БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321физике. Разработал матем. аппарат (см. Фейнмана диаграммы), сыгравший важную роль в развитии квантовой теории поля (Нобелевская пр., 1965). В статистич. физике предложил теорию полярона для случая промежуточной связи, объяснил появление вихрей в сверхтекучем гелии (вихри Фейнмана). Разработал метод интегрирования по траекториям в квантовой механике. Автор курса лекций для вузов, в к-ром существенно модернизировано традиц. изложение физики (в рус. пер.-"Фейнмановские лекции по физике", в. 1-9, М., 1965-67; совм. с Р. Лейтоном и М. Сэндсом).

Соч. в рус. пер.: Теория позитронов, в сб.: Новейшее развитие квантовой электродинамики, М., 1954; Пространственно-временная трактовка квантовой электродинамики,там же, с. 161 - 204; Квантовая электродинамика, М.. 1964; Квантовая механика и интегралы по траекториям, М., 1968 (совм. с А. Хибсом); Статистическая механика, М., 1975.

Д. Н. Зубарев.

ФЕЙНМАНА ДИАГРАММЫ, Фейнмана графики, графич. метод теоретич. анализа рассеяния частиц и др. физ. процессов и вычисления их амплитуд. Предложен Р. Фейнманом в 1949, сыграл важнейшую роль в развитии квантовой электродинамики. Ф. д. нашли широкое применение в квантовой теории поля, квантовой механике и статистич. физике.

Осн. понятие в методе Ф. д.- функция распространения, или пропагатор. Движению частицы в квантовой теории ставится в соответствие процесс распространения волнового поля, поле же в каждой точке пространства в каждый момент времени является источником вторичных волн (принцип Гюйгенса). Пропагатор характеризует распространение такой волны между двумя пространственно-временными точками. Он является функцией этих двух точек (1 и 2) и изображается линией, их соединяющей (рис. 1).

Поле в точке 2 определяется суммой волн, испущенных из всевозможных точек 1.

Взаимодействие в квантовой теории рассматривается как испускание и поглощение волн (частиц) различного типа. Напр., электромагнитное взаимодействие сводится к испусканию или поглощению электронной волной (электроном) электромагнитной волны (фотона). Элементарный акт такого взаимодействия изображается графически диаграммой рис. 2, в к-рой прямые линии - пропага торы электрона, волнистая - фотона. Эта диаграмма означает, что при распространении электронной волны из 1 в 2 в точке 3 появилось электромагнитное поле, испущенное в точке 4 - точке пересечения линий, наз. вершиной диаграммы. О помощью диаграммы рис. 2 как осн. элемента можно построить Ф. д. для любого электродина-мич. процесса. Напр., диаграммы рис. 3 и 4 изображают соответственно рассеяние (столкновение) электрона и фотона на электроне. Внеш. линии изображают частицы (электрон или фотон) дои после столкновения, а внутренние элементы (вершины и линии) - механизм взаимодействия, который сводится на рис. 3 к излучению электромагнитной волны одним электроном и поглощению её вторым, а на рис. 4 - электрон ной волны. Т. о., распространению волны между двумя вершинами (т. е. внутр. линии) отвечает движение соответст вующей частицы в виртуальном состоянии (см. Виртуальные частицы). Одна и та же внеш. линия может изображать как начальную частицу, так и конечную античастицу (ц наоборот). Напр., диа грамма рис. 4 может изображать (следует смотреть на неё не слева направо, а снизу вверх) аннигиляцию пары электрон-позитрон в два фотона.

Приведённые Ф. д. отвечают минимальному числу элементарных взаимодействий, т. е. вершин в диаграмме, приводящих к данному процессу. Но они не единственно возможные. Данный тип столкновения частиц определяется внеш. линиями (нач. и конечными частицами), внутренняя же часть Диаграммы может быть более сложной. Напр., для рассеяния фотона электроном можно привести в дополнение к диаграмме рис. 4 Ф. д., изображённые на рис. 5, и мн. другие.

