БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321

395
Грузовые вагоны

30880

38314

69922
Пассажирские вагоны

1051

1856

2090

В 1972 начато изготовление тепловозов с четырёхтактными экономичными дизелями и перспективной электрической передачей переменно-постоянного тока. Мощность дизелей доведена до 4000-6000 л. с., осуществляются работы по внедрению передачи переменного тока.

Внедрение тепловозов и электровозов обеспечило в 1975 по сравнению с 1955 повышение веса брутто поезда на 55% и скорости движения на 35%.

Повысился технический уровень выпускаемых грузовых вагонов. Кроме того, созданы конструкции и начат выпуск первых промышленных серий 8-осных цистерн и полувагонов грузоподъёмностью 120-125 т.

Создано и освоено произ-во новых типов специализированных вагонов, в т. ч. для перевозки кокса, горячего агломерата, цемента, минеральных удобрений, легковых автомобилей. Организовано серийное произ-во 6 типов саморазгружающихся вагонов (думпкаров) грузоподъёмностью от 50 до 180 т. Для обеспечения высокоскоростного движения до 200 км/ч на отд. направлениях жел. дорог предусматривается изготовление пасс. вагонов локомотивной тяги РТ200 и электропоездов ЭР200.

Интенсивная эксплуатация жел. дорог вызвала значит. увеличение выпуска путевых машин и инструмента. Создан комплекс путевых машин для стр-ва и капитального ремонта путей, состоящий из высокопроизводит. путеукладочных кранов, щебнеочистит. машин, хоппер-дозаторов , выправочно-подбивочно-отделочных машин и др. Для среднего ремонта пути создаются шпалоподбивочные, рихтовочные машины и путевой инструмент, к-рый широко используется на работах по текущему содержанию пути. К 1975 по сравнению с 1970 выпуск путевых машин увеличился более чем в 1,5 раза. Большую работу по созданию путевых машин проводят на маш.-строит. з-дах - Кировском им. 1 Мая, Калужском, Тихорецком им. Воровского, Тульском з-де ж.-д. машиностроения им. Калинина и др.

Произ-во подвижного состава на заводах Т. м. организовано поточным методом с широким использованием предметной специализации (до 85%). За 60-е гг. резко повысился уровень механизации и автоматизации произ-ва и труда (более чем на 50%). Широкое распространение получило сварочное произ-во, внедряются комплексно-механизированные линии, автоматич. и полуавтоматич. оборудование. Эта работа продолжается и в 70-е гг. Создаются новые типы электровозов переменного и постоянного тока. На электровозах переменного тока намечается применить вентильные тяговые электродвигатели, мономоторные тележки, новые системы регулирования и управления. Продолжаются работы по проектированию нового вида локомотивов - газотурбовозов.

Зарубежные социалистич. страны имеют высокоразвитую пром. базу по произ-ву локомотивов и вагонов (табл. 2). Нет локомотивостроения только в Болгарии.



Табя. 2. - Динамика выпуска подвижного состава в некоторых социалистических странах (только магистрального), шт.
Страна

Продукция

1940

1957

1975
Болгария

Грузовые вагоны

-

1154

2510
Пассажирские вагоны

-

9

147
Венгрия

Паровозы

-

25

-
Тепловозы

-

-

14
Электровозы

1

1

23
Грузовые вагоны

-

576

479
Пассажирские вагоны

58

319

201
ГДР

Паровозы

-

130

-
Тепловозы

-

-

101
Электровозы

-

11

46
Грузовые вагоны

-

3311

5027
Пассажирские вагоны

-

946

1628
Польша

Паровозы

28

221

-
Тепловозы

-

83

421
Электровозы

-

5

75
Грузовые вагоны

600

11931

18739
Пассажирские вагоны

93

575

543
Румыния

Паровозы

-

65

-
Тепловозы

-

-

288
Электровозы

-

-

45
Грузовые вагоны

271

1940

15591
Пассажирские вагоны

-

87

293
Чехословакия

Паровозы

74

106

-
Тепловозы

-

27

390
Электровозы

-

23

85
Грузовые вагоны

1423

5439

5031
Пассажирские вагоны

129

467

122

В рамках СЭВ налажено сотрудничество по взаимному обеспечению потребностив подвижном составе, совместному решению научно-технич. задач. Св. 2000 советских тепловозов эксплуатируются в странах - членах СЭВ, в СССР используются пасс. электровозы, изготовленные в ЧССР.

