БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ich-rechtlichen Rundfunkanstalten); 2-я - телецентром "Цвайтес дойчес фернзеен". Региональные телецентры передают также собств. "третьи" программы. На заграницу вещают радиостанции "Дойче велле" ("Deutsche Welle") на 3 языках и "Дойчландфунк" ("Deutschlandfunk") на 14 языках. Ю. Ржевский.

XIII. Литература

События 2-й мировой войны 1939-45, борьба с фашизмом, существование и крах гитлеровского рейха, послевоен. судьбы немцев во вновь созданных двух гос-вах надолго определили пути развития лит-ры в Зап. Германии. Стремление осмыслить происшедшее побуждает мн. писателей-гуманистов к критич. пересмотру бурж. нравств. и социальных ценностей. Нек-рые (как Л. Франк, 1882-1961) приходят к социалистич. воззрениям (со-циально-психологич. роман "Ученики Иисуса", 1949;автобиографич. кн. "Слева, где сердце", 1952) или испытывают потребность обратиться к проблемам и событиям политич. характера (К. Эдшмид, 1890-1966; роман "Если это розы, они будут цвести", 1950; в 1966 изд. под назв. "Георг Бюхнер. Роман немецкой революции"). Другие ищут опору в религии (христ. мотивы у Гертруды фон Ле Форт, 1876-1971; В. Бергенгрюна, 1892-1964; Р. Шнайдера, 1903 - 58; Р. Хагелынтанге , р. 1912; Марии Луизы Кашниц, 1901-74) или впадают в крайний скептицизм (сочетание клерикализма, агностицизма и иррационализма у Э. Ланггессер, 1899 - 1950; творчество X. X. Янна, 1894-1959). Третьи уходят в интимный мир меланхолических переживаний (лирика К. Кролова, р. 1915), наслаждения утончённым чувством природы (поэзия В. Лемана, 1882-1968). Кризис традиционного буржуазного гуманизма, чувство отчаяния и смятения ярко выразил В. Борхерт (1921-47), с именем которого обычно связывают начало ан-тифаш. темы в зап.-герм. лит-ре (драма "За дверью", 1947). Осознание несостоятельности бурж. мира стимулировало обращение мн. писателей, далёких от революц. идей, к философии экзистенциализма. Влияние последнего сказалось на специфике социального критицизма в ФРГ, зачастую опирающегося на тезис о безысходности человеческого существования (мистико-символич. роман Г. Казака, 1896-1966; "Город за рекой", 1947) и утверждающего непреодолимое одиночество человека в извечном противостоянии обществу (религ.-экзистенциалистский роман А. Андерша, р. 1914; "Занзибар, или Последняя причина", 1957; близкий по духу А. Камю роман X. Э. Носсака, р. 1901; "Не позднее ноября", 1955). С оттенком моралистической отвлечённости ставятся проблемы вины и ответственности, совести, свободы выбора в творчестве ряда писателей, напр. 3. Ленца (р. 1926).

Эти проблемы тесно связаны с темой войны, преодоления фашизма и его рецидивов, к-рая с самого начала занимает важное место в лит-ре ФРГ. Антифаш. и антимилитаристский пафос объединил в "Группу 47" (названа по году образования) писателей разных политич. убеждений и эстетич. принципов: "традиц." реалиста X. В. Рихтера (р. 1908; романы "Разбитые", 1949, "Не убий", 1955), склонного к сатирич. символике М. Вальзера (р. 1927; пьесы "Дуб и кролик", 1962, "Чёрный лебедь", 1964), тяготеющего к гротеску и пародии художника-экспериментатора Г. Грасса (р. 1927), экзистенциалиста Андерша, мастера филос. лирики Г. Эйха (1907-72) и поэта-авангардиста В. Вайрауха (р. 1907), а также критика, эссеиста и поэта В. Йенса (р. 1923), чьё творчество отмечено склонностью к интеллектуальному эстетству, и мн. др. (в т. ч. нек-рых австр. писателей, напр. поэтессу Ингеборг Бахман, а также швейцарских, напр. драматурга В. Хильдесхаймера). В "Группу 47" входил и Г. Бёлль (р. 1917), в романе"Где ты был, Адам?" (1951) страстно осудивший развязанную фашистами войну.

