БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321мание к современности, разрабатывалась историко-революц. и ис-торич. тематика; большой интерес проявляют писатели к теме обороны страны. Серьёзных успехов достигла укр. драматургия: "Гибель эскадры" (1933), "Платон Кречет" (1934), "Правда" (1937), "Богдан Хмельницкий" (1939) и "В степях Украины" (1941) Корнейчука; "Песня о Свечке" (1931) и "Часовщик и курица" (1934) Кочерги; "Светите нам, звёзды!" (1930), "Девушки нашей страны" (1933) и "Соло на флейте" (1933-36) Микитенко; "Патетическая соната" (1931) и "Маклена Граса" (1932) Кулиша; "Ваграмова ночь" (1934) Первомайского; "Дума о Британке" (1938) Яновского и др.

Картины социалистич. строительства, эпопея Днепростроя, Харьковского тракторного з-да, Магнитки и др. великих строек 1-й пятилетки отражены в романах "На берегах Славуты" (1941) Я. В. Баша (р. 1908); "Рождается город" (1932) Копыленко; "Инженеры" (1934-37) Ю. Ю. Шовкопляса (р. 1903); "Звёздная крепость" (1933) О. Донченко (1902-54). Успехи и трудности колх. строительства воссозданы в романах "Первая весна" (1931) Г. Д. Эпика (1901-42); "Аванпосты" (1933) И. У. Кириленко (1902- 1939); "Повесть о коммуне" (1930), "Сквар и сын" (1935) К. А. Гордиенко (р. 1899); "История радости" (1938) Ле; "Удай-река" (1938) О. Десняка (1909-42). В области историко-революц. прозы выделяются "Всадники" (1935) Яновского; "Мать" (1932) Головко; "Осада ночи" (1935) Панча; трилогия "Путь на Киев" (1937-40) Скляренко; "Восемнадцатилетние" (1938) Смолича. Появились произв. об освободит. войнах 17-18 вв.: романы "Людоловы" (т. 1-2, 1934-37) 3. П. Тулуб (1890-1964); "Наливайко" (1940) Ле; историко-биографич. повести "Сердце ждёт" (1939; переработанное изд. "Петербургская осень", 1941) А. Е. Ильченко (р. 1909); "Михаил Коцюбинский" (1940) Л. И. Смилянского (1904- 1966);"Ошибка Опоре де Бальзака" (1940) Н. С. Рыбака (р. 1913).

Большие успехи были достигнуты в поэзии. С особой силой в ней зазвучали мотивы сов. патриотизма и дружбы народов (стихотворения Тычины "Партия ведёт", 1933, и "Чувство семьи единой", 1936; "Моя родина", 1936, Рыльского). Эпич. произв.- поэму о С. М. Кирове "Бессмертие" (1937) и поэму "Отцы и сыновья" (1938) создал Бажан. Цикл стихов о Ленине написал Сосюра. Определилось дарование поэтов А. С. Малышко (1912-70), И. Л. Муратова (1912-73), И. А. Выргана (1908-75), Миколы (Н. Л.) Нагнибеды (р. 1911). В области лит-ры для детей и юношества успешно работали такие талантливые писатели, как Забила, Донченко, автор приключенч. повестей Н. П. Трублаини (1907-41), В. Н. Владко (1900-74), автор историко-революц. произв. О. Д. Иваненко (р. 1906), поэты М. А. Пригара (р. 1908), И. И. Нехода (1910-63), В. В. Бычко (р. 1912). Плодотворно работали в эти годы рус. писатели, живущие на У.: Н. Н. Ушаков (1899-1973), П. Г. Беспощадный (1895-1968), Л. Н. Вышеслав-ский (р. 1914), прозаик Н. М. Строков-ский (1900-73).

Семья сов. укр. литераторов в кон. 30-х гг. пополнилась писателями Зап. Украины: С. И. Тудор (1892-1941), А. А. Гаврилюк (1911-41), Я. А. Галан (1902-49), П. С. Козланюк (1904-65), О. Ю. Кобылянская (1863-1942), Ю. С. Мельничук (1921-63), И. Вильде (р. 1907).

