БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ХРАМОВАЯ МУЗЫКА, культовая музыка.
ЦИНКА СУЛЬФИД, сернистый цинк, ZnS, белый порошок.
ЧЕРСКОГО ХРЕБЕТ, цепи Черского, горная система на С.-В. СССР.
ЧУВАШСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. H. Ульянова.
ТАМОЖНЯ (от тамга), гос. учреждение, контролирующее провоз грузов.
ШТЕТТИНСКИЙ МИР 1570, между Швецией и Данией.
ЭКСПОНОМЕТРИЯ, раздел фотографии, в к-ром определяют условия экспонирования.
ЭССЕ (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание), прозаич. сочинение.
ТЕАТР ТЕНЕЙ, вид театр, зрелища.
ЕККЕ, текийе, завие (тур. tekke, zaviye), обитель мусульм. дервишей в Турции.


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

2197031823552198549321BR>ЭКЗЕРСИС, экзерсиз (франц. exercice, от ехегсег - упражнять, развивать путём упражнений), комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Э. выполняются у "станка" (прикреплённой кронштейнами к стене палке) и на середине учебного зала. Ежедневные Э. состоят из одних и тех же элементов.

ЭКЗЕРЦИЦИИ (от лат. exercitium - упражнение)(устар.), упражнения (напр., военные Э.).

ЭКЗИНА (англ, exine или extine, от лат. extimus - внешний), наружный слой оболочки пыльцевого зерна (микроспоры) семенных растений. У MH. растений Э. снаружи имеет бугорки, сетчатые утолщения и т. п., образующие характерный для определённых видов растений рисунок, по к-рому нередко можно определить, к какому виду растений принадлежит данная пыльца. Cp. Интина.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-18 в России (Л. Шестов, H. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (M. Хайдеггер, К. Ясперс, M. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939-45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, M. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40- 50-х гг. Э. получил распространение и в др. европ. странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии - Э. Кастелли, H. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок X. Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. близки религ.-филос. направления: франц. персонализм (Э. Мунье, M. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, P. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, M. де Унамуно, Ф. M. Достоевского и Ф. Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.

Расходясь с традицией рационалистич. философии и науки, трактующей опосредование как осн. принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредств. нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (к-рая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже филос. средствами). Для описания её структуры MH. представители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологич. методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое - интенциональность. Экзистенция "открыта", она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру в Сартру, экзистенция есть бытие, иаправленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., к-рые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в "пограничной ситуации" (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

Определяя экзистенцию через её конечность, Э. толкует последнюю как временность, точкой отсчёта к-рой является смерть. В отличие от физич. времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты подчёркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как "решимость", "проект", "надежда", отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно Э., в том, что оно всегда находит себя в определённой ситуации, в к-рую оно "заброшено" и с к-рой вынуждено считаться. Принадлежность к определённому народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологич., психологич. и др. качеств, всё это - эмпирич. выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть "бытие-в-мире". Временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы её конечности.

Др. важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы. В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма философствования у представителей Э. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифо-поэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно познать, а можно лишь "намекнуть" на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критич. характер.

Э. отвергает как рационалистич. просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для к-рой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его "сущностных" сил. Свобода, согласно Э.,- это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в "направленности-на", в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями Э. определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку "человек обречён быть свободным". Свобода предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, к-рое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в к-рый при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название "man": это безличный мир, в к-ром всё анонимно, в к-ром нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в к-ром все "другие" и человек даже по отношению к самому себе является "другим"; это мир, в к-ром никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название "мира объективации", признаки к-рого: "...1) отчуждённость объекта от субъекта; 2) поглощённость неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность" ("Опыт эсхатологической метафизики", Париж, 1949, с. 63).

Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, к-рое делает бессмысленной, абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освящённых традиц. религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерная для Сартра жажда разоблачения искажённых, превращённых форм сознания ("дурной веры") оборачивается, в сущности, требованием принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единств, способ подлинного общения, к-рый признаёт Камю,- это единение индивидов в бунте против "абсурдного", мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это, в сущности, экстаз разрушения, мятежа, рождённого отчаянием "абсурдного" человека.

Иное решение проблемы общения даёт Марсель. Согласно ему, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие - трансценденция - является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию - это диалог. Бытие, по Марселю, не "Оно", а "Ты". Поэтому прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к др. человеку, осуществляемое перед лицом бога. Трансцендирование есть акт, посредством к-рого человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистич. "Я". Любовь есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная; а поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, то Марсель относит его к сфере "таинства".

Прорывом объективированного мира, мира "man", является, согласно Э., не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественно-филос. творчества. Однако истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагич. надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что всё в мире, в конечном счёте, терпит крушение уже в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищённости самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придаёт его привязанности особую чистоту и одухотворённость. У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологич. учение (см. Эсхатология).

В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагич. интонация и общая пессимистич. окраска Э. являются свидетельством кризисного состояния совр. бурж. общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому философия Э. может быть названа философией кризиса.

Социально-политич. позиции у разных представителей Э. неоднородны. Так, Сартр и Камю участвовали в Движении Сопротивления; с кон. 60-х гг. позиция Сартра отличается крайним левым радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения новых левых. Политическая ориентация Ясперса и Марселя носит либеральный характер, а социально-политич. воззрениям Хайдеггера, в своё время сотрудничавшего с нацизмом, присуща ярко выраженная консервативная тенденция.

Э. отразил духовную ситуацию бурж. общества, обнажил его противоречия и болезни,- но предложить выход из этой ситуации он не смог.

Идеи и мотивы Э. получили распространение в совр. зап.-европ., амер. и япон. лит-ре; они отразились не только в художеств, произв. самих философов-экзистенциалистов (Сартр, Камю, Марсель, де Бовуар), но и в творчестве А. Мальро, Ж. Ануя, Э. Хемингуэя, H. Мейлера, Дж. Болдуина, А. Мёрдок, У. Голдинга, Кобо Абэ и др.

Лит.: Гайденко П., Экзистенциализм и проблема культуры, M., 1963; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер. с нем.. M., 1964; Современный экзистенциализм, M., 1966; Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм, "Вопросы философии", 1966,№12; 1967, № 1; е г о же, Экзистенциализм, в кн.: Буржуазная философия XX века, M., 1974; Современная буржуазная философия, M., 1972, гл. XIII и XIV; F о u Iquie P., L'existentialisme, Р., 1947; Cast е I I i E., Existentialisme theologique, P., 1948; S i е b е г s G., Die Krisis des Existentialismus, Hamb.- Bergedorf, 1949; Mu1ler M., Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart, HdIb., 1949; L e n г J., Der moderne deutsche und franzosische Existentialismus, 2 Aufl., Trier, 1951; W a h 1 J., Les philosophies de 1'existence. P., 1954; Alien E. L., Existentialism from within, L., [1953]; Heinemann Fr., Existenzphilosophie lebendig oder tot?, Stuttg., [1954]; его же, Jenseits des Existentialismus, [Stuttg., 1957]; Gignoux V., La philosophic existentielle, P., 1955; L и k а с s G., Existentialisme ou marxisme, [2 ed. ], P., [1961]; B oil no w O. F., Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., [196OJ; A b b a g n a n о N.. Introduzione all'esistenzialismo, [2 ed.], [Mil., 1967]. П. П. Гайденко.

ЭКЗО... (от греч. eхo - вне, снаружи), часть сложных слов, означающая: внешний, наружный, посторонний, указывающая на связь с внеш. средой (напр., экзогамия, экзогенный, экзосфера, экзотика).

ЭКЗОАСКОВЫЕ, устар. назв. одного из порядков - Taphrinales - голосумчатых грибов.

