БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321утр. дворами. Из культовых сооружений известны остатки христ. церкви Хароба-кошук (Мервский оазис) и монастыря в Мерве. Многочисл. оссуа-рии из некрополей Мерва и Хорезма, очевидно, воспроизводят формы ранне-ср.-век. погребальной архитектуры - купольные, иногда с порталом (Мерв) и шатровые или сводчатые (Калалы-гыр) постройки. Нек-рое представление о ран-неср.-век. изобразит. иск-ве дают скульптурные живописные изображения на оссу-ариях, а также сюжетная роспись на керамич. вазе из Мерва.

Период развитого средневековья (особенно 11 -12 вв.) отмечен высоким расцветом феод. культуры. Развивались города, хорошо укреплённые, с типичной ср.-век. стихийной застройкой. За стенами собственно города с дворцом, му-сульм. культовыми зданиями, адм. и торг. сооружениями разрастались тор-гово-ремесл. пригороды-рабады с караван-сараями, культовыми комплексами и жилыми кварталами (городища Султан-Кала в Мерве, Мешеди-Мисриан, Шах-Сенем в Хорезме). Наряду с сырцом и пахсой широко применяли жжёный кирпич. Разрабатывали разнообразные сводчато-купольные конструкции. В ар-хит. декоре использовали узорную кладку из кирпича, резной стук, орнаментальные росписи; с 12 в.- поливные облицовочные кирпичи и плитки. В гражд. стр-ве в юж. р-нах нек-рое время (9- 10 вв.) сохранялся тип кёшка с гофриров. стенами; в 11 -12 вв. преобладали многокомнатные 2-этажные дома с крестовидным в плане центр. залом. В сев. р-нах был распространён тип укреплённой сел. усадьбы. О дворцовой архитектуре дают представление руины дворца в Мерве с 4-айванной центрально-дворовой композицией. В стр-ве караван-сараев утвердился прямоугольный план с 1-,2-, нередко 4-айванными внутр. дворами, обстроенными галереями и помещениями (Даяхатын); хорезмские караван-сараи отличались круглым планом и имели в центре внутр. двора цистерну для воды (Талайхан-ата).

В культовом зодчестве были выработаны типы - пятничной мечети с прямоугольным в плане двором, обведённым навесами на сырцовых столбах или кирпичных колоннах и с молитвенным помещением (айван, 3-нефный зал или купольный киоск с айваном); круглоствольного минарета с поясами узорной кирпичной кладки; в 11- 12 вв.- загородной мечети-"намазга". Большое развитие получило стр-во мавзолеев: в Хорасане - центрально-купольных (султана Санджара мавзолей) и пор-тально-купольных (Абу-ль-Фазла в Серахсе); в Прикаспии - круглых и 8-гранных в плане, с пирамидальным и конич. куполом (Фахреддина Рази и Текеша в Др. Ургенче). В архитектуре 14 в. усложнились объёмно-пространственные композиции, выделился парадный портал (пештак); архит. декор обогатился резными наборными керамич. мозаиками (мавзолей династии Суфи, т. н. Тюра-бек-ханым, в Др. Ургенче). Архитектура 15 в. в основном представляла собой про-винц. отголосок тимуридского зодчества (городище Абдуллахан-Кала в Мерве). Исключение составляют 2 уникальных памятника: мечеть в Аннау и 2-портальное здание у могил 2 асхабов (араб. военачальников) в Мерве. Поздние сооружения (мечеть Ходжа-Юсуфа в Мерве, 16 в.; мавзолеи Султан-ата в Др. Ургенче, 18 в.; комплекс Исмамут-ата в Ташауз-ской обл., 18 - нач. 20 вв.) демонстрируют снижение качества строит. техники и повторяют традиц. типы.

