БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321кт противоопухолевого лечения - по исчезновению опухолевых клеток. Леч. действие препаратов зависит от пути введения препарата, проникновения его через тканевые барьеры, накопления в очагах поражения и т. д. В процессе лечения возможно появление и размножение устойчивых к данному препарату микроорганизмов или опухолевых клеток, поэтому нередко используют сочетание нескольких препаратов для достижения более быстрого иполного антимикробного или противоопухолевого эффекта (комбинированная терапия, напр. пенициллином и стрептомицином или различными цитостатич. средствами, направленными против неоднородных по метаболизму и скоростям деления клеток, образующих опухолевую ткань). Применение антибиотиков, сульфаниламидов определило успех борьбы с туберкулёзом, пневмониями, скарлатиной и др. инфекц. заболеваниями. Совр. комбинации цитостатич. средств позволяют добиться резкого увеличения продолжительности жизни больных лимфогранулематозом и нек-рыми др.опухолевыми заболеваниями (в ряде случаев - вплоть до практич. выздоровления). Ведётся интенсивный поиск противовирусных химиопрепара-тов.

Фармакотерапевтич. средства могут оказывать неблагоприятное влияние на организм больного, к-рое в одних случаях вызвано индивидуальной непереносимостью лекарства и аллергич. реакциями (см. Лекарственная болезнь), а в других- токсическим действием больших доз препарата (напр., цитостатич. болезнь, см. Цитостатические средства). Совр. Ф., включающая применение химиотерапевтич. и гормональных препаратов, психотропных средств и мн. др. эффективных лекарств, позволяет врачу активно вмешиваться в течение болезни.

Лит.: Вотчал Б. Е., Очерки клинической фармакологии, 2 изд., М., 1965; Кассирский И. А.,

Милевская Ю. Л., Очерки современной клинической терапии, 2 изд., Таш., 1970; Машковский М. Д., Лекарственные средства, 7 изд., ч. 1 - 2, М., 1972; Тринус Ф. П., Фармакоте-рап-евтический справочник, К., 1972; Лекарственная болезнь, пер. сболг., София, 1973. М.Д. Машковский, А. И. Воробьёв.

ФАРМАН (Farman) Анри (26. 5. 1874, Париж,- 17. 7. 1958, там же), французский авиаконструктор и лётчик.В 1907- 1908 установил ряд первых рекордов: дальности полёта по прямой (771 м), по замкнутой кривой (ок. 1 км); совершил междугородный перелёт Буйи - Реймс (27 км за 17 мин). В 1909 организовал под Парижем лётную школу, в к-рой обучались и рус. лётчики (М. Н. Ефимов и др.). В этом же году начал строить самолёты. Его самолёт F-4 (1909) применялся для обучения лётчиков в ряде стран. В 1912 совместно с братом Морисом основал фирму "Ф." (была национализована в 1936). Фирмой было выпущено ок. 30 типов гражд. и воен. самолётов, строились также авиац. двигатели. В 1-й мировой войне 1914-18 широко использовались разведчики F-20, F-30, F-40, бомбардировщики F-50. Пасс. самолёт Ф. "Голиаф" эксплуатировался на первых авиалиниях Европы (с 1919).

Лит.: Sahе1 J., Henry Farman et 1'aviation, P., 1956; Sсhmidt H. A. F., Lexikon Luftfahrt, Berlin, 1972; Из истории авиации и космонавтики. [Сб.], в. 22, М., 1974.

ФАРМАЦЕВТ (от греч. pharmakeutes- приготовляющий лекарства), специалист с высшим (см. Провизор) или средним (помощник провизора) фармацевтич. образованием. Ф. работают в аптеках, га-ленофармацевтич. учреждениях, на химико-фармацевтич. заводах и др. В СССР подготовка Ф. проводится в фармацевтич. ин-тах, на фармацевтич. ф-тах мед. ин-тов и в фармацевтич. уч-щах.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, см. в ст. Медицинская промышленность, Химико-фармацевтическая промышленность.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, готовят специалистов высшей квалификации в области фармации - провизоров. В СССР в 1976 было 5 Ф. и.: Пермский (осн. в 1937), Пятигорский (1943), Ташкентский (1937), Харьковский (1921) и Ленинградский химико-фармацевтический (1919, готовит также инженеров-технологов для мед. пром-сти). Во всех Ф. и. есть аспирантура, в Ленинградском - вечернее, Пермском - заочное, Пятигорском - подготовит. отделения. Подготовка провизоров осуществляется также на фармацевтич. ф-тах в медицинских институтах - Азербайджанском им. Н. Нариманова, Алма-Атинском, Алтайском, Витебском, Запорожском, Иркутском, Каунасском, Кишинёвском, Львовском, 1-м Московском им. И. М. Сеченова, Рижском, Тбилисском, Томском, Тюменском и Хабаровском. Срок обучения в Ф. и. и на фармацевтич. ф-тах -4 г. 6 мес. См. Медицинское образование.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, см. Медицинское образование и Фармацевтические институты.

