БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321работ. Если число единиц сменного оборудования не превышает трёх (напр., лопата, драглайн, кран), Э. наз. полууниверсальными.

Рис. 1. Схемы универсальных экскаваторов со сменным рабочим оборудованием а - прямая лопата; б - обратная лопата; в - драглайн; г - грейфер; д - струг.,

Получают широкое распространение Э. с гидроприводом, т. н. гидроэкскаваторы, у к-рых все виды рабочих органов шарнирно связаны с поворотной платформой и перемещаются с помощью гидроцилиндров, приводимых в движение насосами высокого давления (10- 40 МПа). В этом случае для передачи вращения (привод поворота, хода) обычно применяют гидравлич. двигатели. Этот вид одноковшовых Э. изготовляется с ковшами малой (до 1,8 м3), средней (2-3 м3) и большой (3,2-6 м3) ёмкости; в СССР осваиваются гндроэкскаваторы с ковшом 12-20 м3. Осн. рабочее оборудование - обратная лопата. Удельная мощность гидравлич. Э. в зависимости от условий работы (мягкие или крепкие грунты) составляет от 133 до 213 квт на 1 м3ёмкости ковша.

В зависимости от назначения одноковшовые Э. подразделяют на строительные, карьерные, строительно-карьерные и вскрышные, кроме того, выделяют тоннельные Э., плавучие и др. Строительные Э.- самый распространённый тип одноковшовых Э. (ок. 60% мирового парка); насчитывают ок. 200 моделей, выпускаемых более чем 80 отечеств, и зарубежными з-дами. Различают: универсальные малой мощности (ёмкость ковша 0,05-1,8 м3, грузоподъёмность крана 0,7-45 т, масса 1,5-65 т); средней мощности - полууниверсальные (ёмкость ковша 2-3 м3, грузоподъёмность крана 60-80 т, масса 72-105 га); большой мощности - полууниверсальные (ёмкость ковша 3,25-м3, грузоподъёмность крана 100-150 т, масса 115-210 т). Удельная масса на 1 м3ёмкости ковша для крепких грунтов составляет для этих Э. 33-36 т. Для более эффективного использования Э. снабжаются в мягких грунтах ковшами увеличенной на 25-60% ёмкости, а в очень крепких - уменьшенной на 20- 25%. Э. малой мощности часто имеют сменное гусеничное и пневмоколёсное ходовое оборудование и одномоторный привод. У гидравлич. Э. индивидуальный или смешанный привод. Карьерные Э. изготовляются с оборудованием лопаты, реже со сменным оборудованием драглайна и крана. Отличаются мощным рабочим оборудованием, высокими рабочими усилиями и скоростями, коротким диклом работы, что обусловливает по сравнению с др. Э. тех же типоразмеров большую производительность при погрузке в трансп. средства, особенно при крепких грунтах. Э. средней (ёмкость ковша 2-4 м3) и большой (ёмкость ковша 5-20 м3) мощности, массой 76-900 га, предназначены для работы в карьерах, особенно в крепких, предварительно взорванных породах и грунтах с погрузкой гл. обр. в большегрузные автосамосвалы. Выпускаются как в виде полууниверсальных Э., так и спец. лопат со стандартным и удлинённым оборудованием для верхней погрузки в средства транспорта, расположенные на бровке забоя (выемки). Ходовое оборудование - гусеничное. Силовое оборудование - электрич. с индивидуальным приводом механизмов по системе генератор - двигатель. Удельная мощность приводного двигателя 60- 80 кет на 1 м3 ёмкости ковша, давление на грунт 0,15-0,25 МПа, скорость хода 0,6-1,5 км/ч. Гидравлические карьерные Э. имеют ёмкость ковша до 8-9 м3, разрабатываются модели с ковшами ёмкостью 12-20 м3. Строительно-карьерные Э. средней и большой мощности предназначены для работы в основном на карьерах нерудных строит, материалов. По своей конструкции они занимают ср. положение между строит, и карьерными. Вскрышные Э. изготовляют обычно с оборудованием лопаты для перемещения в отвал вскрышных пород на карьерах. Вскрышные Э. с ковшами ёмкостью до 15 м3 применяются также для погрузки в трансп. средства, расположенные на бровке разрабатываемого забоя. Ёмкость ковша от 6 до 153 м3, масса 700-12 700 т. Ходовое оборудование мощных моделей - 4 спаренные гусеницы. Силовое оборудование такое же, как у карьерных Э. Удельная масса 45-90 т на 1 м3ёмкости ковша, скорость хода 0,3-0,5 км/ч. Помимо механич. лопаты на вскрышных работах применяются драглайны на шагающем ходу со стрелами длиной до 100 м, с ковшами ёмкостью от 5 до 168 м3, массой до 14 тыс. т. Они являются основным оборудованием при бестрансп. системах разработки месторождений полезных ископаемых. В 1977 в СССР введён в эксплуатацию один из крупнейших в мире шагающих драглайнов со стрелой длиной 100 м и ковшом ёмкостью 100 м3.

