БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321звитого гос.-монополистич. капитализма США и ведущих стран Зап. Европы. Подъём экономики сопровождался дальнейшим углублением всех противоречий япон. общества, и прежде всего - между трудом и капиталом. Хотя трудящиеся добивались путём упорной стачечной борьбы повышения номинальной заработной платы, значит, часть этого прироста поглощалась повышением потребительских цен. В целом жизненный уровень трудящихся в Я. ниже, чем в США и нек-рых европ. развитых капиталистич. гос-вах.

Наступление монополий и реакции, насаждение национализма, активизация неофаш. элементов встречают упорное сопротивление япон. трудящихся. Ежегодно с 1955 весной и осенью миллионы тружеников принимают участие в забастовках, митингах, демонстрациях, в ходе к-рых выдвигаются как экономич., так и политич. требования.

Наращивание экономич. мощи Я. привело к определённым изменениям в расстановке сил в капиталистическом мире и активизации роли Я. в мировой политике.

Пр-ва правящей ЛДП в основу своей политики ставят сохранение и развитие воен.-политич. союза с США при укреплении позиций Я. внутри этого союза. 19 янв. 1960 был подписан японо-амер. договор о взаимном сотрудничестве и безопасности, заменивший договор безопасности 1951. Вопреки протестам общественности, требовавшей провозглашения политики нейтралитета, новый договор подтвердил право США содержать на терр. Я. свои базы и вооруж. силы. Я. взяла на себя также ряд обязательств по наращиванию военно-пром. потенциала. По истечении срока действия договора в 1970 он был автоматически продлён и будет оставаться в силе, пока одна из сторон не объявит за год о желании его денонсировать.

Я. оказывала широкую политич., дипломатич. и материально-технич. поддержку США в войне против вьетнамского народа. В авг. 1964 Я. дала согласие на заход в япон. порты амер. атомных подводных лодок, в нояб. 1967 - атомных авианосцев и др. надводных кораблей. Учитывая возросшую роль Я. в амер. военно-стратегич. системе в Азии, США удовлетворили нек-рые требования Я.; в 1972 они возвратили Я. о-ва Рюкю с гл. о. Окинава (до этого незаконно удерживались США), однако все осн. воен. объекты оставались в руках США. Правящие круги Я. уделяли особое внимание развитию связей с участниками воен. союзов и блоков. В июне 1965 были подписаны Основной договор и ряд соглашений с Юж. Кореей. Я. была инициатором создания в июне 1966 Азиатско-тихоокеанского совета (АЗПАК).

Форсированные темпы развития япон. экономики в 60-х гг. привели к дальнейшему обострению экономич. и социальных противоречий. С кон. 1973 экономику охватил самый серьёзный за послевоенные годы циклич. кризис перепроизводства, который приобрёл особенно глубокий и затяжной характер в результате переплетения с валютно- финансовым и энергетич. кризисом капиталистич. мира, небывалым ростом инфляции и резким ухудшением конъюнктуры на мировом рынке. Объём пром. продукции в 1975 сократился на 10,9% по сравнению с предыдущим годом и на 13,8% по сравнению с 1973. Сравнительно вялый выход из кризиса начался весной 1976. В февр. 1975 в стране насчитывалось 1,1 млн. безработных и более 1,4 млн. полубезработных. На положении трудящихся тяжело сказывались высокие темпы инфляции. Розничные цены в апр. 1975 были на 71% выше, чем в апр. 1970. Ухудшилось положение мелкого и среднего крестьянства. Реальные доходы крест, х-в в расчёте на 1 га зем. площади сократились в 1974 на 32% по сравнению с 1970. На населении тяжело отражается загрязнение окружающей среды пром. предприятиями и транспортом.

Резкое обострение социальных противоречий проявилось в подъёме рабочего и демократич. движения, явном сдвиге влево в настроениях широких масс населения и падении влияния ЛДП.