На диаграммах рис. 5 электрон (падающий или виртуальный) испускает виртуальный фотон, к-рый поглощается конечным электроном (на последней диаграмме этот фотон рождает виртуальную пару электрон-позитрон, аннигилирующую в фотон). Если взаимодействие мало, то Ф. д. рис. 5 и другие, содержащие большее число вершин, т. е. большее число элементарных взаимодействий, дадут лишь малые поправки (они наз. радиационными поправками) по сравнению с вкладом осн. диаграммы рис. 4, и можно ограничиться небольшим числом диаграмм. Это справедливо для квантовой электродинамики, в к-рой каждая дополнит. внутр. линия вносит в амплитуду рассеяния рассматриваемого процесса множитель e2/hc=1/137, где е - заряд, электрона, h - постоянная Планка, с - скорость света; поэтому квантовая электродинамика достигла высокой точности предсказаний. Если же взаимодействие не мало, то следует учитывать бесконечное число диаграмм, и это - трудность квантовой теории поля.

Ф. д. используются также для изображения процессов, обусловленных др. типами взаимодействий. На рис. 6 приве дён распад п°-мезона; здесь пунктирная линия - п°, сплошные линии - нуклон и антинуклон (или кварк и антикварк), левая вершина - сильное взаимодействие, волнистые линии - фотоны, а соответствующие (правые) вершины - электромагнитные взаимодействия.

На рис. 7 приведён распад заряж. я-мезона; пунктирная линия - п+ (п-), линии в петле - нуклон и антинуклон (кварк и антикварк), волнистая линия - гипотетич. W+(W-)-мезон, переносчик слабого взаимодействия, сплошные линии справа - мюон и нейтрино.

Каждому элементу Ф. д.- внеш. линиям, вершинам, внутр. линиям соответствует нек-рый множитель; поэтому, начертив Ф. д., можно сразу написать ана-литич. выражение для амплитуды рассеяния данного процесса.

Лит.: Швебер С., Введение в релятивистскую квантовую теорию поля, [пер. с англ.], М., 1963, гл. 14. В. Б. Берестецкий.

ФЕЙРА-ДИ-САНТАНА (Feira de Santana), город на С.-В. Бразилии, в шт. Баия. 129,5 тыс. жит. (1970). Ж.-д. ст. Торг.-пром. центр животноводч. р-на. Кож., мясохладобойная, таб. пром-сть.

ФЕЙСАЛ ибн Абд аль-Азизас-Сауд (27.11.1906-25.3.1975, Эр-Рияд), король Саудовской Аравии с нояб. 1964. В целях сохранения и укрепления феод.-монархич. строя провёл нек-рые внутр. реформы (отмена рабства, принятие декретов об укреплении экономики и др.). Убит.

ФЕЙСАЛ I, Файсал I (1883, Таиф,-8.9.1933, Берн), арабский поли-тич. и гос. деятель; король Сирии (в 1920) и Ирака (1921-33) из династии Хаши-митов. Накануне и во время 1-й мировой войны 1914-18 поддерживал связь с араб. националистами Османской империи. После начала восстания 1916 в Хиджазе эмир Ф. возглавлял сев. армию араб. повстанцев, освободившую в 1918 от турок терр. Сирии и Заиорданье (позднее ТрансИордания). Представлял Хиджаз на Парижской мирной конференции 1919-20. В 1918-20 возглавлял араб. администрацию Сирии, в марте 1920 был провозглашён королём Сирии. После франц. оккупации Сирии в кон. июля 1920 изгнан из страны. По указанию англ. колониальных властей в авг. 1921 был провозглашён королём Ирака. Опираясь на феод.-помещичьи круги, проводил реакц. политику, был тесно связан с лидерами проангл. политич. группировок.