Тоннельные и шахтные Э. используют в подземных условиях в выработках большого поперечного сечения при проходке тоннелей, сооружении камер подземных сооружений, выемке полезных ископаемых. Ёмкость ковша 0,75-1 м3, масса 16-30 га.

Многоковшовые Э. состоят из рабочего оборудования (ковши, шарнирная ковшовая рама, стрела); металлоконструкции (надстройки), на к-рой оно укреплено; механизмов привода (силового оборудования); управления; платформы, на к-рой установлены все эти узлы и агрегаты, и ходового оборудования - нижней рамы с движителем. Ходовое оборудование многоковшовых Э.- гусеничное (при любой массе), пневмоколёсное (до массы в 30-40 га), реже рельсовое (железнодорожное), шагающее или рельсо-шагающее (последние два при любой массе и перемещении Э. по мягким грунтам). В процессе работы многоковшовый Э. производит резание (копание), захват, транспортирование и разгрузку грунта на магистральный конвейер или в вагоны. По виду рабочего оборудования многоковшовые Э. подразделяются на два осн. типа: цепные и роторные. В цепных экскаваторах ковши (от 12 до 40 штук) укреплены на бесконечной цепи, движущейся по каткам в направляющих ковшовой рамы. Большинство конструкций цепных Э. может обеспечить точную отделку откосов сооружения, благодаря чему ими выполняются профилировочные работы (рис. 2, а и б). В роторных экскаваторах рабочий орган - колесо(ротор) с 6-12 (иногда до 24) ковшами (рис. 2, г). Грунт из ковшей ротора высыпается на конвейер роторной стрелы непосредственно или через питатель и передаётся на разгрузочный конвейер. Общее расстояние, на к-рое перемещается грунт, достигает 150 м, высота копания до 50 м, глубина копания до 25 м.

Ротор почти полностью освобождён от транспортирования грунта, что позволяет увеличить скорость копания до 3- 4,4 м/сек вместо 0,4-1,2 м/сек у цепных машин. Модели малой мощности, с ковшами ёмкостью 25-150 л, могут работать в карьерах нерудных строительных материалов; ср. мощности, с ковшами ёмкостью 200-450 л,- на крупных строит, работах; большой мощности, с ковшами 500-4500 л,- на крупных карьерах. Роторные Э. применяются также для складирования, отгрузки материалов при больших объёмах, с производительностью до 12 500 м3/ч и более. Масса Э. на 1 л ёмкости ковша 0,9-1,5 т. Cp. производительность 1,8-2,5 м3/ч на 1 л ёмкости ковша.

В зависимости от направления движения ковшей относительно перемещения Э. различают многоковшовые Э. поперечного и продольного копания и поворотные. К Э. поперечногокопан и я (см. рис. 2) относятся в основном цепные Э., к-рые во время работы движутся в направлении, перпендикулярном плоскости движения ковшей. Машины могут работать с верхним и нижним копанием и устанавливаются на рельсовом или гусеничном ходу. К Э. продольного копания относятся цепные и роторные Э., к-рые во время работы движутся в направлении, параллельном или совпадающем с плоскостью движения ковшей, - траншеекопатели, канавокопатели. Обычно - это машины малой мощности (масса до 75 га), на гусеничном или пневмоколёсном ходу. Предназначены они для рытья траншей шириной от 0,35 до 2, реже 3 м при глубине от 1,2 до 2 м для роторных Э. и до 8 м - для цепных. Эти Э. выполняются также в виде навесного оборудования на тракторах,

Рис. 2. Схемы многоковшовых экскаваторов: а - неповоротный цепной на железнодорожном ходу с боковой разгрузкой; б - то же однопортальный; в - поворотный цепной на гусеничном ходу; г - роторный; д - цепной, траншейный; е - цепной отвальный.

