БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321это значит познавать обществ. закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; своевременно вскрывать противоречия обществ. развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, её способности преодолевать или нейтрализовать внутр. и внеш. негативные воздействия; проводить правильную, реа-листич. политику, основанную на строгом учёте объективных возможностей, соотношения социальных сил. Т. о., науч. У. обществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое сознательное, целенаправленное воздействие людей на обществ. систему в целом или на её звенья (сферы обществ. жизни, отрасли экономики и т. п.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального функционирования и развития социалистич. общества и достижения поставленных целей - решения задач коммунистического строительства.

Науч. У. предполагает активный процесс познания обществ. закономерностей, тенденций развития и разработку соответствующей программы деятельности. По мере развития социализма объём и глубина использования объективных закономерностей возрастают, а объём и значение стихийных регуляторов сокращаются. При совр. уровне развития техники и науки неуправляемыми остаются нек-рые стихийные силы природы, оказывающие заметное влияние на развитие ряда отраслей экономики, в особенности с. х-ва. Не поддаются также строгому регулированию такие явления, как цены на колхозном рынке, бракосочетания, вкусы и потребности людей и т. п. Вместе с тем, хотя каждое из них во многом случайно, в массе своей они носят статистич. характер и вероятность их наступления может быть более или менее точно исчислена. Это создаёт возможность учёта и влияния на них.

В. И. Ленин придавал огромное значение вопросам науч. У., рассматривая его организацию как одну из осн. задач социалистич. и коммунистич. строительства. Коммунистич. партия, В. И. Ленин на основе марксистско-ленинской теории разработали осн. принципы социалистич. У.: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономич., социально-политич. и идеологич. проблем; единство хозяйств. и политич. руководства; демократич. централизм - сочетание планового централизованного начала с широкой демократией, использованием инициативы масс; партийность; принципы научности, объективности и конкретности, требующие учёта объективных закономерностей и их специфич. проявления в конкретных историч. условиях; принцип осн. звена, отыскания из множества задач осн. задачи, решение к-рой позволяет решить весь комплекс вопросов У.; терр.-отраслевой принцип, согласно к-рому необходимо сочетать адм.-терр. подход с отраслевым, и др. Партия, В. И. Ленин разработали вопрос о субъекте У. социалистич. обществом как системе государственных и негосударственных орг-ций и учреждений, руководимых Коммунистич. партией; осн. требования к работе аппарата У.: компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание научных и адм. сторон, систематичность, организованность и др.; пути подготовки и совершенствования кадров У. Принципы У. находят конкретное выражение в гос. У., У. экономикой, тех-нич. системами (см. разделы: У. государственное, У. производством, У. в технике).

У. предполагает осуществление субъектом У. ряда последоват. операций: подготовку и принятие решений (директив, планов, законов, правил и т. д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематич. обмена информацией между компонентами обществ. системы, а также данной системы с окружающей её средой. Информация позволяет субъекту У. иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческого решения.

В результате науч. У. обществом сов. страна добилась огромных успехов во всех областях жизни. Усилиями народа под руководством Коммунистич. партии в СССР построен развитой социализм, к-рый характеризуется высокой степенью зрелости всех сфер обществ. жизни, их тесным разносторонним взаимодействием и взаимовлиянием. Именно развитой социализм требует и позволяет обеспечить гармонич. развитие всех сфер обществ, жизни, решать в единстве и взаимосвязи экономич., социально-политич. и идеологич. проблемы, всесторонне учитывать последствия глубоких науч.-технич. и экономич. преобразований, сочетать экономич. рост с решением широких социальных задач - повышением благосостояния трудящихся, ускорением движения общества от классовой дифференциации к социальной однородности, дальнейшим подъёмом культуры. Всё это выводит вопросы У. за рамки компетенции только специфич. органов У., руководителей и специалистов, вызывает необходимость участия в их решении всех партийных, советских, хозяйственных орг-ций, всех коллективов трудящихся.

