БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321поэзии). В 1862 во Львове вышел сб. стихов на укр. яз. "Стихотворения Иосифа Федьковича"; в 1867-68 вышли 3 вып. его стихов. Поэма "Лукьян Кобылица" (1865) воспевает нар. героя, борьбу крестьян против панов. Лирика Ф. отмечена любовью к родине, к угнетённым, верой в светлое будущее трудового народа. Известен и как прозаик. Первая повесть - "Любовь-погибель" (1863). В 1876 в Киеве вышел сб. "Повести Осипа Федьковича". Повести и рассказы Ф. рисуют суровую солдатскую жизнь ("Штефан Славич", 1863, "Капитан", 1865, "Солдатка", 1887), семейно-бытовые, психологич. конфликты ("Сердце не научить", 1863, "Итальянка", 1864). Творчество Ф. способствовало развитию критич. реализма в укр. лит-ре. Ф. принадлежат драма-тич. произв., переводы из И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне, А. С. Пушкина. В 1945 в Черновцах открыт музей Ф.; лит.-мемориальный музей Ф. существует также в пос. Путила.

Соч.: Писания, т. 1 - 4, Львiв, 1902-10; Твори, т. 1 - 2, Киiв, 1960; в рус. пер.: Любовь-погибель. Повести и рассказы, М., 1965.

ФЕДЮНИНСКИЙ Иван Иванович [р. 17(30).7.1900, дер. Гилево, ныне Тугулымского р-на Свердловской обл.], советский военачальник, ген. армии (1955), Герой Сов. Союза (29.8.1939). Чл. КПСС с 1930. Род. в рабочей семье. В Красной Армии с 1919, участвовал красноармейцем в боях на Зап. фронте в 1920. Окончил пех. школу (1924), курсы "Выстрел" (1931), Высшие академич. курсы при Воен. академии Генштаба (1948). Командиром роты участвовал в боях на КВЖД в 1929, командовал стрелк. полком в боях на Халхин-Голе в 1939. В 1940-41 командир стрелк. дивизии и корпуса. Во время Вел. Отечеств. войны 1941-45 командовал стрелк. корпусом, 32-й (авг.- сент. 1941), 42-й (сент.- окт. 1941), 54-й (окт. 1941 - апр. 1942), 5-й (апр.- окт. 1942) армиями, в окт. 1941 - Ленинградским фронтом, был зам. команд. Волховским (окт. 1942 - май 1943) и Брянским (май - июль 1943) фронтами, команд. 11-й (июль - дек. 1943) и 2-й ударной (с дек. 1943) армиями. Участвовал в Ле-нингр. и Курской битвах, освобождении Белоруссии и Прибалтики, в Вост.-Прусской и Берлинской операциях. После войны зам. Главнокоманд. группой сов. войск в Германии (1951-54), команд. войсками Закавк. (1954-57) и Туркестанского (1957-65) воен. округов. С 1965 воен. инспектор-советник Группы ген. инспекторов Мин-ва обороны. Деп. Верх. Совета СССР 5-го и 6-го созывов. Награждён 4 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1-й степени, 2 орденами Кутузова 1-й степени, орденами Красной Звезды, "За службу в Вооруж. Силах СССР" 3-й степени и медалями, а также неск. иностр. орденами и медалями.

ФЕЕРИЯ (франц. feerie, от fee - фея, волшебница), 1) жанр театральных представлений, основанных на применении различных постановочных эффектов, трюков, "превращений". Для изображения фантастич. или необыкновенных происшествий используются достижения театр. техники, свет, звуковое оформление. Как особый театр. жанр Ф. появились в Италии в 17 в., получили развитие в Великобритании. Характер Ф. носили мн. оперно-балетные спектакли, а также представления ярмарочных театров во Франции в 17-18 вв. В 1-й пол. 19 в. Ф. ставились в России в театрах-балаганах, на нар. гуляньях. Во 2-й пол. 19 в. яркой зрелищностью и изобретательностью отличались Ф., в постановках к-рых участвовали режиссёр М. В. Лентовский и машинист-декоратор К. Ф. Вальц. 2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.

