БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ное (с энергетич. секции).

Совр. пассажирские С., игравшие до сер. 20 в. большую роль в перевозке пассажиров на дальние расстояния (напр., из Зап. Европы в Австралию), используются гл. обр. для многодневных турпстич. рейсов (круизов), кратковременных прогулок и местного сообщения. Турпстич. С.- комфортабельные и, как правило, крупные С., рассчитанные на неск. сотен пассажиров. С. местного сообщения отличаются быстроходностью, многие пз них - суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке.

Повышение провозоспособности С. достигается в первую очередь увеличением их грузоподъёмности и скорости, обусловливаемым интенсификацией обработки судов в портах, снижением удельных эксплуатационных расходов и пр. Наиболее быстро растёт грузоподъёмность С. для перевозки массовых грузов (нефти, сжиженных газов, руды, удобрений и др.), увеличение размеров танкеров и навалочных судов ограничивается глубинами в портах, каналах и проливах. Снижение энергозатрат обеспечивается совершенствованием обводов, движительно-рулевого комплекса и энергетич. установки. Весьма интенсивный рост производительности грузовых операций обусловлен значит, повышением грузоподъёмности и скорости контейнеровозов, лихтеровозов и С. с горизонтальным способом грузовых операций. К 70-м гг. 20 в. для водоизмещающих судов почти достигнут рациональный предел скорости. Наибольшие перспективы роста скорости (до 100-200 км/ч) у С. на подводных крыльях и воздушной подушке. Характеристики некоторых судов осн. типов см. в таблице.

Характеристики основных типов судов













































Название

Флаг

Назначение

Водоизмещение, т

Вместимость

Грузоподъёмность, т

Главные размерения, м

Энергетическая установка

Скорость,

км/ч





длина

ширина

высота борта

осадка

тип

мощность, Мвт





Сухогрузные суда





"50 лет Советской власти"

СССР

Грузовое судно смешанного плавания

4100

4297 м3

2700

110,5

13

5,5

3,5

Дизельная

0,97

19,8





"Волго-Дон"

СССР

Речное сухогрузное судно

6755

6370 м3

5300

135

16,5

5,5

3,5

-"-

1,47

21





"Сахалин"

СССР

Морской железнодорожный паром

7740

26 грузовых вагонов

2000

116,4

19,5

8,8

6,2

Дизель-электри-

11,47

30,5





"Николай Коперник"

СССР

Морское рефрижераторное судно

10710

8160 м3

4165

139,8

18

11,5

7,8

ческая Дизельная

9,72

37





"Перекоп"

СССР

Сухогрузное судно универсального назначения

18030

18200 м3

11680

140

20,6

12,3

9,1

-"-

5,51

28,7





"Николай Новиков"

СССР

Морской лесовоз-дакетовоз

19730

17210 м3

9580

140

21

11,6

8,5

-"-

7,06

28,3





"Григорий Алексеев"

СССР

Морской щеповоз

23300

40000 м3

15700

158

24,6

16,4

7,9

-"-

6,1

27,8





"Атлантик Сага"

Швеция

Морское судно с горизонтальным способом грузовых операций

27600

45760 м3

14000

183

27,43

19,3

9,04

-"-

14,57

38,4





"Маклейн"

США

Морской контейнеровоз

50550

1940 контейнеров длиной

6,1 М

16140

267,6

32,2

20,9

10,4

Паротурбинная

88,2

61,1





"Акадия Форест"

США

Морской лихтеровоз

60000

83 лихтера

28000

234

32,5

18,3

11,25

Дизельная

19

37





"Зоя Космодемьянская"

СССР

Морской навалочник

62850

62900 м3

47240

201

31,8

16,8

11,7

-"-

11,17

27,6





Наливные суда











"Волго-нефть"

СССР

Речной танкер

6400

-

5300

128,6

16,5

5,5

3,52

Дизельная

1,47

19,5





"Маршал Будённый"

СССР

Морской навалочник-танкер

127260

102375 м3

99650

236

38,7

22

16

-"-

17

27,8





"Крым"

СССР

Морской танкер

181200

183000 м3

143500

277

45

25,4

17

Паротурбинная

22,05

31,5





"Глобтик Токио"

Великобритания

Морской танкер

555000

585000 м3

483600

360

62

36

28

-"-

33,1

28,9





Пассажирские суда











"Чайка"

СССР

Морское пассажирское судно на воздушной подушке

39,3

80 пассажиров

-

23,5

6

2,2

1,13/0,6

Дизельная

0,88

55,5





"Комета"

СССР

Морское пассажирское судно на подводных крыльях

58,3

118 пассажиров





35,1

9,6

7,8

3,2/1,4

-"-

1,76

59,2





"Советский Союз"

