БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321дом. В резьбе по глине, дереву, гипсу, украшавшей дворцы Афрасиаба, Варах-ши, Джумаляк-Тепе, преобладал плос-костный рельеф, подчинённый декоративному началу. Плоскостность, сложность линеарного рисунка, богатство ко-лористич. сочетаний были свойственны раннеср.-век. согдийской настенной живописи (Балалык-Тепе, Афрасиаб, Варах-ша). В Согде продолжало развиваться иск-во коропластики и торевтики.

С 8 в. бурно росли города, центры к-рых перемещались из шахристанов в рабады; обновлялась строит, техника [был введён жжёный кирпич (9-10 вв.), развивались сводчато-купольные конструкции]. В архит. декоре наряду с традиционной резьбой по ганчу и дереву использовали на фасадах фигурную кладку из кирпича, с 12 в.- резную терракоту, глазурованные кирпичи и облицовочные плитки, а в интерьерах - орнаментальные росписи. Ведущую роль в архит. орнаменте с 9-10 вв. играл гео-метрич. узор "гирих" (комбинации полигональных и звездчатых фигур) и эпиграфика (с 10 в.- геометризованное араб. письмо "куфи", в 11-12 вв.- линеарно-гибкое письмо "насх").

В монументальной архитектуре У. в 9-12 вв. вырабатывалась типология ср.-век. культового (мечети, минареты, медресе, мавзолеи) и гражд. (караван-сараи, крытые рынки) зодчества. В культовом зодчестве 9-12 вв. варьировались типы многостолпно-купольной мечети простых монументальных форм или центрально-дворовой композиции; нередко богато украшались их фасады (Магокиаттари в Бухаре, 12 в.), главная стена с михрабом (Яамазга в Бухаре, 12 в.). Сооружались мавзолеи: центрально-купольные (Исмаила Самани мавзолей в Бухаре), портально-купольные (Араб-ата в с. Тим, 977-978), в виде парных купольных усыпальниц (в ансамбле Султан-Саадат в Термезе, с 11 в.); возводились минареты, имеющие вид круглой в плане башни, увенчанной фонарём и расчленённой орнаментальными поясами (Калян в Бухаре, минарет в Вабкенте) или сомкнутыми полуколоннами-гофрами (минарет в Джар-Кургане, 1108, арх. Али ибн-Мухаммед из Серахса).

Утверждение ислама предопределило преобладание в изобразит. иск-ве орнаментальных мотивов (геометрич., эпигра-фич., стилизованно-растит.); редкие изобразит. мотивы (напр., фигурки зверей и птиц) превращались в структурные ячейки общей композиции узора. Среди декоративно-прикладных иск-в (торевти-ка, стеклоделие, ткачество) особенно выделялась художеств. керамика, расцвет к-рой был обусловлен появлением росписей, окрасок и цветных глазурей.

Особого размаха достигло стр-во на терр. У. в период кон. 14 - 1-й пол. 15 вв. Успехи градостроит. мысли нашли отражение в спрямлении и благоустройстве главных гор. магистралей и создании регулярных или живописно-многообразных ансамблей площадей, улиц, некрополей (Регистан, Шахи-Зин-да в Самарканде). В монументальном зодчестве преобладал жжёный кирпич. Невиданного великолепия достигли по-лихромная (с преобладанием голубого и синего тонов) керамич. мозаика в облицовке фасадов и орнаментальные композиции в интерьерах, где применялись росписи с позолотой (во дворцах Тимура встречались и сюжетные композиции).

Для культовой архитектуры 14-15 вв. был характерен тип 4-айванной дворовой мечети (Биби-Ханым в Самарканде, Калян в Бухаре), медресе с выделенным порталом и системой келийхуджр вокруг 2-4-айванного прямоугольного или квадратного в плане двора (медресе Улугбека в Бухаре, 1417, и в Самарканде, 1420). Архитектура мавзолеев эволюционировала от простых ку-бич. объёмов (Шахи-Зинда в Самарканде) к сложным комплексным зданиям с центр. залом и группой примыкающих помещений (Дорус-Сиадат в Шахрисабзе, 14 в.; Ишрат-хана в Самарканде, 1464).

От эпохи Тимура и Улугбека сохранились и отд. памятники книжной миниатюры. Процветали художеств. ремёсла - изготовление тонких тканей и пышноузорных вышивок, чеканных сосудов и богато украшенного оружия, ювелирных изделий. В бытовой керамике под влиянием дальневост. фарфора выработался новый стиль (свободная манера нанесения синей краской растит. узоров на белоснежный фон).

