БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321м на тех же широтах в глубине континента. (Но переход от зимы к лету в глубине континента совершается быстрее, чем на берегах океанов и, несмотря на позднюю весну, хлеба в долине Волги созревают раньше, чем во Франции.) В горах весенне-летние сезонные явления запаздывают с подъёмом на каждые 100 м в среднем на 3 сут. В нек-рые годы сезонные природные явления могут протекать со значит. отклонениями от средних многолетних сроков, что осложняет ведение с. х-ва и др. сезонных отраслей нар. х-ва.

Факторы и закономерности, определяющие сроки наступления сезонных явлений, изучает экологич. Ф. Эти факторы делятся на эндогенные и экзогенные. Первые обусловливаются наследственностью организмов. Так, подснежники цветут в начале весны, а астры н хризантемы - на спаде лета, грачи прилетают рано весной, а коростели - в начале лета. Экзогенные факторы определяются внешней средой. В каждой географической зоне решающее значение приобретают один-два фактора; в тропиках - режим влажности: в зонах умеренного пояса - тепловой режим, в Арктике - радиационный и тепловой режимы. Зависимость от факторов среды сезонных явлений разных групп неодинакова. Сроки весеннего пробуждения растений в основном определяются тепловым режимом, а осенний листопад - в равной степени тепловым и радиационным (длина светового дня) режимами. Одним из методов обработки ботанич. фенологич. наблюдений служат фенологические спектры. Сроки сезонных явлений у животных часто связаны с условиями их питания. Так, насекомоядные птицы прилетают тогда, когда весной появляется достаточное количество насекомых. Экологич. Ф. проводит моделирование фенологич. процессов, т. е. находит выражения связи между сроками наступления сезонных явлений и комплексом эндо- и экзогенных факторов. Это моделирование составляет основу фенологического прогнозирования.

Организация фенологических наблюдений. Фенологич. наблюдения для науч. целей служат, во-первых, методом изучения биологич. и географич. объектов, во-вторых, методом установления фенологич. закономерностей, использование к-рых призвано повышать эффективность прикладных фенологич. служб.

Для выявления фенолого-географич. закономерностей в большинстве стран созданы сети фенологических наблюдений. В СССР с 1924 работала такая сеть в системе краеведческих организаций; в 1939 передана Географич. об-ву СССР. В 1965-75 она насчитывала ок. 3500 добровольных корреспондентов. Руководит сетью фенологич. сектор Географич. об-ва с помощью местных фенологич. организаций (Москва, Вильнюс, Рига, Красноярск, Иркутск и др.). Итог многолетних фенологич. наблюдений в одной точке подводится в Календаре природы, т. е. в справочной таблице или графике (см. рис.) со средними многолетними сроками наступления сезонных явлений местной природы. Календарь природы служит ориентиром в сроках наступления большого числа сезонных явлений. Фенологич. наблюдения для науч. целей организуют ботанич., зоологич. и географич. научные учреждения, в т. ч. институты АН СССР. Географич. научные учреждения ведут комплексные наблюдения с целью познания структуры геокомплексов или экосистем. Комплексные фенологич. наблюдения ведут также гос. заповедники в форме "летописей природы".

Значение фенологии для народного хозяйства. Фенологич. закономерности лежат в основе составления региональных календарей сезонных работ и мероприятий по отраслям нар. х-ва (сельское, лесное, охотничье х-ва и т. д.). Такие календари используются при организации мероприятий охраны природы, борьбы с вредителями и болезнями полезных растений, паразитами и трансмиссивными заболеваниями человека, домашнего скота, в пчеловодстве и шелководстве. Авиация нуждается в сведениях о сроках массового пролёта перелётных птиц, а дистанционное (с вертолётов, самолётов и орбитальных ракет) изучение поверхности Земли - в данных об оптимальных сезонах для проведения этого изучения. Результаты фенологич. наблюдений используют при планировании размещения санаториев, домов отдыха, туристских маршрутов и походов. Фенологич. карты, особенно крупномасштабные, необходимы для планирования сезонных производств. Фенологич. наблюдения помогают выявить местные природные сигналы, или индикаторы, с помощью к-рых определяют сезонное состояние природы, а также прогнозируют характер текущего вегетац. периода. Они особенно важны при интродукции новых видов растений и животных, а также при освоении новых территорий.