СССР

Речное пассажирское судно

2385

468 каютных пассажиров

1200

116

12,4

5

2,3

-"-

1,98

26





"Сонг оф Норвей"

Норвегия

Круизное пассажирское судно

11800

870 каютных пассажиров

-

137,3

24

14,2

6,3

-"-

13,2

38,9





"Белоруссия"

СССР

Морской автомобильно-пассажирский паром

15100

500 каютных пассажиров и 250 легковых автомобилей

600

134

21,8

16,3

6,5

-"-

13,25

38,9





"Иван Франко"

СССР

Морское пассажирское судно

19600

750 каютных пассажиров

1837

155

23,6

13,5

8,47

-"-

15,4

37,6





Суда различного назначения











"Север"

СССР

Рыболовный траулер

2520

1040 м3

435

64

13,1

8,2

5,0

Дизель-электрическая

2,1

24,6





"Богатырь"

СССР

Морской самоходный плавучий кран

3195

-

300

54,7

25,2

4,5

2,78

Дизельная

1,4

10,2





"Профессор Щёголев"

СССР

Учебное судно

10000

176 курсантов

5700

112

17

_

7,36

-"-

3,68

27,8





"Академик Сергей Королёв"

СССР

Научно-исследовательское судно

21465

-

-

167

25

13,2

7,9

-"-

8,83

32,4





"Арктика"

СССР

Полярный ледокол

23440

-

-

136

28

17,2

11

Атомная

55,1

33,3















































Илл. см. на вклейке, табл. VI, VII (стр. 128-129).

Лит.: Рябчиков П. А., Морские суда, М., 1959; Шершов А. П., К истории военного кораблестроения, М. - Л., 1952. Э. Г. Логвинович, Л. Г. Соколов.

Правовые вопросы. В совр. междунар. праве установился принцип свободы мореплавания в открытом море. Каждое С. должно плавать под флагом к.-л. гос-ва, подтверждающим его национальность и указывающим, законам какого гос-ва оно подчиняется. Условия предоставления права плавания под своим флагом, регистрации судов и др. организац. вопросы устанавливаются нац. законодательством каждой страны.

Сов. законодательство рассматривает С. как соответствующим образом организованную и управляемую производств, единицу (т. е. коллектив людей, возглавляемый капитаном). Все сов. С. находятся в собственности либо гос-ва, либо колхозов и иных обществ, орг-ций. В личной собственности граждан могут находиться суда вместимостью не более 10 регистровых т (прогулочные катера и т. д.). На С., находящиеся в собственности гос-ва, не может налагаться арест, обращаться взыскание, в т. ч. в связи с исполнением суд. решений, без согласия Сов. Мин. СССР. Все сов. С. плавают под флагом СССР. Предварительно они должны быть зарегистрированы в регистре СССР и быть приписаны к определённому мор. торг, или рыбному порту. Каждое С. должно иметь судовые документы: мерительное свидетельство, свидетельство о праве собственности, свидетельство на право плавания под флагом СССР, свидетельство о годности к плаванию и др. Перечень документов определяется рядом междунар. конвенций, участником к-рых является СССР. Каждому С. регистр СССР присваивает определённый класс, что подтверждается спец. классификационным свидетельством (см. Классификационное общество).

При нахождении в открытом море и в территориальных водах и портах иностр. гос-в С., плавающие под флагом СССР, рассматриваются как часть терр. СССР (т. н. плавучая территория), пользуются иммунитетом как имущество сов. гос-ва, к-рое согласно принципам совр. междунар. права не может быть подвергнуто отчуждению, аресту, задержано без согласия СССР. См. также Иммунитет государства, Морское право.

СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, парящее судно, судно, к-рое приподнимается над поверхностью воды нагнетаемым под днищем воздухом, благодаря чему уменьшается сопротивление движению судна. Конструкцию судна, скользящего по слою сжатого воздуха между его днищем и водой, предложил в 1716 швед, учёный Э. Сведенборг; одно из первых С. на в. п.- торпедный катер для австрийского военно-мор. флота -построено в 1916. Теоретич. обоснование принципа движения на воздушной подушке было выполнено К. Э. Циолковским (1927). Первое сов. С. на в. п., разработанное под рук. проф. В. И. Левкова, прошло испытания в 1934-35 при движении над водой, снегом и землёй. Практическое использование С. на в. п. началось с сер. 60-х гг. в воен. флоте и для пассажирских перевозок.

