БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321(мест для зрителей), окружавшего орхестру на три четверти её периметра, скены - пристройки для переодевания актёров и хранения театр, реквизита. Т. сооружался амфитеатром на склоне холма, у подножия к-рого располагались орхестра и скена. До 4 в. до н. э. Т. были деревянными (театрон и скена), позже каменными. В 4-3 вв. до н. э. скена стала прямоугольным в плане двухэтажным зданием с невысоким портикомпроскением, плоская кровля проскения (логейон) - осн. игровой площадкой, на орхестре располагался хор. Для связи с орхестрой устраивались лестницы и пандусы. Скена была приспособлена для установки живописных декораций (пинак) и сценич. механизмов. Греч. Т., к-рые должны были вмещать всех граждан города, нередко имели большие размеры (напр., Т. в Эфесе вмещал ок. 23 тыс. зрителей, имея диаметр театрона ок. 152 м и орхестры - 31 м). Наряду с открытыми Т. строились крытые (см. Одеон). Тип открытого греч. Т. получил развитие в Др. Риме, где кам. Т. начали строить с 1 в. до н. э. (театр Помпея в Риме, 55-52 до н. э., более 17 тыс. мест, глубина просцениума 25 м, ширина -100 м). Передняя граница невысокой (1,5 м), вытянутой вширь площадки -просцениума - проходила через центр полукруглой орхестры, где размещались места для привилегированных зрителей. Ряды мест для остальных зрителей (кавеа) возводились амфитеатром, опирающимся на сводчатые конструкции. Амфитеатр полукружием охватывал орхестру и примыкал к боковым выступам сцены, образуя единое, замкнутое "пространство и монументальный объём. Верхний ярус кавеа завершался крытой колоннадой; стены сцены, обращённые к зрителям, украшались нишами, статуями и пр. В амфитеатр зрители попадали через внутр. лестницы. Первое крытое здание Т. (театрум тектум) было построено римлянами в Помпеях (3-1 вв. до н. э., ок. 2000 мест). Сложившаяся в античный период структура театр, здания оказала большое влияние на всё его последующее развитие.

В период раннего средневековья представления литургич. драмы устраивались вначале внутри храма, позже на паперти, в 14-16 вв. (как и постановки моралите в 15-16 вв.) - на площадях и улицах городов на врем, подмостках или повозках. Стр-во театров возобновилось в эпоху Возрождения в 16 в., сначала в Италии, затем и в др. европ. странах. Разви^ тие трагедии, комедии и пасторальной драмы потребовало создания закрытого театра с глубоким сценич. пространством. К нач. 16 в. была создана т. н. перспективная сцена, состоявшая из невысокого (ок. 1,2 м) игрового помоста (просцениума), вытянутого по всей ширине прямоугольного зала, фоновой части для установки щитов и задника с перспективными живописными изображениями улиц и площадей. Пол перспективной части был наклонным. Зрители располагались в полукруглой орхестре и ступенчатом амфитеатре. К этому типу близок Т. Олимпико в Виченце (1580-85, арх. Палладио, окончен арх. В. Скамоцци; илл. см. т. 19, табл. V, стр. 32-33). В Театре Фарнезе в Парме (1618, арх. Дж. Б. Алеотти) впервые появилась глубинная сцена с порталом, щитовыми кулисами и сменными задниками. С ростом популярности оперы связано появление в 1-й пол. 17 в. Т. со зрительным залом с ярусными галереями, обладавшим хорошей акустикой и лучшей видимостью глубинной сцены (Т. "СанКассиано" в Венеции, 1630, архитектор А. Сегицци). Ряды мест на ярусах вначале были непрерывными, позже разделены перегородками на отд. ячейки - ложи. Арх. К. Фонтана построил первый Т. с овальным в плане (т. н. итальянский тип) многоярусным залом с ложами (Т. "Тординона" в Риме, 1675). Дальнейшее развитие итальянского типа Т. связано гл. обр. с усовершенствованием технич. оснащения сцены, с введением дополнит. обслуживающих помещений для зрителей (фойе, вестибюли, парадные лестницы и пр.). Наиболее совершенный образец итал. Т.- "Ла Скала* в Милане (1778, арх. Дж. Пьермарини, 3000 мест; илл. см. т. 16, табл. XVII, стр. 320). В конце 16 в. в Англии возник своеобразный тип театрального здания, сочетающий структуру открытого античного Т. с орхестрой, окружённой ярусами галерей для зрителей, и подмостки ср.-век. Т. на площади (напр., театр "Глобус" в Лондоне, 1599). Такие Т. вмещали до 2500 зрителей. Наряду с ними существовали небольшие частные крытые Т.-меньшие по размеру, обычно с четырёхугольным залом и с сидячими местами в орхестре ("Блэкфрайерс" в Лондоне, перестроен в 1596).

