БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321ая патология (осн. причина смертности). Ср. продолжительность жизни (1965-70) - 38,5 лет.

В 1972 было 85 больниц на 8,4 тыс. коек (0,3 койки на 1 тыс. жит.); более 25 лет функционирует больница, построенная и переданная в дар Э. Советским Союзом. Работали (1976) 350 врачей (1 врач на 73 тыс. жит.), 213 помощников врачей, 24 зубных врача, 95 фармацевтов и ок. 6 тыс. лиц др. мед. персонала. Врачебные кадры распределены по стране неравномерно, ок. 60% их работает в городах. Подготовка врачей осуществляется на мед. ф-те ун-та (ежегодный выпуск 15-25 врачей), средний медицинский персонал из лиц местного населения - на базе больниц и в 3 специальных центрах.

В 1974 расходы на здравоохранение составили 4% гос. бюджета (31,9 млн. эфиопских быров). А. С. Хромов.

Ветеринарное дело. Эпизоотич. обстановка Э. чрезвычайно сложная и не вполне изучена. Широко распространены чума кр. рог. скота, перипневмония кр. рог. скота, снб. язва, эмфизематозный карбункул, пастереллёз, ящур, бешенство, эпизоотич. лимфангит, оспа овец, чесотка, накожные паразитозы, гельминтозы (фасциолёз, финноз, эхинококкоз, диктиокаулёз, мониезиоз, аскаридоз), пироплазмоз, бабезиоз, анаплазмоз, фран-саиеллёз, тейлериоз и трипаносомоз. Регистрируются также столбняк, некробактериоз, оспа птиц, лептоспироз, паратуберкулёз, дизентерия ягнят, контагиозная плевропневмония овец и коз, чума лошадей, стригущий лишай, инфекционный вагинит, актиномикоз, туберкулёз, бруцеллёз, сальмонеллёзы, чума плотоядных, афр. чума свиней, кокцидиоз, в нек-рых провинциях катаральная лихорадка овец, риккетсиозный перикардит. Вет. службой в стране руководит департамент ветеринарии, входящий в состав Мин-ва с. х-ва. В каждой провинции имеется ветврач, в каждой области - ветфельдшер (помощник ветеринара) и вакцинаторы. В Э. 104 ветврача (1976). Отсутствие в стране необходимого количества вет. кадров и вет. учреждений, недостаток препаратов, слабое финансирование вет. мероприятий не позволяют проводить эффективную борьбу с заразными болезнями животных. В Э. не организована система вет.-сан. контроля за продуктами животноводства. В стране имеются 2 стационарные диагностич. лаборатории и 3 передвижных диагностич. отряда. Подготовку ветврачей осуществляют за границей, помощников ветврачей - в спец. школе (Дэбро-Зэйт).

С. И. Картушин.

IX. Просвещение и научные учреждения

До свержения монархии (в сентябре 1974) св. 90% (в сел. местности и среди женщин до 97-99% ) населения страны было неграмотным. Начальной школой было охвачено 20% детей соответствующего возраста, ср. школой - менее 5%. Новое пр-во провело ряд мероприятий по ликвидации неграмотности, постепенному переходу к всеобщему обязат. бесплатному обучению, изменению содержания образования. В 1975-76 было объявлено о национализации всех частных уч. заведений, об отделении школы от церкви, построено 329 новых школ и 2 пед. училища. Структура системы образования: 6-летняя нач. школа (для детей с 7 лет) и 6-летняя средняя (2-летняя младшая и 4-летняя старшая). Обучение ведётся на амхарском яз., дети других нац. групп учатся на родных языках. В ср. школах изучается англ, яз., на к-ром идёт преподавание в вузах, Проф.-технич. подготовка осуществляется на базе младшей ср. школы от 1 года до 4 лет. В 1974/75 уч. г. в нач. школах обучалось ок. 960 тыс. уч-ся, в 1973/74 уч. г. в ср. школах - 182,3 тыс., в проф.-технич. уч. заведениях - 5,5 тыс. уч-ся. В Э. имеются 2 ун-та: Нац. ун-т в Аддис-Абебе (осн. в 1950, статут ун-та с 1961, 4 тыс. студентов в 1976/77 уч. г.), ун-т в Асмаре (осн. в 1958, статут ун-та с 1967, 800 студентов), Политехнич. ин-т в Бахр-Даре (осн. в 1963 с помощью СССР), С.-х. ин-т в Джимме (осн. в 1966), Нац. муз. школа в Аддис-Абебе и до. В 1977/78 уч. г. 597 студентов из Э. обучались в вузах СССР. Крупнейшие библиотеки: Нац. б-ка (100 тыс." тт. в 1976) и университетская б-ка (св. 247 тыс. тт.) в Аддис-Абебе и др. Имеется Историко-этнографич. музей в Аддис-Абебе.

