БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321в деле успокоения страны и проведения в жизнь возвещенных новых основ", т. е. Манифеста 17 октября 1905. 1-й съезд партии состоялся 5-6 февр. 1906; пред. был избран Крестовников. Т.-п. п. выступала против созыва Учредит. собрания, введения 8-час. рабочего дня и свободы стачек; в агр. вопросе стояла за сохранение помещичьего землевладения, за выход крестьян на отруба и переселение их в вост. р-ны страны. В. И. Ленин относил Т.-п. п. к правому крылу либерально-монархич. партий, с к-рыми партия пролетариата должна вести "самую беспощадную борьбу". На выборах в 1-ю Гос. думу Т.-п. п. блокировалась с октябристами и к кон. 1906 распалась; большинство её членов вошло в партию октябристов.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 232; Сб. программ политических партий в России, в. 4, СПБ, 1906; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в первой русской революции, 2 изд., М., 1970. Н. Ф. Славин.

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, готовят специалистов по экономике торговли, товароведению и организации торговли прод. и пром. товарами, а также экономистов по бухгалтерскому учёту, финансам и кредиту, инженеров по технологии и организации общественного питания, машинам и аппаратам пищ. производств.

В 1976 в СССР было 12 Т.-э. п., в т. ч. 4 ин-та сов. торговли: Дальневосточный (осн. в 1968 во Владивостоке), Донецкий (I960), Заочный (1937, Москва) и Ленинградский им. Ф. Энгельса (1930); Львовский (1945) и Киевский (1966) Т.-э. и.; Московский (1959), Самаркандский им. В. В. Куйбышева (1961), Карагандинский (1966), Полтавский(1974) кооп. ин-ты; Новосибирский ин-т сов. кооп. торговли (1956) и Харьковский ин-т обществ. питания (осн. в 1967). Во всех Т.-э. и. имеются дневная (кроме Заочного ин-та) и заочная формы обучения; в Дальневосточном, Донецком, Киевском, Ленинградском и Харьковском ин-тах и вечерняя; в семи ин-тах организована аспирантура.

Нек-рые Т.-э. п. имеют ф-ты и филиалы в др. городах (напр., Заочный ин-т - в Алма-Ате, Волгограде, Воронеже, Иркутске, Казани, Кишинёве, Куйбышеве, Риге, Ростове-на-Дону, Саратове, Хабаровске, Челябинске и др.). Срок обучения 4-5 лет. Киевский ин-т имеет право принимать к защите кандидатские диссертации. См. также Экономическое образование.



ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ, устройства для выдачи (иногда и приготовления) товара после получения монет или др. платёжных средств от покупателя; самостоятельно осуществляют все рабочие и вспомогат. процессы и движения. Используются для продажи распространённых товаров невысокой стоимости, имеющих небольшие размеры (напр., кондитерские и табачные изделия, напитки, молочные продукты). К Т. а. относят также полуавтоматы, в к-рых покупатель после опускания монеты должен нажать кнопку или рычаг для выдачи товара.

Впервые описание автоматич. устройств для продажи "священной" воды и омовения рук в храмах встречается у Герона Александрийского (1 в. н. э.) в его "Пневматике". В нач. 17 в. в Англии имелись устройства для продажи табака порциями; на Всемирной пром. выставке в Лондоне в 1851 демонстрировались устройства, продававшие напитки. Первые патенты на Т. а. в США были выданы в 1886. В 1887 в Великобритании была создана первая торг. фирма по продаже товаров через Т. а. В СССР серийное производство Т. а. началось в 1956.

Т. а. подразделяются на дозирующие (для продажи жидких и сыпучих продуктов) и автоматы для продажи штучных фасованных товаров. Имеются одно-и многосекционные Т. а. различных типов: шкафные (для индивидуальной установки), панельные (для групповой установки), автоматы-витрины, автоматы- киоски и т. п. Осн. узлы Т. а.: загрузочное и транспортирующее устройства, дозатор (или устройство для отделения от общей массы единицы товара), механизм выдачи и монетный механизм. Автоматы для продажи газированной воды, кофе снабжены устройствами для их приготовления (сатураторы, смесители). Для продажи прохладит. напитков, скоропортящихся и замороженных продуктов Т. а. имеют холодильные установки; для продажи горячих напитков, первых и вторых блюд - нагреват. элементы. Опущенные покупателем монеты (платёжные средства) поступают в монетный механизм, где проверяется их подлинность с помощью контрольных устройств. При оплате стоимости товара монетный механизм подаёт разрешающий сигнал на исполнит. устройства Т. а., выдающие товар. Б. Г. Воронков, К. В. Советов.