На выборах в палату представителей в дек. 1976 за ЛДП голосовало лишь 41,8% избирателей (62,6% в 1955), впервые после образования в 1955 она не смогла завоевать большинства, получив лишь 249 мандатов из 511. Позже в ЛДП вступил ряд депутатов, баллотировавшихся как "независимые"; партия стала располагать незначительным большинством (260 мандатов, март 1977). Новое пр-во, сформированное в дек. 1976, возглавил Т. Фукуда; в дек. 1978 премьер-мин, стал М. Охира. Падение влияния ЛДП сопровождалось ростом авторитета оппозиц. сил. СПЯ, выступающая за установление демократич. контроля над экономикой и ликвидацию засилья монополий, за аннулирование воен. союза с США, провозглашение нейтралитета и развитие добрососедских отношений со всеми странами, на выборах в дек. 1976 провела в парламент 123 своих кандидата, собрав 11,7 млн. голосов (20,7%). За кандидатов КПЯ голосовало 6 млн. избирателей (10,7%) и она получила 19 мест.

Оппозиц. партии добились существ, успехов на выборах в местные органы власти. В 1977 примерно треть из 600 с лишним городов и муниципалитетов, включая города Токио, Осака, Киото, Нагоя и Йокохама, в к-рых проживает почти половина населения страны, возглавлялись мэрами, выдвинутыми оппозиц. партиями.

Резкое обострение межимпериалистич. противоречий, возрастание роли стран социализма в мировой политике, глубокие сдвиги в расстановке сил в империалистич. лагере заставили правящие круги Я. внести коррективы в свой внешне-политич. курс. С нач. 70-х гг. они провозгласили доктрину т. н. многополюсной дипломатии, под к-рой понималось развитие связей со странами Зап. Европы, Сов. Союзом и Китаем при повышении роли Я. в военно-политич. союзе с США, к-рому по-прежнему отводилось первостепенное значение.

В политич. области недовольство Я. вызвало достигнутое в июне 1971 без её ведома соглашение США с КНР о визите президента Никсона в Пекин, что рассматривалось как нарушение Вашингтоном договорённости о согласовании позиций в отношении КНР и попытка принизить роль Я. в решении азиат, проблем. Пр-вам США и Я. не удалось также ликвидировать глубокие торгово-экономич. противоречия между их странами. В 1976 дефицит США в торговле с Я. составил 3,9 млрд. долл., в 1977 - 7,3 млрд. долл.

Я. значительно расширила экономические и политич. связи со странами Зап. Европы. Однако бурный наплыв японских товаров вызвал растущую насторожённость и сопротивление влиятельных зап.-европ. экономич. и политич. кругов. В этих условиях Я. уделяет всё больше внимания укреплению своих позиций в азиатско-тихоокеанском регионе, развивая связи как со странами Азии, так и с Австралией и Канадой, являющимися важными торговыми партнёрами Я.

Трезвый учёт сложившегося соотношения сил и значения стран социалистич. содружества на междунар. арене побудил правящие круги Я. к поискам путей развития добрососедских связей с социалистич. гос-вами, в первую очередь с Сов.

Союзом, учитывая его роль в глобальной системе междунар. отношений, география, близость и заинтересованность деловых кругов страны в развитии торгово-экономич. связей с СССР.

После подписания Совместной декларации (1956) сов.-япон. отношения во всех областях получили существенное развитие. Были заключены торговый договор (1957), ряд соглашений в области рыболовства, консульская конвенция (1966), установлены регулярное пароходное (1958) и воздушное (1966) сообщения. Наряду с торговлей получило развитие экономич. сотрудничество. Значительно расширились связи в области науки, культуры, туристич. обмена, а также по линии демократич. орг-ций и обществ. Важным вкладом в развитие добрососедских отношений между СССР и Я. явились сов.-япон. переговоры на высшем уровне в Москве 7-10 окт. 1973. Была достигнута договорённость о расширении политич. контактов, экономич. и научно-технич. сотрудничества, торговли и подписан ряд конкретных соглашений. Товарооборот между обеими странами возрос с 15,4 млн. руб. в 1957 до 2,3 млрд. руб. в 1977. 22 апр. 1974 был подписан межправительств, протокол о предоставлении Я. Советскому Союзу банковского кредита на сумму 1 050 млн. долл. В 1974-76 были заключены генеральные соглашения о сов.-япон. сотрудничестве на компенсационной основе в связи с освоением дальневост. лесных ресурсов, разработкой Южно-Якут. угольного басе., разведкой и добычей нефти и газа на шельфе о. Сахалин, проведением геологоразведочных работ на якутских газовых месторождениях. Реализация этих соглашений позволяет развивать сов.-япон. торгово-экономич. отношения на стабильной основе и открывает путь для значит, расширения как объёма, так и номенклатуры товарооборота.

