БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321-обув, пром-сть; маслобойные, мыловаренные, муком. предприятия. ЭЛЮАР (Eluard) Поль (псевд.; наст, имя - Эжен Эмиль Поль Грендель, Grindel) (14.12.1895, Сен-Дени, деп. Сена, - 18.11.1952, Шарантон), французский поэт. Чл. ФКП (с 1942). В 1914 призван в армию. Фронтовые впечатления Э. легли в основу сб. "Долг и тревога" (1917); в 1918 опубл. "Стихи для мирного времени". В 1919 примкнул к дадаизму. В сб-ках "Животные и их люди, люди и их животные" (1920) и "Примеры" (1921) много загадочных, заумных стихов. В кон. 1924 вместе с А. Бретоном, Л. Арагоном и др. возглавил группу сюрреалистов (см. Сюрреализм); не вполне разделяя их платформу, примыкал к сюрреалистам до 1938. Творчество Э. всё больше наполнялось демократич. содержанием, ему был во многом чужд сюрреалистский "бунт" против разума, языка, культурного наследия. В интимной и филос. лирике 20-30-х гг. (сб-ки "Град скорби", 1926; "Сама жизнь", 1932, и др.) Э. стремится осмыслить реальность в духе утопич. мечты о всесильном человеке-чудотворце. В 1936 выступил против франкистского мятежа в Испании. В 1939 мобилизован; вернувшись в оккупированный Париж, писал патриотич. стихи (сб. "Открытая книга I, 1938-1940", 1940; "На нижних склонах", 1942; "Открытая книга II", 1942). Вступив в компартию, активно работал в подпольной печати. Стих. "Свобода" из кн. Э. "Поэзия и правда 1942 года" (1942) стало поэтич. знаменем Сопротивления. В сб-ках "Лицом к лицу с немцами" (1942-45) и "Достойные жить" (1944) гражд. лирика неотделима от лирики любовной. После войны Э. участвовал в движении борцов за мир. В сб-ках "Посвящение" (1950), "Суметь всё сказать" и "Феникс" (оба 1951) развиваются темы любви, братства, утверждается гражд. позиция поэта. В 1951 совм. с П. Пикассо выпустил сб. "Лик всеобщего мира". Дважды (1950 и 1952) приезжал в СССР. Междунар. пр. Мира (1953).

С оч.: (Euvres completes, t. 1 - 2, [P., 1968]; в рус. пер.- Стихи, М., 1958; Избр. стихотворения, М., 1961; Стихи, М., 1971.

Лит.: Великовский С. И., ...К горизонту всех людей, М., 1968; Балашов Н. И., Неотразимость Элюара, в кн.: Поэзия социализма, М., 1969; П. Элюар. Биобиблиографич. указатель, М., 1963; Е g 1 i n Н., Liebe und Inspiration im Werke von P. Eluard, Bern - Munch., [1965]; Jean R., Paul Eluard par lui-meme, [P.,1968]; Paul Eluard, P., [1972].

M. Н. Ваксмахер.

ЭЛЮВИЙ (от лат. eluo - вымываю), рыхлые отложения, возникающие при выветривании исходных (материнских) горных пород на месте их залегания. Э. слагает коры выветривания и почвы. Различают ортоэлювий кристаллических (магматических и метаморфических) горных пород, метаэлювий уплотнённых осадочных пород и н е оэлювий молодых рыхлых отложений (в двух последних исходные породы уже в значит, мере состоят из переотложенных и слабо изменённых продуктов выветривания). Наиболее типичен ортоэлювий, состав к-рого изменяется от щебнисто-глыбового в холодном климате до глинистого во влажном и жарком. По степени разложения различают грубый сиаллитный Э., в к-ром сохраняются первичные алюмосиликаты, кислый сиаллитный Э., сложенный гл. обр. из новообразованных водных алюмосиликатов группы глинистых минералов, и аллитный, или ф е рраллитный Э., в к-ром значит, часть силикатов разложена и представлена свободными гидроокислами алюминия и железа. Е. В. Шанцер.