ТОРГОВЫЕ КНИГИ, в ряде бурж. гос-в обязат. документ, в к-ром коммерсант (физич. или юридич. лицо) ежедневно фиксирует все хоз. операции своего предприятия, отражая тем самым его финанс. положение. См. также Торговое право.



ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ, монопольные орг-ции купечества, преим. занятого во внеш. торговле; особенно характерны для периода разложения феодализма и возникновения раннекапиталистич. отношений в Европе. Сохраняя в большинстве случаев мн. черты феод.-корпоративных орг-ций (привилегированное положение в сфере торговли, олигархичность управления и др.), Т. к. по существу были уже частнопредпринимат. орг-циями, строились на основе соглашения пайщиков - владельцев капитала о совместном ведении дела и пропорциональном разделе прибыли, имели тенденцию к укрупнению капитала и уменьшению числа осн. пайщиков. Нередко соединяли крупную оптовую (часто заморскую) торговлю (остававшуюся гл. сферой деятельности Т. к.) с банковскими кредитными и ростовщич. операциями, а также с предпринимательством (особенно в текст., горно-металлургич. пром-сти). Наиболее известными и влиятельными были: флорентийские компании (родов Барди, Перуцци и др.), игравшие особенно большую роль в 13-14 вв., крупнейшие аугсбург-ские компании 15-16 вв. (Вельзеров, Фуггеров, Баумгартнеров, Гохштеттеров и др.), герм. Большая Равенсбургская компания (1380-1530, чисто торг.), английские - Компания купцов-авантюристов (1406-1808), Московская компания (1554-1649); возникавшие с 16- 17 вв. крупные заморские Т. к.: английские - Ост-Индская компания (1600- 1858), Гвинейская (Афр., осн. в 1588), Плимутская (осн. в 1606), голландские - Ост-Индская компания (1602-1798), Вест-Индская компания (1621 -1791), французские - Ост-Индская компания (1664-1719), Вест-Индская компания (1664-74). Торгуя с отдалёнными, большей частью экономически слаборазвитыми странами, эти заморские Т. к. становились важным рычагом колон. порабощения и эксплуатации. Наиболее мощные из них, обладая правом ведения войны и заключения мира, правом суда, имея свои вооруж. силы и т. д., использовали методы прямого экономич. грабежа, занимались работорговлей, сыграв важную роль в процессе т. н. первоначального накопления капитала.

Т. к. существовали во 2-й пол. 17- 19 вв. и в России, но деятельность их чаще всего была кратковременной и малоуспешной. Дольше других существовала Российско-американская компания (1799- 1868).



ТОРГОВЫЕ МОНОПОЛИИ капиталистических стран. Концентрация и централизация торгового капитала привели к созданию Т. м., сосредоточивающих большую часть торг. оборота и занимающих господствующее положение в сфере торговли. После 2-й мировой войны 1939-45 обострение конкурентной борьбы на внутр. и междунар. рынках капиталистич. стран ускорило процесс концентрации капитала в сфере торговли; позиции Т. м. значительно усилились.

Наиболее высокого уровня развития Т. м. достигли в США. В нач. 70-х гг. 50 торг. фирм осуществляли почти половину общего товарооборота страны. Крупнейшая по сумме оборота Т. м. США и капиталистического мира -"Сирс, Робак энд К°" (сумма оборота в 1973 - 11 млрд. долл.); в первую шестёрку амер. Т. м. входят также: "Пенни" (6,2), "Кресдж" (4,6), "Вулворт" (3,7), "Грейт Атлантик энд Паси фик ти"(1,8), "Сейфу-эй сторс"(1,7). В Великобритании 12 Т. м. сосредоточивали в 1973 1/4 общего торг. оборота страны. Среди них: "Маркс энд Спенсер" (550 млрд. ф. ст.), "Грейт юниверсал сторс" ("ГЮС", 457 млн. ф. ст.), "Теско сторс" (395 млн. ф. ст.), "Вулворт" (дочерняя компания одноимённой торг. фирмы США, 361 млн. ф. ст.), "Бутс пьюр драг" (346 млн. ф. ст.), "Ассошиэйтед бритиш фудс" (261 млн. ф. ст.). Т. м. занимают ведущие позиции во внутр. торговле Франции, ФРГ, Италии, Японии и др. капиталистич. стран.