ФЕЙСАЛ II, Файсал II (2.5.1935, Багдад,-14.7.1958, там же), король Ирака с 1939 из династии Хашимитов. До совершеннолетия Ф. II (1953) страной управлял регент Абдул Иллах. Ф. II находился под сильным влиянием реакц. проангл. клики Абдул Иллаха и Сайда Нури. Убит во время Иракской революции 1958.

ФЕЙСТ (Feist) Зигмунд (12.6.1865, Майнц,- 1943, Копенгаген), немецкий языковед. Осн. труды посвящены проблемам сравнит. изучения индоевроп. языков. Проблемы происхождения индоевроп. языков Ф. рассматривает в тесной связи с данными первобытной истории и археологии. Своеобразие отд. индоевроп. языков, в частности германских, Ф. объяснял воздействием иноязычных субстратов. Подвергал сомнению возможность реконструкции диалектного членения индоевроп. языковой общности на основе древнейших изоглосс. Автор лучшего "Этимологического словаря готского языка" (1939).

Соч.: Europa im Lichte der Vorgeschichte und die Ergebnisse der vergleichenden indo-germanischen Sprachwissenschaft, В., 1910; Kultur, Ausbreitung und Herkunf t der Indoger-manen. В., 1913; Indogermanen und Gertnanen, 3. Aufl., Halle, 1924.

Лит.: Порциг В., Членение индоевропейской языковой области, пер. с нем., М., 1964, с. 61-62.

ФЕЙТ (Feith) Рейнвис (7.2.1753, Зволле,-8.2.1824, Босвейк, близ Зволле), нидерландский писатель. Доктор права (1770). Автор трагедий в духе просветит. классицизма "Тирса, или Победа веры" (1784), "Инес де Кастро" (1793), "Муций Кордус, или Освобождение Рима" (1795) и др., сентимент. романсов, цикла од "Фанни" (1787), эпистолярных романов "Юлия" (1783, рус. пер. 1803) и "Фердинанд и Констанция" (1785), поэм в стиле предромантизма. Отстаивал принципы сентиментализма (лит.-теоретич. и эстетич. соч. "Письма о различных предметах", 1784-93, и др.).

Лит.: Bruggeneate H. G. ten, Mr. R. Feith, Wageningen, 1911; Brandt

Corstius J. C., Rhijnvis Feith als overgangsfi-guur, "Nieuwe Taalgids", 1957, biz. 241 - 47.

ФЕЙТ (Fijt, Fyt) Ян (крещён 15.3.1611, Антверпен,-11.9.1661, там же), фламандский живописец. Учился у Ф. Снейдерса. Между 1631 и 1641 путешествовал (в частности, был в Париже и Риме). Писал гл. обр. натюрморты и картины с изображением животных (человеч. фигуры на полотнах Ф. исполняли обычно Э. Квеллинус и др. художники). Произв. Ф. отличаются декоративной эффектностью композиций, тонкостью живописной передачи оперения птиц, шерсти животных, поверхности плодов и т. д., изысканностью серебристого колорита.

Лит.: Либман Д. С., Картины Яна Фейта и мастеров его круга в- ГМИИ им. А. С. Пушкина, в сб.: Сообщения Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в. 5, М., 1975.

