БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ый массив в Сирии и Ливане, см. Хермон.

ЭШШОЛЬЦИЯ (Eschscholzia), род однолетних или многолетних трав сем. маковых. Стебли и тонко трижды рассечённые листья - сизо-зелёные; цветки одиночные, на длинных цветоножках, с жёлтым или красновато-оранжевым венчиком. 8-10 видов (или св. 120 мелких видов), в засушливых р-нах зап. части Сев. Америки, гл. обр. в Калифорнии. Э. калифорнийская, или калифорнийский мак (Е. californica),- однолетнее декоративное растение, имеющее много форм и сортов.

ЭЭАМ (ЕЕАМ, сокр. от греч. Ergatikon Ethnikon Apeleutherotikon Metopon), рабочий нац.-освободит. фронт Греции в июле 1941 - авг. 1944. Создан по инициативе коммунистов. В него входили Коммунистнч. партия, Всеобщая конфедерация труда н ряд др. проф. центров, с сент. 1941 также и Социалистнч. партия. Осн. цели ЭЭАМ: защита прав рабочего класса, борьба за объединение всех патрнотич. сил и создание общегреч. нац.-освободит. фронта, координация борьбы рабочего класса Греции с борьбой рабочих орг-ций других стран. ЭЭАМ участвовал в основании ЭАМ (сент. 1941). В авг. 1944 ЦК ЭЭАМ принял решение о создании на основе ЭЭАМ единой Всеобщей конфедерации труда Греции.

ЭЯКУЛЯЦИЯ (новолат. ejaculatio - извержение, от лат. ejaculor - выбрасываю, извергаю), извержение семени, секрета семенных пузырьков н предстательной железы у самцов животных и у мужчин.

Ю, тридцать вторая буква русского алфавита. По начертанию восходит к букве "Ю" ("ю") кирилловского (см. Кириллица) алфавита. В глаголице ей соответствует буква У . Цифрового значения ни в кириллице, ни в глаголице не имела. Буква "Ю" обозначает: 1) йотированное У - под ударением в начале слова, в слоге после гласного и разделительных "ъ" и "ь": "юноша", "твою", "конъюнктура", "вьюк"; 2) звук "у" - после мягких согласных: "люк" [л'ук], ср. "лук"; "пилю" [п'ил'у], ср. "пилу".

ЮАЙКАЙ ("Братство"), япон. рабочая орг-ция, созданная в Токио в 1912 во главе с Бундзи Судзуки при содействии капиталиста Эйити Сибудзава. Ставила своей целью организацию взаимопомощи и культурно-просветит. работы среди рабочих, стояла на позиции классового сотрудничества. В период спада в социалистическом и рабочем движении после дела Д. Котоку Ю. была единственной рабочей организацией в стране. По мере подъёма рабочего движения, наступившего под влиянием Великой Окт. социалистич. революции в России, Ю. отходила от политики классового сотрудничества и превратилась в массовую профсоюзную орг-цию. К 1920 она насчитывала уже 20 тыс. членов и имела отделения во всех крупных городах. В 1919 Ю. была реорганизована в федерацию профсоюзов, к-рая с 1921 стала именоваться Нихон родо содомэй (Японская федерация труда). См. Содомэй.

"ЮАК ИНТЕРНЭШОНАЛ" (до 1973 наз. "Юнайтед Африка"), англ, торговопроизводств. компания, дочерняя фирма англо-голл. монополии "Юнилевер" (см. Пищевые монополии). Осн. в 1929 как колониальная компания, специализирующаяся на торговле в странах Африки. За короткий период создала разветвлённую сеть торг, пунктов во мн. странах этого континента; ей принадлежали обширные плантации тропич. культур, предприятия по их первичной обработке и заготовке древесины. В нек-рых странах (напр., в Нигерии) она захватила господствующее положение в экономике. Развитие нац.-освободит, движения подорвало её позиции и заставило изменить формы экспансии в африканских странах; одновременно она начала создавать филиалы и предприятия в др. странах. В сер. 70-х гг. сфера деятельности: торговля медикаментами, прод. товарами, радиотехнич. и электробытовыми приборами, автомобилями и запасными частями к ним, стройматериалами и пр.; заготовка и обработка леса в Нигерии, Индонезии и др. странах, произ-во текстильных изделий, упаковочных средств и пр. В 1975 имела 126 филиалов в 22 африканских странах (в т. ч. 33 в Нигерии и 14 в Гане), в Великобритании, ФРГ, Бельгии, Франции и др.; оборот - 784 млн. ф. ст.