Трудности на пути дальнейшего развития добрососедских отношений (в т.ч. заключение мирного договора) между обеими странами создают, однако, необоснованные и незаконные претензии на сов. терр. (о-ва Итуруп, Кунашир, Хабомаи и Шикотан из состава Курильской гряды), выдвигаемые правящими кругами Я.

Дипломатич. отношения между Я. в КНР были установлены 29 сент. 1972. В 1974-75 были подписаны соглашения о торговле, авиац. сообщении, мореплавании и рыболовстве. Значительно расширились экономич. и науч.-технич. связи. В 1977 объём японо-кит. торговли составил 3,5 млрд. долл. Вместе с тем обозначились глубокие противоречия между Я. и КНР. Я. с насторожённостью относится к наращиванию Китаем ядерного потенциала и осуждает проводимые им ядерные испытания. Обе страны оспаривают суверенитет над расположенными между архипелагом Рюкю и Тайванем о-вами Сенкаку и права на прилегающий к этим островам континентальный шельф. Я., разорвав дипломатич. отношения с Тайванем, тем не менее продолжает поддерживать с гоминьдановцами самые тесные экономии, и др. связи. В авг. 1978 Я. заключила с КНР договор о мире и дружбе, согласившись (с нек-рыми оговорками) на включение в него пункта о борьбе с "гегемонизмом", к-рому кит. руководство придаёт антисоветскую направленн ость.

Противоречивый внешнеполитич. курс Я. оказывает возрастающее влияние на внутриполитич. обстановку, способствуя наряду с углублением социально-экономич. противоречий нарастанию борьбы между консервативными и демократич. силами. Д. В. Петров (с 1867).

Лит.: Работы основоположников марксизма-ленинизма. Маркс К., Капитал, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 15?, 729; его же, [Письмо] Ф. Энгельсу от 8 окт. 1858, там же, т. 29; Л ен и н В. И., Уроки кризиса, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 5; е г о же, Падение Порт-Артура, там же, т. 9; е г о ж е, Разгром, там же, т. 10; его же, Горючий материал в мировой политике, там же, т. 17; его же, Пробуждение Азии, там же, т. 23; его же, Отсталая Европа и передовая Азия, там же; его же, Война и революция, там же, т. 32; его же, I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3 - 24 июня (16 июня - 7 июля) 1917 г., там же, т. 32; его же, Доклад о международном положении и основных задачах Коммунистического Интернационала 19 июля - [II конгресс Коммунистического Интернационала 19 июля - 7 августа 1920 г.], там же, т. 41; его же, Собрание актива моек, организации РКП(б) 6 дек. 1920 г., Доклад о концессиях, там же, т. 42; его же, Доклад о концессиях на фракции РКП(б) VIII съезда Советов 21 дек., там же.

Общие работы. Жуков Е. М., История Японии, М., 1939; Э и д у с X. Т., История Японии с древнейших времен до наших дней, М., 1968; Очерки новой истории Японии (1640-1917), М., 1958; Очерки новейшей истории Японии, М., 1957; Японский милитаризм, М., 1972; Кутаков Л. Н., Внешняя политика и дипломатия Японии, М., 1964; его же, История советско-японских дипломатических отношений, М., 1962; Катаям а С э н, Статьи и мемуары, М., 1959; И н о у э К., О к о н о г и С., С у д з ук и С., История совр. Японии, пер. с япон., М., 1955; Хани Гор о, История японского народа, пер. с япон., М., 1957; Нихон-но рэкиси (История Японии), т. 1 - 26, Токио, 1965 - 67; Нихон рэкиси кодза (Лекции по истории Японии), т. 1 - 8, Токио, 1957; Син нихон си тайкэй (Очерки истории Японии в новом освещении), т. 1 - 7, Токио, 1957 - 58; Нихон дзэнси (Полная история Японии), т. 1 - 7, Токио, 1958 - 59; Sans om G., A history of Japan to 1334, L., 1958; его же, A history of Japan 1334-1615, L., 1961; Reischauer Е. О., Japan. Past and present, 3 ed., Tokyo, 1965; Murdoch J., A history of Japan, v. 1 - 3, L., 1925 - 26; H a 1 1 i d ay J., A political history of Japanese capitalism, N. Y., 1975; Kajima Morinosuke, A brief diplomatic history of modern Japan, Tokyo, [1965]; И н о у э К и ё с и, Нихон-но гункокусюги (Японский милитаризм), т. 1 - 2, Токио, 1953 - 54; Фудзии Мацуити, Исии К и н ъитиро, Оэ Синобу, Ниппон гэндай си (Новейшая история Японии), т. 1 - 3, Токио, 1961 - 62; Reischauer E. О., The United States and Japan, 3 ed., Camb., 1965.

