БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321 Кусы, Каля-плешивца и нар. мудреца и острослова Насреддина Афан-ди. В демократич. нар. вариантах латифа немало черт социальной сатиры. Широкое распространение получил также эпич. жанр дастана. Записано более 200 текстов (80 сюжетов) от 50 сказителей: героич. эпос "Алпамыш", героико-романтич. эпос "Гороглы" (более 40 сюжетов), воинская повесть "Юсуф и Ахмед", романтич. дастаны авантюрно-новелли-стич. и сказочно-фантастич. содержания. По генетич. признаку они подразделяются на фольклорные ("Тахир и Зухра", "Ширин и Шакар", цикл "Рустамхон" и др.) и книжные. Сюжеты книжных, как правило, заимствованы из классич. произв. на араб., персо-тадж. или старо-узб. языках: "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Юсуф и Зулейха" и др. В отличие от прошлых веков, совр. дастаны изображают конкретно-историч. действительность ("Хасан-батрак", "Джи-закское восстание" и др.).

В становлении узб. письменной литературы значит. роль сыграла классич. лит-pa на яз. фарси, развивавшаяся до 11 в. на терр. Ср. Азии. Доисламская культура тюрков представлена незначит. числом письм. памятников на различных др.-тюрк. языках: орхоно-енисейские надписи (7-12 вв.), "Покаянная молитва манихейцев" (5 в.), написанная др.-уйгурским письмом. В силу большой близости тюрк. языков памятники такого рода представляют особый культурный и науч. интерес для всех тюркоязычных народов, так же как и созданные в более позднее время уже на основе этич. норм ислама дидактич. произв. "Знание, дающее счастье" (1069) Юсуфа Баласагуни, "Подарок истин" (кон. 12 - нач. 13 вв.) Ахмада Югнаки.

Выделяется "Словарь тюркских наречий" (1072-74), составленный Махмудом Кашгари.

Начиная с 14 в. узб. лит-pa развивалась весьма интенсивно и представлена разнообразными жанрами: лирич. и эпич. поэзией, элегич. стихами, романтич. даста-нами, мемуарной лит-рой в прозе, историографией. Начинает проникать светская тематика (любовно-романтич. поэма на библейско-коранич. сюжет "Юсуф и Зулейха" Дурбека, кон. 14 - нач. 15 вв.). Появились многочисл. переводы произв. художеств. лит-ры с яз. фарси на узб. яз. и с узб. яз. на фарси.

С кон. 14 в. культурным центром стал Самарканд, в к-ром жили мн. поэты и учёные, учились знаменитые поэты Джами (1414-92) и Алишер Навои (1441-1501). Вторым центром культуры Ср. Азии и Хорасана в 15 в. стал Герат. Здесь проводились большие филологич. исследования, собирались рукописи ценных лит. произв.

В 15 в. возросло значение лит-ры на тюрк. яз. Одним из ярких её представителей был Лутфи (ок. 1367-1465), воспевший в поэме "Гуль и Новруз" (1411) идеальную любовь. Особое место занимает творчество Навои. Свою лирику на тюрк. языке он объединил в четыре сб-ка - дивана под аллегорич. названиями "Чудеса детства", "Редкости юности", "Диковины средних лет", "Назидания старости", включив в них лучшие свои произв.: касыды, газели, кыт'а, рубай и др. В богатейшем наследии Навои выделяется его "Пятерица" - первый на тюрк. яз. "ответ" на сдноим. творение Низами Гянджеви. В антологии "Собрание утончённых" (1491) Навои даёт краткую характеристику крупных поэтов 15 в. Во мн. соч. он затронул проблемы эстетики и теории лит-ры; немало способствовал развитию тюрк. стихосложения (трактат "Весы размеров"). Навои вывел узб. лит-ру на мировую арену.

