн. на строгой дисциплине занятых производит. трудом монахов, подчинённых деспотич. власти настоятеля. Сохранившиеся письма Ф. С. (свыше 500)- важный источник по истории политич. и идейной борьбы в Византии нач. 9 в.

Соч.: Творения, т. 1 - 2, СПБ, 1907 - 08.

Лит.: Доброклонский А., Преподобный Феодор..., т. 1 - 2, Од., 1913-14.

ФЕОДОРА (Theodora) (ок. 500-28.6. 548, Константинополь), византийская императрица с 527, жена Юстиниана 1. Дочь служителя цирка, цирковая артистка, Ф. стала женой наследника престола. После воцарения Юстиниана I ак тивно участвовала в управлении гос-вом, поддерживая, в частности, монофиситов. Ф. сыграла большую роль в подавлении восстания "Ника", воспрепятствовала бегству Юстиниана I из столицы.

Лит.: Диль Ш., Византийские портреты, т. 1, М., 1914, гл. 3; Browning R., Justinian and Theodora, L., 1971.

ФЕОДОРО (Theodoro'), Мангупское княжество, феодальное гос-во на Ю.-З. Крыма ок. 12-15 вв. Терр. Ф. Гна С. и С.-В. до р. Качи, на Ю. до побережья Чёрного м., от совр. Балаклавы до Алушты) совпадала в основном с Готской епархией в Крыму и охватывала известную в 6-8 вв. область Дори с центром Дорос (с 10 в. Мангуп). Население Ф. было пёстрым по этнич. составу, аланы, греки, караимы и потомки крымских готов.

В 14-15 вв. Ф. отстаивало свою независимость от посягательств монголо-та-тар и генуэзцев. В целях укрепления власти владетели Ф. стремились установить прочные связи с Русью и Молдавией. С нач. 15 в. портом Ф. была крепость Каламита (Инкерман). В 1475 Ф. разгромлено турками и превращено в тур. кадылык (округ). Город перестал существовать в кон. 18 в. Сохранились архит. памятники 6-15 вв.: искусств. пещеры, развалины цитадели, т. н. дворца, базилик, домов.

Лит.: Тиханова М. А., Дорос-Фео-доро в истории средневекового Крыма, в кн.: Материалы и исследования по археологии СССР,т. 34, М.-Л., 1953; Якобсон А. Л., Крым в средние века, М., 1973.

ФЕОДОСИЙ (ок. 1470 - нач. 16 в.), русский живописец. Сын Дионисия, к творческой манере к-рого был близок в собств. работах. Совм. с отцом и братом Владимиром написал фрески и иконы соборной церкви Успения богоматери Носифо-Волоколамского монастыря (после 1485, иконы работы Ф. и фрески не сохранились), собора Рождества богородицы Ферапонтова монастыря. Руководил росписью Благовещенского собора Моск. Кремля (1508).

ФЕОДОСИЙ I, или Великий, Флавий (Flavius Theodosius) (ок. 346-395), римский император с 379. Родом из Испании, сын полководца. Был энергичным военачальником и ловким дипломатом. После гибели имп. Валента был провозглашён августом (соправителем имп. Грациана), получив в управление вост. часть империи. При Ф. I было приостановлено наступление готов (в результате победы над ними в 382, а также благодаря соглашению с ними и расселению их в качестве федератов на терр. империи). Ф. I окончательно утвердил господство ортодоксального христианства (эдикт de fide catholica, 380), преследовал сторонников арианства и запретил отправление языч. обрядов. При нём было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская б-ка, в 394 отменены Олимпийские игры. Христ. церковь признала его Великим. Ф. I был последним императором, объединившим (394-395) власть над вост. и зап. частями Римской империи.

Лит.: Еnsslin W., Die Religionspoli-tik des Kaisers Theodosius, Munch., 1953.

ФЕОДОСИЙ II (Theodosius) (ок. 401- 28.7.450), император Византии (Вост. Рим. империи) с 408. При Ф. II в управлении гос-вом значит. роль играли: его сестра Пульхерия (до 428), затем жена Евдоксия (до 441), позднее евнух Хриса-фий. В правление Ф. II Константинополь был обнесён (413) мощными стенами ("стены Феодосия"); был издан т. н. Кодекс Феодосия (438) - свод ранневи-зант. права. В 431 и 449 Ф. II созывал вселенские соборы в Эфесе. При Ф. II вандалы завоевали у Византии значит. терр. в Сев. Африке.