ФЕЙХОА (исп. Feijoa), акка (Асса), род кустарниковых вечнозелёных растений сем. миртовых. Известно 3 вида в субтропич. р-нах Юж. Америки, из них в культуре 1 вид - Ф. Селлова (F. sellowiana), в Европе - с кон. 19 в. Возделывается во многих странах с субтропич. климатом; в СССР - в Зап. Грузии, р-не Сочи, на Юж. берегу Крыма. Кустарник выс. до 3 л с раскидистой густой кроной. Листья супротивные, цель ные, короткоэллиптич., снизу серебристо-опушённые, с ароматич. желёзками. Цветки пазушные, одиночные, парные или в соцветиях, обоеполые, с пунцовыми или розовыми тычинками. Цветение начинается в мае и продолжается ок. 2 мес. Плоды - тёмно-зелёные ягоды дл. 4-7 см, шир. 3-5 см, с восковым налётом; мякоть плотная, сочная, кисло-сладкая, с запахом земляники и ананаса; созревают в октябре - ноябре. В плодах (в %): 5,12-10,46 Сахаров, 1,5-3,6 яблочной к-ты, ок. 2,5 пектина, 2,06- 3,9 мг иода в 1 кг. Плоды используют в свежем и переработанном (варенье, вино и др.) виде; хранятся не более месяца. Взрослые растения выдерживают темп-ру до -12 0С, устойчивы против засухи, не выносят избытка извести и влаги в почве. В СССР выведены урожайные высококачеств. сорта: № 89-ВИР, Никитский ароматный, Крымский ранний и др. Ф. размножается семенами, черенками, прививкой; начинает плодоносить на 4-5-й год. Урожайность ок. 10 m с 1 га. Ф. Селлова применяется для озеленения парков.

Лит.: Екимов В. П., Субтропическое плодоводство, М., 1955; Жуковский

П. М., Культурные растения и их сородичи, 3 изд., Л., 1971. А. Д. Александров.

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион (7.7.1884, Мюнхен,-21.12.Г958, Лос-Анджелес, США), немецкий писатель. Получил филологич. образование в Мюнхене и Берлине; доктор философии (1907). Занимался журналистикой, театр. критикой. Антивоен. позиция Ф. в 1914- 1918 выразилась в стихах, обработках "Персов" по Эсхилу (1917), "Мира" по Аристофану (1918), в пьесах "Военнопленные" (1919) и др. Эмигрировав из Германии (1933), жил во Франции, участвовал в междунар. движении в защиту культуры, редактировал совм. с В. Бределем и Б. Брехтом издававшийся в Москве в 1936-39 журн. "Ворт" ("Das Wort"), Посетив СССР, написал кн. "Москва 1937" (1937, рус. пер. 1937). В 1940 был интернирован во Франции, застигнут нем. войсками и с трудом спасся. Последние годы жизни провёл в США. Осн. проблематика творчества Ф.- альтернатива действия и филос. созерцания,- впервые обозначившись в "драматическом романе" "Томас Вендт" (1920), была продолжена в ист. романах "Еврей Зюсс" (1920-22, опубл. 1925, рус. пер. 1929) и "Безобразная герцогиня" (1923, рус. пер. 1935). В 1930 появился роман "Успех" (рус. пер. 1935), составивший 1-ю часть трилогии "Зал ожидания"; др. романы -"Семья Оппенгейм" (1933, рус. пер. 1935; в позднейших изд.- "Семья Опперман") и "Изгнание" (1939, рус. пер. 1939). По глубине социального анализа "Успех" - выдающееся реали-стич. произв., разоблачавшее гитлеризм уже в его ранних проявлениях. Изобразив в "Семье Оппенгейм" крах бурж. гуманизма, в романе "Изгнание" Ф. критически пересматривает свою принципиальную обособленность от политич. борьбы, показывая осознанную тягу лучшей части нем. эмиграции к новой, социально преображённой жизни на родине. Центр. проблема ист. романов Ф. 30-х гг.- проблема личности, к-рая, воплощая в себе гуманистич. духовные ценности, находится в определённом отношении к народу и социальной практике (трилогия об Иосифе Флавии - "Иудейская война", 1932, рус. пер. 1937;"Сыновья", 1935, рус. пер. 1937; "Настанет день", 1942). Историч. романам Ф. присущ остроактуальный подтекст ("Лже-Нерон", 1936, рус. пер. 1937). Подлинные историч. лица и события накануне фаш. переворота в романе "Братья Лаутензак" (1943) придают социально-политич. анализу происходящего большую конкретность и глубину. Роман "Симона" (1944) рассказывает о юной героине франц. Сопротивления. Обогащённый ист. опытом победоносной антифаш. войны и со-циалистич. преобразований в ряде европ. стран, Ф. в принципе приемлет и путь, к-рым эта победа была достигнута,- ре-волюц. активность нар. масс. Эти идеи нашли выражение в произв. Ф., тематически связанных с Великой франц. революцией: в романах "Лисы в винограднике" (1947, рус. пер. 1959), "Гойя, или Тяжкий путь познания" (1952, рус. пер. 1955), "Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо" (1952, рус. пер. 1956) и пьесе "Вдова Капет" (1956).