ЮАНЬ, Дай Юань (Великая Юань), монгольская династия, правившая в Монголии и Китае в 13-14 вв. Начало завоеванию Китая положил Чингисхан, а при его преемнике хане Угедее к 1234 весь Сев. Китай был покорён монг. феодалами. В кон. 50-х гг. 13 в. Монгольская феод, империя фактически распалась на ряд самостоят, roc-в, одним из к-рых было гос-во Хубилая (вступил на ханский престол в 1260). Оно вначале включало терр. собственно Монголии и Сев. Китая. В 1271 Хубилай дал своей династии кит. назв. Юань. В 1279 войска Хубилая завершили завоевание Юж. Китая, уничтожив кит. империю Юж. Сун. Завоевание Китая сопровождалось массовым истреблением людей, разрушением городов, уничтожением материальных и культурных ценностей. Значит, часть населения Сев. Китая монгольские феодалы превратили в рабов. Период господства монг. завоевателей в Китае был эпохой застоя в развитии его экономики. В правление Хубилая предпринимались завоевательные походы против Вьетнама, Бирмы и Японии, которые окончились неудачей.

После Тэмура (1295-1307), преемника Хубилая, началась ожесточённая борьба претендентов на престол, на к-ром с 1308 по 1332 сменилось 8 императоров. В правление Тогон-Тэмура (1333-68) начались нар. восстания в Китае (см. "Красных войск" восстание 1351-68). В итоге многолетней борьбы кит. народа господство монг. завоевателей было свергнуто и в 1368 основана кит. династия Мин', власть чингисидов в Монголии пришла в упадок, и Монголия распалась на отд. феод, владения.

Лит.: История Монгольской Народной Республики, 2 изд., М., 1967; Б о р о в к ов а Л. А., Восстание "Красных войск" в Китае, М., 1971 (лит.): Татаро-монголы в Азии и Европе. Сб. ст., 2 изд., М., 1977.

ЮАНЬ ден. единица КНР, равная 10 цзяо или 100 фыням. Ю. начали выпускаться в виде серебряных монет в 1835. До 1933 в качестве ден. единицы в обращении находился лян. В Ю. исчислялись таможенные пошлины (до 1930) и налоги (до 1933). Ю. содержал 23,9025 г чистого серебра (в 1933-35 - 23,4934 г). В 1935 была проведена ден. реформа, серебряные Ю. изъяты из обращения и заменены бумажными Ю.- "фаби". Чрезмерная бумажно-ден. эмиссия привела к инфляции Ю. По ден. реформе 1948 золотое содержание Ю. было установлено в 0,22217 г чистого золота и выпущены новые бум. деньги "золотые Ю.", на к-рые обменивались "фаби" (3 млн. фаби на 1 "золотой Ю."). В дек. 1948 был создан Народный банк Китая, он начал выпускать свои банкноты - жэньминьби (Ю.). После образования КНР на них обменивались местные деньги на всей терр. страны (обмен в осн. завершился к нач. 1952, в Тибете - 1959). С 1 марта по 30 апр. 1955 проводился обмен старых денег на новые по соотношению 10 000 : 1. По курсу Госбанка СССР (сект. 1978) 100 Ю. КНР = 45 руб. 50 коп.

ЮАНЬ, китайское слово, означающее палата, совет, употребляется в рус. лит-ре о Китае; напр., законодат. Ю. в гоминьдановском Китае.

ЮАНЬ МЭЙ (второе имя - Ц з ы -ц а и, прозвища - Цзянь Чжай, Суй Юань) (1716, Ханчжоу, -1797, близ Нанкина), китайский писатель, теоретик литературы. С 1748, оставив гос. службу, посвятил себя творчеству. Крупнейший поэт своего времени, Ю. М. объединял вокруг себя талантливую молодёжь. Придерживался либеральных взглядов, критически относился к конфуцианской ортодоксии. Написал около тысячи коротких рассказов о сверхъестественном (1770-96): сб-ки"О чем не говорил Конфуций" и его "Продолжение...". В них заметно влияние фольклора и ранней повествоват. прозы. Трактат "Слово о стихах из Сада Приятности", написанный в эссеистской манере, поев, преим. поэзии 18 в. Лит-ру Ю. М. рассматривал как выражение чувств, к-рые и диктуют форму произв.

