БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321стало гос. делом благодаря усилиям композитора К. Орфа (его система муз. педагогики получила распространение не только в европ. странах, но также в Америке, Азии и Африке) и его учеников и сотрудников (В. Твиттенхофа, Г. Кетман и др.).

Среди исполнителей: певцы Э. Шварц-копф, X. Пиларчик, Д. Фишер-Дискау, И. Борк, А. Шлемм, К. Александер, К. Хефлигер; дирижёры - Э. Йохум, Р. Кемпе, X. Кнаппертсбуш, И. Кайльберт,

Ф. Лайтнер, Р. Кубелик; режиссёры В. Вагнер, Г. Реннет, Г.-Р. Зельнер. В ФРГ функционируют (1976): Вюртем-бергский оперный театр (Штутгарт), Баварская гос. опера (Мюнхен), Гамбургская опера, опера Франкфурта-на-Майне, оперный театр в Кёльне и др.; в числе крупнейших муз.-исполнительских коллективов: симф. оркестр Северо-Германского радио, симф. оркестр Баварского радио. Издаются муз. журналы: "Ми-sik und Bildung" (с 1969), "Melos/Neue Zeitschrift fur Musik" (c 1974, Майнц) и др.

Лит.: Stuckenschmidt Н. Н., Musik des 20. Jahrhunderts, Munch., 1969; Linke N., Musik zwischen Konsum und Kult: eine kritische Studie zum Musikleben in der Bun-desrepublik, 2 Aufl., Wiesbaden, 1974; Wiesand A., Fohrbeck K., Musiktheater, Schreckgespenst oder offentliches Bedurfnis?, Mainz, 1975. О. Т. Леонтъева.

XVI. Балет

После 2-й мировой войны 1939-45 нек-рые балетные труппы оперных театров, выступавшие в оперных спектаклях, обрели самостоятельность и стали формировать свой репертуар. В творчестве И. Георги (Ганновер), Д. Хойер (Гамбург) возрождались традиции т. н. пластич. и свободного танца, получившего развитие ещё в 20-30-х гг. С сер. 50-х гг. усилился интерес к классич. балету, чему способствовали постановки балетмейстеров из др. стран- Н. Берёзова (первый поставил "Спящую красавицу" П. И. Чайковского), А. Картера, Т. Болендера и др., оказавших влияние на творчество нем. хореографов. В 50-60-е гг. большое значение имела деятельность Т. Гзовской (Мюнхен, Франкфурт-на-Майне). В середине 70-х гг. наиболее известная балетная труппа работает при Вюртемберг-ском гос. театре (Штутгарт). Здесь в 1961-73 интересные спектакли поставил англ. балетмейстер Дж. Кранко ("Укрощение строптивой" на музыку Скарлатти, "Онегин" на муз. Чайковского), он же сумел собрать сильный актёрский коллектив. В 1973-76 труппой руководил балетмейстер Г. Тетли. С 1964 при Нем. опере на Рейне (Дюссельдорф-Дуйсбург) работает балетмейстер Э. Вальтер, сформировавший репертуар из классич. балетов, пост. Дж. Баланчина, Б. Нижин-ской и своих. С кон. 60-х гг. в Гамбурге ставит балетмейстер Дж. Ноймайер ("Дон Жуан" на музыку Глюка, "Ромео и Джульетта" Прокофьева). Большие коллективы есть в Ганновере, Мюнхене, Кёльне и др. Часто для балетов используется музыка комп. В. Эгка, К. Орфа, Б. Блахера, X. В. Хенце, Г. Клебе. В числе балетмейстеров: X. Розен, П. ван Дейк, X. Бауман. Ведущие артисты 50- 60-х гг.: танцовщицы - Г. Деге, Н. Трофимова; танцовщики - X. Хальхубер, Г. Райнхольм и др.; сер. 70-х гг.: танцов щицы - Б. Кайль, С. Ханке, К. Верной; танцовщики - X. Бозль, Ф. Капусте, П. Бройер, X. Клаусе. Постоянно в ФРГ работают и приобрели известность иностр. артисты: танцовщицы - М. Хейде, Е. Евдокимова и танцовщики Р. Крэгун, Э. Мадсен. Среди балетоведов - X. Кёглер, М. Нихауз, К. Гейтель, И. Шмидт, X. Региц и др. Издаётся журн. "Tanzarchiv" (с 1953). Е. Я. Суриц.

