БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321й пролив покрыт льдом (на С. и у берегов припаем, в открытой юж. части - плавучими льдами). Приливы на Ю. полусуточные и смешанные (до 2,7 м), в Амурском лимане - неправильные суточные (более 2 м). Добыча сельди, камбалы, палтуса, наваги и др. Через Т. п. проходят мор. пути из Охотского и Японского м. в устье р. Амур, а также между материком и о. Сахалин. Гл. порты: Советская Гавань, Александровск-Сахалинский, Лесогорск, Углегорск .

ТАТАРСКИЙ ТЕАТР им. Г. Камала, ведущий драматич. театр Тат. АССР, история создания к-рого восходит к 1906. Из тат. театр, коллективов, в т. ч. "Сайяр", "Hyp", "Ширкат", "Анг", после ряда реорганизаций в 1920 была создана "Первая тат. показательная гос. труппа", в дальнейшем получившая совр. назв. В неё вошли: H. Сакаев, H. А. Таждарова, Г. М. Болгарская, К. Ш. Шамиль, Б. Тарханов, М. Мутин, а также М. Ш. Абсалямов, H. Арапова, 3. Г. Султанов, Г. Уральский, X. И. Уразиков, реж. К. Тинчурин, Ш. Г. Шамильский и др. Репертуар коллектива с момента основания составляют лучшие произв. тат. авторов, классич. рус. и мировая драматургия, пьесы современных сов.ти иностр. драматургов. Среди этапных спектаклей: "Эмиграция" (1925), "Хужа Насретдин" (1940), "Марьям" (1943), "Муса Джалиль" (1958), "Гульжамал" (1963), "Миркай и Айслу" (1966) Исанбета, "Американец" (1925, 1969), "Голубая шаль" (1925, 1956, 1970), "Без ветрил" (1926, 1958), "Угасшие звёзды" (1924, 1971) Тинчурина, "Разлом" Лавренёва (1928), "Мятеж" по Фурманову (1929), "Славное время" Ишмурата (1930), "Потоки" (1937) и "Искры" (1936, 1967) Гиззата, "Враги" Горького (1936, 1963), "Русские люди" Симонова (1942), "Банкрот" (1933, 1944, 1962), "Несчастный юноша" Г. Камала (1954), "Минникамал" Амира (1944), "Король Лир" Шекспира (1944), "Человек с ружьём" (1947) и "Третья патетическая" (1970) Погодина, "Тополёк мой в красной косынке" Айтматова (1965), "Айдын" Джабарлы (1969), "Приехала мама" Хусаинова (1970), "Кул Али" Фаттаха (1974), "Бахтияр Канкаев" Минуллина (1975). В 1926 театр получил звание академического, в 1939 ему присвоено имя писателя и драматурга Г. Камала, в 1957 коллектив награждён орденом Ленина.

В театре работали: нар. арт. СССР X. Г. Абжалилов, нар. арт. РСФСР Г. Ф. Булатова, Ф. С. Ильская, Камал 3-й, засл. арт. РСФСР 3. Г. Султанов, Г. И. Камская, Ф. X. Камалова, X. И. Уразиков, нар. арт. Тат. АССР X. Ю. Салимжанов. В труппе (1975): нар. арт. СССР Ф. И. Халитов, нар. артисты РСФСР Ш. X. Биктимиров, Г. Р. Шамуков, засл. артисты РСФСР Р. А. Зиганшина, Г. В. Ибрагимова, нар. артисты Тат. АССР Д. Г. Ильясов, Г. И. Надрюков, Р. А. Тазетдинов, В. Е. Минкина, И. А. Султанов, Р. К. Хайретдинова, засл. артисты Тат. АССР H. И. Дунаев, Г. С. Исангулова, Г. H. Нигматуллина, H. X. Гареева. А. Ш. Шакиров и др. Гл. режиссёр (с 1963)-засл. деят. иск-в РСФСР М. X. Салимжанов, гл. художник (с 1954)- нар. худ. Тат. АССР М. Г. Сутюшев.

Лит.: История советского драматического театра, т. 1 - 6, М., 1966-71; Татарский советский драматический театр, Казань, 1975. И. И. Илялова.

Сцена из спектакля "Искры" Т. Гиззата. Татарский театр им-. Г. Камала.

ТАТАРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. М, Джалиля, музыкальный театр Тат. АССР. Открыт в 1939 в Казани оперой "Качкын" ("Беглец") Жиганова. Основу оперной труппы составили выпускники Моск. консерватории и Тат. оперной студии при ней. Среди первых пост.: оперы -"Ирек" ("Свобода", 1940), "Алтынчач" ("Золотоволосая", 1941) Жиганова, "Галиябану" Музафарова (1940), первый нац. балет "Шурале" Яруллина (1945), муз. комедия "Башмачки" Файзи (1942). В театре работали: певцы - 3. Г. Байрашева, Л. С. Берниковский, Ш. Ю. Куддусова, О. А. Логинова, Л. С. Маев, П. А. Марков, М. П. Пантюшин, 3. Г. Хисматуллина, М. М. Рахманкулова, В. Г. Шарипова; солисты балета - С. 3. Хайруллин,H. Д. Юлтыева. Наряду с мировой классикой и произв. сов. композиторов др. республик ставятся тат. нац. оперы, в т. ч.- "Самат" (1957) и "На берегу Дёмы" (1961) X. Валиуллина, "Джалиль" Жиганова (1957), детская опера "Коварная кошка" Хайрутдиновой (1974) и балеты - "Золотой гребень" (1957) и "Водяная" (1970) Бакирова, "Кисекбаш" ("Отсечённая голова") Губайдуллина (1958), "Две легенды" Жиганова (1971), "Заколдованный мальчик" Хабибуллина (1974). В труппе театра (1975): певцы -нар. арт. РСФСР А. 3. Аббасов, М. 3. Булатова, Ф. X. Насретдинов, засл. арт. РСФСР В. H. Жарков, нар. арт. Тат. АССР Р. Г. Билялова, И. Д. Ишоуляков, засл. арт. Тат. АССР Л. Г. Башкирова, X. Д. Гиниатова, H. И. Якушева и др.; солисты балета - засл. арт. РСФСР Р. Ф. Садыков, нар. арт. Тат. АССР Г. С. Калашникова, засл. арт. Тат. АССР И. Ш. Хакимова и др. Гл. дирижёр -И. А. Лапинь, гл. режиссёр - нар. арт. РСФСР H. К. Даутов, гл. балетмейстер - Д. М. Арипова, гл. хормейстер -Т. Г. Гудкова, гл. художник - нар. художник Тат. АССР Э. X. Нагаев. Здание театра построено в 1956 (зрит, зал на 1029 мест).

Сцены из спектаклей Театра оперы и балета им. М. Джалиля: слева - опера "Джалиль" H. Г. Жиганова, 1957; справа - балет "Шурале" Ф. 3. Яруллина, 1945.

Лит.: Татарский государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, Казань, 1957 (буклет); Ш у м с к а я H., Татарскому оперному театру 20 лет, "Советская музыка", 1959, №10; Гиршман Я., Опера, балет и музыкальная комедия, в кн.: Музыкальная культура Советской Татарии, М., 1959; Кантор Г., Роль русского театра в формировании татарской оперы, в кн.: Музыка и музыканты братских народов Советского Союза, Л., 1972. Г. М. Кантор.

ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК, язык татар. Распространён гл. обр. в Тат. АССР, в Башк. АССР, Чуваш. АССР и Морд. АССР, а также в ряде областей РСФСР. Число говорящих на Т. я.- ок. 5 млн. чел. (1970, перепись). Принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков. Осн. диалекты: 1) центральный, или средний (на нём говорит большинство населения Тат. АССР - казанские татары); 2) западный, илимишарский; 3) вост. диалект (диалект сиб. татар). Совр. лит. Т. я. начал формироваться в сер. 19 в. на основе старотатарского языка. Фонетич. особенности Т. я.: наличие гласных! неполного образования; соответствие тат. [и], [у], [у] общетюркским [е], [о], [в]; наличие лабиализованного [а] (в нач. слогах многосложных слов и в односложных словах). Морфологич. черты: наличие у существительных категорий числа, принадлежности, определённости, сказуемости и падежа; Т. я. имеет один тип склонения. Прилагательные не склоняются. Числительные имеют 6 разрядов, глагол имеет категории отрицания, залога и степени. Изменяется по лицам и числам во всех наклонениях. Письменность до 1927 - на араб, графике, затем на латинице, а с 1939 - на рус. графич. основе. Лит.: Современный татарский литературный язык, [ч. 1-2], М., 1969-71; Татарско-русский словарь, М., 1966; А л п а~ р о в Г., Сайланма хезмэтлэр. Казан, 1945; Хангильдин В. H., Татар теле грамматикасы, Казан, 1959.

