БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321аемые ими образы приближались к маске. Наиболее известные фильмы: "Кабинет доктора Калигари" (1919, реж. Р. Вине), "Носферату" (1922, реж. Ф. В. Мурнау), "Паганини" (1923, реж. X. Гольдоерг и К. Фейдт), "Кабинет восковых фигур" (1925, реж. П. Лени). К 1925 Э. в кино исчерпал себя, но пластич. выразитель ность лучших его фильмов оказала влияние на развитие изобразит, средств киноискусства.

В музыке Э. сформировался в 1-м десятилетии 20 в.; ряд его элементов проявился в последних произв. Г. Малера ("Песнь о земле", 1908; 9-я, 1909 и неоконч. 10-я симфонии) и операх Р. Штрауса ("Саломея", 1905; "Электра", 1908). Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы - А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Шёнберг, начавший свой путь с произв., близких позднему романтизму, пришёл к отрицанию романтич. идеалов, сменившихся у него настроениями безотчётной тревоги, страха перед действительностью, пессимизмом и скепсисом. Представители Э. тяготели к резко контрастным психич. состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Лишённая равновесия, обращённая по преимуществу к сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики, экспрессионистская музыка чуждается определённых, ясно очерченных образов и за-конч. форм. Композиторы этого направления выработали круг особых средств муз. выразительности; они отказались от широкой напевной мелодики, ясных тональных устоев; принцип атональности (см. Атональная музыка) способствовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства. Мн. произв. отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на к.-л. образ или душевное переживание (в цикле Веберна "5 пьес для оркестра", 1913, нек-рые части длятся менее 1 мин.).

Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в нач. 20-х гг. к выработке оригинальной системы композиции, получившей назв. додекафонии. Произв., написанные в доде-кафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии (см. Серийная музыка), что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма.

Один из ранних типичных образцов Э.- монодрама Шёнберга "Ожидание" (1909); в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Мир таинств, и страшных "ночных настроений" воплощён композитором в мелодраме "Лунный Пьеро" (1912). В творчестве Шёнберга и др. представителей Э. своеобразно преломлялись и социально-критич. мотивы, особенно ярко выраженные у Берга. Его опера "Воццек" (1921), замысел к-рой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства "власть имущих". Шёнберг создал произв., обличающие ужасы нацистского террора ("Ода Наполеону", 1942; "Уцелевший из Варшавы", 1947). Однако эти соч. лишены активного утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и обречённостью. Произв. Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были последними яркими проявлениями Э. как направления. В творчестве Веберна Э. перерождается в иную стилистич. формацию, где господствует абстрактно-рационалистич. конструктивное начало. Поэтому именно Веберн был признан родоначальником послевоенного муз. авангардизма.

Лит.: Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. Сб. ст., М., 1966; Вальцель О., Импрессионизм и экспрессионизм, пер. с нем., П., 1922; Марцинский Г., Метод экспрессионизма в живописи, П., 1923; Экспрессионизм. Сб. ст., пер. с нем., П.- М., 1923; Зивельчинская Л., Экспрессионизм, М.- Л., 1931; Павлова Н. С., Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического peaлизма в немецкой демократической литературе, в кн.: Реализм и его соотношения с другими творческими методами, М., 1962; её же, Экспрессионизм, в кн.: История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Куликова И. С., Экспрессионизм в искусстве, М.,1978; Expressionismus. Literatur und Kunst 1910 - 1923. Katalogder Ausstellung, Munch., 1960; Sharp D., Modern architecture and expressionism, L., 1966; S e 1 z P., German expressionist painting. Berk.- Los Ang., 1968; Expressionismus als Literatur, Bern - Munch., 1969; Weisbach R., Wir und der Expressionismus..., В., 1972; Expressionism as an international literary phenomenon, P.- Bdpst, 1973; Per kins G., Contemporary theory of expressionism, Bern - Fr./M., 1974; H a m a n n R., Hermand J., Expressionismus, В., 1975; Vietta S., К a m-per H. G., Expressionismus, Munch., 1975; "Воццек"А. Берга, Л., 1927; Ke л дышЮ. В., "Воццек" и музыкальный экспрессионизм, "Советская музыка", 1965, № 3; Кремлев Ю. А., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970; Д р у ск и н М. С., О западноевропейской музыке XX века, М., 1973; Тараканов М. Е., Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976; Wellesz E., Schonberg und die Anfange der Wiener Schule, "Osterreichische Musik-zeitschrift", 1960, Jahrg. 15, H. 5; S t r ob e l H., Die Wiener Schule, "Melos", 1963, Jahrg. 30, H. 11.