Лит.: Ф и ш м а н О., Цзи Юнь и Юань Мэй: общее и особенное, в сб.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1974; W а 1 е у A., Yuan Mei. Eighteenth century Chinese poet, L., 1956; Г о М о-ж о, Ду "Суй-юань шихуа" чжацзи, Пекин, 1962.

ЮАНЬЦЗЯН, река на Ю. Китая. Дл. 993 км, пл. басе. ок. 90 тыс. км2. Берёт начало на Ю.-В. Гуйчжоуского нагорья, впадает в оз. Дунтинху (басе. р. Янцзы). Ср. расход воды ок. 2500 м31сек, летнее половодье. Рыболовство, судоходна в низовьях. На Ю.- гг. Хунцзян, Юаньлин, Чандэ.

ЮАНЬ ЧЖЭНЬ (второе имя - В э ич ж и) (779, Хэнань,- 831), китайский поэт и новеллист. Стремился возродить жанр юэфу. Рассказывал в стихах о важных событиях своего времени и недавнего прошлого, о нар. страданиях, о злоупотреблениях правителей и чиновников. Автор цикла гражд. лирики "Стихи на старые темы в жанре юэфу". В поэме "Дворец Ляньчан" осудил нравы императорского двора, приведшие страну к разорению и междоусобицам. Его "Повесть об Ин-ин" (рус. пер. 1955) с психологич. достоверностью рассказала о любви бедного студента и девушки из знатной семьи. Образ героини, решившейся преступить незыблемые догмы конфуцианской морали,- один из лучших женских образов в китайской литературе. Повесть вызвала подражания и переделки (пьеса Ван Шифу "Западный флигель").

С о ч.: Юань-пш чанцин цзи, т. 1 - 2, Пекин, 1956; в рус. пер., в кн.: Гуляка и вол" шебник. Танскне новеллы (VII - IX вв.), М., 1970.

Лит.: Позднеева Л. Д., К вопросу об общественно-политических и философских взглядах поэта Юань Чжэня, в кн.: Сборник статей по истории стран Дальнего Востока, М., 1952; Соколова И. И., К вопросу о подлинности текста "Повести об Ин-ин", в сб.: Литература и фольклор народов Востока, М., 1967.

В. Т. Сухорукое.

ЮАНЬ ШИ-КАЙ (16.9.1859, у. Сянчэн, пров. Хэнань,- 6.6.1916, Пекин), китайский воен. и политич. деятель. В 1885-94 наместник в Корее. Во 2-й пол. 90-х гг. командир корпуса бэйян-ской (сев.) армии. В 1898 примкнул к реформаторскому движению Кан Ю-вэя, но вскоре предал реформаторов. В 1899- 1901 на посту губернатора пров. Шаньдун активно участвовал в подавлении Ихэтуанъского восстания. В 1901-08 наместник столичной пров. Чжили. В 1909 уволен в отставку. После начала Синьхайской революции Ю. Ш.-к., назначенный Цинами премьер-мин. (2 нояб. 1911), повёл политику лавирования между революц. лагерем и монархией. Опираясь на бэйянскую армию и поддержку империалистич. держав, а также используя соглашательские элементы в революц. лагере, после отречения от престола Пинской династии (12 февр. 1912) добился отказа Сунь Ят-сена от поста врем, президента в свою пользу. Подавив в 1913 "вторую революцию-", Ю. Ш.-к. установил в Китае воен. диктатуру. В мае 1915 пр-во Ю. Ш.-к. приняло кабальное для Китая "двадцать одно требование" Японии. В дек. 1915 Ю. Ш.-к. объявил о своём решении стать императором, чем вызвал в стране широкое антимонархич. движение. В разгар этого движения Ю. Ш.-к. внезапно умер (есть сведения, что он принял яд).

Лит.: Ленин В. И., Демократия и народничество в Китае, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 21; его же, Отсталая Европа и передовая Азия, там же, т. 23; Новая история Китая, М., 1972; С h' ё n J., Juan Shih-k'ai (1859 - 1916), L., 1961. Е.А.Белов.

ЮАРТОН (Ewarton), город в центр, части Ямайки, 2,5 тыс. жит. (1972). Связан ж. д. со столицей - г. Кингстон и автодорогой с портом Сент-Анс-Бей. 3-д по произ-ву глинозёма.

ЮБАРИ, город в Японии, на о. Хоккайдо. 70 тыс. жит. (1971). Центр кам.-уг. басе. Исикари. Маш-ние (гл. обр. произ-во горного оборудования) и хим. пром-сть (переработка угля).

