БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321можностей расширения производства за счёт экстенсивных факторов.

При определении экономич. стратегии партии выделяются осн. направления развития и совершенствования произ-ва на отдельных этапах. Так, в 10-й пятилетке (1976-80) поставлены задачи дальнейшего наращивания экономич. мощи страны, расширения и коренного обновления обществ, фондов, обеспечения устойчивого сбалансированного роста тяжёлой пром-сти - фундамента экономики. Решение этих задач обеспечивается проведением в жизнь единой научно-технич. политики, к-рая является важным составным элементом Э. п. партии и социалистич. гос-ва.

Э. п. включает политику капитальных вложений и рационального размещения производит, сил, доходов и цен, заработной платы, аграрную, финансово-кредитную и демографич. политику. В самостоят, направление всё более выделяется политика рационального природопользования и охраны окружающей среды. Важная часть Э. п. - внешнеэкономич. политика, воздействующая на развитие интеграции социалистической экономической, укрепление прочного и взаимовыгодного сотрудничества с развивающимися странами, расширение экономич. и научно-технич. связей с промышленно развитыми капиталистич. странами на основе последовательного соблюдения принципов мирного сосуществования.

Успешное осуществление Э. п., выработанной марксистско-ленинскими партиями стран - членов СЭВ, привело к завершению в большинстве из них переходного периода от капитализма к социализму и построению социалистич. общества. В наст, время эти страны проводят Э. п., направленную на дальнейший рост обществ, произ-ва, повышение его эффективности, повышение материального и культурного уровня жизни народа. Решаются задачи, связанные с построением развитого социалистич. общества.

Э. п. при социализме отличают гуманизм целей и подлинно нар. характер. Постоянно расширяющееся участие трудящихся в разработке и осуществлении Э. п.- важная закономерность социалистич. и коммунистич. стр-ва. Формами этой деятельности являются всенар. обсуждение важнейших документов по проблемам Э. п., участие трудящихся в решении вопросов развития произ-ва, в работе различных обществ, орг-ций, широкий размах социалистического соревнования.

Э. п. всё более формируется как важное и самостоят, науч. направление, имеющее своим предметом изучение науч. основ и принципов политич. руководства экономикой, практич. опыта осуществления Э. п. на различных этапах развития социалистич. общества. Э. п. опирается на положения марксистско-ленинской философии, политич. экономии и теории науч. коммунизма, а также учитывает достижения смежных наук (теории планирования и управления, социологии, права и др.). В ходе выработки экономич. стратегии и тактики вносятся рекомендации по вопросам улучшения руководства нар. х-вом, определяются пути и формы мобилизации трудящихся масс на решение стоящих перед обществом задач. MH. вопросы, относящиеся к Э. п. как отрасли науки, являются дискуссионными (напр., определение предмета Э. п., особенностей её метода, размежевания с родственными и смежными науч. дисциплинами). В СССР изучение Э. п. КПСС включается в программу системы политич. просвещения а экономического образования.

Лит. .Маркс К., К критике политической экономии. Предисловие, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; Ленин В. И., Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, Поли. собр. соч.,

5 изд., т. 39; его же, Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина, там же, т. 42; Материалы XXV съезда КПСС, M., 1977; Брежнев Л. И.,

Об основных вопросах экономической политики КПСС на современном этапе. Речи и доклады, т. 1-2, M., 1975; Абалкин Л. И., Политическая экономия и экономическая политика, M., 1970; Буржуазные экономические теории и экономическая политика империалистических стран, M., 1971; Вопросы экономической политики КПСС на современном этапе, 3 изд. ,M., 1974; Кашин В. H., Экономическая стратегия и политика КПСС в условиях развитого социализма, "Плановое хозяйство" 1976, Mb 10. Л. И. Абалкин

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА в СССР, переход с сер. 60-х гг. после Мартовского и Сентябрьского пленумов ЦК КПСС 1965 к новой системе хозяйствования, осн. на совершенствовании централизованного планирования, более широком использовании экономич. методов управления, расширении оперативно-хоз. самостоятельности предприятий и хоз. орг-ций, усилении ответственности и материальной заинтересованности коллективов трудящихся в повышении эффективности произ-ва.