Острой критике подверг нем. милитаризм Г. Ледиг (р. 1921) в пацифист, романах "Реактивные миномёты" (1955) и "Расплата" (1956). Критика фашизма с позиции абстрактной морали содержится в пьесе К. Цукмайера (1896-1977) "Генерал дьявола" (1946).

В то же время в ФРГ получил распространение т. н. тривиальный роман - разновидность "массовой лит-ры" (см. "Массовая культура"), где авторы рассказывают о войне в поверхностно-развлекат. форме, с внеш. признаками реалистич. повествования, но по сути оправдывая фаш. прошлое (X. X. Кирст, р. 1914; романич. трилогия "08/15", 1954-55). "Тривиальному" близок т. н. солдатский роман, в к-ром апология "маленького", ни за что не отвечающего человека и культ пресловутого "фронтового товарищества" перекликаются с прямой реабилитацией фаш. вермахта, сближаясь с неонацистской лит-рой, пропагандирующей милитаризм, шовинизм и антикоммунизм (Э. Юнгер, р. 1895; X. Гримм, 1875-1959; Э. Двингер, р. 1898; В. Боймельбург, 1899-1963).

С нач. 50-х гг., в атмосфере экономич. бума (т. н. экономич. чуда), в ФРГ оживают и такие виды массовой лит-ры, как тривиальные "женские", детективные романы, "шпионские" книжки, романы "рока", порнографич., а также декадентская литература. На ряд молодых зап.-германских поэтов оказали влияние социальный нигилизм и глубокий скепсис поэзии Г. Бенна (1886-1956). Симптоматично, что в эти годы многие из вернувшихся после войны на родину буржуазных писателей-гуманистов эмигрируют из ФРГ (А. Дёблин, 1878-1957; Ф. фон Унру, 1885-1970) либо оказываются в изоляции (Л. Франк; X. Ре-фиш, 1891-1960; П. М. Лампель, 1894-1965).

Однако период "экономич. чуда", выявивший несостоятельность мифа о всеобщем процветании в ФРГ, и последовавшего за ним разочарования в капитали-стич. действительности явился для мн. зап.-герм. писателей своеобразным стимулом к обострению социально-критич. и политич. тенденций в их творчестве. Предупреждение против опасности милитаризации ФРГ, высказанное ещё в 1946 Э. Кройдером (р. 1903) в насмешливо-сюрреалистич. романе "Общество с чердака", описание сложных судеб нового "потерянного поколения" (роман жившего после войны в США и Швейцарии Э. М. Ремарка "Время жить и время умирать", 1954) в 50-60-е гг. вылились в широкую критику антидемократич. обществ. устройства, политич. реакции и реваншизма в ФРГ. Среди лучших произв. периода - ориентированные на высокие этич. ценности, полные гуманизма и сострадания романы Бёлля "И не сказал ни единого слова" (1953), "Бильярд в половине десятого" (1959), "Глазами клоуна" (1963); сатирич. романы X. Хартунга (1902-72) "Мы - вундеркинды" (1957), Рихтера "Линус Флек, или Утраченное достоинство" (1959), Вальзера "Половина игры" (1960) и "Единорог" (1966), Грасса "Жестяной барабан" (1959) и "Собачьи годы"

(1963), П. Шаллюка (1922-76) "Дон Кихот в Кёльне" (1967); остропсихологич. романы В. Кёппена (р. 1906) "Голуби в траве" (1951), "Теплица" (1953), "Смерть в Риме" (1954); трилогия писателя-католика С. Андреса (1906-70) "Всемирный потоп" (1949-51); роман Г. Гайзера (р. 1908) "Последний бал" (1958); сатирич. песни и короткие рассказы Э. Кестнера (1899-1974), В. Шнурре (р. 1920); экспериментальные "короткие романы" А. Шмидта (р. 1914). Мотивы непреодолённого прошлого, нравств. ответственности старшего поколения - в романах Шаллюка "Энгельберт Рей-неке" (1959); Т. Валентина (р. 1922) "Без наставника" (1963); Ленца "Урок немецкого" (1968).