XVII. Драматический театр

После окончания 2-й мировой войны 1939-45 большинство театров в Зап. Германии сформировано заново.

Прогрессивные актёры и режиссёры (М. Бургхардт, Э. Гешоннек, М. Хельберг, В. А. Клейнау и др.; впоследствии деятели театра и кино ГДР) выступили за возрождение сценич. иск-ва на демократич. основе. В. Лангхофф, Э. Энгель, Э. Торман осуществили постановки пьес драматургов-антифашистов: Ф. Вольфа ("Профессор Мамлок", "Шаушпильхауз", Дюссельдорф; "Кам-мершпиле", Мюнхен; "Штадттеатр", Бонн, 1946), Б. Брехта ("Господин Пун-тилла и его слуга Матти", "Дойчес шау-шпильхауз", Гамбург, 1949), Г. Вейзен-борна ("Подпольщики", пост. в 1946-47 в ряде театров), В. Борхерта ("За дверью", "Дойчес шаушпильхауз", Гамбург, 1947, и во мн. др. театрах). Нек-рые драматурги непосредственно участвовали в работе театров как режиссёры и руководители лит. части (Борхерт, Вейзен-борн и др.). С 1947 начали проводиться Рурские театр. фестивали (один из их инициаторов - режиссёр X. Хиль-перт). В кон. 40-х и в 50-х гг. совр. драматургия была представлена преим. сюрреалистскими и абсурдистскими пьесами иностр. авторов (С. Беккет, Э. Ионеско и др.), драмами зап.-герм. писателей, фактически оправдывавших герм. милитаристов ("Заговор" К. Э. Шефера, 1949, и др.). Широко шла пьеса К. Цукмайера "Генерал дьявола". Произв. нем. классиков, а также драматургов 19-20 вв. (Ф.Ведекинд, Г. Ибсен, Л. Пиранделло и др.) получали крайне субъективное, произвольное режиссёрское толкование, лишённое глубокого филос. и ист. анализа. Спектакли, несмотря на значит. актёрские силы (К. Дорш, X. Кернер, Б. Минетти, Л. Штеккель, Э. Фликкеншильдт и др.), часто превращались в демонстрацию формальных экспериментов. В кон. 50- нач. 60-х гг. в результате борьбы миролюбивых сил против реваншистской политики наметились изменения во взглядах творч. интеллигенции и зрителей на задачи театр. иск-ва. Несмотря на противодействие реакц. представителей театр. администрации и прессы, отд. режиссёры поставили пьесы Брехта: "Добрый человек из Сезуана" ("Штадттеатр", Франкфурт-на-Майне, 1952, реж. X. Буквиц; "Каммершпиле", Мюнхен, 1957, реж. X. Швайкарт), "Карьера Артура Уи" ("Штатстеатр", Штутгарт, 1958, реж. П. Палич), "Св. Анна скотобоен" ("Дойчес шаушпильхауз", Гамбург, 1959, реж. Г. Грюндгенс) и др. В 60-70-х гг. пьесы Брехта заняли в репертуаре театров заметное место. Ставятся также пьесы совр. драматургов ("Солдаты", "Акушерка" Р. Хоххута; "Собака генерала", "Дело Роберта Оппенгеймера" X. Кипхардта, "Дуб и кролик" М.Вальзера, и др.). Приобрели популярность драмы, правдиво рисующие социальные противоречия, урод ливые явления капиталистич. образа жиз-ни ("Верхняя Австрия", "Гнездо" и "Агнесса Бернауэр" Ф. К. Крётца, "Шаушпиль-хауз", 1976). Русская классика на сценах театров представлена произв. А. П. Чехова ("Вишнёвый сад", "Шаушпильхауз", Эссен, 1975), Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого ("Власть тьмы", "Шаушпильхауз", Дюссельдорф, 1976), М. Горького ("Вас-са Железнова", "Штадтстеатр", г. Вуп-перталь, 1975; "Мещане", 1976, театр в Бонне).

