БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321нат, консервный, крупяной з-ды), ковроткацкая ф-ка. Элеватор. Ветеринарный техникум, муз. уч-ще. С. осн. в 17 в., город - с 1664.

СУДЖАНСКИЕ КЛАДЫ, найдены на р. Суджа, в окрестностях г. Суджа Курской обл. РСФСР. Первый, найденный в 1918 у деревни Б. Каменец, назван кладом ошибочно. Он представлял собой погребальный инвентарь, состоявший из золотых и серебряных вещей, положенных в могилу плем. вождя. Среди них фалар (нагрудная конская бляха), нашивные золотые бляшки и серебряный сосуд позднеантич. работы, на к-ром изображены девять муз с их атрибутами. У этой же деревни в 1927 обнаружено ещё одно погребение, содержавшее изделия из золота: гривну с цветной эмалью, цепь длиной 2,5 м и браслеты со змеиными головками на концах. Оба погребения датируются 5 в. н. э. Вещи хранятся в Оружейной палате Моск. Кремля. Второй клад найден в 1947 и состоял из бронзовых и серебряных украшений и железного меча. Вещи относятся к 6-7 вв., принадлежали представителю одного из слав, племён, вероятно северян; хранятся в Курском краеведческом музее. Лит.: Мацулевич Л. А., Погребение варварского князя в Восточной Европе, М.- Л., 1934; Рыбаков Б. А., Новый Суджанский клад антского времени, "Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Ин-та истории материальной культуры", 1949, в. 27.

СУДЗА, масличное растение, один из видов рода перилла.

СУДЗИЛОВСКИЙ, Руссе ль Николай Константинович [3(15). 12.1850, Могилёв,- 30.4.1930, Тяньцзинь, Китай], русский революционер, народник, деятель междунар. революц. движения, учёный-естествоиспытатель. Из дворян. Учился в Петерб. (с 1868) и Киевском (с 1869) ун-тах. Один из организаторов Киевской коммуны (1873-74), участвовал в "хождении в народ". В 1875 эмигрировал; в 1877 окончил ун-т в Бухаресте. Под фамилией Руссель участвовал в подготовке Апрельского восстания болгар против турецкого ига (1876), организации социалистич. движения в Румынии (1880). Сотрудничал в зарубежном издании П. Л. Лаврова "Вперёд!", содействовал доставке в Россию лит-ры группы "Освобождение труда". С 1887 - в СанФранциско, принял амер. подданство. В 1892 на Гавайских о-вах основал из коренных жителей-канаков партию гомрулеров (независимых), члены к-рой боролись против колон, гнёта амер. плантаторов. В 1900 под именем Каука Лукини (по-канакски "русский доктор") был избран в гавайский сенат и стал его президентом, на этом посту пытался провести радикальные демократич. реформы. Во время рус.-япон. войны 1904-05 вёл в Японии революц. пропаганду среди рус. военнопленных. По требованию мин. иностр. дел России был лишён пр-вом США прав амер. гражданина. Последние годы жизни провёл на Филиппинах и в Китае, был персональным пенсионером Всесоюзного об-ва политкаторжан, сотрудничал в журн. "Каторга и ссылка". С.- автор работ по медицине, естествознанию, социологии и др., состоял чл. Амер. об-ва генетиков.

Лит.: Попов И. И., H. К. Руссель-Судзиловский, "Каторга и ссылка", 1930, № 6; Мельников М. Ф., Из семьи соколиной, Минск, 1973.

СУДЗУКИ Бундзи (4.9.1885, преф. Мияги,- 12.3.1946), правореформистский деятель японского рабочего движения. После окончания Токийского ун-та (1909) занимался журналистикой, читал проповеди в унитарной церкви Токио. В 1912 при содействии банкира Сибудзава создал орг-цию Юайкай, через к-рую стремился подчинить рабочее движение интересам капитала. В 1915 присутствовал на съезде Амер. федерации труда, где установил контакт с её руководителем С. Гомперсом. В 1921-40 - один из лидеров Япон. федерации труда (Нихон родо содомэй). В 1945-46 советник Социалистич. партии Японии.

