БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321(1965) Абсалямова, "Мой односельчанин Наби" (1957), "Звезда моя" (1961) Тухватуллина, "Ядро ореха" (1971) Тарифа Ахунова (р. 1925) является наш современник.

Значит, достижение тат. драматургии - живые и убедительные характеры положит, героев. Пьесы "Бессмертная песнь" (1956) и "Буре навстречу" (1964) Ишмурата, "Мулланур Вахитов" (1947) и "Муса" (1956) Исанбета, "Свобода" (1960) Амира шли не только на тат. сцене, но и на рус., башк., чуваш., марийской и др. В пьесах "Зубайда - дитя человеческое" (1965) Шарифа Хусаинова (р. 1929), "Первая любовь" (1960), "Когда улыбнётся счастье" (1968) Хая Вахита (р. 1918) созданы образы представителей молодого поколения 50-60-х гг. Вклад в развитие детской сов. тат. лит-ры внесли Алиш, Рахмат, Губай, Усман Бакиров(р1896), Сарвар Адгамова (р. 1901), Лябиба Ихсанова.(р.1923)

В 60-е гг. в тат. лит-ру пришли поэты Ильдар Юзеев (р. 1933), Шаукат Галиев (р. 1928), Эдип Маликов (р. 1921), Саджида Сулейманова (р. 1926), Равилъ Файзуллин (р. 1943), Ринат Харисов (р. 1941) и др.; прозаики Газиз Мухаметшин(1932-72), Эдуард Касимов (р. 1930); драматурги Юнус Аминов (р. 1921), Сает Шакуров (р. 1918), Туфан Минуллин (р. 1935). С каждым годом в республике появляется всё больше переводных книг рус. и мировой классики, а также совр. писателей - советских и зарубежных. Произв. более 50 тат. писателей переведены на др. языки.

Развиваются тат. лит. критика и литературоведение. Созданы монографич. исследования о творчестве классиков и сов. писателей; издан ряд книг по истории лит-ры. Вышла в свет "История татарской советской литературы" (1965). В совр. лит. науке и критике активно работают Хатиб Усманов (р. 1908), Мухамет Гайнуллин (р. 1903), Гали Халит (р. 1915), Баян Гиззат (р. 1918), Гази Кашшаф (р. 1907), Хасан Хайри (р. 1910), Ибрагим Нуруллин (р. 1923), Мансур Хасанов (р. 1930), Роберт Бикмухаметов (р. 1928), Нил Юзеев (р. 1931), Рафаэль Мустафин (р. 1931) и др.

Союз сов. писателей Т. был создан на 1-м съезде в 1934. В 1950 состоялся 2-й съезд, в 1954 - 3-й, в 1958 - 4-й, в 1963 - 5-й, в 1968 - 6-й, в 1974 -7-й. Имеется отделение Союза писателей Т. в г. Альметьевске. М. Гайнуллин, М. Хасанов.

Архитектура и изобразительное искусство. Среди древнейших произв. иск-ва, обнаруженных на терр. Тат. АССР,- неолитич. кремнёвые фигурки зверей и птиц, керамика с геометрич. орнаментом, сосуды и украшения эпохи бронзы. Раскопками болг. городов 10-13 вв. (Сувара, Биляра, Болгара и др.) открыты остатки деревянных оборонит, стен, прямоугольных в план^ жилых домов - срубных деревянных с двускатной крышей и глинобитных с плоской крышей; сохранились и немногочисл. руины домонг. кам. построек. В период господства Золотой Орды (с сер. 13 в.) из камня и кирпича сооружались стилистически связанные с зодчеством Ср. Азии крепости, дворцы, мечети (соборная мечеть, т. н. Чёрная палата в Болгаре, илл. см. т. 3, стр. 500), мавзолеи, бани (т. н. Красная палата в Болгаре, илл. см. там же). Здания украшались фресковыми росписями, цветной керамикой, орнаментальной резьбой по камню и штукатурке.

Женский головной убор (калфак) казанских татар. Середина 19 в. Музей Татарской АССР. Казань.

Конец полотенца, вышитый тамбуром. 2-я пол. 19 в.

