БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321кончил спец. курсы комсостава флота (1925), тактич. курсы командиров кораблей при Воен.-мор. академии (1932). Командовал эсминцем, крейсером, дивизионом эсминцев, бригадой крейсеров. С сент. 1937 нач. штаба, с янв. 1938 команд. Черномор, флотом. С марта 1939 командовал Тихоокеанским флотом, участвовавшим в разгроме войск империалистич. Японии в 1945. С янв. 1947 зам. мин. Вооруж. Сил СССР, он же Главнокомандующий ВМС, с февр. 1950 воен.-мор. мин.СССР, с авг. 1951 нач. Воен.-мор. академии. Канд. в чл. ЦК КПСС (1941-56). Деп. Верх. Совета СССР 2-го созыва. С 1957 в отставке. Награждён 6 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями.
ЮMOP (англ, humour - нрав, настроение, от лат. humor - жидкость: согласно антич. учению о соотношении четырёх телесных жидкостей, определяющем четыре темперамента, или характера), особый вид комического; отношение сознания к объекту, к отд. явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комич. трактовку с внутр. серьёзностью. В согласии с этимологией слова, Ю. заведомо "своенравен", "субъективен", личностно обусловлен, отмечен отпечатком "странного" умонастроения самого "юмориста". В отличие от собственно комич. трактовки, Ю., рефлектируя, настраивает на более вдумчивое, серьёзное отношение к предмету смеха, на постижение его правды, несмотря на смешные странности,- в этом Ю. противоположен осмеивающим, разрушит, видам смеха.

В целом Ю. стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от односторонностей общепринятых стереотипов. На более глубоком (серьёзном) уровне Ю. открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным подлинную природу вещей, за смешным грустное - "сквозь видный миру смех... незримые ему слезы" (по словам Н. В. Гоголя). Жан Поль, первый теоретик Ю., уподобляет его птице, к-рая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю,- образ, материализующий оба аспекта Ю.

В зависимости от эмоцион. тона и культурного уровня Ю. может быть добродушным, жестоким, дружеским, грубым, печальным, трогательным и т. п. "Текучая" природа Ю. обнаруживает чпротеическую" (Жан Поль) способность принимать любые формы, отвечающие умонастроению любой эпохи, её ист. "нраву", и выражается также в способности сочетаться с любыми иными видами смеха: переходные разновидности Ю. иронического, остроумного, сатирического, забавного. Сопоставление с осн. видами комического многое уясняет в существе и своеобразии чистого Ю.

С иронией, не менее сложным видом комического, Ю. сходен и по составу элементов, и по их противоположности, но отличается "правилами" комич. игры, а также целью, эффектом. В иронии смешное скрывается под маской серьёзности - с преобладанием отрицат. (насмешливого) отношения к предмету; в Ю. серьёзное - под маской смешного, обычно с преобладанием положит, ("смеющегося") отношения. Сложность иронии, т. о., лишь формальная, её серьёзность - мнимая, её природа - чисто артистическая; напротив, сложность Ю. содержательная, его серьёзность - подлинная, его природа - даже в игре - скорее "философическая", мировоззренческая. Ю. нередко "играет" на двух равно действит. аспектах человеческой натуры - физическом и духовном. Различен поэтому эффект иронии и Ю., когда игра закончена и обнажается внутр. аспект, подлинная цель игры: ирония, порой близкая смеху язвительному, задевает, ранит, оскорбляет сугубо - не только открывшимся неприглядным содержанием, но и самой формой игры; тогда как Ю. в конечном счёте заступается за свой предмет, а его смехом иногда, напр, в "дружеском" Ю., "стыдливо" прикрывается восхищение, даже прославление. Колоритом Ю. художники нового времени часто пользуются - во избежание ходульности или односторонности - для изображения наиболее благородных героев, а также идеальных натур "простых людей", национально или социально характерных (В. Скотт и др.).