Вместе с тем наряду с крупными фирмами в розничной торговле капиталистич. стран сохранилось большое число мелких торговцев, хотя доля их в товарообороте страны сокращается. Они превращаются в торг. агентов крупного пром. или торг. капитала. Одна из новых форм Т. м.- "добровольные" объединения оптовых и розничных частных торговцев, возникшие в нек-рых странах Зап. Европы и США в 50-е гг. 20 в. Наибольшее развитие получили в Нидерландах (70% мелких бакалейщиков в сер. 70-х гг. осуществляли 70% торговли прод. товарами), в Великобритании (25% мелких торговцев в 1966 осуществляли 46% оборота бакалейной торговли). Крупнейшее междунар. "добровольное" объединение "Спар" (включает 18 оптовых и 2100 розничных торг. компаний Нидерландов, 50 оптовых и 12 тыс. розничных торг. компаний ФРГ и 35 оптовых и 3,5 тыс. розничных торг. компаний Великобритании, нач. 70-х гг.). В 1972 оборот "Спар" составил 125 млн. ф. ст.

Крупные Т. м. в поисках новых прибыльных сфер приложения капиталов создают собств. произ-во. Почти каждая такая Т. м. контролирует пром. предприятия. Так, Т. м. США"Грейт Атлантик энд Пасифик ти" имеет собств. пекарни, рыбоконсервные и сыроваренные з-ды, "Сейфуэй сторс" - св. 120 пром. предприятий по произ-ву пищ. продуктов. Англ. торгово-пром. компания "Сирс холдинге" контролирует 45 обувных компаний, к-рые выпускают 1/10 производимой в Великобритании обуви, и продаёт её в 2 тыс. собств. магазинах. Деятельность крупнейших Т. м. развитых капиталистич. стран выходит за нац. границы. Амер. торг. компания "Сирс, Робак энд К°" имеет магазины в странах Лат. Америки, Испании; "Вулворт" владеет сетью магазинов в Канаде, ФРГ, Мексике, Испании, Великобритании. Канад. торг. компания "Стейнбергс" учредила во Франции прод. фирму "Супермарше Монреаль", англ. торг. компания "ГЮС" контролирует ряд универмагов в США, Франции, Австралии, Канаде, Нидерландах, Испании, Израиле, "Ассошиэйтед бритищ фудс" располагает огромной сетью прод. магазинов в Австралии и Юж. Африке, "Эллайд сэплайерс" контролирует дочернюю компанию "Милтон", располагающую сетью магазинов в ФРГ, Пакистане. Более 50% активов "Эллайд сэплайерс" принадлежит гигантской пищ. англо-голл. монополии "Юнилевер", пром. и торг. предприятия к-рой имеются во всех странах капиталистич. мира.

Лит.: Деборин Г., Торговый капитал в эпоху империализма, М., 1940; Токмалаев С. Ф., Торговый капитал и торговая прибыль, [М.], 1949; Экономика н политика Англии после второй мировой воины, М., 1958; Дубниский Л. С., Монополии и экономика Англии. (До второй мировой войны), М., 1960; Зотов Г., Розничная торговля в США, М., 1961; Распад Британской империи, М., 1964; Сорок н на В. Ф., Внутренняя торговля Англии, М., 1972; 3агладина С. М., США: обращение товаров и услуг в экономике, М., 1975.

В. Ф. Сорокина.



ТОРГОВЫЕ РЯДЫ, торг. здание, разделённое на примыкающие друг к другу ячейки-лавки, объединённые открытой галереей с аркадой или колоннадой. Каменные Т. р. как крупный комплекс, формирующий облик центр. площадей города, были распространены в Европе с периода зрелого средневековья (напр., Т. р. в Бремене, Кракове, Праге), в России - особенно повсеместно в архитектуре эпохи классицизма [напр., Т. р. в Костроме (илл. см. т. 13, стр. 276), в Ярославле].