колёсных тягачах и автомобилях. К поворотным многоковшовым Э. относятся цепные Э., имеющие ковшовую раму, установленную на поворотной платформе, вращающейся на опорном круге; обычно оборудуются гусеничным ходом (рис. 2, е). Полноповоротность увеличивает массу Э. на 30-40%. Ёмкость ковшей достигает 3600 л. Применяют для отработки тупиковых забоев и разработки с одного уступа попеременно верх, и ниж. забоем двух уступов. Многоковшовые Э. наиболее производительны в условиях сосредоточенных объёмов открытых горных и земляных работ в мягких, средних и однородных крепких грунтах, особенно при постоянных или мало изменяющихся поперечных профилях забоев или сооружений с правильными откосами. Э. малой мощности, с ковшами ёмкостью до 150 л, могут работать с любым видом транспорта, а машины ср. и большой мощности - с ж.-д. и конвейерным транспортом. Помимо вскрышных работ на карьерах многоковшовые Э. применяют в мелиорации и для отвальных работ. Э. для мелиоративных работ обычно относятся к цепным машинам поперечного копания; отличаются небольшим удельным давлением на грунт (ок. 3-104 Па) и предназначены для рытья траншей с откосами и небольших каналов (рис. 2, д). Глубина копания до 2,5 м, ширина канала до 12 м. Ёмкость ковша 25-75 л, масса Э. 12-20 m. Удельная мощность ок. 1 квт на 1 л ёмкости ковша, производительность 1,5-3 м3/ч на 1 то массы (большее значение - для малых моделей). Реже применяются Э. продольного копания со спец. рабочим оборудованием. Отвальные Э., или абзетцеры (рис. 2, е), с роторным или цепным рабочим органом и консольными отвальными конвейерами применяются для выполнения больших объёмов отвальных работ при выемке вскрышных пород в карьерах многоковшовыми Э. Абзетцеры укладывают рыхлые породы вскрыши в верхний отвал высотой до 25 м или в нижний - высотой до 50 м.

Историческая справка. Идея создания землеройных машин принадлежит Леонардо да Винчи, к-рый в нач. 16 в. предложил схемы Э.-драглайнов. Первая паровая землечерпалка была построена на Ижорском з-де под руководством А. А. Бетанкура во втором десятилетии 19 в. Одноковшовый неполноповоротный Э. на рельсовом ходу был запатентован в 1834 В. Отисом (США); широкое применение одноковшовых Э. началось с конца 19 в. в связи с развитием строительства жел. дорог. В 1910 появились первые электрич. Э., в 1912 - полноповоротные Э. на гусеничном ходу с двигателями внутреннего сгорания, в 1916 - с дизелем, в 20-е гг. - первые полноповоротные Э. средней мощности с большими рабочими размерами на рельсовом ходу для открытых горных работ. Произ-во одноковшовых Э. в России было начато в 1901 на Путиловском (ныне ленинградский Кировский) з-де. В СССР произ-во Э. было организовано в 1931. С 1947 Уральский з-д тяжёлого машиностроения (УЗТМ) впервые в мире организовал серийный выпуск карьерных Э. с ковшами ёмкостью 3-5 м3. В 1958 на УЗТМ был изготовлен шагающий Э.-драглайн с ковшом 25 мъи стрелой 100 м, а на Новокраматорском маш.-строит, з-де (НКМЗ) в 1965 - Э.-лопата с ковшом 35 м3 для крепких грунтов. В 1975 УЗТМ закончил изготовление шагающего драглайна с ковшом ёмкостью 100 м3и стрелой 100 м. УЗТМ осваивает наиболее мощную карьерную лопату, с ковшом 20 м3, для крепких грунтов (1976). За рубежом произ-во Э. сосредоточено в США (фирмы "Марион", "Бюсайрус", "Харнитфегер" и др.), Великобритании, ФРГ, ГДР, Франции, Японии, ПНР, ЧССР и др. странах. В США в 1968 фирма "Бюсайрус" изготовила шагающий Э.-драглайн с ковшом ёмкостью 168 м3 для мягких грунтов, а фирма "Марион" Э.-лопату с ковшом ёмкостью 153 м3.