В зодчестве 16-17 вв., в основном повторяющем объёмно-планировочные решения предыдущих веков, продолжалось совершенствование и усложнение сводчато-купольных конструкций (щитовидные и сетчатые паруса, пересекающиеся подпружные арки, богатейшая сталактитовая лепнина). В этот период были завершены парадные архит. ансамбли в Самарканде (Регистан) и Бухаре (Пои-Калян, Чар-Бакр). Строились большие мечети ("джума") дворового типа, с гл. купольным залом со сводчатым айваном на центр. оси (Кок-Гумбез в Карши, кон. 16 в.), малые квартальные мечети с зимним помещением и открытым колонным айваном (Балянд в Бухаре, 16 в.), медресе с 4-айванным двором, окружённым арочными лоджиями, с просторными аудиториями ("дарсхана"), объёмно выделенным монументальным пештаком и угловыми минаретами (Кукельташ в Бухаре и Ташкенте, оба - 16 в., Шир-Дор в Самарканде, 1619-36), многокупольные рыночные здания, водохранилища ("сардоба") с цилиндрич. резервуаром, перекрытым куполом. Качество наружных изразцовых облицовок несколько снизилось, однако убранство интерьеров по-прежнему отличалось изысканностью и многообразием.

Значит. успехов достигло в 16-17 вв. иск-во каллиграфии и переплётное дело. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета ср.-азиат. школа миниатюры. В 16 в. в ней развивались 2 направления. Одно из них, связанное с традициями К. Бехзада, характеризовалось утончённостью письма, насыщенностью пейзажных и архит. фонов, предпочтением многофигурных композиций (Махмуд Музахиб, Чагры Мухас-син и др.), другое было отмечено сдержанным колоритом, ограниченным числом персонажей. В сер. 16 в. работал Мухаммед Мурад из Самарканда, манера к-рого отличалась яркой эмоциональностью и особой смелостью колори-стич. решений. У др. мастеров (напр., у Абдуллы из Бухары) наметился повышенный интерес к жанровым композициям. Миниатюристы 17 в. [Аваз Мухаммед, Мулла Бехзад, Мухаммед (или Ходжа) Муким и др.] либо продолжали те же стилистич. тенденции, либо работали в подчёркнуто экспрессивной манере; нек-рые миниатюры 17 в. обнаруживают близость к моголъской школе живописи. Продолжали развиваться и традиц. виды декоративно-прикладного иск-ва.

С кон. 18 в. застраивались города, разорённые в 1-й пол. 18 в. междоусобицами и набегами кочевников. Воздвигались культовые постройки традиц. типа и дворцы правителей [Таш-Хаули (1830-38), Курныш-хана (1804-06), Нуруллабая (1904-12) в Хиве, Худояр-хана (1871) в Коканде], отличающиеся использованием композиционных приёмов нар. жилища (внутр. дворики, колонные айваны и т. д.) и особой пышностью архит. декора. С присоединением территорий У. к России (1860 - 1880-е гг.) в зодчество У. внедрялись принципы рус. градостр-ва. Новые города (Скобелев, ныне Фергана) и развивающиеся на свободных терр. старые (Андижан, Самарканд, Ташкент) застраивались по регулярным планам; прокладывались прямые, хорошо озеленённые благоустроенные улицы. Однако старые части городов ещё сохранили ср.-век. хаотич. сеть улиц с домами традиц. типа. В нар. жилой архитектуре У. 18 - нач. 20 вв. выделяется неск. школ. Для ферганских домов были характерны раздвижные стены и ставни, декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, потолочные росписи; для самаркандских - айваны с фигурными колоннами, настенными росписями и резьбой по ганчу. Хивинские дома, украшенные богатой дерев. резьбой, имели замкнутый дворик с обращёнными в него полузамкнутыми айва-нами на стройных резных колоннах. Сел. усадьбы во мн. р-нах У. нередко имитировали формы крепостной архитектуры. В 18 - 1-й пол. 19 вв. продолжали развиваться традиц. виды декоративно-прикладного иск-ва У.