В развитом социалистич. обществе значительно возросли возможности У. в связи с резким повышением уровня знаний и проф. подготовки руководящих кадров и специалистов, широких масс трудящихся. Значит. развитие получила наука и технич. средства У., в особенности электронно-вычислит. техника, создаются управления автоматизированные системы (АСУ) (напр., АСУ отраслью, предприятием, технологич. процессом). КПСС, отмечая успехи в совершенствовании У., в то же время постоянно подчёркивает необходимость выработки новых организац. форм, методов и средств У. Задача науч. У. обществом состоит в том, чтобы полнее использовать преимущества и возможности социалистич. общества, обеспечить его эффективное функционирование и развитие, успешное движение к коммунизму.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1 - 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23-25; Энгельс Ф., Об авторитете, там же, т. 18; его ж е, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36; его же, Набросок правил об управлении советскими учреждениями, там же, т. 37; его ж е, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39;

его ж е, О перестройке работы СНК, СТО и Малого СНК, там же, т. 44; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Ленинизм и управление социальными процессами при социализме, М., 1973; Афа насьев В. Г., Научное управление обществом, 2 изд., М., 1973; его же, Социальная информация и управление обществом, М., 1975; Петров Г. И., Основы советского социального управления, Л., 1974.

В. Г. Афанасьев.

Управление государственное, одна из форм деятельности государства, обеспечивающая реализацию гос. власти через соответств. управленч. органы; важнейшая часть социального управления. В гос. У. участвуют в той или иной мере все органы roc-ва, осуществляющие его внутр. и внеш. функции, обеспечивающие защиту экономич., политич. и социальных интересов господств. классов. Система этих органов, распределение между ними управленческой компетенции (обязанностей и прав), установление иерархии и соподчинённости определяются конституциями, законами и др. правовыми актами. В повседневной деятельности эти органы в пределах их компетенции обеспечивают реализацию законов (исполнительная деятельность), а также совершают властные действия, необходимые для поддержания обществ. порядка и гос. дисциплины (распорядительная деятельность). Имеются гос. органы, осн. назначение к-рых состоит в повседневном осуществлении гос. У. в общегосударственном масштабе или в определённом регионе, в экономике, просвещении, здравоохранении, охране внутр. и внеш. безопасности и др. сферах. Деятельность таких чисто управленч. органов по своему содержанию отличается от деятельности законодательной, судебной, прокурорско-надзорной, к-рая в целом также может рассматриваться как гос. У.

В социалистич. гос-вах система органов гос. У. в широком смысле слова возглавляется представительными органами гос. власти (напр., Советы депутатов трудящихся в СССР). Представит, органы формируют исполнительно-распорядит. органы гос. власти, к-рые подотчётны и подконтрольны им. Повседневную работу по гос. У. в различных сферах осуществляют исполнительно-распорядит. органы, объединяющие: органы общей управленч. компетенции (Советы Министров и исполкомы местных Советов; органы отраслевого и функционального управления (министерства, Гос. комитеты Советов Министров, центр. ведомства при Совете Министров СССР); администрации производств. объединений, предприятий, учреждений и организаций. Органы гос. У. можно также классифицировать по терр. признаку: центр. органы и местные, а для федеративных государств - органы федерации и республиканские органы.

В СССР в условиях развитого социалистич. общества роль гос. У. возрастает, что связано с усложнением обществ. жизни, потребностями науч.-технич. прогресса. Проводится работа по совершенствованию структуры гос. аппарата, упразднению лишних его звеньев, повышению ответственности каждого работника; в сфере гос. У. созданы науч.-технич. советы. Серьёзное значение имеет и правовая регламентация (закреплённая в правовых актах) вопросов гос. У., в частности правильное определение функций каждого органа гос. У., разделение компетенции между ними.

Одним из важнейших направлений совершенствования гос. У. является последовательное расширение участия в нём населения.