СУДЗУКИ Мосабуро (7.2.1893, префектура Айти,- 7.5.1970, Токио), деятель с.-д. движения Японии. После окончания ун-та Васэда (1915) работал в токийских газетах "Хоти" и "Токио нити-нити", участвовал в с.-д. движении. В 1922 в качестве корреспондента газ. "Иомиури" посетил Сов. Россию. После возвращения в Японию издал книгу о Сов. России. Вместе с И. Ояма участвовал в создании партии Родо номинто и являлся её секретарём (1927-28). Как участник антивоен. выступлений япон. трудящихся был арестован в дек. 1937 и до 1940 находился в тюрьме. Участвовал в создании в 1945 Социалистич. партии Японии (СПЯ), являлся одним из лидеров левого крыла партии. С апр. 1949 по апр. 1950 ген. секретарь СПЯ, с янв. по окт. 1951 пред. ЦИК СПЯ. Выступил против сепаратного Сан-Францисского мирного договора и после раскола СПЯ (окт. 1951) на левую СПЯ и правую СПЯ стал пред. ЦИК левой СПЯ (до окт. 1955). После объединения левой и правой СПЯ (окт. 1955) был до марта 1960 пред. ЦИК СПЯ. С 1960 -советник СПЯ. Автор работ по проблемам япон. капитализма и истории с.-д. движения в Японии.

СУДИМОСТЬ, правовое последствие осуждения за преступление, один из элементов ответственности уголовной. Заключается в определённом ограничении прав осуждённого, к-рые не входят в содержание наказания (напр., запрещение занимать определённые должности, ограничение при выборе места жительства). По сов. праву лицо, отбывшее наказание, считается судимым в течение определённого законом срока или до снятия С.

Законодательство (напр., УК РСФСР, ст. 57) устанавливает специальный порядок погашения или снятия С. Погашение означает автоматич. отпадение С. по истечении установленного законом срока (от 1 до 8 лет) со дня отбытия осн. и дополнит, наказания. Продолжительность срока зависит от тяжести совершённого преступления, вида и размера наказания. Обязат. условием погашения С. является несоверщение за это время нового преступления. Если отбывший наказание до истечения срока погашения С. вновь совершит преступление, течение срока, погашающего судимость, прерывается и исчисляется заново после фактического отбытия наказания за последнее преступление. Он считается судимым за оба преступления до истечения срока погашения С. за наиболее тяжкое из них.

Снятие С. означает аннулирование её судом. Эта процедура применяется к лицам, осуждённым к лишению свободы на срок св. 10 лет, и к особо опасным рецидивистам, если они в течение установленного законом срока со дня отбытия осн. и дополнит, наказания не совершили нового преступления и признаны судом исправившимися. По ходатайству обществ, орг-ций суд может снять С. до истечения установленных сроков, если осуждённый к лишению свободы после отбытия наказания честным отношением к труду и примерным поведением доказал своё исправление. С. может быть снята также в связи с амнистией и помилованием.

Совершение преступления лицом, ранее судимым, является обстоятельством, отягчающим ответственность за новое преступление, а в нек-рых случаях основанием для признания лица особо опасным рецидивистом .

СУДИСЛАВЛЬ, посёлок гор. типа, центр Судиславского р-на Костромской обл. РСФСР. Расположен на развилке автомоб. дорог Кострома - Галич и Кострома - Мантурово, в 5 км от ж.-д. станции Судиславль и в 51 км к С.-В.от Костромы. Леспромхоз, деревообр. ф-ка, молочный комбинат. Краеведч. музей (филиал Костромского историко-архит. музея-заповедника ).

СУДМАЛИНЯС (латыш, sudmalinas, от sudmalas - мельница), латышский народный танец. Музыкальный размер 2/4. Исполняется 8 парами. Варьируется гл. фигура - кружение "звёздочкой". Осн. движение - шаг польки. Танцуют живо, весело.