Стремление осмыслить нац. и мировой историч. опыт, социально-критич. и нравств.-гуманистич. проблематика отличают лучшие произв. зап.-герм. драматургии: пьесы Г. Вейзенборна (1902-69; "Подпольщики", 1945), X. Кипхардта (р. 1922; "Собака генерала", 1963; "Дело Роберта Оппенгеймера", 1964), Р. Хох-хута (р. 1931, с 1963 живёт в Швейцарии; "Наместник", 1963, "Солдаты", 1967), П. Вайса (р. 1916, с 1945 гражданин Швеции; "Жизнь и гибель Марата", 1964; "Дознание", 1965), Ленца ("Время невиновных", 1961), Т. Дорста (р. 1925). Бурно развивается прогрессивная теле-и радиодраматургия (Ленц, Эйх, Вай-раух).

В кон. 60 - нач. 70-х гг. в зап.-герм. лит-ре происходит размежевание писателей различных социально-политич. и эс-тетич. устремлений. Бесперспективность антибурж. протеста, не опирающегося на знание объективных законов историч. развития, зачастую ведёт к модернистским тенденциям, к разрушению целостного художеств. образа человека абсолютизацией биологич. начала (Г. Зойрен, р. 1932; Р. Д. Бринкман, р. 1940, и др. представители т. н. кёльнской школы "нового реализма"). Поиски позитивного мировоззрения порой приводят к ультралевому радикализму, не исключающему иногда ре-волюц.-социалистич. симпатий [документальная пьеса X. М. Энценсбергера (р. 1929)"Допрос в Гаване", 1970]. Ослабевают внутр. связи "Группы 47"; отдельные её участники, начав с прокламации нонконформизма, оппозиции бурж. строю, кончили антикоммунистич. выступлениями. В то же время развивается психологич. проза (Габриела Воман, р. 1932); продолжается социально-критическая, антифаш. линия развития зап.-герм. лит-ры (романы Р. В. Шнелля, р. 1916; "Воспитание прислугой", 1968; Носсака "Дело Д'Артеза", 1968; Бёлля "Групповой портрет с дамой", 1971; Вальзера "Болезнь Гал-листля", 1972; Ленца "Пример", 1973). Усиливаются реалистич. тенденции в творчестве писателей ФРГ, в т. ч. экзистенциалиста Андерша (романы "Эфраим", 1967; "Винтершпельт", 1974), модернистов У, Йонзона (р. 1934, гражданин Зап. Берлина; роман "Годовщины", 1970), П. Хандке (р. 1942, австр. писатель, живёт в ФРГ; роман "Несчастье без желаний", 1972). Развиваются различные формы пропагандистского иск-ва (представления агитбригад, листовки, прокламации, заводская пресса), придающие политич. направленность характерному для зап.-герм. лит-ры 60-70-х гг. интересу к доку-ментализму. В лит-ру ФРГ вливаются новые прогрессивные силы. В прошлом шахтёр, М. фон дер Грюн (р. 1926; ро маны "Светляки и пламя", 1963, "Местами гололёд", 1973) - один из основателей дортмундской лит. "Группы 61", члены к-рой пишут о рабочих, издают серию "Новая индустриальная поэзия" (В. Бар-ток, Б. Глуховский, И. Бюшер и др.). В 1970 из группы выделились политически более радикальные " Кружки рабочей лит-ры", или "Мастерские лит-ры о мире труда" (П. Шютт, р. 1939, и др.). Творчество очеркиста Г. Вальрафа (р. 1942), автора теле- и радиопьес прозаика К. Гейслера (р. 1928; пьеса "Убойный скот", 1963, повесть "Холодные времена", 1965), авторов политич. и агитац. песен Д. Зюверкрюпа (р. 1934) и Ф. И. Деген-хардта (р. 1931; также автор романа "Бикфордов шнур", 1973) - свидетельство жизнеспособности здоровых социально-критических тенденций в литературе ФРГ.