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ (гг. рожд. и смерти неизв.), глава еретич. течения, идеолог крестьянства и городской бедноты 16 в. в борьбе против офиц. церкви и феод. строя. По происхождению холоп. В кон. 40-х гг. бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи, затем перешёл в монастырь на Новоозере, где с 1551 начал пропаганду т. н. "Нового учения". Ф. К. подверг критике осн. догматы христианства: о божеств. природе Христа, о воскресении мёртвых и др., отрицал святых и чудеса, призывал не поклоняться иконам, выступал за уничтожение института монашества. Отвергая офиц. церковь, Ф. К. проповедовал идеи равенства всех людей, отвергал всю систему феод. господства и подчинения, считал "спасение" человека делом его собственных рук, призывал к ликвидации войн и эксплуатации. Подвергался критике со стороны Зиновия Отенского. В 1553 в связи с делом М. Башкина заключён в один из моск. монастырей, но бежал в Польшу, где оказал серьёзное влияние на формирование радикального движения антитринитариев. (См. Ереси в России.)

Лит.: Клибанов А. И., Реформацион-ные движения в России в XIV-первой пол. XVI вв., М., 1960.

ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (ок. 1008, Василёв, ныне г. Васильков Киевской обл.,-3.5.1074, Киево-Печерский монастырь), древнерусский церковный писатель. С 1057 игумен Киево-Печерского монастыря. Впервые на Руси ввёл общежительный устав, заимствованный в Студийском монастыре (Константинополь), впоследствии принятый всеми древнерусскими монастырями. Авторство Ф. П. считается установленным для 11 сочинений: 2 послания к кн. Изяславу Яро-славичу ("о неделе" и "о вере крестьянской и о латыньской"), 8 "слов" и "поучений" монахам ("о терпении и о любви", "о терпении и о смирении", "о душевной пользе", "о хождении к церкви и о молитве" и др.) и молитва "за вся крестьяны". Стиль его сочинений ясен, лаконичен, лишён риторич. украшений и вместе с тем эмоционален. Ф. П. проповедовал основы христ. морали, призывал монахов полностью, "без уныния" отречься от мира, обличал своекорыстие и жадность иноков. Выступал против княжеских междоусобиц. Сочинения Ф. П. известны в рус. и южно-слав. списках, самые древние из них относятся к 13-15 вв. Сведения о нём - в "Житии... Феодосия" (80-е гг. 11 в.) Нестора и в "Повести временных лет".

Тексты: Ерёмин И. П., Литературное наследие Феодосия Печерского, "Тр. ОДРЛ АН СССР", 1947, т. 5.

Лит.: Ерёмин И. П., Лекции по древней русской литературе, [Л.], 1968, с. 24-31, 64-67. В. Г. Смолицкий.

ФЕОДОСИЯ, город областного подчинения в Крымской обл. УССР. Расположен на юго-вост. берегу Крымского п-ова, в 116 км к В. от Симферополя. Порт на Чёрном м., ж.-д. ст. (конечный пункт ж.-д. ветки от линии Керчь - Джанкой). 75 тыс. жит. (на 1 янв. 1976).

Ф. основана в сер. 6 в. до н. э. выходцами из др.-греч. г. Милет. стала греч. полисом с развитыми торг. связями. С 80-х гг. 4 в. до н. э. в составе Боспорского государства, крупный центр вывоза хлеба. В 107 до н. э. здесь был один из центров восстания рабов во главе с Савмаком. В 4 в. н. э. Ф. была разрушена гуннами, в кон. 6 в. захвачена хазарами, в нач. 13 в. монголо-татарами. Во 2-й пол. 13 в. генуэзцы основали в Ф. торг. поселение Кафа, ставшее в 14- 15 вв. важным центром торговли между Западом и Востоком (см. Генуэзские колонии в Северном Причерноморье). С 15 в. на терр. Крымского ханства, крупный пункт работорговли. Во время рус.-тур. войны 1768-74 (см. Русско-турецкие войны 17-19 вв.) рус. войска в 1771 взяли Кафу. Крымское ханство стало независимым от Турции. В 1783 вместе со всей терр. Крыма город вошёл в состав Росс. империи и получил прежнее назв. С 1802 - уездный центр Таврической губ. В 1892 Ф. была соединена с ж.-д. линией Севастополь - Донбасс. В 1899 в Ф. из Севастополя был переведён коммерч. порт. В 1902 в Ф. возникла с.-д. орг-ция. Ра