БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321блему У. изучали также сов. физиологи Г. В. Фольборт, С. А. Косилов и др. В совр. исследованиях вскрыт ряд тонких механизмов У., связанных с нарушением обмена макроэргических соединений, снижением активности окислительных ферментов, изменением характера эндокринной регуляции со стороны гипоталамуса. Напр., зарегистрировано снижение функции надпочечников, показано, что угнетается выработка адренокортикотропного гормона гипофизом, вначале повышается, а затем снижается активность инсулярного аппарата поджелудочной железы. Это ведёт к увеличению недоокисленных продуктов и гипергликемии. Как следствие этого возникают вторичные изменения афферентной импульсации, что ещё больше ухудшает состояние гомеостаза и ведёт к нарушению согласованности вегетативных и двигат. рабочих реакций.

Начальные фазы У. оказывают благоприятное влияние на устойчивость организма, способствуют в последующем более быстрой и совершенной мобилизации резервов и компенсаторных функций, ускоряют овладение навыком и его упрочение. Выраженное У. отрицательно влияет на организм, уменьшая производительность труда, и может привести сразу к предпатологич. фазе срыва, а при нерациональном отдыхе и к развитию патологич. состояния переутомления. Чрезмерное У. может сопровождаться неврозами и сосудистыми заболеваниями.

Методы борьбы с утомлением. Борьба с У. осуществляется внедрением рациональных режимов труда и отдыха, улучшением условий обитаемости, внедрением эргономич. рекомендаций по организации рабочего места, панелей и пультов управления, рациональным распределением функций между человеком и машиной (см. Гигиена труда, Научная организация труда, Организация труда). Мощное средство борьбы с У.- тренировка, к-рая предусматривает формирование оптимальных функциональных систем, обеспечивающих минимальное расходование физиол. резервов при заданной интенсивности, упрочение навыков, правильное распределение микропауз и перерывов в работе. Серьёзное значение имеет эмоциональное и мотивационное содержание деятельности. Чем значимее мотивы труда, тем позже наступает У., особенно при мотивах высокого социального значения, имеющих соревновательный характер. Они обусловливают интерес к работе, творческое отношение к ней. Положительные эмоции обеспечивают быстрое включение в ритмику труда, длит. сохранение оптимальной работоспособности, способствуют более полной мобилизации физиол. резервов организма. См. также Психология труда, Физиология труда.

Лит.: Виноградов М. И., Физиология трудовых процессов, М., 1966; Марченко Е. Н., Кандрор И. С., Розанов Л. С., К вопросу о принципах классификации работ по степени тяжести, вредности и опасности, "Гигиена труда и профессиональные заболевания", 1972, № 3; Введение в эргономику, под ред. В. П. Зинченко, М., 1974; Розенблат В. В., Проблема утомления, М., 1975; Донская Л. В., Двигательная деятельность человека в условиях механизированного производства. Л., 1975; Cameron С., A theory of fatigue, "Ergonomics", 1973, v. 16, p. 633-648; Symposium on fatigue, L., 1953; Вugard P., La fatigue. Physiologic, psychologiе et medecine sociale, P., 1960. В. И. Медведев.

УТОНГ, средневековое тайское княжество. Столица - г. Утонг (развалины этого города - близ древнего Супанбу-ри). В 1-й пол. 14 в. князь У. женился на дочери владетеля соседнего княжества Пра-Патом и после его смерти объединил оба княжества, ставшие ядром будущего королевства Аютия. В 1347 из-за эпидемии холеры он переселился из г. Утонг на один из островов при слиянии pp. Me-нам-Чао-Прая и Пасак, где основал новую столицу Аютию (см. Аюттхая) и короновался под именем Раматипата I (1350).

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. Понятие "У. с." происходит от названия сочинения Т. Мора "Утопия" (1516). "...Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти общественную силу, которая способна стать творцом нового общества" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 46).

Возникновение мечтаний, содержавших зародышевые элементы социалистич. идей, выражало реакцию трудящихся масс на появление частной собственности, классового неравенства и эксплуатации, их освободит. устремления и вместе с тем идейную и политич. слабость. В придании смутным чаяниям эксплуатируемых классов более сознат. формы важнейшая роль принадлежала интеллигенции, передовые представители к-рой в течение многих столетий обосновывали идеалы справедливого общества без классового гнёта и эксплуатации, однако исходили из идеалистич., моралистич., волюнтаристских, религиозных, подчас мессианистских воззрений.

