БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321бик). 46 тыс. жит. (1973, с пригородами). Торг, центр с.-х. и горнопром. р-на. Автосборка; консервные, текстильные, швейные предприятия.

УМУРЗАКОВ Елюбай (31.1.1899, аул № 21 Тарановского р-на Кустанайской обл.,- 2. 4. 1974, Алма-Ата), казахский советский актёр, нар. арт. Казах. ССР (1931). Чл. КПСС с 1925. Участвовал в спектаклях самодеятельных театр. коллективов в Кустанае. Один из основоположников профессионального казах. театр. искусства. С 1925 работал в Казах. театре драмы им. М. Ауэзова (Алма-Ата). Среди лучших ролей: Жантыс ("Ночные раскаты" Ауэзова), Даркем-бай ("Абай" по Ауэзову; Гос. пр. СССР, 1952), Амангельды ("Амангельды" Мус-репова), Осип ("Ревизор" Гоголя), Отел-ло ("Отелло" Шекспира). Первым на казах. сцене исполнил роль В. И. Ленина ("Человек с ружьём" Погодина). С 1937 снимался в кино: Амангельды ("Амангельды", 1939), Ерден ("Песни Абая", 1946), дед ("Земля отцов", 1966; Гос. пр. Казах. ССР им. К. Байсеитовой, 1968). Награждён орденом Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

УМЫКАНИЕ, форма заключения брака путём похищения невесты. Различают настоящее (насильственное) и фиктивное У., совершаемое по предварительной договорённости семей жениха и невесты. Первое из них, по преобладающему в совр. науке мнению, всегда было редкой формой, т. к. вело к столкновениям между коллективами - общинами и т. п. Второе (в частности, у ряда народов Сев. Кавказа в предреволюц. время) было широко распространено, т. к. помогало избежать части свадебных расходов. Особняком стоит т. н. имитативное У. при браке по сговору - игровой захват невесты стороной жениха в традиц. свадебных обрядах многих народов.

УМЫСЕЛ, см. в ст. Вина.

УМЭХАРА Суэдзи (р. 1893, Осака), японский археолог и историк древней культуры Д. Востока. Проф. ун-та в Киото (с 1939). Производил раскопки в Японии, Китае и Корее. Автор исследований о курганах Ноин-Ула, первобытных памятниках Дунбэя, о раскопках иньской столицы в Аньяне, белой крашеной керамике иньского Китая, др.-кит. нефрите, бронзе периода "сражающихся царств" в Китае, древних погребениях и древней культуре Кореи, древних погребениях и курганах Японии и др. Важнейшие статьи У. изданы в тематич. сборниках: "Сб. статей по археологии Японии" (1940); "Сб. статей по археологии Китая" (1944); "Сб. статей по археологии Восточной Азии" (1944).

УМЯГЧЕНИЕ ВОДЫ, снижение (до заданных пределов) жёсткости воды природных источников удалением из неё солей кальция и магния. В практике водоочистки применяют гл. обр. реагент-ный и катионитовый методы У. в. (см. в ст. Водоочистка), а также термич. способ, заключающийся в нагревании воды до темп-ры св. 100 °С, при к-ром из неё полностью удаляются соли, обусловливающие карбонатную жёсткость. См. также Водоподготовка,

УНА (Una), река в Югославии, правый приток р. Сава (басс. Дуная). Дл. 214 км, пл. басс. ок. 7,5 тыс. км2. Берёт начало в горах Динара, б. ч. протекает по Динар-скому нагорью в глубокой долине, образуя многочисл. пороги. Весеннее половодье, осенние дождевые паводки. Ср. расход воды близ устья ок. 200 м3/сек. На У.- гг. Бихач, Босански-Нови, Двор, Бо-санска-Дубица. В ниж. течении доступна для небольших судов.

УНАБИ (Ziziphus), род растений сем. крушиновых. Насчитывает ок. 40 видов, в тропич. и субтропич. р-нах Азии, Африки и Австралии. Наиболее известен вид унаби (Z. jujuba). Крупные деревья, живущие до 300 лет, иногда ветвящиеся кустарники выс. до 4 м. Молодые побеги с колючками. Листья яйцевидные,овальные, иногда ланцетные. Цветки обоеполые, перекрёстноопыляющиеся. Цветёт в мае, в течение 1,5-2 мес. Плод - костянка, дл. 3-4 см, диам. до 2,5 см, с тонкой, красно-коричневой или жёлтой глянцевой, часто пятнистой кожицей. Мякоть толстая, светло-зелёная или белая, после сушки отделяющаяся от косточки, вкусная, сладкая (до 30% Сахаров), хрустящая. При подвяливании (особенно на дереве) вкус плодов улучшается. Плоды используют в свежем виде, для приготовления компота, пастилы, варенья. У. начинает плодоносить с 3-4 лет. В диком виде встречается в Передней Азии, Гималаях, Сев. Китае, Японии; в культуре - в Японии, Пакистане, Афганистане, Китае, США и др.; в СССР - в Туркмении, Таджикистане, Узбекистане.