Во 2-й пол. 18 в. начал складываться т. н. французский тип Т. с круглым залом, на три четверти периметра окружённый открытыми, не разделёнными на ложи ярусами, опирающимися на колонны большого ордера; в партере устанавливались кресла для привилегированных зрителей (напр., Большой театр в Бордо, 1773-80, арх. В. Луи; илл. см. т. 3. стр. 564).


I. Театр в Эпидавре. 350 - 330 до н. э. Архитектор Поликлет Младший. План: 1 - скена; 2 - орхестра; 3 - места для зрителей. П. Театр Олимпико в Виченце. 1580 - 85. Архитектор Палладпо (окончен архитектором В. Скамоццп). План: 1 - сцена; 2 - орхестра; 3 - амфитеатр. III. Театр Гранд-Опера в Париже. 1861 - 75. Архитектор ТТТ Гарнье. План зрительного зала и парадной лестницы: 1 -большая парадная лестница; 2 - боковые лестницы; 3-4-кулуары; 5 - аванложи; 6 - ложи; 7 - парадные ложи; S - амфитеатр; 9 - партер; 10 - кресла за оркестром; 11 - оркестр; 12 - сцена. IV. Большой театр в Москве. 1821 - 24. Архитектор О. И. Бове (с использованием проекта архитектора А. А.Михайлова). План бельэтажа: 1 - фойе; 2 - главные лестницы; 3 - парадная ложа с аванложей; 4 - коридор лож; Ч - ложи с аванложами; 6 - литерные ложи с аванложами; 7 - уборные артистов; 8 - сцена; 9 - арьерсцена. V. Театр "Ла Скала" в Милане. 1778. Архитектор Дж. Пьермарини. План: 1 - подъезд для карет; 2 - галерея пешеходов; 3 - вестибюль ожидания; 4 - вестибюль; 5 - кафе; 6 - зрительный зал; 7 - ложи; 8 - комнаты при ложах; 9 - оркестр; 10 - сцена;11 - арьерсцена; 12 - уборные для артистов. VI. Театр Р. Вагнера в Банрёйте. 1876. Архитекторы Г. Земпер, О. Брюквальд. План: 1 - вестибюль; 2 - ложа; 3 - галерея; 4 - фойе; 5 - салон; 6 - оркестр; 7 - просцениум; 8 - сцена; 9 - уборные артистов; 10 - склады декораций;11- арьерсцена; 12 - помещения хористов.

Т. строились обычно как торжественные и парадные здания в центре города, украшались колоннадами, портиками, монументально-декоративной скульптурой; часто пышно декорировались интерьеры в духе господствовавшего в иск-ве в годы стр-ва архит. стиля. В архитектуре Т. Европы и Америки в 18-19 вв.использовался преим. т. н. итальянский тип Т. В России в кон. 18-19 вв. строились Т. как итал. типа (Большой театр СССР в Москве, Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина), так и франц. типа (усадебный театр в Останкине). Нек-рые из них стали выдающимися памятниками архитектуры и важнейшей частью значит, градостроит. ансамблей. С дифференциацией театр, жанров на драматич. и музыкальные (опера, балет, оперетта) и потребностью в более демократической структуре театр, здания (по сравнению со сложившейся в период феодализма ранговой системой размещения зрителей по ярусам зала) связано появление нового типа Т. в последней четверти 19 в. Открытый в 1876 в Байрёйте оперный театр Р. Вагнера (архитекторы Г. Земпер, О. Брюквальд) представлял собой первый Т. с секторальным залом - усечённым с обеих сторон закруглённым ступенчатым амфитеатром без партера и ярусов. Этот тип Т. получил широкое распространение в 20 в. Развитие сценич. иск-ва привело в первые десятилетия 20 в. к созданию театрального здания без глубинной сцены-коробки, со зрит, залом и открытой сценич. площадкой, образующими единое нерасчленённое пространство (Большой театр в Берлине, 1919, арх. X. Пёльциг; илл. см. т. 19, стр. 323), к-рое трансформировалось в зависимости от жанра спектакля (Т. в Мальме в Швеции, 1944, арх. С. Леверенц и др.). В 1-й пол. 20 в. распространились типы Т. с амфитеатральным залом и с т. н. аудиторным залом, в к-рых амфитеатр или партер дополнены одним или несколькими большими, нависающими над ними балконами. В СССР стр-во Т. началось преим. с нач. 1930-х гг. (в 1920-е гг. театр, залы проектировались и строились гл. обр. во дворцах культуры). В эти годы был разработан тип театр, здания, рассчитанного на т. н. синтетич. представления, включающие различные театр, жанры. В практике стр-ва середины 1930-х гг. был распространён тип Т. с пологим амфитеатром в круглом или секторальном в основе зале (Белорусский Большой театр оперы и балета в Минске, 1935-37, арх. И. Г. Лангбард, илл. см. т. 16, табл. XX, стр. 320-321; Театр оперы и балета в Новосибирске, 1931-45, арх. А. 3. Гринберг, Т. Я. Барт, А. В. Щусев и др., инж. П. А. Пастернак, илл. см. т. 18, стр. 78).