ТАТАРСКИЙ ЯРУС, верхний ярус пермской системы [см. Пермская система (период)]. Название предложено рус. геологом С. H. Никитиным в 1887. Установлен на Вост.-Европ. платформе, где эти отложения широко распространены и представлены континентальными пестроцветными и красноцветными толщами с остатками наземных растений, пресноводной фауны, а также наземных позвоночных. Континентальные, нередко угленосные, отложения Т. я. широко развиты на Сибирской платформе, Таймыре, в Алтае-Саянской обл.; мор. аналоги -на Ю. СССР (Кавказ, Памир), где они представлены преим. известняками с обильными остатками фузулинид, кораллов, брахиопод и др.

ТАТАРСКОЕ ИГО на Руси, система властвования монголо-тат. феодалов над рус. землями в 13-15 вв.; см. Монголотатарское иго.

ТАТАРЫ, основное население Тат. АССР (1536 тыс. чел.; 1970, перепись); живут также во мн. др. р-нах СССР. Общая числ. в СССР 5931 тыс. чел. (1970). Яз. тюркской группы алтайской семьи языков. Верующие Т. (за исключением небольшой группы - кряшен, исповедующих православие) - мусульмане-сунниты.

Впервые этноним "Т." появился среди монг. племён, кочевавших в 6-9 вв. к Ю.В. от Байкала. В 13 в. с монг.-тат. нашествием назв. "Т." стало известно в Европе. В 13-14 вв. оно было распространено на нек-рые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В 16-19 вв. в рус. источниках Т. стали называть многие тюркоязычные и нек-рые иные народности, жившие на окраинах Рус. гос-ва (азербайджанцы, ряд народностей Сев. Кавказа, Ср. Азии, Поволжья и др.). Для нек-рых из них имя Т. стало этнонимом .

Начало проникновения в Приуралье и Поволжье тюркоязычных племён относится к 3-4 вв. н. э. и связано с эпохой нашествия на Вост. Европу гуннов и др. кочевых племён. Оседая в Приуралье и Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных финно-угорских народов, а частично и смешивались с ними. В 5-7 вв. наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные р-ны Зап. Сибири, Приуралья и Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В 7-8 вв. в Поволжье из Приазовья пришли болгарские (также тюркоязычные ) племена, к-рые вместе с проникшими сюда ранее тюрками и местными финно-уграми в 10 в. создали гос-во - Болгарию Волжско-Камскую. В 13-15 вв., когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила нек-рая нивелировка их языка и культуры. В 15-16 вв., в период существования отд. феод, государств (Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского и др. ханств), происходит формирование отд. групп Т. - Ср. Поволжья и Приуралья (казанские Т., мишари), астраханских, сибирских, крымских и др. Т. Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к кон. 19 в. сложились в бурж. нацию.

До Окт. революции 1917 осн. масса Т. занималась земледелием; в х-ве астраханских Т. гл. роль играли скотоводство и рыболовство. Значит, часть Т. была занята в различных кустарно-ремесл. производствах (изготовление узорной обуви и др. кожаных изделий, ткачество, вышивка, ювелирное дело и др.). Материальная культура Т., складывавшаяся в течение длит, времени из элементов культуры ряда тюрк, и местных племён, испытала также влияние культур народов Ср. Азии и др. регионов, а с кон. 16 в. - рус. культуры. Традиц. жилищем Т. Ср. Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских Т., сохранивших больше степных скотоводч. традиций, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на к-рую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой -стёганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферич. шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиц. обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой (вне дома на них надевали кожаные калоши). Для костюма женщин (особенно богатых) было характерно обилие металлич. украшений.

В кон. 19 - нач. 20 вв. большинство групп Т. включилось в процесс консолидации с Т. Ср. Поволжья и Приуралья, получившими после Окт. революции 1917 автономию (см. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика) и сформировавшимися в социалистич. нацию.

За годы Сов. власти произошли коренные изменения в экономике, быту и культуре Т. Более половины их (53%, 1970) живёт в городах, работая в различных отраслях пром-сти, науки, культуры. Совр. культура Т., впитавшая лучшие нац. традиции, развивается в тесной связи с культурой др. народов СССР. Достигли расцвета наука, лит-pa и разные виды иск-ва.

Лит.: Происхождение казанских татар, Казань, 1948; Татары Среднего Поволжья и

Приуралья, М., 1967; История Татарской АССР, Казань, 1973; Мухамедова Р. Г., Татары-мишари, М., 1972; X а л ик о в А. X., Татар халкыныц килеп чытышы, Казан, 1974. Р. Г. Мухамедова, А. X. Халиков.