Не менее показательно сопоставление Ю. с остроумием (остротой), с комическим в интеллектуальной сфере. Остроумие основано на игре слов, понятий, фактов, по сути своей далёких, но по ассоциации либо по словесному звучанию сближенных. В Ю. же, напротив, за внешним, самим по себе комичным, интуитивно постигается внутреннее того же самого предмета,- за чувственным, зримым - духовное, умопостигаемое. Например, в романе Сервантеса долговязый, тощий Дон Кихот, мчащийся на костлявом Россинанте, а за ним на осле коренастый, толстопузый Санчо, каждый образ в обоих аспектах сам по себе, - и как взаимно связанная, целостная "донкихотская" пара,- и как странствующая ("за идеалом") пара на фоне косной, "неподвижной" действительности Испании: во всех этих планах та же ситуация непрактичного духа и бездуховной практики. Остроумие стилистически часто вырастает из сравнения (сопоставления различного), а Ю.- из метафоры, нередко даже "реализованной метафоры" (материализация духовного).

Отношение Ю. к сатире определяется уже тем, что источником сатирич. смеха служат пороки, недостатки как таковые, а Ю. исходит из той истины, что наши недостатки и слабости - это чаще всего продолжение, утрировка или изнанка наших же личных достоинств. Сатира, открыто разоблачая объект, откровенна в своих целях, тенденциозна, тогда как серьёзная цель Ю., глубже залегая в структуре образа, более или менее скрыта за смеховым аспектом. Бескомпромиссно требоват. позиция сатирика ставит его во внешнее, отчуждённое, враждебное положение к объекту; более интимное, внутренне близкое отношение юмориста (к-рый "входит в положение" предмета его смеха) тяготеет к снисходительности, вплоть до резиньяции - перед природой вещей, перед необходимостью. Но именно великим сатирикам (Дж. Свифт, М. Е. Салтыков-Щедрин), пребывающим в глубоком, нередко близком к трагизму, разладе с жизнью, часто свойственно причудливо перемешивать гневную серьёзность с абсурдно игровым, как бы шутливо незначительным (персонаж с "фаршированной головой" у Салтыкова-Щедрина): восстанавливающая бодрость "анестезия" смехом и игрой, некое "ряжение" сатиры под забавный Ю.

Исторически Ю. выступает как личностный преемник безличного древнейшего типа комического - всенародного обрядно-игрового и праздничного смеха. Жизнь преломляется в Ю. через "личное усмотрение", центробежно ("эксцентрично") уклоняясь от офиц. стереотипов представлений и поведения. Сфера Ю., в отличие от архаич. смеха,- это личностное начало в субъекте смеха, предмете смеха, критериях оценки. Если коллективное празднество поглощает, уподобляет каждого всем, интегрирует (клич карнавала: "делайте, как мы, как все"), то Ю. дифференцирует, выделяет "я" из всех, даже когда оригинал-"чудак" (напр., Дон Кихот) подвизается для всех, вплоть до самопожертвования ради всех. В Ю. "мнение" перестаёт быть мнимым, недействительным, ненастоящим взглядом на вещи, каким оно представляется сознанию безличному (традиционно-патриархальному), и, напротив, выступает единственно живой, единственно реальней и убедит, формой собственного (самостоятельного) постижения жизни человеком. Трактуя вещи серьёзно, но аргументируя комически, "своенравно", апеллируя не отдельно к разуму или чувству, а к целостному сознанию, Ю. как бы исходит из того постулата, что в отвлечённой от субъекта, в безличной форме убеждение никого не убеждает: идея без "лица" не живёт, "не доходит", не эффективна. Личностной природой Ю. объясняется то, что, в отличие от др. форм комического, теоретич. разработка к-рых восходит ещё к древнему Востоку и античности, Ю. привлёк внимание эстетиков поздно - с 18 в. Но с тех пор исследования Ю. появляются одно за другим - Ю. почти заслонил для нас прочие виды смешного. Общепризнанная "родина" Ю.- Англия, страна классич. развития бурж.-либер. мысли, но также классическая со времён пуританства страна cant'a (англ.- лицемерие, ханжество, пошлое в общепринятых стереотипах приличий), как и страна наиболее яркой многовековой борьбы (в характерно англ, "эксцентричной" форме) с cant'ом, с тиранией обществ, мнения.