ФЕЙГИН Герасим Григорьевич [29.11 (12.12). 1901-18.3.1921], один из организаторов комсомола, герой Гражд. войны 1918-20. Чл. Коммунистич. партии с нояб. 1917. Чл. РКСМ с дек. 1917. Род. в семье служащего. С 1918 пред. Владимирского губкома РКСМ, ред. журн. "Юность" (г. Владимир). В 1919-20 пом. комиссара, комиссар полка на Юж., Зап. фронтах; был ранен. С 1920 чл. Покровского укома РКСМ, Зап. бюро ЦК КСМ Белоруссии, секретарь Иваново-Вознесенского губкома РКСМ и чл. губкома РКП(б). Делегат 2-го (1919), 3-го (1920) съездов РКСМ, 10-го съезда РКП(б) (1921). Погиб при подавлении Кронштадтского антисов. мятежа.

Лит.: Томсен В., Так жить, Ярославль, 1968; Лященко А., Сколько счастья в Красном стане!, "Молодой коммунист", 1968, №2.

ФЕЙДЕР (Feyder) Жак (наст. фам. Фредерике, Frederix) (21.7.1888, Иксель, близ Брюсселя,-25.5.1948, Пранжен, Швейцария), французский кинорежиссёр. С 1908 актёр театра, затем кино. Как режиссёр дебютировал в 1916- "Господин Пенсон, полицейский". В 1921 поставил яркую, экзотич. картину "Атлантида", имевшую большой коммерч. успех. Лучшие немые фильмы Ф.- "Кренкебиль" (1922, по А. Франсу), "Грибиш" (1925), "Тереза Ракен" (1928, по Э. Золя) - противостояли экранным стандартам, утверждали нац. своеобразие и реализм франц. киноискусства. В сатирич. кинопамфлете "Новые господа" (1928) разоблачались бурж. парламентаризм, карьеризм и беспринципность политиканов. В 1929-33 Ф. работал в США. Трагич. одиночество человека в бурж. мире, мотивы тоски, неустроенности, иллюзорности окружающего составляют осн. содержание крупнейших работ Ф. "Большая игра" (1934) и "Пансион „Мимоза"" (1935). В исторической комедии "Героическая кермесса" (1935) блестяще передан колорит эпохи, реставрированы быт и нравы Фландрии 18 в. После оккупации Франции нем. фашистами Ф. эмигрировал в Швейцарию, возвратился на родину в 1945. Последняя работа -"Макадам" (1946). В ряде фильмов Ф. ведущие роли исполнила его жена Ф. Розе. Автор книги "Кино - наша профессия" (1944, совм. с Ф. Розе).

Лит.: Божович В., Творчество Жака Фейдера, М., 1965.

ФЕЙДТ, Вейдт (Veidt) Конрад (22.1. 1893, Берлин,-3.4.1943, Голливуд), немецкий и американский киноактёр. В кино с 1917. Создал ряд значит. образов в нем. экспрессионистских фильмах - сомнамбула Чезаре ("Кабинет доктора Калигари", 1920), Пианист ("Руки Орла-ка", 1924, в сов. прокате "Пляска нервов"), Иван Грозный ("Кабинет восковых фигур", 1925), а также картинах "Индийская гробница" (1921), "Паганини" (1923). В 1933, после установления фашистского режима, покинул Германию, работал в Англии и США. Снимался в фильмах "Багдадский вор" (1940), "Мужчины в её жизни" (1941, в сов. прокате "Балерина"), "Касабланка" (1943).

Лит.: Державин К. Н., Конрад Фейдт, Л., 1926.

ФЁЙЕР (Fejer) Липот (9.2.1880, Печ,- 15.10.1959, Будапешт), венгерский математик, акад. Венгерской АН (1930; чл.-корр. 1908). В 1901 окончил ун-т в Будапеште, в 1911-59 проф. там же. Осн. работы относятся к теории функций: сходимость и суммируемость тригонометрических рядов, теория интерполирования и др.

Соч.: Gesammelte Arbeiten, Bd 1 - 2. Bdpst, 1970.