Япония с древности до сер. 19 в. Воробьев М. В., Древняя Япония, М., 1958; Искендеров А. А., Феодальный город Японии XVI столетия, М., 1961; Жуков Е. М., Политика Хидэёси в отношении крестьянства, "Известия АН СССР. Сер. истории и философии", 1946, № 6; Гальперин А. Л., Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма, М., 1963; ПодпаловаГ. И., Крестьянское петиционное движение в Японии во второй половине XVII - начале XVIII вв., М., 1960; Петров Д. В., Колониальная экспансия Соединенных Штатов Америки в Японии в середине XIX в., М., 1955; Файнберг Э. Я., Внутреннее и международное положение Японии в середине XIX в., М., 1954; е ё ж е, Русско-японские отношения в 1697 - 1875, М., 1960; К р m a ts u I s а о, The Japanese people. Origins of the people and the language, Tokyo, 1962; Reischauer R. K., Early Japanese history, L., 1937; Haguenauer С h., Origines de la civilisation japonaise, P., 1956; К i d d e r J. E., Japan before Buddhism, N. Y.-Wash., 1966; Sheldon С h. D., The rise of the merchant class in Tokugawa Japan. 1600-1688, N. Y., 1958; Smith Т. С., The agrarian origins of modern Japan, Stanford, 1959.

Япония в 1868-1917. Бедняк И. Я., Япония в период перехода к империализму, М., 1962; Гольдберг Д. И., Очерк истории рабочего и социалистического движения в Японии (1868-1908 гг.), М., 1976; Н ар о ч н и ц к и и А. Л., Колониальная политика капиталистич. держав на Д. Востоке, 1860-1895, М., 1956; Гальперин А., Англо-японский союз, 1902 -1Э21 гг., М., 1947; Тояма С и г э к и, Мэйдзи исин (Крушение феодализма в Японии), пер. с япон., М., 1959; Норман Г., Возникновение совр. государства в Японии. Солдат и крестьянин в Японии, пер. с англ.. М., 1961.

Я. в 1918-45. Латышев И., Внутренняя политика японского империализма накануне войны на Тихом океане, М., 1955; Гольдберг Д. И., В. И. Ленин и Япония, Л., 1970; его же, Внешняя политика Японии (сентябрь 1939 г.- декабрь 1941 г.), М., 1959; его же, Внешняя политика Японии в 1941 - 1945 гг., М., 1962; История войны на Тихом океане, пер. с япон., т. 1-5, М., 1957 - 58.

Я. после 1945. Игнатущенко С. К., Экономич. экспансия япон. монополий после второй мировой войны, М., 1966; его же, Япония и США; партнеры и конкуренты, М., 1970; Пигулевская Е. А., Монополии и финансовая олигархия в совр. Японии, М., 1966; Шар ков А. М., Япония и США, М., 1971; Латышев И. А., Правящая либерально-демократич. партия Японии и ее политика, М., 1967; Державин И. К., Сока-гаккай - Комэйто, М., 1972; Петров Д. В., Рабочее и демократич. движение в Японии, М., 1961; Т о п ех а П. П., Рабочее движение в Японии (1945 - 1971), М., 1973; Н а 1 1 i d а у J., Me С о гmack G., Japanese imperialism Today..., N. Y., 1973; Kawasaki I., Japan unmasked, Tokyo, 1970; Emmerson, John K., Arms, yen and power. The Japanese dilemma, N. Y., 1971; Александров В., Япония и развивающиеся страны, М., 1965; Вербицкий С. И., Японо-американский военно-политич. союз (1951-1970), М., 1972; Петров Д. В., Внешняя политика Японии после второй мировой войны, М., 1965; его же, Япония в мировой политике, М., 1973; С л a flic овс кий М. И., Китай и Япония, М., 1971; СССР - Япония. К 50-летию установления советско-японских дипломатических отношений, М., 1978; Kajima Morinos u k e, Modern Japan's foreign policy, Tokyo, 1970; Scalapino R., American-Japanese relations in a changing era, N. Y., 1972.