В. 3. Клепиков'

Координационный центр н.-и. работ - Нац. совет по науке и технологии (с 1976). Н.-и. учреждения находятся гл. обр. в Аддис-Абебе. При Нац. ун-те имеются с.-х. станции в Дэбрэ-Зэйте, Джиджиге, Алем-Мае, Годе; Ин-т эфиопских исследований (осн. в 1963), Геофизич. обсерватория (1958), Ин-т лесных исследований (1962). При Мин-ве внутр. дел - Ин-т картографии и географии (1954); при Мин-ве горного дела - Отдел геологич. исследований (1968). В Э. создано (1962) отделение Вост.-афр. орг-ции по борьбе с саранчой. Л. Г. Кокиев.

X. Печать, радиовещание, телевидение

В Э. издаётся ок. 20 газет и журналов, правительственных, ведомственных и частных. Крупнейшие ежедневные газеты: "Аддис земен", с 1941, тираж 30 тыс. экз. (здесь и далее на 1977), на амхарском яз., изд. в Аддис-Абебе; "Эфиопиан геральд" ("Ethiopian Herald"), с 1943, тираж ок. 10 тыс. экз., правительств, газ., на англ, яз., изд. в Аддис-Абебе, "Хыбрет", тираж 4 тыс. экз., на яз. тигринья, изд. в Асмаре. Еженедельная газ. "Йезареиту Этьопья", с 1952, тираж 30 тыс. экз., на амхарском яз., изд. в Аддис-Абебе. Еженедельная газ. "Барисса", с 1977, тираж 4 тыс. экз., первая газ. на яз. оромо. Правительств. информац. агентство - Эфиопиан ньюс эйдженси (Ethiopian News Agency), осн. в 1964, находится в Аддис-Абебе; Информац. центр эфиопской революции, осн. в 1977 при ВВАС. Радиовещание с 1935; единая национальная служба радиовещания "Голос революц. Эфиопии", осн. в 1977, ведёт передачи на амхарском, афарском, тигринья, тигре, оромо, англ., франц. и араб. яз. Телевидение (правительств, служба) с 1964.

XI. Литература

Литература Э. многоязычна. Лит. язык в Э. не всегда совпадал с языком повседневного общения и фольклора. Письменность и эпигпафика (на сабейском яз.) появились в Э. в 5 в. до н. э. В первые века н. э. языками эпиграфики становятся гёэз (см. Эфиопские языки) и греческий. Расцвет эфиопской эпиграфики на этих языках относится к 4-6 вв., когда создаются объёмные надписи аксумских царей. В 6 в. на гёэз переводится ряд произв. христианской и гностич. (см. Гностицизм) лит-р, сыгравших большую роль в развитии всей культуры Э. 8-12 вв.- время упадка эфиопской лит-ры. Первые лит. памятники эфиопского возрождения 13-15 вв.- многочисл. переводы с арабского. В 14-17 вв. на яз. гёэз создаются эпич. "сказания" и "видения", религ. гимны, хроники, агиография, богословские, мистич. и магич. сочинения, а также составляются компиляции историч. легенд и различных лит. источников: "Слава царей" (14 в.), "Богатство царей" и "Законодательства царей" (17 в.). Собственные лит-ры на языке гёэз имели религ. секты. Из них секта Эвостатевоса (14-15 вв.) ориентировалась на арм. и коптскую культуры. Своего расцвета лит-pa на яз. гёэз достигла в царствование Зарэ-Якоба I (1434-68), написавшего ряд богословских сочинений. Крупнейшими поэтами этой эпохи были Георгий Армянин и император Наод (1494-1508) - авторы книг религ. гимнов. В то время написано первое дошедшее до нас произв. эфиопской эпистолярной лит-ры (письмо игумена Никодима Флорентийскому собору, 1440-41). Придворный священник Зарэ-Якоба I написал первую в Э. царскую хронику, продолженную и при сыне Зарэ-Якоба I Бэыдэ-Марьяме I (1468- 1478). С тех пор в Э. не прерывалась традиция составления царских хроник. Наибольшей художественностью отличается хроника императора Сэрцэ-Дынгыля (1563-97). Во 2-й пол. 16 в. монах Бахрей написал "Историю галла" - первое социологии, соч. в Э., а монах Энбаком (принявший христианство араб Салих) выступил с антимусульм. памфлетом "Врата веры". В 17-19 вв. гёэз остаётся одним из лит. языков Э. На нём были созданы шедевры церк. поэзии, царские хроники, биографии вельмож и пр.

