БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321оюзный классификатор технико-экономич. показателей (ОКТЭП), к-рый займёт центр, место в ECKK и создаст предпосылки её развития в направлении формирования совместимых информац. языков для описания Э. и. в условиях широкого применения ЭВМ. Наряду с ECKK создаётся комплекс унифицированных систем документации (УСД), в т. ч. учётной, отчётной, плановой, проектно-конструкторской, технологич. и др.

Типичной для Э. и. формой выражения количеств, данных является показатель. Последний понимается либо как переменная величина, характеризующая одно из свойств отображаемого экономич. объекта, либо как конкретное количеств, значение этой переменной величины. Качественно показатель определяется набором содержательных признаков, количественно - методикой измерения (расчёта). Показатели Э. и. посредством фиксации разнообразных взаимосвязей между ними объединяются в систему показателей, к-рая образует методологич. основу всей системы сбора и обработки Э. и., обеспечивает сводимость и сопоставимость всех количеств, данных.

В системе управления нар. х-вом функции, реализуемые разными органами управления, связываются потоками Э. и. Последние, в свою очередь, отображают всю функциональную и организационную структуру управления. Потоки Э. и. характеризуются направлением, составом, интенсивностью, временным режимом. По направлению различаются горизонтальные потоки Э. и. (связывают органы управления одного уровня) и вертикальные (восходящие и нисходящие, связывают органы управления разных уровней). Состав потоков информации определяется содержанием передаваемых в нём сообщений, интенсивность - объёмом данных, передаваемых в единицу времени. Временной режим может быть непериодический (случайный, по отклонениям) и периодический (суточный, месячный, годовой и т. п.).

В обороте Э. и. наибольший удельный вес занимают данные первичного и бухгалтерского учёта (внутри предприятий), трансп. и платёжно-расчётная документация (в обороте между предприятиями), бухгалтерская и статистич. отчётность, плановые и нормативные документы, данные оперативного управления. По данным различных обследований, годовой внутрихоз. оборот фиксированных экономич. сведений в рамках пром. предприятия колеблется от 50 до 2000 тыс. документов (3,5-100 млн. показателей). Внеш. оборот (объём входных и выходных данных) пром. предприятия составляет примерно 100 тыс. документов и 1000 тыс. показателей в год, в т. ч. трансп. в платёжно-расчётная документация составляет 80-90% по числу документов и 40-50% - по числу показателей. Пром. предприятие представляет статистич. и бухгалтерскую отчётность в ср. объёме 60-80 тыс. показателей за год. Крупнейшим центром переработки Э. и. является сеть учреждении Госбанка СССР, к-рые ведут более 1 млн. счетов для 570 тыс. предприятий и орг-ций, концентрируя при этом сведения обо всех осн. процессах произ-ва, распределения и обращения обществ, продукта. Гл. методич. и организац. центр учётно-статистич. Э. и.- ЦСУ СССР.

Осн. направления развития системы Э. и. определяются задачами совершенствования управления нар. х-вом и формирования его новой технич. базы. Усложнение функций управления требует повышения полноты, своевременности, достоверности Э. и., а внедрение совр. ЭВМ, средств связи и т. п. создаёт предпосылки для удовлетворения этих требований. Качеств, изменения в системе Э. и. связаны с последовательным созданием в соответствии с решениями 24- 25-го съездов КПСС общегос. системы сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления (ОГАС). При этом поэтапно осуществляется интеграция системы Э. и. на новой технич. основе, к-рая обеспечит комплексное использование необходимого минимума собираемых данных, макс, возможное извлечение из них полезной информации для решения многообразных задач управления.

Лит.: M а и м и н а с E. 3., Процессы планирования в экономике: информационный аспект, 2 изд., M., 1971; Экономическая информация. Методологические проблемы, M., 1974; Я с и н E. Г., Экономическая информация. Что это такое?, M., 1976. Е.Г.Ясин.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАРТОГРАФИЯ,раздел картографии, связанный с экономич. географией и нар.-хоз. практикой. В задачи Э. к. входит разработка теории, методики и практики создания и использования экономико-географических карт и атласов.

Э. к. в СССР сформировалась в нач. 30-х гг. 20 в. в связи с ростом потребностей в экономич. картах в условиях быстрого развития х-ва республик, экономич. районов и отраслей нар. х-ва, пропаганды достижений сов. экономики и изучения экономич. географии в учебных заведениях. Большой вклад в становление и развитие Э. к. внесли H. H. Баранский, А. И. Преображенский, M. И. Никишов, В. П. Коровицын и др.