Литература 16 - 1-й пол. 19 вв. развивалась по двум линиям - придворно-панегирической и демократической. В оппозицию существующему строю часто вставали различные аскети-чески-отшельнич. группы, распространённые в то время в Ср. Азии как разновидности активного дервишества (см. Дервиши). Нек-рые из них сочиняли стихи мистич. содержания, распространяли суфизм (см. Суфийская литература).

Историч. события 16 в. отразились в героич. поэме "Шейбани-наме" (1506) Мухаммеда Салиха (1455-1535), в творчестве Захиредлина Мухаммеда Бабура (1483-1530). До нас дошли его небольшой лирич. диван и автобиографич. труд "Бабур-наме". Но в произв. Салиха и Бабура историч. события нередко получали тенденциозное освещение. Соч. правителя Хивы Абулгази (1603-63) "Родословная туркмен" и "Родословная тюрков" (незаконч.) содержат ценные сведения по истории туркмен, узбеков, каракалпаков, казахов, а также много нар. легенд, преданий, сказаний, пословиц и поговорок. Значит. вклад в лит-ру 16 в. внёс Ходжа (Пошшоходжа) рассказами "Ключ справедливости" и "Цветник".

В период существования трёх самостоят. ханств (Бухарского, Хивинского, Кокандского) нар. тенденцию в лит-ре выражали видные представители демократической поэзии - Турди (17 - нач. 18 вв.) и Бабарахим Машраб (1657- 1711), резко осудившие произвол феод. правителей. Усиливается влияние фольклора на письм. лит-ру, укрепляются взаимосвязи и взаимовоздействия лит-р народов Ср. Азии. "Киссаи Сайфуль-мулюк" (нач. 16 в.) Меджлиси - творч. переработка любовно-приключенч. темы из кн. "Тысяча и одна ночь". В 1793-96 поэт Сайкали создал дастан "Бахрам и Гуландам", любовно-приключенч. дастан "Хамро и Хурлико", получивший широкое распространение среди туркмен под назв. "Хюрлукга и Хамра". Поэт 17-18 вв. Саййоди литературно обработал один из лучших фольклорных памятников - дастан "Тахир и Зухра", к-рый популярен у мн. народов Передней и Ср. Азии.

В 18-19 вв. осн. лит. центрами становятся Ферганская долина, Хорезм и Бухара. В Хивинском ханстве известность получил поэт и историк Равнак Пахла-вонкули, творчество которого проникнуто пессимистическими настроениями. Мотивы разочарования содержит и поэзия Нишати Хорезми, испытавшего заметное влияние Навои и азербайджанского поэта Физули.

В кон. 18 - нач. 19 вв. выдвинулись поэтессы Надира (1791-1842), Увайси (80-е гг. 18 в.- ок. 1850) и Махзуна. Их творчеству свойственны формальное совершенство стиха и традиц. любовная тематика. В 1-й пол. 19 в. передовое направление обществ. мысли возглавили поэты Мухаммед Шариф Гульхани (кон. 18 - нач. 19 вв.), Махмур (ум. 1844), Агахи (1809-74). Соч. "Рассказы о Сове, или Поговорки" Гульхани, написанное в форме нар. сказки по мотивам кн. "Беседа птиц" поэта 12 в. Аттара,- блестящий памфлет против феодалов-правителей, реакц. духовенства и нравственно опустошённых придворных. Популярность обрели сатирич. соч. Махмура. Шедевром узб. классич. лит-ры стало по-этич. наследие поэта и историка Муниса Хорезми (1778-1829). Ему принадлежат также соч. "Трактат о грамотности" (1804) и историч. труд "Сад счастья" (незаконч.); эту работу завершил Агахи, оставивший также обширный диван "Талисман влюблённых".