ЭЛЯЗЫГ (Elazig), город на В. Турции. Адм. центр ила Элязыг. 131 тыс. жит. (1975). Ж.-д. станция, узел шосс. дорог. Торг, центр с.-х. р-на. Пищ. (в т. ч. сахарная) и текст, пром-сть; цем. з-д. Выплавка свинца и цинка.


ЭМАЙЫГИ, .река в Эст. ССР. Дл. 218км, пл. басе. 9960 кл2. Берёт начало из оз. Пюхаярви; до оз. Выртсъярв наз. Вяйке-Эмайыги (82 км), ниже - Суур-Эмайыги (101 км); впадает в Чудско-Псковское оз. Питание смешанное, с преобладанием дождевого. Половодье с апреля до сер. июня. Ср. расход воды 71,6 м3/сек. Замерзает в декабре, вскрывается во 2-й пол. марта. Судоходна ниже г. Тарту.


ЭМАЛЕВЫЕ КРАСКИ, лаковые краски, суспензии высокодисперсных пигментов (гл. обр. неорганических) в лаках. Помимо осн. компонентов, могут содержать наполнители, пластификаторы, отвердители, сиккативы, матирующие добавки, разбавители. По типу плёнкообразующего вещества подразделяются на масляные, алкидные (глифталевые и пентафталевые), эпоксидные, кремнийорганические, нитроцеллюлозные (нитро-эмали), полиакриловые и др. Э. к. наносят на предварительно загрунтованные и иногда зашпатлёванные поверхности всеми известными методами (см. Лакокрасочные покрытия). Высохшие Э. к. образуют декоративные и защитные покрытия, напоминающие по внешнему виду эмаль (отсюда назв.). Используют Э. к. для окраски самолётов, автомобилей, мотоциклов, велосипедов, станков, холодильников, приборов и мн. др. См. также Краски, Лаки, Декоративные лакокрасочные покрытия. М. М. Голъдберг.

ЭМАЛИРОВАНИЕ, получение на металлах и сплавах эмалевых покрытий на основе стеклообразующих материалов с целью защиты от коррозии и действия высоких температур, для электроизоляции, придания декоративного вида (цвета, блеска и т. п.). См. Эмаль.

ЭМАЛЬ (франц. email, от франкск. smeltan - плавить), стеклоэмаль, преимущественно глухие (непрозрачные), окрашенные в различные цвета окислами

металлов, легкоплавкие стекла, наплавляемые одним или несколькими тонкими слоями (эмалирование) на металл. Э. часто наз. также легкоплавкие глухие белые или окрашенные глазури, применяемые для покрытия и художеств, росписи керамических и стеклянных изделий. Осн. компонентами почти всех Э. являются двуокись кремния SiО2, борный ангидрид В2О3, окись алюминия Аl2Оз, окись титана TiO2, окислы щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, нек-рые фториды и др. Э. принято делить на грунтовые и покровные. Грунтовые Э., в к-рые входят сцепляющие вещества (гл. обр. окислы кобальта и никеля), служат для нанесения слоя, к-рый хорошо сцепляется с металлом и является промежуточным между покровным слоем Э. и металлом. Покровные Э., к-рые хорошо сцепляются с металлом, наносят без грунтовой Э.

Для приготовления Э. смесь полевого шпата, песка или кварца, плавикового шпата, буры, борной к-ты, соды, селитры, криолита и др. сплавляют в печах при 1150-1550 °С и выливают в воду для грануляции. Гранулы размалывают в шаровых мельницах в присутствии воды, глины и др. материалов для получения устойчивой суспензии мелких частиц, т. н. эмалевого шликера. Металл сначала покрывают грунтовым шликером, сушат и обжигают (500 - 1400 0С, в зависимости от покрываемого металла), после чего наносят покровную Э. в один-два слоя с обжигом каждого слоя отдельно. Шликер наносят погружением, обливом, пульверизацией и электростатически. Обжиг проводят в периодически или непрерывно действующих печах.

Э. защищает металл от коррозии и придаёт ему красивый внешний вид. Наносят Э. в основном на чугун и сталь, однако в ряде случаев и на медные, алюмициевые и серебряные изделия, а также изделия из различных сплавов. Осн. области применения эмалированных металлов - пищевая, химич., фармацевтич., электротехнич. пром-сть, строительство. Жароупорные и высококоррозионностойкие эмалевые покрытия используются в реактивных двигателях; в аппаратах для особо агрессивных сред; при термообработке и горячей деформации специальных сплавов. С. С. Солнцев.