Библиография. Библиография Японии, Лит-pa, изданная в Сов. Союзе на русском яз. с 1917 по 1958, М., 1960; Библиография Японии, Лит-pa, изданная в России с 1734 по 1917, М., 1965; Nachod О., Bibliographie von japan, Bd 1 - 6, Lpz., 1928-40.

Д. В. Петров.

VI. Политические партии, профсоюзы и другие организации

Политические партии. Либеральн о-д емократическая партия (ЛДП), осн. в 1955. Выражает интересы крупного монополистич. капитала, придворной аристократии, высшей бюрократии и зажиточной верхушки деревни. Ок. 1,5 млн. чл. (1978). Социалистическая партия Японии (СПЯ), осн. в 1945. 50 тыс. чл. (1977). Партия чистой политики (Комэйто), осн. в 1964 как политич. орг-ция буддийского Об-ва установления ценностей (Сока гаккай). Опирается гл. обр. на мелкую гор. буржуазию, полупролетарские слои и неорганизованных рабочих, поддерживает связи и с крупной буржуазией. 120 тыс. чл. (1977). Партия демократического социализма (ПДС), осн. в 1960 правыми социалистами, отколовшимися от СПЯ. 35 тыс. чл. (1977).

Коммунистическая п а ртияЯпонии (КПЯ), осн. в 1922. Ок. 400 тыс. чл. (1977).

Профсоюзы и другие организации. Генеральный совет профсоюзов Японии (Сохе), осн. в. 1950. 4580 тыс. чл. (1977). Крупнейшее левое профсоюзное объединение. Поддерживает СПЯ. Всеяпонская конфедерация труда (Домэй), осн. в 1964. Правореформистский центр. 2210 тыс. чл. (1977). Поддерживает ПДС. Входит в Междунар. конфедерацию свободных профсоюзов. Совет связи нейтральных профсоюзов (Т ю р и ц у р о р э н), осн. в 1956. 1354 тыс. чл. (1977). Как правило, участвует в единых действиях совм. с Сохе. Японский совет борьбы за запрещение атомного и водородного оружия (Гэнсуйкё), осн. в 1955. Пользуется поддержкой КПЯ. Японский национальный конгресс за запрещение ядерного оружия (Г э н с у и к и н), осн. в 1963 рядом орг-ций, вышедших из Гэнсуйкё. Пользуется поддержкой СПЯ, Сохе, Тюрицу рорэн и ряда др. орг-ций. Японский комитет мира, осн. в 1950. Поддерживает контакты с КПЯ. Представители комитета участвуют в работе Всемирного Совета Мира. Всеяпонская федерация женских организаций, осн. в 1953. Ок. 300 тыс. чл. (1974). Входит в МДФЖ. Общество "Я пония - ССС Р", осн. в 1957. Общество японо-советской дружбы, осн. в 1965. Общество японо-советских: связей, осн. в 1966. Д. В. Петров.

VII. Экономико-географический очерк

Общая характеристика хозяйства. Я.- высокоразвитая индустриальная страна капиталистич. мира. После восстановления довоен. уровня в нач. 50-х гг. темпы роста её экономики были самыми высокими среди развитых капнталисткд. стран. С 1951 по 1973 среднегодовые темпы роста валового нац. продукта (ВНЩ составили 10%. В 1969 по объёму ВНП и пром. произ-ва Я. вышла на 2-е место в капиталистич. мире (после США). Доля Я. в мировом капиталистич. произ-ве в 1976 составила 9,5% (2% в 1950, 5,5% в 1965). По размерам внешнеторг. оборота Я. занимает 3-е место среди капиталистич. стран (после США и ФРГ). Её доля в мировом капиталистич. экспорте и импорте в послевоен. период неуклонно возрастала и достигла соответственно 7,5% и 7,1% (1976). (Карту см. на вклейке к стр. 529.)