ТОРГОВЫЕ СКИДКИ, часть розничной цены товара, остающаяся в распоряжении торг. орг-ций и предприятий и используемая ими для покрытия издержек обращения и образования прибыли. Т. с. дифференцированы по отд. товарам и товарным группам, по геогр. р-нам, а также по торг. системам. В СССР размеры Т. с. (в процентах к розничной цене товара) и порядок их применения устанавливаются Гос. к-том цен Сов. Мин. СССР. См. также Наценки (скидки) к ценам.



ТОРГОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ, отдельные здания и комплексы построек, предназначенные для розничной и мелкооптовой торговли, магазины, рынки, торговые центры, торговые ряды, пассажи, лавки, ларьки и т. д.

Древнейшие Т. с. известны в антич. городах, это - помещения, располагавшиеся в ряд по сторонам др.-греч. агор (в Афинах, Милете, Приене и др.), др.-рим. таберны (лавки), устраивавшиеся в первых этажах инсул (в Остии, Риме и др.), располагавшиеся по сторонам форумов (напр., на форуме Цезаря в Риме, 1 в. до н. э.) или объединявшиеся вокруг мацеллумов (рынков), прямоугольных перистильных дворов (рынок Траяна в Риме, 2 в.). В период феодализма важнейшим видом европ. Т. с. являлись лавки в домах ремесленников и торговцев. С 15 в. получили распространение торг. ряды, а также отдельно стоящие цеховые торг. дома с аркадами на 1-м этаже и складами на верхнем. Большим своеобразием отличались среднеазиатские Т. с. (рыночные купольные постройки, торг. пассажи), возводившиеся с 16 в. в Бухаре, Самарканде и др. Яркими образцами Т. с. кон. 17- нач. 19 вв. явились рус. гостиные дворы и торг. ряды.

Во 2-й пол. 19 в. повсеместно распространялись магазины, встроенные в 1-е этажи жилых зданий, крытые рынки и пассажи, где особенно широко применялись металлич. фермы и стекло, позволявшие создавать огромные по масштабам внутр. пространства без опор, с верхним освещением [центр. рынок в Париже, 1854-70, арх. В. Бальтар; пассаж-галерея Виктора Эммануила II в Милане, 1865-77, арх. Дж. Менгони; Верхние торг. ряды (ныне ГУМ) в Москве, илл. см. т. 19, стр. 263]. Тогда же возникли универсальные магазины (универмаги), к-рые (в отличие от гостиных дворов и пассажей, состоявших из многочисл. отд. магазинов и лавок) полностью принадлежали одной фирме или владельцу и представляли собой многоэтажные здания с центр. парадным залом, куда выходили галереи торг. помещений ["О бон марше", 1868, арх. Л. О. Буало, инж. А. Г. Эйфель; "О прентан", 1881-89, арх. П. Седиль, оба в Париже; "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ) в Москве, илл. см. т. 12, стр. 291].

В 1-й пол. 20 в. окончательно определился переход к стр-ву универмагов с торг. залами, целиком занимающими всю площадь этажей, с максимально остеклёнными фасадами ("Шоккен" в Штутгарте, 1926-28, арх. Э. Мендельзон; "Галери нувель" в Руане, 1953, арх. Ж. Ферей, и др.). Возводятся и универмаги с глухими наружными стенами (кроме 1-го этажа с витринами), полностью рассчитанные на искусств. освещение ("Приор" в Братиславе, 1968, арх. И. Матушек). В 1960-70-е гг. велось интенсивное строительство универмагов, обычно одноэтажных зданий с торг. залом, перекрытым большепролётными конструкциями ("Суперсам" в Варшаве, илл. см. т. 4, табл. XXII, стр. 224-225). Здания универмагов, универсамов и специализированных магазинов в сер. 20 в. нередко совмещались с трансп. сооружениями (БулЛ-ринг в Бирмингеме, 1964, арх. С. Гринвуд, и др.), включались в крупные обществ. комплексы городов-спутников, новых микрорайонов и реконструируемых старых р-нов (торг. центр Лейнбан в Роттердаме, илл. см. т. 4, стр. 59). С 1920-х гг. в связи с появлением первых железобетонных сводов и куполов-оболочек новый облик обрели крытые рынки. Специализированные встроенные магазины, нередко создающие неудобства для жильцов этажей, находящихся над торг. помещениями, и организации торг. процесса, в совр. практике всё чаще вытесняются отдельно стоящими Т. с.