Литературоведение. Потребность в идеалистической ревизии методов классич. бурж. лит. науки определила сильное влияние философии экзистенциализма на литературоведение в ФРГ. Обращение к феноменологии Э. Гуссерля и Р. Ингардена, к теории иск-ва М. Хайд-еггера стимулировало возникновение т. н. школы интерпретации - направления, родственного "новой критике". Принципы этой школы - рассмотрение лит-ры как специфич. феномена человеческого сознания, обусловленность к-poro лежит вне социальной сферы, требование понимания (преим. интуитивного) и толкования художеств. произв. как автономного (даже от его создателя) и самоценного явления. Возглавил школу наряду со швейцарцем Э. Штайгером зап.-герм. учёный В. Кайзер (1906-60; "Искусство слова", 1948, "Возникновение и кризис современного романа", 1955). В духе школы интерпретации, полемизирующей с мюнхенской школой "старой" нормативной стилистики К. Фосслера (1872- 1949) и Л. Шпитцера (1887-1960), создали значит. труды М. Коммерелль (1902-44), О. Ф. Больнов (1903-53), И. Пфейфер (1902-70), Р. Бринкман (р. 1921) и др. Однако социальный скептицизм и замкнутость подобного литературоведения ощущаются как недостаток даже его сторонниками, ищущими выхода либо в утверждении христианских взглядов (X. Э. Хольтхузен, р. 1913), либо в историко-социологических проекциях (Э. Ауэрбах, 1892-1957; "Мимесис", 1946).

Реакцией на неудовлетворённость отходом от исторически конкретного анализа явился возрастающий со 2-й пол. 50-х гг. интерес к социологич. аспектам изучения лит-ры как маститых (Б. фон Визе, р. 1903; X. Рюдигер, р. 1908), так и более молодых (К. Шрётер, р. 1931; Л. Винтер, р. 1936) литературоведов, иногда, впрочем, ограничивающийся эмпирическим исследованием, игнорирующим эстетич. функцию литературы (X. Фюген). Зависимость сознания от языковых форм утверждает писатель и литературовед X. Хайсенбюттель (р. 1921). Несмотря на отсутствие общего научно-филос. мировоззрения и методо-логич. пестроту, литературоведение внесло свой вклад в разработку конкретных проблем лит. теории [работы К. А. Хор-ста (р. 1913) о романе, П. Сцонди (1929- 1971) о драме, П. Бёкмана (р. 1899) о нем. поэзии]. Выделяются труды близкого к марксизму X. Майера (р. 1907), посвящённые нем. классич. наследию. Из вестны также историко-литературные работы Ф. Мартини (р. 1909), литературо-ведч. исследования публициста Л. Мар-кузе (1894-1971).

Важную роль в формировании лит. процесса в ФРГ играют лит.-критич. выступления писателей разных идеологич. позиций - Бёлля, Йенса, Шаллюка, Энценсбергера, издающего с 1965 оппо-зиц. лит.-критич. журн. "Kursbuch", и др. С 1966 выходит прогрессивный лит.-критич. журн. "Kurbiskern", публикующий также произв. писателей ГДР, функционируют лит.-худож. журн. "Welt und Wort" (с 1946), "Akzente" (с 1954) и др., а также ряд науч.-филологич. периодич. изданий (в т. ч. "Beitrage zur Geschichte der deutschen Sprache und Literature, с 1955). Первый съезд писателей ФРГ состоялся в 1970, на 2-м съезде (1973) писатели приняли решение о вступлении в Профсоюз работников полиграфич. и бумажной промышленности.