В совр. бурж. гос-вах осн. тенденцией гос. У. является расширение полномочий исполнительной власти, присвоение ею прерогатив представит. органов (парламентов) и прежде всего его законодат. функций как в форме делегированного законодательства, так и на конституц. основе. Характерная черта совр. бурж. гос-ва - наличие огромного гос. аппарата и постоянный его рост. Это связано прежде всего с расширением сферы деятельности бурж. гос-в, особенно в области экономич. и социального регулирования. Расширились и "традиционные" формы бурж. гос. У. (полиция, армия и т. д.), что также привело к созданию новых управленч. органов и подразделений, к увеличению численного состава органов, существовавших ранее. Рост гос. аппарата повлёк за собой и дальнейшую бюрократизацию системы гос. У. (строгая иерархия органов У., особые привилегии чиновничества, сложная система комплектования и т. д.). Характерна тенденция к освобождению органов гос. У. от контроля выборных органов и суда, к созданию особых адм. трибуналов, не входящих в общую систему правосудия (см., напр., административная юстиция). В условиях гос.-монополи-стич. капитализма наблюдается стремление предоставить чрезвычайные (дискреционные) полномочия узкой группе лиц гос. аппарата (напр., пр-ву) или даже одному-двум высшим должностным лицам (главе пр-ва, президенту).

Лит.: Научные основы государственного управления в СССР, М., 1968; Лунев А.Е., Теоретические проблемы государственного управления, М., 1974. А. Е. Лунев.

Управление производством, конкретно-историч. способ упорядочивающего воздействия на процесс обществ. труда в соответствии с объективными законами развития произ-ва; один из осн. видов социального У.

У. производством в досо-циалистич. общественно-экрномич. формациях. Зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда возникают на стадии первобытнообщинного строя. Функция У. осуществлялась сообща всеми взрослыми членами рода, племени, общины. Старейшины и вожди родов и племён олицетворяли собой руководящее начало в организации совместного труда и распределения продуктов. С возникновением классового общества У. приобретает двойственный характер. С одной стороны, сохраняется функция организации совместного труда, с другой - У. становится орудием эксплуатации. В условиях рабовладельч. и феод. способов произ-ва У. в основном сводилось к надзору за процессом труда, к физическому или административному (внеэкономическому) принуждению.

В условиях капитализма выделяются три осн. этапа развития У. произ-вом. В период становления капитализма капи-талистич. мануфактурой, фабрикой управляет сам собственник, а в качестве всеобщего регулятора капиталистич. произ-ва выступает стихийный механизм рынка. На стадии крупного машинного произ-ва функция У. отделяется от капитала-собственности. У. осуществляют наёмные управляющие. Период гос.-монополи-стич. капитализма характеризуется формированием института проф. организаторов произ-ва -менеджеров, внедрением в процесс У. совр. технич. средств, попытками гос. вмешательства в капиталистич. экономику. Элементы науч. У. капиталистич. произ-вом возникают и развиваются на стадии крупного машинного произ-ва и в эпоху гос.-монополистического капитализма. В. И. Ленин придавал важное значение изучению организации У. капиталистич. предприятиями, особенно его организационно-технич. аспектов, считал необходимым "...перенять все действительно ценное из европейской и американской науки" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 206). В развитых капиталистич. странах (США, Японии, Франции, ФРГ и др.) накоплен интересный опыт использования электронно-вычи-слит. техники в У., совершенствования структур У. отд. фирмами, компаниями, конгломератами (У. по проектам, матричные структуры, структуры, построенные по принципу "внедрение нововведений" и др.), использования новейших методов организационно-технич. У. (системы "планирование - проектирование - разработка бюджета", исследование операций, системный анализ и т. п.). Однако сфера науч. У. при капитализме ограничена рамками частной собственности и распространяется лишь на отд. предприятия, компании, конгломераты. Гос.-моно-полистич. регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, и ин-теграц. процессы в капиталистич. экономике не меняют сущности "...анархически построенного капиталистического общества...", осн. силой развития к-рого выступает "...стихийно растущий вширь и вглубь рынок, национальный и интернациональный" (Ленин В. И., там же, т. 36, с. 171).

У. общественным производством при социализме - сознательное регулирование процесса социалистич. обществ, произ-ва в целях обеспечения оптимальной взаимосвязи между всеми частями нар. х-ва, бесперебойного его функционирования и развития. При этом роль единого экономич. центра У. выполняют центр, хоз. органы.

Объектом У. в системе социалиста., обществ, произ-ва является нар. х-во, к-рое представляет собой систему хоз. объектов: отраслей произ-ва, терр. комплексов, всесоюзных (респ.) пром. и производственных объединений, предприятий. Цели У. в соответствии с его уровнями подразделяются на нар.-хоз., отраслевые, терр., отд. объединений или предприятий. Система целей окончательно формируется в социально-экономич. политике Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва.