ЭКЗОБИОЛОГИЯ (от экзо... и биология), экспериментальная науч. дисциплина, посвящённая поиску и исследованию внеземных форм жизни. Осн. проблемы Э.: определение пределов и изучение механизмов выживаемости земных организмов в экстремальных условиях окружающей среды; выяснение путей абиогенного синтеза важнейших биоорганич. соединений и этапов предбиологической эволюции; установление критериев существования и разработка автоматич. методов обнаружения жизни на др. планетах с помощью автоматич. биол. лабораторий (АБЛ).

Установлено, что MH. земные микроорганизмы или их споры могут сохранять жизнеспособность в условиях низких температур (ниже -70 0C), вакуума (до 10-7- 10-10мм рт. ст.) и пониженной влажности воздуха (1-2%). Действием ультрафиолетовых лучей на простые соединения типа воды, аммиака, окиси углерода, метана осуществлён абиогенный синтез аминокислот, липидов, нуклеотидов, Сахаров и др. биологически важных веществ. Это позволило выдвинуть в Э. концепцию возможности жизни на др. планетах, прежде всего на Марсе, построенной на углеродорганич. водной основе. Для обнаружения жизни в Э. используются методы определения сложных органич. соединений - газовая хроматография, масс-спектрометрия, оптич. приборы, регистрирующие спектры поглощения и люминесценции вещества инопланетного грунта. Функциональные методы предназначены для определения активного метаболизма путём регистрации параметров роста, размножения, газообмена микроорганизмов во время инкубации образцов грунта на комбинированных питательных средах сложного состава. Успешным может быть только комплексное применение различных методов, объединённых по общей программе в АБЛ. В 1976 на Марсе была совершена посадка межпланетной станции "Викинг" (США) с АБЛ на борту. Однако первый экзобиологич. эксперимент на Марсе не дал доказательства существования жизни на этой планете. Дальнейшие эксперименты могут быть сделаны как с помощью АБЛ, так и путём доставки образца грунта на Землю. Подобные исследования, выполненные на образцах лунного грунта, свидетельствуют об отсутствии жизни на Луне в прошлом и настоящем. См. также Астробиология, Космическая биология, Происхождение жизни.

Лит.: Кальвин M., Химическая эволюция. Молекулярная эволюция, ведущая к возникновению живых систем на Земле и на других планетах, пер. с англ., M., 1971; Основы космической биологии и медицины, т. 1, M., 1975, ч. 3. А. Б. Рубин.

ЭКЗОГАМИЯ (от экзо... и греч. gamos - брак), запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия), реже - локального (община) коллектива в эпоху первобытнообщинного строя (сохранялась и в более позднее время). Многочисл. теории происхождения Э. объединяются в основном в 3 группы. Одни исследователи объясняют Э. необходимостью избежать вредных последствий от браков между кровными родственника-ми (Л. Г. Морган и др.). Другие - стремлением расширить социальные контакты и завязать отношенияс др. коллективами (Э. Тайлор, A. M. Золотарёв, К. Леви-Строс). Третьи видят в Э. средство установления социального мира в коллективе, поскольку половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы (С. П. Холстов, Ю. И. Семёнов).

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Семенов Ю. И., Происхождение брака и семьи, M., 1974; Первобытное общество. Основные проблемы развития, M., 1975.

ЭКЗОГАСТРУЛЯЦИЯ, экспериментально вызванное у зародышей животных нарушение процесса гаструляции путём удаления лицевых оболочек, изменения реакции среды и др. воздействий. Э. заключается в изменении направления морфогенетических движении клеток и клеточных пластов зародыша. У земноводных, напр., материал хордомезодермы и энтодермы, к-рый в норме попадает внутрь зародыша (рис. а), при Э. движется наружу (рис. б) и почти на всём протяжении оказывается разоб-

Экзогаструляция зародыша земноводных, вызванная гипертоническим раствором (схема): направления морфогенетических движений в зародыше при нормальной гаструляции (а) и при экзогаструляции (б); сплошные линии - движение клеток по поверхности, пунктирные - внутри зародыша; в - дифференцировка экзогаструлировавшего зародыша: / - атипичный эпидермис; 2 - эпителий кишечника; 3 - хорда; 4 - сомиты; 5 - мезодерма головы; 6 - энтодерма.