Лит.: Фрадкин И. М., Литература новой Германии, М., 1961; его же, Реставраторы орла и свастики. О неофашистской литературе в ФРГ, М., 1971; АрхиповЮ.И., Левый радикализм в литературе ФРГ, в кн.: Идеологическая борьба и современная культура, М., 1972; Карельский А. В., "Дортмундская группа 61", в сб.: Зарубежные литературы и современность, в. 2, М., 1973; Млечина И. В., Литература и "общество потребления", М., 1975; Geschichte der deutschen Literatur aus Methoden.Westdeutsche Literatur von 1945-71, Bd 1 - 2, Fr./M., 1973; Die Gruppe 47, Neuwied-В., 1967; ConradyK. O., Einfuhrung in die neuere deutsche Literaturwissenschaft, Hamb., 1968; Reinhold U., Antihumanismus in der west-deutschen Literatur, В., 1971; KuhneP., Arbeiterklasse und Literatur. Dortmunder Gruppe 61, Fr./M., 1972; Batt K., Revoke intern, Lpz., 1974. Г. В. Якушева.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Во 2-й пол. 1940-х гг. стр-во носило сугубо утилитарный характер: расчищались от развалин разрушенные города и сёла, строились многочисл. бараки в виде стоящих на земле сводов из гофрированной стали, церкви (т. н. церкви нужды, типовой проект О. Бартнинга) из щебня и сборных деревянных конструкций. В архитектуре адм. и правительств. зданий преобладали тенденции неоклассицизма. В то же время поощрялось экспериментальное стр-во, делались попытки творческого приобщения к традициям новой архитектуры (особенно к принципам "Баухауза").

Под воздействием В. Гропиуса и Л. Миса ван дер Роз возникла своеобразная "мисовская" школа, представители к-рой (Э. Эйерман, П. Шнейдер-Эслебен) стремились к строгой рациональности композиц. решений. В течении ор ганической архитектуры (X. Херинг, X. Шарун) возродились нек-рые черты нем. экспрессионизма (жилые дома "Ромео" и "Джульетта" в Штутгарте, 1957-59, арх. X. Шарун). В конце 1950-х гг. сформировался зап.-герм. вариант брутализма (О. М. Унгерс и др.).

К нач. 1970-х гг. в зодчестве наметились тенденции к большей гибкости и динамичности композиций, усилились поиски структурных решений, допускающих возможность трансформации по горизонтали и вертикали. Важной областью совр. зап.-герм. архитектуры является церк. стр-во, где широко применяются сложные конструкции, причудливые пространств. решения. Для градостроит. работ, развернувшихся с нач. 1950-х гг., характерно стремление сохранить ист. центры городов, рационально решить трансп. проблемы, расширить парковые зоны. Однако во мн. городах центры в результате бессистемной застройки превращены в обособленные, перенасыщенные транспортом супергорода. В жил. стр-ве интенсивно используются ряды малоэтажных сблокированных домов, строятся многочисл. корпуса башенного типа. Для обществ. сооружений характерны консольно-подвесные конструкции, висячие конструкции из железобетона, оригинальные покрытия из тканей в виде растянутых тентов, предложенные арх. Ф. Отто (спортивные сооружения Олимпийского комплекса в Мюнхене, 1968-72, арх. Г. Бениш и др.).