Зародышевой формой идей У. с. у всех народов была легенда о прошлом "золотом веке", рисовавшая в идеализированном виде общинный строй и господствовавшее в нём социальное равенство людей. Подобные фантастич. изображения встречаются в фольклоре и в обществ. мысли народов Др. Египта, Передней Азии, Индии, Китая и Юго-Вост. Азии. В антич. Греции легенда о "золотом веке" развивалась в дискуссиях мыслителей об обществ. неравенстве и "естественном" состоянии общества, об уравнительном строе Спарты, социальных реформах Солона в Афинах, в платоновской утопии кастового "коммунизма", а также в сказочных повествованиях о странах "золотого века", найденных путешественниками на островах в Индийском океане (Эвгемер, Ямбул).

Большое значение для становления У. с. имело социальное учение раннего христианства, проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту. Однако, всё более проникаясь проповедью примирения с земным злом и обещанием компенсации социальной несправедливости в потустороннем мире, христианство направило утопич. мысль в русло религ. утопии, затормозив тем самым развитие социалистич. идей.

В ср. века идейной оболочкой борьбы трудовых низов против эксплуатации стали хилиастические (см. Хилиазм) упования религ. еретических сект (валъден-сов, катаров, лоллардов, таборитов, анабаптистов и др.), к-рые объявляли источником гнёта и социального неравенства отступничество церкви и господствующих классов от идеалов первоначального христианства. Даже когда этот религ. сектантский коммунизм вливался в поток антифеод. восстаний крестьян, гор. бедноты и рабочих позднего средневековья, выдвигавшийся его идеологами (Т. Мюнцер и др.) коммунистич. идеал оставался скудным, отсталым и оторванным от реального историч. процесса.

В идеях У. с. 16 в. содержались уже первые элементы глубокой критики нарождавшегося бурж. общества и сознания того, что осуществление гуманистич. идеалов требует подлинно человечного, коммунистич. общества. В коммунистич. утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы У. с. сделал важнейший шаг вперёд от идеи общности потребления к идее обществ. собственности и организации хоз. жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой патриархальной общины к идеалу крупного политич. образования в виде города или федерации городов, к признанию важнейшей роли гос. власти в утверждении основ разумного обществ. строя.

В У. с. периода раннего капитализма усилились исходные рационалистич. элементы. Франц. У. с. эпохи Просвещения на основе требований разума и "естественного права" критиковал бурж. общество и утверждал необходимость коммунистич. общества как единственно рационального и отвечающего равному праву всех людей на свободу и пользование жизненными благами. Этот вариант "золотого века", к-рый проповедовался в утопич. романах-путешествиях, повествовавших об обществах "добрых дикарей" с естеств. строем "общности имуществ", получил более чёткое обоснование в коммунистич. трактатах 18 в. Материалистич. и атеистич. "Завещание" франц. утопич. коммуниста Ж. Мелье призывало крестьян к революц. ниспровержению феодализма, королевской власти, дворян и церковников и к переустройству общества. В сер. 18 в. Г. Мабли и Морелли выступили с рационалистич. проектами комму-нистич. общества, осуществляющего принципы "совершенного равенства" всех людей, права на труд и обязательности труда для всех членов общества.

В эгалитарной идеологии "социализма равенства" мелких тружеников-хозяйчиков, в мелкобурж. построениях Ж. Ж. Руссо и его последователей обозначилась струя "рабочего эгалитаризма", питавшаяся иллюзиями тех прослоек сел. и гор. предпролетариата, к-рые ещё уповали на возможность уничтожения эксплуататорской системы наёмного труда посредством уравнит. передела земли.

Великая франц. революция принесла с собой революционизирование идей У. с., смыкавшихся с борьбой трудовых низов города и деревни. Идеологи массовых эгалитаристских движений переходили к требованию всеобщего уравнит. передела земли и подходили также к программе уравнит. ограничения торговой и пром. собственности, всеобщего ограничения собственнич. прав и подчинения их интересам и строгому контролю общества ("Социальный кружок", "Бешеные", левые якобинцы).