ФЕЙЕР (Fejer), медье в Венгрии, расположено между р. Дунай и оз. Балатон, гл. обр. на плато Мезёфёльд; на С.-З.- горы Вертеш и Баконь. Пл. 4374 км2. Нас. 399 тыс. чел. (1973). Адм. ц.- г. Секешфехервар. Хозяйство имеет индуст-риально-агр. характер. В 1970 в пром-сти и строительстве было занято 49,8%, в с. х-ве - 25,2% самодеятельного нас. Ф. Добыча бурого угля (Мор), бокситов (месторождения Гант и Иска, ок. 700 тыс. т, или 1/3 общевенг. добычи). Значит, чёрная металлургия (Дунайский металлургич. комбинат в Дунауйвароще; ок. 1/3 общевенг. выплавки стали), алюминиевопрокатная пром-сть (з-д в Секещ-фехерваре), машинострогние [33% общевенг. автобусного произ-ва (по стоимости) - объединение "Икарус", 100% радиоприёмников, 72% телевизоров - "Видеотон", станко- и приборостроение], целлюлозно-бум. (70% общевенг. произ-ва целлюлозы и 49% бумаги), текст. и швейная пром-сть. Под пашней занято ок. 70% терр. медье, под лесом - ок. 6%. Осн. культуры - кукуруза и пшеница; из технич.- сах. свёкла. Овощеводство, са-доводство и виноградарство. Животноводство (откорм свиней и молочного скота). В. В. Бодрин.

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Ансельм (14.11. 1775, Хайнихен, близ Иены,-29.5.1833, Франкфурт-на-Майне), немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права. Отец философа Л. Фейербаха. Выдвинул ряд прогрессивных принципов бурж. уголовного права (напр., равенство всех перед законом), разработал юридич. конструкцию вменяемости как основания уголовной ответственности. Обосновал т. н. теорию психич. принуждения (психич. устрашения) как цели наказания, к-рая нашла отражение в составленном Ф. Баварском уголовном уложении 1813.

Соч.: Revision der Grundsatze und Grund-begriffe des positiven peinlichen Rechts, Bd 1 - 2, Erfurt, 1799 - 1800; Lehrbuch des gemeinen in Deutschland geltenden peinlichen Rechts, Giessen, 1801.

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Ансельм (12.9. 1829, Шпейер,- 4.1.1880, Венеция), немецкий живописец. Внук А. Фейербаха, племянник Л. Фейербаха. Учился в АХ в Дюссельдорфе (1845-48), Мюнхене (1848-50), Париже (1851-54). С 1855 жил в основном в Италии (в 1857-73 в Риме, с 1876 в Венеции). Испытал влияние Г. Курбе, П. П. Рубенса, итал. мастеров 16 в. Стремясь возродить монументальное иск-во в духе эпохи Возрождения (см. Неоидеализм, Неоклассицизм), создавал огромные полотна на темы ан-тич. легенд, отмеченные величавой идеальностью и вместе с тем жизненной весомостью образов, плавной ритмикой форм, декоративизмом тональной цветовой гаммы ("Ифигения", 1862, Музей земли Гессен, Дармштадт; "Пир Платона", 1869, Кунстхалле, Карлсруэ).

Лит.: Atiselm Feuerbach. Gemalde und Zeichungen, Munch., 1976.

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария,-13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист.

Род. в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологич. ф-т Гей-дельбергского ун-та. Неудовлетворённый дсгматич. ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием к-рых и формировались воззрения Ф. По окончании Берлин ского ун-та Ф. в 1828 защитил в Эр-лангенском ун-те диссертацию "О едином, всеобщем и бесконечном разуме", в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма. Однако уже в этот период проявилось расхождение Ф. с Гегелем в отношении к религии вообще, к христианской - в частности, несовместимой, по убеждению Ф., с разумом и истиной. После защиты диссертации Ф. стал приват-доцентом Эрлангенского ун-та, где с 1829 читал курс "гегелевской философии" и истории новой философии. В 1830 Ф. анонимно опубликовал соч. "Мысли о смерти и бессмертии", в к-ром ствергал идею бессмертия души. Авторство Ф. было установлено, книга конфискована и Ф. лишён права преподавания. Но Ф. не прекратил своей науч. деятельности. В трёхтомной работе по истории философии 17 в. Ф., оставаясь ещё в целом на гегельянских позициях, уделяет большее внимание философам-материалистам и атеистам и высоко оценивает их вклад в развитие науч. мысли. В 1836 Ф. женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась и Ф. переселился в Рехенберг, где провёл последние годы жизни в жестокой нужде.