Накосник (чулпы). 2-я пол. 19 в.

С присоединением Казанского ханства к России архитектура Т. развивалась преим. в русле рус. зодчества (Казанский кремль, осн. стр-во - 16 в.). В 18 в. распространяются отд. влияния барокко, в 19 в. преобладают постройки в духе рус. классицизма (Казанский ун-т, 1825-1830-е гг., арх. П. Г. Пятницкий, М. П. Коринфский; илл. см. т. 11, табл. XV, стр. 160-161). В зодчестве 19-нач. 20 вв. господствует эклектизм.

Для народного зодчества казанских татар типичны деревянные срубные дома (6-стенные или 5-стенные), отличающиеся своеобразной раскраской (в виде горизонтальных полос двух цветов) и многочисл. декоративными деталями (колонки, стрельчатые, килевидные или полуциркульные ниши, иногда украшенные росписью). Дома обычно строились внутри усадьбы и отделялись от улицы забором, характерная их особенность -разбивка хоз. построек на отд. группы, изолированные от жилого дома.

Распространённые виды нар. декоративно-прикладного иск-ва - изготовление украшений, преим. серебряных [в технике гравировки, чеканки, штамповки, зерни и, чаще всего, скани (ажурной, накладной и встречающейся только у казанских татар "бугорчатой")], обычно декорируемых крупными камнями (бирюза, сердолик, яшма), золотое шитьё гладью, многоцветная вышивка тамбуром, аппликация по ткани, коже, войлоку, резьба по камню (на надгробиях) и дереву (декор жилища), выработка безворсовых ковров, узорных изделий из кожи. Тат. орнаменту присущи чёткий контур, свободная, часто асимметричная композиция, яркие контрастные цвета. С вырезанными на камне изречениями из Корана (т. н. шамаили) и первыми печатными книгами (кон. 18 - нач. 19 вв.) было связано иск-во каллиграфии (араб, вязь с цветочным узором), крупнейшим мастером к-рой в сер. 19 в. был Али Махмудов.

Изобразит, иск-во у татар вплоть до кон. 19 в. не могло развиваться в силу запрета ислама изображать живые существа. В 19 в. живопись и графика были представлены творчеством живших в Казани рус. художников (портретиста Л. Д. Крюкова, мастера гор. пейзажа В. С. Турина и др.). В 1895 была открыта Казанская художеств, школа, где в первые десятилетия 20 в. преподавали живописцы П. П. Беньков, H. И. Фешин и др., определившие реалистич. направленность формирующегося проф. иск-ва Т. В 1900-е гг. появляются тат. графикииллюстраторы (М. Галеев, Г. Гумеров).

После Окт. революции 1917 архитектура Т. развивается в русле общесоюзных течений, разворачивается широкое гражд. и пром. стр-во, реконструируются старые (Казань, Бугульма, Чистополь и др.), создаются новые города (Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск и др.) и посёлки (Актаныш, Шапши и др.). В 1920-30-е гг. в зодчестве распространяется конструктивизм (Дом печати в Казани, 1933-37, арх. С. С. Пэн; илл. см. т. 11, табл. XV, стр. 160-161). Со 2-й пол. 30-х гг. всё чаще используются классич. архит. формы, а также декоративные приёмы тат. нар. иск-ва (Татарский театр оперы и балета им. Мусы Джалиля, 1933-56, арх. H. А. Скворцов, И. Г. Гайнутдинов). Для архитектуры 2-й пол. 50-х - 1-й пол. 70-х гг. характерен переход к более рациональным и лаконичным планировочным и объёмно-пространств. решениям, в стр-во широко внедряются методы индустриализации.-Среди лучших построек этого периода - стадион им. В. И. Ленина (1960, арх. П. А. Саначин, А. А. Спориус); речной вокзал (арх. И. Г. Гайнутдинов), здание обкома КПСС (арх. Г. И. Солдатов, П. А. Саначин) - оба в 1962; концертный зал консерватории (арх. М. X. Агишев и др.), цирк (арх. Г. М. Пичуев, илл. см. т. 11, табл. XV, стр. 161-162) - оба в 1967, все - в Казани.