В развитых капиталистич. странах Т. м. достигло высокого уровня концентрации и монополизации. Осн. фирмы, выпускающие ж.-д. подвижной состав: в США - "Дженерал электрик" (General Elektric), "Дженерал моторс" (General Motors), "Пульман" (Pullman), "Бадд" (Budd); во Франции - "Альстом" (Alsthom), "МТБ" (МТБ), "АНФ-Франжеко" (ANF-Frangeco); в ФРГ - "Хеншель" (Henschel), "МАК" (МАК), "Сименс" (Siemens), "Тальбот" (Talbot), "Линке - Хофман - Буш" (Linke - Hofmann - Busch).

В локомотивном парке крупных капиталистич. стран преобладают тепловозы (в основном мощностью до 4000 л. с.) с электрич. передачей (табл. 3).

Лит.: Раков В. А., Локомотивы железных дорог Советского Союза, М., 1955; Транспорт СССР. Итоги за 50 лет и перспективы развития, М., 1967. Е. С. Матвеев.

ТРАНСПОРТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки инженеров, техников и квалифицированных рабочих в области проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации различных видов транспорта (ж.-д., автомобильного, морского, речного, воздушного, трубопроводного, промышленного и городского).

В России Т. о. зародилось в нач. 18 в. (Школа математических и навигацких наук, осн. в 1701 в Москве; Морская академия, осн. в 1715 в Петербурге). В 1781 в Холмогорах открылась мореходная школа; в 1782 в связи с возросшей потребностью в специалистах для содержания и эксплуатации искусств. сооружений на сухопутных и водных путях был организован спец. Корпус гидравликов, несколько позднее Московская и Вышневолоцкая низшие технич. школы водяной коммуникации, а в 1809 - Управление водяными и сухопутными сообщениями (с основанием в Петербурге Ин-та корпуса инженеров путей сообщения). В 1820 при этом ин-те учреждена Военно-строительная школа путей сообщения для подготовки техников-строителей. В числе выпускников ин-та были П. П. Мельников, Н. О. Крафт, С. В. Кербедз, М. С. Волков, Я. А. Севастьянов, Л. Ф. Николаи, Я. Н. Гордеенко, П. И. Собко, Ф. С. Ясинский и др., ставшие впоследствии основоположниками рус. школы строительных и транспортных наук; в ин-те сформировались рус. система Т. о., основы науки о путях сообщения. В 1876 в Петербурге осн. Высшее инженерное морское уч-ще, в 1896 - Московское инж. уч-ще путей сообщения (с 1913 Моск. ин-т инженеров путей сообщения).



Табл. 3. - Динамика выпуска подвижного состава в некоторых капиталистических странах (только магистрального), шт.
Страна

Наименование

1940

1957

1974
США

Локомотивы

485

1485

13381
Грузовые вагоны

64075

100669

66600
Пассажирские вагоны

285

845

2362
Франция

Локомотивы

513

277

227
Грузовые вагоны

2343

7364

9900
Пассажирские вагоны

2933

155

281
ФРГ

Локомотивы

-

1280

422
Грузовые вагоны

-

11019

10400
Пассажирские вагоны

-

441

382
1На 1973. 2На 1972. 3На 1938.

