БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ности с арабского алфавита на латинизированный, а в 1940 - на рус. гра-фич. основу. В 1937 в Ашхабаде введён в эксплуатацию крупный полиграфич. комбинат; в послевоен. годы комбинат, а также типографии в Чарджоу, Мары, Ташаузе были оснащены высокопроизво-дит. совр. полиграфич. оборудованием. В 1974 издательствами "Туркменистан", "Ылым" ("Наука") и др. выпущено 482 назв. книг и брошюр тиражом 4,4 млн. экз., в т. ч. 267 назв. на туркм. яз. тиражом ок. 3,6 млн. экз. Главная редакция Туркм. советской энциклопедии готовит первую национальную универсальную 10-томную энциклопедию (вышел 1-й том в 1974).

В годы Гражд. войны выходили газеты, руководимые большевиками,- "Известия Совета рабочих и солдатских депутатов города Асхабада" (янв. 1918), в Мерве - орган Совета газ. "Трудовая мысль" (янв. 1918), в 1919 "Горнист" - орган Политотдела РВС Закасп. фронта, "Набат революции" - орган РВС политотдела Первой армии. В 1920 вышла первая сов. газета на туркм. яз. "Туркменистан", ставшая в 1924 с образованием республики ежедневной респ. газетой. С нояб. 1924 выходит респ. газета на рус. яз. "Туркменская искра". В 1975 в Т. выходило 26 газет, в т. ч. 7 республиканских, 10 областных, 2 районные, 1 городская, 6 низовых; общий разовый тираж газет 800 тыс. экз., годовой тираж свыше 152 млн. экз. Респ. газеты: на туркм. яз.- "Совет Туркменистаны", "Яш коммунист" ("Молодой коммунист", с 1925), "Мыдам тайяр" ("Всегда готов", с 1930), "Эдебият ве сунгат" ("Литература и искусство", с 1958), "Мугаллым-лар газети" ("Учительская газета", с 1952); на рус. яз.- "Туркменская искра", "Комсомолец Туркменистана" (с 1938).

Издаются партийные, обществ.-поли-тич., лит.-художеств., сатирич., детские, науч. и др. Журналы, в т. ч. на туркм. яз.- "Туркменистан коммунисти" ("Коммунист Туркменистана", с 1925), "Совет Туркменистанынын аяллары" ("Женщины Советского Туркменистана", с 1952), "Токмак" ("Колотушка", с 1925), "Пионер" (с 1926) и др.; на рус. яз.- "Ашхабад" (с 1960), "Здравоохранение Туркменистана" (с 1957), Блокнот агитатора (с 1937) и др. В 1974 выходило 30 журнальных изданий общим годовым тиражом ок. 10,5 млн. экз.

В Ашхабаде работает Туркм. информационное агентство (Туркменинформ). Регулярное радиовещание в Т. началось в 1927. В 1975 Респ. радиовещание вело передачи по 3 программам на туркм. и рус. языках в объёме 15 ч в сутки. Ретранслируются передачи Всесоюзного радио (32,3 ч). Телевизионные передачи ведутся с ноября 1959. С октября 1974 начались цветные передачи. Программы Центр. телевидения ретранслируются с помощью систем "Орбита" и "I-A Восток". Объём телевизионных передач (1975) 73 ч в сутки, из них 20,8 ч занимают местные передачи. Кроме респ. студии в Ашхабаде, действуют студии телевидения в Красноводске, Небит-Даге, Чарджоу.

Лит.: Аннакурдов М. Д., Очерки по истории печати Советского Туркменистана, ч. 1-3, Аш., 1957-65. К. Я. Аннакулиев.

XIV. Литература

Пестрота этногенеза туркм. народа, сложившегося из древнейших ираноязычных и пришлых тюркоязычных племён, гл. образом огузов, определила характер культуры туркмен. В ней выделяются две струи: тюркская и иранская. Этим обусловлено и то, что произв. фольклора и древние памятники лит-ры (как на фарси, так и на тюрк. яз.) являются общими для туркмен и др. народов (таджиков, персов, узбеков, азербайджанцев и турок).