"Тирон Гатри театр" в Миннеаполисе (США). 1963. Архитектор Р. Раисой. План; 1 - вестибюль; 2 - гардероб; 3 -амфитеатр; 4 - сцена; 5 - склад бутафории; 6 - кулуары; 7 - подвижные декоративные задники.

Драматический театр им. М. Горького в Туле. 1970. Архитекторы С. X. Галаджева, В. Д. Красильников, А. А. Попов, В. А. Шульрихтер, инженеры И. H. Клюзнер, Л. Ф. Паршин и др. План: 1 - терраса; 2 - вестибюль; 3 - гардероб; 4 - буфет; 5 - трансформируемый партер; 6 -трансформируемый оркестровый ров; 7 - карманы с выдвижными местами, соединённые с залом при помощи раздвижных стен; 8-сцена; 9- склады декораций; 10 - уборные артистов;11 - кассовый вестибюль.

Театр "Арена Стейдж" в Вашингтоне. 1961. Архитектор Г. Уиз. План: 1-вестибюль; 2-фойе; 3-терраса; 4-гардероб; 5 - служебные помещения; 6 -амфитеатр; 7 - сцена - арена; 8 - ложи; 9 - проходы для актёров.

Во 2-й пол. 1940-х - 1-й пол. 1950-х гг. строились преимущественно небольшие Т. с прямоугольным или полукруглым в плане залом с партером и двумя балконами или с амфитеатром и одним балконом. До сер. 1930-х гг. архитектура Т. в целом испытывала влияние конструктивизма (Драматич. театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону, 1930-35, арх. В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх; в 1962-63 реконструирован), затем до сер. 1950-х гг. архитекторы обращались к использованию наследия рус. и мировой архитектуры, зодчества народов СССР (Театр оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте, 1938-47, арх. А. В. Щусев). Поиски новых постановочных принципов, придающих большую динамику действию и разнообразие выразит, средствам сценич. иск-ва и создающих прежде всего, в отличие от кино и телевидения, "эффект присутствия", обусловили с 1960-х гг. особенно интенсивную разработку различных новых типов театр, здания в сов. и зарубежной архитектуре. Наряду с Т., имеющими традиц. сцену-коробку (напр., новое здание МХАТа в Москве, 1972, арх. В. С. Кубасов и др.; илл. см. т. 17, табл. VI, стр. 16-17), строятся Т. с открытой сценич. площадкой, окружённой зрителями с трёх (например, Ленинградский театр юных зрителей, 1962, арх. А. В. Жук и др., инж. И. Е. Мальцин) или четырёх сторон (напр., театр "Арена Стейдж" в Вашингтоне, 1961, арх. Г. Уиз), с кольцевой сценой и вращающимся амфитеатром (театр в Версале, 1960, архитектор А. Блок), Т. с комбинированной сценической площадкой (глубинной, трёхсторонней панорамной) в различных сочетаниях (например, Драматический театр им. М. Горького в Туле, 1970, арх. С. А. Галаджева, В. Д. Красильников, А. А. Попов, В. А. Шульрихтер, инж. И. H. Клюзнер, Л. Ф. Паршин и др.).