Одним из последних прозаич. произв. на яз. гёэз была ист. повесть "Катехизис Зарэ-Якоба", написанная в сер. 19 в. итал. миссионером Джусто да Урбино - автором переводов с европ. языков филос.-художеств, лит-ры на амхарский яз., ставшим предтечей эпохи просвещения в Э.

К 14-16 вв. относятся первые дошедшие до нас произв. лит-ры Э. на амхарском яз.: эпические "Царские песни". В 17 в. на амхарском яз. создаются произв. церк. лит-ры, переводные и оригинальные. В сер. 19 в. историк Зеннеб написал первую хронику на амхарском яз. (с 1799 по 1856). Затем богослов Вольдэ-Марьям создал отличающуюся высокими художеств. достоинствами хронику императора Теодроса II (1855- 1868), а в кон. 19 - нач. 20 вв. придворный хронограф императора Менелика II (1889-1913) Гэбрэ-Селассие (1850- 1912) написал хронику этого царствования, завершающего ср.-век. период эфиопской культуры.

Зачинателем новой амхарской лит-ры является Афэворк Гэбрэ Иесус, автор первого эфиопского романа "Тобья" (или "История, рождённая сердцем", изд. 1908, 1927, 1958), а также художеств, биографии имп. Менелика II (1909), путевых очерков и др. В 20-30-е гг. в амхарскую лит-ру приходит поколение "младоабиссинцев", среди к-рых выделяется Хируй Вольдэ Селассие, создавший глубоко национальные произв. на морально-филос. темы: повесть "Моё сердце - мой друг" (1923), романы "Совет сыну - память об отце" (1931), "Я и мои друзья" (1935), "Новый мир", философско-историч. повествования "Император Йоханныс IV и Метемма" (1927), "Жизнеописание исторических личностей прошлого и настоящего".

После 2-й мировой войны в Э. были изданы многочисл. повести и романы, сб-ки стихов, драматич. произв., но излюбленным жанром продолжали оставаться философско-историч. и философско-публицистич. повествования. Крупным поэтом и драматургом 50-60-х гг. был Мэнгысту Лемма, автор лирич. стихов и бытовых комедий. Другой видный поэт, драматург, прозаик и переводчик - Кэббэдэ Микаэль. В 70-е гг. в амхарскую лит-ру пришло поколение молодых поэтов, среди них мастер нац. философско-лирич. поэзии Айяльнех Мулату, наполнивший сложные традиц. формы амхарского стиха революц. содержанием.

Лит.: Крачковский И. Ю., Литература Абиссинии, "Вестник ЛГУ", 1948, № 7; его же, Введение в эфиопскую филологию, ред., предисл. и прим. Д. А. Ольдерогге, [Л.], 1955; КобищановЮ. М., У истоков эфиопской литературы (аксумская литература), в кн.: Литература стран Африки, сб. 1, М., 1964; его же, Фольклорные мотивы в эфиопской литературе, в сб.: Фольклор и литература народов Африки, М., 1970; Иванова В. М., Т ю трюмова Т. Л., Заметки о литературе Эфиопии на амхарском языке, там же; Я г ь я В. С., Современная литература Эфиопии, в сб.: Актуальные проблемы изучения литератур Африки, М., 1969; Ива" н о в а В. М., В о л ь п е М. Л., Литература Эфиопии (на амхарском языке), в кн.: Современные литературы Африки. Восточная и Южная Африка, М., 1974 (лит.); С е г u 11 i Е., La letteratura etiopica. L'Oriente cris-tiano, 3 ed., Mil., 1968.

Ю. М. Кобищанов, В. М. Иванова.