Важной вехой в истории изобразит, иск-ва сов. Т. явилось создание в 1923 филиала АХРР в Казани, во главе к-рого стояли художники-реалисты П. П. Беньков, П. А. Радимов, H. М. Сокольский,В. К. Тимофеев. В 20-30-е гг. интенсивно формируются нац. кадры художников (живописец, скульптор и график Б. И. Урманче, скульптор С. С. Ахун, живописец H. К. Валиуллин, графики Б. М. Альменов, Ф. Ш. Тагиров). Мастера изобразит, иск-ва обращаются к темам революц. борьбы, социалистич. строительства, нового быта, к портрету и пейзажу. В 1935 был создан Оргкомитет, в 1939- Союз сов. художников Тат. АССР (с 1968 - Союз художников Тат. АССР). В годы Великой Отечеств, войны преимуществ, распространение получил агитплакат (И. Е. Бобровицкий, Э. Б. Гельмс). В 1950-е -70-е гг. в живописи продолжают плодотворно развиваться ист.-революц. и бытовой жанры (И. В. Рафиков, Г. А. Рахманкулова, Л. А. Фаттахов, И. М. Халилуллов, X. А. Якупов), портрет (В. И. Куделькин, С. А. Ротницкий), пейзаж (H. Д. Кузнецов, К. Е. Максимов). В скульптуре выделяются острохарактерные портреты деятелей тат. культуры, созданные Б. И. Урманче, жанровые и сказочные образы H. И. Адылова, Г. А. Зяблицева, Р. X. Нигматуллиной, монументальные произв. В. М. Маликова. В области станковой и книжной графики успешно работают Е. В. Киселёва, И. К. Колмогорцева, Л. А. Потягунин, И. Л. Язынин и др., в области монументально-декоративного иск-ва - С. М. Бубеннов и др. Сохраняются и нек-рые традиц. виды декоративно-прикладного иск-ва (произ-во кожаной узорной обуви, вышивка). Нар. орнамент широко используется в художеств, пром-сти.

И. К. К о л м ог о р ц е в а. Иллюстрация к татарской народной сказке "Гюльчечэк". Цветная линогравюра. 1966.

Сцена из спектакля "Угасшие звёзды" К. Тинчурина. Татарский театр им. Г. Камала. С. С. Айдаров, Д. К. Валеева.