Лит.: Календарь русской природы, кн. 1, М., 1948; Календарь природы СССР, кн. 2, М., 1949; Шиголев А. А., Шиманюк А. П., Сезонное развитие природы Европейской части СССР, М., 1949; их же, Изучение сезонных явлений, М., 1962; К а-лесник С. В., Фенология и география, в кн.: Труды фенологического совещания, Л., 1960; Шнелле Ф., Фенология растений, пер. с нем., Л., 1961; Иваненко Б. И., Фенология древесных и кустарниковых пород, М., 1962; Календари природы Северо-Запада СССР. 1939-1960, Л., 1965; Серебряков И. Г., Соотношение внутренних и внешних факторов в годичном ритме развития растений, "Ботанический журнал", 1966, т. 51, № 7; Щербиновский Н. С., Сезонные явления в природе, [4 изд., М., 1966]; Методы фенологических наблюдений при ботанических исследованиях, М. - Л., 1966; Батманов В. А., Заметки по теории фенологического наблюдения, в сб.: Ритмы природы Сибири и Дальнего Востока, сб. 1, [Иркутск], 1967; Добровольский Б. В., Фенология насекомых, М., 1969; Борисова И. В., Сезонная динамика растительного сообщества, в кн.: Полевая геоботаника, т. 4, Л., 1972; Шульц Г. Э., фенология, в кн.: Географическое общество за 125 лет, Л., 1970; его же, Индикационная фенология на современном этапе, "Изв. Всес. географического об-ва", 1972, т. 104, в. 2; Подольский А. С., Фенологический прогноз, 2 изд., М., 1974; Календари природы Сибири, Л., 1974; Кирильцева А. А., Фитофе-нологическое картографирование с применением биометрических методов, Аш., 1975; Норkins A. D., Bioclimatics, Wash., 1938; Phenology and seasonality modeling, N. Y., 1974; Suzuki S., Nogyo kishogaku. [Agricultural meteorology], Tokyo, 1951; Fenolo-gia i jej praktyczne wykorzystanie, Warsz., 1971. Г. Э. Шульц.

ФЕНОЛО-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫЕ CMОЛЫ, см. Фенола - альдегидные смолы.

ФЕНОЛФТАЛЕИН, 4,4'-диоксифталофенон, C20Hl4O4, бесцветные кристаллы без запаха и вкуса, очень плохо растворимые в воде, хорошо - в спирте, tпл 259-263 °С. Получают Ф. конденсацией фенола с фталевым ангидридом. Применяют в аналитической химии как индикатор при титровании кислот и щелочей (в нейтральных и кислых р-рах Ф. бесцветен, в слабощелочных - малиново-красного цвета; область перехода при рН 8,2-10); в медицине - как слабительное средство, леч. эффект к-рого обусловлен усилением перистальтики толстого кишечника. Назначают при хронич. запорах в таблетках (пурген), содержащих 0,1 г Ф.

ФЕНОЛЫ, оксипроизводные ароматических соединений, содержащие одну или неск. гидроксильных групп (-ОН), связанных с атомами углерода ароматич. ядра. По числу ОН-групп различают одноатомные Ф., напр. оксибензол C6H5OH, наз. обычно просто фенолом, окситолуолы СНзС6H4ОН - так наз. крезолы, оксинафталины - нафтолы; двухатомные, напр. диоксибензолы СбН4(ОН)2 (гидрохинон, пирокатехин, резорцин); многоатомные, напр. пирогаллол, флороглюцин. Ф.- бесцветные с характерным запахом кристаллы, реже жидкости; хорошо растворимы в органич. растворителях (спирт, эфир, бензол). Обладая кислотными свойствами, Ф. образуют солеобразные продукты - феноляты: АrОН + NaOH <> ArONa + + Н2О (Аr - ароматич. радикал).