ФАРМАЦИЯ (от греч. pharmakeia - лекарство; применение лекарства), комплекс научно-практич. дисциплин, изучающих проблемы изыскания, добывания, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. В комплексе с фармакологией составляет науку о лекарствах. К Ф. относятся фармацев-тич. химия, технология фармацевтич. препаратов и лекарственных форм, судебная химия, фармакогнозия, организация и экономика Ф. и др. разделы. Перспективное направление в Ф. - биофармация, изучающая зависимость эффекта лекарств от формы применения и особенностей технологии их приготовления. Специалисты в области Ф. наз. фармацевтами. К фармацевтич. учреждениям относятся н.-и. ин-ты, лаборатории и предприятия, изготовляющие лекарственные средства; учреждения, ведающие сбором и обработкой лекарственных растений; аптеки и склады, аналитич. лаборатории.

ФАРНЕЗЕ (Farnese) Александр (Алес-сандро) (27. 8. 1545, Рим,- 3. 12. 1592, Аррас), полководец и гос. деятель исп. монархии, наместник исп. короля в Нидерландах (с 1578, официально с 1581), герцог Пармы и Пьяченцы (1586-92). Сын Оттавио Фарнезе (герцога Пармы и Пьяченцы) и Маргариты Пармской, В борьбе с Нидерландской бурж. революцией добился возвращения под власть Испании сначала валлонских провинций (заключив в мае 1579 договор с Аррасской унией), а затем, одержав ряд побед над революц. силами,- большей части терр. всех Юж. Нидерландов. В нач. 90-х гг. терпел поражения от войск Морица Оранского. По приказу Филиппа II Испанского вторгся во Францию, вынудив Генриха Наварр-ского снять осаду Парижа (1590) и Руа-на (1592).

ФАРНЕЗЕ (Farnese), знатный итальянский род (известен с 12 в.), к к-рому принадлежали герцоги Пармы и Пьяченцы (в 1545-1731). Среди них: Пьер Луиджи Ф. (1503-47), сын папы Павла III, выделившего ему в 1545 из терр. Папской обл. герцогство Пармы и Пьяченцы. Александр Ф. (1545-92), герцог с 1586, был с 1578 наместником исп. короля в Нидерландах (см. А. Фарнезе). Последним герцогом рода Ф. был Антонио (1679-1731), правивший с 1727. После его смерти герцогство перешло к исп. Бурбонам.

ФАРНИОН Коста (псевд.; наст. имя и фам. Константин Солтиевич Ф а р н и-е в) (2. 5. 1907-1937), осетинский советский писатель. Чл. КПСС с 1926. Род. в с. Нижний Урух, ныне Ирафского р-на Сев.-Осет. АССР. Окончил лит.ф-т Моск. пед. ин-та им. К. Либкнехта в 1931. Опубликовал сб-ки стихов "Свирель" (1928), "Лавина" (1930), "Слушайте!" (1933). Лирика Ф. выразила восторженное мироощущение юности, мужавшей вместе с сов. страной. Драма "Прощание" (1934)- о борьбе за установление Сов. власти в Осетии; историко-революц. роман "Шум бури" (кн. 1, 1932).

Соч.: Уамцмыстае, Сталинир, 1959.

Лит.: Очерк истории осетинской советской литературы, Орджоникидзе, 1967; Салагаева 3. М., Четыре этюда об осетинской прозе, Орджоникидзе, 1970.

ФАРРАГУТ (Farragut) Дейвид Глазго (5. 7. 1801, Стони-Пойнт, шт. Теннесси,- 14. 8. 1870, Портсмут, шт. Нью-Хэмпшир), американский адмирал (1866). Сын исп. моряка, был усыновлён американским мор. офицером. На флоте с 1812, участвовал в войнах с Великобританией (1812- 1814) и Мексикой (1846-48). В начале Гражд. войны в США 1861-65 присоединился к северянам и был назначен команд. небольшой эскадрой на р. Миссисипи, к-рая в апр. 1862 прорвалась мимо фортов в устье реки, разбила флотилию конфедератов и способствовала занятию Нового Орлеана. В 1863 командовал флотилией, поддерживавшей действия войск в верх. течении Миссисипи. В авг. 1864 флотилия Ф. одержала победу в зал. Мобил (шт. Алабама), захватив последнюю гавань конфедератов. Наряду с ген. У. Грантом был одним из самых популярных героев Гражд. войны. С 1866 командовал флотом США.