Музыка.Тат. музыка до Великой Окт. социалистич. революции развивалась только в устной нар. традиции, представленной одноголосными песнями без инструм. сопровождения. Преобладающим жанром была протяжная лирич. и лирико-эпич. песня (озын кой), стиль к-рой характеризуется волнообразным развёртыванием мелодии (без широких интервалов), с опеванием опорных звуков свободно импровизируемой мелизматикой; преобладает переменный метр, асимметричная структура. Шуточные и плясовые песни (кыска кой) отличаются чёткой метро-ритмич. организацией, небольшим диапазоном мелодии, отсутствием орнаментики, квадратной структурой; к ним примыкают такмаки -частушки. Распространены двухчастные лирич. песни, сочетающие черты протяжных и подвижных напевов, а также т. н. деревенские (авыл кое) и городские (шэхер кое) песни умеренного темпа, напевные, ритмически ровные. Сохранились старинные речитативно-повествоват. песнисказы (байты). В сов. время во взаимодействии с проф. иск-вом и музыкой др. народов рождаются песни о совр. действительности, обогащённые новыми ритмоинтонациями. Ладовая основа тат. песни - ангемитонная пентатоника (см. Ангемитонный звукоряд). Совр. певцы поют, как правило, в сопровождении гармоники или баяна, встречается и хоровое пение с элементами многоголосия. Нар. инструменты: курай (духовой инструмент типа продольной флейты), кубыз (язычковый, щипковый инструмент типа варгана), гармонь, мандолина, домра, гусли и др. Среди исполнителей нар. песен: певцы - нар. артисты Тат. АССР Г. H. Сулейманова, Р. В. Вагапов, засл. арт. Тат. АССР 3. 3. Басырова, засл. арт. РСФСР И. М. Шакиров; гармонисты - нар. арт. Тат. АССР Ф. К. Туишев, засл. арт. Тат. АССР Ф. Ф. Биккенин. Первые записи тат. песен относятся к кон. 19 в. (рукописные сб-ки Г. X. Еникеева и А. И. Оводова, 1883-1893; Г. Г. Сайфуллина, 1896-1926; "Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта" С. Г. Рыбакова, 1897, и др.). В сов. время, особенно после организации Кабинета фольклора при Управлении по делам иск-в СНК Тат. АССР (1937-41), собирание, изучение, публикация нар. песен приобрели систематич. характер. Изданы сб-ки тат. нар. песен А. С. Ключарёва, В. И. Виноградова и М. X. Садри (1941), Ключарёва (1955), М. А. Музафарова, Ю. В. Виноградова и 3. Ш. Хайруллиной (1964), М. H. Нигмедзянова (1970), Дж. X. Файзи (1971). Зачатки проф. иск-ва появляются в нач. 20 в., но подлинно проф. муз. культура складывается в период социалистич. строительства. С 20-х гг. одним из очагов нац. муз. культуры был Тат. театр им. Красного Октября (с 1939 - им. Г. Камала), где шли спектакли с музыкой С. 3. Сайдашева и др. В этом же театре с участием хора и оркестра муз. уч-ща были пост, первые тат. оперы: "Сания" (1925), "Эшче" ("Рабочий", 1930) Г. С. Альмухаметова, В. И. Виноградова, С. X. Габаши. В 1920-30-е гг. в тесном взаимодействии с рус. песней начинает формироваться муз. стиль тат. массовой и лирич. песни в творчестве Сайдашева, Музафарова, Файзи, 3. В. Хабибуллина, Ф. 3. Яруллина, Ключарёва. К кон. 30-х гг. из Москвы, получив муз. образование, возвратилась большая группа тат. композиторов, музыкантов, певцов. В 1937 были созданы Филармония им. Г. Тукая, Ансамбль песни и пляски, Дом нар. творчества, в 1939 - Союз композиторов Тат. АССР, Тат. театр оперы и балета. Интенсивно развивается оперное иск-во. Большой вклад в этот жанр внёс H. Г. Жиганов, автор 8 опер, среди них-"Качкын" ("Беглец", 1939), "Алтьшчач" ("Золотоволосая", 1941), "Джалиль" (1956). Лирико-психологич. оперу на совр. тему создал X. В. Валиуллин ("Самат", 1956). Оперы писали Музафаров, Файзи. В 1941 создан первый нац. балет "Шурале" Ф. 3. Яруллина (премьера 1945), положивший начало развитию тат. балетного иск-ва. Файзи явился основателем жанра тат. муз. комедии ("Башмачки", 1942, и др.). Симф. музыка многогранно представлена в творчестве Жиганова (поэма "Нафиса", 1952; Сюита на тат. темы, 1949; 2-я - 6-я симфонии, 1968-75, и др.), Музафарова (симфония, 1944; поэмы и др.), А. 3. Монасыпова (3 симфонии, 1963-74, и др.), а также в творчестве Ключарёва, А. Г. Валиуллина, Ф. А. Ахметова, Б. Г. Мулюкова. Тат. инструм. концерт выкристаллизовался в творчестве Р. М. Яхина (концерт для фп., 1951), А. С. Лемана (для скрипки, 1951; для фп., 1954), Музафарова (2 для скрипки, 1959, 1961) и развивается композиторами молодого поколения - М. 3. Яруллиным (для скрипки, 1962), Р. А. Еникеевым (для фп., 1964), Р. H. Беляловым (2 для фп., 1967-70, концерт-симфония для скрипки с оркестром, 1974). В 1970 появилась первая тат. оратория -"Человек" М. 3. Яруллина. Достижения камерно-вокальной музыки связаны с творчеством Яхина. В 60-х гг. возрастает интерес к камерно-инструм. жанрам, создаётся много произведений для фп., скрипки и др. инструментов и ансамблей Еникеевым, Монасыповым, Ахматовым, И.Д.Якубовым и др. Среди первых певцов - народные артисты Татарской АССР 3. Г. Байрашева, А. С. Измайлова, Г. М. Кайбицкая, засл. арт. Тат. АССР С. Г. Садыкова. В Тат. АССР работают: певцы - нар. артисты РСФСР М. 3. Булатова, Ф. X. Насретдинов, М. М. Рахманкулова, А. 3. Аббасов, 3. Г. Хисматуллина, В. Г. Шарипова, засл. арт. РСФСР В. H. Жарков, нар. арт. Тат. АССР И. Д. Ишбуляков; дирижёры -засл. деят. иск-в РСФСР X. В. Фазлуллин, засл. деят. иск-в Тат. АССР Дж. Г. Садрижиганов и др.