Для культур до нового времени Ю., как правило, не характерен и встречается, знаменуя формирование личности, лишь на периферии морального и религ. сознания как оппозиция - нигилистич., иррационалистич., мистич. или шутовская - господствующим канонам; антич. анекдоты о киниках (особенно о Диогене - "взбесившемся Сократе"), позднесредневек. легенды "о нищих духом", "безумно мудрые" выходки юродивых в Др. Руси, поэзия деклассированных кругов (лирика Ф. Вийона). Первые лит. образцы универсального смеха, близкого Ю., принадлежат эпохе Возрождения - в связи с "открытием человека и мира", новым пониманием личности и природы, причём генетич. связь с архаич. смехом в них ещё достаточно наглядна ("Похвала Глупости" Эразма Роттердамского, "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, комедии У. Шекспира, образ Фальстафа и "фальстафовский фон" его ист. драм). Б. Джонсон одним из первых вводит в лит. обиход слово "Ю." - правда, ещё в сатирич. смысле "порочных односторонностей" характера: комедии "Всяк со своей причудой" ("своим Ю.") (1598) и "Всяк вне своих причуд" ("своего Ю.") (1599). Первый законченный образец Ю.- "Дон Кихот" Сервантеса, непревзойдённый идеал и отправная точка для последующей эволюции Ю. в лит-pax нового времени.

Отстаивание "естественных" личных прав и "поэтизация прозы" частной жизни в век Просвещения ознаменованы расцветом Ю., прежде всего - в англ, лит-ре ("семейный роман" - Г. Филдинг, О. Голдсмит, Т. Смоллетт; проза Л. Стерна - вершина Ю. в лит-ре 18 в.). Во франц. лит-ре возможности Ю. обнаруживает "филос." роман (Вольтер, "Жакфаталист" Д. Дидро). Высшие образцы Ю. в нем. лит-ре 18 в.- идиллия "Герман и Доротея" И. В. Гёте и особенно его роман "Годы учения Вильгельма Майстера", затем романы Жана Поля - "немецкого Стерна". Своеобразной разновидностью субъективного Ю. оказывается романтич. ирония, нашедшая художеств, воплощение у Л. Тика, И. Эйхендорфа, А. Шамиссо, но полнее и поэтичнее всего в двойном плане повествования Э. Т. А. Гофмана. Наиболее влиятельным оказался и в 19 в. Ю. англ, романа. Величайший мастер Ю. (но также великий сатирик) Ч. Диккенс начал с "Посмертных записок Пиквикского клуба", наиболее значительного в европ. лит-pax подражания Сервантесу, но методом образотворчества в целом чаще продолжал англ, традицию эксцентрич. образов Л. Стерна, придав Ю. более социально заострённый смысл.

Многочисленны разновидности Ю. в лит-ре 20 в.- от традиционных, восходящих к лит-ре Возрождения и национально характерных (санчопансовский образ "бравого солдата Швейка" Я. Гашека, раблезианский "Кола Брюньон" Р. Роллана) - до "авангардистских" (в дадаизме, сюрреализме, или "комедии абсурда").

В рус. лит-ре 19 в. многообразен и в высшей степени самобытен юмор Гоголя (от народно-праздничного смеха "Вечеров на хуторе..." и "героич." Ю. "Тараса Бульбы" до причудливого гротеска "Носа", идиллич. Ю. "Старосветских помещиков" и грустного Ю. "Шинели"). Ю. в самых различных функциях и оттенках присущ Ф. М. Достоевскому, А. Н. Островскому. Ю. пронизаны рассказы и пьесы А. П. Чехова. Замечат. образцы различных видов Ю. в советской лит-ре - у И. Э. Бабеля, М. М. Зощенко,

М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина. Лит.: П р о п п В. Я., Проблемы комизма и смеха, М., 1976; Banns en J., Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als asthetische Gestalt des Metaphysischen, Lau-enburg, 1877; H off ding H., Humor als Lebensgefuhl, 2 Aufl., Lpz., 1930; P r e is e n d a n z W., Humor als dichterische Einbildungskraft, Munch., [1963]. См. также лит. при ст. Комическое. Л. Е. Пинский.

ЮМОРЕСКА (нем. Humoreske, от Humor - юмор), 1) муз. пьеса шутливого, иногда лирич. характера. В фп. музыке этот тип пьесы ввёл Р. Шуман (соч. 20); образцы Ю. для фп.- у Э. Грига, А. Дворжака, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Р. К. Щедрина, для камерного оркестра - у О. Тактакишвили. 2) В литературе - юмористич. миниатюра в прозе или стихах (напр., "Стихи о разнице вкусов" В. В. Маяковского).