Осн. факторами, способствовавшими высоким темпам экономич. роста, были: коренная реконструкция пром-сти и др. отраслей экономики на базе новейшей техники и технологии; высокий уровень валовых внутр. инвестиций в гос. расходах (их доля в ВНП составляла 30-35%); относительное уменьшение затрат на социальные нужды; высокая доля личных сбережений (ок. 30% дохода); наличие высококвалифицир. трудовых ресурсов; до 1973 сказывался также низкий уровень мировых цен на импортируемые сырьевые и топливно-энергетич. ресурсы. Действие названных и ряда др. факторов развёртывалось в условиях усиления мер гос.-монополистич. регулирования экономики.

После поражения япон. милитаризма во 2-й мировой войне необходимость обеспечения ускоренного экономич. роста и быстрой индустриализации рассматривалась гос.-монополистич. олигархией Я. в качестве главной цели гос. политики. Реализация этой программы требовала широкого гос. вмешательства в частную производственную деятельность и установления тесных связей между гос-вом и корпорациями. Ведущие отрасли пром-сти получили специальную правительств, помощь в виде беспошлинного импорта оборудования, практики ускоренной амортизации, займов, субсидирования экспорта, защиты от иностр. конкуренции, налоговых льгот, квот на сырьё и т. д. Япон. пр-во содействовало кредитованию производств, компаний, что обеспечивало высокий уровень инвестиций, а отложенные прибыли облагались более низкими налоговыми ставками, чем личные доходы, что способствовало накоплению капитала я росту сбережений. Высокие косвенные налоги также стимулировали сбережения. Структура гос. расходов была подчинена интересам наращивания частных производств, инвестиций. Эти экономич. рычаги способствовали перераспределению материальных, трудовых и финанс. ресурсов в пользу наиболее быстро развивающихся отраслей и корпораций. Гос. воздействие на экономику Я. охватывает почти все стороны обществ, воспроизводства. Доля гос. средств в формировании основного капитала составляет примерно 25% . Вместе с тем гос. сектор в экономике Я. ограничен традиционными сферами (транспорт, связь, табачная пром-сть и т. п.). На него приходится лишь 12% всех занятых в стране, из к-рых почти 1/2 работает в центральных правительств, учреждениях.

В 1975 ВНП Я. составил 476,6 млрд. долл. 6,6% чистого внутр. продукта (нац. дохода) было создано в первичных отраслях (с. х-во, лесное х-во, морской промысел, добывающая пром-сть), 35,9% - во вторичных отраслях (в т. ч. 26,9% в обрабатывающей пром-сти, 8,6% в стр-ве), 57,5% в сфере услуг - в торговле (19,3%), на транспорте и связи (7%), в финанс. сфере (12%) и др. В 1975 в структуре валового нац. расхода Я. наибольший уд. вес занимало личное потребление (56,6%), доля государственного потребления составляла 11,1%, валовых внутренних инвестиций в основные средства - 30,8%, прироста запасов - 1,5%.

Я. имеет широкие внешнеэкономич. связи. Доля экспорта товаров и услуг в ВНП составила 13,9% в 1975. В то же время экономика страны нуждается в большом кол-ве привозного сырья и топлива. Доля импорта в структуре валового нац. расхода - 13%. Отсюда высокая зависимость Я. от конъюнктуры мирового капиталистич. рынка. Я.- крупный экспортёр капитала. По размерам прямых частных капиталовложений за границей (19,4 млрд. долл. в 1976/77) она занимает 4-е место (после США, Великобритании и ФРГ).

Активное сальдо внешнеторг. и платёжного балансов способствовало притоку в страну иностр. валюты. В 1971 и в 1973 Я. произвела две ревальвации иены, после чего перешла на плавающий курс своей валюты. Золотовалютные резервы Я. выросли с 4,8 млрд. долл. в 1970 до 29,4 млрд. долл. в 1978. Накопление Я. крупных валютных резервов ведёт к повышению курса иены по отношению к осн. валютам капиталистич. стран, прежде всего к амер. доллару, что ухудшает возможности япон, экспорта, но одновременно стимулирует экспорт капитала и удешевляет импорт сырья.

Для япон. экономики характерна высокая степень концентрации произ-ва и централизация капитала. После роспуска в 1946 старых концернов - дзайбацу в стране начали формироваться новые монополистич. объединения, среди к-рых господствующее положение заняли финансовые группы "Мицубиси", "Мицуи", "Сумитомо", "Фудзи-Ясуда", "Санва", "Дайити кангё гинко". В отличие от дзайбацу, к-рые, как правило, возглавлялись семейными "держательскими компаниями", совр. финансовые группы представляют собой объедине