Алкилирование и ацилирование фенолятов приводит к эфирам Ф.-простым ArOR и сложным ArOCOR (R - органич. радикал). Сложные эфиры могут быть получены непосредственным взаимодействием Ф. с карбоновыми к-тами, их ангидридами и хлорангидридами. При нагревании фенолов с СО2 образуются феноло-кислоты, напр. салициловая кислота. В отличие от спиртов, гидроксильная группа Ф. с большим трудом замещается на галоген. Электрофильное замещение в ядре Ф. (галогенирование, нитрование, сульфирование, алкилирование и др.) осуществляется гораздо легче, чем у незамещённых ароматич. углеводородов; замещающие группы при этом направляются в орто- и пара-положения к ОН-группе (см. Ориентации правила). Каталитич. гидрирование Ф. приводит к алициклич. спиртам, напр. С6Н5ОН восстанавливается до циклогексанола. Для Ф. характерны также реакции конденсации, напр. с альдегидами и кетона-ми, что используется в пром-сти для получения феноло- и резорцино-формальдегидных смол, дифенилолпропана и др. важных продуктов.

Получают Ф., напр., гидролизом соответствующих галогенопроизводных, щелочным плавлением арилсульфокислот ArSO2OH, выделяют из кам.-уг. смолы, дёгтя бурых углей и др. Ф.- важное сырьё в произ-ве различных полимеров, клеёв, лакокрасочных материалов, красителей, лекарств. препаратов (фенолфталеин, салициловая к-та, салол), поверхностно-активных и душистых веществ. Нек-рые Ф. применяют как антисептики ,и антиокислители (напр., полимеров, смазочных масел). Для качественной идентификации Ф. используют растворы хлорного железа, образующие с Ф. окрашенные продукты. Ф. токсичны (см. Сточные воды).

Лит.: Несмеянов А. Н,, Несмеянов Н. А., Начала органической химии, т. 2, 2 изд., М., 1974.

ФЕНОЛЯТЫ, солеобразные продукты, получаемые замещением водорода гидроксильной группы фенолов металлами, напр. C6H3ONa - фенолят натрия.

ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon - являющееся), 1) необычное явление, редкий факт. 2) Филос. понятие, означающее явление, постигаемое в чувств. опыте (см. Сущность и явление). Аристотель употреблял термин "Ф." в смысле "видимого", "иллюзорного", Г. В. Лейбниц называл Ф. факты, известные из опыта, выделяя при этом "реальные, хорошо обоснованные феномены". Для Дж. Беркли, Д. Юма и сторонников позитивизма ц махизма Ф.- данные сознания, элементы опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единств. реальность. Согласно И. Канту, Ф.- всё, что может быть предметом возможного опыта; Ф. противостоит ноумену, или "вещи в себе". В феноменологии Э. Гуссерля Ф.- непосредственно-данное в сознании как содержание интенционального акта (см. Интенция). В. Ф. Асмус.