Открытые театры с партером или амфитеатром на земляном холме и сценой, обрамлённой кулисами из зелёных насаждений, обычно устраивались в парках дворцов и вилл с кон. 17 в. (Амфитеатр в Павловске, 1793, арх. В. Ф. Бренна; илл. см. т. 19, табл. IV, стр. 32-33). С последней четв. 19 в. открытые Т. (вместимостью до 1000 чел.) строятся при уч. заведениях и особенно часто в обществ, парках. Преобладают два осн. типа: с открытой, как в античном Т., сценой и с закрытой сценой, имеющей портал и невысоко поднятые колосники* (Зелёный театр в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького в Москве, 1928, реконструирован в 1957, арх. Ю. H. Шевердяев и др.). В СССР открытые театры построены также в Баку, Сочи, Ялте и др. городах.
В. Е. Быков.

Илл. см. табл. XXV (стр. 352-353).

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1 - 2, [М., 1967]; Л ен ин В. И., О культуре и искусстве, М., 1956; Авдеев А. Д., Происхождение театFa, М.- Л., 1959; В с е в о л о д с к и йернгросс В. H., Русский театр. От истоков до середины XVIII века, М., 1957; его же, Русский театр второй половины XVIII века, М., 1960; Асеев Б. H., Русский драматический театр XVII - XVIII вв., М., 1958; А л п е р с Б. В., Актерское искусство в России, т. 1, М.- Л., 1945; Родина Т. М., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961; История советского драматического театра, т. 1 - 6, М., 1966-?1; Холодов Е. Г., Драматург на все времена. Островский и его время. Островский и наше время, М., 1975; Чехов и театр, М., 1961; Шах-Аз н зова Т. К., Чехов и западноевропейская драма его времени, М., 1966; Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1 - 8, М., 1954 - 61; Строева М., Режиссёрские искания Станиславского, 1898-1917, М., 1973; Полякова Е., Станиславский-актёр, М.,1972; Немирович-Данченко В. И., Из прошлого, М., 1936; его же, Театральное наследие, т. 1 - Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952; Вахтангов Е. Б., Записки, письма, статьи, М.- Л., 1939; Мейерхольд В. Э., Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1 -2, М., 1968; Рудницки it К., Режиссура Мейерхольда, [М., 1969J; Таиров А. Я., Записки режиссера. Статьи. Беседы. Речи. Письма, М., 1970; История западноевропейского театра, т. 1 - 6, М., 1956 - 74; Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.- М., 1939; Бояджиев Г., Поэзия театра. М., 1960; М а р к о в П., О театре, т. 1 - 2. М., 1973-1974; Дживилегов А. К., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр, М.- Л.. 1948; Игнатове., Испанский театр XVI - XVII веков, М.- Л., 1939; Бояджиев Г. H., Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения, Л., 1973; Б у а л о H., Поэтическое искусство, [пер. с франц., 2 изд.]. М., 1957; М о к у л ьс к и и С. С., Французский классицизм,. в кн.: Западный сборник, в. 1, М.- Л., 1937; А н и к с т А. А., Театр эпохи Шекспира, [М., 1965]; H е л ь с С. М., Шекспир на советской сцене, М., 1960; Бояджиев Г.,Мольер, [М., 1967]; К р э г Г., Искусство театра, пер., СПБ. 19i2; Антуан А..Дневники директора театра, [пер. с франц.], М.- Л., 1939; Дюллен Ш., Воспоминания и заметки актера, пер. с франц., М., 1956; В и л а р Ж., О театральной традиции, пер. с франц., М., 1956;ЗингерманБ., Жан Вилар и другие, М., 1964; Жемье Ф., Театр. Беседы, собр. П. Гзеллем, [пер. с франц.], М., 1958; Г а с с н е р Дж., Форма и идея в современном театре, пер. с англ., М., 1959; Ж у в е Л., Мысли о театре, пер. с франц., М., 1960; Брехт Б., О театре. Сб. статей, пер. с нем., М., 1960; Барро Ж.-Л., Размышления о театре, пер. с франц., М., 1963; Финкельштейн Е., Картель четырёх. Французская театральная режиссура между двумя войнами, Л., 1974; Bieber М., The history of the Greek and Roman theatre, Princeton, 1939; Kindermann H., Theater geschichte Europas, Bd 1, Salzburg, 1957; Petit de JullevilleL., Histoire du theatre en France. Les mysteres, v. 1 - 2, P., 1880; его же, Histoire du theatre en France, P., 1886; Cohen G., Histoire de la mise en scene dans le theatre religieux frangais du Moyen age. P., 1926; Chambers E. К., The Elizabethan stage, v. 2, Oxf., 1923; S ew e 1 1 A., Character and society in Shakespeare, Oxf., 1951; Storia del teatro italiano. A cura di S. D'Amico, Mil., 1935; Dubech L., Histoire generate illustree du theatre, v.l - 5. P., 1931-34; Noble P., British theatre, L., 1946; Williamson A., Contemporary theatre, 1953-1956, L., 1956; G ail lard О., Die realistischen Traditionen der deutschen Schauspielkunst, В., 1952; I her ing H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1 - 3, В., 1958-61; Стогодини български театър. 1856-1956, София, 1956; Istoria teatralui in Romania, v. 1-3, Buc., 1965-73; Kapitoly z dejin slovenskeho divadla od najstarsich cias po realizmus, Bratislava, 1966; Dejiny ceskeho divadla, t. 1-2, Praha, 1968-69; Theater in der Zeitenwende. Zur Geschichte des Dramas und des Schauspieltheaters in der Deutsche DemokratischeRepublik. 1945-1968, Bd 1-2, В., 1972; Jugoslovensko dramsko pozoriste. Dvadeset pet godina rada 1948-1973, Beograd, 1973.