СУДМАЛИС Имант Янович (18.3.1916, r. Цесис,- 25.5.1944, Рига), участник революц. движения в Латвии, один из организаторов партиз. движения в годы Великой Отечеств, войны 1941-45, Герой Сов. Союза (23.10.1957, посмертно). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Род. в семье учителя. С 1932 чл. Коммунистич. союза молодёжи Латвии, руководил подпольной комсомольской орг-цией в Лиепае. Подвергался арестам и тюремному заключению. После восстановления Сов. власти в Латвии (июнь 1940) редактор газ. "Коммунист", секретарь Лиепайского укома и чл. ЦК ЛКСМ Латвии. В июне 1941 участник обороны Лиепаи, затем сражался в рядах белорусских партизан в р-не Освеи. С дек. 1942 секретарь парт, орг-ции латыш, партиз. спецотряда, с марта 1943 - латв. партиз. бригады. В авг, 1943 назначен уполномоченным

опергрупп ЦК КП(б) и ЦК ЛКСМ Латвии; создал и руководил Рижским подпольным горкомом ЛКСМ. В февр. 1944 схвачен гитлеровцами и после жестоких пыток убит. Награждён 2 орденами Ленина.

Лит.: Рашкевиц А. К., За родную Советскую власть, в сб.; Герои подполья, М., 1968; Muzikantiks I., Reita D., Imants Sudmalis, Riga, 1966.

СУДНО, корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хоз. и воен. задач, науч. исследований, водного спорта и др.

Классификация С. По назначению различают С.: транспортные, промысловые, промышленно-хозяйственные, административно-служебные, военные, научно-исследовательские, судообслуживающие. Транспортные С. подразделяют на грузовые, пассажирские и грузо-пассажирские. Промысловые С. делятся на добывающие (рыболовные, китобойные, краболовные, водороследобывающие и др.), добывающе-перерабатывающие (напр., траулеры-рыбозаводы, морозильные траулеры) и суда обслуживания промысла. Промышленно-хозяйственные С. включают: промышленно-добывающие (рудодобывающие, нефтепромышленные, драги, соледобывающие снаряды и др.), подъёмномонтажные (напр., портостроительные С., плавучие краны), дноуглубительные (землечерпательные и землесосные снаряды, грунтоотвозные и др.), лесопромышленные (сплоточные, лесосплавные и др.), сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные и др.), энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные), С. связи (кабелеукладочные, кабелеремонтные, радиосвязные и др.), для очистки акваторий (нефтемусоросборщики и др.). Административно -с л уж е б н ы е С. включают инспекторские (рыбонадзорные, С. для охраны заповедников), милицейские, пограничные, таможенные С., правительственные яхты. Военные С. подразделяются на боевые корабли (см. Корабль военный), военно-транспортные и обеспечивающие (т. н. вспомогательные) суда. В число научно-исследовательских входят С. для комплексных океанич. исследований и для проведения спец. исследований (геофизических, гидробиологических и др.). К с удообслуживающим С. относятся: буксирные, перегрузочные (напр., плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции), снабжен ческо-приёмные (бункеровщики, С.-водолеи, С. для приёма загрязнённой воды, мусора и др.), причальные (плавучие пристани, дебаркадеры), ледоколы (линейные и портовые), навигационные (гидрографические, плавучие маяки и др.), спасательные, ремонтные (плавучие мастерские, доки, дегазационные станции и др.), посыльно-разъездные (напр., лоцманские) и учебные. Отд. группу составляют спортивные суда, медико-санитарные (госпитальные, дезинфекционные и др.), оздоровительные (плавучие дома отдыха и т. п.), бытовые (плавучие общежития, гостиницы, склады и др.), культурнопросветительные (С.-музеи, С.-выставки, С.-клубы и др.).

По району плавания С. подразделяют на морские, внутреннего и смешанного плавания. Мор. С. бывают неогранич. и огранич. плавания (с установлением района эксплуатации или допустимого расстояния от берега, порта-убежища). Категорией ледовых подкреплений определяются допустимый район и возможность плавания мор. С. во льдах с ледоколом или без него. По конструктивному типу мор. С. подразделяют на полнонаборные С., допускающие приём грузов до осадки, соответствующей минимальному надводному борту, и С. с избыточным надводным бортом; разновидность последних-шельтердечные суда. С. внутр. плавания делят на 4 категории: для малых рек, больших рек, водохранилищ и крупных озёр, мор. заливов. С. смешанного мор. и внутр. плавания сочетают прочность корпуса и мореходные качества, необходимые мор. судам, с малой осадкой судов внутр. плавания.