В Тат. АССР работают (1975): Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля, Филармония им. Г. Тукая (в её составе: симф. оркестр, ансамбль песни и танца), Союз композиторов, Дом нар. творчества, сектор иск-ва НИИ языка, лит-ры и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР, консерватория (1945), муз. ф-т в пед. ин-те в Казани (1960), 3 муз. уч-ща (Казань, Альметьевск, Нижнекамск), 55 детских муз. школ, спец. школа при консерватории.

Драматический театр. Истоки театр, иск-ва тат. народа восходят к нар. играм и зрелищам. Формирование нац. театра началось в кон. 19 - нач. 20 вв., когда в среде учащейся молодёжи и интеллигенции возникали первые любительские театр, труппы. Зарождение проф. театр, иск-ва относится ко времени революц. подъёма 1905-06. Первый публичный спектакль на тэт. яз. был показан в 1906 в Казани. В 1907 учитель И. КудашевАшказарский организовал труппу "Сайяр", вскоре возглавленную Г. Карцевым (Оренбург), в 1912 С. ГиззатуллинаВолжская - труппу "Hyp" (Уфа), в 1915 В. Муртазин - "Ширкат" (Оренбург); в них работали актёры: Б. Болгарский, 3. Баязитский, К. Шамиль, Г. Болгарская, Г. Мангушев, К. Тинчурин, Ш. Шамильский, Г. Казанский, Ф. Самитова, Ф. Ильская и др. Уже с самого начала определились бытовой, психологич. стиль исполнения актёров "Сайяр" и романтический - труппы "Hyp". Труппы были передвижными, им приходилось вести постоянную борьбу с реакц. силами, противившимися развитию молодого тат. театр, иск-ва. Тем не менее коллективы расширяли свою деятельность, выступая в р-нах Поволжья, Урала, Крыма, Сибири, Туркестана, Закавказья. После Окт. революции перед тат. театром открылся широкий путь. В годы Гражд. войны 1918-20 труппы во главе с Г. Мангушевым, H. Сакаевым, В. Муртазиным, Г. Казанским, С. Гиззатуллиной-Волжской и др. выступали в частях Красной Армии. В 1920 на основе различных театр, коллективов в Казани была создана "Первая тат. показательная гос. труппа", получившая в дальнейшем назв. Татарского театра им. Г. Камала. В 20-30-е гг. происходил процесс активного развития тат. театра; большое распространение получили деревенские театры (наиболее известен "Сабанчи" под рук. К. Шамиля, организован в 1920), открылись Театр рабочей молодёжи (1932), "Эшче" (1933), Респ. передвижной театр (1933), созданный как колх.совх. филиал Театра им. Г. Камала, колх.-совх. Мензелинский театр (1935); начал работать Театр, техникум в Казани (1923). Были поставлены спектакли: "Американец" (1925), "Без ветрил" (1926), "Голубая шаль" (1925), "На реке Кандре" (1933) К. Тинчурина, "Старик Камали" Ф. Бурнаша (1925), "Наёмщик" (1928), "Искры" (1936), "Потоки" (1937) Т. Гиззата и др. В репертуар входили также пьесы А. Кутуя, X. Такташа, Ш. Камала. Театры активно работали над классикой и произв. совр. рус. драматургии, ставили H. В. Гоголя, А. К. Толстого, У. Шекспира, Ф. Шиллера, П. О. Бомарше, Б. А. Лавренёва, В. М. Киршона, А. H. Арбузова и др. В лучших спектаклях этих лет раскрылись- дарования актёров: Ш. Шамильского, H. Таджаровой, H. Араповой, К. Шамиля, X. Уразикова, М. Абсалямова, М. Сульвы, Г. Камской, М. Мутина и др.