С первых дней Великой Отечеств. войны 1941-45 художеств. слово укр. писателей звало народ к борьбе, к защите социалистич. отчизны. В эти годы были созданы: "Песня про Зою Космодемьянскую" и "Похороны друга" Тычины, "Олег Кошевой" Сосюры, "Клятва" и "Даниил Галицкий" Бажана, "Курган" Первомайского, "Слово о матери-Родине" Рыльского, "Сердца храбрых" Л. Д. Дмитерко (р. 1911). На фронте возмужало дарование Малышко, С. Е. Голованив-ского (р. 1910), Н. С. Шеремета (р. 1906), П. О. Дорошко (р. 1910), М. А. Стельмаха (р. 1912), Н. А. Упе-ника (р. 1914), И. И. Гончарснко (р. 1908), Я. И. Шпорты (1922-56), в партиз. отрядах - М. И. Шпака (1909-42), П. Н. Воронько (р. 1913).

В прозе ведущее место заняли жанры короткого рассказа, очерка, художеств. публицистики. Появились и первые романы и повести о войне: В. Л. Василевской (1905-64) "Радуга" (1942), В. Н. Собко (р. 1912) "Кровь Украины" (1943), Смолича "Они не прошли" (1946) и др. Большой обществ. резонанс получили пьеса "Фронт" (1942) Корнейчука и историческая драма "Ярослав Мудрый" (1946) Кочерги. В годы войны укр. лит-pa понесла большие потери: погибли в боях и в застенках гестапо Десняк, Трублаини, К. М. Герасименко (1907-42), М. И. Хащеватский (1897- 1943), Шпак, Я. Д. Качура (1897-1943) и ряд др. писателей Сов. У.

В первые послевоен. годы укр. лит-ра продолжала разрабатывать воен. проблематику: в поэзии-"В дни войны" (1945) Бажана, "Четыре лета" (1946) Малышко, "Солдатские песни. 1941- 1945" (1946) Первомайского, "Весенний гром" (1947) Воронько, "Горы и долины" (1946) С. А. Крыжановского (р. 1911), "Сандомирский плацдарм" (1948) До-рошко и мн. др.; в прозе - трилогия-эпопея об освободит. походе Сов. Армии "Знаменосцы" (кн. 1-3, 1947-48) О. Гончара (р. 1918); осмыслению опыта воен. лет посв. повести "Черноморцы" (1948) В. С. Кучера (1911-67), "Аттестат зрелости" (1945) В. П. Козаченко (р. 1913), "Тайна Соколиного бора" (1948-49) Ю. О. Збанацкого (р. 1914), "Профессор Буйко" (1945) Баша; в драматургии - "Под золотым орлом" (1947) Галана, "Жизнь начинается снова" (1950) Собко, "Генерал Ватутин" (1947) Дмитерко.

В последующие годы на передний план выступают произв., рисующие духовный облик сов. человека, его героич. труд в восстановлении нар. х-ва, борьбе за мир, отражающие процессы дальнейшего утверждения идей интернационализма и дружбы народов. Выдающимися явлениями послевоен. десятилетий стали романы "Большая родня" (т. 1-2, 1949-51) Стельмаха, "Мир" (1956) Яновского; историч. проза обогатилась романами Панча "Клокотала Украина" (1954), Рыбака "Переяславская рада" (т. 1-2, 1948-53), А. Хижняка "Даниил Галиц-кий" (1951). Историко-революц. теме посв. эпич. полотна Головко-"Артём Гармаш" (1951-60), Козланюка - "Юрко Крук" (1946-50), Смолича - "Год рождения 1917" (1958-60), Гончара-"Таврия" (1952) и "Перекоп" (1957), А. Бой-ченко (1903-50)- "Молодость" (1945- 1948). В жанре рассказа и очерка плодотворно работали И. Е. Сенченко (1901-75), С. М. Журахович (р. 1907), М. И. Чабанивский (1910-73), А. И. Шиян (р. 1906), Д. И. Бедзик (р. 1898). Появляются новые драматургич. произв.: пьеса Корнейчука "Макар Дубрава" (1948), пьеса Галана о колх. строительстве и классовой борьбе в зап.-укр. селе "Любовь на рассвете" (1949, изд. 1951); вопросы морали-в центре пьес В. П. Минко (р. 1902) "Не называя фамилий" (1953), Яновского "Дочь прокурора" (1954), Корнейчука "Крылья" (1954) и "Почему улыбались звёзды" (1957). Успешно развиваются в послевоен. годы юмор и сатира: сб. "Зенитка" (1947) Остапа Вишни, произв. С. И. Олейника (р. 1908), С. И. Воскрекасенко (р. 1906), юморески А. И. Ковиньки (р. 1900), В. Г. Большака (р. 1922), Ф. Ю. Макивчука (р. 1912), басни Н. П. Го-дованца (1893-1974).

