БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321альной проблематики характерна для повестей А. Ла Гумы (р. 1925) "Скитания в ночи" (1962), "Каменная страна" (1967), "В конце сезона туманов" (1973) и романа Абрахамса "Во власти ночи" (1965), романа К. Барнарда и 3. Стэндера "Нежелательные элементы" (1977), для поэзии А. К. Нортье (р. 1942), К. Питерса (р. 1930), О. Мтшали (р. 1940), А. Н. Кумало, Д. Брутуса (р. 1924), Б. Фейнберга (р. 1938), У. К. Коситсиле (р. 1938). Популярны пьесы А. Фугарда (р. 1932) "Кровавый узел" (1963), "Остров" (1974), "Сизве Баней мёртв" (1974) и др. "Литература протеста"- важный компонент общенац. культуры, складывающейся вопреки политике культурной обособленности, проводимой Националистич. партией.

Лит.: Картузов С. П., "Литература" протеста" в Южно-Африканской республике. Роман послевоенных лет, в кн.: Литература стран Африки, сб. 1, М., 1964: его же. Эволюция героя в современной прозе ЮАР, в кн.: Фольклор и литература народов Африки, М., 1970: е г о ж е, Пролетарская тема в послевоенной прозе Южно-Африканской Республики, в кн.: Взаимосвязи африкан-ких литератур и литератур мира, М., 1975; е г о ж е, Писатели Южно-Африканской Республики о судьбах Африки, в кн.: Современный революционный процесс и прогрессивная литература (1960 -1970-е гг.), М., 1976; Саратовская Л. Б., Периодизация литературы банту в Южно-Африканском Союзе (начальный период), "Народы Азии и Африки", 1963, № 1; е ё ж е, Этапы развития литературы Южно-Африканской республики, в сб.: Актуальные проблемы изучения литератур Африки, М., 1969; Современные литературы Африки. Вост. и Юж. Африка, М., 1974; Mphahlele E., African image, L., 1962; D е k k е г G., Afrikaanse literatuurgeskiedenis. Johannesburg, 1961; К 1 i m a V., South African prose writing in English. Prague, 1971.

C. 77. Картузов, В. В. Ошис, Л. Б. Саратовская.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

На терр. ЮАР сохранились многочисл. наскальные рисунки (датировка древнейших колеблется от тысячелетий до неск. сот лет до н. э.) - петроглифы (изображения огд. животных) и росписи, выполненные естеств. минеральными красками (более ранние - одноцветные фигуры животных, более поздние - полихромные композиции, напр, сцены охоты, угона скота, битв).

Развитие архитектуры ЮАР началось с сер. 17 в., когда на мысе Доброй Надежды на терр. будущего Кейптауна был построен форт (1652). В образовавшейся Капской колонии началось интенсивное стр-во. В 1666-72 был построен 5-угольный в плане кам. замок (арх. П. Домбаер), улицы Кейптауна и многочисл. посёлки, возникавшие в колонии, застраивались зданиями в духе голл. архитектуры 17-18 вв., переработанной в соответствии с местными условиями. В кон. 18 в. зодчий М. Тибо и скульптор А. Анрейт внесли в архитектуру ЮАР элементы франц. зодчества эпохи Ренессанса (ордер в обработке фасадов, пышность и разнообразие фронтонов, богато украшенных скульптурой, и т. д.). С нач. 19 в., в связи с открытием богатых месторождений драгоц. металлов и притоком населения, начался интенсивный рост городов (Порт-Элизабет, Дурбан, Блумфонтейн, Йоханнесбург, Претория), в застройке к-рых господствовала эклектика, устойчиво державшаяся до нач. 20 в. В Кейптауне преобладала неоготика, в Претории удерживались традиции "капской архитектуры", в Йоханнесбурге - неоклассицизм (арх. X. Бейкер). В кон. 1920-х гг. в архитектуре ЮАР появились функционалистские постройки (Р. Мартинсен, У. Г. Макинтош), а с 1930-х гг. на неё оказывали влияние крупные мастера Европы, США, а затем и Лат. Америки. В благоустроенных р-нах городов строятся адм. центры, здания торговых фирм, контор, банков, особняки; на окраинах - районы трущоб.