"ЮНАЙТЕД АФРИКА", назв. "ЮАК интернэшонал" до 1973.

"ЮНАЙТЕД БРЭНДС" (United Brands), пищевая монополия США. Образована в 1970 в результате объединения "Юнайтед фрут" и АМК". В 1976 объём продаж - 2,3 млрд. долл. (св. 65% - мясопродукты и ок. 30% - бананы); чистая прибыль - 16,3 млн. долл., число занятых - 50 тыс. чел.

ЮНАЙТЕД ПРЕСС ИНТЕРНЭШОНАЛ (ЮПИ; United Press International, UPI), одно из крупнейших информац. агентств США. Создано в 1958. Штаб-квартира в Нью-Йорке. Контрольный пакет акций принадлежит "Скриппс компани оф Цинциннати". Распространяемая ЮПИ информация по своему содержанию отвечает интересам правящих кругов США. Материалами ЮПИ пользуются св. 1 тыс. газет и 3 тыс. радиостанций в США, а также многие зарубежные информац. агентства.

"ЮНАЙТЕД СТЕЙТС НЬЮС ЭНД УОРЛД РИП0РТ" ("United States News and World Report" - "Новости Соединённых Штатов и всемирное обозрение"), еженедельный политико-экономич. журнал в США. Осн. в 1933, издаётся в Вашингтоне компанией "Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт инкорпорейтед", акциями к-рой владеет, в частности, семейство Рокфеллеров. Публикации журнала нередко отражают взгляды наиболее реакц. части правящих кругов США. Тираж (1977) св. 1,5 млн. экз.

"ЮНАЙТЕД СТЕЙТС СТИЛ" (United States Steel), металлургич. компания США; см. в ст. Чёрной металлургии монополии.

"ЮНАЙТЕД СТИЛ" (United Steel), англ, металлургич. компания. Осн. в 1818. До 1967 - крупнейший трест чёрной металлургии в стране; затем национализирована и вошла в состав гос. компании "Бритиш стил" (см. в ст. Чёрной металлургии монополии).

"ЮНАЙТЕД ФРУТ" (United Fruit), крупнейшая фруктовая компания США, известная также под назв. "Банановый трест". Осн. в 1899 путём слияния ряда торговых и плантац. компаний; в 1970 приобрела крупную компанию мясной пром-сти "АМК", в результате образовалась пищевая монополия "Юнайтед брэндс". В сер. 50-х гг. "Ю. ф." имела плантации бананов в Коста-Рике, Гватемале, Гондурасе, Панаме, Доминиканской Республике, Экуадоре, на Ямайке; в большинстве этих стран владела также ж.-д. и трамвайными линиями, радиостанциями, контролировала мор. порты и внешнеторг. перевозки. Сосредоточив ок. 90% экспорта бананов из стран-поставщиков, контролировала 75% мирового рынка бананов. Вследствие национализации части её плантаций в нек-рых странах в нач. 70-х гг. доля "Ю. ф." в мировом экспорте бананов снизилась до 35%. Выступая в качестве отделения "Юнайтед брэндс", "Ю. ф." остаётся крупнейшим поставщиком бананов. Ей принадлежит 22% (1974) всей площади под плантациями бананов в мире, в т. ч. в Панаме - 100%, Гондурасе - св. 50% , Коста-Рике - 33%; имеет широкую сеть по торговле бананами в промышленно развитых странах. И. А. Агаянц.

"ЮНАЙТЕД ЗРКРАФТ" (United Aircraft), авиастроит. компания США, с 1975 - "Юнайтед текнолоджис". См. в ст. Авиа- и ракетостроителъные монополии.

ЮНГ (Jung) Герман (1830 - 3.9.1901, Лондон), швейцарский часовщик, деятель междунар. рабочего движения. Участник Революции 1848-49 в Германии, после её поражения эмигрировал в Лондон. Чл. Ген. совета 1-го Интернационала (1864-72), секретарь-корреспондент для Швейцарии. Пред, ряда конгрессов и Лондонской конференции (1871) Интернационала. Придерживался линии рево-люционно-пролет. крыла, возглавлявшегося К. Марксом, однако осенью 1872 примкнул к реформистскому крылу Брит, федерации, к-рое выступило против решений Гаагского конгресса (сект. 1872). В 1876 Ю.- один из инициаторов попыток восстановления Интернационала на реформистской основе. Позднее участвовал в тред-юнионистском движении.