А. Д. Александров.

УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (29.9. 1864, Бильбао,-31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей "Поколения 1898 года" (см. Испания, раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологич. образование. С 1891 профессор, с 1901 ректор Саламанкского ун-та. В 1924 за выступления против диктатуры Примо де Риверы сослан на Канарские о-ва, откуда бежал во Францию, в эмиграции до 1930. При республике У.- депутат кортесов; с 1932 академик. Выступал против республики, считая, что она не может обеспечить гражд. мир и нац. единство, однако уже в окт. 1936 решительно осудил фаш. мятеж.

Деятельность У. многообразна. Как публицист он неизменно занимал резко критич. позицию по отношению к исп. буржуазно-помещичьему обществу ("Об исконности", 1895, и др.). В 90-е гг. интересовался марксизмом; активно сотрудничал в социалистич. еженедельнике "Луча де классе". После религ. кризиса 1897 отошёл от социализма и начал разрабатывать филос. концепцию, предвосхитившую ряд положений персонализма и экзистенциализма. Огромное влияние на У. оказали идеи и творчество Л. Н. Толстого, а также Б. Паскаля и позже С. Кьеркегора. Центр, проблема философии У.- духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистич. уверенность в конечности сущего, потребности в вере - невозможность веры для совр. разума. У. вводит понятие "аго нии" - особого трагич. восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры ("Трагическое чувство в жизни людей и народов", 1913; "Агония христианства", 1924). Творчество, любовь, дружба, материнство и т. п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть "я" в мире ("Жизнь Дон Кихота и Санчо", 1905; "Абель Санчес", 1917; "Тётя Тула", 1921, и др.). У. подверг критике сциентизм ("Любовь и педагогика", 1902), утверждал личный, "экзистенциальный" характер филос. истины, констатировал противоречия науч. и духовного прогресса, считал возрождение личности ("геро-ич. безумие", "кихотизм") единственной возможностью выхода из тупика совр. бурж. мира. В последнем произв.- повести "Святой Мануэль Добрый, мученик" (1933) У. поставил вопрос о необходимости соотнесения личности и народа.

После первого романа "Мир во время войны" (1897) У. переходит к экспериментальному художеств. повествованию: обнажённость конструкции, параболич-ность, марионеточность персонажей, система авторских масок и псевдонимов характерны в особенности для романа "Туман" (1914). Позже У. возвращается к реализму, однако противопоставляет "внутреннюю реальность", реальность воображения и воли "внешней реальности" (книга "Назидательные новеллы", 1920). У. стремился лишь к передаче "внутренней реальности", однако персонажи его лучших новелл социально и психологически достоверны. Обширное поэтич. наследие У. отличается гуманистич. богатством тем, классич. ясностью, виртуозным владением исп. стихом, исповедальной искренностью ("Песенник", издан посмертно). Важнейшее место в творчестве и философии У. занимала Испания - судьба её народа и культуры, любовное переживание пейзажа, традиций, памятников языка и искусства.

Влияние У. на исп. культуру 20 в. огромно. В течение неск. десятилетий многие его работы были запрещены като-лич. церковью. Наследие У. способствовало освобождению исп. интеллигенции из-под власти католич. ортодоксии, развитию критического, бунтарского мышления. Портрет стр. 11.

Соч.: Obras completas,'v. 1-14, Madrid, 1958-72; Obras selectas, 4 ed., Madrid, 1960; в рус. пер. - Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М., 1929; Назидательные новеллы, М. -Л., 1962; Туман, М., 1972; Стихи, "Иностранная литература", 1974, № 2.