Решающий перелом в развитии комму-нистич. идей осуществил Г. Бабёф, выработавший программу "Заговора во имя равенства" с практич. задачей свершения коммунистич. революции и впервые обосновывавший необходимость революц. диктатуры. Представляя идеологию гл. обр. доиндустриального пролетариата, бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, с мелким произ-вом на основе ручного труда и проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к умств. труду и его представителям.

К важнейшему историч. рубежу в развитии У. с. подошли в нач. 19 в. великие социалисты-утописты К. А. Сен-Симон, III. Фурье и Р. Оуэн, с особой силой выразившие разочарование бурж. обществом самых передовых представителей его интеллигенции. Они создали новое направление критико-утопич. социализма и коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию произ-ва, противоположность частиособственнич. интересов интересам общества, преобладание пара-зитич. элементов над производительными, фальшь разглагольствований о "правах человека" без обеспечения ему права на труд, моральное разложение господств. классов и растлевающее воздействие капитализма на личность.

Критико-утопич. социализм в своих произвольных, фантастических историч. конструкциях утверждал вместе с тем понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм произ-ва в постулат. развитии человечества; он видел первоочередную задачу обществ. преобразования в создании крупного обществ. произ-ва, основанного на свободном труде и планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и уравнительности при социалистич. строе, критико-утопич. социализм выдвинул социалистич. принцип распределения "по способностям" и изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей и расцвет личности.

Высказав ряд гениальных догадок и зародышевых концепций материалистич. историзма, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их ученики всё же не сходили с почвы идеалистич. мировоззрения. Они считали конечной движущей пружиной обществ.-историч. развития смену религ. и нравств. идей общества, не понимали важнейшей историч. роли классовой борьбы народных масс и видели в пролетариате лишь страдающий класс. Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии критико-утопич. социализм возрождал религ. идеи. "Значение критико-утопи-ческого социализма и коммунизма,- писали К. Маркс и Ф. Энгельс,- стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сенсимонизм (Б. П. Анфантен, С.-А. Базар и др.), фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм.

Идеи критико-утопич. социализма были восприняты последующими течениями У. с., внутри к-poгo усилилась дифференциация бурж. и пролетарского направлений. Во Франции в 30-40-х гг. 19 в. наряду с эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом сформировались многочисл. родственные течения бурж. и мелкобурж. социализма. Эти школы реакц. и консервативного У. с. подвергали критике капитализм и выдвигали утопич. проекты восстановления докапиталистич. форм хозяйства либо объединения мелких хозяев против крупного капитала. Защищая с мелкобурж. позиций рабочий класс и пропагандируя как средство постепенного мирного переустройства создание производит. ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, П. Леру, К. Пеккёр) либо ассоциаций "справедливого" эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон), они получили отклик в мелкобурж. прослойках рабочего класса. Напротив, передовые элементы рабочего движения находили выражение своих революц. устремлений в утопич. коммунизме, провозглашавшем необходимость немедленного коренного переустройства всего общества на началах "общности имуществ". В недрах революц. тайных орг-ций 30-40-х гг. 19 в. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идеи "глобального" коммунистич. переустройства общества посредством революц. переворота и революц. диктатуры (Т. Дезами, Л. О. Бланки, В. Вейтлинг и др.). Большую популярность в рабочей среде приобрела также пропаганда Э. Кабе мирного коммунистич. переустройства общества. Теоретики утопич. коммунизма 30-40-х гг. сформулировали важнейший принцип коммунистич. распределения: "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Однако утопич. коммунизм, как и У. с. этого периода, в целом не смог преодолеть религ. наследие обществ. мысли, нередко ссылался на традиции евангельского коммунизма (Кабе, Вейтлинг, Эскирос) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект. Высшего развития материалистич. тенденции У. с. достигли лишь в России, в воззрениях А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.

У. с. стремился построить совершенную социальную систему, исходя из отвлечённых принципов разума, справедливости, свободы, равенства и братства, "...вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобождения" (Маркс К., там же, т. 16, с. 27).