ФЕНОМЕНАЛИЗМ, филос. принцип, согласно к-рому объектом познания признаются лишь явления (феномены) как единственная доступная человеку реальность. Крайний Ф., к-рому присуща тенденция к солипсизму, рассматривает мир как совокупность "идей" или "комплексов ощущений" (Дж. Беркли, махизм). Умеренный Ф. исходит из признания стоящей за миром явлений реальности ("идея", сущность, "вещь в себе"), недоступной познанию как она есть "на самом деле", "до конца"; характерен для идеа-листич. традиции скептицизма и агностицизма. Ф. свойствен также позитивизму и неопозитивизму. Диалектич. материализм опровергает Ф.: между явлением и сущностью нет непереходимой грани; сущность как предмет познания постигается через явление. См. Сущность и явление.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, направление бурж. правовой мысли 20 в., опирающееся на феноменологию. Осн. представители - А. Рейнах, Ф. Кауфман, Г. Кониг, К. Коссио и др. Ф. ш. п. претендовала на преодоление неокантианского идеализма, господствовавшего в бурж. науке права в нач. 20 в. С позиции этой школы право имеет свою онтологич. основу - независимое от законодателя бытие. Идеальная основа - "эйдос" права - не реальные обществ, отношения, социально-экономич. и политич. строй общества, а особый мир Средние многолетние сроки наступления различных сезонных явлений на территории Ростовской области. "бытия правовых понятий и норм". Сложный процесс отражения социальных отношений, интересов, целей в правовых нормах в результате сознательной целенаправленной деятельности правотворче-ских органов изображается представителями Ф. ш. п. как "угадывание" законодателем или судьёй уже готовых, сложившихся правовых моделей.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв.- учение о феноменах), вначале одна из филос. дисциплин, позднее - идеали-стич. филос. направление, стремившееся освободить филос. сознание от натуралистич. установок (резко расчленяющих объект и субъект), достигнуть собств. области филос. анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Если в классич. философии Ф.- введение в систему логики и метафизики, то в совр. бурж. философии Ф. выступает как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеческого существования.

Содержание и цель Ф. различным образом истолковывались в истории философии. И. Г. Ламберт (впервые предложивший термин "Ф.") видит в Ф. учение о явлениях как основе и предпосылке опытного познания, учение о заблуждениях чувств. опыта. К этой позиции близка точка зрения И. Канта в докритич. период: он усматривает в Ф. пропедевтич., вводную дисциплину, предохраняющую метафизику от ограниченности и несовершенства чувств. знания. В критич. период идея о возможности критич. науки, подвергающей анализу ценность и границы чувственности, перерастает у Канта в критику чистого разума. Противопоставляя мир явлений и "вещей в себе", Кант утверждал, что рассудок не может выйти за пределы мира явлений как объектов опытного знания. Эта линия философии Канта в последующем привела к феноменализму; линия же, связанная с анализом априорных форм созерцания и категориального синтеза, нашла своё развитие в Ф.

Новый этап в развитии Ф. связан с философией Г. Гегеля, для к-рого Ф.- это учение о становлении науки, учение об историч. формах сознания, восходящего к абс. знанию. Ф., по Гегелю, выявляет различные ступени развития духа, даёт "...подробную историю образования самого сознания до уровня науки" ("Феноменология духа", в кн.: Соч., М., 1959, т. 4, с. 44).

Одна из ведущих линий в бурж. философии конца 19 в. связана с истолкованием описания явлений как единств. функции науч. познания, с отказом от введения в науку ненаблюдаемых сущностей. В этом же русле находятся представления о Ф. как описат. психологии, к-рая противопоставляется объясняющей психологии. В работах Ф. Брентано, К. Штумпфа, А. Мейнонга были предложены методологич. средства для описания и классификации психич. феноменов [трактовка сознания как потока переживаний, как интенциональности, т. е. направленности на другое (см. Интенция), идея о коррелятивности, соотносительности предмета и различных актов переживаний, утверждение о самоочевидности внутр. переживаний].