Э. р. была вызвана возросшим уровнем развития и масштабами произ-ва, усложнением хоз. связей в условиях научно-технической революции, что требовало, с одной стороны, усиления внимания к разработке перспективных проблем совершенствования произ-ва, а с другой - высокой оперативности в текущей хоз. деятельности. Сложившаяся система руководства экономикой стала сдерживать повышение производительности труда и эффективности произ-ва, что сужало возможности быстрого роста материального и культурного уровня жизни народа и достижения высоких результатов в экономич. соревновании с капитализмом. Для более полного использования преимуществ социалистич. произ-ва необходимо было сочетать совершенствование централизованного гос. планирования экономики с более полным развитием экономич. самостоятельности, оперативности и инициативы коллективов предприятий, привести систему управления экономикой в соответствие с совр. материальной базой крупного машинного произ-ва, созданной за годы социалистич. строительства. Э. р. явилась новым этапом совершенствования производственных отношений социализма, гл. обр. отношений между обществом, как единым хоз. организмом, и предприятиями, как его составными частями, путём последовательного осуществления принципа демократического централизма, требующего сочетания централизованного планового руководства х-вом со стороны гос-ва с развитием инициативы широких масс трудящихся на местах.

Э. р. характеризуется переходом к полному хозяйственному расчёту, к широкому использованию таких стоимостных рычагов, как цена, прибыль, кредит, премия. Возросла роль прибыли как оценочного показателя деятельности предприятий, новый порядок её распределения обеспечил лучшее сочетание обществ., коллективных и личных интересов в социалистич. экономике. Предприятия стали получать из прибыли больше средств для совершенствования произ-ва, материального поощрения и улучшения условии труда и быта работников, причём размеры средств, оставляемых предприятию, поставлены в зависимость от эффективности использования закреплённых за ним производств, фондов, увеличения объёма и улучшения качества выпускаемой продукции, повышения рентабельности произ-ва. Усилилась хозрасчётная ответственность предприятий за выполнение договорных обязательств. Хозрасчётные принципы распространились и на деятельность вышестоящих органов управления, в отд. случаях - вплоть до министерств.

В области управления Э. р. освободила гос. органы от мелочной опеки предприятий, сосредоточив централизованное руководство на решении наиболее существ, перспективных вопросов развития произ-ва, а также вопросов более широкого применения экономич. методов управления, позволяющих обеспечивать рост эффективности произ-ва путём воздействия на интересы экономические коллективов производителей. Большое, значение в ходе проведения хоз. реформы имело восстановление и усиление отраслевого управления, сокращение управленч. звеньев путём создания производств, и научно-производств., всесоюзных (респ.) пром. объединений. Распоряжение увеличенными фондами предприятий повысило реальное значение экономич. деятельности профсоюзов и др. орг-ций трудящихся на предприятиях. Э. р. способствовала развитию социалистического соревнования.

В ходе Э. р. усилилась роль централизов. планирования. Совершенствование и сокращение числа централизованно утверждаемых плановых показателей деятельности предприятий дало возможность сосредоточить усилия гос. плановых органов на обеспечении нар.-хоз. пропорций и темпов развития экономики, осн. направлений научно-технич. прогресса, рационального размещения произ-ва. Расширились плановые функции предприятий (объединений), мин-в, увеличились оперативно-хоз. самостоятельность и инициатива производств, единиц. Введение новых показателей и нормативов [плата за фонды, фиксированные (рентные) платежи, нормативы образования поощрительных фондов] обеспечило органич. связь системы планирования с экономич. стимулированием.

Важная составная часть Э. р.- реформа оптовых цен. Внедрение действенного хозрасчёта потребовало более полного отражения в ценах общественно необходимых затрат труда на произ-во продукции, ликвидации убыточности отд. отраслей нар. х-ва, усиления стимулирующего воздействия цен на повышение качества продукции, изменение её ассортимента. Реформа оптовых цен (1967) позволила осуществить переход к планированию цен с учётом фондоёмкости производства. В ходе Э. р. существенно расширилось использование товарно-ден. отношений и стоимостных категорий в нар. х-ве. Ссылаясь на это, бурж. экономисты пытались извратить содержание реформы, истолковать её как отказ от коренных устоев социализма, от марксистско-ленинских принципов экономич. строительства нового общества, эволюцию в сторону капитализма или некую "либерализацию" социализма, как свидетельство "конвергенции" двух систем. Жизнь, однако, показала, что Э. р. является дальнейшим развитием конкретных форм организации социалистич. произ-ва, направленным на совершенствование и последовательное осуществление принципов хозяйствования, разработанных В. И. Лениным и обогащённых практикой хоз. стр-ва в СССР и др. социалистич. странах.