Литература 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. формировалась под возрастающим влиянием рус. культуры, чему способствовало присоединение Ср. Азии к России. Появляются переводы произв. рус. писателей на узб. яз. Передовые поэты воспевали рус. культуру, выступали против невежества, косности, консерватизма. Видными представителями прогрессивно-демократич. крыла узб. лит-ры были поэты Мукими (1851 - 1903), Закирджан Фуркат (1858-1909), Завки (1853-1921), Аваз Отар (1884- 1919), поэтессы Дилшад и Анбар-Атин (1870-1915), которые ввели в литературу социальную и общественно-политическую тематику, положив начало реа-листич. изображению действительности. Демократич. направление прокладывало себе путь в борьбе с идеологией бурж.-националистич. движения кон. 19 в.- джадидиэма. Благодаря просветит. начинаниям джадидов к ним временно примкнули мн. представители интеллигенции, в т. ч. писатели, но впоследствии большинство из них отказалось от идейных позиций джадидизма и стало на защиту завоеваний Окт. революции. В числе таких литераторов были и основополежники сов. узб. лит-ры Хамза Хаким-заде Ниязи (1889-1929) и Садриддин Айни (1878-1954); последний, таджик по национальности, считается основоположником и тадж. сов. лит-ры. Творчество основоположника сов. узб. лит-ры Хамзы формировалось под влиянием рус. писателей, особенно драматургов и демократич. поэзии. Хамза в 1915 создал театр. труппу из молодёжи, сам писал пьесы на местные темы. Творч. дарование Айни начало развиваться в ханской Бухаре, где в лит-ре сохранялись старые традиции. В ту пору эпистолярная проза была единств. видом нерифмованного письма. Айни начал прокладывать путь демократизации узб. языка в том же эпистолярном жанре. В стих. "Марш свободы" (1918) Айни приветствовал Октябрьскую социалистическую революцию 1917 в России.



Узбекская советская литература. Октябрьская революция принесла с собой подлинное возрождение культуры узб. народа, открыла широкие возможности для расцвета нар. талантов. Зачинателями узб. сов. лит-ры стали наиболее передовые представители дореволюц. интеллигенции - Хамза, Айни и Абдулла Ка-дыри (1894-1940). В литературу пришло немало молодых писателей - Айоек (1905-68), Гафур Гулям (1903-66), Абдулла Каххар (1907-68), Хамид Алим-джан (1909-44), Уйгун (р. 1905), Камиль Яшен (р. 1909),- создавших основы узб. сов. лит-ры, гл. содержанием к-рой стали завоевания революции и социалистич. действительность. Злободневной оставалась тема раскрепощения женщины, получившая освещение ещё в дореволюц. лит-ре. Большое место занимала сел. тематика. Появились политич. сатира, фельетон, памфлет. Сатирич. лит-pa разоблачала реакционное мусульм. духовенство, а также антинародную деятельность баев, торговой буржуазии. В сатирическом журнале "Муштум" ("Кулак", осн. в 1923) печатались как представители старшего поколения (Айни, Кадыри и др.), так и молодёжь (Каххар, Гафур Гулям и др.). Борьба масс, героизм народа при построении социалистического общества нашли полное отражение в художеств. лит-ре. Герой - строитель новой жизни начал вытеснять из лит-ры героя - жертву социальной несправедливости. Новым методом изображения действительности стал социалистический реализм.

Однако новый метод утвердился в узб. лит-ре не сразу. Мн. писатели продолжали воспевать некую абстрактную любовь. Узб. лит-pa не была свободна от влияния таких течений, как футуризм, урбанизм и др. Однако они не получили широкого распространения. Идейно-эсте-тич. борьба приводила к созданию орг-ций для сплочения единомышленников. В 1928 в Ташкенте возникла Узб. ассоциация пролет. писателей (Узб. АПП); в Самарканде писатели, большинство к-рых придерживалось сов. ориентации, объединились в обществе "Кизил калам" ("Красное перо"). Обе эти орг-ции сыграли большую роль в становлении узб. сов. лит-ры. В 1934 создан Союз писателей У. Съезды СПУ.: 1-й - май 1934; 2-й - апр. 1939; 3-й - авг. 1954; 4-й - окт. 1958; 5-й - май 1965; 6-й - апр. 1971; 7-й - апр. 1976.