ФАРРЕР (Farrere) Клод [псевд.; наст. имя Фредерик Шарль Эдуар Баргон (Bargone)] (27. 4. 1876, Лион,- 21. 6. 1957, Париж), французский писатель. Чл. Франц. академии с 1935. Дебютировал сб-ком новелл "Дым опиума" (1904). Ф. идеализировал франц. колонизаторов, допуская разоблачит. интонации лишь в изображении откровенно порочных и корыстных дельцов (роман "Цивилизованные", 1905, Гонкуровская пр.; рус. пер. под назв. "Цвет цивилизации", 1909). Успеху ранних произв. Ф. способствовали авантюрные сюжеты и вост. "экзотика". Поздние романы Ф. ("Новые люди", 1922, и др.) неприкрыто реакционны и натуралистичны. Автор "Истории французского флота" (1934) и мн. путевых очерков.

Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1 - 10, М., 1926 - 27.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Le fauteuil de С. Farrere. Discours de H. Troyat, P., 1960.

ФАРРОХИ ЙЕЗДИ, Фаррохи Язди Мохаммед (1887, г. Йезд,-1935, Тегеран), иранский поэт, публицист и общественный деятель. Учился в англ. миссионерской школе, откуда был исключён за выступление против руководства шко-лы. В 1908 за критику правителя Йезда ему зашили рот. В 1919 выступил против кабального договора Ирана с Великобританией. Его газ. "Туфан" (издавалась с 1921) была трибуной защитников свободы. В 1930 Ф. И. эмигрировал. Публиковал разоблачит. стихи и статьи в журн. "Пейкар", издававшемся на перс. яз. в Берлине. В 1934 вернулся на родину. По обвинению в оскорблении престола был брошен в тюрьму и умерщвлён. Остро-полемич. творчество Ф. И. сыграло значит. роль в развитии прогрессивной поэзии Ирана. Ф. И. приветствовал Окт. революцию 1917. В 1927 посетил СССР, по возвращении на родину опубликовал "Путевые заметки" о своей поездке.

Соч.: Диван. (Предисл. Хусейна Макки), 4 изд., Тегеран, 1332 с. г. х. (1953).

Лит.: Османова 3. Г., Фаррохи Йез-ди (Заметки о жизни и творчестве), "Краткие сообщения Ин-та востоковедения", 1958, т.27; Кор - Оглы X. Г., Современная персидская литература, М., 1965; Мохаммед Исхак, Соханваране Иран дар асре хазер, Дели, 1932. X. Короглы.

ФАРРОХИ СИСТАНИ, Абу-ль-Хасан Али ибн Джулуг (г. рожд. неизв.- ум. 1037-38), персидский и таджикский поэт. Писал преим. панегирич. касыды; был придворным поэтом султана Махмуда Газневи. Начал карьеру с блестящей по форме касыды "Даггах" ("Пастбище, где клеймят лошадей"), в к-рой превосходное описание пейзажа сочетается с раболепием перед султаном. В большой касыде Ф. С. описал поход Махмуда в Индию (1025). Его элегия на смерть султана считается непревзойдённой в персоязыч-ной поэзии. Ф. С. приписывается авторство поэмы "Шахриярнаме". Благодаря незаурядному таланту, чёткому стилю и выразит. языку Ф. С. имел подражателей, оставил большой след в персоязычной поэзии.

Соч.: Диван-е Хаким Фаррохи-йе Систани, Техран, 1335 с. г. х. (1957).

Лит.: Бертельс Е. Э., История персидско-таджикской литературы, М., 1960; История персидской и таджикской литературы, под ред. Яна Рипка. (Пер. с чеш.), М., 1970; Сафа 3., Тарихе адабият дар Иран, т. 2, Техран, 1347 с. г. х. (1968). X. Короглы.

ФАРРУХ-ЯСАР (г. рожд. неизв.- ум. 1501), правитель (ширваншах) Ширвана из династии Дербенди с 1462. Ф.-Я. был союзником правителей Ак-Коюнлу. При нём Ширван поддерживал дипломатические и торговые отношения с Русским государством, в 1488 отразил нападение кызылбашей, сохранял независимость и достиг значит. экономич. подъёма. Ф.-Я. погиб в бою с сефевидом Исмаилом 1.