С. бывают самоходные (с механич. двигателем, парусные, гребные) и несамоходные (буксируемые). Самоходные С. по типу энергетич. установки делят на атомные, дизельные (теплоходы), паротурбинные и газотурбинные (паро- и газотурбоходы), С. с паровой машиной (пароходы), С. с приводом гребного винта от электродвигателя - электроходы.

По принципу движения на воде различают С. плавающие (водоизмещающие), глиссирующие, на подводных крыльях и на воздушной подушке. С., способные погружаться для работы под водой, называются подводными, все остальные -надводными.

Историческая справка. В глубокой древности возникла необходимость преодолевать водные преграды и использовать реки, озёра, моря как охотничьи угодья и как удобные пути для передвижения и перевозки грузов. Вначале в качестве плавучих средств применялись древесные стволы и др. плавающие предметы. Первыми С., по-видимому, можно считать примитивные плоты из скреплённых друг с другом стволов или обломков деревьев. Связанные деревья не переворачивались в воде, на них можно было плавать достаточно долго и безопасно; плоты-катамараны из брёвен до сих пор используются во мн. странах. В течение тысячелетий на озёрах Титикака и Чад, а также в Др. Египте применялись плоты из камыша и папируса. В Ассирии для преодоления водных преград пользовались надутыми мешками из шкур животных (бурдюками); такие средства продолжают использоваться и в 20 в., например в Далмации (Югославия).

К каменному веку восходит искусство постройки лодок из древесных стволов, к-рые выдалбливали или выжигали изнутри и обтёсывали снаружи (челныоднодеревки). В сев. странах издавна применяются лёгкие и манёвренные челноки, изготовляемые из коры, на каркасе (наиболее известны берестяные каноэ индейцев Сев. Америки) или из натянутых на каркас шкур (напр., алеутские каяки). В Междуречье в 8 в. до н. э. были известны круглые лодки (корзины, обтянутые кожей или покрытые снаружи смолой); грузоподъёмность таких С. достигала 100 т. В Вост. Бенгалии делали круглые лодки-тигары из обожжённой глины.

Развивающееся судоходство требовало увеличения размеров С. На челны-однодеревки прилаживали по бокам один или неск. рядов досок, которые защищали от волн и увеличивали вместимость; так строились на терр. Вост. Европы т. н. набойные лодьи (4 в.), насады (11 в.), казацкие чайки (16 в.), астраханские бударки (19 в.). Однако только конструирование С. из деревянных частей с отд. каркасом (т. н. набором) и обшивкой позволило значительно увеличить их размеры; при этом стало возможным изменять форму корпуса и соотношения главных размерений С., улучшая их мореходность. В Др. Египте в 3-м тыс. до н. э. строили С. из пригнанных, проконопаченных и просмолённых по швам кусков дерева, образующих обшивку и набор.

С. финикийцев уже в 10 в. до н. э. имели осн. элементы конструкции совр. . С. (киль, шпангоуты, штевни, наружную обшивку); деревянные внутр. крепления сделали ненужными обычные для египетских С. натяжные сооружения из канатов и балок, укрепляемые над палубой и вдоль бортов. Обшивка С. выполнялась из досок, сначала тёсаных, а затем пилёных. Отд. части обшивки и деревянного набора скреплялись деревянными гвоздями, шипами, а впоследствии - медными и железными скобами и гвоздями.