Сцена из спектакля "Приехала мама" Ш. Хусаинова. Татарский театр им. Г. Камала.

В годы Великой Отечеств, войны 1941 -1945 часть тат. актёров ушла на фронт, оставшиеся организовывали фронтовые концертные бригады, ставили созвучные времени драматургич. произв. Т. Гиззата, H. Исанбета, М. Амира, Р. Ишмурата, К. М. Симонова. Большое художеств, значение имели также постановки мировой и рус. классики. В 1944 драматич. театр был открыт в Альметьевске. В послевоен. годы усилия театров были направлены на активные поиски новых выразит, средств для воплощения совр. тем, решения образа героя-современника: с 50-х гг. на сцене появились произв. новых нац. драматургов - X. Вахитова, А. Гилязова, Ш. Хусаинова, И. Юзеева, Д. Валеева, Т. Минуллина, H. Фаттаха, новую сценич. жизнь получили пьесы К. Тинчурина, Т. Гиззата и Ф. Бурнаша. На рубеже 50-60-х гг. в театр пришло новое поколение режиссёров: М. Салимжанов, П. Исанбет, Р. Тумашев, М. Мустафин. В труппы театров влились актёры - выпускники тат. студий ГИТИСа (1949), Театр, уч-ща им. Щепкина (1961), Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии (1973). Почти ежегодно театры пополняются молодыми актёрами, оканчивающими Казанское театр, училище (осн. в 1961). Расширилась связь тат, театра с братскими театр, культурами -рус., казах., азерб., узб., башкирской, проводится обмен гастролями, к работе привлекаются режиссёры из др. республик Сов. Союза. Большим успехом пользуются постановки пьес И. Дворецкого, Ч. Айтматова, H. Думбадзе, Дж. Джабарлы и др.

В Казани работает Большой драматич. театр им. В. И. Качалова (осн. в 1791), один из старейших рус. театров, деятельность к-рого оказала значит, влияние на формирование тат. театр, иск-ва. Кроме Тат. академич. театра им. Г. Камала, функционируют театры: юного зрителя, им. Ленинского комсомола, кукол, Тат. передвижной драматич. театр. Большое признание получили нар. арт. СССР X. Г. Абжалилов, нар. артисты РСФСР Г. Ф. Булатова, Ф. С. Ильская, Камал 3-й.

Среди деятелей театр, иск-ва (1975): нар. арт. СССР Ф. И. Халитов, нар. артисты РСФСР Ш. X. Биктимиров, В. М. Павлова, Г. Р. Шамуков, засл. артисты РСФСР Р. А. Зиганшина, Г. В. Ибрагимова, нар. артисты Тат. АССР Ш. И. Асфандиярова, Д. Г. Ильясов, В. Е. Минкина, Г. И. Надрюков, Р. А. Тазетдинов, Е. А. Кузин, засл. деят. иск-в РСФСР М. X. Салимжанов, нар. художник Тат. АССР М. Г. Сутюшев, нар. художник Тат. АССР и засл. художник РСФСР Э. Б. Гельмс. И. И. Илялова.

Илл. см. на вклейках, табл. XXII -XXIV (стр. 192-193).