Совр. этап развития укр. лит-ры характерен углублением идейно-эстетич. содержания произв., повышением художеств. мастерства писателей. Дальнейшее развитие получили гуманистич. идеи сов. лит-ры, связанные со вступлением сов. общества в эпоху развитого социализма. Интенсивно развиваются все роды и жанры укр. лит-ры. В республике - большая лит. периодика. В журн. "Biт-чизна" (с 1941), "Днипро" (с 1944), "Радуга" (с 1951), "Жовтень" (с 1951), "Прапор" (с 1956), "Донбасс" (с 1923), в газ. "Литературна Украина" (Киев, с 1927) и др. систематически печатаются новые произв. сов. писателей. Были основаны новые издания-журн. "Всесвит" (с 1958), газ. "Друг читача" (с 1960). Ежегодно выходит сб. "Сузир'я" (с 1967), публикующий переводы произв. писателей братских лит-р.

Многообразны темы и проблемы совр. укр. лит-ры. Главные из них - темы формирования характера человека эпохи развитого социализма, коллективиста, интернационалиста, труженика. Значит. влияние на расширение идейно-нравств. и эстетич. горизонтов укр. лит-ры оказал А. П. Довженко (1894-1956). Его рассказы, пьесы, лит. сценарии "Поэма о море" (1956) и "Зачарованная Десна" (1955) во многом определили тональность совр. укр. прозы и драматургии. По-прежнему большое внимание уделяется художеств. отражению социальных и духовных преобразований в деревне: романы В. С. Земляка (р. 1923) "Родная сторона" (1956), Стельмаха "Правда и кривда" (1961), В. С. Бабляка (1916-70) "Вишнёвый сад" (1958-62), Н. Я. За-рудного (р. 1921)"На белом свете" (1967) и "Уран" (1970), Н. Г. Ищенко (р. 1926) "Течение" (1974). Исследуются темы рабочего класса и интеллигенции: романы- трилогия Шовкопляса "Человек живёт дважды" (1962-64), Загребельного"День для грядущего" (1964), "С точки зрения вечности" (1970), "Разгон" (1975), Собко "Лихобор" (1973), Ю. Д. Бедзика (р. 1925) "Голубизна" (1973). Появились новые произв. об Отечеств. войне: "Человек и оружие" (I960) Гончара, "Дикий мёд" (1963) Первомайского, цикл повестей "Письма из патрона" (1960-70) Козаченко, "Последние километры" (1972) Дмитерко, "Жестокое милосердие" (1972) Ю. М. Мушкетика (р. 1929) и мн. др. В художеств. разработке укр. ленинианы наиболее значителен роман В. В. Канив-ца (р. 1923) "Ульяновы" (1967). Историч. прошлому У. посв. романы Скляренко "Святослав" (1959) и "Владимир" (1962); трилогия Ивана Ле "Хмельницкий" (1957-65); "Диво" (1968), "Смерть в Киеве" (1972) и "Первомост" (1972) За-гребельного.