Наряду с письм. лит-рой обогатилось и нар. творчество. Лучшие представители нар. поэзии (Пулкан-шаир, 1874-1941; Эргаш Джуманбульбуль-оглы, 1868- 1937; Фазыл Юлдаш-оглы, 1872-1955; Ислам Назар-оглы, 1874-1953, и др.) с первых же лет Сов. власти отражали революц. события, клеймили противников нового строя, выступали за обновление быта.

В 20-30-е гг. в узб. сов. лит-ре преобладала поэзия, тесно связанная с традициями богатой классич. лит-ры. Однако молодые поэты часто ломали традиц. рамки стиха. В результате борьбы между сторонниками старых, классич., и новых форм осн. слоговая форма нар. поэзии "бармок" потеснила квантитативную систему (аруз). Интимная лирика уступила место гражданской; абстрактные лирич. образы и символы отходили в прошлое, уступая место конкретным задачам. Большое место в лит-ре занимала тема труда. В отличие от поэтов прошлого, показывавших изнурит. труд, не приносящий людям радости, советские узбекские поэты воспевали труд раскрепощённый. Изменился и облик лирического героя (стихи Гайрати,1905-76; Максуда Шейх-заде, 1908-67; Абдуллы Сабира, 1905- 1972; Миртемира, р. 1910; Зульфии, р. 1915, и др.).

В сов. время открылись большие возможности для становления прозы, к-рая в нач. 20 в. была представлена в основном малыми жанрами (рассказы, повести Хамзы, Кадыри и др.). В 20- 30-е гг. утвердился жанр историч. и бытового романа: "Минувшие дни" (1925), "Скорпион из алтаря" (1929) Кадыри, "Мираж" (1937) Каххара, "Враг" (1939) X. Шамса, и др. Писатели стремятся создать образ нового героя, работают над повышением художественного мастерства. Но в творчестве отд. авторов в 30-е гг. ещё не были изжиты шаблоны, трафаретность ситуаций, прямолинейность.

В годы Великой Отечеств. войны 1941- 1945 преобладала публицистич. поэзия. Популярность приобрели стихи Гафура Гуляма ("Ты не сирота", "Я - еврей"), Алимджана (сб-ки стихов "Мать и сын", 1942, "Вера", 1943), Уйгуна, Шейхзаде и др. Нек-рые произв. узб. поэзии были созданы непосредственно на фронтах войны. Художеств. проза развивалась главным образом в жанрах очерка и рассказа. Очеркисты воен. лет писали о трудовых подвигах узб. народа в тылу. Интерес писателей был обращён и к историч. тематике: историч. драма в стихах "Муканна" (1942-43) Алимджана, историко-биографич. роман "Навои" (1945) Айбека.

В послевоен. время узб. лит-pa отличается разнообразием тематики, жанров и форм. Новеллистика и публицистика воен. лет в известной степени подготовили осмысление воинского подвига народа в эпич. жанрах прозы - повести и романе, к-рые после войны, а ещё более в 50-60-е гг. получили бурное развитие. Событиям войны посв. романы "Настоящая любовь" (1957) Ибрагима Рахима (р. 1916), "Солнце не померкнет" (1958) Айбека, "Годы в шинелях" Шухрата (р. 1918), "Горизонт" Сайда Ахмада (р. 1920). Труд сов. людей в годы войны нашёл отражение в романе Шарафа Ра-шидова (р. 1917) "Могучая волна" (1964). Внимание прозаиков было обращено также на создание масштабных произв., посв. совр. узб. деревне: роман "Ветер золотой долины" (1950) Айбека, роман "Огни Кошчинара" (1951-52) и остроконфликтная повесть "Птичка-невеличка" (1958) Каххара, роман "Преданность" (1958) Ибрагима Рахима, повесть "Победители" (1951) и роман "Сильнее бури" (1958)Ш. Рашидова. Значит. место занимает историко-революц. тема: романы Айбека "Великий путь" (1967), Ха-мида Гуляма (р. 1919) "Светоч" (1958), Мирзы-Калона Исмаили (р. 1908)"Фергана до рассвета" (1958, 2-я ред. 1966), Джуманияза Шарипова (р. 1911) "Хорезм" (1960-69). Аскад Мухтар (р. 1920) роман "Сестры" (1954) посвятил зарождению рабочего класса в У. К проблемам морали Мухтар обратился в романе "Рождение" (1961).