Развитие совр. Э. к. определяют активизация теоретич. и методич. исследований в области экономич. географии и картографии, применение достижений научно-технич. революции в связи с решением задач планирования и прогнозирования развития производит, сил, формирование терр.-производств, комплексов, решение долгосрочных экономич. программ, сочетание отраслевого и терр. управления произ-вом, развитие районных планировок и охраны окружающей среды. См. Картография.

Лит.: Баранский H. H., Экономическая картография, в. 1, 3, M., 1939-40; Баранский H. H., Преображенский А. И., Экономическая картография, M., 1962; Новое в тематике, содержании и метода составления экономических карт. Сб. под ред. И. M. Маергойза, M.,1970; то же, 1970-1973, M., 1974. А. А. Лютый.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ, теоретическое (абстрактное) выражение реально существующих производственных отношений. Научный анализ Э. к. как способа отражения объективного мира в системе науч. понятий был впервые дан марксизмом. Э. к. в соответствии с методом политической экономии выступают как ступени познания производств, отношений, выражают явления и процессы, свойственные каждому ист. этапу развития обществ, произ-ва.

Э. к. образуют систему, в к-рую входят: общие Э. к., свойственные всем способам производства (разделение труда, необходимый продукт и др.), особенные Э. к., присущие нескольким способам произ-ва (напр., категории товарно-ден. отношений - товар, стоимость, цена), и специфические Э. к., относящиеся только к определённому способу произ-ва (феодальная рента, капитал, прибавочная стоимость, планомерность, осн. фонды и др.). Э. к. различаются также по глубине отражения производств, отношений, т. е. выражают сущность экономич. процессов или явления, расположенные ближе к поверхности хоз. жизни (напр., стоимость и цена, прибавочная стоимость и прибыль, планомерность и планирование, распределение по труду и конкретные формы заработной платы).

Э. к. используются при анализе реальных субъектов обществ, произ-ва, к-рые выступают в политич. экономии олицетворением или персонификацией объективных производств, отношений. В условиях товарного произ-ва, основанного на частной собственности на средства произ-ва, происходит овеществление производств, отношений, выражающееся в товарном фетишизме, при этом Э. к. создают искажённое представление о действительности: отношения между людьми выступают как отношения между вещами.

Производств, отношения во всяком обществе выступают как интересы экономические. Науч. выделение и анализ Э. к. предполагают изучение с их помощью взаимодействия и реализации последних в том или ином обществе.

Э. к. занимают видное место в процессе познания и использования экономических законов, особенно в условиях социализма, где стихийное регулирование произ-ва через конкуренцию сменяется планомерным и сознательным использованием экономич. законов с помощью планового управления нар. х-вом.

Политич. экономия как наука и учебный курс разрабатывает целостную, взаимосогласованную систему Э. к. и законов данного способа произ-ва. Выделение исходной и основной Э. к. имеет принципиальное значение. Применительно к анализу капиталистич. способа произ-ва эта задача была решена К. Марксом, учение к-рого получило дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина, в частности в созданной им теории империализма. Разработкой системы Э. к. социализма занимается коллектив учёных-марксистов социалистич. стран.

Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К, иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; е г о же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 27; Румянцев A. M., О категориях и законах политической экономии коммунистической формации, M., 1965; О системе категорий и законов политической экономии, под ред. H. А. Цаголова, M., 1973. Л. И.Абалкин.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ АФРИКИ (ЭКА), региональный орган; создан в 1958 Экономическим и социальным советом ООН. Членами ЭКА являются независимые афр. гос-ва (кроме ЮАР и Юж. Родезии). Осн. функции комиссии: изучение проблем экономич. и социального развития стран Африки, содействие их экономич. развитию и укреплению экономич. связей друг с другом, а также с другими странами; разработка рекомендаций и консультаций для членов ЭКА по вопросам, входящим в её компетенцию; проведение соответств. исследований, составление обзоров, докладов и др. информац. материалов и др. Высший орган ЭКА - пленарная сессия, созываемая раз в 2 года; в период между сессиями - Технич. комитет экспертов (созывается ежегодно) и Исполнит, комитет (собирается 2 раза в год). Исполнит, орган ЭКА - Секретариат (находится в Аддис-Абебе). Имеются 4 субрегиональных отделения ЭКА: для Сев. Африки - в Танжере (Марокко), Зап. Африки - в Ниамее (Нигер), Вост. Африки - в Лусаке (Замбия), Центр. Африки - в Киншасе (Заир).