Осн. тип поселения коренных народов ЮАР - крааль, с загоном для скота в центре, вокруг к-рого располагаются многообразные по формам хижины и зернохранилища.

Изобразительное искусство. С кон. 18 в. в ЮАР работали европ. скульпторы (А. Анрейт) и живописцы (Т. У. Боулер, Д. В. Ангас, П. Веннинг, Ч. Пирс, Я. X. Пирниф и др.), оказавшие известное воздействие на складывание совр. иск-ва страны. Среди совр. художников наиболее известны живописец Ж. Секото, создавший целую галерею портретов своих соотечественников, резчик по дереву Кекана. Молодые художники получают образование в местной художеств, школе Ндалени. Среди них живописцы Дж. Масике, Э. Нгкобо, А. Нибе, стремящиеся к правдивому отражению жизни совр. ЮАР, скульпторы Д. Кубхека, С. Кумало, С. К. Седибане, украшающие резными композициями обществ, и адм. здания. Заметное развитие получила станковая графика (А. Дламини, Дж. Митчелл), книжная иллюстрация (П. Кларк). Из художеств, ремёсел распространены обработка металлов, гончарство, изготовление резной дерев, домашней утвари, обработка шкур, плетение.

Лит.: Воронина В. Л., [Архитектура Южной Африки], в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, 10 - 11, М., 1969 - 73; Искусство народов Африки, М., 1975.

XV. Музыка

Муз. культура ЮАР включает музыку коренных обитателей Юж. Африки, белого населения и индийцев. Существуют архаичные формы музыки (у бушменов, готтентотов) и развитое художеств, творчество (песни зулу, коса, ансамбли ксилофонистов чопи и др.). Прогрессу нац. культуры ЮАР препятствует проводимая реакц. правящими кругами политика апартхейда.

На рубеже 19-20 вв. началось интенсивное развитие творчества коренного населения. Делались попытки модернизировать традиц. песни (Э. Сонгонга, Р. Калуза), к-рые насыщались остросоциальным содержанием. В 1-й четв. 20 в. складывается композиторская школа (П. Рейнир, Г. Фаган, Б. Герстман, А. ван Вейк, Ю. дю Плесси и др.), чему способствовала деятельность англ, музыканта У. Г. Белла (с 1912 директор Южно-Афр. колледжа в Кейптауне). Здесь работали также англ, музыканты- дирижёр А. Коутс и комн. Э. Чисхолм. Создан жанр нац. оперы, среди лучших образцов-"Кинг-Конг" Т. Матчикизы (1959; исполнялась в Европе и США). Актуальной тематикой насыщены оперы Г. Скосана и Б. Лешоая, в к-рых творчески преломляются традиции нар. ансамблевого пения. Известностью пользуются певица М. Макеба, трубач X. Масекела. Изучением муз. культуры народов ЮАР занимаются Х^ Трейси (основатель Афр. муз. об-ва в Йоханнесбурге, Междунар. б-ки афр. музыки) и П. Кёрби. В ЮАР работают симф. оркестры (в Дурбане, Йоханнесбурге, Кейптауне), об-ва по пропаганде музыки, уч. заведения, в т. ч. муз. ф-т при Кейптаунском ун-те, оперная школа при нём, обслуживающие лишь белую часть населения.

Дж. К. Михайлов.