Во мн. произв. широко разрабатываются темы жизни города и деревни; их герои-рабочие, колхозники, интеллигенция; часто здесь скрещиваются и переплетаются временные планы - прошлое, настоящее, будущее: "Тронка" (1963) и "Циклон" (1970) Гончара; трилогия Стельмаха "Хлеб и соль" (1959), "Кровь людская - не водица" (1957) и "Большая родня" (1949-51); "Водоворот" (1959-62) Г. М. Тютюнника (1920-61), "Жванчик" (1969) Бабляка, "Сестры Ри-чинские" (19-55-60) Вильде, "На калиновом мосту" (1965) Панча, "Лебединая стая" (1971) Земляка. Историко-фоль-клорный роман "Козацкому роду нет переводу" (1958) опубликовал Ильченко; роман о Т. Г. Шевченко "Молодость поэта" (кн. 1-2, 1960-63) - Смилянский; "Подземные громы" (1971) - Д. Бедзик. В жанре повести и рассказа успешно выступают Е. Ф. Гуцало (р. 1937), В. Г. Дрозд (р. 1939), Р. Н. Фёдорив (р. 1930) и др.

Глубокие позитивные процессы наблюдаются в поэзии. Обществ. значимость проблематики и высокое художеств. мастерство отличают творчество Д. В. Пав-лычко (р. 1929), Б.И. Олейника (р. 1935), И. Ф. Драча (р. 1936), В. А. Коротича (р. 1936). Широкое признание получили Н. Ф. Сынгаевский (р. 1936), В. В. Ко-чевский (р. 1923), Р. С. Третьяков (р. 1936), В. Р. Коломиец (р. 1935), В. Я. Бровченко (р. 1931), Б. П. Степа-нюк (р. 1923).

В области драматургии приобрели известность пьесы Корнейчука "Страница из дневника" (1964) и "Память сердца" (1969); "Фауст и смерть" (I960) Левады; комедия "Фараоны" (1961) и драма "Голубые олени" (1973) Коломийца; "Синие росы" (1966) и др. пьесы Зарудного, пьесы Минко, А. 3. Корниенко (р. 1919), И. Д. Рачады (р. 1909) и др.

В облике героя совр. укр. лит-ры зримо проступают черты человека, живущего помыслами всего сов. народа, решающего важные нравств.-этич. проблемы. Возросла роль критики в утверждении партийности и народности сов. укр. лит-ры, в борьбе за художеств. качество, за новые открытия в иск-ве социалистич. реализма.

Возникшие задолго до Окт. революции связи укр. лит-ры с др. лит-рами в годы Сов. власти ширятся и растут. Большой размах приобрела переводческая деятельность; произв. укр. лит-ры, классич. и современные, переведены на мн. языки мира и на большинство языков народов СССР. На У. переводились и переводятся произв. классиков и совр. писателей мира, книги писателей народов СССР.

Большую организационно-творч. работу ведёт Союз писателей У., организованный в 1934 и насчитывающий (на 1975) ок. тысячи членов. Первый съезд писателей У. состоялся в 1934, 2-й - в 1948, 3-й - в 1954, 4-й - в 1959, 5-й - в 1966, 6-й - в 1971, 7-й-в 1976.

Литературоведение на У., руководствуясь в освещении историко-лит. процесса марксистско-ленинскими методологич. принципами, способствует усвоению и развитию совр. укр. лит-рой революц. традиций культуры прошлого, утверждению и совершенствованию метода социалистич. реализма. В сов. время как отрасль литературоведения оформилось шевченковедение (труды Е. П. Ки-рилюка, р. 1902; Е. С. Шаблиовского, р. 1906; А. И. Белецкого, 1884-1961; Рыльского и др.). Проблемы теории лит-ры, дооктябрьской и сов. лит-ры разрабатываются в трудах Н. 3. Шамоты (р. 1916), Л. Н. Новиченко (р. 1914), Г. А. Вязовского (р. 1919), С. А. Крыжановского (р. 1911), С. М. Шаховского (р. 1909), И. И. Степуна (р. 1911), В. М. Лесина (р. 1914), В. В. Фащенко (р. 1929), О. В. Килимника (р. 1913) и др. Исследованию вопросов рус. лит-ры, лит-р народов слав. стран и стран Европы и Америки посв. работы Н. Е. Крути-ковой (р. 1913), А. В. Чичерина (р. 1899), Г. Д. Вервеса (р. 1920), Д. В. Затонского (р. 1922) и др. Крупнейшим научно-теоретич. лит. центром республики является Ин-т литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР. С 1957 в Киеве издаётся журн. "Радянське литературознавство". В республике созданы такие фундаментальные работы, как восьмитомная "История украинской литературы" (1967-71) и пятитомный биобиблиографич. словарь "Украинские писатели" (1960-65).