Фольклор. Богатый сказочный эпос туркмен, в к-ром представлены сказки о животных, волшебно-фантастические, бытовые, сохранил индо-иранское и тюркское начала. Из эпич. жанров нар. творчества наиболее развитым в художеств. отношении является дастан. Осн. масса туркм. дастанов обнаруживает элементы лит. обработки. Известны даже имена предполагаемых авторов, хотя достоверных сведений о них не сохранилось. Туркм. дастаны делятся на героич. и романические. Героич. эпос имеет исключительно тюркскую (огузскую) тематику. Древнейшее произв. героич. эпоса - 12 сказаний, слагавшихся с Э по 15 вв. и собранных в 16 в. неизвестным составителем в "Книге моего деда Коркуда" ("Китабм деде Коркуд"). Эти сказания получили окончат. оформление в Азербайджане, куда были занесены огузами из Центр. и Ср. Азии. В памятнике причудливо переплетены отражения древне-тюрк. обрядов, традиций, верований (шаманизм) с наслоениями ислама и эпич. традиций Кавказа и М. Азии. Эпос "Книги моего деда Коркуда" сыграл большую роль в сложении ряда др. эпич. памятников, общих для туркмен, азербайджанцев и турок. Романич. дастан "Шасе-нем-Гарып", героич. дастан "Юсуп Ах-мет" тематически восходят к 3-му сказанию "Книги", "Саятлы-Хемра" - к её 6-му сказанию.

Сюжетными элементами связан с "Книгой" и эпос "Гёроглы" ("Кёр-оглы"), широко распространённый в М. Азии, на Кавказе, Балканском п-ове, в Ср. и Центр. Азии. Романич. дастаны - часто авторская обработка известных сюжетов вост. лит-р (напр., "Лейли и Меджнун", "Юсуф и Зулейха" и др.). Авторские дастаны мало чем отличаются от произв. фольклора. Объясняется это общностью судеб туркм. фольклора и письм. лит-ры. Ввиду сложившихся специфич. общественно-политич. условий туркм. лит-pa, как и фольклор, вплоть до 20-х гг. 20 в. распространялась гл. обр. изустно, что и послужило причиной глубокой фольклоризации и синкретизма лит. произв. Туркм. дастаны повествуют о событиях, происходивших исключительно в ханско-феод. среде. Дастан имеет традиц. композицию, устойчивую образную систему. Прозаические куски перемежаются стихотворными, песенными, к-рые сказитель исполняет, аккомпанируя себе на дутаре.

Литература 11 - 1-й пол. 18 вв. Туркмены были активными участниками воен. походов Сельджукидов. Переселившись на зап. земли, они быстро освоились с положением народа-завоевателя. Из их среды вышли мн. известные поэты и философы, представители ранней сельджук-ской поэзии в М. Азии, писавшие на перс. яз. (Челеби Хусамеддин и др.). Поэтами были и султаны Сельджукиды Джала-лиддин Мелик-шах (ум. 1092) и его сын Санджар (1086-1157), писавшие в жанрах, характерных для персоязычной лит-ры (газели, касыды и др.). И позднее при дворах Тимуридов (1370-1507) и Великих Моголов в Индии (1526-1858) писали на фарси туркмены по происхождению Хилали Чагатаи (16 в.), Байрам-хан Ханханан (писавший и по-тюркски) и его сын Рахим-хан (17 в.), Мирза Бар-худар Туркман (17 в.) и др. Тюркоязыч-ная лит-pa, развивавшаяся на терр. Ср. Азия с 11 в., создавалась в период, когда ещё не произошла языковая и нац. дифференциация. Достоянием всех тюркоязычных народов Ср. Азии являются сочинения Махмуда Кашгари (11 в.), Юсу фа Баласагуни (11 в.) и Ахмеда Яса-ви (ум. 1166) - первого представителя суфийской поэзии (см. Суфизм, Суфий-ская литература), дастан "Кыссаи Юсуф" поэта 12 в. Али, сочинения поэта-суфия 15 в. Вепаи (Вефаи), излагавшего в популярной форме основы ислама, нормы морали и т. п. До сер. 18 в. в туркм. лит-ре преобладала дидактич. поэзия, отразившая исключительно исламско-суфийскую догматику. Идеал правителя - справедливый и добрый царь. Такая позиция соответствовала уровню со-циально-политич. развития общества и была для своего времени прогрессивной. Язык этой лит-ры, среднеазиатско-тюрк-ский (чагатаи), был далёк от разговорного туркм. языка. На нём писал, в частности, поэт Азади (1700-60), чьи сочинения близки к назидат. поэзии иран.. средневековья. Назидательность оставалась характерной чертой и в позднейшие периоды. Патриархальный строй и обучение в мусульм. духовной школе накладывали глубокий отпечаток на мироощущение поэтов: фатализм и обречённость пронизывают мн. их стихи.