Среди известных актёров - М. Хоппе, М. Никлиш, И. М. Горвин, С. Каццан, В. Квадфлиг, П. Люр, М. Ахтерман, М. Бём, И. Либенайнер, Г. Кунат, И. Бе неш, В. Хинц; режиссёров - X. И. Хейзе, М. Фрид, Э. Вендт, К. Парила, X. Тройш, X. Д. Шварце, Р. Нёльте, X. Утцерат, Г. Р. Зельнер, X. К. Цайзер.

Восстановлены или построены заново разрушенные во время войны "Рези-денцтеатр" в Мюнхене, Нац. театр в Мангейме, "Шаушпильхауз" в Дарм-штадте, театры в Кёльне и др. Имеются субсидированные театры (финансируются гор. управлениями, администрацией федеральных земель, акц. об-вами, религ. орг-циями), а также принадлежащие частным лицам. Кроме того, существуют не-многочисл. т. н. комнатные театры, осн. преим. безработными актёрами, и небольшие театры-студии, студенч. и рабочие театр. коллективы, кукольные театры (особенно известен театр в Кёльне). Работают театр. школы в Мюнхене, Бохуме, Франкфурте-на-Майне и др.

Издаётся журн. "Theater heute" (с 1960). И. Я. Новодворская.

Цирк. В ФРГ работают преим. передвижные цирки шапито. Крупнейшие цирковые предприятия возглавляют младшие представители немецких цирковых семей: Фернанда Альтгоффа - 3 цирка Карла, Руди и Эльфриды Альтгофф; Поля Буша - цирк Буш-Роланд (с 1963 им руководит Паула Буш, совместно с Роландом); Карла Кроне - цирк Кроне, ныне цирк Зембах-Кроне (с 1948 возглавляет Ф. Зембах-Кроне). Артистич. состав в этих цирках непостоянный, программа формируется на время гастролей из выступлений отечеств. и иностр. артистов. Ф. Зембах-Кроне - единств. в ФРГ антрепренёр, к-рая (параллельно со своим грандиозным цирком шапито) имеет и зимний стационарный цирк в Мюнхене. Среди ведущих артистов: дрессировщики Корти Альтгофф, Р. Бемерль, М. Ноиске, В. Мильде, Ф. Зембах-Кроне, К. Закс; клоуны Мартини, Мендес и Зейц, Морено, Фрателлини (Попит, Баба, Кико); в номерах партерной акробатики, возд. гимнастики и эквилибристики - Армон, Петер Вейль, Вильяме, сестры Винтер, Дворнас, Диа-мондус, Э. Пипке, Мими Паоло, Тоника и Лилль. А. Я. Шнеер.

XVIII. Кино

После окончания 2-й мировой войны 1939-45, с 1946 оккупац. власти США, Великобритании и Франции начали выдавать лицензии зап.-герм. кинокомпаниям на произ-во фильмов. Отд. картины 1946-48 ставили актуальные послевоен. проблемы, отражали разочарование немцев в нацизме, рассказывали о гитлеровских концлагерях, но господствующей была "тематика руин" - послевоен. разрухи и бездомности. В 1948 выпущено 26 художеств. фильмов. С 1949, по мере экономич. восстановления страны, увели чивается выпуск (к 50-м гг. до 100) откровенно коммерч., развлекат., сентимент., иногда политически реакц., националистических картин. Осуждение нацизма и милитаризма прозвучало лишь в нескольких ярких фильмах: "Генерал дьявола" (1955) и сатирич. комедии "Капитан из Кёпеника" (1956, в сов. прокате "Сила мундира") - оба по пьесам К. Цукмайера, реж. X. Кёйтнер, "Последний акт" (1955, по Э. М. Ремарку) и "Это случилось 20 июля" (1955), реж. Г. В. Пабст, "Мост" (1959, в сов. прокате "Тяжёлая расплата"), реж. Б. Викки. Острая критика нравов бурж. общества отличала фильмы: "Розы для прокурора" (1959), "Ярмарка" (1960) и "Мужская прогулка" (1964), все реж. В. Штаудте; "Девица Розмари" (1958), реж. Р. Тиле, "Мы - вундеркинды" (1958), "Привидения в замке Шпессарт" (1961), реж. К. Гофман.