H. С. Павлова (лит-pa), М. С. Шатерникоей (кино), Ю. В. Келдыш (музыка).

ЭКСПРОМТ [от лат. exprom(p)tus - готовый], разновидность импровизации: короткое стихотворение, сочинённое (часто устно) быстро, без обдумывания; по содержанию это обычно мадригалы, эпиграммы, шутки ("Саранча летела..." А. С. Пушкина). Э. серьёзного лирич. содержания редки ("Слезы людские..." Ф. И. Тютчева). В музыке Э.- фп. пьеса, как бы импровизация под влиянием определённого настроения, переживания, отличается ярким лиризмом, свободой муз. развития. Э. писали Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Ф. Лист (вальс-Э.) и др.

ЭКСПРОПРИАЦИЯ (позднелат. ехрго-priatio - лишение собственности, от лат. ех - от и proprius - собственный), 1) юридич. - принудительное безвозмездное или оплачиваемое отчуждение имущества, производимое гос. органами. Объектом Э. может быть как недвижимое (напр., земля при проведении жел. или грунтовых дорог), так и движимое (благородные металлы) имущество. В зависимости от того, выплачивается ли вознаграждение при Э., различают такие её формы, как реквизиция и конфискация. 2) Лишение собственности и прежнего социального положения одного обществ, класса другим, а внутри класса - одного его слоя другим. Пример Э. внутри класса в силу законодательного акта - секуляризация церковных имений. Сразу после победы Окт. социалистич. революции 1917 Э. крупной собственности эксплуататорских классов была проведена Сов. гос-вом (см. ст. Экспроприация экспроприаторов).

ЭКСПРОПРИАЦИЯ ЭКСПРОПРИАТОРОВ, закономерный процесс ликвидации частной собственности эксплуататорских классов посредством изъятия средств производства у собственников (эксплуататоров) в принудительном порядке и передачи их в собственность трудящихся. Э. э. - начальный этап социалистич. обобществления.

Объективная возможность и необходимость Э. э. обусловлены антагонистич. противоречиями между растущим обобществлением произ-ва и частнокапитали-стич. формой присвоения, между малочисл. узурпаторами (классом собственников-эксплуататоров) и большинством народа (трудящимися, лишёнными средств произ-ва). Эти противоречия нарастают в условиях домонополистич. капитализма и резко обостряются при империализме. Обобществление труда при капитализме усиливается концентрацией и централизацией капитала, происходящей в ходе конкурентной борьбы между капиталистами. "Монополия капитала,- писал К. Маркс,- становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 772-73).

Правомерность Э. э. определяется тем, что крупная собственность эксплуататорского класса - результат ограбления и нещадной эксплуатации трудящихся масс. Вот почему лишение эксплуататоров собственности - законный, справедливый акт, представляющий собой возвращение трудящимся того, что принадлежит им по праву как подлинным создателям богатства, насильственно отнятого (экспроприированного) у них.

В результате победы Окт. социалистич. революции 1917 рабочий класс первого в мире социалистич. гос-ва в союзе с беднейшим крестьянством под рук. Коммунистич. партии во главе с В. И. Лениным экспроприировал капиталистов и помещиков и установил общественную собственность на основные средства производства - на землю, промышленность, железные дороги и т. д. (см. Национализация).

К. Маркс и В. И. Ленин предполагали и допускали возможность выкупа средств произ-ва у буржуазии, рассматривая возмещение как приём компромисса в целях мирного подчинения капиталистов, приобщения их к общественно полезному труду под контролем социалистич. гос-ва. Однако в России после установления диктатуры пролетариата буржуазия оказала ожесточённое сопротивление новому строю, стала на путь контрреволюции. В этой обстановке острейшей классовой борьбы пролетариат подавил сопротивление эксплуататоров. Э. э. была проведена быстрыми темпами методом конфискации собственности капиталистов и помещиков. С превращением средств произ-ва в обществ, собственность было положено начало созданию социалистич. системы х-ва. Трудовая собственность мелких товаропроизводителей постепенно преобразовывалась в коллективную социалистич. собственность посредством их добровольного кооперирования. Определённую подготовит, роль в переходе к социализму сыграл государственный капитализм.