Революц. переворот в социалистич. и коммунистич. идеях был осуществлён Марксом и Энгельсом (см. Марксизм-ленинизм, Научный коммунизм). Марксизм превратил социализм из утопии в науку, доказав, что социализм есть не осуществление абстрактных принципов, справедливости и разума, а закономерный результат историч. развития общества и классовой борьбы пролетариата, объединяющего вокруг себя всех трудящихся. Преодоленный в науч. коммунизме, У. с. как великое достижение обществ. мысли явился одним из его важнейших идейных источников.

После возникновения науч. коммунизма У. с. потерял своё прежнее историч. значение. Однако процесс последующего формирования рабочего класса и втягивания новых его слоев в революц. движение сопровождался возрождением в новых формах идеологии У. с. и повторением её иллюзий и ошибок. Наряду с этим в условиях зрелого капитализма дальнейшее разорение непролетарских слоев трудящихся и нарождение новых средних слоев населения капиталистич. стран неизбежно приводят к возрождению разнообразных отсталых и реакц. идей утопич. мелкобурж. социализма. Совр. идеологи буржуазии нередко выступают с прямой апологетикой домарксовского У. с., стремясь подорвать притягательную силу марксизма-ленинизма и повернуть развитие социализма от науки к утопии. Наконец, в совр. эпоху в развивающихся странах также возникают идеи У. с., в к-рых отражаются умонастроения мелкобурж. и полупролетарского населения и их анти-империалистич. и нац.-освободит. устремления. В этих идеях эклектически сочетаются элементы науч. социализма, У. с., национализма и религ. верований. Во мн. случаях эти построения отражают революц. настроения масс и передовой интеллигенции, стремление их к решит, борьбе с империализмом, к некапиталистич. пути развития. Подобный У. с. способен воспринимать идеи науч. коммунизма и развиваться по пути сближения с ним и постепенного перехода на его позиции. См. также ст. Утопия.

Источн.: Волгин В. П. (сост.), Предшественники современного социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М. -Л., 1928; Предшественники научного социализма, под общ. ред. В. П. Волгина, т. 1 - 27, М.-Л., 1947-61; Утопический роман XVI- XVII вв., М., 1971; Les precurseurs francais du socialisme. Textes reunis et presentes par M. Leroy, P., 1948; Bravo G. M., Les socialis-tes avant Marx, v. 1-3, P., 1970.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-51; т. 3, с. 457-544; т. 4, с. 448-57; т. 19, с. 185-230; т. 21, с. 214-32; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 22-31; т. 12, с. 39-48; т. 21, с. 255-62, с. 400-406; т. 22, с. 117-121; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1-2, М.-Л., 1924-25; Вол-

гин В. П., История социалистических идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; его же, Французский утопический коммунизм, М., 1960; его же, Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII в., М., 1975; Плеханов Г. В., Утопический социализм XIX в., М., 1958; История социалистических учений. Сб. ст., [т.] 1-2, М., 1962- 1964; Кан С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), М., 1967; Cole G.D. H., A history of socialist thought, v. 1-2, L., 1953-54; Ramm Тh , Die groBen Sozialisten als Rechts- und Sozialphilosophen, Bdl.Stuttg., 1955; Bravo G.M., Storia del socialismo, 1789-1848, Roma, 1971; Mumfоrd L., The story of Utopias, N. Y., 1962; Histoire Generale du socialisme, publiee sous la direction de Jacques Droz, t. 1, P., 1972. H. E. Застенкер.

УТОПИЯ (от греч. u - нет и topos - место, т. е. место, к-рого нет; по другой версии, от еu - благо и topos - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального обществ. строя, лишённое науч. обоснования. Термин "У." ведёт происхождение от назв. книги Т. Мора (1516). Понятие "У." стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом обществ. строя, а также в расширит. смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

В истории человечества У. как одна из своеобразных форм обществ. сознания воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально У. тесно переплетается с легендами о "золотом веке", об "островах блаженных". В античности и в эпоху Возрождения У. приобрела преим. форму описания совершенных гос-в, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в 17-18 вв. получили распространение различные утопич. трактаты и проекты социальных и политич. реформ. С сер. 19 в. У. всё больше превращается в специфич. жанр полемич. лит-ры, посв. проблеме социального идеала и моральных ценностей.