С. А. Крыжановский.

Лит.: Петров Н. И., Очерки истории украинской литературы XIX в., К., 1884; его ж е, Очерки из истории украинской литературы XVII и XVIII вв., К., 1911; 1стор1Я украинськой Литератури, т. 1 - 8, Киев, 1967 - 1971; История советской многонациональной литературы, т. 1 - 6, М., 1970-74; Франко I. Я., Нарис icTopii украГнсько-руськой Л1те-ратури до 1890 р., Львив, 1910; его же, Ви-бранистатти про народну творчють, Кшв, 1955; Росшсько-украшське литературне бднання. 36ирник статей, в. 1, Киев, 1953; Пархоменко М. Н., Иван Франко и русская литература, 2 изд., М., 1954; е г о ж е, Обновление традиций. (Традиции и новаторство социалистического реализма в украинской прозе), 2 изд., М., 1975; Новиченко Л. М., Поэзия и революция, М., 1957; его же, Не иллюстрация - открытие!, М., 1969; его ж е, Життя як дияння, Киiв, 1974; III а м о-т а Н. 3., О художественности, 2 изд., М., 1958; его же, Художник и народ, М., 1960; его же, Про свободу творчости, 2 вид., Кшв, 1973; его же, Гумашзм i социалистич-ний реализм, Киев, 1976; В о л и н с ь к и й П. К., Теоретична боротьба в укра-инський литератури (перша половина XIX ст.), Кшв, 1959; Бернштейн М. Д., Украинсь-ка литературна критика 50-70-х рокив XIX ст., Кшв, 1959; его же, Журнал "Основа" i украинський литературный процес кинця 50 -60-х рокив XIX ст., Киев, 1959; Питания сощалистичного реализму, в. 1-5, Кшв, 1961 - 74; П р и й м а Ф. Я., Шевченко и русская литература XIX в., М.- Л., 1961; С и д о р е н к о Г. К., Виршування в украшськш Литератури, Киев, 1962; Килим-н и к О. В., Романтика правди. Питания романтики в украинськй радянськш лите-ратурй, Кшв, 1964; Б i л е ц ь к и и О. Г., З.брання праць, т. 1 - 5, Кшв, 1965 - 66; Шаблиовський Э, С., Шляхами еднання. (Укра'шська лггература в i"i icro-ричному розвитку), К., 1965; е г о ж е, Шевченко и русские революционные демократы, 2 изд., К., 1975; Крижанивський С. А., Художш видкриття, Киев, 1965; М о р о з 3. П., В боротьби за реализм, Киев, 1966; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Б а-р а б а ш Ю. Я., "Я есть народ...", К., 1967; его же, О народности, М., 1970; Т р о с т я н е ц ь к и и А. А., Шляхом боротьби та шукань, Кшв, 1968; Кирилюк 6. П., Украшський реалазм i латература слов'янсь-ких народiв у XIX ст., Кшв, 1968; Револю-цшне овювлення л!тератури, Кшв, 1970; Дзеверiн I. О., Естетика ленiнизму i питания лiтератури, 2 вiд., Кшв, 1975; На засадах реализму i народност., Ки'ш, 1976.

Украшськ. радянськi письменники, в. 1-8, Киiв, 1955-76; Майборода О. О., Р у б а н Г. Д., Старченко О. О. (сост.), Художня лггература, видана на Украинi за 40 рокiв. 1917 - 1957. Шблюгра-фiчний покажчик, ч. 1 - 2, XapKia, 1958 - 1960; Украинськi письменники. Бюбхблюграфiчний словник, т. 1 - 5, Кшв, 1960 - 65; Письменники Радянськоi Украши. Bio6iблiографiчний довадник. Сост. О. Килимник, О. Петровський, Кшв, 1970.