Литература 2-й пол. 18 - нач. 20 вв. Новые социальные условия, усиление политич. активности туркмен, вступивших в противоборство с чужеземными захватчиками, привели к возникновению гражданско-патриотич. поэзии. Появились полемич. стихи, эпистолярная форма - переписка поэтов на различные темы, вплоть до научно-бытовых. Впрочем, эта поэзия не отличалась особыми художеств. достоинствами. Более зрелый характер носит полемика между поэтами Махтумкули (18 в.) и Дурды-ша-хиром, поэтич. переписка последователей и учеников Махтумкули - Сейди (1775- 1836) и Зелили (1795-1850), цикл стихов Мискинклыча (1847-1906), посвящённый его другу-поэту. Традиция поэтич. переписки в туркм. лит-ре сохранилась до наших дней, известна, напр., переписка между поэтами Ата Салихом (1908-64) и Дурды Клычем (1886-1950). Поэты 18 в. приблизили язык поэзии к разговорному языку масс, сделав свои произв. доступными для всех слоев общества, широко использовали нар. формы стиха. Основоположником нового направления в туркм. лит-ре был Махтумкули. Его творчество разнообразно: патриотич., дидактич., любовно-лирич., сатирич., филос. стихи, стихи о природе, о религии, оды и элегии. Махтумкули первым в туркм. лит-ре использовал форму "гошгы" - силлабич. четверостишие, свойственное фольклору всех тюркоязычных народов. Наряду с этим он писал также в метре аруза, в традициях книжной поэзии Востока. В произв. Сейди и Зелили стали заметнее социально-политич. мотивы (даже в таких жанрах, как пейзажная лирика), с особой сплои прозвучала тема родины, долго остававшаяся ведущей темой туркм. лит-ры. Значит. вклад в развитие туркм. лит-ры внесло творчество поэтов Андалиба (1712-80), Шабенде (1720-1800), Шей-дай (1730-1800), Магрупи (1735-1805), Гайиби (1734-1810).

В творчестве туркм. поэтов 19 в. лирика была осн. жанром. Ярким представителем туркм. лирики был Молланепес (1810-62), автор лирич. дастана "Зохре и Тахир", в к-ром использован бытовавший в Ср. Азии сказочный сюжет. Видными представителями лит-ры 19 в. были Абдусатар Кази (годы жизни неизв.), Га-либи (1766-1848), Катиби (1803-81), Мя-таджи (1822-84), Досмамед (1815-65). Недовольство народных масс, вызванное угнетением и разрухой - следствием бесконечных войн, прозвучало в социальных сатирах поэта-бунтаря Мамедвели Ке-мине (1770-1840). Присоединение Т. к России привело к относительной стабилизации положения, но не улучшило условий жизни туркм. трудящихся. Выразителями нар. протеста против социальной несправедливости явились последователи Кемине-поэты Байрам Шахир (1871 - 1948), Кёрмолла (1872-1934), Мол-ламурт (1879-1930), Дурды Клыч и др. В своих сатирич. стихах, написанных в традициях нар. поэзии, они высмеивали власть имущих. В первые же годы после Окт. революции 1917 они встали на сторону Сов. власти и своим творчеством способствовали построению нового общества. Туркменская советская литература.