Нар. жилище оседлого населения в основном сложено из пахсы; перекрытия преим. балочные (реже сводчатые). В при-копетдагских р-нах преобладали 2- 3-комнатные жилые дома с двором, хоз. постройками и лёгким колонным айва-ном на фасаде. Богатые усадьбы текинцев и полуоседлых иомудов строились в виде небольших крепостей. Жилища пограничных с Узбекистаном р-нов сочетали черты туркм. и узб. нар. архитектуры (усадьба с 2 внутр. дворами и айва-нами на дерев. колоннах). Жилище кочевых племён - юрта, покрытая войлоком и стянутая ткаными узорными полосами.

Из художеств. ремёсел широкое распространение получила керамика - неполивная со стилизов. растит. штампованным или налепным орнаментом (8 в.), поливная (с 8 в.) одноцветная (10- 12 вв.), пятнистая, украшенная грави-. ровкой или полихромной росписью (12 в.). В 12 в. появились тонкостенные сосуды из белой силикатно-керамич. массы - кашина, с изящным гравиров. или ажурным прорезным узором; встречаются керамич. изделия иран. типа (напр., с росписью люстром). Орнаментация штампованной керамики и художеств. изделий из металла (Данданкан, Шах-Сенем, Куня-Уаз) 12-13 вв. близка иранской. Из письм. источников известно о развитии художеств. ткачества и ковроделия. 14 в. отмечен новым расцветом архит. (резные мозаики) и бытовой художеств. керамики, к-рая в 15 в. испытывала влияние дальневост. фарфора.

В период позднего средневековья в среде туркм. племён было высоко развито древнее иск-во ковроделия, в к-ром нар. представление о красоте гармонично соединялось с функциональным и смысловым назначением. Узоры на коврах и ковровых изделиях 18 - нач. 20 вв. (текинских, салорских, иомудских, эр-саринских и др.) - это отработанные веками традиц. композиции с ярко выраженными племенными признаками. Многие элементы ковровых узоров восходят к древнейшим эпохам. В родо-племенных знаках-гелях (8-4-угольные медальоны с повторёнными, как в зеркальном отражении, 2-4-кратными геом. растит. и зооморфными мотивами) и иных племенных отличиях коврового орнамента отразился процесс тюркизации населения Т. в период средневековья. Туркм. ковёр в целом отличает строгий, графически чёткий геометризов. рисунок и господствующий красно-коричневый глубокий цвет фона. С кочевым укладом жизни туркмен-скотоводов связано изготовление крупноузорных войлочных ковров-кошм. Нар. туркм. вышивка обычно имеет вид мелкоузорной многополосной каймы с геометризов. мотивами (нек-рые находят прототипы в древнем и ср.-век. иск-ве) и оформляет детали нац. костюма, неотъемлемой частью к-рого являются также ювелирные украшения. Художеств. своеобразие произв. туркм. ювелиров - в соединении массы серебра с мягкосве-тящимися зёрнами сердолика или горящими глазками цветного стекла в центре гравиров. или штампов. крупных стилизов. цветов или пальметт (иногда с золочением и зернью), а также в завершении осн. композиции изделия "бахромой" или каскадом шелестящих и звенящих подвесок, бубенцов, монет.

После присоединения Т. к России возникли новые города (Красноводск, Асхабад, Чарджуй, Байрам-Али, Кизыл-Арват), построенные по регулярному плану, с учётом рельефа местности и стра-тегич. задач. Преобладала 1-этажная сырцовая застройка с облицовками жжёным кирпичом; уровень благоустройства был низким. Архитектура дореволюц. Т. представляла собой провинц. вариант рус. зодчества 2-й пол. 19 в.

С кон. 1870-х гг. в Т. начали приезжать рус. художники (Н. Н. Каразин, Л. Е. Дмитриев-Кавказский), к-рые создавали путевые эскизы, этюды, рисунки и картины, посвящённые туркм. природе, архитектуре, быту, истории. В 1880- 1890-е гг. развивалось творчество первого проф. туркм. художника-передвижника Назара Иомудского. В нач. 20 в. в Т. работал рус. пейзажист К. С. Мишин, с 1915 - художники А. П. Владычук, Р. М. Мазель, М. В. Либаков.