Ф. создал новый тип ист. двупланового романа (в известной степени рационали-стич.). Мн. произв. Ф. экранизированы. Нац. премия ГДР (1953).

Соч.: GesammelteWerke in Einzelausgaben, Bd 1 - 10, 12 - 14, В., 1959 - 64; в рус. пер.- Собр. соч., вступ. ст. Б. Сучкова, т. 1 - 12, М., 1963 - 68.

Лит.: Фрадкин И. М.. Пафос истории, творимой народом, в его кн.: Литература новой Германии, М., 1961; Рачинская Н. Н., Лион Фейхтвангер, М., 1965; Сучков Б., Лики времени, т. 1, М., 1976; Leuро1d Н., Lion Feuchtwanger, Lpz., 1967; Николаева Т. С., Разум против варварства, Саратов, 1972. И.М.Фрадкин.

ФЕКАЛИИ (от лат. faex, род. п. faecis - отбросы), фекальные удобрения, органические удобрения, состоящие из мочи и кала человека. Содержат примерно 7% сухих в-в, в т. ч. 1,1% N, 0,26% Р2О5, 0,22% К2О. Входят в состав бытовых сточных вод. Ф. применяют в качестве основного удобрения (в виде пудрета, получаемого обработкой Ф. хлором и сушкой) под кормовые культуры, коноплю, картофель (запрещено использовать под ягодные и овощные культуры), для приготовления компостов.

ФЕКЕТЕ (Fekete) Лайош (Людвиг) (22.10.1891-16.5.1969), венгерский тур-колог, специалист в области тур. истории, палеографии, дипломатики и археологии, действит. чл. Венг. АН (1946). Проф. Будапештского ун-та (с 1940). Изучая архивы Турции и Венгрии, Ф. одним из первых составил методику чтения и классификации тур. архивных документов. Его труды стали классич. руководством по тур. палеографии как в Европе, так и в Турции. Пр. им. Кошута.

Соч.: Einfuhrung in die osmanisch-turki-sche Diplomatik der turkischen Botmassigkeit in Ungarn, Bdpst, 1926; Uber Archivalien und Archivwesen in der Turkei, "Acta orientalia hungarica", 1953, t. 3, fiiz. 3; в рус. пер. - Торговля в Буде в период турецкого господства во второй пол. XVI в., в сб.: Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы, т. 1, М., 1964.

ФЕЛЕО (Feleo) Хуан (1.5.1896, Санта-Роса, пров. Нуэва-Эсиха,-24.8.1946), деятель рабочего и крест. движения на Филиппинах. Учитель. В 1917 основал Союз арендаторов в пров. Нуэва-Эсиха. В 1922-24 зам. пред. Нац. конфедерации издольщиков и с.-х. рабочих, в 1924-. 1931 зам. пред. Нац. конфедерации крестьян, в 1945-46 зам. пред. Нац. крест. союза. Ф.- один из основателей компартии Филиппин (1930), бессменный чл. Политбюро её ЦК. Во время 2-й мировой войны 1939-45 боролся против япон. оккупантов в рядах Хукбалахап, в 1945 был губернатором пров. Нуэва-Эсиха. В 1945-46 входил в Исполком Демократии, альянса как представитель Нац. крест. союза. Убит наёмниками помещичьей реакции.