XVI. Театр

Задолго до колонизации у народов банту, готтентотов и др. существовали традиции исполнения театрализов. рассказов с муз. аккомпанементом (т. н. нтсоми). Первые любительские представления европ. поселенцев относятся ко 2-й пол. 18 в. В 1800 в Кейптауне построено здание афр. театра. Социально-экономич. сдвиги, происшедшие после образования Южно-Афр. Союза (ЮАС) и 1-й мировой войны, способствовали возрастанию интереса к театр. иск-ву. В Юж. Африку начали приезжать европ. гастрольные труппы. В 20-х гг. 20 в. появились первые афр. драматурги, в произв. к-рых нашли отражение противоречия южноафр. действительности ("Сосуд пива" Модгокенга на яз. суто, "Девушка, убитая ради спасения" Г. Зломо на яз. зулу). Писатель, поэт и историк К. Мкайи перевёл на яз. коса мн. пьесы европ. классич. репертуара. Усиление расизма и установление режима апартхейда в ЮАС после 2-й мировой войны, введение жёсткой цензуры создали крайне тяжёлые условия для развития театр, иск-ва. Единственная в стране проф. труппа цветных актёров - Эоанский театр (создан в Кейптауне в 1934 С. Холтом). Его деятельность способствовала популяризации музыки, балетного иск-ва, драмы среди цветного населения. В 1948 в ЮАС была основана Нац. театр, орг-ция. Эта труппа выступает в городах и посёлках (на языках англ, и африкаанс). Лучшие сценич. площадки в ЮАР предоставляются зарубежным варьете и др. развлекат. программам. Деятелям афр. театра разрешаются только инсценировки мифов, религ. сюжетов или же постановки подделок под фольклор, стилизованных мелодраматич. мьюзиклов. В Кейптауне работают также университетский т. н. "Литл тиэтр", театр, группы "Лабиа" и "Хофмейр".

Несмотря на преследования офиц. цензуры, в 70-х гг. работало неск. любительских коллективов: Театр, совет Наталь (осн. в 1969 при инд. университетском колледже Наталя, руководители С. Купер и С. Мудли), "Студия 71", Нар. экспериментальный театр (осн. в 1973), театр, группы "Кейп флэтс тиэтр" под руководством А. Смола и "Серпент плейере" в Йоханнесбурге под руководством Ф. Фугарда и др. Спектакли этих коллективов часто носили остросоциальный характер.

К сер. 70-х гг. большинство прогрессивных афр. групп распалось в связи с арестом и преследованием их руководителей и исполнителей.

Лит.: Black theatre in South Africa, "Fact paper on southern Africa", 1976, v. 2.

Л. Б. Саратовская.

XVII. Кино

Начало кинопроизводства в ЮАР относится к 1915, когда в Йоханнесбурге были построены киностудия и лаборатория "Киларни". Первые немые художеств, фильмы "Колонисты" (1916) и "Жертвенный символ" (1918) рассказывали о завоевании Юж. Африки бурами и англичанами. Эти фильмы, как и последующие фильмы ЮАР, тенденциозно превозносили героизм белых завоевателей. Образцом империалистич. пропаганды стали историч. фильмы "Диндака" (1967) и "Маджуба" (1968). Расистские теории проповедуются и в фильмах др. жанров - комедиях, мьюзиклах, приключенческих картинах-поделках Д. Уйса, Э. Нофаля, Я. Ротенбаха. Большинство фильмов отличается бедностью содержания, подражательностью, гл. роли в них исполняют преим. белые актёры. Из-за жестокой цензуры фильмы, обвиняющие общество апартхейда, могли быть созданы только подпольно ["Вернись, Африка" Л. Рогозина (1959), "Конец диалога", снятый группой борцов против расизма в ЮАР в 1970, и др.]. Наиболее значительное произв.- антирасистские фильмы Р. Девениша "Боусман и Лена" (1974) и "Гость" (1977).

Г. С. Паповян.

ЮЖНО-ГВИНЕЙСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ, плоскогорье в Центр. Африке, обрамляет с 3. впадину Конго. Представляет собой выступ докембрийского сильно расчленённого фундамента Африканской платформы. Сев. окраина - в Камеруне, вые. 1500-2000 м, южнее высоты снижаются до 700-1000 м в Хрустальных горах и вновь возрастают до 1500 м на Ю. Влажные вечнозелёные экваториальные леса, парковые саванны.