щённым с эктодермой. В последующем развитии экзогаструлировавшего зародыша (рис. в) в эктодерме не дифференцируется нервная ткань, а формируется лишь атипичной эпидермис (рис. в, 1), тогда как материал хордомезодермы и энтодермы претерпевает дифференцировку (рис. в, 2-5). Э. демонстрирует необходимость контакта между хордомезодермой и эктодермой для индукции зачатка нервной системы, а также значение координации разных морфогенетич. движений для нормального хода гаструляции.

ЭКЗОГЕННОЕ ПИТАНИЕ, процесс усвоения организмом веществ, поступающих из внеш. среды. Получаемые организмом пищевые вещества расщепляются на относительно простые химич. соединения, к-рые после всасывания используются для построения тканей и органов, регуляции функций, являются источниками энергии, необходимой для жизнедеятельности. См. Питание, Эндогенное питание.

ЭКЗОГЕННЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ, то же, что и гипергенные месторождения.

ЭКЗОГЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, геол. процессы, обусловленные внешними по отношению к Земле источниками энергии (преим. солнечное излучение) в сочетании с силой тяжести. Э. п. протекают на поверхности и в при поверхностной зоне земной коры в форме механич. и физико-химич. её взаимодействия с гидросферой и атмосферой. К ним относятся: выветривание, геол. деятельность ветра (эоловые процессы, дефляция), проточных поверхностных и подземных вод (эрозия, денудация), озёр и болот, вод морей и океанов (абразия), ледников (экзарация). Гл. формы проявления Э. п. на поверхности Земли: разрушение горных пород и хим. преобразование слагающих их минералов (физич., химич., органич. выветривание); удаление и перенос разрыхлённых ц растворимых продуктов разрушения горных пород водой, ветром и ледниками; отложение (аккумуляция) этих продуктов в виде осадков на суше или на дне водных бассейнов и постепенное их преобразование в осадочные горные породы (седиментогенез, диагенез, катагенез). Э. п. в сочетании с эндогенными процессами участвуют в формировании рельефа Земли, в образовании толщ осадочных горных пород и связанных с ними месторождений полезных ископаемых. Так, напр., в условиях проявления специфич. процессов выветривания и осадконакопления образуются руды алюминия (бокситы), железа, никеля и др.; в результате селективного отложения минералов водными потоками формируются россыпи золота и алмазов; в условиях, благоприятствующих накоплению органич. вещества и обогащённых им толщ осадочных горных пород, возникают горючие полезные ископаемые.

Лит.: Якушева А. Ф.. Динамическая геология, M.. 1970; Горшков Г. П., Якушева А. Ф., Общая геология, M., 3 изд., 1973; Общая геология, M., 1974.

Г. П. Горшков, E. В. Шанцер.

ЭКЗОГЕННЫЙ (от экзо... и ...ген) (ботан.), термин, обозначающий заложение боковых органов в периферия, слоях клеток главной оси того или иного органа растения. Напр., экзогенны листья, закладывающиеся в виде наружных бугорков на конусе нарастания побега, корневые волоски, представляющие собой боковые выросты покровной ткани корней, и нек-рые выросты (трихотомы) эпидермы наземных органов растений.

ЭКЗОГЕННЫЙ (мед.), происходящий от внеш. причин. В медицине термином "Э." обычно обозначают патологич. процессы, обусловленные гл. обр. факторами внеш. среды (напр., инфекция, травма), а также сами эти факторы. Cp. Эндогенный.