Многогранный практич. опыт СССР по Э. э. использован в др. странах, вступивших на путь строительства социализма. Однако в зависимости от конкретно-историч. условий, при к-рых осуществлялись революц. экономич. преобразования, формы и методы Э. э. были различны. Эти различия затрагивают темпы изъятия собственности у эксплуататорских классов, вопрос о выплате компенсаций, масштабы использования различных форм гос. капитализма для постепенного преобразования частной собственности в социалистич. собственность, формы организации гос. социалистич. сектора. В странах Центр, и Юго-Вост. Европы и Азии, ставших на путь социализма во время и после 2-й мировой войны 1939-45, в ходе демократич. и социалистич. преобразований проводилась конфискация собственности коллаборационистской буржуазии. В ряде стран, освободившихся от колон, ига и вступивших на путь самостоят, развития, ликвидируется собственность иностр. монополий и устанавливается гос. собственность на средства произ-ва. См. также Классы, Классовая борьба, Переходный период от капитализма к социализму.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1, там же, т. 23, гл. 24, §7; Л е н и н В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; е г о же, III конгресс Коммунистического Интернационала 22 июня - 12 июля 1921 г., там же, т. 44, с. 3 - 12, 34-54; Программа КПСС, М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977. Ю. Ф. Воробьёв.

ЭКССУДАТ (от лат. exsudo - выпотеваю; выделяю), жидкость, выпотевающая при воспалении из кровеносных сосудов в ткани и полости тела (напр., в плевральную полость при экссудативном плеврите) и накапливающаяся в них; то же, что выпот.

ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis - исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление.

ЭКСТЕМПОРАЛЕ (от лат. extemporalis - неподготовленный) (устар.), классная письменная работа по переводу с родного языка на иностранный без предварительной подготовки; импровизация.

ЭКСТЕНСИВНОСТЬ ТРУДА, количество труда при его неизменной напряжённости, затрачиваемое работником в процессе произ-ва за определённый промежуток времени. При данной интенсивности труда общее количество применяемого труда, т. е. его экстенсивная величина, может увеличиваться или сокращаться в зависимости от изменения продолжительности рабочего дня, рабочей недели и т. д. В условиях капитализма, особенно на первых ступенях его развития, удлинение рабочего дня сверх необходимого рабочего времени является одним из путей создания абс. прибавочной стоимости. Результатом непомерного увеличения продолжительности рабочего дня в условиях капитализма выступает повышенный износ рабочей силы. В развитых капиталистич. странах рабочему классу удалось добиться законодательного ограничения продолжительности рабочего дня. В совр. условиях предприниматели наряду с повышением интенсивности труда используют для усиления эксплуатации рабочих завуалированные формы увеличения рабочего времени (сверхурочные работы).

В условиях социализма Э. т. определяется с учётом общественно нормальной интенсивности труда в единицу рабочего времени. Его продолжительность в соответствии с Конституцией СССР не превышает 41 часа в неделю. Научный подход к установлению нормальной интенсивности труда позволяет в пределах этого времени трудиться с полной отдачей сил при сохранении высокой работоспособности.

Лит. см. при ст. Интенсивность труда. Л. С. Хейфец.

ЭКСТЕНСИВНЫЙ (от позднелат. ех-tensivus - расширительный, растяжимый), связанный с количеств, увеличением, распространением; противоположный интенсивному.

ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. exteriorisation - обнаружение, проявление, от лат. exterior - наружный, внешний), в психологии процесс, в результате к-рого внутренняя психич. жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Принципиальное значение понятию Э. впервые было придано сов. психологом Л. С. Выготским в его культурно-исторической теории поведения, одно из осн. положений к-рой состояло в том, что человек овладевает собой как одной из сил природы извне - при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой. Иначе говоря, овладение тем или иным внутренним психологич. процессом предполагает, по Выготскому, предварительную его Э. в особых знаковых средствах. С понятием Э. связывалась также и идея объективного метода психологич. исследования высших форм поведения. Дальнейшую разработку проблема Э. получила в работах сов. психологов А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.

Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психических функций, М., 1960; Гальперин П. Я., Развитие исследований по формированию умственных действий, в сб.: Психологическая наука в СССР, т. 1, М., 1959; ЛеонтьевА. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965.

А. А. Пузырей.

ЭКСТЕРН (от лат. externus - внешний, посторонний), лицо, сдающее экзамены за курс учебного заведения, в к-ром оно не обучалось. См. Экстернат.