Художеств. жизнь на терр. ФРГ в момент окончания 2-й мировой войны 1939-45 находилась в состоянии застоя. Постепенно возникавшие художеств. группировки объединили ряд художников-реалистов ("Мюнхенское товарищество художников", "Новая группа") и авангардистов ("Немецкий художеств. союз"). Видную роль в первоначальном развитии изобразит. иск-ва сыграли мастера старшего поколения, продолжавшие традиции иск-ва 1910-20-х гг.: экспрессионисты М. Пехштейн, К. Шмидт-Рот-луф, Э. Хеккель и др., ученик А. Матисса пейзажист X. Пурман. Философски углублённые, нередко насыщенные гражданств. пафосом произведения создавал О. Дикс. Гуманистич. и антимилитаристские образы заняли важное место в творчестве В. Гейгера и О. Панкока. Вместе с тем произведения ряда живописцев отличались крайней условностью художеств. языка (В. Баумейстер, В. Гиллес, X. А. П. Грисхабер, И. Керковиус и др.). 1960-е гг. в иск-ве стали периодом интен сивного распространения абстрактного искусства (Т. Вернер, Ф. Винтер, Э. В. Най), тогда как в др. европ. странах абстракционизм уже пошёл на убыль. Драматизм катастрофы, постигшей Германию в период фаш. диктатуры, пытались воплотить в своих произведениях сюрреалисты Р. Эльце, Э. Энде, М. Циммерман и Ф. Радзивилл, сочетающий элементы сюрреализма и "новой вещественности". К нач. 1970-х гг. на арену художеств. жизни вышли многочисл. представители новейших авангардистских течений: "оп-арта", "поп-арта" (А. Башла-ков, П. Вундерлих, К. Клафек, X. П. Аль-верман, К. Штек, вводящие в свои произведения элементы социальной критики), гиперреализма, иск-ва "хеппенинга" (И. Бойюс и др.) и т. д. Однако и реали-стич. тенденции достаточно сильны в совр. живописи (Т. Нидеррейтер, А. Хейнцин-гер и др.); многие прогрессивные мастера сплотились вокруг основанного в 1960 критиком Р. Хипе журнала "Теndenzen".

Важное значение в графике имеют традиции политич. и социальной сатиры нем. графики 1-й трети 20 в. Острые противоречия обществ. жизни нашли отражение в офортах А. В. Дреслера, литографиях А. П. Вебера, гравюрах К. Хуббуха; трагич. патетики исполнены произв. К. Рёс-синга, О. Хермана, К. Шеллемана.

В скульптуре прогрессивные традиции нем. пластики были продолжены Г. Марксом, а также X. Виммером, А. Лёрхером, Э. Шарфом и др.; в области религ. скульптуры выделяются остроэкспрессивные произв. Ю. Вебера, Э. Матаре. Им противостоят скульпторы-авангардисты старшего поколения (К. Леман, Б. Хайлигер) и представители абстракционистской пластики, выдвинувшиеся в 1940-е-50-е гг. (Н. Крикке, Б. Майер-Деннингхоф, X. Ульман, О. X. Хайек, Э. Херманс и др.). При работе над памятниками жертвам фаш. концлагерей у нек-рых представителей абстрактной пластики (В. Эльфес и др.) намечаются тенденции к созданию образов, более конкретно связанных с социально-ист. действительностью.

Интенсивно развивается иск-во дизайна (одно из ведущих мест в к-ром занимают мастера, связанные с ульмской высшей школой художественного конструирования).

Илл. см. на вклейках - к стр. 256, и табл. XI, XII (стр. 224-225).

Лит.: Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Всеобщая история архитектуры, т. 11, [М., 1973]; Марченко Е., Искусство Федеративной Республики Германии, в сб.: Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах, М., 1975, с. 160-90; Simon A., Bauen in Deutschland, Essen, 1969 (на англ., франц., исп. и нем. яз.); Morschel J.,RohJ., Deutsche Kunst der 60-r Jahre, Bd 1 - 2, Munch., 1971-72.