Эмали художественные - украшение Э. золотых, серебряных и медных изделий (сосудов, ювелирных изделий и пр.). Э.- древнейшая техника, применяемая в ювелирном иск-ве: холодная (без обжига) и горячая, при к-рой окрашенная окисями металлов пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. Э. различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые Э. заполняют ячейки, образованные тонкими металлич. перегородками, припаянными на металлич. поверхность ребром по линиям узора,- передают чёткие линии контура. Выемчатые Э. заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла - отличаются большой интенсивностью цвета. Э. по рельефу (чеканному, литому), прозрачная и глухая, позволяет передать объёмные формы, достигать живописных эффектов, т. к. при плавлении эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающие ощущение теней. В расписной (живописной) Э. изделие из металла покрывается Э. и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 в.- огнеупорными). Э. бывает также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками. Наиболее ранние из дошедших Э.- золотые украшения и амулеты Др. Египта, близкие по технике к перегородчатым. Лучший образец ранней европ. перегородчатой Э.- облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, 9 в.). В Византии в 10-12 вв. была развита перегородчатая Э. на золоте. К нач. 12 в. сложились европ. школы Э.: маасская - в долине р. Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена), рейнская с Кёльном во главе (мастера - монахи Эйльбертус и Фридерикус), школа лиможской эмали. Европ. Э., в основном украшавшие церк. утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С кон. 14 - в нач. 15 вв. в технике Э. выполнялись предметы светского характера. Глухие и непрозрачные Э. сменяются прозрачными Э. по гравировке с введением золотых линий и накладок. В 18 в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоёмкая техника Э. пришла в упадок в 19 в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля "модерн" в Париже, Брюсселе, Вене - изготовление украшений, табакерок, вееров - в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом). В Китае Э. известны с 7 в., получили большое развитие в 14-17 вв. Э., украшающие детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символич. растит, мотивами, изображениями птиц и животных.

На терр. СССР Э. изготовлялись в 3- 5 вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с красной, голубой, зелёной и бел ой Э.). Сохранились перегородчатые Э. Киевской Руси 11 в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых Э. 12- 13 вв. на серебре и золоте и ср.-век. грузинской Э. на золоте, отличавшейся от визант. Э. менее тонкой технич. проработкой, от русских - более ярким цветом (Хахульский складень, 12 в., Музей иск-в Груз. ССР, Тбилиси). В 16-17 вв. у моск. мастеров получила распространение Э. по скани - прозрачная многоцветная Э. густых, насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкая украшению лицевых рукописей того же времени. В 17 в. в Сольвычегодске расцвело иск-во расписной Э. ("усольской"). Развитие расписной Э. по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных Э. (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложки и т. д.). В 18-19 вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и др. изделия в технике расписной Э. В 18 в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учреждён эмальерный класс в петерб. АХ (впервые упомянут в 1781). В кон. 19 - нач. 20 вв. изделия с Э. изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачёва.

В СССР выпускают изделия с расписной Э., с Э. по скани, по гравировке, штампованному рельефу и др. Крупным центром произ-ва Э. является ф-ка "Ростовская финифть" (в Ростове-Ярославском), продолжающая идущую с 18 в. традицию живописной Э. (броши, пудреницы, коробочки), в основном с декоративными цветочными композициями, а также сюжетными миниатюрами (мастера А. М. Кокин, В. В. Горский, И. И. Солдатов, В. Г. Пителин и др.).

Илл. см. на вклейке стр. 144-145.