Лит.: Петрушевский И. П., Государства Азербайджана в XV в., в кн.: Сб. статей по истории Азербайджана, в. 1, Баку, 1949.

ФАРС (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: ср.-век. мистерии "начинялись" комедийными вставками), 1) вид нар. театра и лит-ры, распространённый в 14- 16 вв. в зап.-европ. странах. Ф. отличался комической, нередко сатирич. направленностью, реалистич. конкретностью, жизнерадостным вольнодумством. Герои Ф.- горожане. Крестьяне всегда высмеивались, так же как и представители мелкого дворянства. Образы-маски (глупый муж, сварливая жена, тупой судья, врач-шарлатан, учёный-педант, мошенник и т. д.), лишённые индивидуального начала, представляли собой первую попытку создания социальных типов. Ф. были насыщены буффонадой. Наибольшую известность получили франц. Ф. (15 в.) "Лохань", "Адвокат Патлен" и др. Традиции нар. Ф. оказали большое влияние на развитие демократич. направления во франц. актёрском иск-ве (фарсовые актёры 17 в.- Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой комедии дель арте, англ. Ф. нашёл претворение в комедиях У. Шекспира, исп. Ф.- в одноактных пьесах Л. де

Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем. Ф. (фастнахтшпилъ) получил лит. воплощение в творчестве Г, Сакса. Ф. частично был возрождён в кон. 19 и в 20 вв. в сатирич. пьесах А. Жарри, Б. Брехта. Приёмы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде. 2) В 19-20 вв. жанр бурж.-коммерч. театра, не связанный с нар. традицией: бессодержательные, часто скабрёзные комедии, построенные на внешних комич. приёмах.

ФАРС, историч. область на Ю. Ирана. В древности известна как Персида (др.-греч.), Парса (др.-перс.; арабизированная форма - Ф.). В 7 в. Ф. был завоёван арабами, гл. город Истахр разрушен. В кон. 7 в. Ф.- один из р-нов движения хариджитов. Ф. являлся ядром гос-в Бундов, Салгуридов, Мозаффери-дов, Зендов, столицей к-рых был г. Шираз.

ФАРСАЛ, ныне Фарсалa (Pharsalos, Pharsala), город в Греции в номе Лариса (Фессалия). Около Ф. 6 июня 48 до н. э. во время Гражд. войны в Риме 49- 45 до н. э. произошло решающее сражение между войсками Юлия Цезаря (30 тыс. чел. пехоты, 1-2 тыс. конницы) и Гнея Помпея (св. 30 тыс. чел. пехоты и 3-4 тыс. конницы). Пехота Цезаря атаковала пехоту противника с фронта. На фланге конница Помпея, увлечённая преследованием отходящей конницы Цезаря, попала под фланговый удар резервной пехоты и обратилась в бегство, после чего конница и пехота Цезаря вышли в тыл пехоте противника и окружили её. Помпеи бежал к морю, а затем на корабле в Египет; его оставшиеся войска (24 тыс. чел.) сдались в плен. В результате этой победы ускорилось крушение республики.

ФАРСИ-КАБУЛИ, кабули, устаревшее назв. языка дари, одного из двух гос. и лит. языков Афганистана. Термин "дари" законодательно закреплён с 1965. Вместе с родств. диалектами и говорами распространён гл. обр. в центр. и сев. частях, а также в ряде др. р-нов страны. Кроме таджиков (расселённых в Кабульской, Гератской, Парванской и др. провинциях и областях), на Ф.-к. (дари) говорят мн. афганцы и представители мн. национальностей Афганистана (хазарей-цы, парсиваны, племена чаар-аймаки и др.). Число говорящих на дари и диалектах ок. 4 млн. чел. (1975, оценка). Принадлежит к юго-зап. ветви иран. группы индоевропейской семьи языков. Вместе с тадж. яз. Таджикистана и перс. яз. Ирана составляет тесное материальное и структурное единство, имеет общее историч. прошлое и памятники.