В СССР принята след. классификация Т. с.: торг, центры, универсамы (крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом прод. и пром.-бытовых товаров), универмаги, специализированные магазины (для торговли преим. одним или несколькими видами товаров), магазины заказов, крытые рынки. Среди наиболее примечательных сов. Т. с. - центр. крытый рынок в Ереване (1952, арх. Г. Г. Агабабян), крытый рынок "Черёмушки" в Москве (1964, арх. Ф. X. Селецкий), Дом торговли в Ульяновске (1966, арх. Ф. X. Селецкий), магазины на проспекте Калинина в Москве (1968, арх. М. В. Посохин, И. А. Покровский, Ю. В. Попов). Массовое стр-во Т. с. осуществляется гл. обр. по типовым проектам. Лит.: Предприятия розничной торговли, М., 1962; Урбах А. И., Крытые рынки, М., 1963; его же. Торговые здания и комплексы, М., 1974; Проектирование сети предприятий торгово-бытового обслуживания в городах, М., 1975; А1оi R., Mercati e negozi, Mil., 1959; Warenhaus und Einkaufszentrum, hrsg. F. Wild, W. Pawlik, Munch., 1972; Nage1 S., Linke S., Bauten des Handels, Dusseldorf, 1973. И. Р. Федосеева.



ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ, комплексы функционально и пространственно взаимосвязанных предприятий торговли, общественного питания, бытового и др. видов обслуживания. Т. ц. строят на участках с благоустроенной пешеходной зоной, удобными трансп. подъездами и автостоянками; их размещение связано с трансп. системой города (с автомагистралями, вокзалами и пр.) и, в частности, с осн. пешеходными потоками, направл. к остановкам обществ. транспорта. Т. ц. обычно включаются в состав обществ. центров городов и гор. р-нов, куда входят также учреждения культуры (клубы, библиотеки), спорта и др.

Интенсивное развитие сети Т. ц. в развитых капиталистич. странах (впервые они появились в США в 1920-30-х гг., в др. странах - со 2-й пол. 40-х гг.) связано с концентрацией торговли в руках крупных монополий и конкуренцией между ними на внутр. рынке, а также с процессом децентрализации населения крупных городов, переселением части его на окраины и в загородные зоны, развитием обществ. и особенно индивидуального транспорта. Так, в 1973 в США насчитывалось 14,5 тыс.

Т. ц., удельный вес к-рых в розничном товарообороте составил ок. 46%. В США (а также в Швеции, Японии, ФРГ и др. странах) мн. Т. ц. расположены за гор. чертой, на перекрёстках шосс. дорог, в расчёте на владельцев индивидуальных автомашин. По мощности и характеру обслуживания амер. Т. ц. разделяются на крупные (региональные), в состав к-рых входят от 40 до 100 магазинов, средние (промежуточные) - 20-40 магазинов, небольшие (ближайшие) - 10-20 магазинов. Кроме предприятий торговли и обществ. питания, в их составе имеются отделения банка, сберегат. касса и различные предприятия бытового обслуживания. Помещения Т. ц. сдаются в аренду гл. обр. крупным торг. компаниям. В Зап. Европе (Великобритания, Швеция и др.) Т. ц. строятся в основном в пределах новых жилых массивов на окраинах крупных городов в расчёте на покупателей, пользующихся обществ. и личным транспортом, или на пешеходов. Интенсивное развитие Т. ц. в капиталистич. странах сопровождается разорением мелких торг. предприятий и высоким уровнем централизации финансового капитала.

В С С С Р Т. ц. делятся на Т. ц., размещаемые в жилой зоне (микрорайонах, жилых р-нах, межмагистральных территориях, жилых кварталах), осн. предприятием к-рых является универсам, и Т. ц. гор. значения, осн. предприятием к-рых являются универмаги с крупным отделом прод. товаров ("Гастроном"). В состав Т. ц. могут входить также отд. специализированные магазины ("Цветы", "Книги", "Мебель" и др.). Размеры общегор. Т. ц. увязываются с типами общегор. универмагов и численностью обслуживаемого населения.