Искусство Советского Т. Гл. фактором сов. градостроительства Т. стало развитие пром-сти (Ашхабад, Мары, Чарджоу и др.). Лучший образец пром. архитектуры Т. кон. 1920-х гг.- текст. фабрика в Ашхабаде (1925-27, под руководством В. М. Келдыша), построенная в духе сов. конструктивизма с учётом местных условий. В 1930-е гг. заметную роль в градостроительстве Т. начали играть местные архитекторы ("Туркменгоспро-екл>). Разрабатывался тип многоквартирного секционного жилого дома, отвечающего природным условиям республики; делались попытки связать каждую квартиру с озеленённым участком двора посредством террас и лестниц (Ашхабад, Небит-Даг). В тех же принципах в кон. 1930-х - нач. 40-х гг. разрабатывались ген. планы пос. Дарган-Ата, Дейнау, Керки и др. Застройка городов и посёлков велась комплексно; наряду с жилыми домами строились школы, детские сады, больницы, клубы, магазины. В архитектуре 1930-40-х гг. широко использовались элементы рус. классицизма и формы ср.-азиат. зодчества. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в Т. ускоренными темпами велось пром. и жилищное стр-во.

После землетрясения 1948, разрушившего Ашхабад и окрестные посёлки, были разработаны новые проекты сейсмостойких зданий, внесены поправки в правила и нормы проектирования застройки: объединение предприятий в пром. р-ны, расширение гор. артерий, создание системы площадей, зелёных эспланад, ансамблей адм. и обществ. зданий. Отд. сооружения 1-й пол. 1950-х гг. показывают творч. использование архитекторами наследия рус. и туркм. зодчества (комплекс зданий АН Туркм. ССР в Ашхабаде, илл. см. т. 2, табл. XXXVIII, стр. 480-481). Со 2-й пол. 1950-х гг. начался переход к индустр. методам стр-ва, созданию микрорайонов со строчной застройкой; возводятся типовые кирпичные 2-3-этажные жилые дома (серия I-295 С, арх. Е. М. Высоцкий), а в нач. 1960-х гг.- крупнопанельные 3-4-этажные.

В градостроительстве Т. 1960-х гг. проявилось стремление к созданию совр. ху-дожественно-выразит. архитектурно-пространств. композиций (новые ген. планы гг. Ашхабада и Красноводска, Безмеина, Мары, Чарджоу, пос. Аннау).

В сел. местности строятся 1-этажные 2-квартирные и 2-этажные многоквартирные жилые дома, продолжается работа по благоустройству и инж. оборудованию сёл (посёлки колхозов "9-ти ашхабадских комиссаров" Ашхабадского р-на, "Ашхабад" Марыйского р-на). Архитектура Т. 1960-70-х гг. отмечена тенденциями к простоте композиций, функциональной целесообразности планировки и оформления зданий, к синтезу с монументально-декоративным иск-вом, к ор-ганич. связи архит. форм с ландшафтом (напр., работы арх. А. Р. Ахмедова, Ф. А. Алиева и др. в Ашхабаде, в т. ч. застройка пл. Карла Маркса).

Становление сов. изобразит. иск-ва Т. связано с творчеством Р. М. Мазеля и А. П. Владычука, по инициативе к-рых в 1920 в Ашхабаде была организована "Ударная школа иск-в Востока". Задачей школы наряду с подготовкой нац. художеств. кадров была активная пропаганда революц. идей - оформление агитпоездов, революц. празднеств, создание агитплакатов. В 1920-е гг. иск-во Т. развивалось под знаком активных поисков нац. стиля. В кон. 1920-х гг. закладываются основы характерных для туркм. живописи жанров: социально-тематич. картины и портрета-типа, призванных отразить глубокие изменения в жизни и сознании туркм. дайханства в годы Сов. власти (Б. Нурали, "Туркменский новый быт", 1927; С. Н. Бегля-ров, "Туркменки", 1929, Музей иск-ва народов Востока, Москва). Активную роль в обществ.-политич. жизни Т. в 1920-е гг. играла графика (плакаты, сатирич. рисунки, карикатуры; Р. В. Гершаник, В. Я. Демиденков, Н. И. Костенко, О. Ф. Пономарёв, М. П. Федура, А. Н. Щапов). Из немногочисл. скульптурных произв. выделяется пам. В. И. Ленину в Ашхабаде (бронза, майолика, 1927, архитектор А. А. Карелин, скульптор Е. Р. Трипольская, керамист Н. И. Назаров) - один из первых сов. монументов в Ср. Азии.