ЮЖНОЕ БЮРО ЦК РСДРП, создано в февр. 1904 в Одессе в составе большевиков В. В. Воровского, И. X. Лалаянца, К. О. Левицкого, П. И. Кулябко по поручению Заграничного отдела ЦК РСДРП. Поддерживало постоянную связь с В. И. Лениным, стало центром сплочения большевистских орг-ций на Юге России. Объединяло работу Одесского, Николаевского и Екатеринославского к-тов РСДРП, оказывало помощь ряду др. юж. орг-ций РСДРП парт, кадрами, лит-рой. Имело типографию. Проделало значит, работу по разъяснению к-там РСДРП истинных причин внутрипарт. разногласий после Второго съезда РСДРП, вело борьбу за созыв 3-го съезда партии, против меньшевиков и примиренцев, к-рые захватили в свои руки ЦК, ЦО и Совет партии и выступали против созыва съезда. В июле 1904 провело конференцию юж. к-тов РСДРП, высказавшуюся за созыв съезда. В авг. 1904 за агитацию в пользу съезда распущено примиренческим ЦК партии, что вызвало протесты местных орг-ций РСДРП. Продолжило деятельность как Юж. бюро большевистских к-тов (Юж. бюро к-тов большинства), участвовало в создании общеросс. большевистского центра - Бюро комитетов большинства, подготовило и провело в сент. 1904 конференцию юж. большевистских к-тов. После Третьего съезда РСДРП (1905) большевистский ЦК партии поручил Г. М. и 3. П. Кржижановским и А. М. Эссену организовать новое Ю. б. ЦК РСДРП в Киеве для руководства большевистскими к-тами Юга в условиях Революции 1905-07. Но созданное бюро не смогло развернуть работу, часть его функций до янв. 1906 выполняло большевистское Юж.-технич. бюро ЦК РСДРП в Киеве, организованное для подготовки вооруж. восстания. В янв. 1906 Юж.-технич. бюро ЦК РСДРП вошло в Юж. бюро объединённого ЦК РСДРП, руководство к-рым находилось в руках большевиков. 13(26) апр. 1906 члены Бюро были арестованы полицией.

Лит.: Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 425 - 26; Переписка В. И. Ленина и руководимых им заграничных партийных органов с социал-демократическими организациями Украины (1901 -1905 гг.), К., 1964; Из истории Одесской партийной организации. Очерки, Од., 1964; Москалев М. А., Бюро ЦК РСДРП в России (Август 1903 - март 1917), М., 1964; Б о ндаренкоИ. Н., Большевики Киева в первой русской революции (1905-1907 гг.), [К.], 1960; История КПСС, т. 1, М., 1964.

В. Н. Черноус.

ЮЖНОЕ ЛЕДЯНОЕ ПОЛЕ (S0rfonna), юж. часть ледникового покрова о. Северо-Вост. Земля, в архипелаге Шпицберген. Терр. Норвегии. Пл. 2350 км2. Вые. до 721 м; толщина льда до 400 м. Выводной ледник Бросвель выступает в Баренцево м. на 20-30 км. На С. и С.-В. смыкается с Восточным ледяным полем.

ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО ДЕКАБРИСТОВ, крупнейшая орг-ция декабристов на Украине. Создано в марте 1821 на базе Тульчинской управы ".Союза благоденствия". Возглавлялось "Директорией" в составе П. И. Пестеля, А. П. Юшневского и Н. М. Муравьёва. В соответствии с "уставными правилами" (1821) члены об-ва делились на 3 разряда, различавшихся степенью осведомлённости в делах Ю. о. д. На съезде руководителей об-ва в Киеве (1823) было оформлено деление об-ва на управы: Тульчинскую (рук. Пестель), Каменскую (рук. С. Г. Волконский и В. Л. Давыдов) и Васильковскую (рук. С. И. Муравьёв-Апостол и М. П. Бестужев-Рюмин), и принят программный документ, назв. позднее "Русской правдой". Южане являлись сторонниками республики в форме единого централизов. гос-ва, ликвидации крепостного права и безвозмездного отчуждения значит, части помещичьей земли в пользу крестьян, упразднения сословных порядков, введения гражд. свобод и избират. права для мужчин. Гл. цель Ю. о. д.- создание сильной законспирированной орг-ции, к-рая путём воен. революции на Юге и в Петербурге должна свергнуть самодержавие, истребить царскую фамилию и передать власть "Врем, верховному правлению" из "директоров" об-ва, к-рое как орган рево-люц. диктатуры введёт в течение ряда лет новое гос. устройство. В 1823-24 в Петербурге был создан филиал Ю. о. д., объединявший офицеров-кавалергардов во гл. с Ф. Ф. Вадковским. Через М. И. Муравьёва-Апостола Ю. о. д. поддерживало связи с Северным обществом декабристов. Весной 1824 в Петербурге состоялось совещание руководителей Сев. об-ва с Пестелем, в ходе к-рого был достигнут компромисс: сев. декабристы склонялись к признанию респ. принципа, а Пестель был готов принять идею Учредит, собрания вместо диктатуры "Врем, верховного правления". Было решено не позднее 1826 созвать объединит, съезд. В 1823-25 Ю. о. д. вело переговоры с представителями польск. Патриотического общества о совместном выступлении. В сент. 1825 в состав Ю. о. д. вошло на правах Славянской управы Общество соединённых славян. Летом 1825 было принято решение (согласованное с Сев. об-вом) о выступлении в мае 1826. Слухи о раскрытии пр-вом тайной орг-ции, смерть имп. Александра I и обстановка междуцарствия заставили перенести сроки выступления, к-рое должно было начаться с захвата штаба 2-й армии, на 1 янв. 1826. После ареста 13 дек. Пестеля и Юшневского, разгрома восстания 14 дек. 1825 в Петербурге и подавления Черниговского полка восстания Ю. о. д. прекратило существование. Лит.: Восстание декабристов. Материалы, т. 4, 7, 9 -13,-М.-Л., 1927-75; Н е ч к и-н а М. В., Движение декабристов, т. 1 - 2, М., 1955; Очерки из истории движения декабристов. Сб. ст., М., 1954; П о р о х И. В., О так называемом "кризисе" Южного общества декабристов, "Уч. зап. Саратовского гос. . ун-та", 1956, т. 47, в. исторический; О л ь.Шанский П. Н., Декабристы и польское национально-освободительное движение, М., 1959; Ч е н ц о в Н. М., Восстание декабристов. Библиография, М.-Л., 1929; Движение декабристов. Указатель литературы, 1928-1959, сост. Р. Г. Эймонтова, М., 1959. А. Г. Тартаковский.

ЮЖНОЕ ПАССАТНОЕ ТЕЧЕНИЕ, тёп лое поверхностное течение в юж. тропич. широтах Мирового ок., направленное с В. на 3. Возникает под действием пассатов. В Тихом ок. является продолжением Перуанского течения, в Атлантич. ок.- Бенгельского течения, в Индийском ок.- Зап.-Австралийского течения, к-рые нагреваются и переходят в Ю. П. т. при подходе к экватору и отклонении их направления на 3.

ЮЖНОЕ ФЛОРИСТИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО, объединение флористич. областей Юж. полушария Земли. Объём и флористич. связи областей Ю. ф. ц. трактуют по-разному. К Ю. ф. ц. сторонники признания его как одной из основных единиц флористич. районирования относят прежде всего крайний юг (к югу от 41- 42° ю. ш.) Юж. Америки вместе с субантарктич. островами (Магеллано-Антарктич. область), Новозеландскую область (или Новозеландская подобласть"), Австралийскую область (рассматриваемую часто как особое флористич. царство). Иногда к Ю. ф. ц. относят крайний юг Африки - Капскую область, рассматриваемую в др. случаях как часть Палеотропич. царства или как особое флористич. царство.