XV. Архитектура и изобразительное искусство

Глубоко самобытное иск-во У. впитало традиции многочисл. художеств. культур, сменявших одна другую на её землях. В истории У., терр. к-рой на протяжении шести с лишним веков была объектом захвата и дележа между различными гос-вами, иск-во служило одним из средств самоутверждения укр. народа в его борьбе за сохранение нац. самостоятельности, за освобождение и воссоединение своих территорий. К высшим достижениям укр. иск-ва принадлежат многочисл. памятники ср.-век. архитектуры и живописи, нац. школы гравюры и портретной живописи 17-18 вв., своеобразный вариант архитектуры барокко. В тесном содружестве с рус. иск-вом слагались традиции демо-кратич. художеств. культуры 19 в., к-рые помогли мастерам сов. У. сформировать одну из крупнейших художеств. школ многонац. сов. иск-ва, внести большой вклад в развитие социалистич. реализма. Особый раздел составляет иск-во Крыма.

Искусство древнего периода. От эпохи верх. палеолита на терр. У. сохранились остатки жилищ (круглых и овальных в плане, с шатровым каркасом из жердей, покрытым шкурами животных), костяные и кам. подвески, фигурки людей и животных, от эпохи неолита - остатки полуземлянок с конич. шатром из жердей, лепные керамич. сосуды (остродонные, круглодонные и плоскодонные, с штампованным или лепным орнаментом), фигурки и рельефные изображения животных. О высоком уровне энеолитич. иск-ва и иск-ва раннего периода эпохи железа на терр. У. свидетельствуют памятники трипольской культуры, ямкой культуры, чернолесской культуры. Во 2-й пол. 7 в. до н. э.- 4 в. н. э. на Черноморском побережье У. развивался местный вариант антич. иск-ва (см. Античные города Северного Причерноморья, Боспорское государство), в сложном взаимодействии с к-рым протекала эволюция художеств. творчества скифов. Черты скифского звериного стиля в известной мере прослеживаются в обнаруженных на терр. У. памятниках иск-ва славян.

Искусство -1-й пол. 17 вв. Основой для формирования ср.-век. укр. иск-ва послужила художеств. культура Киевской Руси. Иск-во Киевской Руси развило воспринятые от Византии опыт кам. зодчества, типологию христ. крестово-купольного храма, виды и приёмы ср,-век. живописи (фрески, мозаики, иконописи, книжной миниатюры), дало новую жизнь местным художеств. традициям. В 10-12 вв. строились монументальные соборы (Десятинная церковь в Киеве, 989-996, не сохранилась; Софийский собор в Киеве, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, 1036 - сер. И в.; Успенский собор Киево-Печерской лавры, 1073-78, разрушен в 1941), возводились оборонит. и дворцовые кам. сооружения, создавались многочисл. произв. изобразит. и декоративно-прикладного иск-ва.

Развитие собственно укр. художеств. культуры началось с кон. 13 в. (прежде всего в Галицко-Волынских землях, менее разорённых татаро-монг. нашествием). С этого периода на У. возрождались и расширялись посады старых городов, росли многочисл. новые города, где господствующие над округой замки ферд. магнатов или королев. наместников не смыкались с посадом (как в др.-рус. детинцах), а как бы противостояли ему; эта разобщённость увеличивалась по мере получения городами самоуправления. Гор. поселение, отделённое от замкового холма стенами, развивалось вокруг собств. центра (рыночной площади с ратушей). Башня ратуши, шпили католических и купола православных храмов, ворота и башни укреплений определяли живописную свободу гор. силуэта, контрастировавшего с глухим монолитным объёмом замка. В городах Зап. У. преобладали узкие улицы с 2- или 3-этажными домами (в 14-15 вв.- преим. деревянными, в 16-17 вв.- чаще всего каменными), расположенными торцовой стороной вдоль красной линии; на Левобережной У. застройка 1-этажными деревянными домами велась на обширных участках, включавших сады и огороды. В 16- 17 вв. отд. города (Жолква, ныне Нестеров, Броды) возводились по регулярным ген. планам.