Т. ц.- прогрессивная форма организации торговли, обеспечивающая предоставление комплексных услуг по торг. и др. видам обслуживания в одном месте, а также укрупнение и кооперацию предприятий обслуживания населения, что позволяет примерно на 5-10% снизить объём капитальных вложений по сравнению с разрозненным стр-вом объектов, входящих в состав Т. ц. Стр-во Т. ц. в СССР началось в 1960-х гг. Т. ц. широко распространены и в зарубежных социалистич. странах: в ГДР - в Берлине ("Ганс Лох"), в Карл-Маркс-Штадте ("Йорк-штрасе"); в ЧССР (в Праге, Братиславе, Пльзене, Брно, Кошице) и т. д. Развитие и размещение торг. и обществ. центров в СССР и в др. социалистич. странах, как правило, включается в ген. планы развития городов и рассматривается как одно из осн. направлений дальнейшего совершенствования обслуживания населения. Илл. см. также т. 4, стр. 59.

Лит.: Серебряков С. В., Фельдман И. М., Карташова К. К., Торговые центры, М., 1963; Торговые центры, М., 1964; Грюн В., Смит Л., Торговые центры США, пер. с англ., М., 1966.

B.C. Волков, Н. К. Гулаков, И. Р. Федосеева.



ТОРГОВЫЙ БАЛАНС, баланс, отражающий соотношение стоимости экспорта и импорта страны за определённый период (как правило, за год). В него включается стоимость товаров, проданных и купленных на условиях немедленной оплаты, поставляемых в кредит, а также безвозмездно в виде правительств. помощи или дара (за вычетом стоимости последних Т. б. включается в платёжный баланс). В активной части Т. б. отражается экспорт товаров, произведённых, выращенных или добытых в стране, а также товаров, ранее ввезённых из-за границы и подвергшихся переработке. В пассивной части - импорт товаров иностр. происхождения для внутр. потребления или переработки с целью их последующего вывоза. Разность между стоимостью экспорта и импорта составляет сальдо Т. б.: активное, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта; пассивное, если стоимость импорта превышает стоимость экспорта. Т. б., активная и пассивная части к-рого равны, наз. нетто-балансом.

Т. б. составляется статистич., финанс. и внешнеторг. органами каждой страны для оценки её внешнеэкономич. позиций, уровня конкурентоспособности товаров нац. произ-ва, покупат. способности нац. валюты. Методология подсчёта стоимости экспорта и импорта в различных странах имеет свою специфику, что затрудняет сопоставление соответств. показателей Т. б. Статистич. комиссия ООН рекомендует странам придерживаться единой методологии в отношении системы и базы учёта стоимостных показателей во внеш. торговле. В частности, при составлении Т. 6. учитывать стоимость импортируемых товаров на базе СИФ (или франко-граница страны-покупателя), а экспортируемых товаров - на базе ФОБ (или франко-граница страны-продавца), т. е. в стоимость импортируемого товара включать его стоимость на границе или в выходных портах страны-продавца, а также расходы по страхованию и доставке товара до границы страны-покупателя, а в стоимость экспортируемого товара - все расходы продавца по доставке товара в выходной порт или до границы своей страны, включая экспортные пошлины и др. подобные сборы. Большинство стран при составлении Т. б. придерживается методологии подсчёта, рекомендованной Статистич. комиссией ООН. Ок. 30 стран, в т. ч. социалистические, учитывают стоимость импорта, так же как и стоимость экспорта, на базе ФОБ.

В Т. б. капиталистич. стран отражаются стихийный характер развития капиталистич. экономики, обострение борьбы за рынки сбыта, валютный кризис, инфляция и ряд др. процессов. Неравномерность экономич. и политич. развития капитализма проявляется в изменении соотношения сил между конкурентами, в обострении торг. войны между странами, экономич. и таможенными группировками империалистич. гос-в (см. Таможенная политика). В практике капиталистич. стран широкое применение получили такие методы "выравнивания" Т. б., как пошлины таможенные, количеств. ограничения импорта, налоговые и кредитные льготы, бюджетное финансирование экспорта, девальвация, ревальвация, введение множественности валютных курсов и ряд др.

Для мн. развитых капиталистич. стран в 1-й пол. 70-х гг. характерен хронич. дефицит Т. б. Так, в 1970-74 суммарный дефицит Т. б. США составил 7,4 млрд. долл., Великобритании - 13,2 млрд. ф. ст., Франции - 47,3 млрд. фр. В 1974 во всех империалистич. стра