1930-е гг. в иск-ве Т.- бурный органи-зац. период, завершившийся созданием Союза художников Т. в 1939. С сер. 1930-х гг. главным в живописи - ведущем виде иск-ва Т.- становится отражение конкретного содержания жизни на основе метода социалистич. реализма (С. Н. Бегляров, Б. Нурали, И. И. Че-ринько, Г. Ф. Бабиков, Ю. П. Данешвар). В годы Великой Отечеств. войны деятельность художников Т. сосредоточилась на агитац. иск-ве - газетной графике, плакате ("Окна ТуркменТАГа"; Ю. П. Данешвар, Е. М. Адамова, Бегляров). В послевоен. годы ведущим видом изобразит. иск-ва Т. вновь становится живопись. Дальнейшее развитие получают тематич. и бытовая картина, портрет, пейзаж.

Направленность иск-ва Т. 1950- 1960-х гг.- стремление к глубокой оценке событий современности, к отражению особенностей обществ. развития Т., к раскрытию образа жизни, быта и характеров туркм. народа. Наряду с художниками нового поколения (И. Клычев, Г. Я. Брусенцов, А. Хаджиев, А. Кулиев, Н. Ходжамухамедов, А. Амангель-дыев, Ч. Амангельдыев, С. Г. Бабиков, А. Т. Щетинин) продолжали плодотворно работать Б. Нурали, Г. Ф. Бабиков, Адамова, М. Данешвар. 1960-е гг. знаменательны в истории сов. иск-ва Т. сложением нац. художеств. школы на основе объединения художеств. сил республики, овладения методом социалистич. реализма, творч. освоения нац. наследия. Осн. жанром живописи остаётся тематич. картина. Художники ищут темы высокого гражданств. содержания. Композиции отличаются чёткостью, ясностью ритмов, остротой линий, пластич. выразительностью яркой цветовой гаммы. В 1960-е и 1-й пол. 70-х гг. широко развиваются творч. индивидуальности художников (С. Г. Вабиков, М. Мамедов, Д. Байрамов), а также новые виды я жанры иск-ва: театрально-декорац. живопись (Е. Л. Кордыш, X. Аллабердыев, Ш. Акмухамедов, Я. К. Аннануров); монументально-декоративное иск-во (Н. А. Каменский, А. Т. Щетинин); скульптура (Д. Джумадурды, К. Ярма-медов).

Нар. и декоративно-прикладное иск-во Т. в сов. время получает дальнейшее развитие. Наряду с возрождением классич. типов орнаментальных ковров в Каза-нджике, Мары, Челекене ткутся портретные и сюжетно-тематич. ковры, в к-рых осн. место занимает образ В. И. Ленина (работы Б. и С. Шараповых, К. Арджа-новой, О. Карегдыевой и др.). Ранние (портретные) ковры носят наивно-реа-листич., символико-плакатный характер, включают сов. эмблематику, революц. призывы; более поздние (тематические)- ткутся по эскизам проф. художников (Б. Нурали, С. Н. Беглярова и др.), приобретают станковые и монументальные черты. В мастерских "Туркменковёр-союза" работают проф. художники и нар. мастера, сохраняются веками сложившиеся способы создания ковра, тра-диц. технич. и художеств. особенности туркм. ковроделня.

Повсеместно развиваются старинные виды нар. иск-ва, безворсное ковроткачество, изготовление узорных кошм и тканей, художеств. изделий из кожи, вязание, вышивка, ювелирное дело.