Сухопутный многоковшовый Э., изобретённый во Франции M. Кувре в 1860, был применён на стр-ве Суэцкого канала. В конце 19 в. многоковшовые Э. получили широкое применение в Германии на открытых горных работах по добыче бурого угля. В России произ-во многоковшовых Э. было начато на Путиловском з-де (1901). В 1921 в Германии появились Э. с ковшами ёмкостью 525 л, в 1933-1200 л, в 1939-1500 л, в 1941- 2000 л. В 1958 в ФРГ был введён в действие роторный Э. с ковшами ёмкостью 3600 л. В СССР в 1967 НКМЗ начал выпуск мощных роторных Э. производительностью 3000 м3/ч, а в 1973 -5000 м3/ч.

Перспективы развития. Осн. направление развития экскаваторостроения - увеличение производительности Э. за счёт применения машин всё большей единичной мощности. Изменение структуры парка Э. произойдёт и в связи с внедрением гидравлич. Э. Доля легированных сталей в конструкции Э. малой мощности возрастёт до 35-40% , средней мощности - до 40-50% , большой мощности - до 70-80% массы Э. Увеличение скорости рабочих движений Э. вызовет уменьшение продолжительности его рабочего цикла. Создаются роторные Э. для разработки пород с удельным сопротивлением копанию до 16 · 106 Па, траншеекопатели производительностью 2500-3000 м3/ч для работы в мёрзлых породах с удельным сопротивлением копанию 0,8 · 107 - 107 Па (ширина траншеи 2-2,5 м и глубина до 3 м) со скоростью 400-500 м/ч, т. е. в 10-20 раз быстрее и в 5-6 раз экономичнее, чем существующие Э. этого класса. Широкое применение получат т. н. Э.-малютки массой не более 300- 800 кг. Для Э. непрерывного действия разрабатывается автоматич. управление с регулированием всех параметров, определяющих протекание рабочего процесса. На этой основе проектируются системы с самооптимизацией алгоритмов отработки подуступов и забоя в целом. Создаются автоматич. системы управления всеми машинами комплекса непрерывного действия - отвалообразователями, перегружателями, мостами.

Лит.: Панкратове. А., Динамика машин для открытых горных и земляных работ, M., 1967; Домбровский H. Г., Экскаваторы, M., 1969; его же, Многоковшовые экскаваторы, M., 1972; Ветров Ю. А., Резание грунтов землеройными машинами, M., 1971; Современные карьерные экскаваторы, 2 изд., M., 1971; Теория и практика открытых разработок,- под ред. H. В. Мельникова, M., 1973; В а r n е s W., Excavating machinery, L., 1928; Williamson H. F., Myers K. H., Designed for digging, Evanston (111.), 1955; Kuhn G., Interessante Baggereinsatze, Wiesbaden, 1955; Pajer G., Pfeifer M., Kurth F., Tagebaugropgerate und Universalbagger, B., 1971. H. Г. Домбровский.

ЭКСКАВАЦИЯ, процесс отделения горной породы (грунта) от массива (развала или разрыхлённого слоя) под воздействием рабочего органа экскаватора, бульдозера, скрепера и др. В практике земляных работ под Э. понимается также весь рабочий цикл, т. е. копание, перемещение и разгрузка грунта с применением экскаватора.

Э. мягких, сыпучих и плотных пород обычно производится непосредственно из массива (целика) последовательным отделением "стружек" (слоев) грунта; Э. разрушенных (предварительно взорванных) пород - из развала или разрыхлённого слоя. По взаимному расположению забоя и горизонта установки машины различают Э. верхним (забой расположен выше горизонта установки машины), нижним и смешанным (нижним и верхним) копанием. Вследствие того что осн. составляющей процесса Э. является копание, процесс Э. принято характеризовать удельным сопротивлением копанию, на величину к-рого влияют физ.-механич. характеристики горных пород (грунтов), тип применяемой землеройной машины, конструкция и параметры рабочего органа и порядок отработки забоя.

