БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321кость инструмента, оснащённого Т. с., повысилась в 15-100 раз, что обусловило рост производительности труда в 3-5 раз.

Литые Т. с. получают методом плавки и литья. Примером литых Т. с. служит рэлит : сплав WC - W2C (содержит 3,7-4,0% С) с твёрдостью 91-92 HRA. Его получают в виде крупных зёрен плавкой с последующим дроблением слитков или разбрызгиванием расплавов; применяют рэлит гл. обр. для наварки на соприкасающиеся с породой части работающего с большими усилиями бурового инструмента; для тех же целей разработаны безвольфрамовые Т. с. на основе боридов и др. износостойких твёрдых соединений. К литым Т. с. относится большая группа Т. с., напыляемых или наплавляемых на детали механизмов и машин, подверженные абразивному износу, эрозии или коррозии, напр, стеллиты (Cr, W, Ni, С; основа Со), сормайты (Cr, Ni, С; основа Fe), стеллитоподобные (основа Ni) и мн. др. износостойкие Т. с. Их применение позволяет в 2-4 (иногда в 10-20) раз увеличить срок службы быстроизнашивающихся деталей механизмов и машин, в т. ч. автомашин, тракторов, комбайнов и т. д.

Лит.: Металлокерамические твёрдые сплавы, М., 1970; КреймерГ. С., Прочность твёрдых сплавов, 2 изд., М., 1971; Туманов В. И., Свойства сплавов системы карбид вольфрама - кобальт, М., 1971; его же, Свойства сплавов системы карбид вольфрама - карбид титана - карбид тантала -карбид ниобия - кобальт, М., 1973; Третьяков В. И., Основы металловедения и технологии производства спечённых твёрдых сплавов, 2 изд., М., 1976. О. П. Колчин.

ТВЁРДЫЙ НАЛЁТ в метеорологии, плотный белый налёт из мелких ледяных кристаллов, образующийся при сублимации водяного пара на холодных поверхностях, подверженных действию ветра. Это наветренные поверхности каменных стен, колонн, скал и т. п. массивных предметов с большой теплоёмкостью и довольно хорошей теплопроводностью. Т. н. возникает при отрицат. темп-pax воздуха, но при ослаблении морозов, когда указанные предметы, сильно охладившиеся в предшествующую холодную погоду, ещё не успели принять темп-ру притекающего к ним более тёплого воздуха. Толщина Т. н. не превышает неск. мм. Т. н. следует отличать от гололёда.

ТВЕРИТИНОВ, Дерюшкин Дмитрий Евдокимович (1667 - ум. не ранее 1741), русский мыслитель нач. 18 в., еретик. Род. в Твери (ныне Калинин). Был стрельцом, затем - слобожанином. В 1692 переселился в Москву. Ок. 1700 поступил в аптеку И. Грегори в Немецкой слободе, изучил лат. язык, занимался мед. практикой. Познакомившись с идеями протестантизма, Т. создал собств. учение, близкое к еретич. учениям на Руси 15-16 вв. Т. выступал против поклонения иконам, кресту, почитания святых, их мощей. Он проповедовал отказ от причастия, отрицал авторитет церкви и церк. орг-цию. Т. признавал служение богу посредством духовного усовершенствования и нравственного подвижничества. Идеи Т. получили широкое распространение среди жителей Москвы. Он вёл также филос. споры с образованными людьми Москвы и Петербурга. В 1713 духовенство во главе с С. Яворским начало против Т. и его единомышленников следств. дело по обвинению в ереси. Благодаря заступничеству петерб. вельмож и самого Петра I, после отречения от своих воззрений Т. в 1718 был освобождён на поруки. В 1723 Синод снял с него церк. проклятие.

Лит.: Корецкий В. И., Вольнодумец XVIII в. Д. Тверитинов, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, в. 12, М., 1964, с. 244-66.

ТВЕРИТИНОВ Евгений Павлович [19(31).5.1850, Кронштадт,-16.5.1920, там же], русский электротехник, ген,майор (1905). В 1876 окончил академич. курс морских наук (с 1877 - Мор. академия), в 1877 - Минный офицерский класс в Кронштадте. В 1879 впервые оборудовал боевые корабли установками электрич. освещения (свечами Яблочкова). В 1883 устроил электрич. иллюминацию колокольни Ивана Великого в Моск. Кремле. Сделал ряд изобретений в области минного оружия (кольцевой замыкатель и др.). Разработал одну из конструкций аккумуляторов, организовал их произ-во и применил на флоте.