Первые плавучие средства передвигались по течению или с помощью простейших судовых движителей - шестов и вёсел. Паруса были известны с 3-го тыс. до н. э., они изготовлялись из шкур, тростниковых циновок, деревянных планок. Долгое время паруса выполняли вспомогат. роль, их ставили только при попутном ветре, а при безветрии С. двигались и маневрировали с помощью вёсел. Вёсла на гребных судах располагали по всей длине С. в 1, 2 и 3 яруса (напр., римские униремы, биремы, триремы), каждое весло обслуживало до 10 гребцов. В 7 в. появились универсальные гребные С.- галеры, а в 16 в. более крупные галеасы, на к-рых уже значит, роль играли паруса. Узкие и манёвренные гребные С. использовались ещё в 18 в., гл. обр. в качестве воен. кораблей (см. Военно-морской флот, Гребной флот). На широких и вместительных грузовых С. более эффективным движителем был парус. Чисто парусные С. появились в 10-13 вв в Средиземноморье, Скандинавии, Китае. С развитием техники управления парусами и лавирования С. получили возможность двигаться и против ветра, меняя галсы. Для управления гребными и парусными С. использовали широкие рулевые вёсла (с одного или обоих бортов) или одно рулевое весло в кормовой части, где впоследствии был установлен руль. С 12-13 вв. в Зап. Европе строились пригодные для океанских плаваний нефы, каравеллы и другие парусные суда. Наивысшего развития парусные суда достигли во 2-й пол. 19 в.; длина их составляла 90 м, шир. 15-17 м, грузоподъёмность 5 тыс. т, скорость 33 км/ч и более (см. также Парусный флот).

Для предохранения деревянной подводной части С. от разрушения финикийцы обшивали её металлом (свинцовыми пластинами), с нач. 18 в. ниж. часть корпуса покрывали тонкими медными листами. Предложения применять в судостроении железо вместо дерева относятся к сер. 17 в., но только в 1787 англичанин Дж. Уилкинсон построил первое железное С. дл. 21,5 м. Со 2-й пол. 19 в. железо как судостроит. материал начало уступать место более прочной стали. Изготовление корпусов С. целиком из металла позволило увеличить их прочность и уменьшило относит, массу (по отношению к водоизмещению). Корпуса крупных стальных С. стали разделять на водонепроницаемые отсеки, устраивать двойное дно, что повысило их безопасность. Переход от клёпки к сварке ещё более повысил прочность, надёжность и долговечность С.

В 18 в. делались попытки использовать для движения С. энергию пара. Первый речной деревянный пароход "Клермонт" с паровой машиной в качестве гл. судового двигателя и гребными колёсами по бортам был построен в 1807 в США Р. Фултоном. В России в 1815 регулярные рейсы между Кронштадтом и Петербургом стало совершать деревянное паровое С. "Елизавета". Колёсный пароход из железа "Вулкан" был спущен со стапелей в 1818 в Великобритании. В 1-й пол. 19 в. на морских пароходах стали устанавливать гребные винты, которые на волнении оказались значительно эффективнее гребных колёс. На рубеже 19 и 20 вв. в качестве судовых двигателей начали использовать паровые турбины (в 1894 в Великобритании был построен турбоход "Турбиния") и двигатели внутр. сгорания (в 1903 в России был спущен на воду дизель-электроход "Вандал"). К сер. 20 в. появились С. с энергетич. установками, работающими на ядерном топливе (см. Лтомнъш флот, Атомный ледокол "Ленин").

Устройство и типы С. Важнейшая характеристика С.- его эксплуатац. качества, которые численно выражают эксплуатационно-технические характеристики, или тактико-технические данные: скорость, район и дальность плавания, автономность, энерговооружённость, уровень автоматизации производственных процессов, надёжность, ремонтопригодность, обитаемость и другие, а для транспортных -также грузоподъёмность, грузо- и пассажировместимость, регистровая вместимость и приспособленность к грузовым операциям (для грузовых С.). Специфич. свойства С. как плавучих сооружений -т. н. мореходные качества (плавучесть, остойчивость, качка, ходкость, управляемость, непотопляемость). Учёт этих свойств при создании С. связан с выполнением комплекса н.-и. и конструкторских работ (обоснование технико-эксплуатац. требований, проектирование, модельные испытания).

При создании С. используются: теория проектирования С., теория корабля, строительная механика корабля, теория судовых механизмов и машин, технология постройки, экономика судостроительного произ-ва, а также действующие правила постройки, определяемые классификационными обществами, и т. д. Обоснование и создание нового судна длится неск. лет.