ЮЖНО-ЕНИСЕЙСКИЙ, посёлок гор. типа в Мотыгинском р-не Красноярского края РСФСР. Расположен на вост. склоне Енисейского кряжа, в 527 км к С.-В. от Красноярска и в 359 км от ж.-д. станции Канск-Енисейский (на линии Красноярск - Тайшет). Добыча золота.

ЮЖНО-ИНДИЙСКИЙ АНТИЦИКЛОН, Антициклон острова Маврикия, область повышенного атм. давления над Индийским ок., к Ю. от экватора. Проявляется на многолетних ср. картах распределения давления в течение всего года, но особенно зимой. Один из центров действия атмосферы субтропич. и, отчасти, тропич. поясов Юж. полушария.

ЮЖНОЙ АФРИКИ УНИВЕРСИТЕТ (University of South Africa), высшее учебное заведение ЮАР, находится в г. Претория. Осн. в 1873 как ин-т Мыса Доброй Надежды, с 1877 - Королевский ун-т, с 1916 - Ун-т Южной Африки. Расистский режим ЮАР стремится использовать ун-т для подготовки убеждённых противников нац.-освободит, движения афр. народов. В 1977/78 уч. году ун-т имел 6 ф-тов: богословский, юрид., гуманитарных наук, естеств. наук, коммерческо-адм., педагогический. В ун-те обучалось ок. 47 тыс. студентов, работало 1700 преподавателей. В его б-ке "Санлам лайбрери" ("Sanlam Library", осн. в 1947) 660 тыс. тт.

ЮЖНОЙ СИБИРИ ГОРЫ, горная страна на Ю. Сибири, включающая Алтай, Салаир, Кузнецкий Алатау, Зап. и Вост. Саян, горы Тувы, Прибайкалье, Забайкалье, Становой хребет, а также обширные межгорные впадины - Кузнецкую, Минусинскую, Тувинскую, Тоджинскую. Пл. 1,6 млн. км2. Горы сложены преим. протерозойскими и нижнепалеозойскими породами. В создании совр. рельефа большую роль сыграли мезокайнозойские и новейшие тектонич. движения. Терр. отличается высокой сейсмичностью. Преобладает среднегорный рельеф (800-2000 м), занимающий св. 60% терр. страны; для наиболее приподнятых хребтов и массивов (высшая точка - г. Белуха, 4506 м) характерен альп. тип рельефа с совр. ледниками; в периферич. части - низкогорья (300-800 м). Отчётливо выражена высотная поясность ландшафтов, разнообразие к-рых усиливается влиянием экспозиции склонов. Наиболее типичными являются горно-таёжные лиственничные и темнохвойные леса (ок. 3/4 всей терр.), выше 2000- 2500 м - горные тундры. На склонах южной экспозиции и в котловинах развита степная растительность. Животный мир сочетает в себе элементы фауны таёжной Сибири и полупустынь Центральной Азии. Месторождения руд цветных и редких металлов, каменного угля, асбеста и др. полезных ископаемых.

Лит.: Михайловы. И., Горы Южной Сибири, М., 1961.

ЮЖНОКАЗАХСКИЙ МЕРИНОС, порода тонкорунных овец шёрстно-мясного направления продуктивности. Выведена в 1932-65 в Казах. ССР воспроизводительным скрещиванием казах, курдючных овец с баранами мериносовых овец (новокавказской, кавказской, алтайской, асканийской, грозненской, советского мериноса и др.). Овцы крепкой сухой конституции, с 1-2 поперечными складками по шее. Шерсть в основном 64-го качества, дл. 8-8,3 см. Настриг с баранов 10 кг, с маток 4,0 кг. Выход мытой шерсти ок. 50%. Бараны весят 70-100 кг, матки 54-56 кг. Валухи при убое в возрасте 7 мес дают тушки 12-13 кг; убойный выход до 48%. Плодовитость в среднем 145 ягнят на 100 маток. Разводят породу в Казах. ССР.