Характерная черта творчества этого писателя - внимание к преемственности революц.-историч. и прогрессивных культурных традиций - ярко проявилась в романе "Чинара" (1970). Одной из важных тем являются духовный облик, жизнь и труд молодого современника: романы Примкула Ка-дырова (р. 1928) "Три корня" (1958) и "Чёрные глаза" (1966), Адыла Якубова (р. 1926) "Трудно быть мужчиной" (1965), Мирмухсина (р. 1921) "Умид" (1969). Идеей пролетарского интернационализма проникнут роман "Его величество Человек" (1969) Рахмата Файзи (р. 1918). В 60-е гг. получают дальнейшее развитие повесть [в творчестве Каххара, Сайда Ахмада, Мухтара, Айбека, Ульмаса Умарбекова (р. 1934), Кады-рова, Якубова и др.], мемуарная литература: "Детство" (1962) Айбека, "Сказки о былом" (1965) Каххара, "День проклятий и день надежд" (1970) Назира Сафарова (р. 1905) и др. В послевоенные годы достигает зрелости узб. сов. поэзия. Жанрово разнообразная, она отражает богатство духовной жизни сов. человека. Лирика Гафура Гуляма, Уйгуна, Зульфии, Шейхзаде, Миртемира, Сайды Зуннуновой и др. поэтов отличается высоким гражд. пафосом, тонким и разносторонним мастерством; успешно развивается жанр поэмы, гл. обр. лирической, в творчестве Мирмухсина, Ха-мида Гуляма, Эркина Вахидова (р. 1936), Тураба Тулы (р. 1918) и др.

Драматургия в узб. лит-ре - явление новое. Первые драматич. произв. на узб. яз. на социально-бытовые и лирич. темы появились в нач. 20 в. (Хамза, Кадыри и др.). Узб. сов. драматургия с первых дней своего развития была социально направленной. Особенно целеустремлённым и многожанровым было творчество Хамзы, работавшего в контакте с театром. Известность принесли ему первая сов. узб. драма "Бай и батрак" (1918), комедия "Проделки Майсары" (1926) и особенно драма "Тайны паранджи" (1926). В 20-е гг. начинается творческий путь К. Яшена - автора пьес "Глухой" (1926), "Лолахон" (1927); он написал также драму "Два коммуниста"- (1928; переработана в 1934 под названием "Разгром"). В драматургии 30-х гг. ведущими были темы революции и борьбы с бурж. националистами и кулаками. По-прежнему острой оставалась тема раскрепощения женщины. Всенар. трагедия воен. лет нашла сценич. воплощение в пьесах "Смерть оккупантам" (1942), "Афтобхон" Яшена и др.

Значит. место заняли историко-биографич. пьесы "Али-шер Навои" (1940) Уйгуна и Иззата Султанова (р. 1910), "Муканна" (1942- 1943) Алимджана и др. В послевоен., а также в 50-60-е гг. драматурги более широко показывали новые черты современной деревни, духовное богатство создателей материальных ценностей: "Любовь" (1946) Туйгуна, "Навбахор" (1948, пост. 1949) Уйгуна, "Шёлковое сюзане" (1950, пост. 1952) Каххара, "Верность" (1958) Якубова и др. Острым проблемам современной жизни У., борьбе с пережитками прошлого посв. комедии "Сердечные тайны" (1953) Б. Рахманова (р. 1915), "Больные зубы" (1954) Каххара. Героическое прошлое узб. народа раскрыто в послевоен. пьесах "Заря Востока" (1948) Н. Сафарова (р. 1905), "Путеводная звезда" (пост. 1957, опубл. 1958) Яшена, "Неизвестный" (1963) Султанова и др. Актуальные проблемы времени поднимают Уйгун в пьесах "Хуррият" (пост. 1958, опубл. 1959) и "Друзья" (1961), Шейхзаде- в историко-биографич. трагедии "Мирза Улугбек" (1961), Сарвар Азимов - в пьесах "Кровавый мираж" (1964), "Драма века" (1968) и др.