Лит.: Домбровский H. Г., Экскаваторы, M., 1969; Ржевский В. В., Процессы открытых горных работ, 2 изд., M., 1974; Беляков Ю. И., Владимиров В. M., Совершенствование экскаваторных работ на карьерах, M., 1974.

Ю. Д. Буянов.

ЭКСКОРИАЦИЯ (позднелат. excoriatio - ссадина, от лат. excorio - сдираю кожу), нарушение целостности поверхностных слоев кожи при механическом её повреждении, напр. в результате расчёсов при кожном зуде. Имеет линейную или округлую форму, нередко покрыта кровянистой корочкой.

ЭКСКРЕМЕНТЫ (от лат. excrementum- отход, выделение), твёрдые и жидкие испражнения животных и человека.

ЭКСКРЕЦИЯ (позднелат. excretio), то же, что выделение.

ЭКСКУЗОВИЧ Иван Васильевич [26. 1 (7. 2). 1882, Елизаветград, ныне Кировоград, - 11. 6. 1942, Ленинград], сов. театр, деятель. Окончил Ин-т гражд. инженеров в Петербурге (1909). С 1918 руководил деятельностью гос. академич. театров Петрограда, в 1923-28 управляющий гос. академич. театрами РСФСР; одновременно зав. подотделом гос. театров Наркомпроса, худ. отделом Главнауки. С 1928 - на организац. работе.

С о ч.: Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, предисл. А. В. Луначарского, Л., 1930.

ЭКСКУРС (от лат. excursus, букв. - выбегание), отступление от главной темы изложения для освещения побочного или дополнит, вопроса.

ЭКСКУРСИЯ (от лат. excursio - поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Э. различаются: по целям - учебные (в т. ч. учебно-производственные, для проф. ориентации, обмена опытом), культ.-просвет., научные; по тематике - в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов - натурные, музейные; по составу участников - для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов, уч-ся и т. п.

Э. возникли в кон. 18 - нач. 19 вв.; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоят, работы у уч-ся, они внедрялись в уч. процесс прогрессивными педагогами Зап. Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение 19 в. Э. постепенно становятся органич. частью уч. процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центр, экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов; в том же году вышла книга об осн. принципах экскурсионной методики "Школьные экскурсии, их значение и организация" (под ред. Б. E. Райкова и Г. H. Боча). Параллельно с учебными с кон. 19 - нач. 20 вв. стали проводиться Э. культ.-просвет, направления, появились спец. экскурсионные орг-ции. В 19.07 при Росс, об-ве туристов (РОТ) осн. орг-ция "Экскурсии по России", в 1914-16 издавался журнал "Экскурсионный вестник" (Москва), в 1914-17 - "Русский экскурсант" (Ярославль). В первых декретах Советской власти о школе Э. рассматривались как обязательный элемент уч. процесса. В 1918 в Москве осн. Центр, бюро школьных экскурсий. В кон. 20 - нач. 30-х гг. Э. культ.-просвет, характера стали составной частью туризма. В 1928 создано акц. об-во "Советский- турист", преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное об-во пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 30-е гг. в некоторых городах открылись экскурсионно-туристские станции Наркомпроса (в том числе в 1932 - Центр, станция в Москве). В 1936 ЦИК СССР возложил руководство развитием туризма и экскурсий на ВЦСПС и его орг-ции. После Великой Отечественной войны 1941-45 деятельность туристско-экскурсионных учреждений и орг-ции ВЦСПС активизировалась во всех союзных и авт. республиках, краях и областях; в крупных городах были созданы советы по туризму, в к-рые вошли представители гос. и обществ, орг-ции, соучаствующих в туристско-экскурсионном обслуживании трудящихся. Широкий размах экскурсионное дело приобрело после пост. ЦК КПСС, Сов. Мин. СССР и ВЦСПС "О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране" (1969). Кол-во экскурсантов возросло с 35 млн. в 1970 до 152 млн. в 1977, в 600 городах открылись экскурсионные орг-ции, предлагающие св. 15,5 тыс. различных тем Э.: производственных, история., природоведческих, архит., искусствоведческих, лит. и др. В системе экскурсионного обслуживания профсоюзов занято ок. 35 тыс. экскурсоводов (в среднегодовом исчислении, 1977). Большую научно-просветит. и культурно-образоват. экскурсионную работу проводят музеи, картинные галереи, различные выставки (всего 1,2 тыс. в 1977), к-рые ежегодно посещают ок. 120 млн. чел. Наибольшей популярностью пользуются Центральный музей В'. И. Ленина в Москве и его филиалы (ежегодно св. 6 млн. посетителей). СССР входит в число стран, имеющих высокий показатель т. н. экскурсионной плотности - кол-во посещений экскурсионных объектов в расчёте на душу населения (в 1975 на каждые 1000 чел. св. 1200 посещений). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляют детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Мин-ва просвещения СССР; в 1977 было св. 200 ДЭТС, в Э. участвовало ок. 8 млн. школьников. Сов. школа широко использует Э. в учебно-воспитат. процессе: предметные (по уч. программе), производственные (в к-рых В. И. Ленин видел одну из форм решения задач общего и политехнич. образования), комплексные (как форма межпредметных связей), а также культурно-образовательные.