ЮНГ (Jung) Карл Густав (26.7.1875, Кесвиль, близ Базеля,- 6.6.1961, Кюснахт, Цюрих), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии - "аналитической психологии". В 1900-х гг. сотрудник Э. Блейлера в Цюрихе, разработал технику свободных ассоциаций, превратив её в один из осн. методов психиатрич. исследования. В 1907-12 один из ближайших сотрудников 3. Фрейда, первый пред. Междунар. психоаналитич. об-ва (1911-14). Пересмотр Ю. осн. положений психоанализа (трактовка либидо как психич. энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации, и др.) привёл к его разрыву с Фрейдом.

В работе "Метаморфозы и символы либидо" (1912) исследовал спонтанное появление фольклорных и мифологич. мотивов в снах пациентов. Исходя из этого, постулировал существование в психике человека, помимо индивидуального бессознательного, более глубокого слоя- коллективного бессознательного, к-рое, по Ю., есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие первообразы - архетипы (напр., образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т. п.), динамика к-рых лежит в основе мифов, символики художеств, творчества, сновидений и т. д. Архетипы недоступны непосредств. восприятию и осознаются через их проекцию на внеш. объекты. Центр, роль среди архетипов Ю. отводил архетипу "самости" (das Selbst) как потенциальному центру личности в отличие от "Эго" ("Я") как центра сознания. Интеграция содержаний коллективного бессознательного - цель процесса становления личности (самореализации, индивидуации). Осн. задача психотерапии - восстановление нарушенных связей между различными уровнями психики; в традиц. культурах динамич. равновесие между ними осуществляется, по Ю., с помощью мифов, обрядов, ритуалов как средств активизации архетипов. В целом в трактовке природы архетипов и коллективного подсознательного позитивистские идеи переплетаются у Ю. с метафизич. представлениями о психике как некой безличной субстанции и т. п., граничащими с оккультизмом.

Ю. разработал типологию характеров ("Психологические типы", 1921, рус. пер. 1924), в основе к-рой лежит выделение доминирующей психич. функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внеш. или внутр. мир (экстравертивный и интровертивный типы). Оказал большое влияние на сравнит, изучение религий, мифологии, фольклора (К. Кереньи, М. Элиаде и др.; междунар. ежегодник по проблемам культуры "Eranos-jahrbuch", изд. с 1933 в Цюрихе), а также эстетику и лит.-художеств. критику (Г. Рид, Великобритания, и др.). В 1948 был создан Ин-т Ю. в Цюрихе, в 1958 - Междунар. об-во аналитич. психологии (с 1955 - журн. "Journal of Analytical Psychology" в Лондоне).

Соч.: Gesammelte Werke, 17 Bd, Z.- Stuttg., 1958 - ; Posthume Autobiographie, 4 Aufl,, 2., 1967; в рус. пер. - Психоз и его содержание, СПБ, 1909.

Лит.: Аверинцев С. С., "Аналитическая психология" К. Г. Юнга и закономер. ности творческой фантазии, "Вопросы литературы", 1970, №3; Fordham F., An introduction to Jung's psychology, L., [1953]; Jacobi J., Die Psychologie von C. G. Jung, 5 Aufl.,Z.-Stuttg., 1967; Meier C. A., Experiment und Symbol. Arbeiten zur komplexen Psychologie C. G. Jungs, Z., 1975.

Д. H. Ляликов.

ЮНГ, Ян г (Young) Томас (13.6.1773, Милвертон, графство Сомерсет,- 10.5. 1829, Лондон), английский физик, врач и астроном, один из создателей волновой теории света. Чл. Лондонского королев, об-ва (1794), с 1802-29 его секретарь. Обладая разносторонними способностями и интересами, Ю. уже в 8-летнем возрасте занимался геодезией и математикой, с 9 лет изучал языки (в т. ч. лат., греч., евр., араб.), историю, ботанику. Изучал медицину в Лондоне и Эдинбурге, учился в Гёттингенском ун-те, где слушал лекции Г. К. Лихтенберга. В 1801-03 проф. Королев, ин-та в Лондоне. С 1811 и до конца жизни работал врачом в больнице св. Георгия в Лондоне. Одновременно с 1818 секретарь Бюро долгот и редактор "Nautical Almanac".