XII. Архитектура и изобразительное искусство

В многоликом и древнем иск-ве Э. сочетаются традиции афр. культуры и наследие др.-вост. иск-ва, самобытное переосмысление христианских архит. типов и сюжетов и европ. влияния. К древнейшим (до 2-го тыс. до н. э.) кушитским культурам Юж. Э. восходят кам. стелы со схематич. изображениями человека и символич. знаками; позже в Юж. Э. ставились намогильные дерев, человеч. фигуры народа консо. На С.-В. страны открыты наскальные росписи (Ганзаба, Адди-Кэйих), рельефы (Шебе) с фигурами быков, рельефные человеческие фигуры (Даро-Кавлос), относящиеся к доист. периоду и более поздние. В сер. 1-го тыс. до н. s. на горных плато расцвело иск-во др.-вост. типа, истоки к-рого лежали в Сабе (Юж. Аравия): постройки из тёсаных кам. плит - прямоугольные храмы с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины: алтари и фризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках); обобщённая, плавная пс силуэту скульптура - сидящие царские фигуры, рельефы, кам. и терракотовые головы 5-4 вв. до н. э.; известны также наскальные изображения львов (Гобедра близ Аксума), кам. и бронз, фигурки животных, кам. сфинксы, вотивные троны. Подъём иск-ва Э. наступил в 1-й пол. и сер. 1-го тыс. н. э. с возвышением Аксумского царства. Строились большие дворцы из камня с дерев, связями в 2-3 этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутр. дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме, реконструкцию см. в 1-м т., с. 347), кам. стелы вые. до 33 м, имитирующие многоярусные башни; троны на ступенчатых основаниях, плотины, водохранилища, ряды жилых домов. Эллинистич. влияния ощущаются в резьбе по камню: бутонообразные капители гранёных столбов, изображения архит. мотивов и полумесяца (на стелах), виноградной лозы. Керамика расписывалась геом. орнаментом, иногда изображениями людей, животных, растений. На монетах представлены профильные головы царей, окружённые венком колосьев. После христианизации Аксума (сер. 4 в.) строились монастырские комплексы и базиликальные церкви: в комплексе Дэбрэ-Дамо трёхнефная церковь, с нартексом и хорами, имеет дерев, потолки, в т. ч. имитацию свода в ср. нефе; потолок нартекса украшают 33 кассеты со стилизованными фигурами животных и геометрическим узором.

После упадка Аксума традиции иск-ва Э. возродились в 12-13 вв. в ср.-век. царстве к В. от оз. Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и обществ, здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэле и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши; всё вплоть до деталей вырезано из камня, причём имитируются своды, дерев, связи и наличники, раскреповки и тяги. С коптским и сирийским иск-вом связана резьба по камню: кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бет-Марьям и Бет-Голгофа в Лалибэле; в декор церкви в Йемрахе входят изображения афр. животных. Появилась фресковая живопись - стилизов. плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Медхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (церковь Бет-Марьям), геом. орнамент. Яркость цвета и плоскостность отличают темперные иконы, в т. ч. диптихи и триптихи; известны также панно на холсте. С 14 в. развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, сиро-месопотамского, арм. иск-ва в схематичном, плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В 15-16 вв. Э. возродилась как целостное гос-во, строились города, дворцы, богатые церкви (белокам. церковь Макана Селассие в горах Уолло - центр, святилище, окружённое дерев, колоннадой). В 17 в. к С. от оз. Тана создана новая столица Гондар. Кам. замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проёмами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европ. (гл. обр. португ.) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европ. влияния. В течение мн. веков сложились особенности декоративного иск-ва Э. Разнообразны формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом. В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистич. и визант. традиции. Ювелирные изделия показывают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией; богаты формами и орнаментикой (в т. ч. сложная плетёнка) металлич. и дерев, кресты.

Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. строились города (в т. ч. новая столица Аддис-Абеба), отд. здания больниц и школ; преобладали беспорядочная планировка и простейшие жилища. В живописи появились историч. и батальные картины патриотич. характера. В 20 в. для стр-ва столицы приглашались архитекторы из мн. европ. и азиат, стран, ъ 1930-х гг. велись планировочные работы в городах Сев.-Вост. Э. Стр-во развернулось в 1950-60-х гг., когда были возведены обществ, здания лёгких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла (итал. арх. А. Медзедими, франц. арх. А. Шомет, эфиопский арх. М. Тедрос). Значительна роль специалистов СССР (Политехнич. ин-т в Бахр-Даре, 1969, арх. А. И. Беляев, Е. А. Аничкова, инж. М. Д. Рейнин), ГДР (планировка Бахр-Дара), Югославии (почтамт, госпиталь, отель "ВебиШебели" в Аддис-Абебе), Болгарии. Формируется проф. эфиопское иск-во: живописец и скульптор Афеворк Текле, живописцы Агегну Энгеда, Але Феллеге Селам, Гебре Кристос Деста, Абдель Рахман Шэриф, скульпторы Тадессе Белайнех, Тадессе Мамеча обращаются к образам нац. нар. жизни, к древним и нар. художеств, традициям и к опыту различных европ. течений 19 и 20 вв. После 1974 строятся посёлки типовых домов для трудящихся, создаются картины, статуи, плакаты, посвящённые революц. борьбе народа.

Традиц. нар. жилище Э.- круглые в плане плетнёвые обмазанные глиной дома ("тукуль"), с конич. кровлей; прямоугольные дома ("хедме") из камня с глиной и щебнем, имеющие плоскую крышу и навес; на Ю.- также куполообразные хижины. Традиц. нар. ремёсла - гончарство (разнообразные, часто глазуров. сосуды), плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины с конич. крышкой, украшенные узором из концентрич. кругов и ромбов), обработка металла (ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения), вышивка (на накидках "шамма", на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетёным орнаментом), резьба по дереву, тиснение по коже.

Илл. см. на вклейке, табл. XIX (стр. 352-353).

Лит.: Т у р а е в Б. А., АйналовД. В., Произведения абиссинской живописи, собранные д-ром А. И. Кохановским, СПБ, 1913; Абиссиния (Эфиопия). Сб. статей, М.-Л., 1936; Кобищанов Ю. М., Аксум, М., 1966; Искусство народов Африки, М., 1975; PankhurstE. S., Ethiopia. A cultural history, L., 1955; Dor ess e J., Au pays de la reine de Saba. L'Ethiopie antique et moderne. P., 1956; Buxton D. П., Travels in Ethiopia, N. Y.-Wash., 1967.

XIII. Музыка

Эфиопская музыка сложилась под влиянием др.-греч., иудейской, позднее араб, культур, а также во взаимодействии с нек-рыми афр. культурами. Разнообразен муз. фольклор Э., что связано с пестротой и разнородностью этнич. состава населения. Длит, эволюцию претерпели мелодич. формулы, типы песен, инструменты, лады. Известны трудовые, обрядовые, историч., военные (напр., "шиллала" у амхарцев), охотничьи, "личные" и др. песни. Фонетич. особенности различных языков обусловливают специфику вокальной техники (напр., характерная прерывистость мелодич. движения, обрыв муз. фразы). Муз. инструментарий: струнные - масенко (масинко, однострунная скрипка), крар и бегена (6- и 8-, 12-струнные лиры); духовые - вашинт (поперечная флейта), им-билта (эмбилта, флейта с пентатонным звукорядом), малакат (длинные трубы из бамбука или металла); ударные - барабаны коберо, атамо и др. Носителями муз. культуры в Э. были странствующие поэты-певцы - азмари (полупроф. музыканты - мужчины и женщины), к-рые пели, аккомпанируя себе на масенко или краре. Их песни, зачастую остросоциального характера, содержали критику имущих классов, выражали ненависть к завоевателям. Несколько трансформированная традиция азмари сохранилась в совр. Э. (популярны певцы Тилахун, Гессессэ, Малаку Гелау, Гетамесай Абебе и др.). В 30-х гг. 20 в., в связи с проникновением в страну элементов зап. культуры, появились композиторы, использующие европ. систему нотации; среди них - Алека Мелаку Бегго-Сеу, Каньятта Иофатаха Негуссе, М. Иоханнес. В 50-х гг. в Аддис-Абебе была создана "Нац. патриотич. ассоциация", объединившая музыкантов Э., пропагандирующих нац. культуру. В 1952 началась серьёзная работа по изучению фольклора Э. Большое внимание уделяется муз. образованию: организованы ф-ты иск-в в ун-тах Аддис-Абебы и Асмары, Ин-т эфиопских исследований в Аддис-Абебе (1963). При Ун-те Аддис-Абебы основан Центр художеств, творчества (1963), цель к-рого - воспитание молодёжи в духе нац. традиций. Курсы по подготовке проф. музыкантов созданы и при Нац. театре (ансамбль театра гастролировал в 1961 в СССР). В 1960 с помощью специалистов из НРБ открыта консерватория. Характерно объединение артистов и небольших групп в крупные творческие коллективы. Таковы "Группа Голубого Нила" (исполняет ритуальные песни и танцы), Муз.-танц. и драматич. ансамбль (выступал на фестивале в Лагосе в 1977 с программой на революц. темы).