Экскурсионный метод эффективно применяется в работе по проф. ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации кадров и обмена передовым производств, опытом; при создании уч. кинофильмов, телепередач и т. д. В развитых странах Э. стали составной частью путешествия, одной из его целей, что привело к появлению т. н. познавательного (экскурсионного) туризма. Э. как рекреационная деятельность обладает высокой социальной эффективностью, поскольку выполняет одновременно неск. восстановит, функций - познания, общения, оздоровления. Массовое обслуживание экскурсантов привело к появлению специализированных учреждений (напр., экскурсионных бюро), кадров (экскурсоводов, методистов), видов транспорта (спец. модификации автобусов, речных судов и т. п.) и др. Лит.: Круп екая H. К., Задачи школы I ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Пед. соч., т. 3, M., 1959; P а и к о в Б. E., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.- Л.. 1930; Методы и практика экскурсионного дела. Сб. статей, предисл. H. А. Гейнике, M., 1925; Шолохов В., Организация и проведение экскурсий, [M.], 1965; Пасечный П., Емельянов Б., Экскурсия, M., 1972; Вопросы экскурсионной работы, M., 1973; Музей и современность, в. 2, [под ред. А. Тим-рота], M., 1976; Емельянов Б., В помощь экскурсоводу, M., 1976.

П. С. Пасечный, В. M. Кривошеее.

ЭКСКУССИЯ (греч. exkusseia), податная привилегия в Византии 10-15 вв., заключавшаяся преим. в освобождении зем. владений экскуссата (лица, получившего Э.) и населявших их крестьян от гос. налогов (обычно экстраординарных), в исключении этих земель из сферы действия гос. чиновников (сборщиков налогов, фемных судей, воен. должностных лиц). В Византии, где податной гнёт был важнейшей формой эксплуатации сел. населения, Э. создавала особый тип привилегированного землевладения. Однако гос-во сохраняло за собой высш. юрисдикцию и могло ограничивать и отнимать Э. В 13-15 вв. экскуссаты получили право на сбор суд. пошлин.

Существовали и иные виды Э.: освобождение экскуссатов от налогов на условии несения спец. повинностей (такого рода Э. получали ими. оружейники, лица, обслуживавшие гос. почту), освобождение кораблей от уплаты торг, пошлины.

Многие византинисты считают Э. тождественной зап.-европ. иммунитету (рус. исследователи К. H. Успенский, П. А. Яковенко, югосл. историк Г. А. Острогорский и др.). Безусловно то, что оба института выполняли одинаковую социальную функцию - оформление-привилегированного землевладения.

Лит.: Острогорский Г. А., К истории иммунитета в Византии, в сб.: Византийский временник, т. 13, M.. 1958.

ЭКС-ЛЕ-БЕН (Aix-les-Bains), город на В. Франции, в Савойских Альпах, на берегу оз. Бурже, в деп. Савойя. 21 тыс. жит. (1968). Электротехнич. пром-сть. Бальнео-климатич. курорт. Климат тёплый, сухой; ср. темп-pa летних месяцев 21 0C. Лея. средства: климатотерапия; минеральные сульфидные термальные (t 43,5-47 °С) и бикарбонатно-кальциево-железистые (t 15 и