Лит.: Журавлёва Е. В., Чепе-л е в В. Н., Искусство Советской Туркмении. Очерк развития, [М.- Л.], 1934; Архитектурные памятники Туркмении, в. 1, М.- Аш., 1939 (сост. Бачинский Н. М.); Пугаченкова Г. А., Искусство Туркменистана. Очерк с древнейших времен до 1917 г., М., 1967; СауроваГ. И., Современный туркменский ковёр и его традиции, Аш., 1968; М о ш к о в а В. Г., Ковры народов Средней Азии конца XIX - начала XX вв., Таш., 1970; Искусство Туркменской ССР. [Альбом, авт.-сост. Саурова Г. И.], Л., 1972; Архитектура Советского Туркменистана под ред. Ю. Н. Кацнельсона, М., 1972; Массой В. М., Сарианиди В. И., Среднеазиатская терракота эпохи бронзы, М., 1973; Живопись Туркмении [Альбом, авт.-сост. Халаминская М. Н.], М., 1974; Памятники архитектуры Туркменистана, Л., 1974. В. Н. Глинка, Г. А. Пугаченкова,

Г, И. Саурова.
26.htm
ТУРСКИЙ (Turski) Каспар Михаил (ок. 1847, Тираспольский у. Херсонской губ., ныне Молд. ССР,- 26.7.1926, близ Ниццы, Франция), деятель русского и польского революц. движения, публицист. Из дворян. До 1867 учился в Харьковском ун-те, с 1866 как "политически неблагонадёжный" (попытка участия в Польск. восстании 1863-64) состоял под надзором полиции, в 1867 выслан в Архангельскую губ. Весной 1869 бежал через Стамбул в Швейцарию, затем во Францию. Сблизился с лев. крылом польской эмиграции. Во время франко-прусской войны 1870-71 доброволец польского легиона в армии Дж. Гарибальди; участник Парижской Коммуны 1871, после её разгрома бежал в Цюрих. В нач. 1870-х гг. сблизился с С. Г. Нечаевым, был организатором группы "якобинцев русских" (т. н. "славянский кружок"). В 1875-81 вместе с П. Н. Ткачёвым и др. "якобинцами" издавал и редактировал журн. "Набат", один из организаторов "Об-ва народного освобождения", сотрудничал в газ. франц. бланкистов "Ни дьё, ни мэтр" ("Ni dieu, ni maitre"). В 1888-89 издавал газ. "Свобода". В кон. 19 в. вступил в Польскую социалистическую партию, под конец жизни занимал нащюналистич. позиции.

Соч.: Амари А. [псевд.]. Идеализм и материализм в политике, ч. 1, Женева, 1877; его же, Революционная расправа, [Женева]. 1878.

Лит.: Николаевский Б., Памяти последнего "якобинца"-семидесятшгка. (Г.-М. Турскнй), "Каторга и ссылка", 1926, №2(23); Г рос у л В. Я.. О балканских связях русских "якобинцев" (70-е годы 19 в.), в кн.: Балканский исторический сборник, кн. 4, Киш., 1974; его же, Межславянские революционные общества нач. 70-х гг. 19 в., в кн.: Из истории экономической и общественной жизни России, М., 1976; Borejsza J. W., Emigracja polska po powstaniu stycz-niowym, Warsz., 1966. В.Я.Гросул.



ТУРСКИЙ Митрофан Кузьмич [21.3 (2.4). 1840, г. Нарва,- 16(28).9. 1899, Москва], русский лесовод. В 1862 окончил Петерб. ун-т. С 1876 проф. кафедры лесоводства Петровской земледельческой и лесной академии (ныне - Моск. с.-х. академия им. К. А. Тимирязева). Осн. труды по таксации леса и лесоводству. Т. составил таблицы для таксации леса, разработал метод определения светолюбивости древесных пород и шкалу, показывающую требовательность их к свету. Большую ценность представляют насаждения, заложенные под его руководством в 1877-80 (существуют и поныне) на лесной опытной даче при академии. Здесь им были изучены разные схемы смешения древесных пород, влияние густоты посадки на рост и качество насаждений, проведены опыты по выращиванию деревьев и кустарников из семян различного геогр. происхождения. Т. положил начало изучению лесов бассейнов рек Волги и Днепра (экспедиция 1893- 1899).