У. разнообразны по социальному содержанию и лит. форме - это различные течения утопического социализма, а также рабовладельч. утопия Платона и Ксено-фонта; феод.-теократич. У. Иоахима Флорского, "Христианополис" (1619) И. В. Андре и др.; бурж. и мелкобурж. У.- "Республика Океания" (1656) Дж. Гаррингтона, "Взгляд назад" (1888) Э. Беллами, "Фрейландия" (1890) Т. Герцки, а также многочисл. технократические, анархические и др. У. Многие утопич. сочинения предлагали решение отд. проблем: трактаты о "вечном мире" (Эразм Роттердамский, Э. Крюсе, Ш. Сен-Пьер, И. Кант, И. Бентам и др.), педагогич. У. (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо и др.), на уч.-технические (Ф. Бэкон).

У. ярко представлена также в истории обществ. мысли древнего и ср.-век. Китая (утопич. соч. Мо-цзы, Лао-цзы, Шан Яна и др.), народов Бл. и Ср. Востока (аль-Фараби, Ибн Баджа, Ибн Туфайль, Низами и др.), в лит-ре России 18- 20 вв.- "Путешествие в землю Офир-скую" (1786) М. М. Щербатова, сочинения декабристов и революц. демократов, романы А. А. Богданова и др.

По мере развития обществ. наук, особенно после возникновения марксизма, У. в значит. мере утрачивает свою позна-ват. и прогнсстич. роль.

Своим возрождением в 20 в. У. во многом обязана Г. Уэллсу, к-рый не только написал мн. утопич. произведений, но и считал создание и критику социальных У. одной из осн. задач социологии. Ж. Сорелъ противопоставлял У. как рационализированное ложное сознание социальному мифу как стихийному выражению обществ. потребностей. Исследование У. занимает большое место в социологии знания К. Манхейма, стремившегося обосновать отличие У., к-рая выполняет функции социальной критики, от идеологии, к-рая, по его мнению, выполняет апологетич. функции. Согласно Л. Мэмфорду, осн. назначение У. состоит в том, чтобы направить обществ. развитие в русло "уготованного будущего", заставляя массы примириться с ним как якобы с неизбежностью, продиктованной "тех-нологич. императивом". Бурж. социологи, долгое время третировавшие У. как химерич. проекты преобразования общества, к числу к-рых они бездоказательно относили и марксизм, резко меняют своё пренебрежит. отношение к ней после победы социалистич. революции в России. Эта переоценка значения У. в целом в обществ. развитии была лаконично сформулирована Н. Бердяевым: "Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?". (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве эпиграфа к своей книге - см. "Brave New world", L., 1958, p. 5.) Эта установка, воплотившая в себе волюнтаристскую идею "исторического произвола", стала лейтмотивом в оценке У. совр. социологами-немарксистами; среди них явно возобладало отрицат. отношение к У.: её характеризуют как насилие над действительностью, над человеческой природой, как обоснование и идеализацию тоталитарного строя.

Эта тенденция проявилась в широком распространении т. н. антиутопии, назначение к-рой состоит в том, чтобы изобразить социальные идеалы своего противника в заведомо пугающем или карикатурном виде, предположив их воплощение в жизнь. Хотя подобный приём, близкий к социальной сатире, встречался и прежде, напр. в творчестве Свифта, Вольтера, С. Батлера, он стал ведущим в жанре У. лишь в 20 в. Наиболее известными сочинениями такого рода являются романы "Мы" Е. Замятина, "Отважный новый мир" О. Хаксли и "1984 год" Дж. Оруэлла, в к-рых воплотились не только враждебность к социализму, но и смятение перед лицом грядущих социальных последствий науч.-технич. прогресса, стремление отстоять бурж. индивидуализм от рационализированной тех-нократич. цивилизации. Одновременно в ряде антиутопий проявляются законная тревога за судьбу личности в "массовом обществе", протест против манипуляции сознанием и поведением личности в условиях гос.-монополистич. капитализма. В 60-70-е