В 60-х гг. кинопром-сть вступила в сотрудничество со странами "Общего рынка", гл. обр. Францией и Италией. Был создан кинофонд, призванный финансировать продюсеров. Несмотря на эти меры, художеств. уровень фильмов оставался невысоким, произ-во - 50-55 картин в год. Развитию нац. кинематографии мешает широкий прокат и конкуренция зарубежных (гл. обр. амер.) фильмов, а также телевидения. На экранах ФРГ демонстрируется значит. число фильмов, в к-рых откровенно подчёркнуто любование насилием (гангстерские и детективные фильмы), а также эротич. фильмы. Ведущие актёры кино ФРГ: М. Адорф, X. Буххольц, X. Мессемер, X. Кнеф, Л. Пульвер, X. Рюман, О. Фишер, Мария и Максимилиан Шелл, Р. Шнейдер, К. Юргенс. Во 2-й пол. 60-х гг. пришедшее в кино молодое поколение режиссёров внесло частичное обновление в нац. киноискусство благодаря усилению позиций критич. реализма, а также свежести и оригинальности выразит. средств их картин. Это режиссёры А. Клуге ("Прощание с прошлым"), У. Шамони ("Оно"), П. Шамони ("Охота на лисиц запрещена"), Ф. Шлендорф ("Юный Тёрлес") - все в 1966; И. Шаф ("Татуировка", 1967), П. Флайшман ("Охотничьи сцены в Нижней Баварии", 1969), Р. В. Фасбиндер ("Страх пожирает души"), В. Херцог ("Каждый за себя и бог против всех") - оба в 1974. Междунар. фестивали в ФРГ проводятся в Оберхаузене и Мангейме. Творч. кадры кино и технич. специалистов готовит Нем. ин-т кино и телевидения (Мюнхен), н.-и. работу в области кино ведёт Нем. ин-т киноведения в Висбадене. Перио-дич. издания: "Film-Echo-Film-Woche" (с 1948), "Film - Bild - Ton" (с 1951), "Film" (с 1963). В 1975 выпущено ок. 100 художеств. фильмов, работало св. 3000 кинотеатров. Н.П. Абрамов.

Илл. см. на вклейке табл. XIII (стр. 224-225).

ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ - ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОГОВОР 1972 Об основах отношений, подписан 21 дек. в Берлине статс-секретарём при Сов. Мин. ГДР М. Колем и статс-секретарём Ведомства федерального канцлера ФРГ Э. Баром. Вступил в силу 21 июня 1973. Содержит преамбулу и 10 статей. В преамбуле указывается: стороны пришли к соглашению, стремясь внести вклад в ослабление напряжённости и в упрочение безопасности в Европе, сознавая, что уважение терр. целостности и суверенитета всех европ. гос-в в пределах нынешних границ является основополагающим условием мира. Договор предусматривает установление нормальных добрососедских отношений между ГДР и ФРГ (ст. 1); обязывает стороны уважать цели и принципы Устава ООН (ст. 2), решать спорные вопросы на основе этих принципов только мирными средствами (ст. 3), содействовать укреплению мирных отношений между европ. гос-вами, ограничению вооружений, особенно ядерного и др. оружия массового уничтожения, и разоружению (ст. 5), содействовать развитию экономич., научных, культурных и иных связей между обоими гос-вами (ст. 7). Статьёй 8 договора предусматривается обмен постоянными представительствами между ГДР и ФРГ.