С о ч.: Таблицы для таксации леса, 7 изд., М., 1910; Разведение лесных деревьев, 9 изд., М., 1912; Лесоводство, 6 изд., М., 1954.

Лит.: Э йт и н г е н Г.Ф., Митрофан Кузьмич Турскнй, в кн.: Выдающиеся деятели отечественного лесоводства, в. 2, М.-Л., 1950.


ТУРСУН-ЗАДЕ Мирзо [р. 19.4 (2.5). 1911, с. Каратаг, ныне Регарского р-на], таджикский советский писатель и об-ществ. деятель, нар. поэт Таджикистана (1961), акад. АН Тадж. ССР (1951), Герой Социалистич. Труда (1967). Чл. КПСС с 1941. Чл. ЦК КП Тадж. ССР (с 1946). Печатается с 1930. Первый сб. стихов "Знамя победы" опубл. в 1932. Стих. "Созидателям" (1934), пьеса "Приговор" (1935), поэмы "Солнце страны" (1936), "Осень и весна" (1937) принесли Т. признание; его поэзия реалистична, но для неё характерны романтич. приподнятость, эмоциональность и афористичность, идущие от классич. вост. и нар. поэзии. В 1939 вышел сб. "Стихи", в к-ром звучат темы сов. патриотизма, пролет. интернационализма и борьбы с междунар. реакцией. Поэмы "За Родину!" (1941, совм. с А. Дехоти) и "Сын Родины" (1942) содержат размышления о войне, о моральном единстве народов СССР. Во 2-й пол. 40-х и в 50-х гг. созданы: поэма "Невеста из Москвы" (1945), циклы "Индийская баллада" (1947-48; Гос. пр. СССР, 1948) и "Я с Востока свободного" (1950), поэмы "Хасан-арбакеш" (1954), "Голос Азии" (1956; обе поэмы удостоены Ленинской пр., 1960), "Вечный свет" (1957). Поэма "Дорогая моя" (1960) - размышления о личности и обществе, о гражд. идеалах и убеждениях. Поэма "От Ганга до Кремля" (1970) воссоздаёт образ В. И. Ленина и связывает ленинскую тему с истоками нац.-освободит. движения народов Востока. Т.- автор ряда лит.-критич. работ: "Мысли о гражданской лирике" (1954), "Литература и жизнь" (1959) и др. Соч. Т. переведены на мн. языки мира. Гос. пр. Тадж. ССР им. Рудаки (1963), пр. им. Дж. Неру (1968). Деп. Верх. Совета СССР 2-9 го созывов. Пред. правления СП Тадж. ССР (с 1946). Секретарь СП СССР (с 1959). Чл. Президиума Всемирного Совета Мира. Награждён 4 орденами Ленина, 6 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Куллиёт, ч. 1 - 2, Душанбе, 1971; в рус. пер. - Вечный свет. Стихотворения и поэмы. М.. 1969; Избр. произведения, т. 1 - 2, М., 1971.

Лит.: Очерк истории таджикской советской литературы, М., 1961; Санфуллаев А., Меридианы поэзии. Очерко М. Турсун-заде, Душ., 1971; Масуми Н., Чахонбинй ва майорат, Душ., 1966; Бобоев Ю., Сипах-солори назм, Душ., 1971.

ТУРСУНКУЛОВ Хамракул [29.2(12.3). 1892, кишлак Вуадиль, ныне Ферганского р-на Ферганской обл. Узб. ССР,- 9. 8. 1965, Янгиюльский р-н Ташкентской обл.], один из организаторов колх. произ-ва, трижды Герой Социалистич. Труда (1948, 1951, 1957), почётный чл. Академии с.-х. наук Узб. ССР (1957). Чл. КПСС с 1945. Род. в крест. семье. Участник борьбы за установление Сов. власти и Гражд. войны в Узбекистане в 1918-21, затем на сов. и хоз. работе. С 1935 пред. хлопководч. колхоза "Шарк Юлдузи" ("Звезда Востока") Янгиюль-ского р-на Ташкентской обл. (ныне - колхоз имени Т.). Делегат 20-22-го съездов КПСС. Деп. Верх. Совета СССР 2-6-го созывов; в 1958-62 чл. Президиума Верх. Совета СССР. Награждён 6 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями; 4 медалями ВСНХ. Автор книг "Дорогу осилит идущий" (1959), "Страницы жизни" (1964).