В орнаменте, отмеченном муз. плавностью линий, преобладали изображения вьющегося цветущего побега ("ислими"), дополненные различными растит., эпиграфич., геометрич. (ромбы, треугольники), космо-логич. (солнце, луна, звёзды), зооморфными (стилизованные звериные и птичьи лапы и следы, рога), предметными (чайник, пиала, муз. инструменты и др. символы гостеприимства) мотивами. В различных областях У. были распространены: ткачество (хл.-бум., полушёлковые, шёлковые ткани, одноцветные, полосатые с т. н. абровым радужным -узором), набойки, вышивка тюбетеек, пр. предметов одежды, сузани (варьирующая мотивы пышно цветущего сада), золотое шитьё, ковроделие (ворсовые ковры, где преобладали раппортные, с диагональной расцветкой композиции центр. поля, обведённого каймой, и паласы, композиция к-рых часто оставалась незамкнутой, а узор размещался рядами или полосами), обработка кожи (к-рая орнаментировалась тиснением, тамбурной вышивкой, аппликациями из цветной кожи, металлич. накладками, поделочными камнями и т. д.), произ-во художеств. изделий из металла (медная утварь с чеканным, прорезным или гравированным узором), ювелирное иск-во (изделия к-рого декорировались ажурной, накладной или инкрустированной филигранью, зернью, басмой, чернью, гравировкой, резьбой, эмалью, золочением), керамика (сосуды с подглазурной росписью преим. синими, бирюзовыми и марганцевыми тонами по белому фону). В кон. 19 - нач. 20 вв. декоративно-прикладное иск-во У. переживало нек-рый упадок. Зародившаяся в кон. 19 - нач. 20 вв. станковая живопись (И. С. Казаков, С. П. Юдин и др.) была отмечена чертами этнографизма и пассивно-созерцат. бытописательства.

Искусство Советского Узбекистана. После установления Сов. власти в У. стр-во было первоначально связано прежде всего с восстановлением нар. х-ва, развитием хлопководства, сооружением первых электростанций и пром. предприятий. Одни сооружения 1920-х гг. сохранили черты дореволюц. эклектизма, другие создавались в духе конструктивизма, третьи представляли собой попытки сочетания форм совр. архитектуры с элементами ср.-век. ср.-азиат. зодчества (Президиум АН Узб. ССР в Ташкенте, 1928, арх. Г. Н. Сваричевский).

В 1930-е гг. составлялись ген. планы реконструкции городов (Андижана, Бухары, Самарканда, Ташкента, Ферганы), закладывались новые города социа-листич. типа (Чирчик, жилой массив Ташкентского текст. комбината). В архитектуре обществ. зданий использовались приёмы конструктивизма и неоклассицизма (Дом пр-ва в Ташкенте, 1931-32, арх. С. Н. Полупанов; Ташкентский пед. ин-т, 1938-40, арх. А. А. и Е. А. Жмуй-да), элементы монументального ср.-век. зодчества (К. В. Бабиевский) и нар. жилища (А. А. Сидоров). Для оформления фасадов и интерьеров широко привлекались нар. мастера декоративного иск-ва. В жилищном стр-ве начал складываться юж. тип многоэтажного дома (А. П. Ба-баханов, Н. С. Булатов). В 1934 был создан Союз архитекторов Узб. ССР.

В годы Великой Отечеств. войны 1941- 1945 в связи с эвакуацией предприятий из центр. р-нов страны и резким увеличением населения У. развернулось особенно интенсивное пром. стр-во. Были созданы ген. планы Ташкента и новых пром. центров (Алмалык, Ангрен, Ахан-гаран, Бекабад и др.). Недостаток металла и лесоматериалов возмещался широким применением специфич. местных конструкций (в т. ч. т. н. сводов Узбекистана). Значительное влияние на развитие узб. зодчества 1940-х - 1-й пол. 1950-х гг. оказала архитектура Узб. театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте (1938-47, арх. А. В. Щусев), в к-ром классич. формы сочетались с тра-диц. ср.-азиат. декором.