ЭКЗОДЕРМА (от экзо... и греч. derma - кожа), наружный одно- или многорядный слой плотно сомкнутых опробковевших клеток первичной коры корня, выполняющий покровную функцию после отмирания корневых волосков.

ЭКЗОКАРПИЙ (от экзо... и греч. karpos - плод), наружный слой околоплодника в плоде цветковых растений; то же, что внеплодник.

ЭКЗОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ (от экзо... и греч. krino - отделяю, выделяю), железы внешней секреции, железы животных и человека, выделяющие через выводные протоки вырабатываемые ими вещества на поверхность тела или слизистых оболочек, в те или иные полости. К экзокринвым относятся сальные, слюнные, потовые, молочные, слёзные, мускусные железы, а также печень, железы желудочно-кишечного тракта и др., выделяющие секрет в полость пищеварит. канала. См. Железы] ср. Эндокринные железы.

ЭКЗОПЕПТИДАЗЫ (от экзо... и греч. peptos - сваренный, переваренный), ферменты класса гидролаз; катализируют отщепление аминокислотных остатков с аминного или карбоксильного конца молекулы белка или пептида. Соответственно различают аминопептидазы и карбоксипептидазы. Cp. Эндопептидазы.

ЭКЗОСОМАТИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ (от экзо... и греч. soma-тело), эктосоматические органы, понятие, введённое в морфологию животных сов. зоологом A. H. Северцовым для обозначения органов, функционально непосредственно связанных с внешней (по отношению к организму) средой. Напр., кожа с её производными (перья, волосы, чешуя), органы чувств, кишечный канал с его железами. Cp. Энтосоматические органы. Лит.: Северцов A. H., Морфологические закономерности эволюции, M.- Л., 1939, с. 258.

ЭКЗОСПОРИЙ (от экзо... и спора), наружная оболочка спор у споровых растений. См. Спородерма.

ЭКЗОСТОЗ (греч. exostosis, от ехо - вне, снаружи и osteon - кость), костное или костно-хрящевое разрастание неопухолевого характера на поверхности кости (в виде линейных, шаровидных и др. образований). Возникают преим. у мужчин в детском и юношеском возрасте на бедренной, большеберцовой, плечевой и др. костях; рост Э. прекращается с окончанием роста костей. Как правило, Э. не вызывают жалоб, иногда большие Э. сдавливают мышцы и нервные стволы, вызывая боли и ограничение движений. Осн. метод распознавания Э.-рентгенологический. Оперативное удаление Э. проводят при наличии выраженных клинич. проявлений, а также при внезапном ускорении их роста у взрослых. Больные Э. подлежат диспансерному наблюдению.

ЭКЗОСФЕРА (от экзо... и сфера), сфера рассеяния, внешний, наиболее разрежённый слой атмосферы, где длины свободного пробега частиц так велики, что частицы могут диссипировать (рассеиваться) в межпланетное пространство. Масса "воздуха" в Э. близка к 10-10 массы атмосферы. Быстрее всего диссипируют лёгкие газы (H, Не). Э. начинается на высотах 450-800 км, а её верхняя граница находится на расстоянии неск. тыс. км от земной поверхности, где концентрация частиц становится такой же, как в межпланетном пространстве. Э. состоит из ионизир. газа (плазмы); у её начала отношение концентраций заряженных и нейтральных частиц близко к 1; в верх, половине Э. воздух почти полностью ионизирован. Ниж. и ср. части Э. в основном состоят из атомов O и N; с увеличением же высоты быстро растёт относит, концентрация лёгких газов, особенно ионизир. водорода. Газокинетич. темп-pa Э. 1500-3000 К; она слабо растёт с высотой. Рост солнечной активности приводит к потеплению Э. и к увеличению её толщины. На физ. процессы в Э. сильно влияет магнитное поле Земли, напряжённость к-рого у начала Э. равна 0,3 э, на внеш. её границ