Зелёный театр в усадьбе Кусково (ныне в городской черте Москвы). Последняя четверть 18 в. Макет.


Бархин Г. Б., Архитектура театра, М., 1947; Быков В. Е., Архитектура открытых театров, М., 1954; его же, Античные принципы композиции театрального здания, "Вопросы теории архитектурной композиции", 1958, № 4; Burris-Meyе r H., Cole Е. С., Theatres and auditoriums, N. Y., 1949; С a s s i R. A., Edifici per glispettacoli, 3ed., Mil., 1956; S c h u b er t H., Modern theatre. Architecture, stage design, lighting, L., 1971.

"ТЕАТР", советский ежемесячный иллюстрированный журнал. Преемник журнала " Театр и драматургия". Издавался в Москве в 1937-41, с 1945 выходит вновь. До 1953 орган Комитета по делам иск-в при СНК СССР, с 1953 - Мин-ва культуры СССР и Союза писателей СССР. "Т." - крупнейший в стране журнал науч. театроведения и критики. Освещает деятельность театров различных жанров, печатает статьи и рецензии о спектаклях, очерки о сов. режиссёрах, актёрах, драматургах, художниках, о зарубежном театре, публикует пьесы, театр, романы и повести, воспоминания и др. Гл. ред. журнала были: И. Л. Альтман, H. Ф. Погодин, В. Ф. Пименов, Ю. С. Рыбаков, В. В. Лаврентьев. С 1972 - А. Д. Салынский. Тираж (1975) 32 600 экз.

ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, часть территории континента (с прибрежными водами океана, внутр. морями и возд. пространством) или акватория одного океана (охватывающая находящиеся на нём острова, примыкающие моря, прибрежные полосы материков и возд. пространство), в пределах к-рых могут быть развёрнуты или ведутся воен. действия. Включает несколько стратегических направлений и р-нов (океанских зон и морских р-нов).

Состав и границы Т. в. д. устанавливаются воен.-политич. руководством каждого гос-ва, исходя из стратегич. задач, вытекающих из общего плана войны, и учёта политич., экономич., географич. и собственно воен. факторов. В границы Т. в. д. входит терр. своей страны и противника. Размеры континентальных Т. в. д. во время 2-й мировой войны 1939-45 достигали по фронту 300-600 км и в глубину 800-1000 км и более. В зависимости от конкретно сложившихся условий воен.-политич. обстановки роль и значение Т. в. д. может меняться.

Важное значение для действий войск (сил флота) имеет подготовка Т. в. д., к-рая проводится по определённому плану ещё в мирное время и совершенствуется в ходе войны. К осн. элементам подготовки Т. в. д. относятся: развитие путей сообщения, строительство аэродромов, инж. оборудование р-нов размещения средств ПВО, войск, тыловых баз и станций снабжения, пунктов управления, узлов связи и др. Н. Н. Фомин.

ТЕАТР ВОЙНЫ, термин, применяющийся в иностр. лит-ре, под к-рым понимается территория к.-л. одного континента с прилегающими к нему океанским (морским) и воздушным пространством, на которой могут быть развёрнуты или ведутся военные действия отдельными враждующими гос-вами или коалициями гос-в. Напр., во время 2-й мировой войны 1939-45 военные действия охватывали Европейский, Тихоокеанский и СевероАфриканский Т. в. Обычно Т. в. включает неск. театров военных действий. Напр., в совр. иностр. воен. лит-ре в пределах Европейского Т. в. обычно выделяются Северо-Европейский, Центрально-Европейский и Южно-Европейский театры воен. действий. Если воен. действия развёртываются на относительно ограниченных пространствах и носят локальный характер, терр. Т. в. может совпадать с терр. театра воен. действий.

"ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ", советский ежемесячный иллюстрированный журнал. Выходил в Москве в 1933-36. Преемник журн. "Советский театр" (1930-33). С сент. 1934 орган Союза сов. писателей. Гл. ред.- А. H. Афиногенов. С 1937 преобразован в журн. "Геатр".

"ТЕАТР И ИСКУССТВО", русский еженедельный иллюстрированный журнал. Выходил в Петербурге (с 1914 - в Петрограде) в 1897-1918. Редактор-издатель - 3. В. Тимофеева (Холмская), с № 35 - только издатель; редактор -А. Р. Кугель (в 1918 и издатель). Журнал освещал деятельность русских столичных и провинциальных театров, давал информацию о зарубежном театре: стоял на позициях реалистич. иск-ва, боролся против декадентства и модернизма на сцене, однако не сразу оценил прогрессивную роль Моск. Художеств, театра и долгое время выступал против него. Выпустил ряд приложений, среди них - "Библиотека журнала „Театр и искусство"" (сборники пьес, нот, театральных мемуаров) и "Словарь сценических деятелей" (вышло 16 выпусков, до буквы "М").

ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА, см. Вахтангова имени театр.

ТЕАТР ИМЕНИ МЕЙЕРХОЛЬДА, см. Мейерхольда имени театр.

ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА академический. Создан в 1923 как театр им. МГСПС (Моск. гор. совета проф. союзов), с 1930 - Театр им. МОСПС, с 1938 носит совр. название. В создании и развитии театра участвовали Е. О. Любимов-Ланской (рук. в 1925-40), В. В. Ванин, И. H. Берсенев, H. Д. Мордвинов, О. H. Абдулов, П. И. Герата, Б. Ю. Оленин, С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова, И. С. АнисимоваВульф, А. Л. Шапс и др. С первых дней театр стал лабораторией молодой сов. драматургии. Здесь были поставлены "Шторм" Билль-Белоцерковского (1925), "Цемент" по Гладкову (1926), "Мятеж" по Фурманову (1927), "Рельсы гудят" Киршона (1928), "Ярость" Яновского (1929), "Чапаев" по Фурманову (1930), "Салют, Испания!" Афиногенова (1936). С 1940 театр возглавляет нар. арт. СССР Ю. А. Завадский; в труппу вошли его ученики: В. П. Марецкая, Р. Я. Плятт, H. Д. Мордвинов. Среди крупнейших работ театра: "Трактирщица" Гольдони (1940), "Машенька" Афиногенова (1941), "Надежда Дурова" Кочеткова и Липскерова (1941), "Русские люди" Симонова (1942), "Фронт" Корнейчука (1942), "Нашествие" Леонова (1943), "Отелло" Шекспира (1944), "Бранденбургские ворота" Светлова (1946), "В одном городе" Софронова (1947), "Маскарад" Лермонтова (1952, 1963), "Дали неоглядные" Вирты (1957), "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (1959), "Ленинградский проспект" Штока (1962), "Совесть" Павловой (1963), "Они сражались за родину" по Шолохову (1966, 1975), "Петербургские сновидения" по "Преступлению и наказанию" Достоевского (1969).

В труппе (1975): нар. артисты СССР -В. П. Марецкая, Ф. Г. Раневская, Р. Я. Плятт, нар. артисты РСФСР -Т. С. Оганезова, В. В. Сошальская, С. С. Цейц, С. С. Годзи, Г. С. Жжёнов, К. К. Михайлов, Г. А. Слабиняк, Л. В. Шапошникова, засл. артисты РСФСР - H. И. Дробышева, В. И. Талызина, Г. Л. Бортников, А. А. Консовский, Л. В. Марков, H. И. Парфёнов, М. Б. Погоржельский, И. С. Саввина и др. В 1964 театру присвоено звание академического. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1949), орденом Ленина (1973).

Лит.: Образцова А., Театр Моссовета, М., 1959. Ю. А. Зубков.

ТЕАТР КУКОЛ, вид театр, представлений, в к-рых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Мн. формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), т. н. верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механич. и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от неск. сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего нац. традицией, спецификой пос