С о ч.: Электрическое освещение. Курс минного офицерского класса, в. 1, СПБ, 1883; Электрические аккумуляторы, СПБ, 1888.

Лит.: Белькинд Л. Д., М о к ее в А. H., Тверитинов А. Е., Евгений Павлович Тверитинов, М.- Л., 1962.

ТВЕРСКАЯ ШКОЛА (13-15 вв.), одна из местных школ др.-рус. живописи, сложившаяся в Твери в период феод, раздробленности. Для произв. Т. ш. (сохранились иконы, миниатюры рукописей) характерны экспрессия суровых образов, подчёркнутая линейность письма, напряжённость цветовых отношений (миниатюры "Хроники Георгия Амартола", Библиотека СССР им. В. И. Ленина, икона "Борис и Глеб", Киевский музей рус. иск-ва - оба кон. 13 - нач. 14 вв.). В 15 в. усилилась свойственная Т. ш. и ранее ориентация на художеств, традиции балканских стран.

Тверская школа. "Спас". Конец 13-начало 14 вв. Третьяковская галерея. Москва.

Лит.: Евсеева Л. М., Кочетков И. А., Сергеев В. H., Живопись древней Твери, М., 1974.

ТВЕРСКИЕ ПОСРЕДНИКИ, группа дворян Тверской губ., занимавших должности мировых посредников, выразивших протест против крепостнич. сторон Крестьянской реформы 1861. В февр. 1862 губ. дворянское собрание обратилось к имп. Александру II с адресом, в к-ром указывалось на необходимость немедленного обязательного для помещиков предоставления крестьянам земель на выкуп, т. е. прекращения временнообязанных отношений. В адресе предлагались также гласность судопроизводства и созыв от всех сословий центр, представительного собрания. Группа мировых посредников (13 чел. во главе с бр. А. А. и H. А. Бакуниными) заявила губернатору о своей солидарности с адресом и отказалась руководствоваться в своей деятельности "Положениями" 19 февраля 1861. Пр-во расправилось с "легально действовавшими дворянами -помещиками" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., т. 5, с. 27): они были приговорены к двухлетнему заключению в Петропавловскую крепость, однако вскоре освобождены как лица, не представлявшие особой опасности самодержавию. Протест тверских посредников явился одним из выражений складывавшегося либерализма в России.

Лит.: Попов И. П., Либеральное движение провинциального дворянства в период подготовки и проведения реформы 1861 г., "Вопросы истории". 1973, № 3.

ТВЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО, феод, государство Сев.-Вост. Руси 13-15 вв. Занимало терр. по верх, течению р. Волги и её притокам. Центр Т. к.- Тверь (1246-1485). В Т. к. находились города Кашин, Кснятин, Зубцов, Старица, Холм, Микулин, Дорогобуж. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. 13 в. вел. князь Владимирский Ярослав Всеволодович выделил Т. к. из состава Переяславского (Залесского) княжества своему сыну Александру Невскому. В 1247 его получил др. сын Ярослава - Ярослав Ярославич и с тех пор Т. к. находилось в руках его потомков. Т. к. менее др. княжеств Сев.-Вост. Руси было доступно для набегов татар, поэтому сюда стекалось население из др. р-нов Руси. Во 2-й пол. 13 в. происходит быстрый рост Т. к. и усиление политич. влияния его князей. В 60-е гг. 13 в. кн. Ярослав Ярославич, заняв владимирский великокняжеский стол, стремился проводить широкую объединит, политику. Её продолжил Михаил Ярославич (правил в 1285-1318), занявший в 1305 владимирский стол. Возвышение Т. к. вызвало опасения у ханов Золотой Орды. Хан Узбек поддержал моек, князей, соперников Твери. В Орде были казнены тверские князья Михаил Ярославич, затем его сын Дмитрий, а в 1339-Александр Михайлович с сыном Фёдором. Стремление тверских князей возглавить процесс объединения рус. земель сделало Т. к. на время центром освободит, борьбы против монголо-тат. ига. В 1327 в Твери и др. городах вспыхнуло восстание, к-рое Орда жестоко подавила. Тверь была разграблена и сожжена, население перебито или уведено в рабство. От этого удара Т. к. не смогло оправиться. Его ослаблению способствовал и процесс феод, раздробления. Во 2-й пол. 14 в. из Т. к. выделяются Кашинское, Холмское, Микулинское и Дорогобужское княжества. Три последних в 15 в. делятся на ещё более мелкие. Внутр. дробление Т. к. мешало его князьям собирать рус. земли под своей властью. Они были вынуждены маневрировать между Золотой Ордой, Москвой и Литвой. В 70-х гг. 14 в. кн. Михаил Александрович с помощью Орды пытался соперничать с Москвой, но безуспешно. Стремясь ослабить Т. к., моек, князья старались обострить отношения между тверскими и кашинскими князьями. Лишь в 1-й четв. 15 в. тверскому кн. Ивану Михайловичу удалось сломить сопротивление Кашина. Влияние Т. к. усилилось в 30-50-е гг. 15 в., когда между моек, князьями вспыхнула феод, война. Союза с тверским кн. Борисом Александровичем искали вел. князья Москвы и Литвы, визант. император и сын Тамерлана - Шахрух. Но после окончания феод, войны Василия II Тёмного с Шемякой Т. к. начало быстро терять свою самостоятельность. Михаил Борисович был вынужден заключить ряд неравноправных договоров с Иваном III. Попытка Михаила переориентироваться на Литву привела к походу на Тверь моек, войск, к-рые 12 сент. 1485 захватили город, и Т. к. перестало существовать как независимое гос-во. Т. к. внесло значит, вклад в сокровищницу рус. культуры. Сохранились фрагменты больших тверских летописных памятников 15 в. В Твери были написаны Повести о Михаиле Ярославиче и Михаиле Александровиче, "Похвальное слово" инока Фомы, создавались замечательные памятники архитектуры и живописи (см. Тверская школа) (в т. ч. древнейший рус. иллюстрированный список "Хроники Георгия Амартола"). Тверич Афанасий Никитин первым из русских побывал в Индии и дал её красочное описание.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства XIV - XV вв., М., 1960. В. А. Кучкин.

ТВЕРСКОЙ СБОРНИК, летописный свод, составленный между сер. 16 - 1-й третью 17 вв. Т. с. объединяет две части: первую, содержащую рассказ от библейского Адама до событий на Руси в 1255, и вторую, повествующую о рус. истории за 1248-1499. Основу 1-й части Т. с. составляет т. н. ростовский свод 1534. Основой 2-й части Т. с. явились тот же свод 1534, а также Московский летописный свод кон. 15 - нач. 16 вв., построенный на тверских летописных материалах 15 в., излагавших события русской истории с позиций тверских князей.

Изд.: Полное собрание русских летопи-з сей, т. 15, СПБ, 1863.

ТВЕРЦА, река в Калининской обл. РСФСР, лев. приток Волги. Дл. 188 км, пл. басе, собственно Т. 6510 км2. За исток принято устье Старотверецкого канала (2,9 км), к-рым Т. соединена с Вышневолоцким водохранилищем (1703-09). Из водохранилища в Т. подаётся 75-80% стока р. Цна. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Средний расход воды в 40 км от устья 60 м3/сек. Замерзает в ноябре - начале января, вскрывается в конце марта - апреле. Шлюзована, входит в Вышневолоцкую водную систему. На Т.- гг. Торжок, Калинин (в устье).

ТВЕРЬ, прежнее (до 1931) название г. Калинина, центра Калининской обл. РСФСР.

ТВИ, язык народностей ашанти, фанти, или чи (включая диалекты ашанти и фанти). Распространён на Ю. республики Ганы. Число говорящих на Т.-3,7 млн. чел. (1970, оценка). Вместе с языками аньи, баули, метьибо, абуре и др. (Ю. и центр Ганы, соседние р-ны Берега Слоновой Кости и Того) входит в подгруппу акан группы языков ква, нигеро-кордофанской семьи языков. Фонетич. особенности: богатый вокализм (5 степеней открытости гласных), относительно бедный консонантизм (состав согласных). Большинство слов имеют фонетич. структуру типа С (согласный) Г (гласный), СГС, СГСГ. Есть фонологич. тоны. Грамматич. значения передаются аналитически, а также агглютинативными аффиксами-префиксами и суффиксами (время и вид глагола, число и классы имени). Согласование по классу сохранилось лишь у неск. прилагательных. Фиксированный порядок слов. Лит-pa на базе диалектов: тви (с 60-х гг. 19 в.), ашанти (с кон. 19 в.), фанти (с 80-х гг. 19 в.). Т.- язык школы, прессы, радио, худож. лит-ры.