ЭКСТЕРНАТ, установленный порядок сдачи экзаменов за курс учебного заведения для лиц, не обучавшихся в нём (экстернов). В СССР существует для получения 8-летнего и общего ср. образования, впервые введён в 1935. Экстерны сдают экзамены при ср. школах, выделенных для этого областными (краевыми) отделами нар. образования или министерствами просвещения (нар. образования) авт. и союзных республик.
Предприятия и учреждения на период экзаменов предоставляют экстернам дополнит, отпуск с сохранением зарплаты. К сдаче экзаменов за курс 8-летней школы допускаются лица не моложе 16 лет, ср. школы - не моложе 18. Экзамены сдаются в один-два срока в течение не более 2 лет (для 8-летней школы) или в один-несколько сроков в течение не более 3 лет (для ср. школы). Выдержавшим установл. экзамены выдаются свидетельства о 8-летнем образовании или аттестаты о ср. образовании.

Лит.: Вечерняя школа. Справочник по вопросам очного и заочного обучения работающей молодежи и взрослых, М., 1973, с. 396-402.

Н. Н. Балов.

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРЫ (от лат. ехter - наружный и receptor - принимающий), то же, что экстероцепторы.

ЭКСТЕРОЦЕПТОРЫ, э к с т е р о р е ц е п т о р ы, обширная группа специализированных чувствит. образований, воспринимающих раздражения, действующие на организм из окружающей его внеш. среды. Э. расположены на поверхности тела животного и человека (включая слизистые оболочки носа, ротовой полости и поверхности языка). В зависимости от природы воспринимаемого адекватного раздражителя различают механорецепторы кожи (тактильные), хеморецепторы (органы вкуса и обоняния), терморецепторы кожи, фоторецепторы, рецепторы органов слуха и равновесия. У дельфинов, летучих мышей и ночных бабочек обнаружены рецепторы, чувствительные к ультразвуку, у нек-рых рыб - к электрич. полям. См. Инте-рорецепторы, Экстероцепция.

ЭКСТЕРОЦЕПЦИЯ, э к с т е р о р е ц е п ц и я, восприятие раздражений, воздействующих на организм из окружающей его внеш. среды. Эти раздражения воспринимаются особыми, в ряде случаев весьма сложно организованными, образованиями - экстероцепторами. Примером Э. может служить восприятие света, звука, тепла. Различные внеш. раздражители, возбуждая экстероцепторы, определяют объём информации, необходимой живому организму для адекватного приспособления к окружающей среде, а также определяют характер условной и безусловнорефлекторной деятельности. В процессе исторического развития организмов вырабатываются наиболее важные для данного организма виды экстероцепторов. Так, напр., у рыб возникла боковая линия, осуществляющая восприятие гидродинамич. свойств воды; у летучих мышей - аппарат для локации ультракоротких звуковых волн. При восприятии внеш. предметов существенное значение имеют условно-рефлекторные связи. Напр., комбинация раздражений, идущих от сетчатки и мышечного аппарата глаза, совпавшая неск. раз с осязательным раздражением от предмета, становится условным сигналом величины этого предмета. См. Интерорецепция, Рецепторы и лит. при этих статьях. В. Н. Черниговский.

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ (франц. exterritorialite - внеземельность, от лат. ех - приставка, означающая отделение, и territorialis - относящийся к данной территории), см. Иммунитет дипломатический.