В 1924 начала выходить газ. "Туркменская искра", Лавшая трибуной новой лит-ры. Она знакомила туркм. читателей с лит-рой др. народов СССР, прежде всего - с рус. лит-рой. В первые годы Сов. власти в условиях патриархальщины и сплошной неграмотности населения поэтам приходилось выступать с устной пропагандой задач революции, с осуждением того, что препятствовало развитию нового. Традиц. стиль и форма поэзии, к-рыми они пользовались, на данном этапе были более доступны аудитории и не мешали идейно-тематич. обновлению лит-ры: песня Кёрмоллы "Большевик" (1918) - о победе Красной Армии, стих. "Буду бороться против вас" (1919) Бай-рам Шахира, сатирич. стихи Молламур-та и др. В произв. туркм. писателей находили отражение все значит. события в жизни Т. Земельно-водная реформа и обострившаяся в этой связи классовая борьба получили отклик в стихах Молла-мурта ("На пользу вам", 1926; "Земля и вода ваши", 1926, и др.). Нац. размежевание в Средней Азии, образование Туркменской ССР, передачу земли тем, кто её обрабатывает, приветствовал Ка-раджа Бурунов (1898-1965; стих. "Поздравляю", 1925) и обращался к трудящимся с призывом беречь и умножать нар. добро (стих. "Нужно работать", 1925). Наряду со старшим поколением писателей в лит-ре начинала работать творческая молодёжь. Она расширила формальные рамки лит-ры, разрабатывая темы, связанные со строительством социализма; новые авторы выступали в защиту прав женщины, вели борьбу с феодально-байскими традициями: песня-стих. "Герои-большевики" (1920) нар. поэта республики Ата Салиха, поэмы "Жертва адата" (1928) Берды Кербабаева (1894- 1974), "Сона" (1932) Аман-Дурды Ала-мышева (1904-43), стих. "Мечты девушек" (1927) Шалы Кекилова (1906-43) и др. Раскрепощение женщины долгие годы оставалось одной из осн. тем туркм. лит-ры.

Реалистич. художеств. проза, постепенно освобождавшаяся от фольклорных условностей, зародилась в Т. лишь в 20-е гг. Перевод произв. рус. классики, а также произв. рус. сов. лит-ры на туркм. язык оказался хорошей школой для туркм. писателей. В 1925 появилась повесть "Через 25 лет" Якуба Насырли (1899-1958). С первыми рассказами на совр. темы выступили во 2-й пол. 20-х гг. Кербабаев, в 1-й пол. 30-х гг. Агахан Дурдыев (1904-47; рассказ "Красавица в когтях коршуна") и др. Героями лит-ры стали люди труда. Детищем революции в Т. явилась и драматургия. Первой пьесой на туркм. яз. на сов. тему была пьеса Ата Каушутова (1903-53) "Закаспийский фронт". В 1929 он написал пьесу "Кровавый лес", посв. борьбе за раскрепощение женщины. Картины старого быта нарисовал Кербабаев в пьесе "Тирьякеш и Табиб" (1927).

Реалистич. творческий метод, к-рому следовали туркм. писатели 20-х гг., во многом сочетался ещё с традиц. условностью, подражанием фольклорно-эпич. произв. прошлого. Однако художеств. незрелость отд. произв. не умаляет той роли, к-рую сыграла туркм. лит-pa в утверждении идеалов социализма, в духовном раскрепощении масс. В 1929-32 были созданы стихи "В тёмной жизни" Молламурта, "Классовая борьба" Дурды-ева, "Вперёд" Амана Кекилова (1912- 1974), "Кровавое сопротивление" Чары Аширова (р. 1910), "Будьте готовы" Ш. Кекилова. В 30-е гг. ведущей темой стало колх. строительство: пьесы "В пустыне Каракумы" (1932) Ш. Кекилова, X. Чарыева и М. Клычева, "Айна" (1937) Алты Карлиева (1909-73), "Шемшат" (1938) Тоушан Эсеновой (р. 1915), "Ключ" (1940) Дурдыева.