XV. Музыка

Муз. жизнь после разгрома фашизма быстро восстановилась. Среди нем. композиторов после окончания 2-й мировой войны 1939-45 крупнейшим оставался П. Хиндемит. Не менее значит. фигурой стал в 50-60-е гг. К. Орф, муз.-театр. сочинения к-рого занимают видное место в совр. репертуаре нем. оперных театров ("Бернауэрин", 1947; "Антигона", 1949; "Царь Эдип", 1959; "Прометей", 1968; "Комедия конца света", 1973; новые пост. "Кармины Бу раны" и "Умницы", 1947-75). Оперный композитор В. Эгк после соч. 30-х гг. ("Волшебная скрипка", 1935, и "Пер Гюнт", 1938) создал для муз. театра ряд новых опер и балетов (особенно значительны "Ирландская легенда", 1955, и "Ревизор" по Гоголю, 1957). Примечат. событиями в жизни оперного театра были также пост. соч. Г. Рейтера ("Доктор Иоганнес Фауст", 1936, "Лю-бекские пляски смерти", 1948, и "Дорога в город счастья", 1948).

В послевоен. годы стали исполняться произв. К. А. Хартмана, музыка к-рого была запрещена в годы нацизма. В репертуар вошли его единств. опера "Симплиций Симплициссимус" (новая ред. 1955), симфонии и камерные произведения. Камерными операми "Прилив" (1947) и "Ночная птица" (1948), оперой-балетом "Прусская сказка" (1950) и рядом экспериментальных инструм. соч. снова заявил о себе Б. Блахер. В. Фортнер в послевоен. годы эволюционировал от неоклассицизма к экспрессионизму (оперы "Кровавая свадьба" по Гарсиа Лорке, 1957; "Елизавета Тюдор", 1972). Заметное место занимают Г. Биалас ("Индианская кантата", 1951; кантата "В начале", 1962; оперы "Геро и Леандр", 1966; "Окассен и Николетт", 1969; "Кот в сапогах", 1974) и из композиторов старшего поколения - Э. Пеппинг, В. Малер, X. Генцмер, 3. Боррис. Поколение композиторов, выдвинувшихся после 1945, многочисленно. X. В. Хенце (с 1956- в Италии) в своих операх ("Бульвар одиночества", 1952; "Король-Олень", 1956; "Принц Хомбургский", 1960; "Молодой лорд", 1965, и др.), ораториях, симфониях и камерных соч. применяет разнообразные виды композиторской техники- от обычного тонального письма до ультра-совр. приёмов. К. Штокхаузен принадлежит к группе т. н. авангарда, он получил известность благодаря фестивалям новой музыки (среди его произв. "Контрапункты" для 10 инструментов, 1953; фп. пьесы, 1952-53; "Пение юношей в пещи огненной", 1956, и "Контакты", 1960, воспроизводимые электронными средствами звучания); его произв. кон. 60-х - нач. 70-х гг. отразили увлечение вост. религиями и философией. К послевоен. поколению относятся авторы опер и балетов Г. Клебе, Б. А. Циммерман (опера "Солдаты" по Р. Ленцу, 1960), X. У. Эн-гельман и др. Группа более молодых композиторов т. н. авангарда (переселившийся из Аргентины М. Кагель, швейцарец К. Хубер, а также П. Ружичка, Э. Кар-кошка, X. Лахенман и др.) продолжает свои эксперименты, хотя общий интерес к музыке этого рода резко снизился. ФРГ имеет крупные муз. центры: Мюнхен, Бонн, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Дюссельдорф, Кёльн и др. В них находятся консерватории или высшие муз. школы, оркестры, муз. театры, церк. и светские хоры. В ФРГ проводится множество нац. и междунар. муз. фестивалей, конкурсов, конгрессов, съездов и симпозиумов по вопросам муз. науки и педагогики.

Интенсивное развитие получила наука о музыке. Под ред. Ф. Блуме завершается издание капитальной муз. энциклопедии ("Музыка в истории и современности"), написаны труды о совр. музыке (К. X. Вёрнер, X. X. Штуккеншмидт, У. Дибелиус), социологич. и музыковедч. работы - Т. Адорно; об Орландо Лассо и о Р. Шумане - В. Бёттихера, фоль-клористич. исследования-В. Виоры и др.

Успехи достигнуты в области массового муз. воспитания (в детских садах и общеобразоват. школах), к-рое