В кон. 19 - нач. 20 вв. инженеров для ж.-д. транспорта стали готовить Петерб. технологич. ин-т, Моск. высшее технич. уч-ще, Харьковский и Томский технологич. ин-ты, Киевский политехнич. ин-т. Во 2-й пол. 19 в. появились технич. ж.-д. уч-ща (первое - в Ельце в 1869). В первые годы Сов. власти в транспортных втузах были организованы спец. ф-ты (по видам транспорта). Уже в 1920 в Петроградском ин-те путей сообщения открылись ф-ты сухопутных и водных сообщений, затем - автодорожного транспорта и воздушных сообщений, в Московском - ф-ты сухопутных и водных сообщений и эксплуатац. отделение при сухопутном ф-те. В 1918 при Петроградском ин-те учреждена школа лутей сообщения (ныне Ленингр. техникум ж.-д. транспорта им. Ф. Э. Дзержинского), в к-рой сформировались основы сов. системы среднего спец. Т. о. Дальнейшая специализация Т. о. обусловила создание в 1929-33 сети ин-тов ж.-д., водного, автомоб. и возд. транспорта. На базе соответствующих ф-тов Ленинградского и Московского ин-тов инженеров путей сообщения созданы автодорожные ин-ты в Ленинграде (1929) и Москве (1930), ин-ты гражд. воздушного флота (1929) и инженеров водного транспорта (1930) в Ленинграде, Моск. электромеханич. ин-т инженеров транспорта (1931). Трансп. втузы открылись в крупных экономич. центрах: в 1929 - Ростовский, в 1930 - Харьковский, Днепропетровский, Тбилисский и Томский ин-ты ж.-д. транспорта, Одесский и Горьковский ин-ты водного транспорта, автодорожные ин-ты в Харькове, Саратове, Омске, авиац. ин-ты в Москве и Харькове и др. В 30-50-е гг. основаны Новосибирский (1932), Ташкентский (1931), Хабаровский (1939), Всесоюзный заочный (1951, в Москве), Белорусский (1953, в Гомеле), Уральский (1956, в Свердловске) ин-ты инженеров ж.-д. транспорта, высшие инж. морские уч-ща в Одессе и Владивостоке (1944), в Ленинграде (1954), Высшее мореходное уч-ще в Мурманске (1956), Новосибирский ин-т инженеров водного транспорта (1951), авиационные и гражд, авиации ин-ты в Казани и Уфе (1932), Киеве (1933), Куйбышеве (1942), Ленинграде (1955) и др.

В 1976 инженеров для ж.-д., автомоб., морского и речного транспорта и гражд. авиации готовили 130 вузов, в т. ч. 45 специализированных и 85 политехнич., машиностроительных, инженерно-строительных, кораблестроительных и др. Среди специализированных вузов 13 ин-тов ж.-д. транспорта - в Москве (2 ин-та), Ленинграде, Днепропетровске, Гомеле, Ростове-на-Дону, Харькове, Свердловске, Омске, Новосибирске, Хабаровске, Куйбышеве и Ташкенте. Основные специальности: эксплуатация жел. дорог; автоматика, телемеханика и связь на ж.-д. транспорте; электрификация ж.-д. транспорта; тепловозы и тепловозное х-во; локомотивостроение (электровозостроение и тепловозостроение); вагоностроение и вагонное х-во; стр-во жел. дорог, путь и путевое х-во; мосты и тоннели; экономика и организация ж.-д. транспорта; строит. и дорожные машины и оборудование и др. Ведущие вузы - Московский, Ленинградский и Всесоюзный заочный (в Москве) ин-ты инженеров ж.-д. транспорта (см. Железнодорожного транспорта институты).

Инженеров для автомоб. транспорта выпускают Московский, Киевский, Сибирский (Омск), Харьковский и Ташкентский автодорожные ин-ты. Основные специальности: автомобили и автомоб. х-во; эксплуатация автомоб. транспорта; организация дорожного движения; двигатели внутр. сгорания; автомоб. дороги; мосты и тоннели; строит. и дорожные машины и оборудование; экономика и организация автомоб. транспорта и др. Ведущий вуз - Моск. автомобильно-дорожный ин-т (МАДИ). Инженеров по отдельным автодорожным специальностям готовят также 70 др. вузов, в т. ч. 38 политехнич., 15 инженерно-строит. ин-тов, завод-втуз при Моск. автомоб. з-де им. Лихачёва и др. (см. Автомобильно-дорожные институты).