Традиционно считается, что эти языки в их совр. состоянии - результат позднейшей (с 16 в.) эволюции т. н. классич. дари (см. Дари), на к-ром была создана персидско-таджикская лит-ра 8- 15 вв. Однако исследование историч. памятников и словарей выявило ареаль-ную вариативность лит. нормы языка классич. лит-ры - свидетельство наличия в ту эпоху местных диалектов и их влияния на письменный язык. Это способствовало дифференциации и формированию трёх самостоят. нац. языков. Литературно-письменный Ф.-к. (дари) сформировался на базе стандартной разг. речи Кабула и его р-на. Фонетич. особенности: архаичный вокализм - 8 монофтонгов (включая т. н. "маджгульные" е и о) и 2 древних дифтонга; 23 согласных (в т. ч. увулярные смычный q и щелевой у, билабиальный w). В морфологии: отсутствие флективных категорий падежа и рода у имени, выражение синтаксич. отношений предлогами и послелогами; своеобразие системы личных местоимений; широкое использование особых аналитич. конструкций и форм с вспомогат. глаголами raftan -"идти" и budan -"быть", а также с различными модифицирующими глаголами, что обусловило специфичность видо-временной системы глагола. В глагольном словообразовании имеется большое количество сложноимённых глаголов типа nawesta kardan -"писать" и porsan kardan -"спрашивать". В синтаксисе: большее в сравнении с перс. яз. развитие инфинитивных оборотов, а также спорадич. употребление конструкций с причастием на -gi. В лексике при наличии иран. фонда, общего трём родств. языкам, обнаруживается ряд семантич. расхождений в лексич. значении общих по происхождению слов (особенно из арабского); заимствования - из пушту, инд. и др. языков. Письменность на основе араб, графики.

Лит.: Дорофеева Л. Н., Язык фар-си-кабули, М., 1960; Оранский И. М., Введение в иранскую филологию, М., 1960; Киселева Л. Н., Очерки по лексикологии языка дари, М., 1973 (есть библ.); Фархади Раван, Разговорный фарси в Афганистане, (пер. с франц.), М., 1974.

В. А. Ефимов.

ФАРТИНГ (англ. farthing, от др.-англ. feortha - четвёртый), самая мелкая разменная англ. монета, равная 1/4 пенни. До 1821 чеканился из серебра, в 1821-60 из меди, затем из бронзы. Изъят из обращения в 1968.

ФАРУ (Faro), город и рыболовецкий порт на Ю. Португалии, на берегу Атлантич. ок. Адм. ц. округа Фару (обл. Алгарви). 30,3 тыс. жит. (1970). В районе Ф. добыча соли. Вывоз рыбы, с.-х. продукции, пробки.

ФАРУК (11. 2. 1920, Каир,- 18. 3. 1965, Рим), египетский король в 1936-52 (до июля 1937 правил регентский совет). Ф. проводил крайне реакц. политику. Был свергнут в результате Июльской революции 1952 и выслан из Египта. В 1959 принял гражданство Монако.

"ФАРУК" ("Поборник справедливости"), с.-д. группа, созданная большевиками при Бакинском к-те РСДРП после Революции 1905-07 для пропаганды марксизма среди рабочих-дагестанцев, составлявших значит. часть бакинского пролетариата. Возглавляли "Ф." К. М. Агасиев и М. Ай-динбеков. После ареста руководящего ядра группа распалась. В янв. 1918 вновь создана и действовала до авг. 1918 в Баку и Юж. Дагестане.

ФАРФОР (тур. farfur, fagfur, от перс. фегфур), изделия тонкой керамики, спёкшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор. Ф. обладает высокой механич. прочностью, тер-мич. и химич. стойкостью, электроизоляц. свойствами и применяется для изготовления высококачеств. посуды, художественно-декоративных и сан.-тех-нич. изделий, коррозионностойких аппаратов химич. технологии, электро- и радиотехнич. деталей, низкочастотных изоляторов и т. д. Ф. обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, пластичной глины, кварца и полевого шпата (такой Ф. наз. полевошпатовым). С развитием техники появились разновидности Ф.: глинозёмный, цирконовый, борнокальцие-вый, литиевый и др.

В зависимости от состава фарфоровой массы различают так наз. твёрдый и мягкий Ф. (мягкий Ф. имеет несколько меньшую твёрдость, чем твёрдый). Твёрдый Ф. беднее флюсами и богаче глинозёмом, чем мягкий; для получения необходимой плотности и просвечиваемости он требует более высокой темп-ры обжига (до 1450 °С). Мягкий Ф. более разнообразен по химич. составу, чем твёрдый; темп-ра обжига до 1300 °С. К мягкому Ф. относится также костяной Ф., в состав к-рого входит до 50% костяной золы, а также кварц, каолин и т. д. Костяной Ф. характеризуется наибольшей белизной и просвечиваемостью. И твёрдый, и мягкий Ф. либо покрывают глазурью, либо выпускают в виде т. н. бисквитного Ф., т. е. без глазури (см. Бисквит). В повседневном обиходе (посуда) и в технике (электроизоляторы) обычно применяется твёрдый Ф.; мягкий Ф. используется преим. для изготовления художеств. изделий.