Узб. зодчие и инженеры в 1960 - 1-й пол. 70-х гг. перешли к индустриальным методам стр-ва, освоили принципы каркасного крупнопанельного и крупноблочного домостроения, позволяющие возводить здания повышенной этажности; при проектировании различных сооружений всё более дифференцированно учитывали особенности жаркого климата и высокой сейсмичности. При возведении новых городов (Навои, ген. план 1960-х гг., арх. А. В. Короткое и др., илл. см. т. 7, табл. XIV, стр. 208-209) и реконструкции старых (Самарканд, Ташкент) комплексная типовая застройка нередко обретала живописное разнообразие за счёт композиц. сопоставления зданий разной этажности (арх. С. Р. Адылов, Ю. Г. Мирошниченко и др.). Новые принципы сов. архитектуры нашли яркое выражение в процессе восстановления и стр-ва Ташкента после землетрясения 1966 (ин-т "Ташгипрогор" и др. орг-ции, илл. см. т. 7, табл. XVI, стр. 209). При активном творч. участии архитекторов и строителей др. союзных республик было обеспечено преобразование города в короткие сроки на уровне совр. градостроит. требований. Архитектура обществ. зданий У. 1960-70-х гг. отличается чёткой функциональностью пространственных композиций, монументальностью объёмов (Дворец искусств, 1962-64, арх. В. Е. Березин, С. И. Ишанходжаев и др.; здание Сов. Мин. Узб. ССР, 1965-67, арх. Б. С. Мезенцев, Е. Г. Розанов и др.; Ташкентский филиал Музея В. И. Ленина, 1970, арх. Е. Г. Розанов и др.; выставочный павильон Узб. ССР, 1974, арх. Ф. Ю. Турсухов, Р. X. Хайрутдинов; гостиница "Узбекистан", 1974, арх. И. А. Мерпорт и др.; все - в Ташкенте).

В оформлении обществ. сооружений широко использовались монументальная живопись и скульптура, мотивы нар. декора. После Окт. революции 1917 важное значение для становления художеств. культуры Сов. У. имели агитационно-массовые виды иск-ва - оформление ре-волюц. празднеств, создание плакатов и сатирич. рисунков. Узб. плакаты 1920 - 1-й пол. 1930-х гг. отличались повество-вательностью и наглядностью изображений (Л. Л. Бурэ), гротескно-сатирич. заострённостью образного строя (М. И. Курзин), иногда - монументальностью и экспрессивным лаконизмом цветовых решений (А. Н. Волков). Ведущую роль в развитии узб. газетно-журнальной и книжной графики сыграли мастера, объединённые во 2-й пол. 1920-х гг. В. Л. Рождественским вокруг журнала "Муштум" (И. Икрамов, Курзин, А. В. Николаев, С. А. Малы, М. Хаким-джанов и др.). Среди живописцев Сов. У. в 1920-е гг. выдвинулись П. П. Беньков, тяготевший к пленэрной свежести светотеневых решений, Волков, для произв. к-рого были характерны разнообразные стилистич. поиски, насыщенный колорит, увлечение узб. нар. творчеством, др.-рус. иконой, отчасти кубизмом, О. К. Татевосян, воспринявший художеств. принципы "Мира искусства" и "Голу6ой розы", Николаев, мастер изысканной по цвету и образным решениям темперной живописи; поисками нац. самобытности было отмечено творчество Н. Г. Карахана и У. Тансыкбаева.

В 1930-е гг. мастера Сов. У., овладевая методом социалистич. реализма, всё чаще обращались к ист.-революц. тематике, к образу нового, сов. человека, стремились многообразнее запечатлеть процесс социалистич. преобразования традиц. ср.-азиат, быта. Интенсивно развивались тематич. картина и портрет (Беньков, 3. М. Ковалевская, Татевосян, В. И. Уфимцев), пейзаж (Карахан, Тансык-баев), а также сатирич. газетно-журнальная, станковая портретная и книжная графика (В. Е. Кайдалов, С. А. Мальт, Рождественский и др.). В 1932 был создан оргкомитет Союза художников Узб. ССР. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 художники У. создавали аги-тац. "Окна УзТАГа", плакаты и сатирич. рисунки, живописные полотна, посвящённые героич. свершениям фронтовиков и тружеников тыла. С 1-й пол. 1950-х гг. в узб. живописи преобладали жанровые полотна на совр. темы и пейзажи. Наряду с Волковым, Беньковым, Н. В. Каши-ной, Тансыкбаевым и др. мастерами старшего поколения успешно выступили А. Абдуллаев, Л. Абдуллаев, С. Абдулла-ев, Р. Ахмедов, М. Кузыбаев, В. И. Ев-енко, Т. А. Оганесов, Ю. И. Елизаров, М. Набиев, М. Саидов, В. И. Жмакин, В. А. Фадеев и др. Развивались монументальная живопись (Ч. Ахмаров), скульптура (Ф. И. Грищенко, А. И. Иванов, Н. К. Крымская и др.), книжная и станковая графика. В узб. живописи 1960-70-х гг., проникнутой стремлением как можно органичнее сочетать нац.-характерное с типическим, отразились все ведущие тенденции развития совр. сов. живописи; в этот период усилилась декоративная и эмоциональная звучность колорита, подчёркнутую ритмизованность обрели композиц. решения, новый расцвет пережил сатирич. журнальный рисунок и станковая графика, для к-рой стало характерным особое многообразие техник, молодые мастера пришли в станковую и монументальную скульптуру. Широкую известность получили произв. живописцев Г. Абдурахманова, В. И. Бур-макина, Ю. И. Талдыкина, Г. И. Улько, Ш. Умарбекова, Р. Чарыева, скульпторов А. Ахмедова, М. Мусабаева, Д. Ру-зыбаева, графиков К. Башарова, И. М. Васильевой, Г. Г. Жирнова, М. Кагаро-ва, Ю. М. Павлова, В. С. Паршина, А. Н. Циглинцева и др.