Лит.: Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в сб.: Современный экзистенциализм, М., 1966; Тертерян И. А., Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века, М., 1973; Granjе1 L., Retrato de Unamuno, Madrid-Bogota, 1957; Marias J., Miguel de Unamuno, Madrid, 1960; Со11adо J.-A., Kierkegaard у Unamuno, Madrid, 1962; Sсhurr Fr., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen Lebensgefuhls, Bern-Munch., 1962; Sa1cedо Е., Vida de Don Miguel. Unamuno en su tiempo, en su Espana, en su Salamanca, Salamanca, 1970; Garcia Blanco M., En torno a Unamuno, Madrid, 1965; Unamuno centennial studies. [Texas], 1966; I 1 i e P., Unamuno: an existential view of self and society, Madison, 1967; Unamuno a los cien anos, [Salamanca], 1967; Unamuno: creator and creation, Berkeley - Los Ang., 1967.

УНАНГАНЫ, самоназвание алеутов.

УНАНИМИЗМ [франц. unanimisme, от unanime (лат. unanimus) - единодуш ный], литературное течение во франц. литературе. Возникло в 1-м десятилетии 20 в. и объединило Ж. Ромена (глава течения, автор манифеста "Унанимистские чувства и поэзия", 1905), Ж. Дюамеля, Ж. Р. Аркоса, Ж. Шеневьера, III. Вилъд-рака, Л. Дюртена и др. Объявив себя противниками символизма, все они стремились к правдивому изображению действительности, простоте стиля. Сочувствуя обездоленным, они проповедовали единение народов, слияние человека с природой. Пытаясь вернуть поэзии ли-рич. непосредственность и конкретность, тяготели к свободному стиху. Однако эклектизм взглядов, абстрактный гуманизм и мистич. культ -"единодушия" человеческих коллективов, независимо от классов и экономич. условий, мешали им стать на позиции реализма.

Филос. основу У. составили социология Э. Дюркгейма, принципы философии А. Бергсона, а также нек-рые положения амер. прагматизма. Лит. образцом У. являлась социально-гуманистич. поэзия У. Уитмена и Э. Верхарна. Течение У. было тесно связано с творч. объединением "Аббатство". 1-ю мировую войну 1914-18 унанимисты осуждали с позиций пацифизма. Позже их пути разошлись. Несмотря на идеализм и противоречивость исходных позиций, У. оказал в пору своего возникновения положит. влияние на развитие франц. лит-ры.

Лит.: История французской литературы, т. 3, гл. 17, М., 1959; Cuisenier A., Jules Remains. L'unanimisme et les hommes de bonne volonte, P., 1969; Minоt P., Mau1nier Th., Mallet R., Hommage a la memoire de J. Remains..., P., 1973. M. А. Гольдман.

УНГАВА (Ungava), залив Гудзонова прол., вдаётся в сев. берег п-ова Лабрадор (Канада). Дл. 280 км, шир. у входа ок. 260 км. Глубины до 67 м, у входа 200-600 м. Приливы полусуточные, их величина 13,9 м (бухта Лиф). Покрыт льдом с октября по июнь. В У. впадают реки Лиф, Коксоак, Уэйл, Джордж.

УНГАРЕТТИ (Ungaretti) Джузеппе (10.2. 1888, Александрия, Египет,-1.6.1970, Милан), итальянский поэт. С 1912 учился в Париже, где сблизился с Г. Аполлинером, П. Валери, итал. футуристами. В 1915-18 У.- участник 1-й мировой войны 1914-18. Печатается с 1915. В 1916 опубл. сб. "Заброшенный порт", ставший ядром сб. "Веселье кораблекрушений" (1919; с дополнениями издан в 1931 и 1936 под назв. "Веселье"). Осн. темы творчества У.- трагичность жизни, одиночество и потребность в человеческом общении. Его стихам присущи лаконизм, отказ от рифмы, ассоциативность образа, при простоте языковых средств. У. - один из создателей поэтич. школы герметизма. В 30-е гг. в его поэзии усиливаются пессимистич. мотивы (сборник "Чувство времени", 1933). В цикле "Оккупированный Рим" (1943-44) поэт приобщается к общенар. чувствам (стих. "Перестаньте убивать убитых", посвящённое героям Сопротивления). Поэтич. сборник "Страдание" (1947) отразил кризис поэзии У. В последний период творчества поэзия У. включает в себя и "непоэтич. реальность". С 1962 был председателем Европейского сообщества писателей.

Соч.: Vita d'un uomo. Tutte le poesie, [Mil.-Verona, 1969]; в рус. пер.- [Стихи], в кн.: Из итальянских поэтов. Предисл. А. Суркова, М., 1958; в кн.: Итальянская лирика. XX век. Предисл. А. Суркова, М., 1958.