В обстановке продолжавшегося феод. дробления и в связи с угрозой татаро-тур. набегов ведущим в укр. архитектуре вплоть до 17 в. являлось оборонное зодчество. Укр. замки, за редким исключением (Острог, Чарторыйск), были лишены донжонов и напоминали др.-рус. укреплённые усадьбы; с развитием артиллерии всё большее значение обретали мощь и высота стен и башен, постепенно скрывавших все остальные сооружения. С кон. 13 в. многие укрепления (замки в Белгороде-Днестровском, Каменце-По-дольском, Кременце, Луцке, Львове, Мукачеве, Хотине и др.) перестраивали в камне, сохраняя черты деревянной архитектуры. В 16 в. появились небольшие частновладельческие замки, компактные по объёму и простые по форме [в Токах (Тернопольская обл.) и др.]. В 1-й пол. 17 в. в феод. поместьях (особенно на Зап. У.) замки сменялись дворцами, имевшими светский парадный характер [дворец в Подгорцах (Львовская обл.), 1635- 1640, и др.].

Ср.-век. укр. монастыри по внешнему виду почти не отличались от замков, однако в их планировке и застройке проявилось более значит. стремление к регулярности; гл. композиционным центром комплекса стал монастырский храм [монастырь в Межеречье (Ровенская обл.), 15-17 вв.]. В ряде случаев в систему укреплений включались соборные церкви и корпуса келий [монастырь в Зимно (Волынская обл.), 1465-95], иногда целям обороны служила башня над притвором [монастырь в Подгорянах (Тернопольская обл.), 16-17 вв.] или отдельно стоящая церковь (Покровская церковь в Стковцах).

К 16 в. в зап. р-нах У. сложились важнейшие типы деревянных церквей. В Волынской обл. распространились приземистые храмы из 3 срубов различной высоты с 2-скатными, шатровыми и пр. завершениями (простейший вид церквей "хатного типа"), в Львовской и Хмельницкой обл.- более высокие и стройные 3-срубные и 5-срубные объёмы. В Прикарпатье возникли также и церкви "лемков-ского типа", отличающиеся обилием горизонтальных членений, нарастающей динамикой масс (Михайловская церковь в Му-качеве, 1777; илл. см. т. 8, табл. VIII, стр. 49).

До 15 в. кам. монастырские и гор. церкви строились преим. по типу рус. и арм. 4-столпных, крестово-купольных, 3-ап-сидных храмов (арм. собор во Львове, 1363-70), но появились и 1-нефные или центрич. храмы, сочетавшие в своём оформлении черты др.-рус. зодчества с элементами готики (церковь Рождества Христова в Галиче, кон. 14 - нач. 15 вв.; илл. см. т. 6, стр. 66). С 15 в. распространились 1-нефные 3-частные храмы с куполом и без него [Успенская церковь в Лужанах (Черновицкая обл.), 1453- 1458], а также 3-конховые храмы [церковь Николая в Бучаче (Тернопольская обл.), 1610]; в этот же период возникли приём завершения куполом каждого членения плана (Троицкая церковь монастыря в Зимно, 1465-75) и тип многоярусной отдельно стоящей колокольни (колокольня Корнякта во Львове, 1572-78, арх. П. Барбон). Взаимовлияние деревянной и кам. архитектуры проявилось в церквах, воздвигнутых по типу 3-сруб-ных деревянных храмов (часовня Трёх святителей во Львове, 1578-91; илл. см. т. 15, табл. IV, стр. 48-49), а также в церквах, соответствующих дерев. храмам "хатного типа" [Ильинская церковь в Субботове (Черкасская обл.), 1653].

Католич. церковь на У. возводила мно-гочисл. кам. костёлы, монастыри, кол-легиумы, в 14-15 вв. сугубо готические по облику и конструкции (кафедральный собор во Львове, 1360-1493, арх. П. Ште-хер, М. Гром и др.), позднее решённые в духе ренессанса или баро