Различают С. на в. п. с центральной подачей воздуха под куполообразное днище от вентилятора (камерная схема) и с расположением подающих воздух отверстий по периметру днища (сопловая схема). Устойчивое движение парящего С. на в. п. на волнении достигается удержанием воздушной подушки под днищем, что предотвращает динамич. крен и дифферент. У С. на в. п. с полным отрывом от воды возд. подушка ограждается по периметру гибкими элементами (напр., секционированными полотнищами); движителями на таких судах служат воздушные винты и воздушно-реактивные двигатели; скорость судов 100-150 км/ч. С. на в. п. с постоянно погружёнными в воду боковыми гибкими или жёсткими ограждениями возд. подушки развивают скорость 60-100 км/ч; на них используются гребные винты, и водомётные движители.

С. на в. п. применяются для перевозки пассажиров и автомобилей (паромы), в качестве военно-десантных судов и т. п. Лит.: Основы теории судов на воздушной подушке, Л., 1970; Злобин Г. П., Симонов Ю. А., Суда на воздушной подушке, Л., 1971. Э. Г. Логвинович.

СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ, судно, корпус к-рого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погружёнными в воду крыльями. Патент на С. на п. к. выдан в России в 1891, однако применяться эти суда стали со 2-й пол. 20 в. Теоретич. основы движения С. на п. к. разработаны сов. учёными М. В. Келдышем, М. А. Лаврентьевым, H. Е. Кочиным, А. И. Владимировым и др.

Неподвижное С. на п. к. удерживается на воде силами плавучести (водоизмещающее положение). При достижении судном определ. скорости корпус его поднимается над водой (выход на крылья). Это уменьшает поверхность соприкосновения судна с водой (в воде находятся лишь крылья, их стойки, рули, гребные валы и винты), сопротивление воды движению снижается и при одинаковых удельных энергозатратах С. на п. к. удаётся развить более высокую скорость по сравнению с водоизмещающими или глиссирующими судами (см. Глиссер). Устойчивое движение С. на п. к. после выхода на крылья, а также продольная и поперечная остойчивость достигаются автоматич. изменением площади или глубины погружения крыльев (неподвижные крылья) либо угла атаки крыльев (управляемые крылья). С. на п. к. с неподвижными малопогружёнными крыльями (не пересекающими поверхность воды) применяются гл. обр. на реках, в условиях мор. волнения более выгодны пересекающие поверхность воды глубоко погружённые дугообразные или V-образные крылья. Всё большее распространение на море находят С. на п. к. с управляемыми крыльями, снабжённые устройством слежения за профилем встречных волн для автоматич. регулирования угла атаки крыльев.

С. на п. к. используются для перевозки пассажиров и небольших срочных грузов, в военных (торпедные и ракетные катера) и служебных целях (охранные и посыльные суда). Корпус С. на п. к. обычно изготавливают из лёгких сплавов, крылья -из нержавеющей стали; энергетич. установки - двигатели внутр. сгорания, газовые турбины; движитель - гребной винт. С. на п. к. достигает скорости 80-100 км/ч и более. Обычное оборудование пассажирских помещений С. на п. к.-мягкие кресла авиационного типа.

Первое в СССР С. на п. к. типа "Ракета" на 66 мест было построено в 1957; судостроит. пром-стью СССР сооружаются (1976) как речные, так и мор. С. на п. к., рассчитанные на 150-250 пассажиров.

Лит.: Муругов В. С., Яременко О. В., Морские суда на подводных крыльях, М., 1962; Зайцев H. А., М а ск а л и к А. И., Отечественные суда на подводных крыльях, 2 изд., Л., 1967. Э. Г. Логвинович.

СУДНО-ЛОВУШКА, торговое судно, специально оборудованное для борьбы с подводными лодками в период 1-й мировой войны 1914-18. Имели арт. или торпедное вооружение, скрытое за откидными бортами или искусно замаскированное; иногда применялись спец. буксируемые за кормой мины. Благодаря маскировке С.-л. заманивало подводную лодку противника на близкое расстояние и внезапно открывало по ней огонь.

СУДНО-МИШЕНЬ, корабль-цель, судно или корабль, специально оборудованные для ведения по ним арт. огня, ракетных и торпедных стрельб. Управление С.-м. осуществляется, как правило, по радио.

СУДНЫЕ ПРИКАЗЫ, центральные и местные учреждения в России 16-18 вв., осуществлявшие судопроизводство по гражд. искам привилегированных категорий землевладельцев, неподсудных городовым воеводам. Известны С.п.: Судный Владимирский (1582-1699), Судный Дмитровский (1595 - нач. 17 в.), Судный Казанский (1591-1719), Судный Московский (1598-1699), Судный дворцовый (1664-1709). В 1699 Владимирский и Московский приказы были объединены в один - Судный приказ, просуществовавший всего ок. года. С образованием Юстиц-коллегии к ней в 1719 перешли все дела С. п. В 1730-82 в Москве существовал С. п., ведавший розыском беглых крепостных, регистрацией крепостных актов, тяжбами между помещиками.