Лит.: Технология эмали и эмалирование металлов, 2 изд., М., 1965; Петцольд А., Эмаль, пер. с нем., М., 1958; Солнцев С. С., Туманов А. Т., Защитные покрытия металлов при нагреве, М., 1976; Пупарев А. А., Художественная эмаль, М., 1948; Разина Т. М., Русская эмаль и скань, М., 1961; Макарова Т. И., Перегородчатые эмали Древней Руси, М., 1975; Постникова-Лосева М. М., Русское ювелирное искусство, его центры и мастера XVI - XIX вв., М., 1974; В и гg е г W , Abendlandische Schmelzarbeiten, В., 1930; Medding-Alp E.,Rheinische Goldschmiedekunst in ottonischer Zeit, Koblenz, (1952]; Hasenohr K., Email, Dresd., 1955.

ЭМАЛЬ зубная, обызвествлённая ткань, покрывающая коронку зуба. Вырабатывается спец. эпителиальными клетками - амелобластами, к-рые после образования зуба отмирают, превращаясь в т. н. эмалевые призмы, имеющие вид радиально расположенных тонких (3- 5 мкм в диам.) волокон, плотно прилегающих друг к другу. Э.- наиболее твёрдая ткань в животном организме, содержит ок. 97% минеральных веществ (гл. обр. фосфорнокислые и углекислые соединения кальция, а также небольшое кол-во кремнекислых солей). Защищает зубы от износа. После повреждений не восстанавливается. Поражение Э. наблюдается при кариесе зубов, флюорозе и др.

ЭМАН (от лат. emano - вытекаю, распространяюсь), редко применяемая внесистемная единица уд. (объёмной) активности радиоактивных изотопов в жидкостях (напр., в минеральной воде) или в газах. 1 Э. равен 10-10 кюри/л = = 3700 сек-1м-3, т. е. 3700 распадов за 1 сек в 1 м3, или 3700 бк/м3(бекке-релей на I м3).

ЭМАНАЦИОННЫЙ МЕТОД в химии, физико-химич. метод изучения свойств твёрдых веществ, основанный на измерении их эманирования. Идея Э. м. впервые была высказана Л. С. Коловрат-Червинским в нач. 20 в.

Э. м. состоит в следующем: в исследуемый твёрдый препарат (пробу) вводят, напр, пропиткой, микроколичества материнского вещества (обычно радия), при радиоактивном распаде ядер к-рого образуется радиоактивный газ радон {эманация); пробу препарата помещают в спец. герметичный прибор и током газа-носителя переносят выделяющуюся эманацию в камеру для измерения радиоактивности. В опыте контролируют изменение скорости выделения эманации (эманирующую способность) при длительном хранении препарата, его нагревании, измельчении и т. п. Полученные кривые зависимости эманирования от времени, темп-ры или к.-л. иного фактора (т. н. кривые эманирования, или эманограммы) помогают выяснить, какие именно процессы (перекристаллизация, дегидратация, полиморфные превращения и т. п.) и при каких условиях протекают в изучаемом объекте. Э. м. чаще всего используют в сочетании с термическим анализом (т. н. эманационно-термический метод).

В 50-х гг. 20 в. появился новый вариант Э. м., при проведении к-рого в исследуемый образец вводят не материнские атомы радия, а непосредственно радиоактивные атомы инертного газа (Rn, 133Xe, 85Кг), затем изучают скорость перехода этих атомов из твёрдого вещества в окружающую атмосферу.

Э. м. используют для определения темп-ры фазовых переходов, темп-ры начала и завершения твердофазных реакций, темп-ры стеклования полимеров и т. д.

Лит.: Несмеянов А. Н., Радиохимия, М., 1972; ЖаброваГ. М., Шибанова М. Д., Применение инертных радиоактивных газов для исследования твердых тел, "Успехи химии", 1967, т. 36, в. 8; Радиоактивные изотопы в химических исследованиях, Л,- М., 1965. С. С. Бердоносов.

ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio - истечение, распространение, от лат. emano - вытекаю, распространяюсь), в антич. идеалистич. философии и особенно в неоплатонизме - распространение избыточной полноты абс. бытия за собств. пределы. В основе термина лежит употребительный в традиции платонизма метафорич. образ истока, дающего начало реке, но неисчерпаемого, или образ Солнца, изливающего из себя лучи, но остающегося в самом себе таким же светлым. В процессе Э. как ступенчатого нисхождения абсолюта ("единого") образуется множеств, мир "иного", т. е. низшие уровни бытия (нус, душа), а на самом низшем уровне - материя как "небытие" (меон). В отличие от теистич. представления о "сотворении мира" (см. Теизм) как акте воли личного божества, Э. понимается как непроизвольный безличный процесс. Всё богатство содержания мыслится данным в исходной точке Э., так что на различных её этапах (ступенях) может происходить только последоват. оскудение, а затем - возврат к началу. В противоположность этому понятие самодвижения идеи, развитое в философии Гегеля и нем. классич. идеализме, характеризуется тем, что в конце процесса содержится большее смысловое богатство, чем в начале; развитие, эволюция как постулат, восхождение противоположны Э.

ЭМАНАЦИЯ, Em, название, часто употребляемое применительно к любому из природных изотопов радона (2l9Rn - актинон, 220Rn - торон, 222Rn - "истинный" радон). Ранее Э. называли сам хим. элемент радон.

ЭМАНИРОВАНИЕ, эманирующая способность, выделение в окружающую среду твёрдыми веществами, содержащими радий, радиоактивного газа радона (эманации). Переход радона из объёма твёрдого вещества в окружающую среду происходит либо за счёт энергии отдачи, приобретаемой ядрами радона после а-распада материнских ядер радия, либо диффузией. При этом часть радона остаётся замурованной в объёме твёрдого вещества и претерпевает радиоактивный распад раньше, чем достигнет его поверхности. Отношение кол-ва радона, выделяющегося в окружающую среду из твёрдого вещества, к полному его количеству, образующемуся за тот же промежуток времени, наз. коэфф.

Э. (или коэфф. эманирующей способности). Коэфф. Э. обычно выражают в процентах.

Э. зависит от состава и строения вещества, его удельной поверхности, темп-ры и др. факторов. При комнатной темп-ре коэфф. Э. варьирует от менее 100% (напр., у пальмитата бария, содержащего микроколичества радия) до 1% и менее (у нек-рых неорганич. солей, стекол и др.). При увеличении темп-ры Э., как правило, возрастает.

В геологии Э. иногда также характеризуют кол-вом радона, выделяемого 1 г горной породы за определённое время; в этом случае при прочих равных условиях Э. тем выше, чем больше радия в образце. Поэтому, сравнивая Э. исследуемой породы и образца, концентрация радия в к-ром известна, можно оценить содержание радия в анализируемой горной породе.

На измерении Э. основан эманационный метод исследования твёрдых веществ, а также метод поиска радиоактивных руд и минералов. С. С. Бердоносов.

ЭМАНСИПАЦИЯ (от лат. emancipatio - освобождение сына из-под отцовской власти), освобождение от к.-л. зависимости, опеки, угнетения, уравнение в правах (напр., Э. женщин).

ЭМАНУЭЛЬ Николай Маркович [р. 18.9 (1.10). 1915, пос. Тим, ныне Тимского р-на Курской обл.], советский физико-химик, акад. АН СССР (1966, чл.-корр. 1958). Чл. КПСС с 1948. Окончил Ленингр. политехнич. ин-т (1938). Работает в Ин-те хим. физики АН СССР (с 1938; с 1960 зав. сектором кинетики хим. и биол. процессов). Одновременно преподаёт в МГУ (с 1944; с 1950 проф.). Акад.-секретарь Отделения общей и технической химии АН СССР (с 1975). Член Президиума

АН СССР (с 1975). Осн. труды по кинетике и механизму хим. реакций. Внёс крупный вклад в теорию и практику процессов жидкофазного окисления органических веществ, в изучение механизма действия ингибиторов, гомогенных и гетерогенных катализаторов этих процессов. Под его руководством проводятся кинетические исследования деструкции и стабилизации полимеров, созданы новые эффективные стабилизаторы. С кон. 50-х гг. ведёт также работы в области биол. кинетики, изучает кинетич. закономерности и свободнорадикальные механизмы роста опухолей и развития лучевого поражения; им предложены новые противоопухолевые препараты, изучаются молекулярные механизмы их действия Чл. ряда зарубежных академий. Ленинская пр. (1958). Награждён орденом Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

Соч.: Промежуточные продукты сложных газовых реакций, М.- Л., 1946; Торможение процессов окисления жиров, М., 1961 (совм. с Ю. Н. Лясковской); Цепные реакции окисления углеводородов в жидкой фазе, М., 1965 (совм. с др.); Количественные основы клинической онкологии, М., 1970 (совм. с Л. С. Евсеенко); Кинетика экспериментальных опухолевых процессов, М., 1977.