Важное значение имеет положение ст. 3 договора о том, что ГДР и ФРГ подтверждают нерушимость существующей между ними границы на сегодня и на будущее и обязуются безоговорочно уважать терр. целостность друг друга. Договор отмечает, что ни одна из договаривающихся сторон не может в между-нар. отношениях представлять другую сторону или действовать от имени другой стороны (ст. 4). Ст. 9 подтверждает, что договор не затрагивает отношений сторон с др. гос-вами и заключённых ими ранее договоров и соглашений.

Одновременно с договором был подписан Дополнительный протокол, рассматривающий нек-рые практич. вопросы отношений между ГДР и ФРГ.

Публ.: "Международная жизнь", 1973, № 4.

ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ - ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОГОВОР 1970, см. Польской Народной Республики - Федеративной Республики Германии договор 1970.

ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ - ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ДОГОВОР 1973 О взаимных отношениях, поднисан 11 дек. в Праге пред. пр-ва ЧССР Л. Штроугалом, мин. иностр. дел ЧССР Б. Хнёупе-ком, федеральным канцлером ФРГ В. Брандтом, мин. иностр. дел ФРГ В. Шеелем. Вступил в силу 19 июля 1974. Состоит из преамбулы и 6 статей. В преамбуле указывается, что стороны заключили договор, руководствуясь намерением создать прочные основы для развития добрососедских отношений, стремясь укрепить мир и безопасность в Европе и "признавая, что Мюнхенское соглашение от 29 сентября 1938 было навязано Чехословацкой Республике нацистским режимом под угрозой применения силы". В ст. 1 указано: "ЧССР и ФРГ считают Мюнхенское соглашение ог 29 сентября 1938, имея в виду свои взаимные отношения в соответствии с настоящим договором, ничтожным". Договор-регулирует (ст. 2) правовые последствия признания Мюнхенского соглашения ничтожным, подтверждает, что в своих взаимных отношениях и в вопросах обеспечения безопасности в Европе и во всём мире участники договора будут решать все свои споры исключительно мирными средствами. В ст. 4 договора подтверждается нерушимость общих границ гос-в в настоящем и будущем и обязательство сторон уважать терр. целостность обоих гос-в и не выдвигать друг к другу никаких терр. претензий. Договор (ст. 5) предусматривает дальнейшие шаги, направленные на развитие отношений между ЧССР и ФРГ.

Публ.: "Международная жизнь", 1974, № 2.

ФЕДЕРАТЫ (франц. federes) в о Франции, 1) во время Великой франц. революции члены объединений (федераций) добровольцев, создававшихся для защиты революции от внутр. контрреволюции и иностр. интервенции. С этой целью направлялись из провинций в Париж. Прославились марсельские Ф., участвовавшие в нар. восстании 10 авг. 1792. Они принесли с собой в Париж революц. гимн ("Марсельеза"). 2) В 1815 в период "Ста дней" участники добровольческих отрядов, образовавшихся с целью дать отпор иностр. интервенции и воспрепятствовать новой реставрации монархии Бурбонов. 3) Нац. гвардейцы, объединившиеся накануне 18 марта 1871 в "Респ. федерацию нац. гвардии", защитники Парижской Коммуны 1871.

ФЕДЕРАТЫ (лат. foederati, от foedus - союз, договор) в Древнем Риме: 1) общины, связанные с Римом союзом, обычно наз. союзниками (socii). 2) Варварские племена, поступившие на воен. службу к римлянам и нёсшие её на границах Римской империи. Получали за службу пограничные земли для поселения и жалованье. Наибольшее значение Ф. имели в 4-5 вв.

ФЕДЕРАЦИИ СПОРТИВНЫЕ, см. Спортивные федерации.

ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелат. foedera-tio - союз, объединение), форма гос. устройства, при к-рой неск. гос. образований, юридически обладающих опре-дел. политич. самостоятельностью, образуют одно союзное гос-во. Первой в истории бурж. Ф. были США (конституция 1787). Ф. являются ФРГ, Швейцария, Австрия, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Индия, Пакистан, Бирма, Малайзия, Австралия, Нигерия. Социалистич. Ф.- СССР, СФРЮ, ЧССР. Отличительные признаки Ф.: 1) терр. Ф. состоит из терр. отд. её субъектов (штатов, кантонов, земель, союзных республик и т. п.); 2) субъекты Ф. обычно наделяются учредит. властью, т. е. правом принятия собств. конституций; 3) компетенция между Ф. и её субъектами разграничивается союзной конституцией; 4) каждый субъект Ф. имеет свои правовую и суд. системы; 5) в большинстве Ф. одновременно существуют единое союзное гражданство и гражданство союзных единиц. В ряде Ф. в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов Ф. (см. Двухпалатная система).

Социалистич. Ф. коренным образом отличаются от бурж. и строятся на принципиально иной основе. В СССР и социа-листич. странах впервые в истории Ф. стала гос. формой решения национального вопроса. Социалистич. Ф. основываются на нац.-терр. принципе, добровольности объединения суверенных и равноправных членов Ф., имеющих право свободного выхода из неё (сецессия). Влияние историч. опыта Социалистич. стран, прежде всего СССР, в деле нац.-гос. строительства нашло выражение в том, что в нек-рых странах, освободивщихся от колон. зависимости, впервые были созданы Ф. с учётом нац. структуры (Бирма, Индия).

"ФЕДЕРАЦИЯ", изд-во Федерации объединений советских писателей. Осн. в 1929 в Москве. "Ф." выпускала соч. М. Горького, М. Шолохова, Ю. Олеши, А. Весёлого, А. Н. Толстого, А. Грина, В. Катаева и др. сов. писателей, работы критиков и литературоведов, публицистов, мемуарную лит-ру. Значит. внимание уделялось изданию переводной лит-ры (с языков народов СССР и иностр. языков). В 1933 "Ф." была переименована в изд-во "Советская литература", к-рое в 1934 влилось в изд-во "Советский писатель".

ФЕДЕРАЦИЯ АРАБСКИХ РЕСПУБЛИК (ФАР), назв. объединения Египта, Сирии и Ливии, провозглашённого декларацией глав трёх гос-в 17 апр. 1971.

ФЕДЕРАЦИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ЛЕВЫХ СИЛ (ФДИСЛС; La Federation de la gauche democrate et socialiste), политич. объединение во Франции в 1965-68. В ФДИСЛС входили некоммунистич. левые силы, оппозиционные режиму Пятой республики: Социалистич. партия (СФИО), партия радикалов, Конвент респ. институтов, Демократич. и Социалистич. союз Сопротивления (ЮДСР) и др. более мелкие группировки. Пред. Исполкома и лидером ФДИСЛС был Ф. Миттеран. Программные документы федерации предусматривали реформу конституции и гос. институтов, расширение демократич. свобод, проведение прогрессивных социально-экономич. реформ. В области внеш. политики руководство ФДИСЛС выступало за разоружение и разрядку междунар. напряжённости, но вместе с тем за сохранение НАТО и развитие ч европейской интеграции". Федерация проявила готовность к развитию контактов с Франц. коммунистич. партией (ФКП). В дек. 1966 ФДИСЛС и ФКП подписали офиц. соглашение, определившее их общие политич. цели и тактику на парламентских выборах 1967. Значит. шагом в развитии единства всех левых сил стала совместная декларация ФКП и ФДИСЛС в февр. 1968. Однако в ходе острой социально-политич. борьбы в мае- июне 1968 часть лидеров федерации попыталась договориться с левацкими группировками и оттеснить ФКП. После поражения левых сил на парламентских выборах в июне 1968 в ФДИСЛС обострились внутр. разногласия, и в ноябре 1968 она распалась.