Дж. К. Михайлов.

XIV. Театр

Истоки театр, культуры народов, населяющих территорию Э., в традиц. обрядах (свадебных, похоронных и др.) и празднествах (напр., связанных с победой над врагом, выборами вождя). С возникновением в стране общеобразоват. школ (нач. 20 в.) появился школьный театр. Первые нац. драматурги - Евтахи Ныгусэ и Фатаурари Таклехацариат (19 в.) - получили образование в России и Франции. В период итал. интервенции (1930-е гг.) функционировал театр под назв. "Союз патриотов Родины", к-рый в своих спектаклях призывал к объединению патриотич. сил. В 1950 в Аддис-Абебе был проведён фестиваль самодеятельного иск-ва, имевший большое значение для развития нац. театра. В 1955 в столице открылся первый проф. театр (с сер. 70-х гг.- Национальный театр). В его репертуаре - пьесы современных национальных драматургов, адаптированные переводы У. Шекспира. Одна из последних поставленных театром пьес-"Ревизор" Н. В. Гоголя (1976).

ЭФИОПСКАЯ ОБЛАСТЬ, одна из зоогеографич. областей суши. Занимает Африку (к Ю. от Сахары), о-ва Мадагаскар, Маскаренские, Коморские, Сейшельские и нек-рые др., а также юж. часть Аравийского п-ова. Фауна типично материковая, очень богатая. Эндемичны отряды трубкозубов, птиц-мышей и страусов, семейства - златокротов, выдровых землероек, тенреков, иглохвостых летяг, долгоногов, жираф, бегемотов, цесарок, птиц-секретарей, китоглавых цапель, банавоедов и др. Всего в Э. о. встречаются представители 38 сем. млекопитающих; из них 6 сем. общие для Э. о. и Индо-Малайской области: человекообразные обезьяны, лемуры, оленьки, носороги, слоны, панголины. Особенно характерны для Э. о. антилопы; разнообразны свиньи, особенно типичен бородавочник. Отсутствуют кроты, олени, медведи. Птицы представлены 89 семействами; из них 12 сем. общие для Э. о. и Индо-Малайской обл., в т. ч. дронго, медоуказчики, питты, птицы-носороги, обитающие преим. в тропич. и экваториальных лесах. Из воробьиных характерны ткачики и нектарницы. Попугаев мало. Нет тетеревиных, корольков, оляпок и нек-рых др. Из пресмыкающихся многочисленны и разнообразны ящерицы - хамелеоны, агамы, гекконы, вараны. Характерны кобры, гадюки, питоны, бокошейные черепахи, крокодилы. Из земноводных много жаб, шпорцевых лягушек, настоящих лягушек, червяг; квакши почти отсутствуют. Из рыб в пресных водоёмах преобладают карповые. Характерны протоптерус, многопёры и длиннорылы. Из насекомых обильны термиты, конические постройки к-рых типичны для саванн, бабочки голубянки, саранчовые. Э. о. подразделяется на 4 подобласти: Западно-Африканскую, ВосточноАфриканскую, Капскую и Мадагаскарскую.

Илл. см. на вклейке к стр. 320.

Лит.: Гептнер В. Г., Общая зоогеография, М.-Л., 1936; БобринскийН. А., Гладков Н. А., География животных, 2 изд., М., 1961; В т о р о в П. П., Д р о з д о в Н. Н., Биогеография материков, М., 1974. А. Г. Воронов.

ЭФИОПСКАЯ РАСА, восточно-африканская раса, раса, занимающая промежуточное положение между европеоидами и негроидами. Характерна для населения Эфиопии, Сомали и сопредельных стран Вост. Африки. Осн. признаки: волнистые волосы, тёмная кожа, умеренный прогнатизм, утолщённые губы, узкий выступающий нос, высокий рост (175-179 см у взрослых мужчин), узкое лицо, долихокефалия. Образовалась, возможно, в результате смешения европеоидов и негроидов, начавшегося ещё в эпоху мезолита, или в процессе развития древних переходных