Возникновение в нач. 20 в. Ф. как определённого идеалистич. направления зап. философии связано с именем Э. Гуссерля. Ф. возникает в противовес, с одной стороны, психологизму в теории познания (Т. Липпс, X. Зигварт), для к-рого познание тождественно чувств. опыту индивида, а с другой стороны - "историциз-му" В. Дильтея, трактовавшего философию как описание историч. типов мировоззрения. Исходным пунктом Ф. было рассмотрение внеопытных и внеисторич. структур сознания, к-рые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологич. переживаниях. Гуссерль рассматривает Ф. как метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных характеристик, к-рые делают возможным восприятие объекта и другие формы познания. Ф. основывается на истолковании феномена не как явления чего-то иного (напр., сущности), а как того, что само себя обнаруживает, как предмета, непосредственно явленного сознанию. Поэтому Ф. мыслится у Гуссерля как интуитивное усмотрение идеальных сущностей (феноменов), обладающее непосредств. достоверностью. Гуссерль настаивает на самоочевидности переживания истины, на самодостоверности созерцания феноменов, в к-рых он выделяет различные слои: языковые оболочки; многообразные психич. переживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл - инвариантную структуру и содержание языковых выражений. Ф. обращается к последним двум слоям, образующим интенциональ-ную структуру сознания. Интенциональ-ность - изначальная характеристика сознания - понимается как слитность последнего с его предметным содержанием. Предметное бытие рассматривается Гуссерлем не как нечто извне данное человеку, а как то, что уже включено в структуру чистого сознания в качестве нек-рых изначальных устремлений к предмету - интенций. Предметное бытие, согласно Ф., имманентно, внутренне присуще сознанию; оно обретает свой объективный смысл благодаря отнесённости к сознанию. По Гуссерлю, предметное бытие и сознание коррелятивны (соотносительны) друг другу. Сознание предстаёт в Ф. как двуединство, включающее в себя позна-ват. акты - ноэзис и предметное содержание - ноэмы, к-рые по существу совпадают с идеальными значениями.

Ф. понимается Гуссерлем как наука об усмотрении сущности, как филос. "археология", ищущая априорные структуры сознания. Задача Ф.- в раскрытии смысла предмета, затемнённого разноречивым мнением, словами и оценками. Обращение Ф. "к самим предметам" связано с её отказом от натуралистич. установки, противопоставляющей сознание и бытие. Согласно Гуссерлю, эта установка, присущая обыденному сознанию, науке и прежней философии, привела к трактовке знания как отражения реальности, данной в чувств. восприятиях, к господству по-зитивистско-натуралистич. философии и кризису европ. наук. Критика натуралистич. позитивизма, данная Гуссерлем, в определённой мере была созвучна марксистской критике натуралистич. фетишизма и метафизич. созерцательного материализма, где сознание "...берется вполне натуралистически, просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 34). Однако у Гуссерля эта критика проникнута неприязнью к любым формам материализма и историч. пониманию сознания. Отвергая историч. подход к сознанию, Гуссерль неправомерно видит в нём выражение релятивизма и скептицизма.

Ф., по Гуссерлю, имеет дело с организацией сознания как такового, с априорными, надысторич. структурами чистого сознания, к-рые составляют условия возможности эмпирич. и теоретич. знания. Предмет Ф.- царство чистых истин, априорных смыслов - как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся в языке, так и мыслимых. Ф. определяется Гуссерлем как "первая философия", как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психич. актов, от субъекта познания и его деятельности. Идеальные сущности, по Гуссерлю, не существуют как мир платоновских идей по ту сторону языковых выражений и психич. переживаний, а только "значат".

Феноменологич. установка достигается с помощью метода редукции, к-рый включает в себя: 1) эйдетич. редукцию, т. е. отказ от любых утверждений об объективном существовании бытия, о пространственно-временной его организации, воздержание от любых суждений о реальном бытии и сознании (эпохе), и 2) трансцендентальную редукцию, т. е. исключение всех антропологич., психологич. трактовок сознания и поворот к анализу сознания как чистого созерцания сущностей. На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта, как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-психологич. сознанием и наполняющего его смыслом. По Гуссерлю, сущность (эйдос) - инвариантная структура многообразных языковых суждений и переживаний, тождественность идеального значения, относящаяся не только к значениям актуально мыслимых объектов, но и к классу возможных объектов, , к потенциально мыслимым значениям. Способ непосредств. усмотрения типического единства, объективно-идеальной, идентичной сущности языковых выражений (идеация) влечёт за собой понимание Ф. как науки о чистых возможностях, интенционально предначертанных в структуре чистого сознания. Выявление предельных априорных структур чистого сознания, области чистых смыслов и объективно-идеальных законов, коренящихся в них, рассматривается Гуссерлем как способ обоснования науки.