Организация процессов У. характеризуется определённой последовательностью управляющего воздействия: целеполага-нием, прогнозированием, планированием, оперативным У., распорядительством, координацией, стимулированием, учётом, контролем. При нар.-хоз. подходе к У. эти различные управленческие функции объединяются в единый целенаправленный процесс. Централизованное планомерное руководство представляет собой органич. единство планирования и оперативного У. Планирование народного хозяйства, осуществляемое системой органов - от Госплана до планового отдела предприятия, представляет собой специфич. вид управленч. деятельности. Оперативное У. отраслями осуществляется центр. хоз. органами министерств и ведомств, отд. производств. объединениями (предприятиями) - производств. отделами, диспетчерской службой предприятия и др. (их задачи - организация конкретного процесса произ-ва, его регулирование, поддержание необходимого ритма и т. п.).

В У. нар. х-вом сочетаются отраслевой и терр. принципы. Гл. задачи отраслевого У.: определение потребности и обеспечение нар. х-ва продукцией отрасли, проведение единой технич. политики, организация внедрения достижений науч.-технич. прогресса, изучение и распространение передового опыта, изучение качеств. показателей работы хоз. объектов. Осн. задача терр. У.- обеспечить комплексное развитие того или иного эконо-мич. р-на путём единого планирования, наиболее рационального использования его природных ресурсов, организации межрайонного и внутрирайонного кооперирования.

Методы У. обществ. произ-вом классифицируются по содержанию (экономич., организац.-технич., социологич., демо-графич. и пр.), по направленности воздействия (на какие интересы участников обществ, произ-ва они направлены - материальное и моральное стимулирование), по организац. форме (по форме выработки управляющего воздействия - индивидуальная, коллегиальная, коллективная; по типу - акт или норма, разовое или повторяющееся воздействие и др.).

В состав кадров У. входят хоз. руководители всех рангов, а также функциональные руководители, специалисты и вспомо-гат. персонал (операторы, секретари, учётчики и др.). По способу выработки и реализации решений хоз. руководители подразделяются на 3 группы: 1) не принимающие решений И участвующие вместе с не-посредств. исполнителями в их реализации (мастера, бригадиры комплексных бригад и др.); 2) принимающие решения, сами организующие их реализацию и осуществляющие контроль за исполнением (начальники участков, небольших цехов и др.); 3) осуществляющие реализацию принимаемых ими решений и контроль за их выполнением через спец. управленч. аппарат (руководители крупных цехов, предприятий, объединений, отраслей нар. х-ва). Функциональные руководители осуществляют лишь часть управленческих функций на порученном объекте или участке произ-ва (гл. инженер несёт ответственность за технич. службу, гл. бухгалтер - за учёт и т. д.). Технич. средства У. подразделяются: на средства формирования, передачи и анализа информации, оборудование рабочих мест и служебных помещений.

Сов р. система органов У. В соответствии с демократич. характером У. при социализме функцию руководства обществ. произ-вом осуществляют как государственные, так и негосударственные органы. Руководящая роль в У. нар. х-вом принадлежит Коммунистич. партии, разрабатывающей программные вопросы развития социалистич. экономики.

В СССР по важнейшим вопросам ЦК КПСС принимает решения совместно с Верх. Советом и Сов. Мин. СССР - высшим органом У. Совет Министров

СССР объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-респ. мин-в и ведомств, принимает меры по разработке и осуществлению нар.-хоз. планов, гос. бюджета и укреплению кредитно-ден. системы. Органы Сов. Мин. СССР подразделяются на органы преим. отраслевого и органы межотраслевого назначения (государственные комитеты, нек-рые мин-ва, гл. управления). В группе межотраслевых органов различают ведомства: осуществляющие прогнозирование, планирование, учёт и контроль (Государственный плановый комитет, Центральное статистическое управление при Совете Министров СССР, Комитет нар. контроля СССР); ведающие отд. сторонами обществ. произ-ва (Гос. комитет по труду и заработной плате СССР, Госстандарт СССР и др.); ведающие соответствующими отраслями нар. х-ва (напр., материально-технич. снабжением) и в то же время по характеру своей деятельности являющиеся межотраслевыми (Госснаб СССР).