Лит.: Потапова 3. М., Сопротивление и судьбы итальянской литературы, в кн.: Литература антифашистского Сопротивления в странах Европы. 1939 - 1945, М., 1972; Portinari F., G. Ungaretti, Torino, [1967] (лит.); Piccioni L., Vita di un poeta G. Ungaretti, [Mil., 1970].

3. M. Потапова.

УНГЕНЫ, город (с 1940) республиканского подчинения, центр Унгенского р-на Молд. ССР. Расположен на лев. берегу р. Прут. Узел ж.-д. линий (пограничная ж.-д. станция) на Бельцы-Слободзею, Кишинёв и Яссы (Румыния). Мясокомбинат; з-ды: биохимический, консервный, маслодельный, винодельческий, художественной керамики и др. Производство железобетонных изделий. Этнографич. музей.

УНГЕР, Унгер-Сабатье (Unger-Sabatier) Каролин (28.10.1803, Секешфе-хервар, Венгрия,-23.3.1877, Флоренция, Италия), австрийская певица (меццо-сопрано). Ученица Д. Ронкони, А. Ланге и И. М. Фогля. В 1821 дебютировала на оперной сцене (Вена). Большую роль в артистич. судьбе У. сыграло её творч. общение с Л. Бетховеном: она участвовала в первом исполнении его 9-й симфонии и "Торжественной мессы". Выступала в Италии. У.- одна из выдающихся представителей школы бельканто. Обладала сочным, ярким и выразительным голосом, захватывала слушателей высоким пафосом и драматизмом интерпретации. Среди партий: Розина ("Севильский цирюльник" Россини), Норма ("Норма" Беллини), Анна Болейн ("Анна Болейн" Доницетти).

УНГЕР (Unger) Франц (30.11.1800, Амтхоф-бей-Лёйчах,-13.2.1870, Грац), австрийский ботаник. Проф. ун-тов в Граце (1835) и Вене (1849-66). Внёс крупный вклад в развитие морфологии, анатомии, эмбриологии, физиологии растений и палеоботаники. Открыл зооспоры у водорослей. Одним из первых наблюдал деление клеток. На основе палеоботанич. данных ещё до Ч. Дарвина (1852) пришёл к выводу о превращении видов и об эво-люц. развитии растительного мира.

Соч.: Versuch einer Geschichte der Pflan-zenwelt, W., 1852.

Лит.: Reуег A., Leben und Wirken des Naturhistorikers Franz Unger, Graz, 1871.

УНГЕРН ФОН ШТЕРНБЕРГ Роман Фёдорович [10(22). 1.1886, о. Даго, ныне Хийумаа Эст. ССР, - 15.9.1921, Новони-колаевск, ныне Новосибирск], барон, один из руководителей контрреволюции в Забайкалье и Монголии, генерал-лейтенант (1919). Окончил Павловское воен. уч-ще (1908) и назначен в Забайкальское казачье войско. Участник 1-й мировой войны 1914-18, за уголовное преступление был осуждён на 3 года крепости, но освобождён во время Февр. революции 1917. В авг. 1917 был направлен А. Ф. Керенским вместе с Г. М. Семёновым в Забайкалье для формирования контрреволюц. частей. Во время семёновщины командовал Конно-азиатской дивизией, отличаясь садистской жестокостью. После эвакуации японцев из Забайкалья в 1920 отделился от Семёнова, ушёл в Монголию и в февр. 1921 занял Ургу (ныне Улан-Батор). Получил от монг. реакционеров титул "вана" и стал фактич. диктатором Монголии. В мае 1921 белогвардейцы во главе с У. фон Ш. вторглись на сов. терр. в р-не Троицкосавска (ныне Кяхта), но в ходе Монгольской операции 1921 были разгромлены Красной Армией и монг. революц. войсками. 21 авг. был выдан монголами партиз. отряду П. Е. Щетинкина и по приговору Сиб. ревтрибунала расстрелян.

УНГУЗ, субширотное понижение, протянувшееся в виде ложбины в ср. части пустыни Каракумы, по сев. окраине Центральных (Низменных) Каракумов. Дл. 470 км. С севера окаймляется уступом (вые. до 60-80 м) возвышенных Заунгузских Каракумов, с юга - менее высоким бортом, образуемым грядовыми песками. Состоит из цепочки впадин длиной до 15 км и шир. 1-4 км с плоскими солончаковыми или такырными днищами. Впадины отделены друг от друга возвышенными перемычками из коренных песчанистых пород или навеянных песков. Предполагают, что У.- остаток древнего речного русла, деформированного текто-нич. движениями и обработанного агентами пустынной денудации.