Осуществление Э. р. стало фактором повышения эффективности общественного производства, роста экономического потенциала страны на этапе развитого социализма. Вместе с тем совершенствование экономических отношений не ограничивается мероприятиями, проведёнными в рамках Э. р. В ходе коммунист. ческого строительства происходит дальнейшее совершенствование управления экономикой, механизма и методов хозяйствования.

Лит.: Пленум ЦК КПСС, 24-26 марта 1965 г. Стенографический отчет, M., 1965; О созыве очередного XXIII съезда КПСС. Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Постановления Пленума ЦК КПСС, принятые 29 сентября 1965 г., M., 1966; Материалы XXIII съезда КПСС, M., 1966; Материалы XXIV съезда КПСС, M., 1974; Материалы XXV съезда КПСС, M., 1977; Герцович Г. Б., Совершенствование методов хозяйствования в европейских странах - членах СЭВ, M., 1968; Экономическая реформа: ее осуществление и проблемы, M., 1969; Основы и практика хозяйственной реформы в СССР, M., 1971; Хозрасчет в современных условиях управления промышленностью, Л., 1972; Хозяйственный расчет в социалистической экономике, M., 1976. А. С.Диесперов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА, часть статистической науки, изучающая количеств, сторону экономич. процессов и явлений, происходящих в нар. х-ве, в неразрывной связи с их качеств, содержанием. В отличие от отраслевых статистик, изучающих процессы, происходящие в экономике отд. отраслей (см. Статистика промышленности, Статистика сельского хозяйства, Статистика труда), Э. с. занимается комплексным изучением нар. х-ва в целом.

Теоретич. основа Э. с.- марксистско-ленинская политич. экономия. Политич. экономия исследует и выявляет наиболее существ. особенности общественно-производств. отношений, раскрывает законы, управляющие произ-вом и распределением материальных благ, а Э. с., основываясь на этих положениях, даёт количественную характеристику явлений и процессов, происходящих в нар. х-ве, и показывает при помощи экономико-статистич. показателей, как в конкретных условиях места и времени осуществляются процессы развития обществ, произ-ва. Э. с. призвана дать, по определению В. И. Ленина, "статистическое выражение" явлений и закономерностей общественно-экономич. развития общества (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 206). Осн. условие науч. организации Э. с.- предварительный всесторонний социально-экономический анализ изучаемых явлений.

Э. с. не только составная часть статистич. науки, но и важнейшая отрасль практич. деятельности. Как самостоят, науч. и уч. дисциплина Э. с. начала формироваться в СССР ещё до Великой Отечеств, войны 1941-45, но наибольшее развитие получила в послевоен. годы. Исследуя экономич. процессы, собирая, обрабатывая и анализируя полученные статистич. данные, Э. с. широко пользуется методами массового статистич. наблюдения, группировок, индексным методом, методом анализа рядов динамики, балансовым методом и др. Всё большее распространение получают экономико-математич. методы исследования с применением ЭВМ. В социалистич. обществе Э. с.- важное орудие управления и планирования нар. х-вом. Она характеризует состояние и развитие социалистич. экономики, ход выполнения нар.-хоз. планов, соотношения в развитии отраслей х-ва, повышение нар. благосостояния, внедрение новой техники, размещение производительных сил в стране и др. К числу важнейших задач Э. с. относится экономико-статистич. характеристика эффективности обществ, произ-ва и повышения качества работы во всех звеньях нар. х-ва.

В бурж. статистике нет Э. с. как самостоятельной науч. дисциплины, комплексно изучающей процессы и явления обществ, воспроиз-ва. Э. с., или хоз. статистика, рассматривается в статистич. литературе капиталистич. стран как применение общих методов статистики и матем. статистики к измерению экономич. явлений.

Система показателей Э. с. всесторонне характеризует процессы и явления в области экономики. Определяющими являются комплексные, обобщающие показатели развития экономики и роста материального благосостояния народа: совокупный общественный продукт, национальный доход, реальные доходы населения, непроизводств, потребление, накопление, национальное богатство и его составные элементы, общественная производительность труда и др. Разрабатываемые Э. с. общие принципы построения системы экономич. показателей и методология их исчисления применяются отраслевыми статистиками. Осн. раздел Э. с.- баланс народного хозяйства СССР, позволяющий выявить пропорциональность и сбалансированность в развитии экономики.