Ф. горячо приветствовал Революцию 1848. Однако он не принимал активного участия в политич. жизни; даже будучи в 1848 депутатом франкфуртского Нац. собрания, оставался политически пассивным. В последние годы жизни Ф. проявлял большой интерес к социальным и экономич. проблемам, изучал "Капитал" К. Маркса, а в 1870 вступил в с.-д. партию.

Осн. срч. Ф.: "К критике философии Гегеля" ()839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842).

Гл. делом жизни Ф. была непримиримая борьба претив религии. В противовес гегелевской философии религии Ф.рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религ. верований, по Ф.,- не только обман, использующий невежество; реальная причина религии коренится в "природе человека" и условиях его жизни. Первоисточник религ. иллюзий Ф. усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении - так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, по Ф., будучи проекцией человеч. духа, отчуждается от последнего, объективируется, ему не только приписывают самостоят. существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им "высшего существа". Религия, по мысли Ф., парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестеств. воздаяния. Отвергая религ. культ, Ф. противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религ. оболочку "обоготворения человека". Ф. рассматривал свой девиз "человек человеку бог" как противоядие от теистич. религии.

Критика религии у Ф. перерастала в критику филос. идеализма, завершившуюся переходом Ф. в лагерь материализма (1839). Убедившись в родстве идеализма и религии, Ф. вступил в единоборство с наиболее совершенной формой идеализма - нем. классич. идеализмом и вершиной его - философией Гегеля. Осн. порок идеализма, по Ф.,- отождествление бытия и мышления. "...Мысленное бытие не есть действительное бытие... Образ этого бытия вне мышления - материя, субстрат реальности" (Избранные философские произведения, т. 1, М., 1955, с. 175, 176). В основе философии Ф. лежит принцип: "...Бытие - субъект, мышление - предикат" (там же, с. 128).

В теории познания Ф. продолжал линию материалистич. сенсуализма. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, Ф. подчёркивал взаимную связь чувств. созерцания и мышления в процессе познания.

В центре учения Ф.- человек как "...единственный, универсальный и высший предмет философии" (там же, с. 202). Антропологич. материализм Ф. исходит из рассмотрения человека как психофизиологич. существа. Человек, по Ф., есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Ф. отвергал вульгарный и механистич. материализм. Вместе с тем антропологизм Ф. основывается на биологич. (а не социальной) трактовке природы человека. Здесь - граница фейербаховского, как и всего домарксовского, материализма, не распространявшего материалистич. понимание на сферу обществ. жизни. В целом антропологизм Ф. не вышел за рамки метафизич. материализма. Выступая против гегелевского идеализма, Ф. отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистич. диалектики. Мировоззрение Ф. завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи Я и Ты. Система

обществ. отношений подменяется у Ф. понятиями "рода" и межиндивидуального общения. Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила человеч. воли, влечёт за собой сознание нравств. долга, поскольку Я не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без Ты. Стремление к собств. счастью перерастает рамки эгоизма, оно недостижимо вне человеч. единения. Этич. учение Ф. имело прогрессивное значение благодаря его гуманистич., демократич. и антирелиг. характеру. Однако, лишённая историко-материалистич. фундамента, этика Ф., подобно его атеизму, не приводила к сознанию необходимости преобразования обществ. бытия как реального условия достижения человеч. счастья. С этим связан и метафизич. характер этич. теории Ф., к-рая "...скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно поэтому не применима нигде и никогда" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 298).

Всемирно-историч. значение филос. и антирелиг. идей Ф. ярко обнаруживается в том, что его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма. Более сорока лет спустя после критики Марксом в "Тезисах о Фейербахе" ограниченности фейербаховского материализма Энгельс писал: "...За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля" (там же, с. 371).

Соч.: GesammelteWerke, hrsg. von W. Schuf-fenhauer, Bd 1 - 16, В., 1967 - 75; в рус. пер.- Избранные философские произведения, т. 1 - 2, М., 1955; История философии, т. 1- 3, М., 1974.