Учитывая социально-культурный уровень аудитории, писатели в доходчивой форме разъясняли насущные проблемы. Характерной чертой туркм. лит-ры той поры была многожанровость творчества литераторов: один и тот же писатель зачастую выступал как журналист, очеркист, переводчик, драматург, прозаик и поэт. Подобная недифференцированность, естественно, имела свои отрицат. черты. Но уже в кон. 30-х гг. молодая туркм. лит-pa обогатилась произв. большой прозы и поэзии, появились историко-рево-люц. романы "Из кровавых когтей" (1937) Хыдыра Дерьяева (р. 1905), "Айна и Ар-тык" (отрывок из романа "Решающий шаг", 1936) Кербабаева, поэма "Последняя встреча" (1940) А. Кекилова. Эти произв. отличались многоплановостью сюжета, сложной образной системой, углублённым анализом жизненных ситуаций.

Совершенствовался жанр короткого рассказа (Н. Сарыханов, 1906-44). Расширила свою тематику драматургия, развивавшаяся вместе с нац. театром. Появились пьесы Каушутова, Дурдыева, Бурунова, Эсеновой на историко-рево-люц. и историч. темы, пьесы социально-бытовые и лирические.

В 1934 был создан Союз писателей Т. Это событие отразило рост проф. культуры писателей Т., пытливо изучавших жизнь, работавших над обогащением языка лит-ры новыми художеств. средствами, необходимыми для выражения того нового, что вошло в жизнь народа. Творч. методом туркм. лит-ры становился со-циалистич. реализм. С 1928 выходит ежемесячный журнал "Совет эдебияты" ("Советская литература"), ныне орган Союза писателей Туркм. ССР. В нём публикуются новинки туркм. лит-ры, переводы произв. сов. и зарубежных писателей, критич. и литературоведч. материалы и исследования.

В первые дни Великой Отечественной войны 1941-45 мн. туркм. писатели ушли на фронт. Ведущей темой лит-ры стала война, подвиг сов. воинов. Особой популярностью пользовались стихи Ата Салиха. Были созданы поэмы "Дядя Иван" (1942) Ш. Кекилова, "Сын лейтенанта" (1941) и "Мужество" (1942) Насырли, "Старик-патриот" (1941) Помма Нур-бердыева (1909-72), повесть "Курбан Дурды" (1942) Кербабаева, стих. "Герой, рождённый в огне" Курбандурды Кур-бансахатова (р. 1919), "Они умирали за Родину" и "Девушка в погонах" Кара Сейтлиева (1915-71), "Сталинград" Рухи Алиева (р. 1908), рассказ "Судьба" Са-рыханова, произв. Берды Солтанниязова (р. 1908), Хаджи Исмаилова (1913-48), К. Ишанова (1911-48), А. Ниязова (1906-43) и др. Убедительно и правдиво показывала туркм. лит-pa жизнь тыла, трудовые подвиги тех, кто обеспечивал успехи бойцов на фронте: рассказ "Семья охотника Кандыма" (1942), роман "Мехри и Вепа" (1946) Каушутова, поэма "Девушка в белом халате" (1943) Дурды Халдурды (р. 1909) и др.

К нач. 50-х гг. туркм. лит-pa имела уже многотысячную аудиторию требовательных читателей. Изменились и усложнились задачи лит-ры. Восстановление мирной жизни, взаимоотношения людей в процессе социалистич. строительства, дружба народов и интернац. солидарность - осн. темы послевоен. туркм. лит-ры. В лит-ру пришли новые силы: Ата Атаджанов (р. 1922), Мамед Сеидов (р. 1925), Керим Курбаннепесов (р. 1929), Аллаберды Хайдов (р. 1929), Шахер Борджаков (р. 1929) и др. Послевоен. период отмечен дальнейшим развитием драматургии. Сценичны, остро конфликтны пьесы Гусейна Мухтарова (р. 1914) "Семья Аллана" (рус. пер. "Честь семьи", 1949), "Серебряный портсигар", "Сын пастуха" (последние две - совм. с Сейт-лиевым). Пьеса, посв. жизни интеллигенции,- новое явление в туркм. лит-ре. Такова пьеса Сейтлиева "Джахан", в к-рой показан жизненный путь девушки-сироты, ставшей врачом. В послевоен. годы активно разрабатывалась историко-революц. тематика: поэма "Конец кровавого водораздела" (1948, рус. пер. 1953) Аширова, романы "Решающий шаг" (полн. изд., 1947) и "Чудом рождённый" (1965) Кербабаева.