Для морского и речного транспорта специалистов высшей квалификации выпускают Одесский ин-т инженеров морского флота, высшие инженерные морские уч-ща во Владивостоке, Ленинграде, Калининграде, Мурманске, Новороссийске и Одессе, Горьковский, Новосибирский и Ленинградский ин-ты инженеров водного транспорта. Основные специальности: судовождение на морских (внутренних водных) путях; эксплуатация водного транспорта; судостроение и судоремонт; гидротехнич. строительство водных путей и портов; судовые машины и механизмы; экономика и организация водного транспорта и др. Инженеров для водного транспорта выпускают также Ленинградский и Николаевский кораблестроительные, Астраханский, Дальневосточный и Калининградский рыбной пром-сти и х-ва, Горьковский, Дальневосточный и Комсомольский-на-Амуре политехнические институты (см. Водного транспорта высшие учебные заведения).

Инженеров для воздушного транспорта по эксплуатационным специальностям (эксплуатация воздушного транспорта, двигателей, авиац. приборов и электрооборудования самолётов) готовят Академия гражд. авиации в Ленинграде, Киевский, Рижский и Московский ин-ты гражд. авиации и Актюбинское высшее лётное уч-ще гражд. авиации; по специальностям самолётостроение, авиац. двигатели, динамика и прочность машин, гидроаэродинамика и др. - Московский, Казанский, Куйбышевский, Уфимский, Харьковский авиац. ин-ты и Московский и Рыбинский авиационно-технологические, а также нек-рые политехнич., электротехнич. и др. ин-ты (Воронеж, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, Ташкент, Новосибирск и др.). Ведущий втуз и н.-и. центр - Моск. авиационный ин-т им. С. Орджоникидзе (см. Авиационные институты, Гражданской авиации высшие учебные заведения).

Инженеров для трубопроводного транспорта (по проектированию, сооружению и эксплуатации газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз) готовят Московский ин-т нефтехимич. и газовой пром-сти, Ивано-Франковский нефти и газа, Уфимский нефтяной, Тюменский индустриальный, Всесоюзный заочный политехнич. ин-ты (см. Нефтяные институты).

Инженеров для гор. транспорта выпускают ин-ты Моск. энергетический, Харьковский инженеров коммунального стр-ва, Киевский автомобильно-дорожный (гл. обр. для электрич. транспорта), Московский и Ленинградский ин-ты инженеров ж.-д. транспорта (по проектированию и стр-ву метрополитенов).

Уч. планы трансп. специальностей предусматривают изучение общенаучных дисциплин (обществ. науки, иностр. язык, высшая математика, физика, химия, теоретич. механика и др.), общеинженерных (начертательная геометрия и черчение, сопротивление материалов, электротехника, гидравлика, теплотехника, теория машин и механизмов) и специальных - по профилю подготовки (напр., для специальности "Автомобильные дороги" - дорожно-строит. машины, автомобили и тракторы, изыскание и проектирование дорог, мосты и сооружения на дорогах, эксплуатация дорог, основания и фундаменты, строит. конструкции и др.). В спец. подготовку входит изучение организации, планирования, управления, экономики соответствующей отрасли (автоматизированных систем управления, вычислит. техники в инженерных и экономич. расчётах и т. д.). Помимо обязательных, в уч. планы включены альтернативные и факультативные дисциплины, позволяющие углубить знания в избранной области науки и техники. За время обучения студенты выполняют 5-15 курсовых проектов (работ) - в зависимости от специальности, проходят уч. и производств. практику (24 недели). Обучение заканчивается гос. экзаменом по науч. коммунизму и защитой дипломного проекта (работы). Срок обучения - 5-6 лет. Выпускники вузов проходят стажировку по месту работы сроком до одного года.