ТАТЕВ, село в Горисском р-не Арм. ССР, вблизи к-рого расположен Татевский монастырь.

ТАТЕВОСЯН Егише Мартиросович [12(24).9.1870, Вагаршапат, ныне Эчмиадзин,- 22.1.1936, Тбилиси], советский живописец, засл. деят. иск-в Арм. ССР (1935). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, к-рое окончил в 1894. На формирование Т. как художника значит, влияние оказали его учителя и друзья В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова; испытал нек-рое влияние импрессионизма. Участвовал в выставках "Союза русских художников" и "Мира искусства". Работал в области пейзажа, бытового жанра и портрета; создавал также произв. сказочно-аллегорич. содержания ("Одна из моих грёз", 1905, Карт, гал. Армении, Ереван). В 1910-е гг. переходит к более реалистич. манере, обращая особое внимание на разработку светотеневых и колористических эффектов ("Пастух со стадом", илл. см. т. 2, табл. XXIII, стр. 256-257; многочисленные этюдные пейзажи с видами Армении, Грузии, Крыма, Средиземноморья). В 1920-30-е гг. усилился интерес художника к портрету ("Комитас", 1935, там же).

Лит.: Дрампян Р. Г., Егише Татевосян, М., 1957.

ТАТЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, монастырский комплекс Армении в ист. обл. Сюник (Зангезур), ныне Горисский р-н Арм. ССР. В 9 в. стал резиденцией сюникского митрополита. Владел обширными землями, ремесленными мастерскими, собирал налоги с сотен сёл. Т. м. (монастырь-крепость) - выдающийся памятник ср.-век. зодчества, включающий церкви Григория (типа сводчатого зала, 836-48), Погоса и Петроса (типа крестово-купольного зала с приделами в 4 углах и росписями, 10 в.), надвратную церковь Аствацацин (типа купольного зала, 11 в.), культовый монумент - качающийся столб (904). Т. м. был крупным культурным центром со скрипторием, библиотекой и одним из известнейших ун-тов (см. Татевский университет).

Лит.: Якобсон А. Л., Татевский монастырь, "Советская археология", 1947, №9.

ТАТЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, научный и уч. центр ср.-век. Армении в Татевском монастыре. T. у. существовал с перерывами ок. 70 лет (с сер. 14 в. до 1415). Период наивысшего расцвета относится к 1370-1410, когда во главе Т. у. стояли видные учёные Иоанн Воротнеци и Григор Татеваци. Т. у. имел 3 ф-та: философско-богословский, каллиграфии и миниатюры, музыки. Число студентов достигало 60-80 чел. В уч. программу входили все отрасли ср.-век. науки: физика, математика, богословие, философия, астрономия, история, грамматика и др. Сохранилось неск. учебников, созданных в Т. у. Воспитанниками Т. у. были арм. поэт и философ Аракел Сюнеци, комментатор Маттэос Джугаеци, историк Товма Мецопеци и др.

ТАТИЩЕВ Василий Никитич [19(29).4. 1686, ок. Пскова,- 15(26).7.1750, с. Болдино, ныне в Солнечногорском р-не Моск. обл.], русский гос. деятель, историк. Окончил в Москве Инж. и арт. школу.

В. H. Татищев.

Участвовал в Северной войне 1700-21, выполнял различные воен.-дишюматич. поручения царя Петра I. В 1720-22 и 1734-37 управлял казёнными з-дами на Урале, основал Екатеринбург (ныне Свердловск); в 1741-45-астраханский губернатор. В 1730 активно выступал против верховников (см. Верховный тайныйсовет). Т. подготовил первую рус. публикацию ист. источников, введя в науч. оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 с подробным комментарием, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Создал обобщающий труд по отечеств, истории, написанный на основе многочисл. рус. и иностр. источников,- "Историю Российскую с самых древнейших времен" (кн. 1-5, М., 1768-1848), составил первый рус. энциклопедич. словарь (см. "Лексикон Российской").