ЮБЕЯ (Jubaea), род растений сем. пальм. Единств, вид - Ю. замечательная, или слоновая пальм a (J. spectabilis). Ствол вые. 15-18 м и диам. до 1 л несёт на вершине крону из 60-100 перистых листьев. Соцветия разветвлённые, дл. 1,2-1,4 м, с пестичными цветками у основания и тычиночными в верхней части. Плод - костянка с мясистым околоплодником; семена округлые, содержат ок. 35% масла. Ю. произрастает на побережье Чили на вые. до 1200 м; сильно истреблена. Стволы Ю. содержат сахаристый сок, из к-рого готовят вино. Плоды и семена используют в пищу, листьями кроют крыши. Ю. выращивают в парках Черноморского побережья Кавказа (Сухуми, Сочи).

ЮБИЛЕЙ [позднелат. jubilaeus, от др.-евр. йобель - юбилейный год (каждые 50 лет)], торжественно отмечаемая годовщина знаменательного события, жизни или деятельности к.-л. лица, существования учреждения, предприятия, организации и т. д.; празднество по этому поводу.

ЮБИЛЕЙНОЕ, посёлок гор. типа в Лутугинском р-не Ворошиловградской обл. УССР, в 8 км к 3. от Ворошиловграда. Электроаппаратный з-д. Добыча угля; обогатит, ф-ка.

ЮБИЛЕЙНЫЕ ГОДЫ (святые г од ы), установлены в католич. церкви папой Бонифацием VIII в 1300 первоначально как столетние юбилеи церкви. Паломникам, посетившим Рим в Ю. г., даровалось полное отпущение грехов. Доходы от притока паломников были столь велики, что преемники Бонифация VIII неоднократно сокращали сроки между Ю. г. (так, в 15 в. срок был уменьшен до 25 лет - с 1475). Ю. г. широко используются не только для пополнения церк. казны, но и для религ.-политич. пропаганды. Как Ю. г. отмечался 1975.

ЮБИЛЕЙНЫЙ, посёлок гор. типа в Пермской обл. РСФСР, в 19 км к С.-В. от ж.-д. ст. Усьва (на линии Соликамск - Чусовская). Подчинён Гремячинскому горсовету.

ЮБИЛЯЦИЯ (от лат. jubilatio - ликование), в культовом пении - орнаментальные импровизации восторженного характера; при исполнении хором григорианского хорала распевались солистами на последнем слоге слова"аллилуйя". Заимствованы христ. церковью из музыки иудейско-израильского культа. Для облегчения запоминания Ю. монах Санкт-Галленского монастыря Ноткер (830-912) подтекстовал их так, что на каждую ноту приходился слог текста. Отсюда возникли секвенции (вид церковных песнопений).

ЮВАРА, Ю в а р р a (Juvara, Juvarra) Филиппо (27.3.1678, Мессина,-1.2.1736, Мадрид), итальянский архитектор. Учился в Риме (между 1703 и 1714) у К. Фонтаны. В 1714 работал в Мессине, в 1714- 1735 - гл. обр. в Турине, в 1719-20 - в Португалии, с 1735 - в Мадриде. В произв. Ю. (фасад и лестница Палаццо Мадама, 1718-21, перестройка Палаццо Реале, 1720-21, церковь Санта-Мария дель Кармине, 1732-36, все в Турине; величеств, комплекс монастыря и церкви Суперга, 1715-31, охотничий замок Ступиниджи, 1729-34, оба - близ Турина) черты позднего барокко (и отчасти рококо) сочетаются с характерным для итал. зодчества нач. 18 в. тяготением к классич. чёткости форм и прямолинейности планов.

Лит.: Rovere L., yialeV., Brin" с km an n A. E., Filippo Juvarra, Mil., 1937.

ЮВАЧЕВ Иван Павлович (псевд. - И. П. М и р о л ю б о в) [23.2(6.3).1860, Петербург,-1936, Ленинград (?)], русский революционер-народоволец, мичман. Сын дворцового полотёра. В 1878 окончил Мор. уч-ще в Петербурге. Служил на Чёрном М. В 1881 в Николаеве сблизился с М. Ю. Ашенбреннером, организовал народовольч. кружок мор. офицеров. В февр. 1883 арестован в результате предательства С. П. Дегаева. По "процессу 14-ти" приговорён к смертной казни, заменённой 15 годами каторги. До 1886 отбывал в Шлисселъбургской крепости, где перенёс психич. расстройство, затем (до 1895) на Сахалине. В 1897 вернулся в Европ. Россию, сотрудничал в "Историческом вестнике". Совершил путешествие на Бл. Восток, участвовал в ряде геогр. экспедиций.