Техников для транспорта готовят (1975) св. 400 средних специальных учебных заведений, в т. ч. 268 специализированных (ж.-д., автодорожных, автотранспортных, транспортного стр-ва, мореходных, арктич., речных и др.). Среднее специальное образование включает св. 60 трансп. специальностей (более узких, чем в высшей школе) и осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.

Резкое увеличение масштабов и темпов развития транспорта обусловило совершенствование системы Т. о. и расширение выпуска инженеров и техников. В 1950 трансп. специальностям в вузах обучалось 23,7 тыс. чел., выпуск -3,1 тыс. чел., в 1965 соответственно - 112,6 тыс. и 9,6 тыс., в 1974 - 142 тыс. и 16,5 тыс.; в техникумах: в 1950 - 48,7 тыс. и 11,1 тыс., в 1965 - 233,9 тыс. и 33,6 тыс., в 1974 - 287,9 тыс. и 63,2 тыс. чел.

Проф.-технич. Т. о. осуществляется более чем по 50 рабочим профессиям (машинист, моторист, судоводитель, радиомонтажник, механик, электромонтёр, слесарь по ремонту подвижного состава, водитель троллейбуса, трамвая и т. д.). В 1975 квалифицированных рабочих для транспорта готовили св. 300 профессионально-технических учебных заведений (ок. 150 тыс. уч-ся), выпуск составил 66 тыс. чел.

В других социалистич. странах общие принципы организации Т. о. близки к принятым в СССР. В ВНР подготовка кадров ведётся в Высшей школе в г. Дьёр; в ГДР - в Высшей технич. школе транспорта им. Ф. Листа (Дрезден), Ростокском ун-те; в ПНР - в политехнич. ин-тах (Варшава, Лодзь, Сопот, Познань, Щецин) и Гданьском ун-те; в НРБ - в Высшем машино-строительном ин-те им. В. И. Ленина (София), Морской академик (Варна), Высшей школе по подготовке инженеров воздушного транспорта (г. Шумен); в СРР - в Бухарестском политехническом ин-те; в СФРЮ - в Белградском ун-те; в ЧССР - в Высшем транспортном училище (г. Жилина). В этих странах существуют также средние специальные и профессионально-технические учебные заведения для подготовки техников и квалифицированных рабочих для различных видов транспорта.

В капиталистич. странах наиболее известными центрами Т. о. являются: в США - Массачусетсский технологич. ин-т; в Великобритании - Лондонский и Бирмингемский ун-ты, технологические ин-ты в Лафборо и Крэнфилде, Лондонский политехнический ин-т; во Франции - Национальная школа мостов и дорог в Париже, Техническая школа аэронавтики и автомобилестроения; в ФРГ - технические ун-ты в Дармштадте и Ганновере, Штутгартский ун-т; в Японии - ун-ты Токио, Хоккайдо, Киото, Кюсю и др. См. также Высшее образование, Машиностроительное и приборостроительное образование, Строительное образование, Энергетическое и электротехническое образование и др.
ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО, совокупность юрид. норм, регулирующих отношения, связанные с использованием путей сообщения и трансп. средств. В сферу сов. Т. п. включают: отношения сторон по договору перевозки грузов и пассажиров; вопросы планирования и организации перевозок; порядок расчётов по перевозкам и взыскания имущественных санкций за нарушение соответствующих плановых и договорных обязательств; отношения по использованию трансп. средств для иных (не связанных с договором перевозки) целей (напр., рыбный промысел, добыча полезных ископаемых, буксирные, ледокольные и спасательные работы). В Т. п. включают и отношения по использованию трубопроводов (хотя перекачка газа, нефти и т. п. оформляется не перевозочным, а специальным договором на снабжение).

Субъектами регулируемых Т. п. отношений являются перевозчики (жел. дороги, мор. и речные пароходства, воздушно- и автотранспортные предприятия), другие адм.-хоз. подразделения транспорта (станции, порты, пристани), клиентура (отправители, получатели грузов и почты, пассажиры), органы управления транспортом (министерства, управления).