СУДОВАЯ ВИШНЯ, город (с 1940) в Мостисском р-не Львовской обл. УССР. Расположен на шоссе Львов-Перемышль, вблизи ж.-д. ст. Судовая Вишня. 3-ды: комбикормовый, стройматериалов. Зооветеринарный техникум. Историко-краеведч. музей.

СУДОВАЯ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ, гидрометеорологич. станция, организованная на мор. судне для произ-ва стандартных и спец. гидрометеорологич. наблюдений в морях и океанах и немедленной передачи по радио полученных данных в органы службы погоды, где они используются при составлении прогнозов и информации. С. г. с. оборудованы самописцами и дискретными приборами. Стандартная программа включает наблюдения над темп-рой воздуха и воды, атм. давлением, ветром, влажностью, облачностью, осадками, ледовым покровом, состоянием моря и др. Спец. наблюдения - аэрологич., актинометрич., глубоководные и др. В зависимости от объёма работ С. г. с. делятся на три разряда: 1-й и 2-й со штатными наблюдателями, 3-й с наблюдателями из штурманского состава судна. С. г. с. играют огромную роль в сборе гидрометеорологич. информации в Мировом океане для службы прогнозов и науч. исследований.

СУДОВОЖДЕНИЕ, 1) совокупность науч. дисциплин, необходимых для управления движением судна. В состав С. входят: навигация, лоция, мореходная астрономия, гидрография, гидрометеорология, мор. практика, практич. девиация магнитного компаса. 2) Процесс управления движением судна на основе непрерывного визуального или инструментального контроля за условиями плавания, курсом, скоростью, местоположением и состоянием судна. Инструментальный контроль ведётся с помощью автоматизированных систем С. или навигац. приборов: гирокомпасов, лагов, эхолотов, радиолокац. и радионавигац. станций, радиопеленгаторов, секстантов и точных измерителей времени. Визуальный контроль основан на знаниях, навыках и опыте судоводителя, по личным наблюдениям принимающего решение о манёвре. Порядок С. предписывается междунар. и местными правилами.

СУДОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ, входит в состав судовой энергетич. установки. Различают гл. С. д. (обеспечивает движение судна) и вспомогат. С. д. (для привода электрогенераторов, насосов, вентиляторов и т. п.). В качестве С. д. используют двигатели внутреннего сгорания (две), паровые турбины и газовые турбины. Особенностями С. д. являются: большой ресурс, возможность реверсирования, умеренная трудоёмкость технич. обслуживания, проводимого в судовых условиях, использование топлива в основном тяжёлых сортов, отсутствие жёстких ограничений по массе и размерам двигателя.

Чаще всего на судах используются две - дизели, обладающие наибольшей экономичностью из всех типов С. д. На транспортных, промысловых и вспомогат. судах применяются мало-, средне- и высокооборотные дизели с наддувом (см. Крейцкопфный двигатель, Тронковый двигатель). Малооборотные две используются как гл. двигатели судов различных типов; их агрегатная мощность составляет 2,2-35 Мет, число цилиндров 5-12, удельный эффективный расход топлива 210-215 г/(квт -ч), частота вращения 103-225 об/мин. Среднеоборотные две используются преим. в качестве гл. двигателей судов ср. размера; их мощность достигает 13,2 Мет, число цилиндров 6-20, эффективный расход топлива 205-210 г/(квт -ч), частота вращения 300-500 об/мин. Высокооборотные две применяются в основном как гл. двигатели на малых судах, а также в качестве вспомогат. двигателей на судах всех типов; их агрегатная мощность до 2 Мет, число цилиндров 12-16, удельный эффективный расход топлива 215-230 г/(квт-ч), частота вращения св. 500 об/мин.

Паровые турбины по степени распространённости несколько уступают две; используются в качестве гл. двигателей на крупных танкерах, контейнеровозах, газовозах и др. судах, а также на судах с ядерной энергетич. установкой (см. Атомный ледокол "Ленин"). Применяются также как вспомогат. двигатели. Мощность паротурбинных установок достигает 80 Мет, удельный эффективный расход топлива 260-300 г!(квт • ч), частота вращения турбины 3000-4000 об/мин.

Газовые турбины в составе судовых двигателей применяются в основном в качестве гл. двигателей на воен. кораблях, трансп. судах на подводных крыльях и на судах на воздушной подушке. Трансп. водоизмещающие суда с газотурбинными двигателями имеются в СССР, США, Австралии. На судах используют газовые турбины индустриального типа, приспособленные