УНДЕР (псевд.; наст. имя и фам. Марие Адсон) [р. 15(27).3.1883, Таллин], эстонская поэтесса. В 1944 эмигрировала в Швецию. Печатается с 1917. Сборники "Голос из тени" (1927), "Радость от прекрасного дня" (1928), "Камень с сердца" (1935) отражают осн. черты поэзии У.: человечность, диалектич. ощущение счастья и горя. В стихах, написанных в эмиграции (сборники "Искры в пепле", 1954; "На грани", 1963), выражены чувства одиночества и тоски по родине.

Соч.: Kogutud luuletused, Stockh., 1958; Valitud luuletused. [P. Rummo jarelsona]. Tallinn, 1958; Uneretk, Tallinn, 1968.

Лит.: Siirak E., Marie Underi luule tolkimisest, "Keel ja kirjandus", 1968, № 3; Soge1 E., Kodumaise kevade sillerdusist..., в кн.: Revolutsioon ja kirjandus, Tallinn. 1972.

УНДЕЦИМА (от лат. undecima - одиннадцатая) (муз.), интервал, представляющий собой сумму октавы и кварты.

УНДЕЦИМАККОРД (муз.), аккорд из шести разноимённых звуков, к-рые при терцовом расположении занимают объём ундецимы (отсюда назв.). См. Аккорд.

УНДОЛЬСКИЙ Вукол Михайлович [1815-1(13).11.1864, Москва], русский библиограф и библиофил, исследователь рукописной и старопечатной книги. Опубликовал ряд памятников рус. библиогра-фич. лит-ры, в т. ч. "Оглавление книг, кто их сложил" (1846), "Оглавление Четьих Миней митрополита Макария" (1847), "Библиотеку российскую" (1881) Дамаскина. Занимался историей библиографии ("Очерк библиографических трудов в России", "Москвитянин", 1846, № 2). Осн. труд -"Очерк славяно-русской библиографии" (1871), в к-ром описано 4705 изданий кирилловской печати 1491 -1864 (издан посмертно в 1871 с дополнениями А. Е. Викторова и А. Ф. Бычкова). У. собрал большую библиотеку слав. и иностр. рукописей (1422 единицы хранения) и книг кирилловской печати (ок. 900), к-рая поступила в Ру-мянцевский музей. Составленное им самим описание "Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского" в 1870 было издано с дополнениями А. Е. Викторова.

Соч.: Библиографические разыскания, М., 1846; Каталог славяно-русских книг церковной печати библиотеки А. И. Кастерина, М., 1848; Описание славянских рукописей Московской патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки, "Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете", 1867, кн. 2, разд. 3.

Лит.: Барсуков Н. П., Русские па-леологи 40-х гг., СПБ, [1880]; Ухова Т. Б., Миниатюры, орнамент и гравюры в собрании В. М. Ундольского, "Записки Отдела рукописей библиотеки им. В. И. Ленина", 1956, т. 18. Е. Л. Немировский.

УНДЭР-ХАН, город в МНР, на р. Керу-лен. Адм. ц. Хэнтэйского аймака. 7,4 тыс. жит. (1963). Пищ. пром-сть. В окрестностях - посевы зерновых.

УНДЮЛЮНГ, Юндюлюн, река в Якут. АССР, прав, приток р. Лена. Дл. 414 км, пл. бассейна 12 800 км2. Берёт начало в хр. Орулган. В верховьях - горная порожистая река, в низовьях протекает по Центральноякутской равнине; в устье разбивается на 2 рукава. Питание снеговое и дождевое. На У. много наледей (общей пл. ок. 23 км2).

УНЕТИЦКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура раннего бронз, века (17 - 14 вв. до н. э.). Названа по могильнику Унетице (Unetice) близ Праги. В период расцвета была распространена на значительной терр. в Центр. Европе (Ниж. Австрия, Моравия, Чехия, Тюрингия, Саксония, юж. часть Бранденбурга, юго-зап. Польша). Имеет локальные варианты. Погребения У. к.- скорченные на боку трупоположения в ямах; встречаются детские погребения в керамич. сосудах и трупосожжения. Поселения раннего периода неизвестны; позднего (с сер. 16 в. до н. э.) - расположены на возвышенных местах, иногда укреплены деревянными оградами с валами. Жилища столбовой конструкции и полуземлянки. Керамика - сосуды с заглаженной поверхностью. Орудия и оружие из камня, на поздних памятниках - и из бронзы (алебарды, кинжалы и др.). Осн. занятия населения - плужное земледелие и животноводство. Нек-рые могильники свидетельствуют о возникновении имуществ. дифференциации.