ЭМАР (Aimard) Гюстав [псевд.; наст, имя - Оливье Г л у (Gloux)] (13.9.1818, Париж,- 20.6.1883, там же), французский писатель. Участник бурж.-демократич. революции 1848 во Франции. Во время франко-прусской войны 1870-71 возглавил писательский батальон "вольных стрелков". Автор обширного цикла ист,-приключенч. романов, написанных под влиянием Ф. Купера, Т. Майн Рида: "Охотники Арканзаса" (1858), "Пираты прерий" (1859), "Бандиты Аризоны" (1882) и др. Не лишённые повествоват. мастерства и драматич. напряжённости, романы Э. с симпатией отразили суровую жизнь индейских племён Мексики и Бразилии.

С о ч. в рус. пер.: Сочинения, IT. 1-12], СПБ, [1898-99]; Твердая рука. Гамбусино,

ЭМАТАЛИРОВАНИЕ, получение непрозрачных эмалевидных плёнок на алюминии и его сплавах в результате их анодирования в хромовоборнокислых растворах или растворах, содержащих соли титана, циркония, тория и др. элементов. Обычно плёнки молочного цвета толщиной 10-20 мкм\ для их окрашивания используют органич. красители. Эматалированные изделия обладают улучшенным декоративным видом, повышенным сопротивлением воздействию термич. ударов, коррозионных сред, органич. растворителей и пищ. продуктов. Э. применяют в производстве светотехнич. аппаратуры, мед. инструментов, изделий торгового оборудования и санитарно-технического назначения, в приборостроении и т. д.

Лит. :Розенбойм Г.Б., Эматалирование в судовом машиностроении, 2 изд., Л., 1976.

ЭМБА, река в Актюбинской и Гурьевской обл. Казах. ССР. Дл. 712 км, пл. басе. 40 400 км2. Берёт начало на зап. склоне Мугоджар, течёт по Подуральскому плаго и Прикаспийской низм.; теряется среди солончаков в 5 км от Каспийского м. В верх, течении (ок. 120 км) сильно меандрирует; летом русло на верх, участке состоит из разобщённых плёсов; ниже плёсы глуб. до 4-5 м сменяются мелководными участками. В низовье река пересыхает, разбиваясь на плёсы. Питание преим. снеговое. Основной сток в период весеннего половодья (апрель - май). Ср. расход воды в 152 км от устья 17,5 м31сек, наибольший - 1240 М3/сек. Вода сильно минерализована: в верховье весной (март - нач. апреля) 150-200 мг/л, летом до 800 мг/л, в низовье соответственно 1500-2000 мг/л и 3000-5000 мг/л. Гл. притоки: справа - Темир, слева - Атсаксы. Используется для орошения. В бассейне Э. - добыча нефти (см. ст. Северо-Каспийская нефтегазоносная область").

ЭМБА, город (с 1967), центр Мугоджарского р-на Актюбинской обл. Казах. ССР. Расположен на левом берегу р. Эмба. Ж.-д. станция на линии Актюбинск - Ташкент. Предприятия ж.-д. транспорта. Филиал Актюбинского мясокомбината.

ЭМБАРГО (исп. embargo), в междунар. праве первоначально запрещение гос. властью выхода из портов своей страны судов др. стран или своих собственных. Впоследствии термин "Э." стал применяться в смысле запрещения ввоза в страну или вывоза из этой страны товаров или валюты. Э. может быть введено как в военное, так и в мирное время. Э. в воен. время по существу становится формой блокады экономической. В мирное время Э. применяется как мера воздействия, репрессалии или средство экономич. и финансового давления на другие страны.

Устав ООН предусматривает возможность установления Э. в качестве коллективной репрессивной меры в отношении гос-ва, действия к-рого представляют угрозу междунар. безопас