В 60-е гг., особенно во 2-й пол. и в нач. 70-х гг., появился ряд крупных произв. прозы: романы "Степняки" (1970) Бер-дыназара Худайназарова, "Чёрный караван" (1971) Клыча Кулиева (р. 1915), "Кремни" (1971) Атаджанова. Опубл. свои романы-эпопеи Беки Сейтаков (р. 1914; "Братья", кн. 1-3, 1960-70) и Дерьяев ("Судьба", кн. 1-4, 1960- 1971). Дальнейшее развитие получили жанры повести и рассказа, в т. ч. в творчестве писателей, пришедших в лит-ру в 60-70-е гг.: Арапа Курганова (р. 1927), Ораза Акмамедова (р. 1930), Язмурада Маметиева (р. 1930), Тиркиша Джума-гельдиева (р. 1938) и др. Действующими лицами романов и повестей, стихов и поэм на совр. темы (роман в стихах А. Кекилова "Любовь") стали пром. рабочие и инженеры, сел. интеллигенция. Актуальность, острота сюжета и конфликта, цельность характеров, композиц. стройность - отличит. черты мн. произв. туркм. писателей. Развиваясь в общем русле сов. многонац. лит-ры, туркм. лит-pa обретает всё большую зрелость, масштабность и глубину.

За годы Сов. власти переведено на туркм. яз. ок. тысячи книг писателей братских республик и более 200 произв. писателей зарубежных стран. За пределами республики издано св. 300 книг туркм. писателей.

Литература для детей в сов. время успешно развивалась и представлена такими писателями, как Кербабаев, Хаджи Исмаилов, Мереткули Гаррыев (1929- 1969), Аки Баймурадов (1929-73), Каюм Тангрикулиев (р. 1930) и др.

Критика и литературоведение появились и развились в Т. в годы Сов. власти. Значит. роль в процессе их становления сыграли труды рус. востоковедов Ф. А. Бакулина (1846-79), И. Н. Бередина (1818-96), сов. учёных акад. В. В. Бартольда (1869- 1930), акад. А. Н. Самойловича (1880- 1938), чл.-корр. АН СССР Е. Э. Бер-тельса (1890-1957), П. Г. Скосырева (1900-60) и др. Пионерами туркм. литературоведения явились поэт и критик О. Тачназаров (1904-41), академики АН Туркм. ССР Б. М. Кербабаев, А. Кекилов, Б. А. Каррыев (р. 1914), Р. А. Алиев (р. 1908), Н. А. Аширов (р. 1909) и др.Созданы обобщающие труды и монографич. исследования о туркм. фольклоре, классич. и совр. лит-ре, творчестве отд. писателей (Азади, Махтум-кули, Кемине и др.). Изданы "Очерки по истории туркменской литературы XVIII-XIX вв." (1967), кн. "Туркменская советская литература" (1972), вышли отд. тома шеститомной "Истории туркменской литературы" (т. 1-2, 1975). В работах литературоведов и критиков, начавших свою деятельность в конце 50-х -нач. 60-х гг.,- А. Мура-дова (1935-75), У. Абдуллаева (р. 1929), Дж. Аллакова (р. 1930), С. А. Каррыева (р. 1923), Р. Реджебова (р. 1922) - разрабатываются актуальные проблемы истории и теории лит-ры, а также вопросы лит. взаимосвязей. Науч. работа сосредоточена в Ин-те языка и лит-ры им. Махтумкули АН Туркм. ССР, в Туркм. ун-те.