Впервые в рус. историографии Т. сделал попытку найти закономерности в развитии человеческого об-ва, обосновать причины возникновения гос. власти. Отказавшись от провиденциальной точки зрения в объяснении ист. событий, Т. выступил как рационалист, связывающий ист. процесс с развитием "умопросвещения". Из всех форм гос. правления для России Т. явное предпочтение отдавал самодержавию. Т. дал (впервые в отечеств, историографии) общую периодизацию истории России: господство единовластия (862-1132), нарушение единовластия (1132-1462), восстановление единовластия (с 1462). Вскоре после выхода "Истории" Т. в работах М. М. Щербатова и И. H. Болтина был начат спор о значении труда Т. и в особенности о содержащихся в нём ист. известиях, основанных на нек-рых несохранившихся источниках.

Соч.: История Российская, т. 1 - 7, М,- Л., 1962 - 68; Избр. труды по географии России, М., 1950; Татнщевские списки Русской правды, в кн.: Материалы по истории СССР, в. 5, М., 1957.

Лит.: Попов H., В. H. Татищев и его время, М., 1861; Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М., 1955; Дейч Г. М., В. H. Татищев, Свердловск, 1962; Пештич С. Л., Русская историография XVIII в., т. 1 - 2, Л., 1961 - 65; И о ф а Л. Е., В. H. Татищев, в кн.: Экономическая география в СССР, М., 1965; В а л к С. H., В. H. Татищев в своем болдинском уединении, в кн.: Проблемы истории феодальной России, Л., 1971; Ш а к и нк о И. М., В. H. Татищев как государственный деятель, "Вопросы истории", 1975, № 4; История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период. Библиография, М., 1965. М. П. Ирошников.

ТАТИЩЕВ Сергей Спиридонович [28. 9(10.3).1846, Петербург,-7(20).8. 1906, Грац, Австрия], русский дипломат и историк. Учился в Александровском лицее. С 1864 на дипломатич. работе. Участвовал добровольцем в рус.-тур. войне 1877-78. С 1881 служил в Мин-ве внутр. дел, с 1883 - в отставке. Автор ист. трудов: "Внешняя политика императора Николая I" (1887), "Дипломатические беседы о внешней политике России" (в. 1-2, 1890-98), "Из прошлого русской дипломатии" (1890), "Род Татищевых 1400-1900" (1900), "Император Александр II. Его жизнь и царствование" (т. 1-2, 1903-11). Работы Т. написаны с консервативно-монархич. позиций, но богаты фактич. материалом.

Лит.: К а р ц о в Ю. С., С. С. Татищев. Страница воспоминаний, П., 1916 (лит.).

ТАТИЩЕВО, посёлок гор. типа, центр Татищевского р-на Саратовской обл. РСФСР. Расположен на р. Идолга (приток Медведицы). Ж.-д. станция на линии Тамбов - Саратов, в 38 км от Саратова. 12,4 тыс. жит. (1975). Кирпичный з-д, пищекомбинат, металлообработка, птицефабрика.

ТАТЛИH Владимир Евграфович [16(28).12.1885, Москва,- 31.5.1953, там же], советский живописец, график, художник-конструктор, театральный художник. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1902-03 и 1909-10) у В. А. Серова и К. А. Коровина и в Пензенском художеств, уч-ще (1904-09). Преподавал в моек. Вхутемасе (1918-1921) и Вхутеине (1927-30), в петрогр. АХ (1921-25), в Киевском художеств, ин-те (1925-27). Отрицая образно-познават. сущность иск-ва, первоначально был близок к кубизму и футуризму ("Натурщица", 1913, Третьяковская гал., Москва), в сов. время - к конструктивизму. Обратившись к экспериментам с материалами (стекло, металл, дерево), Т. в 1920-е гг. перешёл от формальных поисков, заводящих в тупик абстрактного искусства, к проектированию бытовых вещей для массового произ-ва (участник движения производственного искусства), став одним из основоположников художественного конструирования в СССР ["Летатлин" (орнитоптер; 1930-31, Музей истории авиации, Москва), проекты мебели, керамики, одежды]. Создал экспериментальный проект памятника-башни 3-го Интернационала (модель -железо, стекло, дерево, 1919-20, не сохранилась). Оформил св. 80 театр, постановок [в т. ч. "Комик XVII столетия" А. H. Островского (1935, МХАТ 2-й), "Глубокая разведка" А. А. Крона (1943, МХАТ)].

ТАТОН, совр. Т а т x о у н, город на Ю. Бирмы, в окр. Танинтайи, один из гл. центров монской цивилизации. Осн. в первых веках н. э. К сер. 1-го тыс. стал одним из крупнейших портов в ЮгоВост. Азии (на пути из Индии на Восток). К 10 в. город Т. занял главенствующее положение среди монских городов в Юж. Бирме и стал столицей единого монского гос-ва Раманадесы. В И в. Т. был захвачен и разграблен бирм. царём Аноратой. Большое количество монов, захваченных в плен, переселено в бирм. гос-во Лагам.