Науч. интересы Ю. весьма разнообразны, наиболее важные направления его работ - оптика, механика, физиология зрения, филология. В 1793 в работе "Наблюдения над процессом зрения" указал, что аккомодация глаза обусловлена изменением кривизны хрусталика. Оптич. наблюдения привели Ю. к мысли, что господствовавшая в то время корпускулярная теория света неверна, и он высказался в пользу волновой теории. Его идеи вызвали возражения англ, учёных, и под их влиянием Ю. отказался от своего мнения. Однако в 1800 в трактате по оптике и акустикечОпыты и проблемы по звуку и свету " Ю. вновь пришёл к волновой теории света и впервые рассмотрел проблему суперпозиции волн; дальнейшим развитием этой проблемы явилось открытие Ю. принципа интерференции (термин введён Ю. в 1802). В докладе "Теория света и цветов", прочитанном Ю. Королев, об-ву в 1801 (опубл. 1802), он дал объяснение Ньютона колец на основе интерференции и описал первые опыты по определению длин волн света. В 1303 в работе "Опыты и исчисления, относящиеся к физической оптике" (опубл. 1804) рассмотрел явления дифракции. После классич. исследований О. Френеля по интерференции поляризованного света Ю. высказал гипотезу о поперечности световых колебаний. Он разработал также теорию цветного зрения, основанную на предположении о существовании в сетчатой оболочке глаза трёх родов чувствит. волокон, реагирующих на три осн. цвета. В 1807 и 2-томном труде "Курс лекций тто натуральной философии и механическому искусству" Ю. обобщил результаты своих теоретич. и эксперимент, работ по физич. оптике (термин ввёл Ю.) и изложил свои исследования по деформации сдвига, ввёл числовую характеристику упругости при растяжении и сжатии - т. н. модуль Юнга. Он впервые рассмотрел механич. работу как величину, пропорциональную энергии (термин ввёл Ю.), под к-рой понимал величину, пропорциональную массе и квадрату скорости тела.

Ю. написал ок. 60 глав для приложения к "Британской энциклопедии". Он занимался расшифровкой егип. иероглифов (определил значение нек-рых знаков Ро-зеттского камня), был хорошим музыкантом, знатоком живописи.

Соч.: Miscellaneous works, v. 1 - 3, L., 1855.

Лит.: Араго Ф., Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров, пер. с франц., т. 2. СПБ, 1860; Wood A., Thomas Young natural philosopher, 1773-1829, Camb., 1954 (лит.).

ЮНГ, Янг (Young) Чарлз Огастес (15.12.1834, Хановер, шт. Нью-Хэмпшир,- 3.1.1908, там же), американский астроном, чл. Нац. АН в Вашингтоне (с 1872). В 1877-1905 проф. Принстонского ун-та. Занимался гл. обр. изучением Солнца. Установил газообразную природу солнечной короны и открыл зелёную линию в её спектре. Впервые наблюдал спектр вспышки. Ю. принадлежат спектральные исследования хромосферы, протуберанцев и солнечных пятен. Соч. в рус. пер.: Солнце, СПБ, 1914.

ЮНГ, Янг (Young) Эдуард (крещён 3.7.1683, Апем, близ Уинчестера,- 5.4.1765, Уэлин, Хартфордшир), английский поэт. Получил юридич. образование в Оксфордском ун-те. В раннем творчестве придерживался принципов классицизма, исчерпанность к-рых раскрыл в трактате "Мысли об оригинальном творчестве" (1759). Лит. славу принесла Ю. религ.-дидактич. поэма в 9 кн. "Жалоба, или Ночные размышления о жизни, смерти и бессмертии" (1742-45), написанная белым стихом и содержащая скорбные размышления о горестях и бренности жизни, суетности и тщете человеческих стремлений. Классич. образец лит-ры сентиментализма, поэма положила начало т. н. кладбищенской поэзии.

Соч.: The complete works, v. 1 - 2, L., 1854; в рус. пер.- Плач..., [пер. А. М. Кутузова], 3 изд., ч. 1 - 2, СПБ, 1812; Мысли об оригинальном сочинении, СПБ, 1812.

Лит.: Левин Ю. Д., Английская поэзия и литература русского сентиментализма, в сб.: От классицизма к романтизму,