Лит.: С а в ч у к П., Отец героев, в кн.: Ветераны колхозного строя, М., 1969.



ТУРТАС, река в Тюменской обл. РСФСР, прав. приток р. Иртыш (басс. Оби). Дл. 241 км, пл. басс. 12 100 км2. Образуется при слиянии рек Большой Т. и Малый Т. Питание преим. снеговое. Ср. расход воды в 74 км от устья 40,2 м3/сек. Замерзает во 2-й пол. октября - 1-й пол. ноября, вскрывается во 2-й пол. апреля - 1-й пол. мая. Сплавная. Судоходна в низовьях.



ТУРТИАЙНЕН (Turtiainen) Арво Албин (р. 16.9.1904, Хельсинки), финский поэт и общественный деятель. В 1936-51 и с 1964 пред. демократия, объединения фин. писателей "Кийла". Был редактором лит. журн. "40-луку" ("40-luku") (1945-47). Первые сб-ки стихов -"Перемена" (1936) и "Дорога из-под тучи" (1939). В стихах, написанных в тюрьме, куда Т. был заключён (1942-44) за антифашистскую деятельность, выражена вера в силы рабочего класса. В 1946 опубл. книгу "Человек 503/42, тюремный дневник". "Траурные песни", посв. памяти павших на фронтах 2-й мировой войны 1939-45, вошли в сб. "Пахарь и буревестник" (1950). Автор сб-ков "Я босоногий" (1962), "Стихи" (1964), "Родина хлеба" (1974). Т. продолжает традиции фин. пролет. поэзии нач. 20 в. Выступает как критик и переводчик.

Соч.: Rautakourat, Hels., 1938; Rautainen virta, Hels., 1960; Puhetta Porthaninrinteella, Hels., 1968.

Лит.: Мишин О., Поэт и эпоха, "Север", 1969, № 3; L a i t i n e n K., Suomen kirjallisuus 1917 - 1967, Hels., 1970.

ТУРТКУЛЬ (до 1920-Петро-Александровск), город респ. (АССР) подчинения, центр Турткульского р-на Каракалп. АССР (до 1939 - столица). В связи с подмывом прав. берега Аму-дарьи Т. в 1949 перенесён на новое место. Расположен на правобережье Амударьи, в 35 км к В. от ж.-д. ст. Ургенч (на линии Чарджоу - Макат), в 170 км к Ю.-В. от Нукуса. 22 тыс. жит. (1975). Осн. в 1873. Был центром Амударьинского отдела Сырдарьинской обл. ВТ.- хлоп-коочистит., железобетонных изделий, асфальтобетонный з-ды. С.-х. техникум, филиал Нукусского мед. уч-ща.

ТУРТУКАЙ (совр. Тутракан), город в Болгарии, в Силистренском окр., на р. Дунай. Бывшая тур. крепость, прикрывавшая удобное место переправы через реку. Во время рус.-тур. войны 1768-74 в р-не Т. рус. войсками под команд, ген. А. В. Суворова были дважды (10 мая и 17 июня 1773) проведены разведыват. поиски: 1-й - с целью отвлечения противника от намеченного пункта переправы гл. сил рус. армии в р-не Силистрии; 2-й-как составная часть наступления рус. войск. Боевые действия проводились ночью против превосходящих сил противника. Под Т. (впервые после действий войск ген. П. А. Румянцева под Кольбергом в 1761) Суворов применил колонны в сочетании с рассыпным строем егерей.



ТУРУКАЛО Надежда Прокопьевна (р. 16.4.1947, г. Усть-Каменогорск