Лит.: Курс экономической статистики, 5 изд., M., 1975; Экономическая отатистика, 2 изд., M., 1976. M. P. Эйдельман.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА, см. в ст. Базис и надстройка.

"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА" КЕНЭ, главная работа основоположника школы физиократов Ф. Кенэ, в к-рой впервые была сделана попытка провести анализ обществ, воспроиз-ва с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами обществ, произ-ва. Написана в 1758. Исходя из ошибочной теории "чистого продукта", к-рый, по утверждению Кенэ, создаётся только в с. х-ве, и деления общества на 3 класса - производительный (фермеры и сел. наёмные рабочие), собственников (землевладельцы и король) и "бесплодный" класс (промышленники, купцы, ремесленники и наёмные рабочие в пром-сти), Кенэ представляет обращение годового продукта след. образом. До начала процесса обращения класс фермеров уплачивает классу землевладельцев ренту, к-рую Кенэ считал единств, формой "чистого продукта", в сумме 2 млрд. ливров. Само обращение состоит из 5 актов: 1) класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 млрд. ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается 1 млрд. ливров и 1/5 годового продукта выходит из обращения; 2) класс землевладельцев на 2-й млрд. ливров полученной ренты покупает у "бесплодного" класса пром. изделия; 3) класс "бесплодных" на полученный за свои товары 1 млрд. ливров покупает у класса фермеров продукты питания. T. о., к классу фермеров возвращается 2-й млрд. ливров и 2/5 части продукта выходят из обращения; 4) класс фермеров покупает у "бесплодного" класса на 1 млрд. ливров пром. изделий, идущих на восстановление инструментов и материалов, стоимость к-рых вошла в стоимость произведённого годового продукта; 5) класс "бесплодных" на этот 1 млрд. ливров закупает сырьё у класса фермеров. T. о., обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов с. х-ва и пром-сти как предпосылку возобновления произ-ва.

К. Маркс подверг критике недостатки и противоречия "Э. т." К. Построенная на теории "чистого продукта" и неправильном классовом делении общества, "Э. т." К. не отражала механизма капиталистич. воспроиз-ва и его противоречий, однако практич. рекомендации, вытекающие из неё, носили прогрессивный, антифеод, характер.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1-2, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23-24; его же, Теории прибавочной стоимости [IV том "Капитала"], там же, т. 26, ч. 2; Э н г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; А в и к и н А. В., Юность науки, M., 1970.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, отношение между получаемыми результатами произ-ва - продукцией и материальными услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств произ-ва - с другой. При социализме повышение Э. э.- важнейший показатель развития экономики (см. Экономическая эффективность социалистического производства). При капитализме для предпринимателя затраты имеют форму авансируемого им осн. и оборотного капитала, а результаты - форму прибыли. Сопоставление затрат и результатов по отчётным и статистич. данным на отраслевом и нар.-хоз. уровнях используется в практике управления капиталистич. фирмами, осн. мотив деятельности к-рых - стремление к максимизации прибыли.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, показатель, характеризующий планомерные связи и количеств, соотношения между затратами социалистич. общества на расширение и простое воспроизводство осн. фондов и получаемыми от этого результатами. Непосредств. результат капитальных вложений - ввод в действие производств. мощностей и непроизводств, объектов, конечный результат - прирост продукции и материальных услуг, а в целом - прирост национального дохода. Разработанные сов. экономистами теория и методы определения Э. э. к. в. обосновывают выбор оптимальных вариантов капиталовложений на стадиях перспективного и текущего планирования и проектирования, а также непосредственно в процессе управления предприятиями (объединениями), отраслями и комплексными целевыми программами развития экономики.

В 1951-76 капитальные вложения в СССР составили 1460 млрд. руб., а ввод в действие осн. фондов - 1351 млрд. руб. Общая величина осн. фондов, производственных и непроизводственных, в результате капитальных вложений увеличилась за тот же период в 8 раз, чистая же продукция (нац. доход) выросла в 7 раз. Капитальные вложения в осн. производств, фонды составляют св. 2/з всех вложений.