Соч.: Восемь лет на Сахалине, СПБ, 1901; Между миром и монастырем. Очерки и рассказы, СПБ, 1903; Шлиссельбургская крепость, М., 1907.

Лит.: Ашенбреннер М. Ю., Военная организация "Народной воли" и другие воспоминания (1860 - 1904), М., 1924; С еЛиванов В., Моряки-народовольцы, М., 1931.

ЮВЕЛИРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ (от нем. Juwel или голл. juweel - драгоценный камень), отрасль промышленности, включающая производство изделий из драгоценных металлов и камней, а также из других материалов, которые подвергаются высокохудожеств. обработке. Наибольшую группу ювелирных изделий составляют украшения для женщин, предметы сервировки стола, различные сувениры. Развитие отрасли в СССР определяется возрастающим материальным благосостоянием трудящихся, а также увеличением экспорта ювелирных изделий в др. страны.

Осн. подразделения отрасли - предприятия по произ-ву изделий: из золота с драгоценными, полудрагоценными и самоцветными камнями; из серебра и недрагоценных металлов со вставками из различных камней и стекла, используемых для изготовления ювелирных изделий. В качестве сырья в Ю. п. применяются драгоценные и цветные металлы и их сплавы (см. Ювелирные сплавы), пластич. массы, кость, эмаль, натуральные и искусств, драгоценные и полудрагоценные камни, самоцветы, стекло и др. материалы.

Изготовление ювелирных изделий известно с древнейших времён во всём мире (см. Ювелирное искусство). В СССР Ю. п. как специализированная отрасль пром-сти была организована в 1966. В единую систему были объединены предприятия различных ведомств, выпускающие ювелирные изделия. В то же время в Ленинграде был создан Всесоюзный н.-и. и проектно-конструкторский ин-т Ю. п. (ВНИИ ювелирпром).

Объём произ-ва продукции Ю. п. за 1966-76 увеличился более, чем в 10 раз, а производительность труда - в 3,7 раза. Построены новые и коренным образом реконструированы действующие предприятия с оснащением их прогрессивным оборудованием, механизацией и автоматизацией произ-ва. Крупнейшие предприятия - Московское, Красносельское и Львовское производств. объединения "Ювелирпром " и Ленинградское "Русские самоцветы". На предприятиях отрасли применяется совр. технология: точное центробежное литьё по выплавляемым моделям, механизированная пайка в печах с защитной атмосферой, алмазное гравирование, электрохимич. полировка и блестящее золочение, ультразвуковая обработка самоцветных камней. Созданы специализированные поточно-механизиров. участки по произ-ву обручальных колец, ювелирных цепочек, обработке вставок из самоцветных камней.

Осн. направления развития Ю. п.- всемерное улучшение качества выпускаемой продукции, повышение художеств. и эстетич. уровня изделий и расширение их ассортимента на основе внедрения передовой технологии, механизации и автоматизации производств, процессов, создания оборудования для выращивания кристаллов драгоценных и полудрагоценных камней, внедрения технологии точного литья из легкоплавких сплавов и т. д.

В Ю. п. др. социалистич. стран осн. внимание уделяется произ-ву ювелирных изделий из недрагоценных металлов - бижутерии. Крупнейший в мире з-д по выпуску бижутерии находится в ЧССР в г. Яблонец.

Среди капиталистич. стран Ю. п. наиболее развита (произ-во, 1975): в США - 1970 млн. долл., Италии - 1500 млрд. лир, ФРГ - 1200 млн. марок, Франции - 800 млн. фр., причём во всех капиталистич. странах св. 2/3 выпускаемой продукции составляют изделия из драгоценных металлов и лишь ок. 1/3 - бижутерия. С. А. Селиванкин.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО, изготовление художеств, изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) преим. из драгоценных (золото, серебро, платина), а также нек-рых др. цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, жемчугом, стеклом, янтарём, перламутром, костью и т. д. В Ю. и. применяются ковка, литьё, художественная чеканка и канфаренье (придание поверхности металла зернистости и матовости при помощи чекана в виде тупого шила или трубочки), тиснение (басма), резьба или гравировка, оброн (техника, при к-рой фон вокруг рисунка вырезается), скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), инкрустация, травление, полировка и др.; механич. приёмы обработки - штамповка, вальцовка и др.