В рамках ЭКА функционируют Африканский банк развития, Африканский ин-т экономич. развития и планирования.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ ЕВРОПЫ (ЭКЕ), региональный орган; создан в 1947 Экономическим и социальным советом ООН. Членами ЭКЕ являются 32 европ. гос-ва (в т. ч. СССР, БССР, УССР), а также США и Канада. Задачи ЭКЕ: содействие торговле (в частности, между гос-вами с разным социальным строем), долгосрочное экономич. прогнозирование и планирование, научно-технич. сотрудничество, проблемы окружающей среды и т. д., дача рекомендаций гос-вам - членам ЭКЕ по вопросам, входящим в её компетенцию.

Высший орган ЭКЕ - пленарная сессия (созывается, как правило, 1 раз в год). В период между сессиями практич. работу ведут вспомогат. органы (комитеты, подкомитеты, совещания экспертов, группы и т. д.) по отд. отраслям экономики: напр., комитеты по электроэнергии, чёрной металлургии, стали, углю, газу, хим. пром-сти, с. х-ву, лесоматериалам, жилищному стр-ву и планированию, развитию торговли, внутр. транспорту, проблемам водных ресурсов, Совещание гл. экономич. советников, Совещание гл. правительств, советников по науке и технике, Совещание гл. советников гос-в - членов ЭКЕ по окружающей среде, Конференция европ. статистиков.

Исполнит. орган ЭКЕ - исполнит. Секретариат с пребыванием в Женеве. Секретариат ежегодно издаёт "Обзор экономического положения Европы", ежеквартальный "Европейский экономический бюллетень", а также различные обзоры, статистич. бюллетени по отд. отраслям экономики.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ ЗАПАДНОЙ АЗИИ (ЭКЗА), региональный орган; создан в 1973 Экономическим и социальным советом ООН. Членами комиссии являются 12 араб. стран Азии: Бахрейн, Иордания, Ирак, Йеменская Арабская Республика, Катар, Кувейт, Ливан, Народная Демократическая Республика Йемен, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия и Сирия. ЭКЗА призвана изучать проблемы экономич, и со циального развития стран данного региона, подготавливать рекомендации странам-членам, составлять обзоры и исследования и распространять их среди своих членов и др.

Высший орган ЭКЗА - пленарная сессия (созывается, как правило, 1 раз в год). Исполнит, орган ЭКЗА - Исполнит, секретариат.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ООН ДЛЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ (ЭКЛА), региональный орган; создан в 1948 Экономическим и социальным советом ООН. Членами ЭКЛА являются гос-ва Лат. Америки, а также США, Великобритания, Франция, Нидерланды и Канада. ЭКЛА призвана разрабатывать и осуществлять мероприятия, содействующие экономич. развитию гос-в Лат. Америки, укреплению их взаимного экономич. сотрудничества, а также сотрудничества с государствами других континентов. В этих целях ЭКЛА проводит исследования экономич., социальных и технич. проблем, собирает, обобщает и распространяет информацию и статистич. материалы по указанным вопросам, оказывает консультативную помощь и рекомендации гос-вам - членам ЭКЛА по всем вопросам, входящим в её компетенцию.

Высший орган ЭКЛА - пленарная сессия (созывается 1 раз в 2 года); в период между сессиями периодически созывается комитет по рассмотрению хода работы ЭКЛА и подготовке отчёта ЭКЛА для Экономич. и социального совета ООН. Постоянный исполнит, орган - Секретариат с местонахождением в Сантьяго (Чили); имеет отделения в Мехико, Вашингтоне, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Боготе и Порт-оф-Спейне.