Лит.: Жизнь, отданная борьбе, 2 изд., М., 1966, с. 533-40.

ФЕЛИБРЫ (прованс. felibres, происхождение и первонач. значение слова неизв.), представители литературного движения, ставившего своей целью возрождение и развитие литературы на прованс. языке. Движение возникло и развивалось в юж. областях Франции под влиянием лит. и ист. романтизма. В 1854 во главе с Ж. Руманилем и Ф. Мистралем учредилось общество поэтов-Ф., к-рое в 1876 приняло особый устав; оно проводило лит. конкурсы и конгрессы, выпускало периодич. издания. Смысл своей деятельности Ф. видели в защите прованс. культуры и лит-ры, к-рая представлялась им преемницей поэзии трубадуров. Осн. ист. заслуга Ф.- в создании лит. нормы провансальского языка. Признание, к-рое получило творчество отд. Ф. (прежде всего Мистраля, Т. Обанеля), ввело ново-прованс. лит-ру в европ. культурный обиход, заложив основу, на к-рой развивается совр. провансальская литература. Лит.: Драгоманов М., Новокельтское и провансальское движение во Франции, "Вестник Европы", 1875, кн. 8-9; Lafont R., AnatoleCh., Nouvelle histoire de la litterature occitane, t. 2, P., 1970.

H. В. Котрелев.

ФЕЛИНГ (Fehling) Герман (9.6.1812, Любек,-1.7.1885, Штутгарт), немецкий химик-органик и технолог. В 1837 окончил Гейдельбергский ун-т и работал в лаборатории Ю. Либиха в Гисене. С 1839 проф. высшей технич. школы в Штутгарте. Ф. изучал многоосновные органич. кислоты, получил паральдегид (1838), бензонитрил и сукцинимид (1844). В 1850 предложил реактив (см. Фелинга реактив) для определения простых Сахаров (моносахаридов). В области технич. химии занимался изучением минеральных вод, дубильных веществ, процессов хлебопечения и др. Ф. участвовал в обработке ряда разделов книги Г. Кольбе "Учебник органической химии"(3тт., 1854-77), был редактором (с 1871) известного руководства "Новый настольный химический словарь".

ФЕЛИНГА РЕАКТИВ, Фелингова жидкость, смесь равных объёмов 7%-ного раствора сульфата меди и 34,6%-ного раствора сегнетовой соли в 10%-ном растворе едкого натра. Применяется для качественного и количественного определения альдегидов жирного ряда и в особенности моносахаридов. Действие Ф. р. основано на восстановлении иона двухвалентной меди до одновалентной за счёт окисления альдегидных групп исследуемых соединений. При этом на холоде выпадает оранжево-жёлтый осадок гидрата закиси меди СиОН, а при нагревании - красный осадок закиси меди СиО. Предложен в 1850 нем. химиком Г. Фелингом.

ФЕЛИПЕ, Фелипе Камино Галисия (Felipe Camino Galicia) Леон (11.4.1884, Табара, пров. Самора,- дек. 1968, Мехико), испанский поэт. В сб. "Стихи и молитвы путника" (ч. 1-2, 1920-30) ощущалось влияние символизма. Ненавистью к социальной несправедливости пронизаны сб-ки "Знак отличия" (1938), "Испанец исхода и плача" (1939), "Великая ответственность" (1940), "Завоюешь свет" (1953). В кн. "О, эта старая разбитая скрипка" (1965) гражд. пафос и непримиримость к фашизму сочетаются с мотивами трагич. одиночества.

Соч.: Obras completes, В. Aires, 1963; Antologia у homenaje, Мех., 1967; в рус.пер. - [Стихи], в сб.: Современная испанская поэзия, М., 1963; [Стихи], "Иностранная литература", 1964, № 12; [Стихи], там же, 1971, № 2.

Лит.: Rius L., Leon Felipe, poeta de barro, Мех., [1968].