При Союзе писателей У. существует секция рус. лит-ры, объединившая рус. писателей, творчество к-рых неразрывно связано с жизнью республики. К жанру историч. романа было обращено творчество С. П. Бородина (1902-74; трилогия "Звёзды над Самаркандом", 1953-72). Дореволюц. Туркестану посв. роман "Чаша терпения" (ч. 1-2, 1964-68) А. А. Уда-лова (р. 1914); историч. путь народов Ср. Азии, их присоединение к России показаны в трилогии "Гнёт" (1957- 1962) А. В. Алматинской (1884-1973); становление Сов. власти в Ср. Азии нашло отражение в романе "Набат" (кн. 1-2, 1958) М. И. Шевердина (р. 1899). Ему же принадлежат историч. романы "Санд-жар непобедимый" (1946) и "Тени пустыни" (1963). Темы современности разрабатывают Б. С. Пармузин (р. 1924), В. А. Костыря (р. 1921) и др.

При Союзе писателей У. действует также секция татарско-крымской лит-ры. Плодотворно работают: в жанре романа - Ш. Алядин (р. 1912) и Ю. Болот (р. 1909), повести - Н. Умерев (р. 1930), рассказа - Э. Умеров (р. 1940) и С. Изиддинов (р. 1932). Поэзия представлена творчеством Э. Шемьи-заде (р. 1908), Р. Мура-да (р. 1915) и др. В Ташкенте издаётся газ. на татарско-крымском языке "Ленин байрагъы" ("Ленинское знамя").

Литературоведение и критика в У. возникли в 20-е гг. 20 в. (работы А. Хашимова, А. Шарафутди-нова, С. Хусаинова и др.), но особого развития достигли в 50-60-е гг. Создан ряд проблемных трудов по узб. лит-ре и монографий о творчестве узб. писателей: "О специфике историко-литературного процесса в республиках Средней Азии" (1955), "Узбекская советская литература на новом этапе" (1961) И. Султанова, "Певец Октября" (1964) Л. Каюмова, "Изобразительное мастерство А. Кадыри" (1966) и "Уроки мастерства" (1973) М. Кошчанова, "Проблемы узбекской советской сатиры" (1968) и "Проблемы, традиции и новаторства" (1974) X. Абдусама-това, "Идейность и мастерство в творчестве Айбека" (1966) X. Якубова, "Развитие реализма в узбекской литературе" (1975) Э. Каримова, "Алишер Навои и народное творчество" (1974) Н. Мал-лаева. Историю узб. лит-ры разрабатывали С. Азимов и Ю. Султанов ("Узбекская советская литература"), А. Каю-мов ("Кокандская литературная среда XVII-XVIII вв.", 1961), В. Захидов ("Из истории узбекской литературы", 1961), Э. Рустамов ("Узбекская поэзия в первой половине XV века", 1963). Изучению истории классич. узб. лит-ры посвящены труды В. Абдуллаева, Г. Каримова, А. Абдугафурова и др.