ФЕДЕРАЦИЯ РОДЕЗИИ И НЬЯСАЛЕНДА (Federation of Rhodesia and Nya-saland), объединение трёх англ, владений в 1953-63: Сев. Родезии (совр. Замбия), Юж. Родезии и Ньясаленда (совр. Малави). Создано Великобританией. Активная борьба народов против навязанной им федерации заставила англ. пр-во согласиться на её роспуск (31 дек. 1963).

ФЕДЕРАЦИЯ ЮЖНОЙ АРАВИИ (ФЮА), объединение княжеств юга Аравийского п-ова в 1959-67. Подъём нац.-освободит. движения в брит. Вост. и Зап. Аденских протекторатах, а также в колонии Аден после 2-й мировой войны 1939-45 вынудил брит. колонизаторов искать новые формы и методы сохранения своего господства в этом р-не. Великобритании, широко использовавшей все средства политич. давления - шантаж, угрозы, подкуп и, наконец, смещение неугодных правителей южноаравийских княжеств,- удалось в февр. 1959 создать т. н. Федерацию араб. эмиратов Юга. В её состав первоначально вошли 6, позднее ещё 10 княжеств Зап. Аденского протектората, а также колония Аден (1963), над к-рой Великобритания сохраняла полный суверенитет. В 1962 федерация была переименована в ФЮА.

Планы брит. колонизаторов расширить ФЮА за счёт включения в неё княжеств Вост. Аденского протектората встретили сопротивление местного населения, переросшее с 14 окт. 1963 в вооруж. борьбу против колонизаторов и феод. верхушки княжеств как в ФЮА, так и в Вост. Аденском протекторате. В этих условиях ФЮА фактически распалась. Великобритания была вынуждена признать независимость Адена и Аденских протекторатов. На этой терр. 30 нояб. 1967 была создана независимая Нар. Республика Юж. Йемена (с 30 нояб. 1970 - Нар. Демократич. Республика Йемен).

ФЕДИН Константин Александрович [12(24).2.1892, Саратов, - 15.7. 1977, Москва], русский советский писатель, акад. АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1967). Чл.-корр. Герм. академии иск-в (1958). Родился в мещанской семье. Детство и юность провёл в Саратове. Окончил Моск. коммерч. ин-т (1914). Начало 1-й мировой войны 1914-18 застало л задержало Ф. в Германии. Вернувшись в 1918, Ф. редактировал в Сызрани местную газету (1919), во время Гражд. войны - газету 7-и армии. С 1921 участник лит. группы "Серапионовы братья". Ранние лит. опыты Ф. опубл. в 1913-14. Первая кн.- сб. рассказов "Пустырь" (1923). Роман "Города и годы" (1924; одноим. фильм, 1930 и 1973) - о путях интеллигенции в революции и Гражд. войне. Революц. воля олицетворена здесь в образе "железного" большевика, к-рый вершит над героем романа, растерянным и бездействующим интеллигентом, историч. суд. Усложнённая композиция романа соответствует духу бурного времени и напряжённости раздумий писателя, к-рый ищет пути к новому пониманию гуманизма. В 1925-26 опубл. рассказы и повести о крестьянстве ("Утро в Вяжном", "Трансвааль", "Мужики"), в 1927-28 - роман "Братья", в к-ром раскрыто единство нац. и нового, революц. иск-ва, поставлена проблема борьбы за это иск-во. Романы "Похищение Европы" (кн. 1-2, 1933-35) и "Санаторий „Арктур"" (1940) посв. критике политич. и нравств. устоев бурж. мира. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 Ф. написал пьесу "Испытание чувств" (1942), рассказы-очерки, вошедшие в циклы "Несколько населённых пунктов" (1943) и "Свидание с Ленинградом" (1944). Начал работать над трилогией "Первые радости" (1945; одноим. фильм, 1956), "Необыкновенное лето" (1947-48; одноим. фильм, 1956; за оба романа Гос. пр. СССР, 1949), "Костёр" (кн. 1-2, 1961-65). В этих романах - история становления рус. революц. характера, идея закономерности революц. обновления рус. общества. Роман "Первые радости", действие к-рого начинается в 1910, проникнут ожиданием резкой спасительной перемены;