ЭКСТЕРЬЕР (франц. exterieur, от лат. exterior - наружный, внешний) ж и-в о т н ы х, внешние формы телосложения; в зоотехнии Э. рассматривается в связи с конституциональными особенностями и продуктивностью животных (см. Конституция сельскохозяйственных животных). Опыт оценки животных по внеш. формам накапливался со времён глубокой древности. Термин "Э." ввёл в зоотехнич. лит-ру в 1769 франц. учёный К. Буржела, положивший начало учению о соизмеримости отд. частей (статей) тела лошади и практике измерения животных (по 40 и более промерам) для проверки пропорциональности сложения. Развитие учения об Э. сначала шло только в направлении создания идеальных форм тела животных. В 19 в. при выведении во мн. странах специали-зиров. по продуктивности пород заводчики обнаруживали якобы "прямые связи" между нек-рыми статями тела животных и продуктивностью. Отбор по отд. статям приводил к ослаблению конституции и экстерьерным порокам. Правильному пониманию Э. и его роли в оценке хоз. ценности животных способствовали работы нем. учёного Г. Натузиуса и рус. и сов.учёных М. И. Придорогина, В. И. Всеволодова, И. И. Равича, П. Н. Кулешова, Е. А. Богданова, М. Ф. Иванова, Е. Ф. Лискуна и др. Было показано, что на основе внеш. осмотра и измерений можно сделать заключение о развитии внутр. органов животного, о его конституциональной крепости, здоровье, породных особенностях, соответствии особенностей телосложения направлению продуктивности, приспособленности к условиям содержания. Животным разных направлений продуктивности свойственны определённые экстерьерные особенности. Так, у кр. рог. скота мясного направления форма тела приближается к параллелепипеду, туловище глубокое и широкое, на коротких, широко и отвесно поставленных ногах, мускулатура хорошо развита. Голова и шея короткие, толстые, спина и поясница ровные, широкие, мясистые, зад широкий, хорошо выполнен мускулатурой, кожа рыхлая. У молочного скота туловище конусообразное, с более развитой задней частью. Голова удлинённая, шея длинная, тонкая, грудь глубокая, длинная, но не широкая, спина и поясница прямые, ноги более длинные, кожа тонкая, эластичная, легко оттягивается. Вымя большое, чашеобразное, широкое у основания.

Осн. оценки Э.: глазомерная (общая и пунктирная) и измерительная (по промерам). При общей глазомерной оценке отмечают пропорции телосложения, особенности строения, относит, развитие отд. частей. Пунктирную оценку проводят также на глаз, но по шкалам (обычно 100-балльным), когда каждая стать (или группа статей) в зависимости от её значения оценивается определённым кол-вом баллов. При оценке по промерам все стати тела измеряются и вычисляются индексы телосложения. Вспомогат. значение при оценке Э. может иметь фотографич. снимок животного в определённом масштабе.

Лит.: Кулешов П. Н., Выбор по экстерьеру лошадей, скота, овец и свиней, 3 изд., М., 1937; Придорогин М. И., Экстерьер. Оценка сельскохозяйственных животных по наружному осмотру, М., 1949; ЛискунЕ. Ф., Экстерьер сельскохозяйственных животных, 3 изд., М., 1949; Б о р и с е н к о Е. Я., Разведение сельскохозяйственных животных, 4 изд., М., 1967.

ЭКСТИНКЦИЯ (от лат. exstinctio- гашение), ослабление пучка света при его распространении в веществе за счёт совместного действия поглощения света и рассеяния света. В общем случае ослабление пучка с начальной интенсивностью h может быть рассчитано по Бугера-Ламберта-Вера закону: 1 = = I0l-bl, где I - толщина поглощающего вещества, а P = a + p показатель Э. (ослабления показатель), равный сумме поглощения показателя а и рассеяния показателя р. Показатель Э. имеет размерность обратной длины (м-1, см-1). Безразмерный коэффициент Э. равен сумме поглощения коэффициента и

рассеяния коэффициента среды. Как

правило, показатели и коэффициенты Э.

различны для разных длин волн света.

Л. Н. Капорский.

ЭКСТИНКЦИЯ РАДИАЦИИ в атмосфере, ослабление электромагнитной радиации в атмосфере, обусловленное её поглощением и рассеянием. Солнечная радиация поглощается гл. обр. водяным паром и озоном, а рассеивается молекулами воздуха и аэрозолями, причём осн. роль играет рассеяние. В атмосфере имеет место также ослабление длинноволнового собственного излучения земной поверхности, воздуха и облаков. Учёт ослабления света, поступающего от звёзд, особенно важен при астрономич. наблюдениях, поскольку его величина зависит от зенитного расстояния наблюдаемого светила (у горизонта одно и то же небесное светило представляется на 3 звёздные величины слабее, чем в зените), а также от длины волны, используемой для наблюдения.

Лит.: Кондратьев К. Я., Лучистый теплообмен в атмосфере, Л., 1956; его же, Актинометрия, Л., 1965.

ЭКСТИРПАЦИЯ [от лат. ex(s)tirpatio- удаление с корнем], хирургическая операция полного удаления к.-л. органа (напр., желудка, матки, гортани). Проводится преим. при поражении органа злокачеств. опухолью и является в этих случаях одним из этапов комбинированного лечения. Ср. Ампутация, Резекция.

ЭКСТРА... (от лат. extra - сверх, вне), часть сложных слов, означающая: сверх..., вне..., дополнительно, выше принятых норм или образцов (напр., экстраваг