О произ-ве Ф. (способах приготовления керамич. массы, методах формовки, режимах обжига) см. в ст. Керамика. Лит.: Технология фарфорового и фаянсового производства, М., 1975.

И. А. Булавин.

Художественный фарфор. Исторический очерк. Ф. появился в Китае в 4-6 вв.: вытянутые стройные амфоры с гладкой полированной поверхностью светлых тонов, вазы и кувшины со скульпт. изображением жанровых сцен на крышках. В 7-13 вв. кит. Ф. проник в страны Азии и Европы. Это изысканные кувшины с горлышками в виде птиц и зверей, вазы в форме антич. амфор с ручками в виде драконов, белоснежные и расписанные яркими цветными глазурями голубые и зеленовато-серые сосуды с рельефной орнаментацией (селадон) из мастерских Лунцюаня, молочно-белые сосуды "бэй-дин" из Динчжоу с вытисненными рисунками, тяжёлые сосуды и бутыли с остроэкспрессивной росписью коричневой краской на светло-молочном фоне из Цычжоу, голубые изделия "жу-яо" и изысканные, украшенные глазурью с контрастом ярких пятен на нейтральном фоне сосуды "цзюнь-яо" из провинции Хэнань.

С 14 в., когда центром произ-ва Ф. стал Цзиндэчжэнь, распространились изделия, украшенные свинцовыми глазурями трёх цветов ("сань-цай") или подглазурной росписью синим кобальтом, к-рая в 15 в. часто сочеталась с надглазурной росписью ("доу-цай" -"борьба цветов"). В 16 в. образцами росписи иногда служили узоры шёлковых тканей. Утончённость форм, чистота и белизна черепка, узорность и красочность росписи свойственны изделиям 17-18 вв., особенно с росписью эмалями зелёного и розового цвета и т. н. пламенеющего Ф. с глазурью, переходящей из голубого в красный цвет. Богатством и пластичностью форм отличаются фигуры божеств, мифических персонажей, легендарных красавиц.В кон. 18 в. формы становятся вычурными, имитируют изделия из лака, бронзы, камня и т. п. В 19 в. фарфоровая пром-сть пришла в упадок. Совр. изделия кит. Ф. обычно просты по форме, часто монохромны и покрыты традиц. цветными глазурями (серовато-зелёной, голубовато-серой, красной). Выполняется много изделий и фигурок из белого бисквита. В Корее фарфоровые изделия известны с 10 в.: гладкие без декора -"сомун", украшенные изображениями животных и растений - "санхен", с красным орнаментом -"динхон", с рисунками золотом -"хвагым", корейские селадоны - "сангам" и др. В Японии произ-во Ф. возникло в 16-17 вв. под влиянием Китая и Кореи. Особенно известны изделия г. Арита (т. н. имари) с росписью эмалями по белому фону (цветы, птицы), повлиявшие на роспись европ. Ф. 18 в. В совр. японском Ф. (как и в керамике) часто применяется лаконичная контрастирующая с формой изделий роспись, требующая от исполнителя тонкого композиц. такта.

В Европе в кон. 16 в. изготовляли мягкий Ф., близкий по своему составу молочному стеклу (т. н. фарфор Медичи во Флоренции, имевший светлый черепок, покрытый свинцовой глазурью, и роспись кобальтом, подражавшую вост. моделям). Ок. 1709 в Германии И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ произ-ва твёрдого Ф., а в 1710 основан первый в Европе фарфоровый з-д в Мейсене (см. Мейсенский фарфор), выпускавший изысканную по росписи и пластич. богатству посуду, вазы, скульптуру в стиле рококо (живописец И. Г. Хёрольдт, скульптор И. И. Кендлер и др.), а позднее - классицизма. В 1717-18 была основана мануфактура в Вене, а затем в Берлине, Хёхсте, Нёй-деке (в 1761 переведена в Нимфенбург), Франкентале, Фюрстенберге, Людвигсбурге; в нек-рых из них работали крупные мастера (Ф. А. Бустелли в Нимфенбур-ге, И. П. Мельхиор в Хёхсте), в основном в