В 1920-30-е гг. были восстановлены осн. виды традиц. узб. декоративно-прикладного иск-ва (керамика, ткачество, ковроделие, вышивка, чеканка по меди, ювелирное дело, золотое шитьё, резьба и роспись по дереву и ганчу и т. д.). Стиль оформления тканей складывался на основе сочетания приёмов нар. иск-ва с достижениями рус. ситцепечатания и шёлкоткачества. 1960-е - 1-я пол. 70-х гг.- период нового подъёма прикладного иск-ва У. Для керамики этих лет характерно многообразие местных школ (в Гиждуване, Самарканде, Гурум-сарае, Хиве, Ханке, Шахрисабзе, Кита-бе, Денау, Ургуте и др.), расширение круга сюжетных изображений, полных жизненной непосредственности (А. Мух-таров, С. Ф. Ракова и др.). В области текстиля особенно выделяются абровые шелка с фантастич., мажорными по звучанию узорами (фирма "Атлас" в Марга-лане, Наманганский комбинат шёлковых тканей). Сохранились многочисл. виды вышитых тюбетеек: чустские (с белым цветочным узором на чёрном фоне), красочно-ковровые "ироки" из Шахрисабза и др. В ручных и машинных сузани преобладают мотивы букетов и солнцеобразных цветов. Мастера золотого шитья соз-дают как бытовые изделия (тюбетейки и т. д.), так и монументальные панно. Развивается иск-во изготовления ковров и паласов, нац. муз. инструментов и т. д. Наиболее значит. образцы резьбы по дереву, мрамору, ганчу, а также декоративных росписей создаются в синтезе с архитектурой.

Лит.: Пугаченкова Г. А., Рем-пель Л. И., История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины девятнадцатого века, [М., 1965]; Искусство Узбекской ССР (Альбом, авт.-сост. А. Р. Умаров), [Л., 1972]; КадыроваТ. Ф., Б а б и е в-с к и й К. В., Турсунов Ф. Ю., Архитектура Советского Узбекистана, М., 1972; ТакташР. X., Изобразительное искусство Узбекистана, Таш., 1972; его же, Современная графика Узбекистана, Таш., 1973; Фахретдинова Д. А., Декоративно-прикладное искусство Узбекистана, Таш., 1972; Искусство Советского Узбекистана. 1917-1972, М., 1976.

Г. А. Пугаченкова, Р. X. Такташ, Д. А. Фахретдинова.
2630.htm
УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич [20.12. 1886 (1.1.1887), с. Сакар, ныне Зеста-фонского р-на Груз. ССР,- 12.10.1950, Тбилиси], советский психолог и философ, акад. АН Груз. ССР (1941). Окончил филос. ф-т Лейпцигского ун-та (1909), историко-филологич. ф-т Харьковского ун-та (1913). Один из основателей Тбилисского ун-та (1918), где создал отделение психологии, кафедру психологии и лабораторию экспериментальной психологии при ней. Со дня организации (1941) был директором Ин-та психологии АН Груз. ССР. Осн. труды по психологии мышления, речи, восприятия и др. Созданная им. оригинальная теория установки и выполненные в её русле многочисл. экспериментальные исследования У. и его учениками привели к образованию психологич. школы в сов. науке. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Соч.: Die metaphysische Weltanschauung W. Ssolowiows mit orientierendem Uberblick seiner Erkenntnistheorie, Halle/Saale, 1909; Психологические исследования, М., 1966.

Лит.: П р а н г и ш в и л и А. С., Исследования по психологии установки, Тб. 1967.

УЗОЛА, Усола, река в Горьковской обл. РСФСР, лев. приток р. Волги. Дл. 147 км, пл. басс. 1920 км2. Протекает по зап. окраине Волжско-Ветлужской низины. Питание преим. снеговое. Замер зает в ноябре, вскрывается в апреле. Сплавная.