Трактовка Ф. у Гуссерля претерпела ряд изменений. На первом этапе ("Логические исследования", т. 1-2, 1900-01) критика психологизма привела к определению Ф. как наукоучения, как строгой науки об универсальных, априорных структурах науч. знания. Анализ этих структур приводит его к идее трансцендентальной Ф. ("Идеи чистой феноменологии и феноменологическая философия", т. 1, 1913; т. 2-3, опубл. 1950- 1952) и к сближению с кантианством. Интерпретация истины как самоочевидности влечёт за собой интерес Гуссерля к картезианской (декартовской) точке зрения ("Картезианские медитации" и "Парижские доклады", 1931) и построение варианта учения о чистом "Я" - "эгологии" Если в работах этого периода Гуссерль видит задачу Ф. в анализе структур чистого сознания, то в последний период своего творчества он во многом отказывается от первоначальных сугубо логич. представлений о существе интенционального сознания и переходит на позицию, согласно к-рой теоретич. сознание укоренено в "жизненном мире", в некоем универсальном поле дорефлек-сивных структур, к-рые оказываются атмосферой и почвой как теоретической, так и практич. деятельности ("Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология", опубл. 1954). Именно эта линия получила наибольшее развитие в экзистенциальной Ф. (см. Экзистенциализм), где с помощью метода Ф. выявляются априорные структуры человеческого существования - такие, как страх, забота (М. Хайдеггер, Ж. П.Сартр, К. Ясперс, М. Мерло-Понти). Феномено-логич. школа, пытавшаяся применить методы Ф. в этике (М. Шелер), эстетике (Р. Ингарден), праве (X. Конрад-Марти-ус), психиатрии (Л. Бинсвангер), социологии (М. Натансон, А. Шютц, А. Фир-кандт), педагогике (Т. Литт), идейно распалась в сер. 20 в.; её представители сохранили лишь приверженность к нек-рым средствам феноменологич. анализа сознания.

К. Маркс считал Ф. духа Гегеля истоком и тайной спекулятивной философии. Выделив рациональное зерно в гегелевской Ф.- проведение принципа деятельности в теории познания, Маркс вместе с тем выявил её существенные недостатки - сведение деятельности к абстрактно-духовной активности, а человека - к самосознанию (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 637). Совр. форму Ф.- феноменологич. философию Гуссерля - можно рассматривать как исток и тайну совр. иррационализма - одной из осн. тенденций в бурж. философии 20 в. Выявляя несостоятельность осн. принципов и положений Ф.- её субъективизм, разрыв с методологией естеств. наук, схоластичность, марксисты отмечают и рациональные моменты феноменологич. философии - острую критику сциентизма и позитивизма, осознание кризиса зап.-европ. культуры, разработку сложных проблем анализа сознания. Марксистская оценка Ф. не имеет ничего общего ни с нигилистич. отрицанием познават. значимости проблем, поставленных Ф., ни с некритич. ассимиляцией идей Ф., к-рую отстаивают нек-рые ревизионисты (напр., Р. Га-роди).

Лит.: Шпет Г., Явление и смысл, М., 1914; Яковенко Б. В., Философия Э. Гуссерля, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 3, СПБ, 1913; Блонский П. П., Современная философия, ч. 2, М., 1922; Юрснец В., Эдмунд Гуссерль, "Под знаменем марксизма", 1922, N° 11 -12; Давыдов Ю. Н., Борьба вокруг "Феноменологии духа" в современной буржуазной философии, "Вопросы философии", 1959, N° 2; Какабадзе 3. М., Проблема "экзистенциального кризиса" и транс