Большую идейно-теоретическую и литературно-организационную работу осуществляет Союз писателей Туркм. ССР. 1-й съезд писателей республики состоялся в 1934, 2-й- в 1940, 3-й - в 1954, 4-й - в 1959, 5-й- в 1966, 6-й - в 1971, 7-й - в 1976.

Лит.: Самойлов и ч А. Н., Очерки по истории туркменской литературы, Сб. "Туркмения", т. 1, Л., 1929; С о с о н-к и н И. Л., Из истории эстетической мысли в Туркменистане, Аш., 1969; К о р - О г-л ы X., Туркменская литература, М., 1972; Туркмен совет эдебиятыныц тарыхы боюнча очерк, бел. 1 - 2, Ашгабат, 1958-62; Туркмен халк дередижилиги боюнча очерк, Ашгабат, 1967; IX-XVII асыр туркмен эдебиятыныц шахырлары. Справочник, Ашгабат, 1967; Кекилов А., РежебовР., Жума-ев К., Туркменистанда танкыды пикириц дерейпги хем осуши, Ашгабат, 1969; Туркмен фольклорыныч хэзирки заман ягдайы, 2 кит., Ашгабат, 1974; Туркмен фольклоры хэзирки заманда, кит. 1, Ашгабат, 1976.

X. Короглы.

XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Искусство древнего периода. На терр. Юж. Т. открыты поздненеолитические (5-е тыс. до н. э.) поселения (Пес-седжик-Тепе в Геок-Тепинском р-не, Джейтун) с группами прямоугольных в плане односемейных домов из булкооб-разных ком-ьев глины. В Песседжик-Тепе обнаружены древнейшие настенные росписи с динамично трактованными сценами охоты. В 5-м тыс. до н. э. на терр. Т. появились зачаточные формы ваяния - грубые лепные статуэтки людей и животных (Джейтун). Неолитическая керамика Т.- лепные сосуды с красным и коричнево-чёрным струйчатым и скобчатым орнаментом (Джейтун) - относится к кругу крашеной керамики культур. В энеолитич. поселениях (4-3-е тыс. до н. э., Кара-Тепе, Геоксюр) преобладали разделённые улочками многокомнатные многосемейные сырцовые дома, иногда расписанные внутри красно-чёрным геом. орнаментом (пос. Яссы-Тепе, Аннау-I). В эпоху бронзы (3-2-е тыс. до н. э.) появились огромные поселения про-тогор. типа (Намазга-Тепе, Улуг-Тепе, Алтын-Тепе). В эпохи энеолита и бронзы на юге Т. была распространена коропла-стика, близкая по стилю др.-восточной. Керамика энеолита отличалась разнообразием геом. и схематизиров. зооморфных мотивов, подобные к-рым варьировались в расписных узорах на керамич. сосудах эпохи бронзы, сделанных уже на гончарном круге. В 1-й пол. 1-го тыс. до н. э. на терр. Т. возникали города, в к-рых сначала выделялись цитадели (Эрк-Кала в Мерве), обраставшие затем гор. застройкой. Города 6-4 вв. до н. э. были обнесены мощными крепостными стенами (Кюзели-гыр). Нек-рые художеств. памятники сер. 1-го тыс. до н. э. свидетельствуют о влиянии иск-ва ахеме-нидского Ирана (золотая серьга из Геок-Тепе).

С кон. 4-1-й пол. 3 вв. дон. э. в юж. р-нах Т. сложился локальный вариант вост.-эллинистич. культуры (см. Парфянское царство, Маргиана); иск-во сев. р-нов развивалось в русле художеств-культуры Др. Хорезма.

Искусство 5 - нач. 20 вв. В 5-7 вв. на терр. Т. развивалась раннефеод. культура. Строились (из сырцового кирпича и пахсы) многочисл. феод. укреплённые усадьбы, 2-этажные замки (кёшки) на искусств. платформе и с гофриров. стенами (Кыз-Кала в Мерве); в поселениях - замкнутые по периметру жилые дома с вн