УЗУНЛАР, село в Алавердском р-не Арм. ССР. Здесь сохранились ценные памятники архитектуры: 1-нефная базилика (5 в.), большая базилика (6- 7 вв.) с наружной галереей, надгробие (5-6 вв.) в виде стены с арочными проёмами, жилые 1- и 2-этажные дома 18- 19 вв. (глхатуны) с купольным покрытием, снабжённым свето-дымовым отверстием.



УЗУНОВ Георги Стоянов (28.9.1904, Искрец, Софийский округ,- 5.6.1971, София), болгарский психиатр и невропатолог, действит. член Болг. АН (1961). В 1929 окончил мед. ф-т ун-та в Софии. С 1954 заведующий кафедрой неврологии и психиатрии Высшего мед. ин-та в Софии. В 1961-67 вице-президент Болг. АН. Осн. труды по проблемам интоксикационных психозов, клинике энцефалитов и др. Иностр. чл. АМН СССР (1962).

Соч.: Атебриновите психози, "Медицински летописи", 1947, т. 39, кн. 3; L' encepha-lite progressive hypercinetique subaigue chez enfant en Bulgarie, "Acta neurologica et psychiatrica Belgica", 1957, v. 57, p. 913-22 (совм. с S. Bojinov, I. Gueorguiev).

УЗУНОВ Дечко (р. 22.2.1899, Казан-лык), болгарский живописец. Учился в софийской (1919-22) и мюнхенской (1922-24) АХ. Работает в Софии. С 1938 проф. софийской АХ. Председатель Союза болг. художников (1965). Произв. У. (преим. портреты и пейзажи) отличаются свободной манерой письма, богато нюансированным колоритом. Димитровская пр. (1962).

Лит.: Балкански Н., Дечко Узунов, София, 1956.



УЗУНОВ Димитр Тодоров (р. 10.12. 1922, Стара-Загора), болгарский певец (лирико-драматич. тенор), нар. арт. НРБ (1962). Учился у X. Брымбарова в Софии. С 1948 солист Софийской нар. оперы. Первые гл. партии (Вакула, "Че-ревички" Чайковского и Самозванец, "Борис Годунов" Мусоргского) подготовил под рук. сов. режиссёра Е. Н. Соков-нина в Софии. В 1954 стажировался в Большом театре СССР, где он затем выступал в партии Хосе ("Кармен" Визе) и др. В 1972-74 директор Софийской нар. оперы. Выступает в крупнейших оперных театрах мира. Партии: Ра-дамес ("Аида" Верди), Герман ("Пиковая дама" Чайковского), Момчил ("Мом-чил" Пипкова). Димитровская пр. (1959).


УЗУРПАЦИЯ (лат. usurpatio, от usurро - захватываю, завладеваю), противозаконный захват чего-либо или на-сильств. присвоение чужих прав. В сфере политики У.- противоправный захват правительств. власти или присвоение полномочий главы гос-ва путём гос. переворота с целью установления личной диктатуры (напр., У. власти Наполеоном Бонапартом в результате переворота 1799).



УЗУС (от лат. usus - пользование, употребление, обычай) в языкознании, общепринятое употребление языковой единицы (слова, фразеологизма и т. д.) в отличие от его окказионального (временного и индивидуального) употребления (напр., неологизмы не являются узуальными единицами языка). Понятие У. тесно связано с понятиями языковой нормы (см. Норма языковая) и системы языковой. Обычно узуальное употребление единиц языка фиксируется словарями (толковыми, фразеологическими, орфографическими, орфоэпическими и др.).


УЗУФРУКТ (лат. ususfructus, от usus - пользование и fructus - плод, прирост, доход), в Др. Риме право пользования вещью, принадлежащей др. лицу, с получением от неё плодов или выгод, но с сохранением целостности вещи. У. относился к числу т. н. личных сервиту-тов, к-рые устанавливались в пользу к.-л. конкретного лица пожизненно или на определённый срок без права отчуждения или передачи по наследству. Широкое распространение У. получил в ср. века и особенно в бурж. праве (напр., во Франции), где рассматривался, как правило, в качестве самостоят. вещного права.



УИГАН (Wigan), город в Великобритании в метрополитенском графстве Большой Манчестер (до 1974 в составе графства Ланкашир), на р. Дуглас и Лидс-Ли-верпулском канале. 93 тыс. жит. (1974). Индустр. развитие города связано с Ланкаширским угольным басс.