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К. иЭнгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии", Полн. собр. соч.. 5 изд., т. 29; его же, Конспект книги Фейербаха "Изложение, анализ и критика философии Лейбница", там же; Йодль Ф., Людвиг Фейербах. Его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1905; Деборин А. М., Л. Фейербах, М.-Л., 1929; История философии, т. 3, М., 1943, гл.. 7; Есин И. М., Материалистическая философия Л. Фейербаха, М., 1954; Ардабьев А. И., Атеизм Л.Фейербаха, М., 1963; Быховский Б. Э., Л. Фейербах, М., 1967; Элез И., Проблема бытия и мышления в философии Л. Фейербаха, М., 1971; Rawidowicz S.,L. Feuerbach's Philosophie, В., 1931; Chamberlain W. В., Heaven wasn't his destination, L., 1941; Cherno M., L. Feuerbach and the intellectual background of 19th century radicalism, Stanford, 1955; Аrvоn H., L. Feuerbach ou la transformation du sacre, P., 1957; его же, L. Feuerbach, sa vie, son ceuvre avec un expose de sa philosophie, P., 1964; Соrnu A., Marx' Thesen uber Feuerbach, В.,1963; Jankowski H., Etyka L. Feuerbacha, Warsz., 1963; Schuffenhauer W., Feuerbach und der junge Marx, В., 1965; Schmidt A., Emanzipatorische Sinnlichkeit. L.Feuerbachs anthropologischer Materialismus, Munch., 1973. Б. Э. Быховский.

ФЕЙЕРВЕРК (нем. Feuerwerk, от Feu-ег - огонь и Werk - дело, работа), декоративные огни, получаемые при сжигании пиротехнич. составов, содержащих соли металлов, окрашивающие пламя в разные цвета. Ф.- огненные фигуры, причудливо меняющие цвет и форму, фонтаны искр; часто сопровождаются звуковыми эффектами (хлопки, холостые вы стрелы). Искусство Ф. было известно в Китае и Индии за неск. веков до н. э. Первая из стран Европы, где изготавливали Ф.,- Италия. Известен пуск крупных Ф. в Италии (Виченца, 1379), Германии (Аугсбург, 1519), Англии (Уорик, 1572), Франции (Фонтенбло, 1606 и 1612). Производство изделий для Ф. (бенгальских огней, ракет и т. п.) возникло в Японии (17 в.) и Европе (18 в.). В России первый Ф. был сожжён в 17 в. (1674, г. Устюг).

Используемые для Ф. изделия состоят обычно из картонного или пластмассового корпуса, вышибного и воспламенит. пороховых зарядов и пиротехнич. цилиндриков или шариков (звездок), в состав к-рых входят окислители, окрашивающие пламя солей и горючих - цементаторов. Пиротехнич. изделия наземного действия используются для получения огненных фигур: "водопадов", "фонтанов", "эмблем", "лозунгов". Контуры различных картин получаются при горении множества цветных пиротехнич. свечей, к-рые монтируются на деревянных или металлич. каркасах.

Лит.: Солодовников В. М., Пиротехника. Производство и сжигание фейерверка, М.-Л., 1938; Шидловский А., Сидоров А., Антонов В., Искусство управления огнём, "Наука и жизнь", 1971, № 6; Fireworks, N. Y., 1972. А. А. Шидловский.

ФЕЙЕРВЕРКЕР (нем. Feuerwerker, от Feuer - огонь и Werker - работник), унтер-офицерское звание в артиллерии рус. армии.

ФЕЙЕТВИЛЛ (Fayetteville), город на В. США, на р. Кейп-Фир, в шт. Сев. Каролина. 53,5 тыс. жит. (1970). Пищ., текст., металлообр. и др. пром-сть. Торг. центр с.-х. р-на (птицеводство, табак, зерновые). Осн. в 30-х гг. 18 в.