В общем плане отраслевые органы У. нар. х-вом подразделяются на органы, ведающие обществ. произ-вом (пром-стью, с. х-вом, строительством, транспортом) и сферой обращения (торговлей).

Структура пром-сти обусловливает необходимость отраслевого У., к-рое наиболее полно отвечает требованиям науч.-технич. прогресса и направлено на упрочение и совершенствование производств.-технич., организац., экономич. и имущественных связей как внутри отрасли, так и межотраслевых. При этом в системе социалистич. нар. х-ва обеспечивается достаточная хоз. самостоятельность отрасли. Единство отраслевого и терр. У. проявляется: в функционировании союзно-респ. мин-в (мин-ва лёгкой, пищевой и др. отраслей пром-сти в союзных республиках находятся в двойном подчинении - союзного мин-ва и Сов. Мин. союзной республики, что позволяет сочетать единую технич. политику в рамках отрасли с потребностями комплексного развития экономич. р-на); в расширении прав союзных республик по руководству подчинённой им пром-стью, а также по рассмотрению планов предприятий общесоюзного подчинения; в создании плановых комиссий Госплана СССР в крупных экономич. р-нах.

Непосредственное У. отраслями пром-сти осуществляют соответствующие отраслевые мин-ва. Функции У. распределяются между внутр. структурными подразделениями аппарата мин-ва: коллегией, науч.-технич. советом, функциональными управлениями (отделами), спец. подразделениями, а также гл. отраслевыми управлениями. Пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 2 марта 1973 "О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью" предусматривает упразднение главков и переход к всесоюзным и респ. пром. объединениям в качестве среднего звена У. отраслью, а в ряде случаев и к двузвен-ной системе путём прямого подчинения мин-ву производств. объединений и крупных предприятий. В связи с этим возрастают требования к деятельности функциональных управлений мин-ва. Происходит перераспределение функциональных обязанностей главков между отделами мин-ва и аппаратом всесоюзных и респ. пром. объединений. Часть управленческих полномочий главков передаётся производств. объединениям и предприятиям.

Специфика организации У. др. отраслями нар. х-ва определяется особенностями их функционирования, а также ролью в системе расширенного обществ. воспроизводства.

У. сельским х-вом осуществляют неск. мин-в и ведомств. Общее руководство с. х-вом возложено на союзно-респ. Мин-во сел. х-ва СССР. Оно отвечает за состояние с.-х. произ-ва в совхозах и колхозах. У. совхозами осуществляется централизованно системой гос. органов: Мин-во с. х-ва СССР - мин-ва с. х-ва союзных республик - тресты и объединения или районные управления с. х-ва- совхозы. Роль гoc-ва при У. колхозами сводится к установлению планов поставок, координации планов произ-ва и контролю за использованием неделимых фондов. Кроме того, гос-во использует ряд методов косвенного воздействия на развитие колхозного произ-ва: регулирование закупочных цен, целевое кредитование и др.

У. строительством осуществляют 9 общесоюзных и союзно-респ. мин-в. Гос. комитет Сов. Мин. СССР по делам строительства (Госстрой СССР) - межотраслевой союзно-респ. орган, проводит единую технич. политику в области строительства, координирует работу ведущих проектных орг-ций, развитие строит. индустрии. При Госстрое СССР организован Гос. комитет по гражданскому стр-ву и архитектуре, к-рый проводит единую градостроит. политику, руководит разработкой типовых проектов жилых домов, культурно-бытовых учреждений и т. п., а также производит экспертизу проектов планировки и застройки городов и посёлков.

У. транспортом организуется по отраслевому принципу. Общегосударственное У. железнодорожным, морским и воздушным транспортом осуществляется мин-вами путей сообщения, мор. флота и гражд. авиации СССР, У. автомобильным транспортом и речным флотом - соответствующими мин-вами союзных республик.

У. торговлей организуется в соответствии со спецификой различных её видов (гос., кооп. и колхозно-рыночной). У. гос. торговлей осуществляется сою