Лит.: Монгайт А. Л., Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, [в. 2], М., 1974, с. 50-57.

УНЕЧА, город (с 1940), центр Унечского р-на Брянской обл. РСФСР. Расположен в верховьях р. Унеча (басс. Днепра), на автодороге Брянск - Гомель. Узел ж.-д. линий на Брянск, Оршу, Гомель, Хутор-Михайловский. Предприятия ж.-д. транспорта; з-ды: "Тембр", овощесу-шильный, масла и сухого молока, мясо-птицекомбинат, комбинат железобетонных изделий. Через У. проходит нефтепровод "Дружба".

УНЖА, река в Вологодской и Костромской обл. РСФСР, лев. приток р. Волги. Дл. 426 км, пл. бассейна 28 900 км2. Образуется при слиянии pp. Кема и Лундонга, берущих начало на Сев. Увалах. Впадает в Унженский зал. Горьков-ского водохранилища, низовья в подпоре. Питание преим. снеговое. Ср. расход воды в 50 км от устья 158 м3/сек, наибольший - 2520 м3/сек, наименьший - 7,82 м3/сек. Замерзает в конце октября - начале декабря, вскрывается в апреле - начале мая. Осн. притоки: справа - Вига, Нея; слева - Межа. Сплав леса. Судоходна в низовьях. На У.- гг. Ко-логрив, Мантурово, Макарьев.

"УНЗЕРЕ ЦАЙТ" ("Unsere Zeit" - "Наше время"), ежедневная газета в ФРГ. Орган Герм, коммунистич. партии (ГКП). Издаётся в Дюссельдорфе. Осн. в 1969 (до октября 1973 - еженедельная). Публикует разнообразную информацию о внутриполитич. и междунар. событиях, выступления руководителей ГКП, про грессивных обществ. деятелей ФРГ, деятелей междунар. коммунистич. и рабочего движения. Тираж (1975) 60 тыс. экз. Имеет еженедельное приложение.

УНИ... (от лат. unus - один), часть сложных слов, означающая один, единый (напр., униполярный).

УНИ, посёлок гор. типа, центр Унин-ского р-на Кировской обл. РСФСР. Расположен в верховьях р. Лумпун (басс. Вятки), в 74 км к Ю. от ж.-д. станции Фа-ленки (на линии Киров - Пермь). Маслозавод, промкомбинат.

УНИАТЫ, последователи унии, лица, придерживавшиеся греко-католического (униатского) исповедания и признававшие Брестскую унию 1596 о слиянии католической и православной церквей под главенством римского папы. См. Унии церковные.

УНИВАЛЕНТЫ (от уни... и лат. valens, род. падеж valentis - сильный), единичные, неспаренные хромосомы в первом делении мейоза. В норме при созревании половых клеток в ходе мейоза (на стадии профазы) гомологичные хромосомы (несущие одинаковые наборы генов) тесно сближаются (конъюгируют) и образуют биваленты. При отсутствии конъюгации или при преждевременном расхождении бивалентов образуются У. Ср. Мулътиваленты.

УНИВЕРМАГИ, универсальные магазины, крупные магазины, имеющие в продаже практически все группы непродовольственных товаров, а во многих случаях и продовольственные товары. Впервые У. появились во Франции в сер. 19 в. и получили широкое распространение в др. странах. К нач. 20 в. в связи с усилением концентрации и централизации торгового капитала на монополистич. стадии развития капитализма У. объединяются торговыми монополиями.

В России первые У. появились в нач. 20 в. Наиболее крупные из них: моск. У. фирмы "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ), петерб. У. "Экономического общества гвардейских офицеров" (ныне ДЛТ) и моск. У. "Экономического общества офицеров" (ЦУМ Военторга). Первый сов. У.- ГУМ был открыт в 1921 в Москве. На 1 янв. 1941 в СССР насчитывалось 44 крупных У., на 1 янв. 1975 - 580 крупных и средних У. По характеру своей деятельности У. делятся на общегородские, обслуживающие население всего города и значит. число приезжих (иногор