Нормы Т. п. содержатся в Основах гражданского законодательства 1961, ГК союзных республик, транспортных уставах (напр., в Уставе железных дорог СССР, Уставе внутреннего водного транспорта СССР, Уставе автомобильного транспорта РСФСР) и специальных кодексах (Кодексе торгового мореплавания СССР, Воздушном кодексе СССР), правилах перевозок, тарифах, технич. условиях, положениях и др. нормативных актах.
ТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ, см. в ст. Страхование.

ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, отрасль строительства, осуществляющая сооружение и реконструкцию объектов ж.-д., автомоб., водного, возд., трубопроводного транспорта; включает стр-во земляного полотна жел. и автомоб. дорог, верхнего строения пути, устройств электрификации, автоматики и телемеханики жел. дорог, дорожных и аэродромных покрытий, мостов, тоннелей и метрополитенов, причалов в мор. и речных портах, каналов, магистральных нефте- и газопроводов, вокзалов, депо, служебно-технич. и других трансп. зданий.

В дореволюц. России Т. с. ограничивалось гл. обр. прокладкой жел. и гужевых дорог, сооружением причалов на внутренних водных путях. Наиболее крупная ж.-д. стройка - Великая Сибирская магистраль, сквозное движение по к-рой между Москвой и Владивостоком открыто в 1905.

В С С С Р Т. с. осуществляется в соответствии с перспективными планами развития единой трансп. системы страны. Первая программа Т. с. на 2 года была определена постановлением СНК от 27 марта 1919. В условиях Гражд. войны и воен. интервенции 1918-20 построено 1000 км новых жел. дорог. В 1920 принят разработанный по инициативе В. И. Ленина план ГОЭЛРО, в к-ром предусматривались электрификация наиболее грузонапряжённых ж.-д. магистралей, горных и пригородных участков жел. дорог, стр-во новых линий. К 1925 наряду с восстановлением разрушенных жел. дорог построено 2700 км новых. В 1923 открыта первая возд. линия гражд. флота Москва - Н. Новгород (ныне г. Горький).

За годы довоенных пятилеток (1929- 1940) построено 13,4 тыс. км новых жел. дорог, в т. ч. крупнейшие ж.-д. магистрали Турксиб и Москва - Донбасс, жел. дороги на Урале, в Кузбассе, Казахстане, на Д. Востоке, усилены связи этих р-нов с центр. и зап. р-нами страны. Электрифицированы наиболее трудные по профилю и грузонапряжённости участки жел. дорог, а также Моск. ж.-д. узел. Построены Амуро-Якутская автомоб. магистраль, Чуйский, Усинский, Ангаро-Ленский и др. тракты, магистраль Москва - Минск; сотни аэродромов, Внуковский аэропорт в Москве; десятки мор. и речных портов, каналы Волго-Донской и им. Москвы. Проложены нефте- и неф-тепродуктопроводы Армавир - Трудовая, Каспий - Орск, Ишимбай - Уфа и др. Вступили в действие 2 линии Моск. метрополитена.

В результате высоких темпов Т. с. страна к 1941 располагала достаточно развитым транспортом. Это позволило в первые же дни Великой Отечеств. войны 1941-45 наряду с фронтовыми перевозками перебазировать пром-сть в вост. р-ны, эвакуировать население. Несмотря на громадный объём восстановит. работ, за 4 года войны построено 9 тыс. км новых жел. дорог, 12 тыс. км автомоб. дорог с твёрдым покрытием, 1560 км магистральных трубопроводов, продолжалось строительство Московского метрополитена.

После окончания войны темпы Т. с. продолжали нарастать (см. табл.). За 1945-75 построены Южно-Сибирская ж.-д. магистраль, жел. дороги на целинных и залежных землях, линии Тайшет - Лена, Барнаул - Омск, Тюмень - Тобольск и др.; электрифицированы крупнейшие магистрали Москва - Байкал, Ленинград - Москва - Ленинакан, Москва - К