Ю. и.- один из древнейших и широко распространённых видов декоративноприкладного (в т. ч. нар.) творчества. Будучи теснейшим образом связанными с меняющимися условиями ист. быта (напр., со спецификой стилей одежды), изделия Ю. и. играли роль своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца, а также имели (в функции амулетов) магич. смысл. В процессе ист. развития социально-престижное значение изделий Ю. и. чаще всего вытесняло связанные с ними религ.-магич. представления. Вплоть до 20 в. Ю. и. остаётся одним из средств формирования целостной художеств, среды, позволяющим одновременно подчеркнуть и красоту исходного материала, и изысканность его обработки.

На высокой ступени развития находилось Ю. и. Др. Египта, отличавшееся любовью к ярким полихромным эффектам. Материалами служили преим. золото, лазурит, аметист, бронза, яшма, обсидиан и изумруды; применялись чеканка, гравировка и т. н. холодная эмаль (включение кубиков стеклянной пасты и цветных камней между золотыми перегородками). Пристрастие к яркой полихромии, частое использование лазурита и техники холодной эмали характерно для ювелирных изделий Двуречья. Ю. и. стран Эгейской культуры (обнаруженные гл. обр. в Микенах и Трое изделия со сканью и зернью, золотые сосуды с изображениями быков, каракатиц, морских звёзд и пр.) и этрусков отмечены большей сдержанностью цветовых решений. Если в классич. др.-греч. Ю. и. (5-4 вв. до н. э.) важнейшим средством художеств, эффектов являлся матовый блеск золота, то в эллинистич. и др.-рим. Ю. и. вновь появился вкус к звучной полихромии. Особую известность среди произв. эллинистич. Ю. и. получили художеств, изделия из серебра. В Ю. и. сасанидского Ирана (3-7 вв.) были распространены сосуды из золота и серебра с чеканными, литыми и гравирован, изображениями.

В раннемусульм. культуре сдержанное отношение к предметам роскоши первоначально препятствовало развитию Ю. и., но постепенно оно достигло высокого расцвета (впитав в себя традиции др.-иран. и эллинистич. иск-ва); ср.-век. опыт обработки драгоценных металлов и камней (в технике филиграни, инкрустации, черни и т. д.) нашёл продолжение в нар. художеств, творчестве Бл. и Ср. Востока и Сев. Африки. Особая пышность ювелирных украшений характерна для декоративно-прикладного иск-ва ср.-век. Индии, где рано распространилось иск-во огранки алмазов. Мастера ср.-век. Китая обрабатывали различные материалы (кроме драгоценных металлов - коралл, нефрит, янтарь и др.) более сдержанно, стремясь подчеркнуть в них не столько светоотражат. свойства, сколько окраску или даже природную фактуру, присущую тому или иному камню. Многочисл. первоклассные образцы Ю. и. были найдены при археол. изучении культур древней Америки (литые и чеканные золотые украшения с мозаич. орнаментами из бирюзы, кварца, агата и др.).

Типичные черты раннесредневекового европ. Ю. и.- применение холодной эмали, крупных кабошонов (округлых неогранённых драгоценных камней), контрастно сопоставляемых с золотом, мотивы звериного стиля в орнаментике.

В визант. Ю. и. (распятия, чеканные ли-тургич. сосуды, оклады и др. предметы культа, часто украшенные тончайшей перегородчатой эмалью) преобладала тенденция к иллюзорной дематериализации форм. В произв. романского и готич. Ю. и. (где применялись также редкие породы дерева, горный хрусталь) величеств, пышность цветовых созвучий неизменно сочеталась со строгой архитектоничностью композиций, в ряде случаев повторявших формы церк. зодчества.

Мастера Возрождения и маньеризма (итальянцы П. Леони, Б. Челлини и др.) создали изделия (серебряные сосуды с многофигурными рельефными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни и др.), в к-рых исходные свойства драгоценных материалов отступают на задний план перед стремлением подчеркнуть изысканность обработки. В 17- 18 вв. возрос интерес к живописным эффектам, к сложным колористич. созвучиям эмалей, золота и драгоценных камней, нередко покрывающих металлич. основу сплошным мерцающим слоем. Среди шедевров европ. Ю. и. 15-18 вв.- нем. художеств, серебро (мастера семейства Ямницер и др.) и эмали (И. М. Динглингер), англ, художеств, серебро. Изделия франц. Ю. и.