Эффект (результат) производств, капитальных вложений в масштабе нар. х-ва, его отраслей, а также отд. подотраслей, где налажен соответств. учёт, проявляется в росте продукции валовой и конечной, а также чистой (т. е. нац. дохода) в стоимостном и натуральном выражении; эффективность же измеряется отношением результата (продукции) к вызвавшим его затратам (вложениям). В тех отраслях и подотраслях, а также на предприятиях (объединениях), где чистая продукция (нац. доход) не исчисляется, в качестве показателя эффекта используется прибыль, а эффективность принимается как отношение прибыли к стоимости фондов или отношение прироста прибыли к приросту стоимости фондов (или капитальных вложений). Количественно этот показатель не отражает всей Э. э. к. в., т. к. не включает значит, части чистого продукта (заработную плату, обществ, фонды потребления), но позволяет судить о её динамике.

Эффект непроизводств, капитальных вложений выражается в росте услуг, удовлетворяющих непроизводств, социально-культурные потребности (жилищные, бытовые, образование, здравоохранение), а эффективность измеряется отношением натуральных результатов (площадь жилых домов, число мест в школах, число коек в больницах и т. п.) к затратам (вложениям).

Определение абсолютной (общей) эффективности капитальных вложений (отношения эффекта к затратам) имеет большое значение для планирования воспроиз-ва обществ, продукта и его анализа, особенно в связи с задачей повышения эффективности обществ, произ-ва в условиях полной занятости рабочей силы и растущего использования природных ресурсов (см. Экономическая эффективность социалистического производства). По отраслям и предприятиям используются показатели фондоотдачи или фондоёмкости, к-рые сопоставляются с показателями себестоимости продукции. Рост фондоёмкости (или снижение фондоотдачи) может компенсироваться снижением текущих затрат и окупаться в течение нормативного срока. В этом и заключается проблема окупаемости капитальных вложений.

Э. э. к. в., как производственных, так и непроизводственных, зависит в большой мере от снижения фактич. затрат на стр-во, повышения его качества, сокращения сроков стр-ва, степени освоения производств, мощностей и достижения проектных экономич. показателей.

Различаются плановая и фактич. эффективность капитальных вложений. Плановая - задаётся планом исходя из возможностей использования внутр. ресурсов произ-ва, повышения производительности труда, снижения материалоёмкости и фондоёмкости продукции, а также достижений технич. прогресса и увеличения масштабов произ-ва. Величина плановой эффективности определяется из соотношения планового эффекта и затрат. Фактическая - определяется сопоставлением отчётных данных о затратах с данными об эффекте по нар. х-ву, по отраслям и предприятиям.

Сравнительная Э. э. к. в. применяется для выбора наилучшего из возможных плановых и проектных вариантов капитальных вложений, имеющих целью осуществление поставленной нар.-хоз. задачи по произ-ву продукта для удовлетворения данной потребности. Для этого сопоставляются по вариантам капитальные вложения и текущие затраты и выбирается вариант, наилучший по срокам окупаемости или по приведённым затратам. Для расчётов сравнит, эффективности большое значение имеет правильное определение нормативного коэфф. эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости). Норматив сравнит, эффективности используется для приведения капитальных вложений к годовой размерности и суммирования с текущими затратами. Он устанавливается на уровне той минимально допустимой экономии текущих затрат или прибыли по отношению к вложениям, при к-рой данное вложение признаётся целесообразным для осуществления. Согласно Типовой методике определения эффективности капитальных вложений, нормативный коэфф. сравнит, эффективности по нар. х-ву может быть корректирован в отраслевых инструкциях по определению эффективности с учётом особенностей отраслей и р-нов (различия в заработной плате, технич. составе фондов, косвенном нар.-хоз. эффекте, климатич. условиях и т. д.).

Для приведения разновременных затрат к единому сроку в Типовой методике предусмотрено дисконтирование по сложным процентам. Норматив дисконтирования отражает среднее по нар. х-ву накопление по отношению к производств, фондам и находится поэтому в соответствии с темпом роста обществ, произ-ва. Капитальное вложение к концу 1-го года вместе с приростом превращается в K(1 + В); эта величина, вложенная вновь, к концу 2-го года превращается в K(1 + B)(1 + В) или K(1 + B)2, а к концу n-го года - в K(1 + B)n.

О