Лит.: История Татарской АССР, т. 1 - 2, Казань, 1955-60; История Татарской АССР. (С древнейших времен до наших дней), Казань, 1968 (лит. с. 681 - 700); История Татарской АССР, Казань, 1973; В. И. Ленин и Татария. Сб. документов, материалов и воспоминаний, 2 изд., Казань, 1970; Очерки истории партийной организации Татарии, Казань, 1973; X а л и к о в А. X., Древняя история Среднего Поволжья, М., 1969; А л и ш е в С. X., Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании, Казань, 1973; Общественно-политическое движение и классовая борьба на Средней Волге (конец XIX -начало XX вв.), Казань, 1972; H а ф иг о в Р. И., Формирование и развитие поре довой татарской общественно-политической мысли (1895 - 1917), Казань, 1964; X а с анов X. X.. Революция 1905 - 1907 в Татарии М., 1965; И о н е н к о И. М., Т а г ир о в И. Р., Октябрь в Казани, Казань, 1967; Мухарямов М. К., Октябрь и национально-государственное строительство я Татарии (октябрь 1917 - 1920), М., 1969; С а йдашева М. А., В. И. Ленин и социалистическое строительство в Татарии. 1918-1923, М., 1969; Мухарямов М. К., Гражданская война в Татарии (1918-1920), Казань, 1969; Климов И. М ..Образование и развитие Татарской АССР (1920 - 1926), [Казань], 1960; Хафизов Ш., Развитие советской государственности татарского народа, Казань, 1966; Ленинский кооперативный план и его осуществление в Татарии, Казань, 1970; История Татарской АССР. (С древнейших времен до наших дней). Указатель советской литературы. 1917 - 1959, Казань, 1960; то же, 1960-1967, Казань, 1970; Абрамов П.В., КладиевН.Х.,ШагиМухаметов Ф. Г., Наш край Татарстан, Казань, 1970; Высшее образование и наука в Татарии, Казань, 1971; Т а б е е в Ф. А., Экономика Татарии; итоги и перспективы, Казань, 1972; Советская Татария в девятой пятилетке, Казань, 1974; История татарской советской литературы, М., 1965; И брагимов Г., Татары в революции 1905 года, Казань, 1926; Гайнуллин М., Татарская литература и публицистика нач. XX в., Казань, 1966; X а л и т Г., Герои, рождённые революцией, Казань, 1967; Татар совет эдэбияты тарихы, Казан, 1960; X э и р и X., Татар совет эдэбиятында реализм мэсьэлэлэре, Казан, 1960; Ю з е е в H., Традициялэр янарганда, Казан, 1966; Г и н и я т у л л ин а А., Писатели Советского Татарстана. Биобиблиографический справочник, Казань, 1970; Дульский П. М., Искусство казанских татар, М., 1925; ВоробьёвН.И., Валеев Ф. X., Народное прикладное искусство татар Поволжья, М., 1964; Художники Татарин. [Альбом. Сост. и авт. вступ. статьи Л. Я. Ельковач], Л., 1965; Музыкальная культура Советской Татарии. Сб. ст., М., 1959; А б д у л л и н А. X., Татарские народные песни, М., 1963; Нигмедзян о в М. H., Народная музыка, в кн.: Татары

Среднего Поволжья и Приуралья, М , 1967, Г и р ш м а н Я М, Пентатоника и ее раз витие в татарской музыке, М 1960, История советского драматического театра, т 1 - 6 М , 1966-71, Татарский советский драматический театр Казань 1975

ТАТАРСКИЙ КЛЁН, неклен, паклен, черноклен (Acer tataricum), кустарник или дерево до (выс. 8-12 м) сем кленовых. Растет в широкочиственных лесах, по берегам рек, склонам оврагов и балок в степной и лесостепной зоне Европ. части СССР, на Кавказе, в Ср. Европе, на Балканском п-ове, в М. Азии, Иране. Разводят как декоративное, а также в полезащитных полосах Европ. части, Сибири, Казахстане. Медонос. Древесина идёт на поделки и топливо.

Клён татарский: а - побег с листом и соцветием; б -плод.

ТАТАРСКИЙ ПРОЛИВ, пролив между материковой Азией и о. Сахалин. Соединяет Японское м. с Охотским. Дл. 633 км, шир. на Ю. до 342 км, на С.- до 40 км, в самом узком месте - Невельского пролив - 7,3 км. Наименьшая глуб. на фарватере 7,2 м. Сев. часть Т. п. носит назв. Амурский лиман (по мнению нек-рых исследователей, пролив Невельского и Амурский лиман не входят в Т. п.). Берега на Ю. гористые, на С. низменные. Ср. темп-pa воды летом 10-12 °С; зимо