Лит.: W е 1 m e r s W. E., A descriptive grammar of Fanti, Baltimore, 1946; A к r ofi C. A., Twi kasa mmara, L., 1952; В a rt e 1 s К. L., A п п о b i 1 J. A., Mfantse nkasafua dwumadzi. A Fante grammar of function, 2 ed., Cape Coast, 1948; Redden J. E., О w ч s u N., Twi. Basic, course, Wash.. 1963; C h r i s t a 1 1 e r J. G., Dictionary of the Asante and Fante language called Tshi (Twi), 2 ed., Basel, 1933. А. А. Зименский.

ТВИБЕР, ледник на юж. склоне Главного, или Водораздельного, хр. Б. Кавказа в Груз. ССР. Даёт начало р. Твибер, впадающей в р. Мульхра (прав, исток Ингури). Пл. ок. 42 км2, дл. ок. 10 км.

ТВИД (Tweed), река в Великобритании; см. Туид.

ТВИНДЕК (англ, tween-deck, от between - между и deck - палуба), межпалубное пространство на судне. На однопалубных судах могут размещаться в удлинённых надстройках (баке, юте) или между гл. палубой и платформами, делящими нек-рые из трюмов по высоте. На многопалубных судах - неск. ярусов Т. В Т. располагают грузовые помещения, пасс, каюты и т. д. Доступ в грузовые Т.-через люки, бортовые порты либо по продольным проездам с кормы или носа.

ТВИСТ (англ, twist, букв.- кручение), бальный танец. Получил распространение в 60-е гг. 20 в. Муз. размер 4/4| с акцентом на чётных четвертях такта. Наиболее популярным исполнителем Т. был амер. певец Ч. Чекер. Ритм использовался в эстрадных песнях мн. стран, в т. ч. в песнях сов. композиторов (А. А. Бабаджанян и др.).

Лит.: Shaw A., The rock revolution, N. Y.- L., 1970.

ТВИСТРОН (англ, twystron, от klystron - клистрон с заменой kl на tw, сокр. от travelling wave - бегущая волна), усилительный многорезонаторный клистрон, у к-рого выходной резонатор заменён системой связанных резонаторов. В Т. испускаемые катодом электроны сначала пролетают сквозь клистронные резонаторы, где группируются в сгустки (как и в клистроне), а затем - сквозь систему связанных резонаторов, где возбуждают бегущую волну; при взаимодействии с ней часть кинетич. энергии электронов превращается в энергию СВЧ колебаний (как в лампе бегущей волны). Применение системы связанных резонаторов позволило увеличить ширину полосы рабочих частот до 7-15% от ср. частоты; среди приборов СВЧ большой импульсной мощности Т. является наиболее широкополосным усилит, прибором. Т. выпускаются для работы в сантиметровом диапазоне длин радиоволн (от 5 до 10 см), их импульсная мощность 3-8 Мет, коэфф. усиления 35-50 дб, кпд 35-40%. Т. разработан в 60-х гг. 20 в. фирмой "Вариак" (США). Осн. применение Т. находят в передатчиках мощных наземных и корабельных радиолокационных стянг;ий.

Лит.: К а р м а з и н В. Г., X а б и В. С., Мощный усилительный гибридный прибор О-типа (твистрон), "Электронная техника", 1967, серия 1, в. 11, с. 149-51; С т а пр а н с А., М а к к ь ю н Э., Р ю т ц Д ж.ц, СВЧ электровакуумные приборы большой мощности с линейным электронным пучком, пер. с англ., "Труды Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике", 1973, т. 61, № 3, с. 52 - 88. В. Ф. Коваленко.

ТВОРОГ, молочнокислый продукт, приготовленный сквашиванием молока молочнокислыми бактериями и удалением сыворотки. В зависимости от исходного сырья (цельное или обезжиренное молоко) различают Т. жирный, полужирный и обезжиренный. По стандарту, принятому в СССР, жирный Т. содержит воды не более 65%, жира не менее 18% и белка 11%; кислотность 200-225°Т ("Тернеpa); калорийность 100 г Т.- 230 ккал (960 кдж). На 1 кг такого Т. расходуется 5,9-6,9 кг молока жирностью 3,0-3,5%. Т.- продукт, полноценный по биологич. составу, хорошо усваивается.

ТВОРЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как Т. в любой сфере: научной, производственно-технич., художеств., политич. и т. д.- там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Т. может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология Т. исследует процесс, психологич. "механизм" протекания акта Т. как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности Т., к-рый по-разному ставился в разные историч. эпохи.

Так, в античной философии Т. связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия ("бывания"), а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в т. ч. и творческой. В понимании художеств. Т., к-рое первоначально не выделялось из общего комплекса созидат. деятельности (ремесла и т. д.), в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости ("одержимости") челозегса к достижению высшего ("умного") созерцания мира, моментом к-рого и выступает Т. Воззрения на Т. в ср.-век. философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Т. предстаёт, т. о., как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли. Человеческое Т. выступает у него прежде всего как Т. истории: именно история есть та сфера, в к-рой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божеств, замысла о мире. Т. к. не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания Т. как уникального и неповторимого. При этом сферой Т. оказывается преим. область историч., нравственнорелиг. деяния; художеств, и науч. Т., напротив, выступает как нечто второстепенное.

Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Т. осознаётся теперь пргжде всего как художеств. Т., сущность к-рого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту Т. и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого Т. Итал. философ Дж. Вико, напр., интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, т. е., по существу, как творцом истории.

Философия англ, эмпиризма склонна трактовать Т. как удачную - но в значит, мере случайную - комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона и особенно Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма); Т. выступает как нечто родственное изобретательству. Завершённая концепция Т. в 18 в. создаётся И. Кантом, к-рый специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединит, звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. "Трансцендентальное" воображение, т. о., предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что Т. лежит в самой основе познания.

Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознат. и бессознат. деятельностей, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью,- гении - творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, т. е. бессознат.1, процесс протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и иенским романтикам (см. Романтизм), Т., и прежде всего Т. художника и философа,- высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. Культ Т. и гения у романтиков достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого Т. (Ф. и А. Шлегели и др.).

В идеалистич. философии кон. 19-20 вв. Т. рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технич. деятельности. При этом, если философия жизни противопоставляет технич. рационализму творч. природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу Т. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция Т. дана А. Бергсоном ("Творческая эволюция", 1907, рус. пер. 1909): Т. как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании -в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной технич. деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Л. Клагес ещё более резко, чем Бергсон, противопоставляет природно-душевное начало как творческое духовно-интеллектуальному как техническому. Рассматривая Т. культуры и истории, философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гасет и др.) подчёркивает его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, т. е. как нек-рое иррациональное начало свободы, экстатич. прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего" мира. Творческий экстаз, согласно H. А. Бердяеву ("Смысл творчества", М., 1916), раннему М. Хайдеггеру,- наиболее адекватная форма существования (экзистенции).

В отличие от философии жизни и экзистенциализма, в таких филос. направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, Т. рассматривается с односторонне прагматистской точки зрения прежде всего как изобретательство, цель к-рого - решать задачу, поставленную определённой ситуацией (Дж. Дьюи, "Как мы мыслим", 1910). Продолжая линию англ, эмпиризма в трактовке Т., инструментализм рассматривает его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи. Др. вариант интеллектуалистич. понимания Т. представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, А. Уайтхед, Э. Гуссерль, H. Гартман и др.). Большинство мыслителей этого типа в своём понимании Т. ориентируются не столько на естествознание (как Дьюи, П. Бриджмен), сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), выступающую как т. н. чистая наука. Основой Т. оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке Т. оказывается ближе всего к платонизму. П. П. Гайденко.

Марксистское понимание Т., противостоящее идеалистич. и метафизич. концепциям, исходит из того, что Т.- это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Т. как созидат. деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественноисторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Творческое созидание не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности, это проявление продуктивной активности человеческого сознания, которое, по словам В. И. Ленина, "...не только отражает объективный мир, но и творит его" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 194).

Диалектич. материализм отвергает точку зрения, согласно к-рой природа тоже творит. В природе происходит процесс развития, а не Т., к-рое всегда предполагает бытие и действие творца - субъекта творческой деятельности. По-видимому, какие-то биологич. формы и предпосылки Т. имеются и у высших животных, но своё специфич. выражение оно находит лишь у человека как общественно развитого существа.

Т. всегда происходит в конкретных социально-историч. условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже соз