Важнейшие технико-эксплуатац. характеристики С. определяются осн. элементами: главными размерениями (длиной, шириной, высотой борта на середине длины С. и т. д.), дедвейтом, водоизмещением, типом и мощностью гл. двигателей, вместимостью. Самоходное С. состоит из корпуса с надстройками и рубками, судовых устройств и систем, энергетической установки с движителями, навигационного оборудования, средств связи. Корпус судна разделяется палубами, поперечными и продольными переборками на отсеки, в к-рых располагают энергетич. установки, трюмы, твиндеки и т. д. На мор. С. междудонное пространство в корпусе используется для хранения топлива п пресной воды, а также водяного балласта. Корпуса С. изготовляются из стали, лёгких сплавов, дерева, железобетона, пластмасс и др. конструкционных материалов. Надстройки п рубки размещаются на верх, палубе и содержат каюты для экипажа и пассажиров, обществ., хоз. п служебные помещения.

В рубках (рулевой, штурманской и радиорубке) устанавливаются навигац. оборудование и судовые средства связи, сигнализации и управления, обеспечивающие безопасное плавание С., определение его местоположения, связь с берегом и т. д.

Внеш. форма и принципиальная компоновка определяют архитектурно-конструктивный тип С., в частности его характеризуют: форма носовых и кормовых обводов (см. Корма, Нос), размеры и расположение надстроек судовых и рубок, продольная погибь верх, палубы (седловатость), место расположения энергетической установки, число палуб и трюмов, число и размеры грузовых люков, бортовых, носовых и кормовых портов.

Судовые устройства и судовые системы обеспечивают безопасную эксплуатацию С. и сохранность перевозимых грузов, комфортабельные условия для экипажа и пассажиров. Энергетич. установка состоит из гл. и вспомогат. механизмов и аппаратов и предназначена для обеспечения движения С., снабжения электроэнергией, паром, водой, сжатым воздухом судовых механизмов, устройств и систем, а также средств управления. Наибольшее распространение получили дизельные энергетич. установки. Автоматизированные энергетические установки работают без постоянной вахты в машинном отделении; управление и контроль за работой ведётся дистанционно, в т. ч. из рулевой рубки. Основной тип применяемых на С. движителей - гребные винты.

Развитие С. идёт по пути их универсализации и специализации, причём специализация, например трансп. С., обусловливается не только видом перевозимого груза, но и технологией его перегрузки. Напр., сухогрузные суда в целях сокращения времени и ликвидации ручного труда при погрузке и выгрузке, удобной укладки грузов строятся с большим раскрытием трюмов, с грузовыми устройствами или без них; С. универсального назначения - с 1-3 грузовыми люками по ширине С., с кранами грузоподъёмностью ок. 25-30т. Широкое развитие получили С. для перевозки пакетов или контейнеров с унифицированными размерами - контейнеровозы, трейлерные суда и др. Принципиально новый вид трансп. С.- лихтеровозы, перевозящие лихтеры (плавучие контейнеры с одним трюмом грузоподъёмностью до 1000 т). Лихтеровозы бывают одно- и трёхпалубные, двухкорпусные; снабжаются мощными грузоподъёмниками. Самые крупные из сухогрузных С.- С. для перевозки навалочных и насыпных грузов. Среди них универсальные навалочники и узкоспециализированные рудовозы, цементовозы, углевозы. Жидкие грузы наливом (нефть, жидкое топливо, смазочные масла, сжиженные газы и т. п.) перевозят в танкерах, наибольшие из к-рых по размерам превосходят все др. С.

Получают применение составные С. для транспортировки навалочных грузов, леса, нефти и др. в прибрежном и океанском плавании. Грузоподъёмность составных С. 5-50 тыс. т, скорость до 30 км/ч, мощность гл. двигателей достигает 10 Мет. Составное С. включает грузовую и энергетическую секции с жёстким или гибким счальным устройством. Грузовая секция-несамоходная баржа с якорным, швартовным, а иногда и грузовым устройством, балластно-осущит. системой; управление устройствами и системами - дистанцион