Лит.: Цой Л. И., Есалиев О. Е., Тику нов И. П., Южноказахский меринос, А.-А., 1974.

ЮЖНО-КАМЫШОВЫЙ ХРЕБЕТ, южная часть Западно-Сахалинских гор на о. Сахалин, расположенная к Ю. от перешейка Поясок. Дл. ок. 200 км. Вые. на С. до 1021 м.

ЮЖНО-КАСПИЙСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ, низменность на С. Ирана у юж. берегов Каспийского м. Дл. 525 км, шир. 2-6 км, в дельтах рек (Сефидруд и др.)-до 40 км. Вдоль мор. берегов - косы, береговые валы, полоса болот. С удалением от моря их сменяет наклонная подгорная равнина, примыкающая к предгорьям Эльбурса. Климат субтропический, осадков св. 1000 мм в год. Участки лесов из дуба, граба, ольхи с богатым подлеском из боярышника, алычи; встречаются лианы. В дельтах рек, лагунах и болотах - заросли тростника и камыша, места зимовки водоплавающих птиц. Месторождения нефти, горючих газов, кам. угля. Важный с.-х. р-н (возделывание риса, чая, хлопчатника, зерновых, плантации цитрусовых, сады, виноградники). Побережье Каспийского м. в пределах Ю.-К. н. называют "Персидской Ривьерой". Важнейшие города - Решт, Сари, Пехлеви.

ЮЖНО-КИТАЙСКАЯ ПЛАТФОРМА, древняя платформа, занимающая юго-вост. часть Китая. Отделена от Китайско-Корейской платформы палеозойским складчатым поясом хр. Циньлин; в докембрии, вероятно, составляла вместе с нею единое целое. Докембрийский кристаллич. фундамент (гнейсы, метаморфич. сланцы) выступает в пров. Хунань и Хузянси к Ю. от р. Янцзы. Большая часть платформы покрыта осадочным чехлом, достигающим наибольшей мощности неск. км в синеклизе (депрессии) пров. Сычуань и центр, части Юньнань-Гуйчжоуского нагорья. Здесь осадочный чехол представлен породами позднего протерозоя (синийские отложения), палеозоя и триаса (морские отложения - известняки, песчано-глинистые и карбонатные толщи), а также континентальные, в т. ч. угленосные, отложения перми, юры и мела (гл. обр. континентальные, частью красноцветные отложения). Вост. часть Ю.-К. п. имеет складчатый фундамент, сформировавшийся в результате каледонской складчатости. Вся терр. Ю.-К. п. была затронута в меловое время довольно интенсивными деформациями (глыбовая и гребневидная складчатость, сбросы, надвиги).

С мезозойскими гранитными интрузиями в вост., эпикаледонской, части платформы связаны месторождения руд вольфрама, олова, сурьмы, ртути и др.; с осадочным чехлом - бокситы (пров. Фуцзянь), месторождения руд железа и марганца, каменного угля (пров. Сычуань, Цзянси), горючих сланцев, нефти и соли (в мезозойских отложениях пров. Сычуань). П. Н. Кропоткин.

ЮЖНО-КИТАЙСКИЕ ГОРЫ, горы на Ю. Вост. Китая, в пределах Южно-Китайской платформы. Образуют выпуклую к Ю.-В. дугу, включающую хр. Наньлин и Уишань, общей протяжённостью ок. 2000 км, а также горные массивы, расположенные между этими хребтами и долиной нижнего течения р. Янцзы. Преобладающие высоты 800-1000 м, наибольшая - 2158 м. Осевые зоны хребтов сложены преим. гранитами и др. кристаллич. породами, по периферии распространены известняки, песчаники, глинистые сланцы; развит карст. Характерны "грибы", "колонны" и др. формы выветривания в гранитах и песчаниках. Ступенчатые склоны расчленены лабиринтообразной сетью речных долин (гл. обр. басе. р. Янцзы). Осадков 13