В рамках ЭКЛА функционируют вспомогат. органы: Комитет по экономич. сотрудничеству стран Центр. Америки, Комитет по торговле, Межправительств, комитет по оценке положения региона в рамках междунар. развития. Под эгидой ЭКЛА действуют Латиноамер. ин-т экономич. и социального планирования и Латиноамер. демографич. центр.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЛИ, определение сравнительной ценности земли как средства произ-ва в с. х-ве в зависимости от её плодородия (естеств. и искусств.), различных природно-экономич. условий данного р-на и расположения зем. участков. Э. о. з. осуществляется гл. обр. на основе агропроизводств. группировки почв при их бонитировке (см. Бонитировка почвы). Оценка земли в баллах даёт представление о ней и о том, какие требования можно предъявить к х-ву в отношении доходности, урожайности, налогообложения и т. п. В условиях капитализма Э. о. з. оказывает решающее влияние на цену земли и арендную плату. В СССР проведение Э. о. з. предусмотрено "Основами земельного законодательства Союза CCP и союзных республик" (1968). Данные об Э. о. з. фиксируются в земельном кадастре.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, система экономич. мероприятий, осуществляемых гос-вом в интересах господствующего класса в досоциалистич. формациях, в интересах всего общества - при социализме, область экономич. науки. Социальное содержание Э. п., её цели и выбор средств их достижения определяются характером обществ, строя, отношениями собственности на средства произ-ва; как всякая политика она является концентрированным выражением экономики, исторически определённого способа произ-ва. На Э. п., вырабатываемую стоящей у власти политич. партией, оказывают влияние MH. факторы: соотношение классовых сил, степень развития классовой борьбы в стране и на междунар. арене, состояние мира или войны и т. п.

Зарождение Э. п. относится к периоду возникновения классов и образования государства. В классово-антагонистич. обществе она служит выражением интересов эксплуататорских классов, средством их защиты и реализации. При рабовладельч. и феод, строе ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием ден. обращения. В период становления капиталистич. способа произ-ва бурж. гос-во осуществляло меры по созданию и развитию мануфактур, вырабатывало законы, закрепляющие господство капитала над наёмным трудом; широкое развитие получили меркантилизм и протекционизм. Рост пром. буржуазии вызвал к жизни политику свободного предпринимательства и фритредерство. Э. п. бурж. гос-ва в этот период отражала ист. условия капитализма свободной конкуренции. В эпоху империализма бурж. гос-во всё более активно вторгается в процесс капиталистич. воспроиз-ва. Гос. монополистич. регулирование представляет сложный механизм социально-экономич. и политич. маневрирования, осуществляется в интересах сохранения капиталистич. х-ва. Оно включает программирование экономики, развитие гос. сектора, систему субсидий, антиинфляц. мероприятия, кредитно-финанс. деятельность, направленную на внешнеэкономич. экспансию (налоговая льгота для монополий-экспортёров, правительств, гарантии экспорта, таможенная политика и т. д.), и др. меры. Монополии капиталистич. стран действуют на междунар. арене в значит, степени через гос. аппарат. После 2-й мировой войны 1939-45 возникли и получили широкое распространение межгос. монополистич. орг-ции, охватывающие целые отрасли (напр., Европейское объединение угля и стали), или более общего характера (см. Европейское экономическое сообщество, Интеграция экономическая).

Э. п. бурж. гос-в и партий в эпоху империализма отражает процесс приспособления капитализма к новым ист. условиям. Однако она не способна обеспечить планомерного развития х-ва в масштабе всего общества, стабилизации капитализма как системы; общий кризис капитализма продолжает углубляться. Э. п. буржуазных гос-в в целом противоречит коренным интересам трудящихся и потому ведёт к обострению классовых противоречий.

В развивающихся странах, проводящих независимый курс, Э. п. направлена на ограничение всевластия иностр. монополий, создание гос. сектора экономики, развитие пром. произ-ва, проведение агр. реформ. Эти страны выступают за установление нового междунар. экономич. порядка: справедливого и равноправного междунар. разделения труда и внешнеэкономического обмена.

Принципиально иную роль играет Э. п. в условиях социализма, основанного на обществ, собственности на средства произ-ва и развивающегося планомерно, путём сознательного использования экономич. законов. Проводя Э. п., социалистич. гос-во регулирует материальное произ-во - основу развития общества - и тем самым определяет перспективы и темпы социального прогресса; непосредственно воздействует на изменение социальной структуры общества и рост благосостояния народа, обеспечивает решение коренных социально-экономич. задач коммунистич. строительства. Своими успехами в этом строительстве социалистич. страны оказывают определяющее влияние на мировое развитие.