ФЕЛЛАХИ (араб. фаллах - крестьянин, земледелец, от фалаха - обрабатывать землю, пахать), в араб. странах сельское оседлое (в отличие от бедуинов-кочевников) население, занятое земледелием.

ФЕЛЛЕМА (от греч. phellos - пробковое дерево, пробка), вторичная покровная ткань растений, составляющая наружную часть перидермы; то же, что пробка.

ФЕЛЛЕР (Feller) Уильям (Вильям) (7.7. 1906, Загреб,- 14. 1. 1970, Нью-Йорк), американский математик, чл. Национальной АН США. Окончил Загребский ун-т (1925). Доктор философии Гёттингенского ун-та (1926). С 1950 проф. Прин-стонского ун-та (США). Осн. науч. труды относятся к теории вероятностей и её приложениям (в генетике, физике, экономике). Получил ряд первостепенных результатов в области предельных теорем теории вероятностей и теории диффузных случайных процессов. Автор получившего мировое признание учебника по теории вероятностей.

Соч. в рус. пер.: Введение в теорию вероятностей и её приложения, 2 изд., т. 1-2, М., 1967.

Лит.: Сramеr H., William Feller, "Revue de 1'Institut international de statistique", 1970, v. 38, №3, p. 435-36.

ФЕЛЛИНИ (Fellini) Федерико (р. 20.1. 1920, Римини), итальянский кинорежиссёр и сценарист. В кино с 1942, вначале как автор сюжетов и сценариев; участвовал в создании неореалистич. фильма "Рим - открытый город" (1945) и др. Первые режиссёрские работы (автор либретто и соавтор сценария)-"Белый шейх" (1952), "Маменькины сынки" (1953). Картина "Дорога" (1954, в сов. прокате "Они бродили по дорогам") принесла Ф. и исполнительнице гл. роли Дж. Мазине мировую известность. Этот фильм-притча, где особенно ярко прозвучала характерная для режиссёра тема разобщённости людей в бурж. обществе.

"Ночи Кабирии" (1956) и последующие картины Ф. обладают большой силой эмоционального воздействия, отражают контрасты совр. западного мира, глубоко и тонко раскрывают сущность человеческой психологии. Одновременно в ряде его фильмов подчас прорываются иррациональные, религиозные мотивы, ноты всепрощения. Иногда их формы условно усложнены, преобладает абстрактный подход к действительности. Наиболее социально заострён фильм "Сладкая жизнь" (1959). Среди работ: "Восемь с половиной" (1962, Гл. пр. 3-го Между-нар. кинофестиваля в Москве), "Джульетта и духи" (1965), экранизация романа Петрония "Сатирикон" (1969), "Клоуны" (1970, телефильм), "Рим" (1972). В 1974 Ф. по повести, созданной совместно с Т. Гуэрра, поставил фильм "Амаркорд" ("Я вспоминаю"), в к-ром особенно проявились автобиографич. мотивы, вообще присущие творчеству режиссёра. Впервые его картина носит такую чёткую политич. окраску - средствами сатиры беспощадно разоблачает итал. фашизм, его жестокость, демагогич. пропаганду. Работы Ф. удостоены премий многих междунар. фестивалей. Портрет стр. 269.

Соч.: Амаркорд, [пер. с итал.], "Искусство кино", 1976, № 3-4 (совм. с Т. Гуэрра).

Лит.: Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания, [пер. с итал., М., 1968]. Г. Д. Богемский.

ФЕЛЛОГЕН (от греч. phellos - пробка и ...ген), п р обковый камбий, вторичная образовательная ткань растений, состоящая из вакуолизированных тонкостенных паренхимных клеток. Делясь тангентальными (параллельными поверхности органа) перегородками, клетки Ф. наружу откладывают клетки пробки, внутрь - клетки феллодермы. Ф. и его производные составляют перидерму. В стеблях ивы, ябл