ФЕЙЗИ, Файзи Дакани, шейх Абу-ль-Фейз (1547-1595), персоязычный поэт Индии. Его творчество знаменует начало расцвета инд. персоязычной лит-ры. Имел титул малек ош-шоара ("царь поэтов"). Участвовал в реформаторской деятельности шаха Акбара, направленной на сближение индийцев разных вероисповеданий. Диван Ф. включает большое количество касыд, газелей, рубай и др. В лирич. произв. сквозь налёт суфийского мировосприятия проступает социально-политич. направленность - идея равенства между последователями всех религ. учений, тема индусско-му-сульм. дружбы и т. п. В поэме "Наль и Даман" на сюжет, заимствованный из 3-й книги эпоса "Махабхарата", тема переработана в соответствии с требованиями жанра месневи. Автор трудов по философии, филологии, математике, медицине и истории религии. При его участии на перс. яз. были переведены "Ма-хабхарата", "Рамаяна" и др. классич. произв. инд. лит-ры.

Соч.: Intikhabi Ghazaligat-i Faidi, by Dr. I. M. Kazi, Aligarh, [s. а.]; Наль ва Даман, Калькутта, 1831; то же, Лакноу, 1930, то же, Тегеран, 1956.

Лит.: Алиев Г. Ю., Персоязычная литература Индии, М., 1968, с. 105-21.

Г. Ю. Алиев.

ФЕЙНБЕРГ Евгений Львович [р. 14(27). 6.1912, Баку], советский физик-теоретик, чл.-корр. АН СССР (1966). Окончил МГУ (1935). С 1938 работает в Физич. ин-те АН СССР. Одновременно проф. Горьков-ского ун-та (1944-46) и Моск. инженер-но-физич. ин-та (1946-54). Осн. труды по ядерной физике, радиофизике, акустике, физике элементарных частиц и кос мич. лучей. Развил и применил методы решения задач теории распространения радиоволн вдоль земной поверхности с учётом её неоднородностей и неровностей (1943-48, 1958-61); развил стати-стич. теорию помехоустойчивости приёма звуковых сигналов и предложил корреляционный метод их анализа (1943- 1955). Провёл детальное исследование процессов ионизации атома при в-распа-де (1939). Положил начало изучению когерентных и дифракционных неупругих процессов (1941, 1954), исследовал множественное образование адронов при периферических соударениях, механизмы вариации космич. лучей (1946, 1958). Награждён 3 орденами, а также медалями.

Лит.: Евгений Львович Фейнберг (к 60-летию со дня рождения), "Успехи физических наук", 1972, т. 107, в. 2.

ФЕЙНБЕРГ Самуил Евгеньевич [14(26). 5.1890, Одесса,-22.10.1962, Москва], советский пианист, педагог, композитор, засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Окончил Моск. консерваторию по классу фп. у А. Б. Гольденвейзера (1911), одновременно изучал композицию под рук. Н. С. Жиляева. С 1912 много концертировал, был первым исполнителем мн. произв. С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, А.Н.Александрова. Получил известность как интерпретатор музыки А. Н. Скрябина. Концертный репертуар Ф. был обширен, включал также классич. и ро-мантич. музыку, собств. соч. Сочетал индивидуальность трактовок с точным воплощением авторского замысла, обладал виртуозной техникой. В 1922-62 проф. кафедры специального фп. Моск. консерватории, с 1936 зав. кафедрой. Среди учеников - И. Н. Аптекарев, Н. П. Емельянова, Л. М. Зюзин, В. К. Мержанов, В. А. Натансон. В своём композиторском творчестве продолжал традиции Скрябина, Н. К. Метнера. Среди соч.- 3 концерта для фп. с оркестром, 12 фп. сонат и др.; обработки для фп. органных произв. И. С. Баха и др., нар. песен, в т. ч. чувашских. Гос. пр. СССР (1946). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Пианизм как искусство, 2 изд., М., 1969.

Лит.: Алексеев А., О пианистических принципах С. Е. Фейнберга, в кн.: Мастера советской пианистической школы. Очерки, М., 1954. В. А. Натансон.

ФЕЙНМАН (Feynman) Ричард Филлипс (р. 11.5.1918, Нью-Йорк), американский физик. Окончил Массачусетсский технологич. ин-т (1939), получил степень доктора философии в Принстонском ун-те (1942); затем работал в Лос-Ала-мосской лаборатории и Корнеллском ун-те. С 1950 проф. Калифорнийского технологич. ин-та (Пасадена). Осн. труды по квантовой электродинамике, квантовой механике и статистич.