Принципиальные установки по вопросам Э. п., экономич. стратегия и очередные задачи определяются коммунистич. и рабочими партиями социалистич. стран, прежде всего - на парт, съездах, пленумах центр, руководящих парт, органов. Э. п. коммунистич. партий, базирующаяся на марксистско-ленинской теории, выражает коренные интересы трудящихся масс во главе с рабочим классом, всех слоев и социальных групп социалистич. общества; её отличают научность, реализм, целеустремлённость и последовательность. Важнейшие принципы Э. п. социалистич. гос-ва были разработаны В. И. Лениным. Принципиальные установки по вопросам Э. п. конкретизируются и осуществляются в деятельности социалистич. гос-ва через систему управления и планирования нар. х-ва. Долгосрочные, пятилетние и годовые планы, разрабатываемые гос-вом, отражают условия и особенности того или иного периода развития страны (см. Планирование народного хозяйства, Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР). Применительно к специфич. условиям, к-рые складывались в первые годы после победы Великой Окт. социалистич. революции в России, Коммунистич. партия и Сов. гос-во осуществляли политику "военного коммунизма" и новую экономическую политику. В результате проведения индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и осуществления культурной революции была создана мощная индустрия, преодолена многовековая отсталость страны, что обеспечило победу социализма. С кон. 30-х гг. Э. п. КПСС и Сов. гос-ва была направлена на укрепление победившего социализма и построение развитого социалистич. общества, расширение и укрепление материально-технич. базы социализма, совершенствование социалистич. производств, отношений, повышение жизненного и культурного уровня трудящихся. До сер. 50-х гг. осн. часть фонда накопления страны направлялась на ускорение темпов развития тяжёлой пром-сти, что было вызвано необходимостью восстановления нар. х-ва, разрушенного во время Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45, укрепления экономич. и оборонной мощи Сов. страны и всей мировой системы социализма. С сер. 50-х гг. Сов. гос-во уже имело возможность выделить больше средств для развития лёгкой пром-сти, жил. стр-ва, с. х-ва. В кон. 50-х гг. укрепилась материально-технич. база социализма, СССР превратился в могучую и несокрушимую державу; полностью и окончательно победил социализм.

Построение развитого социалистич. общества в СССР обусловило необходимость разработки долговрем. ориентации Э. п., экономич. стратегии в новых условиях. При общем подъёме экономики обнаружилось, что применявшиеся методы планирования и экономич. стимулирования произ-ва не соответствовали новому, более высокому уровню производит, сил, стали сдерживать их развитие. Поэтому в 60-70-х гг. гл. внимание партии и гос-ва было сосредоточено на решении коренных вопросов совершенствования производств, отношений, улучшении системы управления нар. х-вом, планирования и стимулирования произ-ва. Это нашло отражение в документах Мартовского (1965) и Июльского (1970) пленумов ЦК КПСС по развитию с.-х. произ-ва; пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР (1966) о внедрении ежемесячной гарантированной оплаты труда колхозников; Сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС по совершенствованию планирования и усилению экономич. стимулирования пром. произ-ва; пост. ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР (1973) по дальнейшему улучшению управления пром-стью. Экономич. стратегия, соответствующая условиям и задачам развитого (зрелого) социализма, была выработана 24-м и 25-м съездами КПСС. "Как и всякая стратегия, экономическая стратегия партии начинается с постановки задач, с выдвижения фундаментальных, долговременных целей... Экономическая стратегия включает в себя и четкое определение средств, тех путей, которые ведут к поставленным целям" (Материалы XXV съезда КПСС, 1977, с. 39, 40). На Октябрьском (1976) пленуме ЦК КПСС, одобрившем десятый пятилетний план, были определены узловые вопросы развития экономики, разработана эффективная тактика решения хоз.-политич. задач.

Высшая цель Э. п. социалистич. гос-ва и партии - неуклонный подъём материального и культурного уровня жизни народа. Построение развитого социализма расширяет возможности для её реализации. Создаются условия для более полного удовлетворения возрастающих материальных и духовных потребностей народа, улучшения социально-экономич. и производств, условий труда, совершенствования социалистич. образа жизни и социальной структуры сов. общества, сближения уровня благосостояния и культуры, условий труда и быта различных социальных групп города и деревни. Долговременные цели Э. п. конкретизируются в социальной программе пятилетних планов (напр., Программа социального развития и повышения уровня жизни народа в 10-й пятилетке, определённая 25-м съездом КПСС).

Среди средств, к-рые используются для достижения поставленных целей, на первый план выдвигаются повышение эффективности обществ, произ-ва на основе его интенсификации, ускорение научно-технич. прогресса, рост производительности труда и всемерное улучшение качества работы во всех звеньях нар. х-ва, соединение достижений научно-технич. революции с преимуществами социализма. Курс на повышение эффективности обществ, произ-ва обусловлен как долговременными задачами создания материально-технической базы коммунизма, достижения победы в экономич. соревновании с капиталистич. системой, так и специфич. условиями развития нар. х-ва на совр. этапе, в частности ограниченностью воз