ТАТЛУРУША [санскр., букв.-того (человека) слуга], в древнеиндийской, а позднее и в сравнительно-ист, грамматике название особого класса сложных слов (композитов). В др. терминологии Т. наз. определит., детерминативные, атрибутивные, аппозитивные, подчинит, сложные слова, в к-рых значение последнего элемента модифицируется предыдущим, так что взаимосвязь этих элементов напоминает падежные отношения управления. В нек-рых языках, напр, в санскрите, в качестве первого члена может выступать не только основа, но и падежная форма. Напр., санскр. svarga-gati-"путь на небо", vane-cara -"живущий в лесу", рус. кровопролитие (пролитие крови), водопровод (то, что проводит воду), нем. Konigshaus -"дом короля", англ, door-knob - "дверная ручка".

ТАТРАНСКИЙ НАРОДНЫЙ ПАРК (польск. Tatrzariski Park Narodowy, чеш. Tatransky narodni park), охраняемый участок терр. Карпат (Высокие Татры) в ПНР (шт. 22 тыс. га, создан в 1954) и в ЧССР (пл. 50 тыс. га, создан в 1948). Охрана отд. участков леса и нек-рых животных на территории Т. н. п. восходит к кон. 18 в. Польско-чехословацкое сотрудничество по охране этой территории началось с 1924. Охраняются преим. хвойные леса и животный мир (медведь, серна, косуля, сурок и др.) Татр. На терр. нар. парка выделены заповедники (10 тыс. га в ЧССР и 2,3 тыс. га в ПНР). Природные условия изучаются н.-и. станциями в Закопане и в Татранска-Ломнице. В ЧССР издаются сборники трудов Т. н. п. Периферийные зоны Т. н. п. и участки между заповедниками используются как летние и зимние курорты: Закопане (ПНР), Стари-Смоковец, ТатранскаЛомница, Штрбске-Плесо (ЧССР).

Лит.: Tatrzariski park narodowy, Krakow, 1962; Pacanoysky М., Koncepcia Tatranskeho narodneho parku, Brat., 1967. В. А. Борисов.

ТАТРЫ, Высокие Татры (польск. Tatry Wysokie, чеш. Vysoke Tatry), горный массив в Польше и Чехословакии, самый высокий в Карпатах. Дл. 65 км, вые. до 2655 м (г. Герлаховски-Штит). Сложен преим. гранитами, гранодиоритами и известняками. Альп, рельеф со следами древнего оледенения (кары, цирки, горные озёра); карстовые пещеры (Беланская, Алабастрова и др.). На склонах до вые. 1500 м - еловые леса с примесью бука, пихты, сосны, лиственницы, выше - пояс криволесий (до 1900 м), субальп. и альп. луга (до 2250 м). Самая высокая в Карпатах метеорологич. обсерватория (Ломницки-Штит, 2632 м). Горно-климатич. курорты: Закопане в Польше, Штрбске-Плесо, Стари-Смоковец и др. в Чехословакии. Альпинизм, туризм, горнолыжный спорт; в гребневую зону проложена горно-канатная дорога. Татранский народный парк. У сев. подножий - Поронин (с домом-музеем В. И. Ленина).

Татры зимой.

Ледниковое озеро в Татрах.

Т. часто рассматривают как систему хребтов, включающую собственно Т. (Высокие Т.) и Низкие Татры. H. H. Рыбин.

ТАТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, литература татов; см. Дагестанская АССР, раздел Литература.

ТАТСКИЙ ЯЗЫК, язык татов. Распространён в Азерб. ССР, Даг. АССР, на Сев. Кавказе. Относится к юго-зап. иранским языкам. Число говорящих на Т. я.- ок. 11 тыс. чел. (1970, перепись). Язык аналитич. строя, близок к перс, и тадж. языкам. Фонетич. особенности: противопоставление гласных устойчивых и неустойчивых; наличие ротацизма; тенденция к ассимиляции гласных, сходной с тюрк, сингармонизмом. В системе грамматич. форм своеобразны глагольные формы, образованные от инфинитива. Из двух типов определит, конструкции, известных иранским языкам, в Т. я. более распространён тип с препозицией определения, структурно совпадающий с аналогичной конструкцией в талышско