Лит.: Жирмунский В. М. и 3арифов X. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947; Владимирова Н. В., Султанова М. М., Узбекский советский рассказ, Таш., 1962; Турсунов Т., Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш., 1963; Р у с т а м о в Э. Р., Узбекская поэзия в первой половине XV в., М., 1963; Абдумавлянов А., БабахановА., История узбекской литературы, Таш., 1966; История узбекской советской литературы, М., 1967; Кор-Оглы X., Узбекская литература, 2 изд., М., 1976; Узбек адабиёти масалала-ры, кит. 1 - 2, Тошкент, 1959 - 62; А б д у-гафуров А., Узбек демократик адабиё-тида сатира, Тошкент, 1961; 3 о х и д о в В., Узбек адабиёти тарихидан, Тошкент, 1961; Узбек адабиёти тарихи, кит. 1 - 3, Тошкент, 1963-66; Узбек совет адабиёти тарихи, кит. 1 - 3, Тошкент, 1967; Узбекистан матбуоти 50 йил ичида, Тошкент, 1967. X. Короглы.

XV, Архитектура, изобразительное н декоративно-прикладное искусство

Искусство древнего периода. Древнейшие памятники иск-ва на территории У. восходят к мезолиту (наскальные росписи Зараут-Сая). Неолит представлен гл. обр. памятниками т. н. келътеми-нарской культуры. В эпоху бронзы в поселениях юж. У. возводились сложные архит. комплексы (Саппали-Тепе), изготовлялись высококачественные бронзовые и серебряные изделия, керамика с геометрич. орнаментом. В период раннего железа возникли города, прямоугольные (Кызыл-Тепе, Бандыхан-Тепе) и круглые (Кучук-Тепе) в плане. Ахеме-нидскому иск-ву (см. в ст. Иран) близки мраморная капитель из Султануиздага, геммы из Афрасиаба. Отд. образцы мелкой бронзовой скульптуры сер. 1-го тыс. до н. э. несут в себе черты звериного стиля кочевых племён Центр. Азии.

На протяжении 4 в. до н. э.- 4 в. н. э. на территории У. строились поселения, как правило, регулярно спланированные, окружённые мощными стенами с башнями и укреплёнными воротами (Дальвер-зин-Тепе, Термез, Топрак-Кала и др.). В сооружениях из сырца и пахсы (битой глины) применялись своды, балочные перекрытия, иногда на деревянных колоннах или на опорах с кам. деталями, кам. облицовочные блоки и плиты. Дворцы греко-бактрийского и кушанского времени развивали композиц. схемы с центр. залом или двориком, охваченным обводным коридором и блоками окружавших его помещений; на фасаде выделялся колонный айвам. В первые вв. н. э. в юж. У. появились буддийские культовые сооружения (монастыри Кара-Тепе и Фаяз-Тепе, ступа Зурмала в Термезе и др.). Об изобразит. иск-ве 4 в. до н. э.- 4 в. н. э. дают представление греко-бактрийские монеты, свидетельствующие о слиянии др.-греч. и местных художеств. традиций. Иск-во эпохи кушан представлено образцами монументальной живописи и скульптуры (барельефной и горельефной, преим. глиняной). Скульптура из Халчаяна содержит выразит. портретные образы правителей и их окружения. Буддийская пластика (из Дальверзин-Тепе, Фаяз-Тепе; фриз из Айртама, 1-2 вв., Эрмитаж, Ленинград) обнаруживает стилистическое и тема-тич. родство с иск-вом Гандхары. Настенным росписям юж. У. (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Фаяз-Тепе) присущи свободная манера письма, изящный рисунок; стенопись Топрак-Калы отличается ярким локальным колоритом. Широкое распространение имела мелкая терракотовая пластика в виде статуэток богинь и всадников, налепов на керамике, рельефных композиций на медальонах. Об иск-ве У. эпохи древнего периода и раннего средневековья см. также в ст. Греко-Бактрийское царство, Кушанское царство, Согд, Хорезм.

Искусство - нач. 20 вв. Основными объектами монументального зодчества в 6 - начале 8 вв. стали замок - кёшк и укреплённая усадьба, а в городах - храм, дворец, богатый жилой